Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… ». Родительское собрание в средней группе на тему экология
Родительское собрание в средней группе «Экология и мы»
Родительское собрание в средней группе «Экология и мы»
Цель:
1. Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей и экологии в целом.
2. Вовлечь родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
План собрания:
1. Беседа «Что такое экологическое воспитание?»
2. Игра «Ромашка»
3. Слово – эстафета
4. Подготовка к летнему периоду, помощь родителей в обустройстве и озеленении участка.
5. Разное.
Ход собрания:
Родители рассаживаются, заполняют лист регистрации, в это время звучит музыка из программы «В мире животных».
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.
Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).
Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (Валерий Аркадьевич Алексеев – историк и философ).
Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом. Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей).
Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.
А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…
Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.
В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно - образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.
Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей):
- Бережное
- Заботливое
- Гуманное
Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев).
Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.
Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.
Выдающийся ирландский драматург Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». И сейчас я предлагаю вам тоже обменятся мыслями и поиграть в игру «Ромашка»
kopilkaurokov.ru
Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, педагоги
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.
Ход собрания:
Вступление. Воспитатель читает стихотворение:
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»
Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).
Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.
Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:
1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.
2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.
3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.
4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.
6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Остановка вторая: «Острое блюдо».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
Остановка третья: «Они нас лечат».
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов» П. Чайковского.
Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:
Игра «Врасти в землю»: Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Игра «Ты – лев»: Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!
Игра «Дыши и думай красиво»: Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.
Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.
ОКНО – очень короткие новости:
SOS новости:
Кострище не зарастает 5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Занимательные новости:
чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;
крокодил обладает самым сильным голосом;
змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;
крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;
у улитки около 25 000 зубов;
животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.
Остановка пятая: «Помоги природе»
Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса». ( А. Дементьев)
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.
Предлагается игра.
Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.
Подведение итогов
Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен,
Когда б язык природы знали мы,
Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.
Автор: Лях Марина Валерьевна, воспитатель, МКДОУ «Куртамышский детский сад № 5», г. Куртамыш, Курганская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Родительское собрание «Экология и мы»
конспект родительского собрания на тему «Экология и мы»
Форма проведения: Викторина
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи:
- способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;
- формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
- представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей;
- вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников;
- развивать навыки правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Предварительная работа:
1. Подготовить памятки для родителей «Правила друзей природы».
2. Консультации «Экологическое воспитание дошкольников»:«Правила поведения в природе»
3. Конкурс детских рисунков « Мы защитники природы».
4. Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;
ХОД собрания:
Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»
Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника и тема нашего собрания «Экология и мы »
Президент России В.В. Путин подписал указ, что 2017 год будет годом экологии в России.
Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов в процессе экологического воспитания наших детей.
Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства.
Уважаемые родители, как вы понимаете, что такое экологическое воспитание? (ответы родителей)
Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
В своей работе мы используем наглядные, словесные, и практические методы, и приёмы, для формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.
• Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира (1920x1440) (1920x1440)
• Трудовая деятельность в уголке природы (1920x1440)
• Рассматривание картин, иллюстрации, альбомов – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
• Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. (1920x1440).
• Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами. (1920x1440)
• Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы (1920x2560)
А сейчас мы Вам предлагаем побыть немного детьми и посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания, разделившись на 2 команды. Учитываться буду правильность и быстрота ответов.
Итак, начинаем игру!
1.Конкурс «Знаете ли вы?»
(родители достают из мешочка по очереди вопросы читают и отвечают на вопросы),
1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).
4. Где у кузнечика уши? (на ногах)
5. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
6. Кто кукует у кукушки? (самец)
7. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
8. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
9. Какой гриб носит название животного? (лисичка)
10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
11. Какая птица охотится ночью? (Сова)
12. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
13. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
14. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)
15. Кто был зимой белый, а летом серый? (заяц)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
18. Что делает ёж зимой?
19. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
20. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.
2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи».
