Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Школа россии 2 класс конспекты уроков по русскому языку
План-конспект урока русского языка 2 класс школа России
Урок – путешествие по сказке «Гуси – лебеди».
Русский язык во 2 классе (по учебнику В.П. Канакиной)
Дата – 16 сентября 2015г.
Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными.
Цель: 1. Формировать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком.
Задачи: 1. Актуализировать знания учащихся о правописании мягкого знака в конце и середине слова.
2.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через участие в сказке.
3. Закреплять навыки работы в паре, в группе. 4. Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, правило на «яблочках», карточки с заданием для групп.
Название используемых ЭОРДействия учителя
Действия ученика
Время
(в мин.)
I. Организационный момент
коммуникативные
(Слайд1)
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, пожмём друг другу руки, улыбнёмся, скажем добрые слова.
Дети встают в круг, пожимают друг другу руки.
2 мин
II.
Мотивация учебной деятельности учащихся
личностные познавательные
- Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди». (Слайд2)
Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке?
2 мин
III.
Актуализация знаний
1.
Словарная работа
Взаимопроверка
Рефлексия
коммуникативные
регулятивные
личностные
познавательные
ЭОР №1
Электронное приложение к учебнику «Русский язык»
В.П. Канакина
1 класс
Цель: вспомнить правописание мягкого знака.
-Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела – печь стоит. (Слайд3)
- Что сказала девочка печке?
- А печка отвечает: «Выполните, ребята, работу, с которой всегда начинаете урок русского языка, скажу».
- Какую работу мы проводим в начале урока? (Слайд4)
- Я предлагаю вам провести картинный словарный диктант на тему: «Животные» (Анимация)
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, то где вы сможете посмотреть его правописание?
- Обменяйтесь тетрадями, посмотрите, как вы выполнили работу. Оцените себя.
- Для чего мы проводим словарную работу на каждом уроке?
Ответы детей.
- Словарную работу.
Дети по картинке определяют название животного и записывают в тетрадь.
Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга, если возникают сомнения, проверяют по словарю.
Рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков.
Ответы детей.
5 мин
2. Орфографическая
работа
Самооценка
Рефлексия
коммуникативные
личностные
регулятивные
.
- Ребята, какую работу мы проводим после словарной. (Слайд5)
- Сегодня на уроке эту работу проведёте вы сами. Вам нужно вспомнить слова с орфограммами ча –ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн. (Анимация)
- Оцените себя, как вы помогли в проведении орфографической работы
- Для чего мы проводим орфографическую работу на каждом уроке?
Орфографическую работу
Дети «по цепочке» называют по одному слову с орфограммой, записывают в тетрадь и объясняют написание.
Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.
Ответы детей.
5 мин
IV.
Целеполагание
коммуникативные
регулятивные
познавательные
личностные
ЭОР №2 упражнение на сравнение
Сравни два слова.
Слова «угол» и «уголь»
- Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше. Стоит яблонька. (Слайд6)
- Что сказала девочка яблоньке?
- А яблонька говорит: « Есть в середине моего имени мягкий согласный звук. Какой?
- А на письме он обозначается двумя буквами. Какими? (Анимация)
- Обсудите в парах какова тема сегодняшнего урока.
- Откройте учебники на с.125. Почитайте, как в учебнике формулируется тема урока.
- Обсудите друг с другом, чему вы будете учиться сегодня на уроке»
Ответы детей.
Дети произносят слово и выделяют звук.
Ответы детей.
Обсуждают в паре, какова тема урока, договариваются, кто будет отвечать на класс.
Ученики читают название темы на с.125 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы.
Обсуждают , чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары.
4 мин
V.
Работа по теме урока
Работа над правилом
Рефлексия
коммуникативные
познавательные
регулятивные
- И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебеди за тёмным лесом. (Слайд7)
- Измените, слово гуси так, чтобы оно называло один предмет. (Анимация)
- Какой звук слышится в конце слова?
- Какими буквами обозначен этот звук?
- Какую роль выполняет Ь? (Анимация)
(Аналогично проводится работа со словом лебеди)
- Чем отличается Ь от других букв азбуки?
- Какая ещё буква не обозначает звука?
Дети выделяют объект изучения: гусь, лебедь.
Проводят звуковой анализ части слов.
Делают вывод.
3 мин
- Яблонька за работу даёт вам по яблочку. Внутри этих яблок правило. Прочитайте. (Слайд8)
- Хотите запомнить это правило?
- Поработаем над оперативной памятью. За одну минуту попробуйте выучить правило в стихах.
- Проверьте друг друга в паре.
- Кто желает рассказать на класс?
- Для чего мы проводили работу по запоминанию правила?
Читают правило на «яблочках»
Ответы детей.
Каждый заучивает сам.
В паре проверяют друг друга.
Желающие рассказывают на класс.
Ответы детей.
3 мин
VI. Физкультминутка
Первичное закрепление
- Указала яблонька на дальнейший путь. Бежит девочка дальше. Видит речку на пути. (Слайд9)
- Что сказала девочка речке?
- А речка говорит: «Вижу, вы очень устали, проведите физкультминутку»
- Если вы услышите на конце мягкий согласный звук, то будете приседать, а если услышите твёрдый согласный звук на конце, то хлопать в ладоши.
(Сом, семь, олень, слон, дверь, двор, лес, гусь, стол, сталь, суп, цепь).
Ответы детей.
Ученики анализируют конец каждого слова и выполняют движения.
3 мин
VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Взаимопроверка
Рефлексия
коммуникативные
познавательные
регулятивные
личностные
ЭОР №3, интерактивное упражнение Выбрать слова с ь знаком, обозначающим мягкость предшествующего звука.
- Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. (Слайд10)
В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. (Слайд11)
Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи. (Слайд12)
- Как просила помощи девочка?
-А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке в группе»
Карточка
Задание: Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. Запишите ещё несколько слов с Ь в середине слова.
Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -…
- Поменяйтесь карточками в группах и проверьте .
- Какие слова вы ещё записали с Ь в середине слова?
Оцените работу группы.
-Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня. (Слайд13)
- Как просила помощи девочка у яблоньки?
- А яблонька говорит: «Посмотрите, ребята, сколько на моём дереве яблок. Посчитайте. Назовите, те числа, в названии которых при написании есть Ь»
Ответы детей.
Дети садятся по группам. Выбирают, кто будет читать задание, кто будет принимать ответы и записывать на карточку.
Группы обмениваются карточками и проверяют.
Ученики называют придуманные слова.
Дети в группе рефлексируют свои ошибки и оценивают работу группы с помощью цветных карандашей.
Ответы детей.
Дети анализируют слова и называют числа, при письме названий которых нужен Ь.
8 мин
VIII.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самопроверка
Рефлексия
коммуникативные
регулятивные
личностные
- Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка. (Слайд14)
- Как просила помощи девочка у печки?
- А печка говорит: «А знаете ли вы, ребята, где нужно писать Ь для обозначения мягкости? Проверьте свои знания. Выполните упражнение 205».
- Проверьте себя по ключу. (Слайд15)
- Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием.
- Какие ошибки были допущены в работе?
Ответы детей.
Ученики самостоятельно выполняют упражнение .
Проверяют свою работу по ключу.
Оценивают с помощью специальных знаков.
Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление.
5 мин
IX.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
коммуникативные
личностные
Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. (Слайд16)
А сестра с братцем возвратились домой, и предлагают вам домашнее задание на выбор. (Анимация)
Упражнение 206
Выписать из словаря слова с Ь.
- Посмотрите задания. Что непонятно?
- Кто уже определился в выборе домашнего задания?
Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее.
3 мин
X.
Подведение итогов урока
Самооценка
Рефлексия
коммуникативные
личностные
- Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей? (Слайд17)
-Ребята, а почему в словах печка и речка нет Ь, ведь слышится в середине мягкий звук?
- Почему ЧК-ЧН пишутся без Ь?
- А какую роль выполняет Ь в слове яблонька?
- Какова была тема урока?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке, по достижению цели.
- Продолжи любое предложение: (Слайд18)
1.На уроке для меня было важно …
2.На уроке мне было сложно …
3.Мне было интересно…
Ответы детей.
Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.
Высказывания учеников.
2 мин
Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Перечень использованных на данном уроке ЭОР
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 1 класс
В.П. Канакина
2.
3.
Выбрать слова с ь знаком, обозначающим мягкость предшествующего звука.
infourok.ru
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» ФГОС ТЕМА УРОКА: " ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ".
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» ФГОС
ТЕМА УРОКА: " ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ".
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений; развивать группу УУД:
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование и материалы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация ,раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
Вновь звучит звонок, пора нам начинать урок, но вы ребята не садитесь, для начала всем гостям вы улыбнитесь!
Присаживаемся тихонько, спинки прямо, ручки вместе.
1. Организационный момент.
Пусть на плечи ложатся заботы,
Но не будем мы унывать.
С понедельника по пятницу
Будем знания добывать.
- Итак, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете.
- У вас на столах лежат билеты на нашу экскурсию, нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
покажите мне с помощью ваших карточек.
2. Актуализация знаний
(Индивидуальные карточки).
Расположите предложения в нужном порядке, вставьте пропущенные буквы.
Каррр! Кричит ворона. Улетаю на базар!Воронята, не деритесь!И меня в гнезде дождитесь!
Для всех остальных:
Отгадайте загадки, запишите словарные слова.
(Порунова Мария работает у доски, остальные в тетрадях.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.(Собака)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.( Корова)
Нарисует облака,Маму , папу - моряка,Кошку, лошадь, экипажМой волшебный ... .(Карандаш)
Если б не было ееБыло б кушать тяжело.Некуда и суп налитьИ котлетку положить. (Тарелка)
Синоним слова внезапно. (Вдруг)
оцените работу ученика у доски
ребята оцените каждый себя
1. Посмотрите внимательно, друзья мои на доску, можно ли исключить какое-нибудь слово?
( это слово вдруг, оно не является именем существительным, зачёркиваю его).
2. Хорошо, а что же такое имя существительное?
(у доски на карте открываю флажки, по какой же стране мы будем путешествовать? -по стране имени существительного) На какие оно вопросы отвечает? Что обозначает?
3. Можем ли мы разделить словарные слова на группы?
( одушевленные и неодушевленные имена существительные)
4. Образуйте от названий птиц фамилии, а животным дайте клички.
Воробьев, Воронов, Сорокин, Буренка, Рекс. (устно)
Ребята, а на письме, как мы запишем эти слова? (- с большой буквы)
Ребята, а буде ли отличаться написание фамилии Воробьёв от слова воробей?
3. Постановка задач урока.
Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв – подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги,Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.
Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?
(Написание слов с большой буквы)
Да, действительно, но в учебнике наша тема звучит:
Правописание имён собственных
Ребят, а все ли вам слова понятны?
Что значит собственное? Почему именно собственное?
Какие мы с вами поставим цели:
Что такое имя собственное?
Научиться писать имена собственные?
физ. минутка.
Давайте обратимся к учебникам и проверим наши предположения.
(читаем тихонько про себя, глазками)
что мы узнали из правила?
(отвечают ученики)
Друзья мои, меня зовут: Самутина Татьяна Юрьевна.
А как звучат ваши фамилия имя отчество? Давайте познакомимся?
несколько человек спрашиваю.
Настя Деревянко выходит к доске (своё имя пишут, остальные на местах).
Почему мы написали ФИО с заглавной буквы?
(Это собственные имена существительные)
Цели обозначены!
Приступаем к следующему этапу урока!
4. Открытие нового знания.
Ребята давайте выполним упражнение прочитайте глазками, что мы должны сделать? с. 53№90
А некоторым ребятам, я да задание, немного усложненное задание, поработайте в парах и запишите на листочках всё, что относится к Брянскому краю( Мария и Денис, Полина и Алексей, Ксения и Данила).
Город
Улица
Поселок
Река
Кинотеатр
Слова для справок:
Город
Москва, Киев, Брянск.
Улица
Почтовая, Тенистая, Филёвская.
Поселок
Чайковичи, Сосновка, Матвеевка.
Река
Десна, Волга, Лена.
Кинотеатр
Полёт, Победа, Панорама.
Слайд( таблица, а затем картинки)
оцените себя на этом этапе.
И так ребята, мы выяснили, что же относится к именам собственным, ещё раз повторим? А ещё что к ним относится, какой вывод можем сделать из упражнения, выполненного нашими парами? (отвечают дети)
(Вероника)Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!
5.Закрепление нового.
Предлагаю поработать в группе, разделитесь по четыре человека.
перед вами карточки в них слова, найдите ошибки и исправьте.
(в карточке название морей 1 ряд, 2 планет , 3 ряд Кличек животных).
Красное море - это море Индийского океана. Расположено между Аравийским полуостровом и Африкой.
Со́лнечная систе́ма - планетная система, включает в себя центральную звезду - Солнце. Планеты Солнечной системы - Меркурий, Венера, Земля и Марс.
Мурка была необыкновенно умной кошкой. Она ловила мышей и приносила свою добычу котятам, маленькому Тому и Клёпе.
6. Рефлексия.
Ребята давайте обобщим все наши знания об имени собственном, что к нему относится !названия городов, стран, улиц, рек, морей, планет, клички животных....
Как пишутся имена собственные?
Оцените себя. Достигли мы целей нашего урока?
я вас тоже оцениваю.
Запишите домашнее задание : Упражнение с. 59. №101.
Списать первое предложение и подчеркнуть имена собственные.
Мария ,Полина ,Вероника, Алексей, Алина.
Ваша задача, записать всех членов своей семьи по ФИО.
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.
Вам понравилось?
Я научился...
Мне было трудно...
Мне понравилось...
Я бы хотел похвалить...
Друзья мои мы возвращаемся в наш класс узнав много нового.
(покажите сигнальной карточкой с каким настроением вы вернулись.)
Отметьте в вашем билете настроение подходящим смайликом.
плюсиком свои успехи, а быть может у кого-то и трудности.
Скажите мои дорогие с чем обычно возвращаются с экскурсии?
(с сувенирами и подарками конечно)
И у меня для вас сюрприз- здесь описание вашего имени откуда оно произошло и, что означает.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс , учитель начальных классов
Разделы: Русский язык
Цели:
закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
в корне слова;
развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
карточки со словами;
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
конверты с яблочками;
индивидуальные листы для диагностики;
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Вот звонок нам дал сигнал.Поработать час настал.Так что время не теряем,И урок наш начинаем.
2. Работа с пословицей
– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
– Как понимаете значение пословицы? – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
3. Постановка проблемы урока
– Я хочу рассказать вам одну историю.
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.«Мяч будет», – сказал товарищам Саша. «Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? (Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)– Как правильно записать это слово? с м…чом – мяч – мячом– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).
4. Постановка темы и цели урока
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.(Правописание безударных гласных в корне слова.)– Какие цели поставим перед собой? (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.– Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.
5. Загадка.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Песенка
– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж?(«Страшный рассказ» Е. Чарушин.)
6. Минутка чистописания.
– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ежик топал по дорожке.Он нес яблочки в лукошке,Чтобы их все сосчитать Нужно пальцы загибать.
– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.
7. Актуализация знаний
(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно) – Что общего у всех этих слов?(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова? Какие группы у вас получились?(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.) (Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением. – Какие это буквы? (а,е)– Запишем число и классная работа. – Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).
