Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Развивающие игры в детском саду
Развивающие игры в детском саду
Развивающие игры в детском саду – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Детский сад либо дошкольное образовательное учреждение (доу) – тип образовательного учреждения, основной целью которого является реализация программы дошкольного образования. Это доступное решение проблемы родительской занятости. Все дошкольные учреждения реализовывают уход, воспитание, развитие, присмотр, оздоровление детей. Игра – особая форма познания мира, позволяющая ребенку в упрощенной форме узнать окружающий мир и получить новый опыт, необходимый для дальнейшей жизни. Какова роль развивающих игр в доу? Чем отличаются развивающие игры в младшей группе и подготовительной?
Развивающие игры в детском саду: функции игры в воспитательном процессе
Посещение детского сада является важным этапом в жизни любого ребенка. Именно в процессе детсадовского воспитания ребенок постигает первый опыт общения со старшими, со сверстниками, обучается новым моделям поведения, приучается к организации дня. Одной из основных функций любого дошкольного учреждения является образование и развитие ребенка. Каждый ребенок познает окружающий мир через игры и игрушки.
Игра – форма деятельности и взаимодействия участников процесса, основным мотивом которой является моделирование определенной ситуации в упрощенной форме и апробация ее на практике. Игра для ребенка начинается в раннем возрасте с познания окружающего мира путем изучения окружающих предметов и их сравнения. Основными элементами игры для ребенка являются как игрушки, так и предметы окружающего мира. Первый год жизни ребенка характеризуется наиболее интенсивным развитием и приобретением основных навыков, которые в дальнейшем будут лишь совершенствоваться. С получением новых навыков и опыта усложняются и игры, интересующие ребенка. Развивающие игры в детском саду способствуют развитию восприятия, логического, творческого мышления, памяти, внимания, воображения. Другой важной характеристикой развивающих игр в доу является социализация ребенка, вовлечение его в командную игру, обучение оценке и распределению ролей.
В отличие от развивающих игр, которыми дети увлекаются дома, развивающие игры в детском саду полностью контролируются воспитателем. В зависимости от типа детского дошкольного учреждения, развивающие игры в доу могут быть направлены на коррекцию некоторых состояний (физическое развитие, психическое развитие, логопедические дефекты), развитие творческого начала.
Развивающие игры в детском саду предлагаются детям с учетом возраста, уровня развития, способностей, возможностей детей. Следует отметить, что игры в младшей группе существенно отличаются от игр, предлагаемых детям в старших группах детсадов. В чем заключаются такие отличия?
Особенности развивающих игр в младшей группе
Игра – уникальный механизм, позволяющий развить в ребенке различные качества. Так, развивающие игры в младшей группе позволяют развить психику ребенка, внимание, мелкую моторику, логическое мышление. Развивающие игры для самых маленьких деток основной своей целью имеют общее развитие малыша и его подготовку к следующему этапу развития – дошкольному возрасту.
В младшем дошкольном возрасте важно научить ребенка абстрактному мышлению, логическому анализу, планированию и прогнозированию, правильному восприятию окружающей реальности. В основе развивающих игр младшего дошкольного возраста – тщательное изучение и характеристика предметов. Детям предлагаются пазлы, мозаики, различные геометрические фигуры, развивающие пространственную ориентацию ребенка. Как правило, в детском дошкольном учреждении игры проводятся в группах, когда дети совместными усилиями решают поставленные задачи. Групповое выполнение заданий позволяет малышу познать работу в коллективе, научиться слаживать свои действия с действиями других детей, тем самым постигая основы взаимоотношений.
Развивающие игры в детском саду в младшей группе подбираются с учетом особенностей развития детей 3-5 лет. В этом возрасте детям характерна некая самостоятельность, нетерпимость к помощи взрослых во время игр. Ребенок стремится самостоятельно справиться с заданием. Как правило, находясь под опекой родителей, ребенок не получает такую свободу действий, как в детском саду, где малыш, находясь в группе сверстников, не может получить полного внимания со стороны воспитателя. Основная задача воспитателя сводится к наблюдению за действиями малыша, анализу его способностей, приобретенных умений и навыков, а также коррекции воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ребенок в группе получил всестороннее развитие.
Отдельное внимание в обучении и воспитании детей в детских садах уделяется физическому развитию. Развивающие игры в детском саду организовываются так, чтобы ребенок в процессе игры двигался, получал определенную физическую нагрузку. Одним из увлекательных занятий для малышей младшей группы является игра с подвешенными разноцветными бумажными бабочками, которые смогут «летать» только тогда, когда дети изо все сил будут дуть на них. В этой простой и незамысловатой игре ребенок развивает координацию, легкие. Игра может быть модифицирована и дополнена заданием заставить бабочек летать в определенной последовательности: сначала красная, затем желтая, затем синяя.
Особенности развивающих игр в подготовительной группе
Развивающие игры старших дошкольников также основываются на особенностях возрастного развития деток. В этом возрасте начинается интенсивное физическое развитие: нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая системы, опорно-двигательный аппарат. В то же время у ребенка переформировывается психика, формируются новые психологические механизмы, поведение. В возрасте 5-7 лет происходит формирование основных личностных качеств: личностная мотивация, зарождаются новые социальные потребности (потребность признания, одобрения, лидерства).
Основной задачей развивающих игр в подготовительной группе является личностное развитие, содействие в адаптации в обществе сверстников, а также подготовка детей к следующему этапу в развитии – школьной жизни.
Для поступления в школу ребенок должен обладать навыками чтения, письма, счета. Именно на развитие данных способностей направлены развивающие игры в подготовительной группе. В данный период игры приобретают несколько иной характер: игровой процесс все больше имитирует школьные занятия.
В этот период производится проверка знаний детей, их способностей к анализу. Развивающие игры в детском саду позволяют закрепить полученные знания и навыки об основных аспектах жизни, окружающего нас мира. К таким навыкам и знаниям относятся умение отличать хорошее от плохого, анализируя предложенную ситуацию, различение домашних и диких животных, определение времен года и соответствующих событий и прочее.
Игры в детском саду – важный этап развития ребенка, позволяющий в упрощенной форме познать окружающий мир и подготовиться к взрослой жизни.
www.neboleem.net
Развивающие игры для дошкольников в детском саду
Для ребенка-дошкольника игра и есть жизнь. Это положение доказано как детскими психологами, так и мастерами дошкольной педагогики.
В силу данных обстоятельств всегда остаются востребованными педагогами-практиками различные игры, которыми можно разнообразить, активизировать и делать максимально интересным для детей воспитательно-образовательный процесс в детском саду.
Развивающие игры в последние годы пользуются популярностью в педагогической среде. В отличие от дидактических, подвижных, строительных и других игр смысл развивающих состоит в том, чтобы развивать психические процессы.
Однако четко разделить — это дидактическая игра, развивающая или подвижная игра — невозможно, так как в традиционно воспринимаемых как дидактические играх, например, «Чудесный мешочек», также идет развитие психических процессов (в названной игре — ощущения, представления, мышления).
Очень многие подвижные игры тоже можно отнести к развивающим (особенно те, в которых работают внимание, память, речь). Безусловно, существуют игры, которые определенно являются развивающими, например, игра «Мы в лес ходили», пальчиковые игры.
Так, развивающие игры игры активно вносятся в жизнедеятельность дошкольников, так как имеют ряд следующих преимуществ:
- одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития;
- в таких играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;
- эти игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время проведения других режимных моментов;
- почти во всех данных играх идет развитие не одного, а нескольких психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), а также речи.
Сегодня повсеместно в дошкольных учреждениях педагогами используются не только развивающие игры, но и развивающие занятия. Воспитатели по-разному подходят к составлению структуры развивающих занятий. Смысл одного из алгоритмов в том, что подбирается несколько развивающих игр на различные психические процессы, затем вносятся обучающая и воспитательная задачи.
Другой вариант: в обычное занятие включаются развивающие игры, которые соответствуют его идее.
Существует несколько моделей составления развивающих занятий:
- игры на развитие разных психических процессов;
- игры по сюжету;
- игры на развитие определенных психических процессов.
- игры по раздаточному материалу;
Все перечисленные модели в одинаковой степени интересны, одни более применимы для одних видов занятий, а другие –– для других. Например, для занятий по разделу «Я и мир вокруг меня» больше подходит модель «по сюжету», для занятий по математике, изобразительной деятельности — модель «по раздаточному материалу».
В старшем дошкольном возрасте при подготовке детей к школе целесообразно использование модели «по психическим процессам», так как необходимо готовить руку к письму, развивать произвольность поведения и волю, память, внимание.
Развивающие занятия предполагается проводить один-два раза в неделю вместо соответствующего по теме.
О. Ксёнда
vscolu.ru
Развивающие игры в детском саду для детей 5-7лет «Мальчик Гео и дни недели»
Номинация: развивающие игры для детей 5-7 лет в ДОУ.Авторы: Егорова Людмила Ивановна, Полякова Светлана ВладимировнаДолжность: воспитатели
«Мальчик Гео и дни недели»
Изучение и запоминание названий дней недели процесс сложный. Только в постоянном игровом повторении он становится интересным. Каждая мама или воспитатель готовит специальную подборку демонстрационного материала, игр, различных стихов, пальчиковую гимнастику, упражнений и мультфильмов с названиями дней недели. Работа должна быть систематической.
Ребёнку необходимо рассказать об этих днях, ориентируясь и на 5 (пять) образовательных областей. С помощью такого материала дети будут знать какой день недели наступил и в какой день недели у них, например, речевое развитие, а когда художественно — эстетическое развитие. Так , ориентируясь на картинки, дети самостоятельно скажут, каким видом деятельности они будут заниматься сегодня, завтра. ( понедельник, вторник…)
Такая работа ведёт и к формированию учебных навыков.
Вниманию коллег представляем картинки для использования на магнитную доску или коврограф.
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»- математическое развитие
«Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»- социальный и природный мир.
«Художественно — эстетическое развитие» — Рисование
«Художественно — эстетическое развитие» — Лепка
«Художественно — эстетическое развитие» — Аппликация
«Художественно — эстетическое развитие» — Музыка
«Физическое развитие»
В нашей развивающей предметно — пространственной среде есть коврограф «Ларчик», на котором закреплены 7 цветных квадратиков: домики 7 гномиков.
У каждого гномика есть своё имя ( игровая технология В.В. Воскобовича).
Каждый цвет домика гномика соответствует определённому дню недели.
«Кохле — понедельникОхле — вторник
Желе-среда
Зеле-четверг
Геле-пятница
Селе-суббота
Фи-воскресенье»
5 (6) гномиков постоянно работают — рабочие дни, когда дети и взрослые ходят в детские сады и на работу. И только один Фи (седьмой) любит постоянно говорить: «Фи! Не буду работать, буду отдыхать!»
Любимым игровым сюжетом стало и дидактическое пособие
В нём есть изображение мальчика с названиями дней недели. В определённый день недели он занимается определённой деятельностью. Этот мальчик похож на героя игровой технологии В.В. Воскобовича мальчика Гео.
Просмотрев картинки, мы сочинили вот такое стихотворение, где героем стал мальчик Гео.
Мальчик Гео не скучал
Дни недели изучал.
В понедельник — рисовал.
А во вторник он читал.
В среду — в руки скрипку брал.
По нотам музыку играл.
А в четверг он мастерил:
Паруса бумажные начертил.
В пятницу в бассейн бежал,
Брассом путь он проплывал.
В субботу дома помогал:
Пылесосил, пыль вытирал.
В воскресенье, в выходной,
Отдыхал со своею семьей.
Брал рюкзак, в лесу гулял,
Много знаний получал.
Так наши воспитанники полюбили мальчика и вместе с ним выучили дни недели.
Не важно какие игры, игровые ситуации вы будете использовать при изучении дней недели, важен системный подход, интерес детей.
Интернет — ресурсы
http://www.pioner.spb.ru/userfiles/imag%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B81.jpg
http://578.ru/shop/published/publicdata/A5781235578SHOP/attachments/SC/products_pictures/IMG_9060_enl.JPG
http://маленькиймир66.рф/uploadedFiles/images/image-9.jpg
http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/004/011/246.jpeg
https://www.peredvizhnik.ru/upload/iblock/020/doska_dlya_lepki_a3.jpg
http://www.utile.fr/sites/default/files/imagecache/article_image/images/scissors_paper_glue_colours.jpg
https://st.depositphotos.com/1037238/3994/v/950/depositphotos_39945077-stock-illustration-kids-enjoying-playing-music.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03af/00092b6e2c4c9685/hello_html_m41160173.jpg
http://voskobovich.su/wp-content/uploads/2014/11/Gnomyi_01.jpg
http://kar-puziki.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/vremya.JPG
https://гном31.рф/image/cache/data/voskobovich/il/geo_1_pf-400×500.png
Скачать — Развивающие игры в детском саду для детей 5-7лет «Мальчик Гео и дни недели»
Номинация: развивающие игры для детей 5-7 лет в ДОУ.Авторы: Егорова Людмила Ивановна, Полякова Светлана ВладимировнаДолжность: воспитателиМесто работы: МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»Месторасположение: г. Тамбов, ул. Кронштадтская, д.90
konkurs-dlya-pedagogov.info
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Гармоничное развитие ребёнка - очень важная задача, как для родителей, так и для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, а также детских развивающих центров и клубов. Это большой вклад в счастливое и успешное будущее детей.
Развитие дошкольников в детском саду через развивающие игры
Развитие ребёнка происходит ежедневно: во время прогулок и похода в гости, во время наблюдений за взрослыми и самостоятельных игр. Но кроме этого существует множество целенаправленных интересных развивающих игр для детей дошкольного возраста, составленных с учётом их возрастных особенностей, которые направлены на развитие мелкой и крупной моторики рук, а также на развитие мышления, внимания, памяти, речи, слуха. Многие из них можно проводить как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Организация и проведение развивающих игр в детском саду
Развивающие игры для детей дошкольного возраста желательно проводить в первой половине дня или после полдника. Если детей в группе много, то лучше разделить их на подгруппы. Для детей младшего дошкольного возраста в играх допускается участие 5-6 человек. С детьми постарше в играх можно задействовать и большее количество - 10-12 человек. Места для проведения и организации детских развивающих игр должно быть достаточно. Весь нужный материал и атрибуты необходимо приготовить заранее. Нельзя проводить слишком много игр подряд. Достаточно провести 2-3 развивающие игры для детей дошкольного возраста в день с небольшими перерывами между ними. Играть с детьми можно не только в группе, но и на улице.
Развивающие игры в группе детского сада
«Прятки с игрушками».
В тазик или вместительное ведёрко необходимо насыпать различные крупы, сухой горох, макароны разной формы. Всё это перемешать и закопать внутрь мелкие игрушки от киндер-сюрприза или фигурки животных так, чтобы их не было видно. Воспитатель по очереди приглашает детей на поиски спрятавшихся игрушек. Детям предлагается, не глядя, на ощупь, вытаскивать игрушки и называть их. Играют в эту игру до тех пор, пока все дети не выполнят задание. Игра развивает мелкую моторику, одновременно производя массаж пальчиков и ладошек, а также мышление, наблюдательность, память и речь. Рассчитана она на детей от 2 до 5 лет.
«Цветные шарики».
Для игры необходимо приготовить пластмассовые шарики из сухого бассейна четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и синий, а также четыре обруча. Шарики разбрасывают по центру группы. Играют по 4 человека. Задача заключается в том, что каждому ребёнку нужно быстро собрать в обруч шарики определённого цвета. Необходимо не только собрать шарики правильного цвета, но и выполнить это быстро. Затем шарики в каждом обруче можно посчитать всем детям вместе. Игра развивает внимательность, мышление, память, ловкость и координацию движений, помогает запомнить основные цвета, улучшает координацию. Подходит для детей от 3 до 6 лет.
«Угадай, на чём играю».
Для этой игры нужно приготовить любые детские музыкальные инструменты. Например, барабан, колокольчик, бубен, дудочку, маракас, трещотку, металлофон. Показать их заранее детям, продемонстрировать их звучание. Во время проведения игры спрятать инструменты за ширму и поочерёдно проиграть на них звуки. Задача детей – отгадать, какой инструмент звучит. Игра развивает музыкальный слух и память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор. Рассчитана она на детей от 4 до 7 лет.
«Волшебные сказки».
Для игры понадобиться любая новая для детей сказка. Нужно прочитать её всей группе детей, затем попросить детей рассказать сказку кукле или мишке таким образом: воспитатель начинает читать начало предложения из сказки, а дети вместе должны закончить его правильно. И так, пока не будет рассказана вся сказка. Игра прекрасно развивает память и внимание, сосредоточенность и усидчивость, речь. Подходит для детей от 4 до 7 лет.
Развивающие игры во время прогулки
«Лесная полянка».
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на лесную полянку. Детям нужно будет придумать, какого зверя они хотели бы там увидеть. Все водят хоровод, но на слово воспитателя «стоп» выходит в центр круга любой ребёнок и изображает задуманного им лесного зверя. Всем остальным нужно постараться отгадать, что же это за зверь, и тоже превратиться в него и всем вместе изобразить. Животных желательно не повторять и играть до тех пор, пока каждый ребёнок не покажет своего зверя. Игра развивает фантазию, воображение, речь, координацию движений, помогает раскрепоститься скромным и застенчивым детям. Подходит она для детей от 4 до 7 лет.
«Игра с мячом».
Дети становятся в круг, воспитатель с мячом в центре. Выбирается любая тема, например, «Домашние животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда». Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку, который должен правильно подобрать слово, подходящее к заданной теме. Тот, кто ошибся с ответом, выходит из игры. Игра развивает сообразительность, внимание, память, речь, мышление. Рассчитана она на детей от 4 до 6 лет.
Игра «Птички и гнёздышки».
Для проведения игры необходимо на асфальте мелом нарисовать круги-гнёздышки. Под звучание бубна дети превращаются в птичек и летают врассыпную по поляне. Как только бубен замолкает, нужно быстро занять место в гнёздышке. Кто не успел – выбывает из игры. Разнообразить игру можно, превращаясь то в лягушек, которым нужно прыгнуть в своё болото, то в зверей, спешащих в норку. Игра развивает координацию движений, внимательность, сообразительность, воображение. Подходит она для детей от 2 до 4 лет.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста позволяют не только разнообразить познавательную деятельность детей, но и совершенствуют их способности и навыки, раскрывают таланты, помогают усвоить правила взаимоотношений, развивают интеллект. Занимаясь с детьми дома или в детском саду, стоит помнить, что играть с ними нужно весело, эмоционально и обязательно в приподнятом настроении, легко и непринуждённо знакомя с правилами игры. Тогда развивающие игры принесут несомненную пользу ребёнку.
Автор статьи: Алла
www.rastut-goda.ru