КОНСПЕКТ СТАТЬИ Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые. Песни которые пели в определенные дни года по праздникам


КОНСПЕКТ СТАТЬИ Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые

песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, по праздникам, Календарная песня — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла. Новый год встречали в надежде на доброе житье. Всюду по деревням и городам на так называемых Святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани - овсенем, на севере — виноградьем. Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру. Название «коляда» возникло из названия первых дней каждого месяца в римском календаре — «календ». Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами. Весну закликали песнями веснянками, в майские дни чествовали деревья и цветы. С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые, плясовые песни. Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. Любовные песни не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен, в них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни. Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни — особая группа лирических песен. Народ трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами. А. С. Пушкин упомянул об одной такой песне в стихотворении «Зимний вечер»: Спой мне песню, чак синица Тихо за морем жила... От лирических песен отличаются свадебные обрядовые песни, предназначенные для исполнения на свадьбе. Пение этих песен предусмотрено самим обрядом. Эти песни были пленительной поэзией, которая украшала свадьбу, делала ее памятным событием в жизни человека. На свадьбе звучали причитания невесты. Прачитания-плачи звучали и на похоронах, при отъезде в дальнюю дорогу, на похоронные плачи были похожи причитания по рекруту-новобранцу. Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки. Среди частушек были лирические попевки: Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет. Лучше нету той минуты, Когда миленький придет. Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как Иван IV завоевал Казань, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасали Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали - победу над шведами, как Пугачев пригрозил графу Панину, как Суворов велел армии переплыть море, как Кутузов вступился за честь России. Минувшая история проходит в народных песнях такой, какой ее пережил народ, как он понял ее.

vashurok.ru

Календарно - обрядовые песни

Календарно - обрядовые песни

Обрядовые песни - это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора  является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители 

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень. 

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!А бывает колядаНа кануне РождестваКоляда пришлаРождество принесла.

***

Ты нас будешь дарить -Мы будем хвалить,А не будешь дарить -Мы будем корить!Коляда, коляда!Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!Иди спать, отдыхать!Весна Красна!К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,Веселье, радость принесли!Зима-то кончается,Масленица начинается!

***

Веселись, народ:В гости Масленка идетС пирогами и блинами, -Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -Весну-матушку встречать!На санях кататься,блинками баловаться!

 Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.

***

Весна! Весна красна! Тепло солнышко!Приди скорей,Согрей детей!Приди к нам с радостью!С великой милостью!С льном высоким!С корнем глубоким!С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,Егорья окликали,Макарья величали:«Егорий ты наш храбрый,Макарий преподобный!Ты спаси нашу скотинуВ поле и за полем,В лесу и за лесом,Под светлым месяцем,Под красным солнышком От волка хищного,От медведя лютого,От зверя лукавого!»

***

Юрий, добрый вечер!Юрий, подай ключи,Юрий, отомкни землю,Юрий, пусти траву!— Юрий, на что трава?— Трава для коников!— Юрий, на что роса?— Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета.  Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы. 

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,Завивайся, кудрявая!К тебе девки пришли,К тебе красны пришли,Пирога принеслиСо яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,Тут рожь густа!Где бабы шли,Там вымокла!Где мужики шли,Там повыросла!Где ребята шли,Там повылегла!Где кум прошел,Там овес взошел,Где кума прошла,Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

— Сегодня, девочки, Купала,Сегодня, девочки, Купала!А кто сделал что — пропало,А кто сделал что — пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,Марья ИванаВ жито звала,В жито звала:— Пойдем, Иван,Пойдем, Иван,Жито глядеть,Жито глядеть!Чье жито,Чье житоЛучше из всех,Лучше из всех?Наше жито,Наше житоЛучше из всех,Лучше из всех!Колосисто,Колосисто,Ядренисто,Ядренисто,Ядро в ведро,Ядро в ведро.Колос в бревно,Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

      Коси коса,       Пока роса,       Роса долой –       Коса домой.       Коса любит лопаточку,       Лопатка – песок,       Косец – пирожок,       Еще каши горшок,       Толокна ему мешок,       Еще брюковки на Филипповки,       Еще редьки хвост       На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно  - обрядовые песни связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы  сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,Жали, пожинали:Жней молодые,Серпы золотые…Ой и чьё это полеЗажелтело, стоя?Иваново полеЗажелтело, стоя:Жницы молодые,Серпы золотые!

***

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бородуУ Василья на поле,Завиваем бородуУ Ивановича нашего,На ниве великой,На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное, Садись поскорей, Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

      Жнива, жнива,       Дай мне силушку       Еще на яровую жнивушку!

Смотрите также:

На странице использованы тексты обрядовых песен из книги Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"

 

ucthat-v-skole.ru

КОНСПЕКТ СТАТЬИ Несказанно прекрасен мир народной песни....

Русские песни разнообразны,как труд.Есть несколько групп бытовых песен .Есть песни календарные , которые привязаны к праздникам.    Новый год и Святки породили обряд колядок с  "величальными  песнями".Это были своего рода обрядовые игры .Обязательным при них было угощение  гостей .Коляда произошло от римского. слова календарь ( название первых дней каждого месяца)  С календарными песнями связаны   разные виды песен.  С обрядами не связаны лирические песни- раздумья.   Любовные и семейные песни рассказывали о житье в семье .  Особую группу составляли шуточные песни.  Были песни ,исполненные особой поэзии ,которые исполнялись на свадьбах.   Ещё один вид народной песни- причитания - пелись не только на свадьбах невестой ,но и на похоронах,проводах в рекруты .     Другой вид  народного песенного творчества - частушки ,появились в 19 веке .    Исторические песни рассказывали о реальных героях и событиях,прославившихся в истории   .     Минувшая история  и жизнь народа проходят в песнях .События изображены так ,как  их понимал народ .

Оцени ответ

shkolniku.com

Рождественские колядки: тексты, песни, обычаи

Колядки — это обрядовые песни, которые поют в святочные дни, в том числе и в ночь перед Рождеством. Это песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства, хорошего урожая. Колядование — старинная народная традиция, которая в особенности была распространена в деревнях и селах.

История колядования в России изначально была связана с языческими Богами. Раньше колядовать ходили в день зимнего солнцестояния. У славян именно этот день являлся рождеством Божества — Солнца. Колядующие ходили по улицам, пели обрядовые песни и возвещали всех о рождении Солнца. Позже, с проникновением христианства, колядование было приурочено к Рождеству Христову. Так, в колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.

Суть Рождественских колядок в том, чтобы возвестить всех людей о рождении Спасителя. Ряженые (именно так назывались те, кто колядовал) стучались в каждый дом и зазывали хозяев колядовальными песнями. Хозяева, по обычаю, должны были дать что-то со своего праздничного стола.

Особое внимание уделялось костюмам: ряженые были одеты в шубы и тулупы наизнанку, на лицах были маски животных, в руках — мешки для сбора даров. Изюминка этой традиции — в песнях-колядках. В словах колядок восхваляется Христос, а также поются поздравления и пожелания добра.

Текст колядок и колядовальные песни

Коляда, коляда Отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубь, Хоть пятак, Не уйдём из дома так! Дайте нам конфетку, А можно и монетку Не жалейте ничего Накануне рождество!

Коляда, коляда, Кто не даст пирога, Мы корову за рога, Кто не даст пышки, Мы тому в лоб шишки, Кто не даст пятачок, Тому шею на бочок.

Пришла коляда Накануне Рождества, Дайте коровку, Масляну головку. А дай бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа, Рожь ужимиста. Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна — пирог. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытием, И богатством. И создай вам, Господи, Еще лучше того!

Ангел с неба к нам спустился, И сказал Иисус родился. Мы пришли его прославить, И вас с праздником поздравить.

Сеем, веем, повеваем, С Рождеством вас поздравляем! Вы Христа прославляйте, Угощенья нам давайте!

Желаем вам счастливого Рождества и Крещения и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Русская народная музыка - Музыка

Русская народная музыка

Презентацию выполнила

Ученица 8А

Романова Александра

Русская народная музыка  — традиционная музыка русского народа, очень значимая часть фольклора. Многие виды дошедших до конца XX — начала XXI века песен имеют языческие корни.

истоки

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору племён, которые жили на территории Киевской Руси. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие население государства; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические традиции.

Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона.

Основные русские народные инструменты

Балалайка Домра

Гусли

Балалайка

Балалайка  — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы. Струн – три. Характерным приёмом на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно.

История балалайки

Балалайка вошла в фольклор на рубеже ХVIII века, когда стала распространённым инструментом в России.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент». Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Гусли

Гусли — различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом являются гусли лирообразные.

История

Гусли  — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира. Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях.

Существуют виды: крыловидные, шлемовидные, лирообразные, щипковые, клавишные гусли.

Домра

Домра  — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора. Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине.

История домры

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях . Игроки на домре назывались домрачеями. В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Современный облик домра обрела в 1896 году.

Жанры

Среди основных жанров народной музыки можно выделить: календарные, обрядовые, исторические, шуточные и лирические песни .

  • Календарные песни – их пели в определённые дни года, по праздникам. Календарная песня – это песня, исполнение которой , вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.
  • Обрядовая песня — это песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни — к свадьбе, похоронам.
  • Историческая песня – это песня, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.
  • Шуточные песни - это народные песни  в форме четверостишья, по содержанию юмористические, как правило, исполнялись в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.
  • Лирические песни – это народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Как правило, это медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования.

Людмила Зыкина

Людмила Георгиевна Зыкина — советская и российская певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен. Художественный руководитель и солистка Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. Мать — Екатерина Васильевна (1902—1950) работала санитаркой в военном госпитале. Отец — Георгий Петрович Зыкин (1899—1956) рабочим. В семье кроме Людмилы был ещё брат Александр.

В годы Великой Отечественной войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе.

Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве, а в 1960 году — победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады. На протяжении всей жизни придерживалась народного русского стиля пения, сначала хорового, затем сольного. Следует отметить, что всенародную известность Зыкиной принесли не столько русские народные песни, сколько советские, стилизованные под народные.

1 июля 2009 года она скончалась в Москве в возрасте 80 лет от сердечно-почечной недостаточности. С воинскими почестями певицу похоронили 4 июля 2009 года на Новодевичьем кладбище.

multiurok.ru

Обрядовые песни

Календарно - обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.

 Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне - зимние сборища молодежи — «посиделки».

В весенне-летней обрядности выделяются также обрядовые песни, приуро­ченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и начала созревания злаков.

Празднование Ивана Купалы происходило в период летнего солн­цеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7 июля - по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс.  Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий, началу  или завершению определенного трудового процесса.

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Троицу - это разновидность летних календарно - обрядовых песен. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Обрядовые песни - это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Зимние календарно - обрядовые песни связаны со святками, рождеством и новым годом. Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения.  Главными  атрибутами праздников зимнего цикла являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания

 Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

Какие календарно - обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

ucthat-v-skole.ru

Осенние обрядовые песни

Осенние обрядовые песни

 Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

 Во время сбора урожая пели житные песни - так раньше народный фольклор называл календарно - обрядовые осенние песни .

Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды". Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды" клалось угощение - краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Приведем тексты осенних календарно - обрядовых песен русского народа. 

Жали мы, жали,Жали, пожинали:Жней молодые,Серпы золотые…Ой и чьё это полеЗажелтело, стоя?Иваново полеЗажелтело, стоя:Жницы молодые,Серпы золотые!

Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. 

Яровая спорынья!Иди с нивушки домой,Со поставушки домойК нам во Кощено село.Во Петровково гумно!А с гумна спорыньяВо амбар перешла,Она гнездышко свила,Малых деток вывела,Пшеной выкормила,Сытой выпоила!

***

Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.

И говорило аржаное жито,В чистом поле стоя,В чистом поле стоя:Не хочу я, аржаное жито,Да в поле стояти,Да в поле стояти,Не хочу я, аржаное жито,Да в пола стояти Колосом махати!А хочу я, аржаное жито,Во пучок завязаться,В засенку ложиться,А чтоб меня, аржаное жито,Во пучок взвязали,Из меня рожь выбирали!

***

Жали мы, жали, Жали-пожинали,  Жнеи молодые, Серпы золотые, Нива долговая, Постать широкая; По месяцу жали, Серпы поломали, В краю не бывали, Людей не видали

***

Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.

Петрушечка-господырёк,Отгреби-тко свой роёкОтсыти ты нам сыты.Жней за стол усади.Жней за стол усади Пива, меду поднеси! Ты напой меня, жнею,Я те песенку спою!

***

Осенняя календарно - обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.

Ой, пора до двора:Да на дворе не рано.На дворе не рано —Да сильная роса пала!А еще попозднее —Да роса посильнее!Ай, пора до двора —Да поела нас комара.Ой, не так комара,Да как дробные мушки!

***

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бородуУ Василья на поле,Завиваем бородуУ Ивановича нашего,На ниве великой,На полосе широкой!

***

Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной

Жнивка, жнивка,Отдай мою силку,Чтобы не болела спинка!

***

Нивка, нивка, Отдай мою силку, Я тебя жала, Силу свою теряла

***

Календарно - обрядовая песня осени, которая  оповещала об окончании жатвы

У нас сегодня война была,Эй, эй, эй, война была!Мы сегодня воевали,Эй, эй, эй, воевали!Все жито пожали,Эй, эй, эй, пожали!Снопы повязали,Эй, эй, эй, повязали!И копны посчитали,Эй, эй, эй, посчитали!Несите горелочку,Эй, эй, эй, горелочку!И сыр на тарелочку,Эй, эй, эй, на тарелочку!

Тексты осенних календарно - обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.

Используемая литература: Круглов Ю.Г "Обряды русского народа"

Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru