КОНСПЕКТ на тему «Организация самостоятельной деятельности детей в средней группе». Самостоятельная деятельность детей средняя группа


Самостоятельная деятельность детей в средней группе детского сада

Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми. Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают. В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников — формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе — это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

  • Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.

    Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием

  • Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.

    Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации

  • Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).

    Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей

  • Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).

    В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей

  • Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.

    Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников

  • Уголок природы. Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.

    В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

Виды самостоятельной деятельности в средней группе

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Мотивирующее начало занятий

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Презентация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС»: видео
https://youtube.com/watch?v=lxtxhDZg-nMVideo can’t be loaded: Предметно-развивающая среда в детском саду Золотой Ключик (https://youtube.com/watch?v=lxtxhDZg-nM)
Самостоятельная деятельность детей на досуге: видео
Игровая деятельность на прогулке: видео
https://youtube.com/watch?v=zq10NoW8xsMVideo can’t be loaded: Игровая деятельность на прогулке .Средняя группа (https://youtube.com/watch?v=zq10NoW8xsM)
Сюжетно-ролевые игры в средней группе ФГОС: видео
Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал»: видео
https://youtube.com/watch?v=hVknKpYfqbgVideo can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал» (средняя группа) (https://youtube.com/watch?v=hVknKpYfqbg)
Режимные моменты: умывание, завтрак, одевание: видео
Дежурство в столовой: видео

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями.

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе — таблица

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (автор: Валерия Баруткина)

Временной план занятия по самообслуживанию — таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога — создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

«Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности детей средней группы»

День недели

Приоритет­ная образовательная область

Утро

Прогулка

Приоритет­ная образовательная область

Вечер

Понедельник

Воспита­ние экологиче­ской культуры

«Познание», «Коммуникация»

«Чтение художест­венной ли­тературы»

«Художест­венное творчество», «Социали­зация», «Труд», «Музыка» «Безопасность» «Физическая культура» «Здоровье»

Индивидуальная работа с детьми: математическое развитие.

*Наблюдение за растительным миром

«Познание», «Художест­венное творчество»

«Социали­зация», «Коммуни­кация»

«Труд», «Музыка» «Безопас­ность» «Здоровье» «Физическая культура»

«Чтение художест­венной ли­тературы»

Индивидуальная работа с детьми: развитие изобразительной деятельности (лепка)

Дидактическая игра: при­родный, социальный мир, расши­рение кругозора детей.

Дидактическая игра: по экологии, развитие мелкой моторики.

Наблюдение и труд в уголке природы, совместная дея­тельность педагога с детьми: работа с календарем природы, уход за растениями, сезонные посадки, рассматривание альбомов, книг, иллюстра­ций.

Совместная изобразитель­ная деятельность взрослого и детей: оздоровительно- игровой час. Художествен­ный труд (работа с бумагой, бросовым и природным мате­риалом).

Сюжетно-ролевая игра: помощь в развитии сюже­та; помощь в подборе атрибутов к игре.

Сюжетно-ролевая игра: помощь в развитии сюже­та; коррекция ролевого поведения детей, детских взаимоотношений;

Совместная трудовая деятельность: выполнение трудовых поручений.

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты, эксперименты; рас­сматривание материалов, объектов и т.п.

Ситуация общения: О природе (о бережном отношении к природе, как заботится о ней)

Ситуация общения: О животных (о бережном отношении к животным, о заботе к ним)

Вторник

Региональное (национальное) воспита­ние

«Социали­зация», «Коммуникация»

«Познание», «Безопас­ность»

«Здоровье» «Труд» «Чтение художественной ли­тературы» «Физическая культура» «Художест­венное творчество» «Музыка»

Индивидуальная работа с детьми: развитие изобразительной деятельности (рисование).

*Явления природы. Неживая природа.

«Познание»,

«Чтение художественной ли­тературы», «Коммуни­кация»

«Социализация» «Безопас­ность» «Здоровье»

«Труд» «Музыка» «Физическая культура» «Художест­венное творчество»

Индивидуальная работа с детьми: развитие речи (фо­нематический слух, обога­щение и развитие словаря, грамматический строй речи, связная речь)

Совместная деятельность взрослого и детей: рассматривание альбомов, книг, иллюстра­ций.

Совместная изобразитель­ная деятельность взрослого и детей: оздоровительно- игровой час. Приобщение к изо­бразительному искусству (рассматривание предметов народного творчества, декора­тивно-прикладного искусства)

Дидактическая игра: разви­тие психических процессов (внимание, память, воспри­ятие, мышление, воображе­ние)

Дидактическая игра: по региональному воспита­нию (разви­тие мышления, воображе­ния)

Сюжетно-ролевая игра:   уточнение те­матических представлений; коррекция игрового поведе­ния, взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра: обучение игровым навыкам, совместная с детьми игровая деятельность.

Ситуация общения: бесе­да, форми­рование гендерной, семей­ной, гражданской принад­лежности.

Ситуация общения: бесе­да, интернациональное воспитание.

Самостоятельная трудовая деятельность: дежурство по столовой.

Совместная трудовая деятельность: выполнение трудовых поручений, наве­дение порядка в группе

 

Трудовое воспита­ние. Сенсорное воспита­ние.

Среда

«Физическая

культура», «Безопас­ность» «Здоровье» «Познание»

«Художест­венное творчество»,

«Труд» «Музыка»

«Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Социали­зация»

Дидактическая игра/упраж­нение: развитие мелкой моторики (обводка, шну­ровка, нанизывание, сорти­ровка мелких предметов и т.п.)

*Труд взрослых

«Физическая

культура», «Здоровье», «Безопас­ность» «Познание»

«Труд»,

«Художест­венное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Социали­зация»

Дидактическая игра: разви­тие психических процессов (внимание, память, воспри­ятие, мышление, воображе­ние), сенсорное развитие.

Совместная трудовая деятельность: выполнение трудовых поручений.

Совместная деятельность воспита­теля и детей, сопровождение двигательной дея­тельности: оздоровительно- игровой час.

Самостоятельная трудовая деятельность: дежурство по столовой.

Работа с книгой: чтение художественной литерату­ры, обсуждение произведе­ний, рассматривание иллю­страций, конкурс чтецов, поэтические минуты и т.п.

Индивидуальная работа с детьми: рече­вое развитие (фонематиче­ское восприятие, обогаще­ние и развитие словаря, грамматический строй речи, связная речь)        

Индивидуальная работа с детьми:   развитие изобразительной деятельности (аппликация), (технические умения и навыки в изо дея­тельности; техника безопас­ности в работе)

Сюжетно-ролевая игра: помощь в развитии сюже­та; помощь в подборе атрибутов к игре.

Сюжетно-ролевая игра: обучение игровым навыкам, совместная с детьми игровая деятельность.

Ситуация общения: о посильной помощи взрослым, друг другу, младшим.

Ситуация общения: о совместном труде, о заботливых, трудолюбивых, о ленности.

Четверг

Нравствен­но- патриотическое воспитание

«Коммуни­кация», «Чтение художест­венной ли­тературы»

«Художест­венное творчество», «Здоровье» «Физическая культура» «Безопас­ность»

«Познание», «Социали­зация», «Музыка»,

«Труд»

.

Сопровождение само­стоятельной игровой дея­тельности: включение детей в систему социальных отношений друг с другом, способы поведения и взаи­моотношений в игре, разви­тие сюжета

*Животный мир

«Познание», «Безопас­ность»

«Здоровье», «Физическая культура»

«Музыка», «Коммуни­кация», «Чтение художест­венной ли­тературы»

«Художест­венное творчество» «Социали­зация» «Труд»

.

Сюжетно-ролевая игра: помощь в развитии сюже­та; коррекция ролевого поведения детей, детских взаимоотношений.

Индивидуальная работа: развитие изобразительной деятельности (лепка)

Индивидуальная работа с детьми: прак­тическое овладение нормами речевого общения.

Совместная познавательно- речевая деятельность де­тей и воспитателя: созда­ние условий для деятельно­сти, моделирование поиско­вой ситуации, развитие связ­ной речи (выводы, доказа­тельства, предположения)

Совместная деятельность воспита­теля и детей, театрализованная дея­тельность, культурно - досуговая дея­тельность: оздоровительно- игровой час. Развлечения, концер­ты, инсценировки лите­ратурных произведений, театрализованные игры, показ спектаклей, разнооб­разные виды театра (паль­чиковый, кукольный, ложковый, настольный и др.), игры-хороводы, и т.п.

Ситуация общения: гражданско-патриотическое воспитание, нрав­ственное воспитание на основе литературных про­изведений, личного опыта детей

Ситуация общения: по нравствен­ному воспитанию чувств и качеств личности ребенка (культуре поведения, общения)

Дидактическая игра: разви­тие психических процессов (внимание, память, воспри­ятие, мышление, воображе­ние)

Дидактическая игра: кон­струирование, формирова­ние навыков практической ориентировки на плоскости и в пространстве

 

Воспита­ние здорового образа жизни. ОБЖ и ПДД

Пятница

«Здоровье», «Безопасность» «Физическая культура» «Коммуникация» «Труд»,

«По­знание», «Социали­зация»

«Познание», «Художест­венное творчество»,

«Чтение художест­венной ли­тературы»

Индивидуальная работа с детьми: математическое развитие (в том числе навыки практической ориенти­ровки в пространстве и вре­мени)

*Целевая прогулка (экскур­сия) выход за пределы терри­тории ДОУ, ознакомление с микрорайоном, посещение близлежащих учреждений (аптека, магазин, парикмахер­ская). Практическое закрепле­ние правил ОБЖ и ПДД.

«Труд», «Здоровье»

«Физическая культура» «Безопас­ность»,

«Художест­венное творчество», «Труд», «Социали­зация»

«Познание», «Коммуни­кация» «Чтение художест­венной ли­тературы»

Индивидуальная работа с детьми: развитие изобразительной деятельности (аппликация)

Ситуация общения: валеология, ОБЖ, ПДД. Формирование представле­ний о здоровом образе жиз­ни.

Ситуация общения: ознакомление с потен­циально опасными для че­ловека жизненными ситуа­циями, правилами безопас­ного поведения.

Дидактическая игра: ОБЖ, ПДД.

Формирование навыков ориентировки в различных жизненных ситуациях и способов выхода из них.

Дидактическая игра: разви­тие психических процессов (внимание, память, воспри­ятие, мышление, воображе­ние)

Сопровождение само­стоятельной игровой дея­тельности: включение детей в систему социальных отношений друг с другом, отработка способов поведе­ния в игре, закрепление представлений по теме игры

Совместная деятельность воспи­тателя и детей: оздоровительно- игровой час. Хозяйственно-бытовой труд: хозяйственная помощь младшему воспитателю - мытье игрушек, протирание полочек, полив и мытье цветов.

Сюжетно-ролевая игра: помощь в развитии сюже­та; коррекция ролевого поведения детей, детских взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра: помощь в развитии сюже­та; помощь в подборе атрибутов к игре.

dohcolonoc.ru

Средняя группа | МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 166"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режимные процессы

в первую половину дня

 

Прием детей

1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.

2. Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность. 3. Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически.4. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

 

Утренняя гимнастика

 

Гигиенические процедуры Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Завтрак 1. Сервировка стола: беседа с дежурными; привлечение детей в посильной помощи в сервировке стола (раскладывание салфеток, столовой посуды и приборов), привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов. 2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.

Подготовка к занятиям Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Занятия

Подготовка к прогулке 1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке. 2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка 1. Наблюдение на прогулке. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей. 3. Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности. 4. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств. 5. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков. 6. Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Обед 1. Сервировка стола: определение дежурных; ознакомление с меню; выбор столовых принадлежностей; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов. 2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.

Дневной сон

 

Режимные процессы во вторую половину дня

Подъем детей 1. Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми. 2. Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности. 3. Корригирующая гимнастика: подготовка к корригирующей гимнастике, привлечение внимания детей. 4. Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж. 5. Формирование культурно-гигиенических навыков: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; гигиенические процедуры; закрепление правил мытья рук; рассказ воспитателя о чистоте; приемы самоконтроля; оценка деятельности детей; последовательность мытья рук; последовательность одевания; контроль за внешним видом, аккуратность прически. 6. Формирование культуры поведения; доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.

Организация самостоятельной игровой деятельности детей Общение с детьми, индивидуальная работа, игры.

Гигиенические процедуры Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Полдник 1. Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов. 2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды; правила этикета; оценка деятельности детей; уборка столов.

Подготовка к занятиям 

Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Занятия

Свободная игровая деятельность детей Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Подготовка к прогулке 1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке. 2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка 1. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; на выбор детей. 2. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств: самостоятельная игровая деятельность; создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи; театрализация в теплое время года; лепка снеговиков. 3. Возвращение с прогулки; игра; самоконтроль; контроль и оценка деятельности детей; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

 

 

Чему научатся дети к концу года

Физическое воспитание

• Лазать по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой. • Ползать разными способами: опираясь на руки, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.• Ловить мяч двумя руками.

• Метать предметы разными способами правой и левой рукой. • Отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд. • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие. • Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам. • Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку. • Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево. • Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

 

 

 

• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях и на улице. • Знать назначение окружающих предметов, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.

• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имеют возможности видеть. • Рассказывать о семье, семейном быте, традициях. • Уметь рассказывать о своем родном городе. • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.) • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Развитие речи

• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка. • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

• Понимать и употреблять слова-антонимы. • Образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница). • Выделять первый звук в слове. • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений. • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии. • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

 

Трудовое воспитание

 

Воспитываем у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. • Учим выполнять индивидуальные и коллективные поручения. • Формируем ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). • Разъясняем детям значимость их труда. Поощряем инициативу в оказании помощи.

Самообслуживание

• Совершенствуем умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучаем аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок - чистить, просушивать. • Воспитываем у детей стремление быть аккуратными и опрятными.

Хозяйственно-бытовой труд

• Приучаем детей самостоятельно поддерживать порядок в комнате. • Учим детей самостоятельно расставлять чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницу, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе

• Продолжаем учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии взрослого). • Привлекаем детей к подкормке зимующих птиц.

Ознакомление с художественной литературой

• Высказать желание послушать определенное литературное произведение. • С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг. • Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

Что читать детям 4-5 лет

• Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

• Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

• Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Музыкальное воспитание

• Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением. • Узнавать песни по мелодии. • Различать звуки по высоте. • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

• Выполнять движения, отвечающие характеру музыки. • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). • Инсценировать совместно со взрослым песни, хороводы. • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Игра

• Принимать на себя игровую роль, владеть способом ролевого поведения. • Вести ролевые диалоги. • Взаимодействуя, проявлять инициативу и предлагать новые роли или действия, обогащать сюжет. • В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам.

• В настольно-печатных играх выступать в роли ведущих (к концу года), объяснять правила игры. • Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. • В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской драматизации), воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика), атрибуты, реквизит. • Иметь простейшие представления о театральных профессиях.

 

 

Показатели успешности ребенка средней группы

ds166.centerstart.ru

План воспитательно-образовательной работы в средней группе на декабрь, ФГОС

среда

Утро:

Утренняя гимнастика.

Дежурство в уголке природы. Уход за комнатными растениями.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Толстячок – худышка» - развитие артикуляции, укрепление мышц щек.

Беседа: «Во что я люблю одеваться ».

Цель: формировать представления детей об одежде, её связи с сезоном, показать зависимость одежды и здоровья.

Игра « Что надеть кукле?» - закрепить с детьми название одежды; учить детей составлять простые сочетания из 2-3 цветов, закрепить умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, называть цвета.

Д.И. «Назови одним словом» - учить подбирать обобщающие слова к группе предметов; развивать наблюдательность, внимание, активизировать словарь.

Д.И. «Разбери картинки» (одежда, обувь, головные уборы)

Цель: учить группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия.

*Ситуативный разговор «Кто как одевается?» - закрепить понятие «Сезонная одежда»

* Беседа «Жадность – это плохо» - помочь, детям разобраться, что значит быть жадным, почему жадность считается плохим качеством, а щедрость – хорошим. Объяснить детям, как поступить в различных ситуациях.

Этюд «Капризуля»

Цель: Способствовать формированию у детей представления о нормах и правилах поведения и общения друг с другом.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

Оформление уголка для родителей «Одеваем ребёнка по сезону»

Организованная образовательная деятельность

«Познавательное развитие» ФЭМП Геометрические фигуры. Цифра 5.

Литература: Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова и др. «Комплексные занятия в средней группе» стр.142

Цели: упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов; познакомить с числом и цифрой 5; развивать пространственное мышлении, умение ориентироваться на листе бумаги.

Прогулка:

Наблюдение за погодой

Цели:

-продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице;

-развивать наблюдательность.

Подвижные игры: «Кто быстрее?».

Цель: учить быстро бегать, действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

С/р игра «Строители» - учить детей распределять роли и выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, способствовать развитию сюжета игры. Воспитывать уважение к труду строителя

Беседа «Что такое метель»

Цель: Познакомить детей с таким явлением природы, как метель и правилами поведения в такую погоду.

Индивидуальная работа

П.И. «Собачка и воробьи».

Цели:

закреплять знания о характерных движениях птиц;

учить имитировать их голоса.

Ситуативный разговор «Нужны ли зимой рукавички?»- способствовать осознанному сохранению здоровья.

Загадки о транспорте и профессиях.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Продуктивная деятельность: строительство снежной крепости.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Дид. игры «Какой?, Какие?» «Найди ошибки» - учить согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде .

Театрализованная игра. «В гости елочка пришла» - вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию, учить ролевому перевоплощению, создать условия для эмоционального проживания роли, учить развивать сюжет, развивать эстетический вкус.

С.Р.И. «Парикмахерская» - учить детей обговаривать замысел игры, распределять роли, стимулировать использование в игре новых знаний, представления, атрибутов. Формировать умение считаться с интересами товарищей.

Упражнять в счете в пределах четырех Цель: учить соотносить числительное с существительным. Находить заданные геометрические фигуры.

*Ситуативный разговор о правилах поведения в гостях.

* Беседа ОБЖ «Кто там» - обсудить с детьми правила поведения в ситуации визита незнакомого человека, учить, как и к кому можно обратиться за помощью.

Продуктивная. Складывание пилотки из бумаги. Развивать мелкую моторику рук.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Самостоятельная деятельность детей средней группы по познавательному развитию"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Ромашка»

Подготовил: воспитатель Брызгалова Т.А.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В настоящее время самостоятельная деятельность является важным компонентом образовательного процесса в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Так как  ФГОС ДО  подразумевают создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то  в этом смысле трудно переоценить значение развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Данная среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми). При этом полагается, что ребенок - активный субъект, вступающий во взаимодействие с миром.

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности (уголки). Каждый уголок оснащен своим оборудованием, которое дети используют в самостоятельной деятельности.

Центр «Занимательная математика»  имеет важные развивающие функции. В данном центре располагается магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, домино, так и современные пазлы  и др. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки (Шнуровки).  

Дидактические и настольные игры:

- развивающие у детей умения сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; «Что шире, что уже» (упражнять в сравнении предметов по длине, ширине), «Домики» (учить детей пользоваться меркой для определения высоты), «Найди пару» (сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам), «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики» (сравнивание равных и неравных групп предметов), « Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики» (используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов).

- развивающие у детей внимание, память, мышление - «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего не стало?», «Бабочки и цветы».

- для знакомства детей с днями недели,  временами года, названиями  месяцев, их последовательностью использую игры – путешествия «Когда это бывает», «Наш день»

- развивающие у детей умение ориентироваться в пространстве, определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому «Назови где», «Кто за кем», «Мишка спрятался».

- для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагаю такие игры, как «Какую геометрическую фигуру напоминает?», «Найди схожую по форме», «На что похоже», «Фигуры», лото «Форма».

- развивающие у детей умение группировать предметы на основе общих признаков, составлять целое изображение из частей  («Игрушки», «Составь предмет»), геометрическая мозайка; «Четвертый лишний» (развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать), «Соберем бусы» (формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой», Ассоциации»).

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

Развивающие игры: «Сложи узор», «Веселая логика», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», счетные палочки, Танграм - головоломка для детей, которая состоит в решении различных задач с магическим квадратом.

Центр «Экологии» содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, губки и тряпочки (находятся в контейнерах с закрывающимися крышками), пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Это постоянные обитатели уголка.

Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Осенью:

-Букеты осенних цветов в вазах;

-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

-Поделки детей из природного материала.

Зимой:

-Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

-Ветки деревьев и кустов в вазах;

-Экибаны, поделки детей.

Весной:

-Ветки деревьев и кустарников в вазах;

-Ящики с рассадой;

-Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом:

-Букеты цветов в вазах.

Помимо комнатных растений, в данном центре серии картин типа «Времена года», «Природные явления», «Животный и растительный мир», «Уход за комнатными растениями», «Ягоды», «Грибы», «Птицы», «Цветы», «Деревья», муляжи овощей и фруктов (использую в дидактических играх и упражнениях типа «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Чей плод?»), фигурки животных (дикие, домашние) и насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и детская художественная литература. В уголке природы имеется природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы), скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки, каштаны, листья, цветы. Природный материал дети собирают сами и приносят в группу, мы его засушиваем, а затем используем в творческих работах. Так же имеются макеты: «Лес», «Деревенский двор» (знакомство с дикими и домашними животными).

Присутствуют различные дидактические игры: «Найди ошибку» (уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона), «С какой ветки детки?» (развивать умение различать с какого дерева плоды или семена), «Кто где живет?» (закрепить знания детей о среде обитания животных), пазлы «Овощи» и «Фрукты» (закрепить знания детей об овощах и фруктах), лото «Мамы и малыши» (формировать знания детей о животных и их детёнышах), «Веселые зверята» (парные картинки - умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие), "Что где растет?" (закреплять знания о растениях), "Зоологическое домино" (закреплять знания о диких и домашних животных), «Угадай дерево» (дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям), «Кто что ест?» (уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются).

Познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

• Видеть и выделять проблему;

• Принимать и ставить цель;

• Анализировать объект или явление;

• Выделять существенные признаки, связи;

• Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;

• Отбирать материал для самостоятельной деятельности;

• Делать выводы.

В моем уголке природы находится оборудование для проведения экспериментов и опытов:

• Мерные стаканчики;

• Пробирки, лотки для сыпучих материалов;

• Палочки, трубочки, бумага разного типа;

• Лупы для детального изучения.

В качестве дополнительного оборудования я приобрела термометр, песочные часы, бинокль. Также с помощью родителей мы пополняем наш уголок природным материалом (шишки, желуди, семена растений, ракушки и т. д.) для изготовления поделок, рассматривания. Материалами, предназначенными для проведения разных исследований (песок, глина, камни и т. д.)

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы,  мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени, "Ткани".

"Бумага", "Пуговицы"

- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности

(средняя группа).

1. Овощи, фрукты (по сезону).

2. Коллекция семян и растений.

3. Комнатные растения.

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

5. Мерные ложки, стаканчики.

6. Воронки разного материала, объёма.

7. Резиновые груши разного объёма.

8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного

11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контей

нер для яиц, половинки мыльниц.

12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.

13. Пакеты, воздушные шары, напалечники.

14. Султанчики.

15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.

16.Ёмкости для пересыпания.

17. Сито.

18. Свеча в подсвечнике.

19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.

20. Краска, кисточки, палитры.

21. Магниты.

22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).

23. Лупы.

24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.

26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характер-

ным запахом; продуктов с характерным вкусом.

27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,

пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,

разные коробки, верёвки, нитки).

27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

28. Тальк, детский крем или вазел

С помощью настольно-печатных игр, моделей растений, животных, птиц дети закрепляют в самостоятельной деятельности знания, полученные о живой и неживой природе, в организованной образовательной деятельности.

Правильно созданная развивающая предметно - пространственная среда обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также способствует развитию самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста.

infourok.ru

КОНСПЕКТ на тему «Организация самостоятельной деятельности детей в средней группе»

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №4 «Малышок»

КОНСПЕКТ

На тему:

«Организация самостоятельной деятельности детей в средней группе «Фантазеры»

Выполнила: Меленина Л. М.

г. Семенов

2016г.«Пластилиновые волшебники»!

Мы рисуем пластилином

Разноцветные картины:

Солнце, звезды и луну,

Детства добрую страну!

Утро, вечер, день и ночь-

Мы рисуем- сутки прочь!

Нарисуем дружно грядки,

А на грядках- всё в порядке:

Огурцы и помидоры- хороши,Как на подбор,

И у них там самый главный –

Помидорыч Помидор!

Он команду овощей

Соберет для вкусных щей!

Лес грибной, весну с цветами,

Стайку птиц, искристый снег-

Нарисуем дружно сами –

Наяву, а не во сне!

Организация самостоятельной деятельности детей в средней группе «Фантазеры»

«В гостях у Бабушки – Забавушки»

Цель:

  • Проявление детской инициативы в игровой деятельности.

  • Проявление речевой активности в игровой деятельности, стремление к использованию диалога.

  • Развитие умения осуществлять самостоятельный выбор игровой деятельности.

  • Придумывать игровые сюжеты.

  • Вызвать творческое проявление в игре.

  • Воспитание доброжелательных отношений, желания оказать помощь окружающим (нуждающимся в ней)

Средства: крупа, макаронные изделия, бисер, пуговицы, фасоль, салфетки, одноразовые тарелки, фигурки домашних животных, раскраски с изображением цветов, домашних животных и птиц, наборы домашних животных и  птиц, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, шнурки – плетёнки, пластилин, досочки для работы, стэки, формочки для теста, крышки из-под бутылок, колпачки фломастеров, конструктор пластмассовый, деревянный, мягкий – разных размеров и форм.

Слова воспитателя

Слова детей

Дети играют в группе.

Звучит музыка (балалайка)

Входит Бабушка – Забавушка в костюме.

- «Ой, вы мои родные, внучата дорогие – здравствуйте!

