Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" Развитие речи средняя группа. От рождения до школы развитие речи средняя группа


Валентина Гербова - Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Содержание:

Валентина ГербоваЗанятия по развитию речи в средней группе детского садаПланы занятий

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Особенности работы с детьми на занятиях

В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Обучение на занятиях позволяет дошкольникам освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений, которые затем совершенствуются вне занятий. Специальные занятия по развитию речи детей в средней группе проводятся еженедельно.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.

На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения рассказывать (высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при проведении занятий.

profilib.org

Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" Развитие речи средняя группа.

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

СЕНТЯБРЬ

1

Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.26

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Мягкая игрушка(лиса), рисунок с образцами тканей

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?».

Рассматривание и описание внешнего вида.

Почтовый ящик «Трудности в речевом развитии детей»: вы спрашиваете, мы отвечаем.

2

Звуковая культура речи: звуки си сь. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.27

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Полоска бумаги

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Беседа «Язычок в домике» песенки воды, песенка с бумагой, игра «Оса», произносим фразы. Игры с осой и слоном. Чтение русской народной песенки «Сорока, сорока». Загадывание загадок.

Произносить дома с детьми чистоговороки «са-са-са – вот летит оса»

3

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» идет трудиться. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.28

Учить детей следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Неваляшка

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Игры на прогулке в группе. Вводная беседа. Рассматривание и анализ внешнего вида, назначение и материал. Составление

рассказа.

Консультация

«Использование моделей при описании игрушек и предметов»

4

Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.29

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая детей к поэзии.

Кукла в красивом платье

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Беседа об осени. Чтение стихотворение И. Бунина «Листопад»

Попросить родителей после сада с детьми собрать листья от разных деревьев.

ОКТЯБРЬ

1

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон». В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.30

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Иллюстрированная книга К.Чуковского «Телефон».

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон», игра в телефон.

Беседа с родителями «Как можно реже давать сотовый телефон детям».

www.prodlenka.org

2.3. Образовательная область "Речевое развитие"

 

- Продолжать развивать речь как средство общения.

- Расширять представ-ления детей о много-образии окружающего мира.

- Предлагать для рассматривания изделия народныхпромыслов, мини-коллекции

иллюстрированные

книги, открытки, фотографии с досто-примечательностями родного края,   Мос-

квы, репродукции картин.

- Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми   разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:   убеждать, доказывать, объяснять.

- Обогащать речь детей существительными,

обозначающими предметы бытового окружения; прилага-тельными,   характери- зующими свойства и качества предметов; наречиями, обознача-ющими   взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со   сходным значением,

с противоположным значением.

- Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

-Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции   и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

с — ш, ж — з, л — р.

- Продолжать развивать фонематический слух.

-Учить определять место звука в слове.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предло-жениях:   существительные с числительными и прилагательные с существительными.

- Помогать детям замечать неправиль-ную постановку ударения в слове,   ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самосто-ятельно ее   исправить.

- Знакомить с разными способами образования слов.

- Упражнять в образовании однокоренных слов,

в том числе глаголов с приставками.

-Помогать детям правильно употреблять существительные множественного   числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном   наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые   существительные.

-Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

-Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки   высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

- Развивать монологическую форму речи.

-Учить связно, последова-тельно и выразительно пересказывать небольшие   сказки, рассказы.

- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержаниисюжетной картины, составлять   рассказ по картинкам с последова-тельно развивающимся действием.

- Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,   придумывать свои концовки к сказкам.

- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого

характера на тему, предложенную воспитателем.

- Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

- Совершенствовать речь как средство общения.

- Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотелибы узнать, в какие настольные и   интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы   смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать.

- Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные   материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсужде-нием с   воспитателем и сверстниками.

-Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать   объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы,   излагать свои мысли понятно для окружающих.

- Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

- Помогать осваивать формы речевого этикета.

- Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об   интересных фактах и событиях.

- Приучать детей к самостоятельности суждений.

-Продолжать работу по обогащению бытового, природоведчес-кого,   общество-ведческого словаря детей.

- Побуждать детей интере-соваться смыс-лом слова.

-Совершенст-вовать умение использовать разные части речи в точном

соответствии с их значением и целью высказы-вания.

-Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

-Совершенствовать умение различать на слух и в произ-ношении все звуки   родного языка.

- Отрабатывать дикцию: учить

детей внятно и отчетливо произ-носить слова и словосочетания с   естественными интонациями.

-Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с   определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять   место звука в слове.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

-Совершенст-вовать умение образовывать (по образцу) однокоренные

слова, существи-тельные с суф-фиксами, глаголы с приставками,   прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- Помогать правильно строить сложноподчинен-ные предложения,   использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что,   если, если бы и т. д.).

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы   речи.

- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между   детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать   культуру речевого общения.

- Продолжать учить содержа-тельно и выразительно пересказывать   литературные тексты, драматизировать их.

-Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании   картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

-Помогать составлять план рассказа и придер-живаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на

заданную тему.

- Дать представления о   предложении

(без грамма-тического определения).

-Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений   (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последова-тельности.

- Учить детей делить двуслож-ные и трехсложные слова с открытыми

слогами на части.

- Учить состав-лять слова из слогов (устно).

-Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

shat-dou14.edumsko.ru

Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" Развитие речи средняя группа.

3

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.37

Учить детей описывать картину в определенной последовательности. Приобщать детей к поэзии.

Картина «Собака со щенятами», стихотворение А.Майкова «Осенние листья»

Словесные: беседа, анализ

наглядные: Рассматривание

картины.

Использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: П/и.

Физминутки.

Наблюдение на прогулке. П/ и «Лохматый пес». Составление

рассказа.

Пересказ. Вопросы и

ответы.

Просмотр мультфильмов. Фотовыставка «Мои домашние животные»

4

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.38

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении

образовывать слова по аналогии.

Игрушки: кукла, медвежонок, чебурашка, лиса.

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и. Физминутки.

Игры на прогулке в группе. Вводная беседа. Рассматривание и анализ внешнего вида, назначение и материал. Составление рассказа.

Рекомендация «Как составлять рассказ по картине»

ДЕКАБРЬ

1

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.42

Познакомить детей с русской народной сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Иллюстрированная сказка «Лисичка-сестричка и волк», маска лисы и волка.

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова).

Рекомендация : «Как научить детей правильно пересказыванию».

2

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.43

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Маска медведя. Картина, игрушки

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: П/и.

Физминутки.

Чтение стихов: А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (сокр.), С. Дрожжина «Улицей гуляет…», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…». Заучивание стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой». Наблюдение на прогулке. П/и «У медведя во бору…».

Конкурс семейных фотографий «Зимняя прогулка»

www.prodlenka.org

Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" Развитие речи средняя группа.

2

Звуковая культура речи: звуки л-ль В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.63

Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие-учить определять слова со звуками л-ль

Картинки игрушки данным звуком.

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки.

Игры на прогулке в

группе. Игры с язычком. Упражнения -повторения. Прослушание песенки «Лето», из македонской поэзии в пересказе Л. Яхнина.

Тренинг «Сначала рассматриваем, потом пересказываем».

3

Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.65

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

Картинка(деревья, кустик, ягоды, гриб, белка, девочка и т.д.)

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Составление картины на тему «Лесная полянка».

Наблюдение на прогулке

Рекомендации:

« Как научить детей составлять описательные рассказы».

4

Заучивание стихотворений В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.66

Помочь детям звпомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Стихотворение Ю. Кушака «Олененок».

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок», заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить». Вводная беседа. Чтение произведения. Беседа по содержанию. Игра «Вопрос-ответ».

Папка – передвижка «Рекомендуем читать детям».

МАЙ

1

День Победы В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.68

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Праздник Победы» Т.Белозерова.

Стихотворение «Праздник Победы» Т.Белозерова.

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и.

Экскурсия к

вечному огню. Чтение стихов.

Заучивание

стихов.

2

Звуковая культура речи: звуки р-рь В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.69

Упражнять детей в произношении изолированного звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах)

Картинки игрушки данным звуком.

Словесные: беседа, анализ

наглядные: использование образца, показ действий

практические: помощь в овладении навыками

игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки

Чтение скороговорки С. Фархади «Сороки». Чтение стихотворения С. Маршака «Про все на свете». Загадывание загадок. Игры на прогулке в

группе. Игры с язычком. Упражнения -повторения

Папка-передвижка «Развиваем речь ребенка».

www.prodlenka.org

«Требования ФГОС ДО и Программы «От рождения до школы» к уровню развития речи детей старшего дошкольного возраста | Методические разработки

«Требования ФГОС ДО и Программы «От рождения до школы» к уровню развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Казыханова Эльвера Рашитовна

Организация: МБДОУ д/с№44

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

В рамках  ФГОС ДО одной из первоочередных  стоит задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста как средства общения и культуры.

Одно из главных требований  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

В наш технологический век, когда телевизор и компьютер присутствуют практически в каждом доме, дети уже в младшем возрасте предпочитают  общению со сверстниками, прогулкам и спорту часами просиживать за компьютерными играми. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи во всех аспектах; впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.

Поэтому целью педагогической деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Далее были определены задачи:

  • изучить новые подходы и принципы в организации развивающей предметно – пространственной среды ДОО;
  • организовать развивающие центры деятельности, способствующие речевому развитию детей;
  • создать условия для развития речи воспитанников через внедрение инновационных компонентов  РППС;
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания  комфортной  развивающей предметно-пространственной среды.

Новизна данной деятельности заключается в разработке и создании оригинальной, современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях группы  с использованием безопасных, ярких элементов и пособий, с соблюдением всех принципов построения согласно требо

www.pdou.ru

Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2010 г.).

Инфоурок › Дошкольное образование › Рабочие программы › Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2010 г.).

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1335097

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru