1. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста


Монологическая речь у детей дошкольного возраста: основные формы

В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками. 

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание
  • повествование
  • рассуждение

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет.

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.

Отличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок?

Изначально описание заключается в использовании одного-двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему развивается выразительность и связность речи .

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях;
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил;
  • Рассказыванием по сюжетной картине;
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором — поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого?»

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • Описание факта;
  • Поиск аргументов;
  • Выявление причинно-следственных связей;
  • Формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего»?

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.

Использование творческой деятельности в развитии связного монолога

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.

Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Приемы развития монологической речи в повседневной жизни

Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.

Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, многообразие игрушек.

Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника высказать собственное мнение:

  • Спорное поведение героев в мультфильме или рассказе.
  • Произошедший конфликт на детской площадке – кто прав, а кто неправ?
  • Ситуация на улице: мальчик помогает бабушке нести сумки. Он правильно поступает? Почему?

Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов. Также это поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.

alldoshkol.ru

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения.

В связной речи понятие - монологическая речь, является центральной.

Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речь имеет некоторые особенности:

1. Монологическая речь - это развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

2. Монологическая речь - произвольный вид речи. Говорящий, имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.

Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2-х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как - описание и повествование.

Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога - рассуждения в одно - два предложения.

При формировании у детей монологической речи были поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.

2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Поддерживать интерес к рассказыванию.

5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.

6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.

Методами монологической речи являются:

1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.

2. Сочинение - где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Детям со среднем уровнем развития доступны эти виды монологической речи, но дети с низким уровнем развития требуют индивидуальный подход. Для этого используются различные тексты: сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения со взрослыми; произведения художественной литературы.

Темы сообщений могут быть различными: события, случаи, происходящие по дороге на работу, на прогулке, в лесу, парке и т. д. Это может быть и описание животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса - словом то, что окружает человека. Словесные зарисовки, действительные случаи из жизни следует излагать правильно и выразительно, доверительным тоном, иногда весело, с юмором, так как эти зарисовки производят на детей большое впечатление. Они охотно, с удовольствием пересказывают их друг другу, тем самым непосредственно развивается монологическая речь. С дошкольниками можно говорить о вещах, явлениях, включать только знакомые детям лексику и грамматические формы, формируя ежедневно, в результате чего и развивается трудная форма речи -монологическая речь.

Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы. Например:

Воспитатель: Петушок - петушок, золотой что? Что у него золотое?

Ребенок: Гребешок.

Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.

От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы. Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:

Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.

Уже в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать - опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций.

Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать, дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик? »

Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.

Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.

Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.

Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.

Таким образом, у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?

В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.

У детей старшего дошкольного возраста при обучении монологической речи следует формировать вопросы совсем другого характера — вопросы-указания, что надо говорить, в каком порядке излагать события. Например: к пересказу сказки «Заяц - хваста», в обработке А. Толстого, детям даются такие указания:

Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

Теперь - расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?

Далее - расскажи, как заяц выручил ее из беды?

После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.

Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?

Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.

Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.

При пересказывании сказки применяются игровые моменты, тем самым наблюдается интеграция образовательной области «социализация». Можно применять игровую ситуацию: пригласить детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер - «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате чего создается самими детьми рукописная сюжетная книжка.

В процессе всей работы над связной речью (и при составлении, и при прослушивании любых рассказов и сказок) нужно воспитывать у ребёнка умение выделять главную мысль рассказа и понимать заложенную в нём идею – что именно хотел сказать автор своим произведением и с какой целью он его написал?

При работе над развитием связной монологической речи очень важно использовать все возможности для того, чтобы эта работа оказалась как можно более интересной и максимально доступной для ребёнка. –только при этих условиях она будет достаточно эффективной.

Поэтому оценивать самые первые, пусть не очень удачные или даже совсем неудачные рассказы ребёнка нужно только положительно, радуясь тому, что он попытался что-то самостоятельно рассказать. Такая оценка играет роль поощрения и наилучшим образом стимулирует ребёнка к дальнейшей работе.

В заключение хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и её образность и выразительность. Но для того, чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

infourok.ru

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста: методы

Приветствую наших читателей, больших и маленьких! Сегодня нам предстоит разобраться в вопросе, как можно научить ребенка переносить мысли в словесную форму. Мы все знаем по себе, как иногда много мыслей роится в нашей голове, а сформулировать и передать их бывает трудно.

На понимании смысла сказанного базируется ответная реакция и формируется отношение к собеседнику. Чтобы нас понимали правильно, нужно подбирать слова и выражения, которые будут полностью отражать суть мысли. Учить этому нужно с детства, пока есть возможность регулировать развитие монологической речи у детей дошкольного возраста.

N.B. Как вы знаете, весь процесс развития речи ребенка в основном базируется на обучении диалогу. Родители с самого раннего возраста, а потом и воспитатели постепенно подводят детей к тому, что им нужно связывать свои слова не только в беседу с другими людьми, а и доносить другим какую-либо информацию в виде длинного повествования. Научить ребенка выражать свои мысли правильно и есть основная задача развития навыка монологической речи.

Мы не будем затрагивать вопрос о том, что легче: обучение детей диалогической речи или развитие у них качеств рассказчика и развитие навыков монологической речи. Каждый из вас в процессе развития вашего чада сделает эти выводы самостоятельно. В любом случае, наши дети вырастут и научатся и монологу и диалогу, наша задача – помочь им в этом.

Рекомендую к прочтению: Диалог или как научить ребенка вести беседу

Действуем чувственно, но обоснованно

Каждая мама изо дня в день с утра до ночи развивает своего малыша, даже не подозревая об этом. Так что не беспокойтесь напрасно, дорогие родители. В нас всех заложено природой интуитивно чувствовать потребности наших детей в данный момент.

И если вы, играя с крохой в Угадайку, используете только лишь диалоги, ничего страшного, чуть позже в вашем игровом меню появятся игры, направленные на развитие связной речи вашего чада.

Не думаю, что все без исключения мамы подбирают развивающие занятия для своих детей. И тем не менее, когда ребенок идет в детский сад, там он приобретает навыки разного рода деятельности, которые потом понадобятся ему в школе. Я, конечно, вас не призываю пустить все на самотек, просто радуйтесь живому общению с вашими детьми, наряду с этим подключая игры и занятия на развитие речи.

N.B. Очень легко развивать речь детей там, где мама в течение дня не закрывает рот и проживает все время, окунаясь не только в собственные дела, но и в дела ребенка. Почему бы, скажем, не завести разговор с годовалым малышом о том, как детское постельное белье (простынка, наволочка, одеяльце) переезжают в стиральную машинку, и она начинает его стирать? Здесь и возможно новые слова, и описание действий, и похвала в помощи маме, и последовательность действия в процессе.

В течение дня включаем речевую зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел язычок гулять (открыли ротик, показали язычок)

Машет нам «Привет-привет!» (языком вверх-вниз)

Машем мы ему в ответ (помахали языку рукой перед зеркалом)

А потом он улыбнулся (улыбаемся друг другу)

А потом он облизнулся (можно на губы нанести немного меда или варенья, если нет аллергии)

Потом кончик показал (губы трубочкой и кончик языка показать)

И в ротик убежал! (спрятали язык)

Я хочу вам сказать, что развитие ребенка напрямую связано с отношениями в семье и собственно отношением к ребенку. В позитивно растущей семье дети имеют высокий уровень обучаемости и развития, и родители занимаются с ними с удовольствием. Ничего не стоит из любой игры сделать дидактическую, используя игрушки в качестве дидактического материала.

Проверено на моих детях: в год им было очень интересно общаться с куклой, которая каждый день у них перед глазами. Они с удовольствием выполняли ее просьбы и искали ответы на вопросы. Так что дидактическая игра как метод развития любого навыка вряд ли себя изживет. Главное, выбираем тему и цель игры, и вперед!

Собираем мысли в единое целое

Конкретно монологическую речь можно начинать развивать после 4 лет. К этому возрасту у ребенка уже сформирован навык диалога, он легко отвечает на вопросы и задает их сам. А вот с описанием и повествованием малышу придется столкнуться вплотную. Конечно, кроха уже может рассказать немного о себе, но пока ему это легче сделать, опираясь на наводящие вопросы.

Действие с опорой на так называемый словесный образец является одним из методов обучения малыша монологической речи. Другие приемы развития монолога – дополнительные, это формирование навыка в процессе рассказывания по картинкам и опора на реальные предметы.

N.B. Повторить описание или рассказ за взрослым малышу трудно, он не может еще удержать в голове так много задач:

  • Проследить цепочку событий
  • Запомнить последовательность
  • Понять связи и сделать выводы
  • Воспроизвести все в нужном порядке

Именно для этой цели созданы разработки для работников дошкольного учреждения, в которых отражены особенности применения приемов обучения у дошкольников по возрастам. Начиная с младшей группы, методы и приемы почти не отличаются, меняется только объем текста и смысловое наполнение. Дети начинают применение монологической речи с описания, потом переходят к повествованию и в последнюю очередь, к рассуждению.

Каждому свое

Каждый возрастной этап характеризуется появлением и закрепление определенного навыка, что соответствует возрастным особенностям детской личности. Чтобы помочь малышу в овладении сложными навыками, взрослые применяют вспомогательные методы и соблюдают правила процесса развития. А именно:

  • Учат ребенка слушать, не перебивая, а потом делают это сами
  • Помогают малышу в освоении пересказа, рассказа и сочинения

Применение второго пункта помогает научить ребенка выражаться художественно, красиво, способствует становлению и развитию его связной устной речи. С помощью пересказа взрослый может доносить до ребенка любую информацию, включая и обучающие тексты. Рассказ-повествование из уст родителей или воспитателей (при условии, что информация эмоционально окрашена и интересна ребенку) будет передаваться в кругу детей или семьи.

Таким образом, процесс пересказывания закрепляется, ребенок получает больше информации, пополняет свой лексический запас, учит и использует разные грамматические формы. Подобные «занятия» мы с вами, дорогие мамы и папы, проводим ежедневно, разговаривая с малышом.

Только нам следует учитывать, что старший дошкольник должен получать пищу для мозга в виде рассуждений, чтобы было где поискать причинно-следственные связи и вынести определенный опыт и выводы.

Помочь в обучении монологу может картинка. Вернее, серия картинок, по которым ребенку будет легче воспроизвести сюжет. Используя картинки, можно также провести несложную диагностику сформированности навыков монологической речи. Для этого подготовим 4 задания для ребенка. В исследовании участвует старший дошкольник.

Вы предлагаете малышу 4 задания по очереди:

  1. Пересказать небольшой рассказ (два-три предложения будет достаточно)
  2. Составить собственный рассказ, опираясь на несколько картинок, которые нужно прежде разложить в нужном порядке
  3. Составить рассказ с элементами описания. Тема может быть любой, например, «Моя любимая игра»
  4. Придумать окончание рассказа. Здесь мы получим дополнительную информацию об уровне сформированности воображения ребенка.

Наша подборка книг по теме:

Вот мы и добрались до логического конца нашей встречи. Как видите, ваши действия наверняка отвечают всем требованиям современных методов обучения малышей дошкольного возраста. Просто мы не всегда знаем, что процесс развития поддерживается нами настолько. Подводя итог сказанному, хотелось бы пожелать вам и вашим детям содержательных дней, веселых игр и занимательных занятий с друзьями.

Видео по теме:

Следите за нашими новинками и планами на будущее. Если у вас есть вопросы или советы для других родителей, пожалуйста, не стесняйтесь, делитесь в комментариях. Каждый накапливает свой собственный опыт, и у любой мамы найдется пара «секретиков», которые могут пригодиться и другим.

Не прощаюсь надолго! Всего доброго.

pozitiv-child.ru

Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Обучение различным видам монологической речи.

Еремеева Инна Анатольевна  ГБДОУ №18 воспитатель

В статье даётся характеристика связной монологической речи у детей дошкольного возраста, особенности её развития на разных возрастных этапах и виды творческих заданий по обучению различным видам монологической речи.     

Каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отражается в слове природа страны и история народа.  К.Д.Ушинский

  Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания наших дошкольников. Ребёнка можно обучать и воспитывать, но нельзя заставить выживать и развиваться. Чтобы он хотел жить и хотел узнавать, необходимы условия. И успешное решение нашей задачи зависит от многих условий – социального окружения, речевой среды, семейного благополучия, познавательной активности дошкольника, индивидуальных особенностей личности, комфортной обстановки, стабильности и т. д. Владение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Мышлению человека свойственно воспринимать окружающее. Конечно же, язык реагирует на это и закрепляет виденное в определенные структуры. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: ·        Описание (мир в статике) – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи  раскрывается, то есть уточняется состав, структура, свойства, назначение (объекта). Назначение описания – запечатлеть какой-нибудь момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его. В описании употребляются языковые категории, раскрывающие сополагающие признаки фактов, явлений, предметов: слова с качественным и пространственным значением,  именные конструкции, формы настоящего времени глаголов. ·        Рассуждение – это установление причинно-следственных связей, модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода. ·        Повествование (события в движении и во времени) – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развёртывающийся во времени и на первый план выдвигается порядок протекания действий. При помощи повествования передаётся развитие действия или состояние предмета.          Можно выделить различные формы повествования. По утверждению Т.А. Ладыженской, разновидностью повествования является рассказ, в котором различаются: завязка, кульминация, развязка. Схему повествования Т.А. Ладыженская представляет следующим образом: vНачало события vРазвитие события vКонец события М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.          Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определенное влияние на протекании всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру.          Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.                     Функции монологической речи:    
Монологическая речь
 
Воздействующая
Информативная
Эмоционально- оценочная
      
-побуждение к действию либо предотвращение действия   -убеждение в правильности тех либо других мыслей, убеждений, взглядов, действий - описание событий, действий, состояний   -сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности -обращение внимания на художественную форму (подбор эпитетов, сравнений, метафор на обращенную речь)
    Под связной речью понимается логическое, развернутое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что связная речь – такая речь, которая понятна на основе её собственного предметного содержания.                    Показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка – это связная речь, которая является результатом общего развития речи (Л.С Выготский, Д.Б Эльконин).    Cвязное высказывание отражает уровень развития ребенка: речевого, умственного и эмоционального, оно показывает, насколько ребенок владеет словом, богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи, умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять  слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно и грамотно отражало замысел говорящего. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений: ·        соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели. ·        строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью ·        отбирать адекватные лексические и грамматические средства ·        пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации ·        соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств. Отсюда следует, что « теоретической основой рассмотрения связной речи как продукта является такая область языкознания, как лингвистика текста, изучающая его содержательную и структурную стороны» (И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик, С.И. Гиндин, Л.М. Лосева) .          И по современным представлениям, скорее текст, а не предложение, является реальной единицей речевого общения. На уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.          Организованный вид речи  требует специального речевого воспитания. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи и в большой степени она произвольна.          Произвольность монологической речи предполагает, в частности, избирательно пользоваться уместными для данного высказывания языковыми средствами. В исследованиях  А.А.Люблинской, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец по проблеме развития связной монологической речи рассматриваются вопросы о функциях, формах и содержании связной речи, о взаимосвязи умственного развития детей и развития связной речи.          Исследования, наблюдения, тестирование показали, что уже на втором году жизни в процессе непосредственного эмоционального, практического общения с взрослыми закладываются  основы будущей связной речи. Медленно и постепенно речь приобретает развернутый, связный характер и уже к пяти годам устная речь ребёнка дошкольника, много общающегося с взрослыми, становится достаточно богатой и полной.          Однако проблема состоит в том, что ни один ребёнок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. И говорящий ребёнок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово.          Анализ результатов исследования показал, что дети допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложении в тексте. Многие дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. В их  рассказах  часто присутствуют элементы повествования и описания. Текст   приобретает вид контаминированного. Происходит контаминация двух имен существительных, одно из которых уже известно ребёнку, другое неизвестно, только что услышано, но по звуковой форме близко известному. И незнакомое слово становится основой нового слова, взаимодействуя с ним и принимая на себя значение первого. Таким образом, такое семантическое пространство двух слов сближается.      Необходимо отметить, что в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается такое явление, как монологизирование. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Такую речь можно назвать эгоцентрической. И монологическую речь как речь эгоцентрическую противопоставляем речи социализированной.      Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи можно отнести различные формы приноравливающейся информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы.      Самое специфическое и характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими людьми, создает себе социальный резонанс. Среди ассоциативных реакций преобладаю экстралингвистические (внеязыковые). Связные (описательные) рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества. Иногда среди ассоциативных реакций преобладают неадекватные. Всё это отражение индивидуальных особенностей овладения семантической стороной языка. Причины, определяющие индивидуальные различия в овладении семантическими средствами родного языка. Наши эксперименты показали, что индивидуальные особенности употребления и понимания детьми четвёртого и пятого года жизни семантических единиц определяется следующими факторами: 1)    автономность развития различных уровней языковой системы: фонематического, грамматического и лексического; 2)    уровень развития лексико-семантической системы ребёнка; 3)    степень влияния экстралингвистических причин на речевое поведение ребёнка.    Спонтанные высказывания, которые говорят об отсутствии каких-либо коммуникативных намерений: ребёнок не стремится получить новую информацию или что-то сообщить.  Его речь отражала его субъективное состояние. И происходит несоответствие между речевым поведением ребёнка и участником коммуникации. Особенности лексико-семантической системы проявляются в организации связного текста. Дети строят тексты  описательного характера, повествовательные тексты. Происходят паузы, повторы, запинки, меняется темп речи.  При совместной деятельности, для индивидуальных упражнений с детьми необходимо учитывать роль ремы в организации связного текста. Выделение ремы в пределах предложения заставляет детей ориентироваться на выражающие её содержательные средства. Ориентировка на рему (ядро, содержание высказывания) способствует порождению текстов описательного характера. Ребёнку предлагается придумать продолжение начатого взрослым рассказа. Ребёнок ориентируется именно на то слово, которое выносится в позицию ремы.     Собственные исследования показали, что монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, у детей дошкольного возраста является средствами выражения и эмоциональной разрядки. И при монологической речи говорящий ребёнок воздействует на самого себя всей той гаммой риторических и лирических средств, которыми располагает эта речь.      Необходимо отметить, что монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и её она выполняет специфическим образом: мысль, произнесённая вслух, приобретает большую осязательность.      У дошкольника повышенная эмоциональная возможность и большая потребность в эмоциональной разрядке. Отсюда потребность и в том, чтобы сделать мысль и внутреннее переживание внешне обязательным фактом. Поэтому монологизирование наблюдается относительно часто.      Монологическая речь мало употребима, так как речь ситуативная, и одна реплика вызывает другую, идёт чередование высказываний.      С психологической точки зрения монолог неестественен, потому что согласно теории коммуникации речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. При таком подходе монолог не есть речь одного, как он обычно определяется, а реплика в диалоге, растянутая в объеме и во времени.      Характерной особенностью ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика интонации, жесты, инверсии, усиливающие повторения и многие другие средства выразительности, которыми ребёнок пользуется совершенно непроизвольно, но очень широко, часто значительно перевешивают то, что заключено в значении его слов. Эмоционально-выразительные моменты сохраняются и в более старшем возрасте. И необходимо отметить, что степень этой эмоциональности зависит от индивидуально-типологических особенностей и от темперамента. В подготовительной группе эмоционально-выразительные моменты включаются как дополнительные моменты во внутренне связный смысловой контекст, но сначала они как - бы прерывают этот контекст, не дополняя, а заменяя его предметно-смысловое содержание.      Ситуативность речи не есть функция возраста, она меняется у одних и тех же детей в зависимости от задач и условий общения.      Связная речь – основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Мы знаем основные характеристики связного развернутого высказывания: ·        тематическое и структурное единство ·        адекватность содержания поставленной коммуникативной задачи ·        произвольность, плановость и конспективность изложения ·        логическая завершенность ·        грамматическая связанность Для детей дошкольного возраста характерны: ·        нарушение связности, пропуски смысловых звеньев повествования ·        нарушение логической последовательности повествования ·        незавершенность микротем ·        длительные паузы на границах фраз ·        возвращение к ранее сказанному. Выражены лексические затруднения: ·        недостатки в грамматическом оформлении предложений ·        бедный запас слов ·        неправильное оформление связи слов ·        пропуски слов ·        ошибки в образовании глагольных форм ·        дублирование элементов фразы. Развитие устной монологической речи имеет важное значение. Огромную роль играет речь в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими. У ребёнка развивается обобщающая функция мышления. Обобщающая и коммуникативная функция речи формируются в тесном единстве – с помощью речи ребёнок не только получает новую информацию, но и усваивает её.          С помощью речи у ребёнка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает её более дифференцированной и обобщенной. И формирование монологической речи способствует овладению интеллектуальными операциями мышления, способствует развитию у ребёнка возможности адаптироваться в межличностных отношениях.          В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи  с освоением звуковой стороны языка, грамматического строя языка, словарного состава. Важное место занимает работа над семантическим компонентом речи.          Лишь шаг за шагом ребёнок переходит к построению речевого контекста, более независимо от ситуации. Появление этой формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребёнка с окружающими.          По мнению М.И. Лисиной, форма речевого высказывания обусловлена пониманием ребёнка собеседником. Уже младшие дошкольники адаптируют свою речь к слушателю, и ответы последнего влияют на строение и содержание  будущей фразы.  Сфера общения ребёнка со сверстниками, начиная с трёх лет, более вербализована, и она скорее стимулирует к использованию речи, чем коммуникации с взрослым. Взрослый легко понимает ситуативную речь ребёнка. Сверстник воспринимает своего партнёра только в конкретной наличной ситуации. Вследствие этого детям для взаимного понимания необходимы развернутые, то есть контекстные высказывания. И в общении со сверстниками речь ребёнка становится связной и лексически более разнообразной.          Исследователи делают вывод о ведущей роли взрослого и его требований к речи ребёнка в её развитии и о необходимости учёта в этом влияния характера задания, ситуации общения.          Речевое общение – это живой мотивированный процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.          Любое высказывание, монолог требует развития следующих умений: üпонимать тему üотбирать материал к высказыванию üсистематизировать материал üсовершенствовать высказывание üстроить высказывание в определенной композиционной форме üвыражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи.                                                    Развитие связной монологической речи протекает по схеме:  
Развитие связной монологической речи.

 

Лексико-грамматический строй речи. Фразовая речь. Рассказывание.
       
       
   
 
Творческое рассказывание
                                                  
Рассказывание по картине
  Рассказ=описание
             Педагогами-психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах.    Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей и интерес к совместной деятельности.    Развитие речи-монолога очень важно ещё и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И если младшие дошкольники могут составить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет и привносить в него свои элементы.    Первые игры-занятия по пересказу литературных произведений строятся на пересказе хорошо известных сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения.              
  Виды игр-заданий
По картине     Игры и упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картин («Самый внимательный» и т.п.) Придумывание названия к каждой последовательной картинке данной серии (к каждому фрагменту, эпизоду) Придумывание названия к картине или серии картинок.             Придумывания разных вариантов названия. Темы из личного опыта.  
Обучение рассказыванию   Составление завязки к изобразительному действию (с опорой на речевой образец педагога). Составление текста коллективно (командами). Упражнения в составлении приложений по данному слову (словоформе) с учетом картин. Придумывание предложения к действию, изображенного на картине. Восстановление содержания изображенного на картине, закрытого экраном (фрагмент не показывается), опираясь при этом на вопросы воспитателя. Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. Взрослый начинает её, помогая связками «однажды», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось». В конце истории ребёнок придумывает заглавие. Сочинение историй, используя элементы песочной терапии. Самостоятельное словесное творчество, специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Игры-фантазии на основе восприятия музыкальных произведений. Сочинение сюжетных историй на основе логики развития музыкального образа произведения («сочиняем музыкальную сказку». Музыкально-игровые сюжеты.
Обучение пересказу   Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим пересказом рассказов оп выполненным рисункам. Инсценировка сказки (самостоятельное разыгрывание и озвучивание сказки с помощью настольного театра) Монологическая речь излагается в более полной форме, в логической последовательности. Изображение отдельных персонажей и отдельных эпизодов рассказа или сказки и их словесное описание. Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения. Восстановление деформированного текста с последующим пересказом:   -восстановление нужной последовательности предложений   -подстановка в текст пропущенных словосочетаний Составление ”творческих пересказов”, заменяя при этом место действия, действующие лица, изменяя изложение события сказки или рассказа, время действия происходящего. Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения с помощью наглядной схемы, картинного панно. Мини-этюды, направленные на развитие воссоздающего воображения. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на 3 части: зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст.
                             Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребёнка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами,  потешками, фольклорными формами,  звукоподражаниями.  Необходимо направлять ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи, которая изначально должна решаться на материале небольшого рассказа, объем которых не превышает одного смыслового отрезка, а затем на тексте, состоящем из нескольких смысловых частей.  На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы.  Адекватное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения-все эти действия требуют достаточного уровня развития связной речи – и диалогической, и монологической.  И развитие связной речи является центральной задачей речевого восприятия детей. Это обусловлено его социальной значимостью и ролью в формировании личности.  Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания, специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.  А.М. Леушина внесла огромный вклад в разработку проблемы развития связной речи и предлагала ”вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство её потенциальных возможностей, для того, чтобы опираясь на них, развивая то, что уже имеется в детской речи как прогрессивные тенденции её развития, обеспечить планомерное движение вперёд в тесной и неразрывной связи с развитием личности ребенка в целом”.  Подводить детей к этому сложному виду словесной деятельности необходимо постепенно, придерживаясь последовательности:   -младший дошкольный возраст – привлечение к окончанию фразы, начатой воспитателем   -средний дошкольный возраст – составление небольшого рассказа к собственным рисункам или придумывание частей рассказа    -старший дошкольный возраст – привлечение к составлению плана высказывания, стимулирование творческой мысли.  При овладении и обучении детей связной монологической речи необходимо сказать о зоне ближайшего развития.  “Обучение тогда хорошо,- писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и  заключается главнейшая роль обучения в развитии.” Обучение создаёт зоны ближайшего развития, то есть те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребёнка, в первую очередь, с взрослым, но «продлевая внутренний ход развития», через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребёнка. Данные современных психологических, психолингвистических и педагогических исследований требуют построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.  По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет сочинять, рассказывать, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эмоционального и эстетического развития.     Список используемой литературы:   1.     Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., 1994 2.     Брудный А.К. К проблеме понимания текста. Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974 3.     Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1974 4.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1996 5.     Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956 6.     Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., 1993 7.     Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949 8.     Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль. 2004 9.     Крутецкий В.А. Психология. М., 1986 10.                       Лисина М.И. Общение с взрослыми. Психологическая подготовка детей к школе. Кишинёв. 1987 11.                       Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е.Д.Хомской, Ростов Н/Д, 1998 12.                       Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. М., 2001 13.                       Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. М., 1998 14.                       Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 2001 15.                       Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981

ext.spb.ru

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Прокудина Вера Васильевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 компенсирующего вида» город Кандалакша

Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии

Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Под речью мы понимаем процесс передачи информации. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Для оформления речи необходимы 5 компонентов: мотив, мысль, которая совершенствуется в слове, внутренняя речь, направленная на самого себя, семантизация, то есть структурирование смысла в грамматически оформленных значениях слов. И, наконец, возникает внешняя речь. Существует два вида речевого высказывания: устная и письменная речь. Устная речь подразделяется на аффиктивную речь (К ней относятся восклицания, речевые штампы. В этой форме нет мотива и этапа мысли.), устную диалогическую и устную монологическую речь. Устная монологическая речь имеет мотив, мысль, возникающую у говорящего. Монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л.П. Якубинским. С.Л. Рубинштейн предпочитает термину «монологическая речь» термин «связная речь». Смысловые отношения в речевом оформлении автор называет речевым контекстом, а речь – контекстной или связной. Он делает важный вывод о необходимости специального обучения основным видам связной монологической речи уже в дошкольном возрасте.

Я работаю в «Детском саду № 15 компенсирующего вида». Это дружный сплоченный коллектив. В поисках новых форм работы в нашем МДОУ была создана творческая группа по апробации оригинальных методик Т.А. Ткаченко. Методика В.К. Воробьевой помогает нам определить состояние связной монологической речи у дошкольников на начальном этапе поступления в детский сад - в сентябре, затем в январе и в мае. В это время мы проводим консилиумы во всех группах. Материал для исследования связной речи рассчитан на возраст исходя из программных требований и специальных методик. Т.Б. Филичева в своей программе на этапе формирования связной монологической речи дошкольников выделяет лексико-грамматическую работу, обучение самостоятельному описанию предметов, обучение рассказыванию, заучивание стихотворений, обучение пересказыванию текстов. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль.

В каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи. В 1 младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь. Во 2 младшей группе это дальнейшее развитие речи. Ребенок учится дожидаться очереди высказывания. В средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте это выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге. Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.

У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Чем больше красоты и добра взрослые привнесут в жизнь детей, тем активнее они будут в своих творческих и познавательных порывах. Нам, педагогам, необходимо вызвать у детей потребность в высказывании, поддержать идею высказывания ребенка, обогатить внутреннюю речь, помочь грамматически правильно оформить значение слов и преподнести внешнюю речь в более выгодном свете.

Для создания комфортной обстановки мы, в своей работе с детьми, применяем метод воздействия посредством художественного творчества. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей и взрослых положительные эмоции, мобилизует творческий потенциал. Особенно успешна эта работа с детьми, имеющими нарушения речи. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снимать психическое напряжение. Дети с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяем сказкотерапию. Успешно используем картины с проблемным сюжетом Т.А. Ткаченко. Ребенок мыслит, высказывает свое мнение. Это способствует развитию монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по прослушанному тексту и картине, по одной сюжетной картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным картинам, по заданным словам.

Таблицы-коллажи удобны тем, что их можно использовать в работе с детьми различных уровней развития памяти, мышления. Применение коллажей способствует стремлению детей называть признаки объектов, рассказать о них, запомнить тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому необходимо использовать методы, облегчающие этот процесс. Одним из таких методов является наглядное моделирование. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Таким образом, они привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе.

Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования мы применяем мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть. Примерные ответы: Мне бы хотелось быть светловолосой, голубоглазой, розовощекой, чернобровой, длинноногой… Дети отгадывают. Считаю эффективным в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения. По мнемотаблицам ребенок рекламирует свой товар, например, мебель из карельской березы, из экологически чистого района, особо прочную. Указывается о скидках, бесплатной доставке… Эта работа активизирует словарь детей по лексическим темам. Для совершенствования связной монологической речи используем методический материал с занимательным сюжетом Т.А. Ткаченко. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Связная монологическая речь совершенствуется у детей на логоритмических занятиях.

Известно, что для письменной монологической речи необходимы сложнейшие мелкие движения пальцев. Мы давно применяем в работе с дошкольниками приемы Монтессори-педагогики. Это пальчиковый театр, штриховки, обведение плоских фигур, определение на ощупь шершавых букв. Доступна и полезна работа с бусами. Предлагаю различные варианты работы с бусами. Эти игры мы называем «Раз словечко, два словечко…», «Волшебная цепочка», «Звуки в кругу», «Волшебный круг». При составлении рассказов, пересказов дети применяют бусы для перебирания пальчиками. Это успокаивает их, повышает инициативу в высказываниях. Дети любят играть с камешками из цикла «Вспомни игры своего детства».

Такой подход к развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемых нами методик, методов и приемов. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению.

tc-sfera.ru

1. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. Развитие монологической речи у детей

Похожие главы из других работ:

Влияние детского фольклора на развитие речи детей

1.1 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Эльконин Д.Б. указывал [24,с.35], что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря...

Изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста

Глава 3. Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей: * общение взрослых и детей; * культурная языковая среда...

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

1.2. Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

1.3 Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка...

Развитие навыков монологической речи

Глава 1. Теоретические основы развития навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

...

Развитие навыков монологической речи

1.2 Особенности нарушения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В ряде исследований с позиций психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка...

Развитие навыков монологической речи

Глава 2. Формирование навыков монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

...

Развитие навыков монологической речи

2.1 Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления...

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр

1.2 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи...

Речевое общение детей младшего дошкольного возраста

Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста

...

Сравнительный анализ развития речи у младших дошкольников в норме и с интеллектуальными нарушениями

Глава 1. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в норме

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция...

Сравнительный анализ развития речи у младших дошкольников в норме и с интеллектуальными нарушениями

Глава 2. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно...

Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Глава 1. Теоретические основы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

...

Теоретический анализ педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

2.1 Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников...

Формирование пространственных представлений у детей в норме с общим недоразвитием речи

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

...

ped.bobrodobro.ru

Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Ожидаемые результаты:

Сформировать навыки описательной речи детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность вопроса:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньковская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, и др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

-рассказывание по картине;

-пересказ литературных произведений;

-составление описательных рассказов об игрушках;

-составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) ;

-составление рассказов из личного опыта;

-рассказывание по серии сюжетных картин.

Наш детский сад работает по “Основной общеобразовательной программе”, в соответствии с требованиями реализуемой программы, в среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ описание о них.

Развитие речи тесно связано с развитием всех психических процессов и с успешностью обучения ребенка в школе. Особенно важно владение связной речью. Через дидактическую игру «До и после» проявляется:

-общая структура рассказа (наличие начала, середины, конца) ;

-грамматическая направленность;

-использование грамматических средств;

-звуковая сторона речи (темп, плавность, интонация) .

Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и её связности.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, так как именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависемости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Владение связной монологической речью - одна из задач речевого развития дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:

-речевая среда;

-социальное окружение;

-семейное благополучие;

-индивидуальные особенности личности;

-познавательная активность ребенка и т. п.

1. Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяем реже, т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяем либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).

В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии мы широко пременяем разнообразные приемы развития речи:

-речевой образец (используем как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаем такими приемами как пояснение и указание;

-повторение (практикуем повторение материала воспитателем, идивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение) ;

-объяснение, указание (применяем при уточнении структуры описательных рассказов) ;

-словесное упражнение (предшествующие составлению описательных расска- зов) ;

-вопрос (используем в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания;применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие) .

На одном занятии обычно применяем комплекс приемов, среди которых используем и косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

Благодаря использованию методов и приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

2. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

-воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве:воспитание, раз-витие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

-доступность иатериала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

-системность обучения.

Предполагает усложнение материала от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

-систематичность.

Любое обучение должно проходить регулярно, только тогда будет достигнут результат. Мы обучаем детей в соответствии с учебным планом, предполага-ющим в средней группе 18 занятий в год.

-целостность.

Означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогичес-кого процесса.

  • Описание как тип монологической речи.
Описание-это специальный текст, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта; затем идет перечисление призна-ков, свойств, качеств, действий;завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется).

2. Раскрытие микротем:признаков, свойств, качеств, характеристик пред-мета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать).

3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем) .

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

-дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;

-сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

-готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием:стадо, зоопарк, птичий двор;

-наборы, составленные воспитателем или детьми-мальчик, девочка, сани, со-бака;девочка, домик, курица, кошка;заяц и собака и т. д.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить с ней, поэтому для занятий нужно использо-вать новые или чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке;мишка, сидящий в машине и т. п.) .Это вызовет у ребенка новые мыс-ли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры (“Магазин игрушек (посуды, одежды) ”, Чудесный мешочек”, ”Кто это? ”, ”Почтальон принес посылку”и др.) .Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети преобрели некоторые умения описывать игрушку.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Итак, занятия с игрушками носят творческий характер, на них развива-ются мышление, воображение, наблюдательность, они оказывают влияние на сенсорное воспитание детей. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, служит источником новых слов, вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она является одним из средств обучения описанию.

  • Использование мнемотехники в развитии связной речи.
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;

-бедный активный словарь;

-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их использую для:

Опираясь на опыт педагогов, мы разра­ботали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, времнах года, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

  • Использование современных технологий в развитии речи
Современные технологии позволяют ввести в обучение и досуг ребенка элементы, которые раньше казались просто фантастикой.

Говорящая ручка – это умное устройство, которое не только прочитает определенные текстовые фрагменты за вас. Уникальный гаджет может распознавать любые изображения и графические символы на страницах издания от иллюстраций к тексту до номеров страниц, при наведении рабочего конца ручки на тот или иной элемент устройство дает свои комментарии, делится интересными фактами или просто веселит ребенка забавными звуковыми эффектами, давая важную для поддержания интереса эмоциональную разрядку.

Занятия по развитию речи становятся увлекательнее и интересней для дошкольника, которого подобное волшебство не оставит равнодушным.

В своей работе мы используем ее самостоятельно или во время индивидуальных занятий.

  • Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей.
Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка-еще одно необходимое условие.

Нами разработаны разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в “уголках для родителей”, а именно:

-игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого ды-хания;

-пальчиковые игры и упражнения;

-игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

-листовки с рекомендациями;

-дидактические игры на развитие связного высказывания.

Также мы проводим ряд консультаций:

-Театр и игры-драматизации - как способ разностороннего развития речи. Начили с самого простого-разыгрывания сказки с заместителями. Провели игровой тренинг, где родители выступали в роли детей, а воспитатель - в роли родителей. Например, разыгрываем сказку ”Рукавичка” - изобразили всех животных разноцветными, отличающи-мися по размеру кружками, а рукавичку-самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, рассказывает сюжет.

Задание усложняется – с помощью кружков-заместителей взрослый “загады-вает”любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать её. Следующий этап-предложить ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома. Поэтому мы советуем родителям организовывать ”домашний “ театр.

-Приемы развития речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендуем родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”, ”Снежинки”, ”Листопад”, ” Чей листок улетит дальше? ”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.

Задачу по развитию силы голоса и интонации решаем на игровых тренингах, при помощи речевого образца и карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки. Упражняем родителей на тренингах, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.

Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тре-нировке тонких движений пальцев малышей, которую провожу систематичес- ки. Для этого на игровых тренингах обучаю родителей различным пальчико-вым играм и упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома ( “Строим дом”, Скакалка”, ”Колокольчик”, ”Птичка”, ”Я-художник”и др.) .Кроме того, проводим для родителей открытые просмотры, где они наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражне-ниями воспитателя и детей.

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателем, но и осуществляю “обратную связь”. Осуществляем её ненавязчиво, тактично. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, узнаю по поделкам, из которых организуется выставка ”Наши пальчики-язычку помощники”.

Практикуем также “домашние задания” (совместно для детей и роди-телей) .Так, рекомендую сделать в семье традиционной игру ”Новое словечко”, целью которой является расширение словаря. В выходной день родители “дарят” ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав вместе со взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу и знакомят с ним товарищей. Эти “картинки-слова” помещаются в “Шкатулку умных слов” и время от времени с ними проводим разнообразные игры.

Также организуем выставки ”Моя любимая книга”. Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать её название, автора, содержание. Устраиваем вместе с детьми посиделки ”Литературная гостиная”, где дети делятся своими впечатлениями о книге.

Таким образом, совмесно с родителями, мы стараемся найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, шаг за шагом преодалеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

publekc.ru