- «Да, внучата мои, хозяйство – то у меня большое.

А это мой сторож пес Барбос.

Он грустный. Ему жить негде, нет у него своего домика. Как бы ему помочь?

Кот мой Васька бегал – бегал да и просыпал мне бочонки с фасолью и бобами (желудями) Рассыпал да все и смешалось. А глазоньки-то мои плохо видят. Как мне теперь суп с бобовыми сварить?

А цветочки мои на клумбе потоптали поросятки да козлятки. Теперь они не вырастут. Что делать?

Подарили мне красивые картины. Ветер налетел и порвал их. Вот беда. Что же делать? Как тут быть?

Ходила в гости нитка порвалась бусы рассыпались. А глазоньки – то не видят.

Ой сколько у меня работы.

Не могли бы вы мне помочь?

А кто какую работу из вас выполнит? Выбирайте себе дело по душе.

(Спросить каждого ребенка)

Все ли получается?

Поиграем с вами просто:

Строим домик для Барбоса.

Крепкий дом, теплый дом,

Будет жить Барбосик в нем.

Ой как хорошо получается: стенки ровные, досочка к досочке.

И от ветра и от дождя укроется Барбос. Если бы не вы, не знаю чего и делала бы.

А как у вас дела?

Какие у вас пальчики ловкие да умелые.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим-ходим мы по лугу, там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

можно взять и посчитать.

Ваши цветочки начинают распускаться, расцветать. Даже бабочка прилетела на ваши цветочки.

Шустрые как хорошо работаете. Я и не знала, что вы такие цветоводы.

А картины – то получаются не хуже чем были.

Скоро кашу я сварю.

Примерьте на мою куклу Дашу, на меня.

У моего Барбоса новый дом. Он ему очень понравился, что ему даже вылазить неохота.

А бусы просто загляденье. Ювелирная работа. Вы настоящие мастера. И руки у вас умелые.

Ребята, вы постарались от души. Порадовали бабушку. А вам понравилось мастерить своими руками?

Здравствуйте!

Надо ему будку построить, конуру, домик.

Перебрать фасоль и бобы.

Посадить новые цветочки.

Картины можно склеить. Собрать.

Поможем.

Я буду…

Да.

Слова воспитателя

Слова детей

Дети играют в группе.

Звучит музыка (балалайка)

Входит Бабушка – Забавушка в костюме.

- «Ой, вы мои родные, внучата дорогие – здравствуйте! И вы – гости милые, тоже здравствуйте!».

- «Да, внучата мои, хозяйство – то у меня большое, дел невпроворот: то забор сломается – кто бы починил, то в курятнике крыша прохудится – кто бы залатал, то питомцы мои по всей деревне разбредутся – кто бы их всех вместе собрал. Да и для меня кто бы пряников и баранок напёк, букет цветов красивых подарил или картинку нарисовал, бусы или браслет сделал. А я б того обязательно чаем напоила, да кренделечками вкусными угостила.

Не могли бы вы помочь мне, ребятки?

Тогда пойдемте со мной.

Звучит музыка (звуки деревни)

Петенька – петушок нас песнями встречает. Проходите, пожалуйста.

Посмотрите все мои животные разбежались. Надо их собрать да ограду сделать.

А это мой сторож пес Барбос.

Ему жить негде домика у него нет что же делать А фасоль – то у меня вся смешалась. Глазоньки-то плохо видят. Ой, ребятушки без вашей помощи и не обойтись. Поможете перебрать фасоль?

Я очень люблю цветы. А вы любите? Я была бы очень рада, если бы вы мне сделали красивые необычные цветы. Из чего можно сделать цветы?

Цветы я люблю. А ваза моя разбилась и поставить мне их некуда. И я была бы благодарна вам за красивые вазы.

Да и украшения мне нравиться носить. И вы девчата тоже наверно любите понаряжаться?

Здесь у меня есть много разного материала: и бусинки, и пуговицы, и макароны из которого можно сделать бусы необычной красоты. Такие каких не у кого нет.

А как я люблю сказки. Мне моя мамочка всегда читала сказки. У меня есть пазы с героями моих любимых сказок. Вы умеете собирать пазлы? Собирете мне?

Я слышала вы готовить любите. «Бублики», «Пряники», «Печенье».

Нашим пальчикам предстоит работать давайте мы ими маленько поиграем.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ах вы мои дорогие. Тогда вы подумайте чем – бы вы могли мне помочь, берите необходимые вещи и приступайте к работе. Вы можете работать в паре.

Дети проявляют желание и интерес, выполняют различные виды самостоятельной деятельности.

 «Курятник», «Будку» - из мелкого, среднего и крупного конструктора разных цветовых оттенков и форм на полу мастерят для домашних птиц и животных.

Поиграем с вами просто:

Строим домик для Барбоса.

Крепкий дом, теплый дом,

Будет жить Барбосик в нем.

Цветы» - для составления букета в подарок Бабушке – Забавушке изготавливают из пластилина, крышек из – под бутылок, колпачков фломастеров, одноразовых тарелок и крупы (пшено, гречка, ячмень, рис). Разукрашивают с помощью цветных карандашей, восковых мелков, разноцветных ручек, гуаши, акварели, фломастеров – «необыкновенные цветы – небывалой красоты».

Пластилин в руках-Волшебный,

Все, что хочешь сотворим,

И для старой добройСказки

Дверь в наш мирПриотворим!

Мы рисуем пластилином

Разноцветные картины -

И фантазий самолет

Отправляется  в полёт!

«Сухой бассейн» - перебирают фасоль разных цветов по разным отдельным ёмкостям.

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

Бусы», «Браслет» - мастерят из макаронных изделий, пуговиц, бисера, шнурков.

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

Какие у вас пальчики ловкие да умелые.

 «Бублики», «Пряники», «Печенье» - стряпают из пластилина разных цветов с использованием формочек; украшают их крупой, бисером.

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,

Раскатали все кусочки

И слепили пирожочки.

Собирают пазлы.

Какие пазлы ты собираешь? Кто герой? Какого героя собрал?

Какие у меня помощники. Большое вам спасибо.

Ребята, давайте посмотрим , что у нас получилось?

Поглядите какие у нас печенье, калачи с пылы жару горячи. Накрою их полотенчиком, чтобы было тепленькое. (А потом заменить на настоящее. Сюрприз)

А какие прекрасные цветы. А вазы таких в магазине не купишь. На них и звездочки и камни драгоценные. Красота.

А бусы просто загляденье. Ювелирная работа. Вы настоящие мастера. И руки у вас умелые

Ребята, вы постарались от души. И я вас хочу угостить печеньем. Порадовали бабушку. А вам понравилось мастерить своими руками?

Здравствуйте!

Поможем.

Да, поможем.

Из пластилина, из мозайки, нарисовать. И украсить их крупой, бисером, макаронами

Да, любим.

Соберем.

Любим, нет.

Да.

infourok.ru

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

 

В соответствии ФГОС образовательные задачи должны решаться

                   в ходе режимных моментов,

                   в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),

                   в самостоятельной деятельности детей

                   в совместной деятельности с семьей.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей..

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1)                свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2)                организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности — игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомов для свободного рассматривания детьми. Чтобы заинтересовать каждого ребенка в своей работе я применяю разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке, которые планирую ежедневно в календарно-тематический плане (чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).

Один раз в месяц в группе организовываю выставку книг. Первую — в начале учебного года — целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Стараюсь, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Последующие выставки могут быть тематическими: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. Каждый четверг у нас в группе проходит реклама книги, которую родители читали детям дома. Дети приносят книгу в группу и рассказывают о чем она всем детям. В группе также функционирует центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование — ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина, теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью. Иногда ребятам предлагаю придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.

Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.

Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста — существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

                   создать специальную предметно-развивающую среду;

                   предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

                   использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

                   уровень детской самостоятельности;

                   познавательная активность детей;

                   уровень мотивации.

Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно — печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др.; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно — тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельную деятельность детей:

  1.              Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.
  2.              Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

  1.              Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица» и др.)
  2.              Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка — весна, холодно — горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.
  3.              Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя — направляет, остальное дети делают сами)
  4.              В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая — подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно — тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно — тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий

 

Литература:

 

  1.              http://xn--318–5cddaazbi7f4befi.xn--p1ai/files/fgos_fgt.pdf
  2.              http://svet.edusluda.ru/index.php/metodicheskaya-masterskaya/24-obrazovatelnaya-deyatelnost/159-opyt-raboty-na-temu-organizatsiya-predmetno-razvivayushchej-sredy-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do
  3.              http://infourok.ru/organizaciya-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-nod-v-sootvetstvii-s-fgos-do-796858.html

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность, педагог, детский сад, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность, демонстрационный материал, дошкольный возраст.

moluch.ru