Воспитатель - 11 команда - У дуба желуди, а у сосны…(шишки)- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)Воспитатель - 22 команда- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)- Осина зимой стоит без листьев, а сосна… (в иголках)- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
3 Конкурс «Погода по приметам»
Воспитатель: Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду.
Прогнозирование погоды.
Назовите приметы, какие вы знаете. Называем по очереди:
* Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
*Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).
*Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
*Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
*Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).
*Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).
*Ворон каркает к… (дождю)
*Ласточки летают низко над землей – к …(дождю).
*Обильная роса утром – погода днем будет …(хорошая)
*Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).
*Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго)
*Вороны часто кричат – к непогоде.
*Птица хохлится – к непогоде.
Молодцы! И так мы продолжаем
4.Конкурс. «Ромашка»
Родителям предлагается лепестки ромашки, на лепестках размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно брать лепестки и загадывать соперникам загадку если правильно, то мы прикрепляем лепесток к серединке ромашки.
Загадки:
1.Ну-ка, кто из вас ответит:Не огонь, а больно жжёт,Не фонарь, а ярко светит,И не пекарь, а печёт? (солнце)
2. Что с земли не подымешь?(Тень )
3.Ежегодно приходят к нам гости:
один седой, другой молодой,
третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
4.Кто поляны белит белыми на стенах пишет мелом,Шьёт пуховые перины,Разукрасил все витрины?(мороз)
5. В белом бархате деревня,
и заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
этот бархат опадет.(иней)
6.Без крыльев летят,Без ног бегут,Без паруса плывут.(облака)
7.Белые цветочкиВечером расцветают,А утром увядают.(Звезды)
8. Что за чудо-красота!Расписные воротаПоявились на пути!..В них ни въехать, ни войти.(Радуга)
5. Конкурс Лесная аптека».
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, нужно только научиться. Находить в лесу растения, что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. Обратите внимание на столе лежать цветы с загадками о лекарственных растениях, вы берете по одному цветку и отгадываете загадку и рассказываете для чего принимают эти растения в лечебных целях.
1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
2. Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
5. Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
6.Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас. (малина)
5. Конкурс «Экологические задачи»
Воспитатель.
1. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо – невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?
Вывод: Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение)
2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?
Вывод: Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть.
3. Коля играл и увидел бабочек. Он взял сачок, стал их ловить и садить в банку.
-Нельзя ловить бабочек, -сказал Витя.
-От них, все равно, никакой пользы - ответил Коля. Кто из мальчиков был прав?
Вывод: Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в парк. На клумбе росли цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые тюльпаны и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?Вывод: Тюльпаны - краса клумбы. Много людей приходит и все любуются ими. К тому же, в чашечках тюльпанов прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
8 Конкурс творческий. «Создайте поделку»
Необходимо из природных материалов сделать сюжетную композицию.
Воспитатель: На этом наша викторина закончена.Умные, умелыеЗадорные и смелыеВикторину мы поигралиСвои знания показали
Вы показали отличные знания, но в каждых соревнованиях есть свои победители. Сегодня победителем стала команда…(Дружба)
Вот и закончилось наше родительское собрание, я думаю, вы с удовольствием окунулись в мир детства. Будем рады, если вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об ее чудесах и загадках. Мне хочется пожелать, чтобы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. И придя домой, выйдите на улицу всей семьей, повесьте кормушки, покормите птиц, вспомните и прочитайте стихи, понаблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна в зимнее время года. И хочется наше замечательное и необычное собрание закончить словами:
В гармонии с природой и с собою.
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка — это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет.
Решение родительского собрания:
1. Считать воспитание у детей любви к природе важным направлением совместной деятельности педагогов и родителей;
2. Изготовить на участок кормушки;
3. Принять участие в акции «Берегите елочку»
4. Изготовить книжку – малышку «Экологическая сказка»
5. Весной на участке посадить кустарник – Пузыреплодник;
6. Пополнить экологическую грядку новыми лекарственными растениями;
7. Приобрести в группу дидактические игры по экологическому воспитанию.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Родительское собрание в средней группе «Рябинка» Тема: «Экология и мы»
Родительское собрание в средней группе «Рябинка»
Тема: «Экология и мы»
Цель:
- Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей и экологии в целом.