8. Запись слов
– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова) – Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.
9. Словарная работа
– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?– Какую цель поставим на этапе словарной работы?
Знакомство со словарным словом
– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)(Вывешивается табличка со словом.)– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?– Что такое яблоко? (Это плод дерева яблони.)– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.
Этимологическая страничка
– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.
Многозначность слова
– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза) – «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)– «Державное яблоко» (символ императорской власти)– Какой вывод сделаем?– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).– Продолжаем работу по развитию речи.
Работа с фразеологизмами и пословицами
(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).
Яблоку негде упасть Яблоко раздора Конь в яблокаКак румяное яблочкоЯблоко от яблоньки недалеко падает.
– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.
Яблоку негде упасть – (тесно)Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)Как румяное яблочко – (очень красивое)
– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.
(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).
Подбор однокоренных слов
– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька. – Докажите, что они однокоренные.– Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)– Запишем слово яблонька.– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко. Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.
Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.
– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).
10. Физкультминутка
– Пришло время отдохнуть.– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.
11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)
Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
зв…риный в…дяной с…ленный з…болетьзверский подводный засол бользверствовать водный соль больнозверь
Зв…нок сн…говик з…мовье л…сокзвон снежный зимний лес подснежник зимушка перелесок снег
– Какой способ проверки использовали?– Какой вывод сделаем? – Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.
12. Работа с текстом
– Прочитайте.
Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.
– Что прочитали? (Текст.) Докажите. – Какой тип текста?– Придумайте заголовок.– Какие виды орфограмм встретились в тексте?– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?– Пропущенные орфограммы выделить.
Проверка с доски.
Творческая работа.
– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его. – Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)
Дополнительная информация
Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.
– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.
13. Экспресс-диагностика
Графический диктант
– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.
Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.
– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?
| о | а | и | е | я |
1 |
|
|
|
| . |
2 | . |
|
|
|
|
3 | . |
|
|
|
|
4 |
|
|
| . |
|
5 |
|
|
| . |
|
6 |
|
|
| . |
|
7 |
|
| . |
|
|
8 |
| . |
|
|
|
9 | . |
|
|
|
|
– Проверим.– Как проверить безударную гласную в корне слова?– Ежик очень доволен вашей работой.
14. Итог урока
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.– Стали вы мудрее? В чем?– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?– Чему научились на уроке?– Что было трудным на уроке?– Что было для вас самым интересным на уроке?– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?
Рефлексия
– Какое у вас настроение в конце урока?– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.– Благодарю вас за работу.
Список литературы:
1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.
multiurok.ru
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России
Тема урока: «Как различить звуки и буквы?»
Тип урока:
систематизация и обобщение знаний
Форма урока:
повторительно-обобщающий урок
Место проведения:
МБОУ лицей г.Зернограда
Цель урока: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сраванивать.
Дидактический и раздаточный материал: карточки для работы в парах; карточки для работы в группах.
Ход урока:
Организационный момент.
(Включается аудиозапись различных звуков природы.)
- Что вы услышали? С помощью чего вы смогли это определить? А как вы думаете, для чего я вам включила эту запись? О чем мы будем говорить на уроке?
Словарная работа.
Звуки природы действительно очень приятно слушать, но и полюбоваться на природу тоже хочется. (слайд 2,3) Посмотрите на осенние картины природы. Мы с вами и на уроках чтения много говорили об осенней красоте, и на уроках ИЗО изображали осенние пейзажи. И сегодня, осень нам поможет познакомиться с новым словарным словом. Отгадайте его.
- первый слог, как в слове окно (ок)
- второй слог, как второй слог в слове утята (тя)
-дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку (п) (б)
-непарный звонкий согласный из слова жираф (р)
-в конце слова буква не гласная и не согласная (ь)
Назовите все слово. (Октябрь) Объясните лексическое значение слова (осенниий месяц, десятый месяц года) Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, определите опасное место.
Октябрь — мОкрО, хОлОднО, Осень (слайд 4)
Самоопределение к деятельности.
Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились....(буквы).
Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем) Что такое буква? (Знак для обозначения звука).
Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о звуках и буквах. (слайд 5)
Работа по теме урока.
Откройте учебники на стр. 77. Прочтите тему раздела. (Звуки и буквы).
Что мы узнаем при изучении этой темы? Прочтите тему первого урока этого раздела . Чему мы будем учиться? (Различать звуки и буквы) (слайд 6)
5. Проверка знаний по фонетике.
Опрос учащихся
Попробуем вспомнить звуки и буквы русского языка.
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв?
Назовите буквы, которые звуков не обозначают?
Сколько гласных звуков?
Назовите особенные гласные звуки?
Назовите парные?
Назовите всегда мягкие?
Назовите всегда твёрдые?
Молодцы, с заданием справились.
Упр.115 (с.78)
Прочитайте, какое настроение создают эти строки? Объясните зачение слов:
роща отряхает — сбрасывает
нагие ветви — голые, без листьев.
Прочтите строки выразительно передавая интонацией настроение.
Из чего состоят слова письменной речи? (из букв)
Из чего состоят слова устной речи? (из звуков)
Спишите предложения.
Работа в группах.
Перед учащимися лежат карточки для совместной работы.
ёжик
тётя
коньки
юла
семья
люстра
красивая
рысь
ель
юнга
цель
Задания.
Назовите и напишите те цифры, которые соответствуют словам:
где, звуков больше, чем букв _______________________
где звуков меньше, чем букв ______________________
где все согласные мягкие _______________________
односложные слова ______________________
с ударением на втором слоге ______________________
Проверка (слайд 7)
Отлично. У кого все правильно, поставьте «!», 1-2 ошибки «+», 3 и болеее «-»
7. Релаксация. (слайд 8)
Посмотрите на экран. Из какого мультфильма иллюстрация? Чем занимаются герои мультфильма? Мы тоже сейчас помечтаем и пофантазируем. Закройте глаза, представьте что вы на облаке, какие звуки вы слышите вокруг?
8. Закрепление материала.
Самостоятельное чтение правила.
Что вы должны запомнить? Чего не должны делать?
Упр. 117 (с.79)
Что показывают квадратные скобки? (звуковую запись слова)
Всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи? (часто пишем не так, как слышим) Давайте это проверим в упр. 118
Чем интересна запись? (она в квадратных скобках)
Это звуковая запись слов которая называется транскрипция. Записывается транскрипция в квадратных скобках.
Совпадает ли написание и произношение слова лампа? А слова роса?
Запись на доске : Лампа, роса.
Найдите слова, отличающиеся друг от друга одним звуком. (слайд 9)
Запишите полученные пары слов. (слайд 10)
9. Итог урока. (слайд 11)
Что появилось раньше: звуки или буквы?
Урок окончен. Запишите домашнее задание. (слайд 12)
Дополнительное задание.
Работа с деформированным предложением.
На доске:
ПУШ.СТЫЙ МИШ. У Ж.Л РЫЖ.К
У Миши жил пушистый Рыжик.
Подчеркните все орфограммы. Объясните. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
infourok.ru
План-конспект по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России"
План-конспект
урока русского языка
во 2-м классе
Тема урока: Упражнение в написании слов с парными согласными (8-й урок).
Цели: закрепление умения подбирать проверочные слова, применять правила, сравнивать искомую букву в проверочном слове и проверяемом, воспитывать любовь к родному языку через пословицу, раскрывать ее смысл, развивать память, внимание, логическое мышление, речь, наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами, воспитывать желание знать больше.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, лексический словарь русского языка, орфографический словарь, ноутбук с СД-приложением к уроку, доска, дидактический материал.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
А)Организация начала урока
-Прозвенел звонок, начинается урок.
Знают взрослые и дети:
Без умения писать
Трудно жить на свете.
-Вы согласны со мной? Почему? (……….)
-Какое у вас настроение к уроку, ребята? Оцените смайликами. (показывают)
-Объясните, почему? (…………..)
-Как вы оцените свою домашнюю работу в печатных тетрадях? (смайл)
-Прочтите стихотворение из упр. №_____.
-Работу в рабочих тетрадях я оценю сама.
-Ребята, что мы с вами должны на уроке сделать, чтобы настроение наших гостей было как весёлый смайлик? (…………….)
Б)Оформление записей в тетрадях
-Выполните чистописание.
-Запишите дату. Сегодня 25 января. Кто знает, что это за день?
-Где можно узнать, есть ли сегодня праздник? (в календарях, в газетах, в интернете, по ТВ, у взрослых спросить и т.д.)
-Сегодня Татьянин день, т.е. день святой мученицы Татианы. Подробнее об этом празднике я вам расскажу на уроке Основы православия.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
-Ребята, вы любите сказки? Взрослые тоже любят сказки. Вы поможете мне рассказать сказку нашим гостям? (Да!) Я буду начинать предложения, а вы заканчивать. Будем сразу проверять, правильно ли вы говорите. Готовы?
Сказка
Жили- были в Стране Русского Языка парные по звонкости-глухости согласные буквы: (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) -Проверим по доске.
Дружные они были, да хитренькие. Буквы хотели, чтобы человек сначала думал, а потом писал. Поэтому парные согласные выбирали себе в слове опасное место. Где это место? (на конце слова или перед др. согласной) –Проверим.
Такое место называется … (орфограмма),
а слово будет (проверяемое).
Встретились как-то буквы в словах и заспорили: кто из них будет в слове стоять. Слышали они, что есть на свете хорошие дети, учатся во втором классе и могут спор рассудить. Они знают два правила проверки парных согласных: 1) (изменить форму слова)
2) (подобрать однокоренное слово).
Ещё знают буквы-помощники, которые должны после парных согласных стоять. Это (гласные или буква Н). -Проверим.
И слово –помощник будет называться… (проверочным).
Буквы успокоились и спорить перестали. Как вы думаете, ребята, они довольны вашими ответами? Получилась у нас сказка?
-Как же мы назовём нашу сказку? (………………………………)
-А как будет называться тема нашего урока? (…………………………)
3.Выявление места и причины затруднения
4.Первичное закрепление во внешней речи.
-Прочтите строки А.Пушкина:
Ска(з, с) ка – ло(ж, ш)ь, да в ней намё (г, к),
Добрым моло(д, т)цам уро(г, к).
-Кто объяснит смысл слова «ложь»? (обман, неправда, враньё, выдумка…)
-Объясните, как эти строки связаны с той сказкой, которую мы рассказали?
(…………………) –Что вы поняли важное? (………………………)
-Ребята, эти строки будете писать по памяти. Поэтому постепенно заучивайте.
-Решите спор между буквами. Выходите к доске, выбирайте одну букву и называйте проверочное слово.
5.Самостоятельая работа с самопроверкой.
-Спишите по памяти.
-Самопроверка. (сверяют с доской)
6.Включение в систему знаний и повторение.
А)-Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами:
(Упр. 26, с.13 из Р.Т.)
Ча ка - _____, ло ка - _____, ла ка - ____, ко та - ____, ша ка - _____,
шу ка - ____, ука ка - _____, ма ка - _____, ло ти - ____, но ти - _____,
ло ка - _______, щё ка - _____.
-Какое слово не удалось проверить известным способом? (КОФТА)
-Как же выбрали букву? (проверка по орфографическому словарю)
-Выберите из упражнения слово, подходящее в предложение:
В мороз (……………..) не шутка.
-Запишите пословицу, которая получилась. Подчеркните в словах изучаемую орфограмму: В мороз шубка не шутка. –Проверим (по доске)
7.Физминутка
(по выбору учеников)
Б)Работа по учебнику С.28 Упр. 47
-Прочтите первую пословицу. Определите её тему.
Рыбка мелка, да уха сладка.
-Прочтите четвёртую. Объясните.
Тому великий стыд, кто языком льстив.
-Что значит льстив? От какого слова образовано? (ЛЕСТЬ).
Найдите в лексическом словаре значение слова ЛЕСТЬ.
(…………………………….)
-Как проверите парные согласные? Спишите четвёртую пословицу.
Г)Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
-Выберите букву и впишите её в слова.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
ИЛИ
Г)Работа по СД-приложению.
8.Рефлексия.
-Ребята, урок подходит к завершению.
-Скажите, какое настроение у вас после урока? Оцените смайликами.
-Что понравилось на уроке? Какие задания запомнились?
-Что у вас получилось?
-Над чем ещё нужно поработать?
-Как вы думаете, наши гости довольны вашей работой?
-Домашнее задание получите устное: повторить словарь, правила.
-Урок окончен.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
"Разделительный мягкий знак".
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока:
продолжить знакомство с формировать навыки чтения познакомить с разделительной функцией Ь; буквой Ь; совершенствовать умение работать с текстом: читать слов с этой буквой; правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста; формирование навыка познакомить со способами соединения Ь с другими буквами; воспитывать интерес к развивать память, речь, мышление, внимание; письма; родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Вы к нему готовы? Хорошо, присаживайтесь.
Звучит песня «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Буратино». (слайд 1)
2. Повторение изученного материала
- Ребята, вы любите сказки? Тогда вы без труда отгадаете загадку про героя одной замечательной сказки. Послушайте загадку.
С голубыми волосами
И с огромными глазами.
Дружит с самим Буратино,
А зовут ее … (Мальвина)
Рисунок с изображением Мальвины. (слайд 1)
Давайте составим схему имени Мальвина. С чего мы начинаем? Что нужно сделать, чтобы определить ударение в слове Мальвина? Позовите Мальвину. Сколько слогов? Как проверить? Обозначим слоги. Прочтите первый слог. Из каких звуков он состоит? (Характеризуют каждый звук.)
Аналогичная работа с остальными слогами.
- А теперь под схемой составим слово Мальвина из букв (учитель или ученик на доске, остальные дети могут составить из букв разрезной азбуки).
- Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше? Найдите в слове ту букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним все, что мы узнали об этой букве. (слайд 2)
- Какую роль выполняет Ь в этом слове? (Ответы детей). Молодцы!
3. Изучение нового материала
- Сегодня мы узнаем, какую еще работу в слове может выполнять буква Ь. Для этого вспомним еще одного героя сказки «Золотой ключик»:
Он Мальвину полюбил,
Грустным и печальным был. (Пьеро - картинка) (слайд 3)
- Давайте составим схему имени Пьеро. Позовем его, чтобы узнать на какой слог падает ударение. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Что мы слышим? Какой первый звук? Каким цветом его обозначим? Какие звуки слышим дальше? Послушайте, я произнесу: [й’э]. Как обозначим это слияние звуков? Произнесите второй слог. Какие звуки мы слышим? Каким цветом обозначим? Сколько звуков? Прочитаем слово по схеме.
- А теперь посмотрите, на доске я с помощью букв записала это имя:
Перо
- Все ли правильно я записала? Что же нужно изменить, чтобы получилось имя Пьеро? Верно, надо вставить еще одну букву. Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно!
Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву п от еро. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак.
- Получилось имя? Прочитайте его. Всего лишь одна такая буква, и перо стало Пьеро. Что делает мягкий знак с согласным, после которого стоит? Перед какой буквой стоит мягкий знак?
Какой же вывод можно сделать? Для чего нужен в этом слове Ь? Что он разделяет?
Правило.
Я открою вам секрет. В слове Пьеро буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
- Итак, почему Ь знак в слове Пьеро называется разделительным?
- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь? (слайд 4)
В процессе ответов детей на экране появляется схема:
согласная буква
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
е
ё
ю
и
я
(слайд 5)
4. Работа со столбиками слов. Печатание
- Ь помог нам превратить перо в Пьеро. Такое он может делать и с другими словами. Давайте прочитаем эти слова. (слайд 6)
Коля – колья
солю – солью
суди – судьи
полёт – польёт
- Напечатайте на листочках слово, которое называет людей, работающих в суде, в этом слове есть разделительный мягкий знак.
- А теперь напечатайте слово, которое называет острые предметы, в этом слове тоже есть разделительный мягкий знак. Какие слова вы напечатали? Посчитайте сколько в них букв, а сколько звуков и запишите ваши подсчеты рядом со словом в скобочках. Так же, как мы делали в случае со словами Мальвина и Пьеро. Что у вас получилось? Почему количество букв и звуков одинаковое, ведь в этих словах есть Ь, не обозначающий звука?
- Напечатайте оставшиеся слова, в которых есть разделительный Ь.
Проводится аналогичная работа.
5. Закрепление
- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от главного героя сказки «Золотой ключик» (слайд 7).
- Кто этот герой? А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других – показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.
Учитель вызывает двух детей и надевает им маски Мальвины и Пьеро.
- Какую роль выполняет Ь в имени Мальвины? Значит к Мальвине пойдут те слова, в которых Ь указывает на мягкость согласного в конце или в середине слова. А в имени Пьеро какую роль выполняет Ь? И к Пьеро пойдут те слова, в которых есть разделительный Ь.
Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к Мальвине или к Пьеро и называют роль Ь в этом слове.
Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.
6. Минутка чистописания
- Ребята, на прошлом уроке вы научились писать букву Ь (слайд 8). Давайте вспомним, на что похожа эта буква. Какие элементы помогают нам записать эту букву? (слайд 9)
- Какими способами соединяется Ь с другими буквами? Откройте прописи на странице 36. Посмотрите на верхнюю строчку. Какое соединение Ь с буквой Ё? Пропишите эти буквы.
Аналогичная работа с ЬЮ, ЬЯ.
7. Итог урока
Какие две роли может выполнять Ь?
Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительного Ь?
infourok.ru
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс - Технологические карты уроков - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
Предисловие
Урок 1(2). Знакомство с учебником. Виды речи
Урок 2(1). Наша речь
Урок 3(2). Диалог и монолог
Урок 4(1). Текст. Что такое текст
Урок 5(1). Текст. Главная мысль текста
Урок 6(3). Текст. Части текста
Урок 7(1). Предложение как единица речи, его назначение и признаки
Урок 8(1). Предложение. Связь слов в предложении
Урок 9(1). Предложение. Логическое (смысловое) ударение в предложении
Урок 10(2). Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения)
Урок 11(2). Члены предложения. Второстепенные члены предложения
Урок 12(2). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Урок 13(4). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Урок 14(2). Распространённые и нераспространённые предложения
Урок 15(2). Связь слов в предложении
Урок 16(2). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова Золотая осень»
Урок 17(6). Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа
Урок 18(2). Слово и его значение
Урок 19(1). Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов
Урок 20(2). Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова
Урок 21(2). Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов
Урок 22(2). Синонимы. Словарь синонимов русского языка
Урок 23(2). Антонимы. Словарь антонимов русского языка
Урок 24(3). Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа
Урок 25(7). Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам
Урок 26(2). Родственные слова. Общая часть родственных слов
Урок 27(4). Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова (первое представление)
Урок 28(2). Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Урок 29(4). Однокоренные слова. Корень слова (обобщение, систематизация знаний)
Урок 30(8). Слог
Урок 31(8). Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении
Урок 32(1). Ударение. Смыслоразличительная роль ударения
Урок 33(1). Перенос слов по слогам
Урок 34(1). Перенос слов по слогам. Проверочная работа
Урок 35(7). Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам
Урок 36(1). Звуки и буквы
Урок 37(1). Звуки и буквы
Урок 38(1). Алфавит. Значение алфавита
Урок 39(1). Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями
Урок 40(1). Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины 3. Серебряковой «За обедом»
Урок 41(1). Гласные звуки. Признаки гласного звука
Урок 42(1). Гласные звуки. Слова с буквой э
Урок 43(2). Ударные и безударные гласные звуки
Урок 44(2). Правило обозначения буквой безударного гласного звука
Урок 45(4). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова
Урок 46(6). Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Урок 47(5). Словарный диктант (слова с непроверяемыми орфограммами). Работа над ошибками
Урок 48(1). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова
Урок 49(1). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений
Урок 50(1). Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать
Урок 51(1). Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать
Урок 52(1). Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова
Урок 53(1). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы
Урок 54(7). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Урок 55(6). Контрольно-проверочный диктант (с грамматическим заданием)
Урок 56(1). Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении
Урок 57(1). Проверочное списывание. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами
Урок 58(1). Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове
Урок 59(1). Слова с буквой й, вошедшие в наш язык из других языков
Урок 60(1). Слова с удвоенными согласными
Урок 61(7). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам
Урок 62(1). Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «И в шутку и всерьёз»
Урок 63(1). Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Ь
Урок 64(4). Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Урок 65(1). Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласного звука на письме
Урок 66(1). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным
Урок 67(7). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Составление ответов на вопросы к тексту
Урок 68(1). Работа над ошибками, допущенными в изложении. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч
Урок 69(5). Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Урок 70(5). Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, шн, нч и других изученных орфограмм
Урок 71(2). Проект «Рифма»
Урок 72(1). Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Урок 73(4). Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, чаща, чу-щу
Урок 74(1). Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, чаща, чу-щу
Урок 75(5). Объяснительный проверочный диктант
Урок 76(1). Работа над ошибками, допущенными в объяснительном диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки
Урок 77(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
Урок 78(1). Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным
Урок 79(1). Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне
Урок 80(1). Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах
Урок 81(6). Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Урок 82(1). Работа над ошибками, допущенными в диктанте
Урок 83(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
Урок 84(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
Урок 85(1). Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
Урок 86(1). Обобщение знаний об изученных правилах письма
Урок 87(7). Обобщение знаний об изученных правилах письма
Урок 88(1). Работа над ошибками, допущенными при записи ответов на вопросы. Обобщение знаний об изученных правилах письма
Урок 89(6). Проверочная работа «Проверь себя»
Урок 90(1). Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Словарный диктант
Урок 91(2). Разделительный мягкий знак (ь)
Урок 92(1). Правописание слов с разделительным мягким знаком
Урок 93(1). Правописание слов с разделительным мягким знаком
Урок 94(1). Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами
Урок 95(5). Объяснительный диктант с грамматическим заданием (по изученным орфографическим темам)
Урок 96(2). Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи
Урок 97(1). Части речи. Употребление частей речи в тексте
Урок 98(2). Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
Урок 99(1). Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
Урок 100(1). Одушевлённые имена существительные
Урок 101(1). Неодушевлённые имена существительные
Урок 102(1). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Распределительный словарный диктант. Развитие речи: составление предложений и текста
Урок 103(2). Собственные и нарицательные имена существительные
Урок 104(1). Правописание собственных имён существительных. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»
Урок 105(1). Правописание собственных имён существительных
Урок 106(1). Правописание собственных имён существительных. Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам
Урок 107(1). Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)
Урок 108(2). Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам
Урок 109(1). Изменение имён существительных по числам
Урок 110(1). Число имён существительных
Урок 111. Обобщение знаний об имени существительном
Урок 112(7). Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
Урок 113(1). Работа над речевыми и орфографическими ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Урок 114(6). Проверочный диктант по теме «Имя существительное»
Урок 115. Значение глаголов в речи
Урок 116(1). Значение глаголов в речи
Урок 117(1). Признаки глагола (значение и вопрос). Восстановление деформированного текста
Урок 118(7). Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Урок 119(2). Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам
Урок 120(1). Единственное и множественное число глаголов
Урок 121(1). Правописание частицы не с глаголом
Урок 122(1). Обобщение знаний о глаголе
Урок 123(1). Текст-повествование и роль в нём глаголов
Урок 124(7). Текст-повествование. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему
Урок 125(7). Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам
Урок 126(6). Проверочная работа по теме «Глагол»
Урок 127(2). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Урок 128(1). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Урок 129(1). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Урок 130(6). Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Урок 131(5). Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имён прилагательных
Урок 132(1). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи
Урок 133(2). Единственное и множественное число имён прилагательных
Урок 134(1). Единственное и множественное число имён прилагательных
Урок 135(1). Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании
Урок 136(1). Текст-описание и роль в нём имён прилагательных
Урок 137(7). Развитие речи. Составление текста-описания предмета на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения)
Урок 138(7). Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Урок 139(6). Проверочная работа
Урок 140(2). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)
Урок 141(1). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи
Урок 142(1). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи
Урок 143(7). Текст-рассуждение
Урок 144(6). Проверочная работа «Проверь себя»
Урок 145(2). Роль предлогов в речи
Урок 146(1). Правописание предлогов с именами существительными
Урок 147(1). Правописание предлогов с именами существительными
Урок 148(7). Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»
Урок 149(6). Проверочная работа «Проверь себя»
Урок 150(5). Проект «в словари — за частями речи!»
Урок 151(6). Контрольный диктант за год с грамматическим заданием
Урок 152(5). Работа над ошибками, допущенными в диктанте
Урок 153(7). Повторение изученного за год. Текст. Типы текстов. Подробное изложение по коллективно составленному плану
Урок 154(1). Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение изученного за год. Текст. Типы текстов
Урок 155(4). Повторение изученного за год. Предложение. Члены предложения
Урок 156(4). Повторение изученного за год. Предложение. Члены предложения
Урок 157(1). Повторение изученного за год. Проверочная работа по теме «Предложение. Члены предложения»
Урок 158(4). Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова
Урок 159(4). Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова
Урок 160(4). Повторение изученного за год. Части речи
Урок 161(4). Повторение изученного за год. Части речи
Урок 162(6). Контрольное списывание текста с грамматическим заданием
Урок 163(4). Повторение изученного за год. Звуки и буквы
Урок 164(4). Повторение изученного за год. Правила правописания
Урок 165(6). Проверочная работа по теме «Правила правописания»
Урок 166(5). Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Повторение изученного за год. Правила правописания
www.compendium.su