Разработка мероприятия "Рассказы и сказки Е.Пермяка". Пермяк рассказы о труде


Трудовой огонёк. Е. Пермяк. |

Рассказ Трудовой огонёк. Е. Пермяк

У одной вдовы сын рос. Да такой пригожий, даже соседи налюбоваться на него не могли. А про мать и говорить нечего. Рукой-ногой ему шевельнуть не даёт. Всё сама да сама. Дрова-воду носит, пашет-жнёт-косит, на стороне работёнку прихватывает — лаковые сапоги да звонкую гармонь сыну зарабатывает.

Вырос у матери сын. Кудри кованым золотом вьются. Уста алые сами собой смеются. Красавец. Жених. А невесты не находится. Ни одна за него не идёт. Отворачиваются.

Что за чудеса?

А чудес тут никаких нет. Дело простое. Чужой травой в трудовом поле сын вырос. С руками — безрукий, с ногами — безногий. Ни сено косить, ни дрова рубить. Ни ковать, ни пахать. Ни корзины плести, ни двор мести, ни коров пасти.

Солому метал — с телеги упал. Рыбу ловил — в пруд угодил, еле вытащили. Дрова носил — живот занозил. Кто такого товарищем назовёт?

Хороводы водить не зазывают. Работать напарником не принимают. Маменькиным божком, лаковым сапожком кличут. Круглым неумельником, на завалинке посидельником дразнят. Пустоцветом величают.

Малые ребятишки и те смеются. Каково это ему? Затосковал парень, зарыдал. Так-то он зарыдал — кирпичная печь и та вздохнула. Дубовые стены избы и те разжалобились. Пол тоскливо заскрипел. Потолок насупился, почернел, задумался. Жалеют!

А он в три ручья слезы льёт, приговаривает:

— Зачем ты меня, матушка, так любила? Для чего ты меня, родимая, в безделье холила, в лености пестовала, в неумельности вырастила? Куда я теперь с моими руками белыми, квёлыми, неумелыми?

Похолодела мать, обмерла. А ответить нечего. Чистую правду ей в лицо горькими слезами сын выплеснул. Поняла мать, что её слепая любовь злосчастьем сыновним обернулась.

Ночи не спит сын — как дальше жить, не знает. Днём места не находит. Только нет на свете таких слез, которые не выплакиваются, такого горя, которое не размыкивается, такой думы, которая не додумывается. Не зря говорят, что в тяжкий час и печь разумеет, стены помогают, потолок судит, половицы с умом поскрипывают.

Наскрипели они ему, что надо, утешили. Слезы высушили, добрый совет дали.

Обул сын тяжёлые отцовские сапоги, надел его рабочую одёжу и пошёл по белому свету бездельные годы навёрстывать — заново расти.

Нелегко было рослому парню в подпасках ходить, в двадцать один год с топором знакомство сводить, гвоздь в стену учиться бить, руки белые, квёлые, неумелые на ветру дубить.

Знают только лютый мороз да жаркое солнышко, какими трудами кудрявый сын до дела дошёл. Мастером домой вернулся. На ткачихе женился, тоже не из последних мастериц. Как родную её полюбила старая мать, особенно когда она ей внуков родила. До того пригожие они росли, хоть на карточку снимай да в рамку ставь.

Без ума любила их бабушка, только пестовала с умом. Не как сына.

Кровью, бывало, жалостливое старухино сердце обливается, когда старшенький внук в трескучий мороз дрова пилить собирается. Сердце старухе своё твердит: «Не пускай, пожалей, ознобится». А она: «Иди, милый внук-богатырь! Дубей на ветру. С морозом спорь. Отцовскую трудовую славу своим трудом подпирай».

У внучки, бывало, глазёнки слипаются, ручонки еле веретено крутят, а бабушка ей: «Ах какая у нас тонкопряха растёт проворная, да неустанная, да дрёме-сну неподатливая!»

Замиловать бы девчоночку, по пальчику бы её ловкие ручки перецеловать, а старуха изъян в пряже ищет. То в нитке тонина неровна, то слабина одолевает. На изъяны укажет и хорошее заметит. Да не просто так, а дорогой бабушкиной лаской, редким огневым словом душу девчонке осветит и согреет.

Попусту, бывало, самого любимого, меньшого внука не приласкает. За работу жалует. Не велик труд чашку подать или там лукошко с угольями к самовару поднести, а для четырёхгодовалого и это за работу меряется.

Как про такого за столом при всей семье не сказать:

«Меньшой-то у нас трудовым человеком растёт. Веник подаёт. Угли подносит. Самовар караулит. Кошку кормит».

А тот, до ушей от радости красный, сидит да на ус мотает и думает: «Какое бы ещё дело сделать, чтобы у бабушки в чести быть?» Сам себе работу ищет, дело придумывает.

Мастерами, мастерицами вырастила бабушка своих внучат. И кудри у них к лицу вьются, и дорогая лента в косе по заслугам красуется, и лаковые сапоги по делам горят. Трудовой завязи люди. Умельники. В бабушку.

Пришла трудовая власть в нашу державу. Не дожила до этих светлых дней мать-бабушка. Только и умереть не умерла.

Когда старшего внука за доменную работу награждали, горновые-то его и спрашивают:

— В кого ты, кудряш, богатырём стал? Откуда в тебе такой жар доменный?

А тот малость вздохнул, да и отвечает:

— От бабушки. В работе она меня выпестовала, в труде вырастила. От неё и огонь во мне.

А внучка-ткачиха старшему брату в подпев:

— И у меня от неё нитка не рвётся — ситец смеётся. Она меня звонкие нитки прясть выучила. Она солнечный уток (поперечные нити ткани) в мою трудовую основу (продольные нити ткани) заткала.

А младшенький внук — хлебороб — отобрал самые всхожие, самые мудрые бабушкины слова и светлыми сказками глубоко запахал их в людской памяти. Глубоко запахал, чтобы не забыли. Не забыли да другим пересказывали. Пересказывали да в живых юных душах трудовой негасимый огонёк зажигали.

danlik.ru

Сказка о рабочих руках

«Сказка о рабочих руках»:

к 115-летию со дня рождения Е. А. Пермяка

Евгения Пермяка по праву считают мастером литературной сказки. Его неповторимые произведения для детей написаны самобытным, народным языком, их не перепутаешь ни с какими другими.

Евгений Пермяк – псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но сразу после рождения, вместе с матерью был привезён в Воткинск. В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. «Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, – вспоминал писатель, – можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения».

В детстве и юности Е. Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Во всех книгах Евгения Пермяка – Урал с его сказочными сокровищами, люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич тоже был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления. Ему очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке», а в том, что руки эти делать могут. Ему не нужно было выдумывать героев, они все взяты из жизни: добрые, умелые, смекалистые, трудолюбивые.

I.Трудовой огонёк

 Труд – «корень всех ценностей – драгоценностей

нашей земли и самой жизни»

Е. А. Пермяк

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос воспитанным, умел отличать хорошее поведение от плохого, был добрым и щедрым, трудолюбивым. В своих сказках и рассказах для детей Е. Пермяк не устает утверждать, что труд делает маленького человека большим, приносит счастье, почет, радость. Только труд, старание, упорство помогут человеку стать мастером своего дела.

Дедушкина копилка : рассказы и сказки / Е. Пермяк. − Москва : Эксмо, 2010. − 462, [2] с.

Сквозь добрый слог и увлекательный сюжет автор поможет юному читателю извлечь урок из каждой сказки. В чем-то эти рассказы напоминают сказы П. П. Бажова. Они о труде, мастерах, людях своего дела, о детях, их судьбах, о жизни.

Кто мелет муку ; Как самовар запрягли / Е. Пермяк ; рис. Е. Мигунова. − Москва ; Санкт-Петербург : Речь, 2014. − 27, [5] с. : цв. ил.

Разные люди по-разному сказки сказывают… Писатель Евгений Пермяк придумал сказку, в которой жёрнов, шестерня и крылья мельницы могут затеять ссору, а обычный самовар по любому случаю демонстрирует упрямый и строптивый нрав. Усмирить непослушные, забавные предметы может только мастер своего дела, умелец с незаурядной смекалкой.

