Учебный проект Фольклор кладовая мудрости народа. Фольклор проект


Учебный проект Фольклор кладовая мудрости народа — Wiki.nios.ru

Проект создан в рамках очно-дистанционного курса Intel Обучение для будущего. TEO Межрегиональная группа, февраль

Автор проекта

Акиндина Анна Сергеевна

Предмет, класс

Литературное образование, 2 класс

Краткая аннотация проекта

В проекте на основе обзора, анализа, систематизации информации учащиеся 2 класса знакомятся с понятием фольклора, с малыми жанрами фольклора, их особенностями, историей происхождения, видами и возможностями их написания. В ходе проекта учащиеся попробуют сами написать изученные малые жанры фольклора, представят изученную информацию в виде буклета, презентации, творческого альбома и др. По завершению проекта ученики выступят на итоговой конференции перед родителями и другими учениками школы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чем мудрость народа?

Проблемные вопросы

  1. В чем особенности пословиц и поговорок?
  2. О чем говорит загадка?
  3. Какие жанры фольклора могут рассмешить? В чем их особенность?
  4. О чем поет народ?

Учебные вопросы

1.1. Каковы основные изобразительно-выразительные средства пословиц и поговорок?

1.2. Как отличить пословицу от поговорки?

1.3. Как используются пословицы, поговорки, скороговорки в речи?

1.4. Каковы художественные особенности этих жанров?

2.1. Когда и как возникла загадка?

2.2. Какие существуют виды загадок?

2.3. Где прячется разгадка в загадке?

2.4. Как сочинить загадку?

3.1. Что такое потешка?

3.2. В чем особенности небылиц? Как они создавались?

3.3. Когда рассказывают прибаутки?

3.4. Как самим создать потешку, прибаутку или небылицу?

4.1. В чем своеобразие народных и лирических песен?

4.2. Какие существуют известные русские народные песни?

4.3. В чем жанровые особенности частушек?

4.4. Какова композиция хороводных и плясовых песен?

Визитная карточка проекта

Визитная карточка проекта

Структура учебного проекта

План проекта

Перед началом работы над проектом: Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и об основных характеристиках проекта, получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей.

Этап I. Подготовительный этап

  1. Постановка целей проекта, формирование групп, планирование работы группы (25.02.2011г.)

Этап II. Промежуточный этап (4 недели = внеурочное время)

  1. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам)
  2. Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований
  3. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного
  4. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований
  5. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях)
  6. Оценивание и корректировка планов работы в группах, изделия из мраморазаполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание в бланках оценивания
  7. Рефлексия

Этап III. Защита проекта

  1. Представление результатов работы групп (апрель 2011г.)

Публикация учителя

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Презентация ученика

Исследование учащихся Какие жанры фольклора могут рассмешить?

Презентация ученика "Загадки"

Презентация группы "Скоморохи"

Материалы для формирующего оценивания

Материалы для итогового оценивания

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Проекты с аналогичной тематикой

Другие документы

  1. Устное народное творчество и древнерусская литература
  2. Литературная энциклопедия
  3. Русский фольклор
  4. Материал из Википедии

wiki.nios.ru

Проект «Фольклор» тимченко ольга | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Всероссийский фестиваль педагогического творчества2016-2017 учебный год

Номинация: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование»

Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет» (для детей второй группы раннего возраста)

Образовательная область: «Развитие речи»

Автор: Тимченко Ольга Юрьевна

Место выполнения: МБОУ «Начальная школа – детский сад» №14 г. Зарайск

Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 - май 2016

Цель проекта: развитие речи воспитанников второй группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.Задачи проекта:Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклораРазвитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаряВоспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Актуальность: Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненный силой и красотой. Он соседствует

educontest.net

Проект "Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника" — me-po.ru

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника

Автор проекта: Ананян Гаянэ Сергеевна музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 6 «Чебурашка»

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.

Сейчас остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

3 .ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы - взрослые еще помним русские народные игры, мы в них играли в детстве, и наша задача - передать эти игры детям.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

4. ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

Цель — приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Гипотеза: Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.

Задачи :

-развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного,) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной, творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др) - Объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств инициативности, самостоятельности ребенка.

5. СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

I этап - отбор участников проекта, подбор методической, справочной

литературы по методу проекта.

Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов и воспитанников в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования.

II этап - реализационный

III этап - итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы.

6. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровое обеспечение программы:

Административно-координационная

- Обеспечение общего контроля и руководства.

- Руководство деятельностью коллектива.

- Анализ ситуации и внесение корректив.

Консультативная. Научно-методическая.

- координация реализации программы.

- проведение консультаций, семинаров.

- анкетирование родителей

- подготовка и издание методических рекомендаций.

- аналитическая деятельность.

Система работы музыкального руководителя с воспитанниками представлена по следующим направлениям:

На занятиях – индивидуальная дифференцированная работа

Кружковая работа

Проведение мероприятий в рамках тематических недель

Мероприятия в группах с приглашением родителей

Участие в конкурсе «Русь моя»

Календарные праздники и развлечения на уровне детского сада и поселка

Участие в творческих конкурсах разного уровня

7. КОНКРЕТНО ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМ

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляется на основе народного календаря.

Итог этой работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся у нас в саду: «Рябинкины именины», «Капустные вечорки», «Осенины», «Посиделки», «Екатерина-саночница», «Варварины морозы», «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет! », «Масленица», «Жаворонки», «Благовещенье - птиц на волю отпущенье», «Ярмарка», «Праздник берёзки» и др.

Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы традиционного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками, детскими поделками. Мы его назвали мини-музей «Русская изба».

Критерии оценки качества выполнения проекта

-уровень развития вокальных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-уровень проведения открытых мероприятий;

-использование игрового и наглядного материала в работе с детьми.

Оценка результатов:

-Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители;

-Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет;

-Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении групп;

-Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, праздников, развлечений, через беседы с воспитателями и родителями;

-По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.

me-po.ru