- Вовлечь родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
План собрания:
- Беседа «Что такое экологическое воспитание?»
- Игра «Ромашка»
- Слово – эстафета
- Подготовка к летнему периоду, помощь родителей в обустройстве и озеленении участка.
- Разное.
Ход собрания:
Родители рассаживаются, заполняют лист регистрации, в это время звучит музыка из программы «В мире животных».
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней. Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).
Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (Валерий Аркадьевич Алексеев – историк и философ).
Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом. Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей).
Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.
А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…
Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.
В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно - образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.
Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей):
- Бережное
- Заботливое
- Гуманное
Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев). Развивать интерес к познанию исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы. Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.
Выдающийся ирландский драматург Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». И сейчас я предлагаю, вам тоже обменятся, мыслями и поиграть в игру «Ромашка»
solnishko44.ru
Родительское собрание по экологическому воспитанию в ДОУ «Чудеса живой природы»
Задачи родительского собрания: повысить уровень знаний родителей по проблемам экологии; продолжить работу над совместным детско-родительским экологическим проектом «Зелёная книга Родины»; объединить усилия семьи и педагогов в вопросах экологического воспитания детей.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Материал и оборудование: анкеты для родителей, специальные приглашения на собрание; листы бумаги, образец оригами «лягушка», фломастеры, цветные карандаши; конверты с вопросами и описанием цветов; компьютер и музыкальные записи.
Предварительная работа: подготовка выставки рисунков детей на тему «Природа и фантазия»; проведение анкетирования родителей, консультации для них на тему «Подвижные и дидактические игры в природе», беседы — «Наблюдения в природе», конкурса — «Кто больше знает народных примет», экологической акции для родителей и детей «Чистый город».
Ход мероприятия
Звучит запись песни «Зима» (сл. и муз. Л. Олифирова).
Воспитатель (В.). Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас. Ваше присутствие означает, что нас объединяет интерес к теме сегодняшнего родительского собрания, которая заслуживает особого внимания.
Русская природа! Это — стройные сосновые леса и светлые берёзовые рощи. Это — полные свежести зелёные луга и золотистые поля. Это — торжественная сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней… Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.
Как приобщить ребёнка к окружающей его природе? Как развить к ней познавательный интерес? Как воспитать убеждённость в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в самых обычных? Наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы найти правильные ответы на эти вопросы, чтобы общение детей с природой было лёгким, радостным, спокойным. Надеюсь, что этому поспособствует и нынешняя встреча. С чего начать экологическую работу? Что в ней главное?
Дома вы заполнили анкеты. Результаты показали, что большинство родителей интересуются, как сформировать у своих детей ответственное отношение к природе.
Опираясь на итоги анкетирования, постараемся вместе составить алгоритм дальнейшей работы с ребятами в этом направлении. Хочу сразу отметить, что ни старательные беседы о природе, ни многочисленные слова о красоте и чувстве прекрасного не принесут должного результата, если, образно говоря, будут соприкасаться с «листом чистой бумаги». Сознание ребёнка необходимо подготовить к восприятию прекрасного. Так называемый «лист чистой бумаги» важно предварительно покрыть чувствительным слоем.
Как это сделать? Какие методы и приёмы при этом можно использовать? Рассмотрим наиболее доступные, способствующие приобщению детей к природе. Среди них — наблюдения, художественное слово, игровая и продуктивно-творческая деятельность.
Непосредственные наблюдения в природе позволят ребёнку стать к ней ближе, оказаться лицом к лицу с чудесами живой природы, мысленно соединиться с лесом, рекой, небом… Таким образом, ребёнок впитывает красоту окружающего мира. Встреча с природой для него становится настоящим праздником, образцом для воспитания чувства меры и ответственности за своё поведение в природе. У человека, познавшего чувство наслаждения окружающей его красотой природы, непременно будут затронуты нужные струны характера.
Согласитесь, что на свете трудно жить без трёх вещей: искусства, любви и воспоминаний. А самые яркие воспоминания детства остаются с нами на всю жизнь.
По просьбе педагога родители делятся воспоминаниями о встречах с природой в детстве.
В. На первое место в ходе наблюдений необходимо ставить развитие и воспитание чувств. Не зря русская пословица гласит: «Не от еды дитя растёт, а от радости». Наблюдения должны стать для ребёнка неподдельной радостью, сказкой, игрой и сюрпризом. Достичь этого результата помогают произведения искусства. В частности, душевная мелодия.
Музыкальная пауза (продолжение аудиозаписи «Зима»)
В. Помогает и поэтическое слово о природе. (Педагог или один из родителей декламирует лирическое стихотворение о природе.)
Русский педагог Д.К. Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей». Детям нравятся сказки, стихи, загадки, песенки о природе. Рассказывайте им сказки по дороге в детский сад, магазин, придумывайте вместе стихи, загадки и песенки.
Сказки подпитывают интерес детей к родному языку и развивают фантазию. Стихи развивают память и ритмичность речи. Загадки учат мыслить, сопоставлять предметы и явления, развивают сообразительность.
Как часто вы используете загадки в беседах с ребёнком? Поёте ли вы вместе с ним простые детские песни?
Знакомьте детей с народными приметами. На конкретных примерах продемонстрируйте, насколько наблюдательны русские люди. Мы просили вас вести дневники, записывать в них загадки о природе, народные приметы. Прочтите, пожалуйста, некоторые из них, объясните их значение. Поделитесь с присутствующими, как вы объясняете своему ребёнку смысл загадок или примет?
Выступления родителей
В. Старайтесь всегда отвечать на все вопросы ваших детей. Ответы не только помогут им увидеть и познать мир, но и обогатить их неожиданными открытиями. Ребёнок приходит к нам с вопросами, и наша задача не пресекать, а развивать его интерес к тому или иному явлению. Чем эмоциональнее и обдуманнее вы будете подходить к ответам на вопросы детей — тем выше станет их интерес, активизируется природоохранная деятельность.
Перед вами конверты с вопросами, которые ваши дети задавали нам, педагогам. Ответьте на них, пожалуйста. (Ответы родителей.)
Музыкальная пауза (продолжение аудиозаписи «Зима»)
В. Познать природу детям помогает и игровая деятельность. Как достучаться до сердца ребёнка, как помочь ему понять окружающий мир? Легче сделать это в игре. Всем известно, что она у детей является основной и ведущей деятельностью.
В книге Л.А. Никитиной есть глава «С игрой и без неё», где описаны игры в природе с участием и под чутким руководством родителей. Ваше участие обогатит сюжеты игр, разнообразит использование подручных предметов. И самое главное — оставит неизгладимые впечатления у ребёнка. Дидактические игры дают детям знания, а подвижные — укрепляют здоровье. Придумывайте игры сами или вместе с детьми, фантазируйте и играйте с ними.
Предлагаю сейчас принять участие в игре «Назови цветок». Перед вами — новые конверты, в которых содержится описание цветка. Выберите приглянувшийся вам конверт, и расскажите, о каком цветке идёт речь. (Ответы родителей.)
Думается, что всех присутствующих интересует творчество детей. Это — рисование, лепка, аппликация, словесное творчество, трудовая деятельность и её продуктивные виды. По природе своей, творчество основано на желании сделать что-то лучше, по-новому, по-своему.
Конструктивная деятельность детей заключается в работе с собранным природным материалом. Дети придумывают сюжеты для своих работ, самостоятельно составляют экологические сказки, описательные рассказы и несложные стихи о природе. Рисуют природные явления и объекты.
Посмотрите, какие яркие и интересные работы! В них выражены эмоции и чувства юных защитников природы.
Знакомство с детскими рисунками и поделками.
В. Сейчас послушаем стихи, которые вы и ваши дети сочинили, участвуя в конкурсе «Чистый город». Спасибо за активность и понимание! (Педагог читает стихи по выбору.) Вслушайтесь в следующие поэтические строки:
Рождаются великие творенья,
Не потому ли, что порою где-то,
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты.
Дорогие родители, не стесняйтесь удивляться вместе с детьми всему обычному и необычному в природе. Давайте попробуем из листов лежащей перед вами бумаги изготовить прыгающих лягушек.
Практикум
В. Уважаемые родители, сегодня мы с вами рассмотрели несколько самых доступных методов и приёмов по экологическому воспитанию ваших детей. Конечно, их гораздо больше. Не сомневаюсь, что вы сами можете придумать индивидуальные способы введения в мир природы своего ребёнка. Будем рады познакомиться с ними.
Спасибо всем за активное участие в сегодняшнем мероприятии!
Предлагаем принять решение родительского собрания:
1). Совместно с родителями и детьми организовать экскурсии на природу в выходные дни: зимой — подкормка птиц; весной — лечение деревьев, вывешивание скворечников; летом — сбор гербария, корма для птиц.
2). Для детей и родителей провести в ДОУ конкурс чтецов на тему «Зелёная книга Родины».
3). Всем родителям принять активное участие в акции «Зелёный трамвай» и экологическом марафоне «Золотая осень».
Нет возражений? Решение принимается.
План проведения родительского собрания по экологическому воспитанию подготовила Л. Мешкова
vscolu.ru
«Экологическое воспитание – важное значение для развития детей»
Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Экологическое воспитание – важное значение для развития детей»
Уважаемые наши родители!
Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает доброжелательность, благородство и взаимопонимание. Если мы хотим получить хорошие результаты в воспитании детей, то давайте поощрять их познавательные результаты и интересы. Давайте осознаем, что наши дети учатся жить у нас, т.е. многое они черпают из окружающего мира. Если ребёнок живёт в понимании, то он учится находить любовь в этом мире: любовь к природе, ко всему живому, к Родине. И всему этому дети учатся у нас, взрослых.
Над темой экологического воспитания я работала и с предыдущим выпуском детей, которые сейчас учатся в школе. Но эта тема не стала менее актуальной и в это время, даже наоборот. Я продолжаю работать в этом направлении и с этими детьми, пока они еще маленькие, и нам нужна ваша помощь. Ведь что сейчас мы заложим в наших детей, то и даст свои положительные и отрицательные плоды.
Наша задача в детском саду - к выпуску детей научить их узнавать растения, ухаживать за ними, за животными; бережно и с любовью относится ко всему живому, начиная с мелких насекомых и заканчивая домашними животными. Когда такая работа проводится совместно, результаты видно сразу. Без помощи родителей, наши усилия бесполезны. Все наши начинания должны закрепляться дома. Всему мы учимся играя. Всё, что постигают наши дети, они это делают через игры: дидактические, сюжетно-ролевые.
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры. Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.
Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке будут расти и долго радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым, и не идти на поводу у ребенка. Когда родители поступают иначе – у ребенка формируется потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки) и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семье, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе.
Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: например когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом, цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы: «Ванька мокрый», бегонии и т.д. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.
В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведения в природе, правила сбора ягод и фруктов.
infourok.ru
Родительское собрание в средней группе по экологии
Родительское собрание в средней группе по экологии
Цель:
1. Создать условия для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения.
2. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
Ход собрания:
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги)призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.
А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…
Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.
В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.
Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.
Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологическогомировоззрения всех людей.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.
Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).
Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.
Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей).
Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.
Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях? (Ответы родителей:
- Бережное.
- Заботливое.
- Гуманное).
Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев).
Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.
Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.
Блиц-опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации? (Высказывания родителей).
Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».
А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)
Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.
«Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.