Рассказы / Е. Пермяк ; худож. Г. Соколов. − Москва : Стрекоза-Пресс, 2004. − 63 с. : цв. ил. − (Библиотека школьника).

В книге – простые жизненные истории о ребятах, ваших ровесниках. Эти рассказы проникнуты теплом, пониманием жизни детей, их тревог и раздумий о ценностях жизни. Герои этих рассказов, вместе с читателями, обязательно вырастут хорошими людьми.

Как Маша стала большой : рассказы и сказки / Е. Пермяк ; [худож. А. Шахгелдян]. − Смоленск : Русич, 2013. − 61, [3] с. : цв. ил. − (Читаем сами).

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень! А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали…

Пичугин мост : [рассказ] / Е. Пермяк ; [худож. М. Петров]. − Москва : Малыш, 1986. − 9, [1] с. : цв. ил.

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах. «Хорошо бы, – говорит один, – на пожаре ребенка спасти!». «Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо», – мечтает второй. «Лучше всего на Луну полететь, – говорит третий мальчик, – тогда уж во всех странах будут знать». А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым... Но именно он совершил Поступок. В книгу вошли рассказы и сказки о чудесной силе трудолюбия, дружбы и взаимовыручки.\

II. Волшебная радуга сказок

Эти книги – настоящая копилка сказочных историй.

В ней самые обычные вещи оживают и открывают в себе волшебные свойства.

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего – для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей.     Но больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, умный и умелый.

Волшебная радуга / Е. Пермяк ; ил. И. Панкова. − Москва : Эксмо, 2008. − 140, [4] с.

Очень красивая книга сказок для детей от четырех лет. По-настоящему сказочная, добрая и детская. Действительно, целая радуга мудрых поучительных сказочных историй!

Волшебные краски : [сказки] / Е. Пермяк ; ил. И. Панкова. − Москва : Эксмо, 2011. − 133, [3] с. : цв. ил. − (Книги – мои друзья).

Мальчик рисовал «не разгибаясь, весь день и весь вечер… Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день… Он рисовал, желая людям добра. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски». А что нарисовали бы вы, будь у вас волшебные краски?

Золотой гвоздь : сказки / Е. Пермяк ; худож. А. Сухоруков. − Москва : Дрофа-Плюс, 2005. − 75, [4] с. : цв. ил.

Сказка эта не простая, а со смыслом. О том, как труд делает человека и счастливым, и красивым, и богатым, и сильным. Только надо золотой гвоздь выковать да золотым веретеном спрясть тонкую ниточку и все сбудется.

На все цвета радуги : рассказы и сказки / Е. Пермяк ; худож. С. Гаврилова. − Москва : Детская литература, 2011. − 284 с. : ил. − (Школьная библиотека).

Все люди на земле разные и любят они разные песни и сказки. Чудесному певцу хотелось, чтобы все его песни нравились людям. Но кто-то слушал грустную песню, а кто-то веселую. Никак не мог угодить всем певец и очень из-за этого расстраивался. Солнце говорило ему: «Тысячи лет я раскрашиваю землю в неисчислимые цвета и оттенки, а угодить на всех не могу. Потому что каждому нравится свое. И это очень хорошо». Да, «каждому нравится своё». Но это «своё» не надо навязывать никому, не считать эталоном. Самое главное, надо уметь общаться, слушать и слышать друг друга, быть терпимыми друг к другу.

Некрасивая елка / Е. Пермяк ; ил. В. Брагинского. − Москва : Эксмо, 2014. − 117, [3] с. : цв. ил.

Как вы думаете, бывают ли ёлки некрасивыми? Удивительная сказка: некрасивая внешне елка была красива своей душой, за это она была награждена и превратилась в прекрасную книгу сказок, став красавицей и внешне и внутренне. Каждый понимает красоту по-своему, и надо уважать мнение каждого человека.