Сломать дерево не долго \ растить годы
Много леса не губи \ мало леса береги
Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое
В поле свез навоз \ с поля хлеба воз
Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром
Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка
Весной дождь растит, \ а осенью гноит
Весна красна цветами, \а осень хлебами
Рощи да леса \ родного края краса.
Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут-то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
Подвести к пониманию родителей то, что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.
Решение родительского собрания:
1. Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
2. Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.
3. В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.
4. Для этого родителям предлагается – анкетирование.
5. Рекомендации.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».
В. А. Сухомлинский
Успехов Вам и вашим детям!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей».
2. Консультация для родителей «Наблюдение за природой дома».
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Возрастная группа___
ФИО___
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ___
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?___
3. Интересует ли Вас лично данная проблема? ___
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (выберите нужное или предложите свой вариант)___
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___
6. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?___
7. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___
8. Посадили ли Вы дерево?___
9. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?___
10. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?___
11. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?___
12. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?___
13. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?___
14. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?___
15. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?___
16. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?___
17. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?___
18. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?___
19. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? ___
20. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическомувоспитанию дошкольников?___
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (выберите нужное).
21. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___
Нужно ли это делать? ___
22. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.) ___
23. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ___
24. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?___ ___
25. «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?___ ___
26. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?___ ___
27. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?___ ___
28. Ребенок видит паука и говорит: «Он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?___ ___
29. Продолжить начатое высказывание: «Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ___ ___».
30. Ваши предложения, пожелания ___
___
Консультация для родителей наблюдение за природой дома. Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознаётся роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребёнке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования.
О чём нужно рассказывать ребёнку во время прогулки осенью:
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Если соединить первые буквы из названий осенних месяцев, то получится слово – сон. Это слово подсказывает нам, что осенью природа погружается в сон.
1.Осенью солнце поднимается над нашей страной не очень высоко, ниже, чем летом.
2. Поэтому его лучи греют меньше.
3. На улице холодает.
4. День становится короче, а ночь длиннее.
5. Растения чувствуют недостаток солнечного тепла и света.
6. Листья деревьев и кустарников становятся разноцветными, а потом опадают.
7. Трава желтеет и вянет.
8. Цветы засыхают.
9. Насекомые прячутся в укромные места.
10.Птицы улетают в тёплые края.
11. Звери готовятся к зиме.
О чём нужно рассказывать ребёнку во время прогулки зимой:
Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Если соединить первые буквы из зимних месяцев, то получится слово – дяф. Это слово подсказывает нам, что природа спит и сопит во сне: дяф-дяф. Спят медведи в берлоге, ежи в норке, змеи под землёй, насекомые под листиками.
Звери по-разному приспосабливаются к зиме. Зайка надел белую шубку, а белка серую. У волка и лисы шубки стали более толстые и пушистые.
Для птиц это время – суровая пора. Чтобы не замёрзнуть, птицам нужен корм, а его зимой очень мало. Важно, чтобы человек помнил об этом и подкармливал птиц, устраивая птичьи столовые.
1.Зимой солнышко поднимается на небе ненадолго и стоит низко. Поэтому оно светит, но не греет.
2. Земля замерзает и покрывается снегом.
3. Водоёмы сковывает лёд.
4. День зимой короткий, а ночь длинная.
О чём нужно рассказывать ребёнку во время прогулки весной:
Весенние месяцы: март, апрель, май.
Если соединить первые буквы из весенних месяцев, то получится слово – мам. Оно подсказывает нам, что в первый месяц весны мы поздравляем мам.
Для птиц весна – время множества хлопот. Надо привести в порядок свой дом, вывести и вырастить птенцов.
1.Весной солнышко поднимается выше над землёй и не только светит, но и греет.
2. Снег тает, бегут ручьи.
3. На деревьях набухают и лопаются почки.
4. Появляются первые весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник.
5. День становится длиннее, а ночь – короче.
6. Природа просыпается и оживает.
infourok.ru