Сказка о стране Терра-Ферро / Е. Пермяк ; худож. Е. Гонкова. − Москва : ЭНАС-КНИГА, 2016. − 70, [2] с. : цв. ил. − (Любимые советские книжки).

Представьте себе, что будет, если вдруг исчезнет все железо? Именно это случилось в волшебной стране Терра-Ферро. А дело было так… Волшебной страной правили три короля – Железный, Деревянный и Золотой. Короли были злыми, жадными и глупыми; они враждовали между собой, и это довело их страну до беды. Злые колдуньи Гниль и Ржавчина сделали свое чёрное дело, и жители развитой и процветающей страны неожиданно снова очутились в каменном веке, где им пришлось бороться за выживание. И только отвага и смекалка одного из них вернули людям былое благополучие. Мудрая и поучительная сказка Евгения Пермяка – это история о жадности, зависти и злобе, и, с другой стороны, – о мужестве, честности и благородстве. А еще она учит ценить плоды человеческого труда.

Сказки / Е. Пермяк ; рис. В. Чижикова. − Москва : АСТ, 2015. − 43, [5] с. : цв. ил. − (Библиотека детского сада).

Каких только сказок не написал для детей Е. А. Пермяк: сказки-басни, сказки-притчи, сказки-рассказы, сказки-шутки, сказки-исследования. Это целая энциклопедия сказок, где живут злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Сказки заморского аиста / Е. Пермяк ; худож. М. Белоусова. − Москва : Эксмо, 2012. − 133, [3] с. : цв. ил.

Книга – лучший подарок. Хотите получить на день рождения интересное издание? Сказки Евгения Пермяка составляют золотой фонд российской детской литературы. Увидеть по-новому повседневные вещи, дела и предметы, увидеть волшебное в том, что окружает нас каждый день и поверить в чудо – вот что вы сможете, прочтя эту удивительную книгу. Яркие иллюстрации Марины Белоусовой стали ее настоящим украшением.

Хитрый коврик : [сказки] / Е. Пермяк ; ил. И. Панкова. − Москва : Эксмо, 2016. – 77, [3] с. : цв. ил. – (Читаем сами).

Чему может научить жгучая крапива маленькую смышленую девочку Машеньку? Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума-разума набраться, но пришла. А вдруг да Крапива что-то дельное скажет?

Чижик-Пыжик : рассказы и сказки / Е. Пермяк ; худож. Т. Мясникова. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2015. − 92, [4] с. : цв. ил. − (Лучшие книжки девчонкам и мальчишкам).

В эту книгу вошли замечательные рассказы и сказки известного детского писателя Евгения Пермяка. Эти весёлые, добрые, порой грустные произведения учат детей быть справедливыми, честными, храбрыми, самостоятельными, уважать старших и не обижать малышей.

III. Памятные узелки

«Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края,

как бы далеко он ни оказался от него».

Е. А. Пермяк

Бумажный змей / Е. Пермяк ; худож. В. Канивец. − Москва : Эксмо, 2011. − 120 с. : цв. ил.

Кто главный герой книги? Бумажный змей или дружные мальчишки, готовые всегда поделиться с друзьями, всем вместе играть и дружить? Если вы хотите встретить настоящих друзей, прочитайте эти истории!

Детство Маврика : повести / Е. Пермяк ; [ил. на пер. Е. Лопатиной]. − Москва : Эксмо, 2008. − 558, [2] с.

Повесть о детстве мальчика в приуральском заводском поселке до революции. Маврик жадно вбирал в себя впечатления окружающего мира, сочувствовал и помогал детям рабочих, боролся, как мог, за справедливость.

Заповедный остров : рассказы / Е. Пермяк ; [сост. К. Пермяк]. − Москва : Эксмо, 2010. − 509, [3] с.

Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но есть люди, которые видят природу особенно и тогда они хотят поделиться и рассказать о ней всему миру. И вот таким человеком является Евгений Пермяк.

Маленькие лукавинки : Слова с ударениями. Очень плотная бумага. Крупный шрифт. Классика детской литературы / Е. Пермяк ; худож. В. Канивец. − Москва : Эксмо, 2013. − 84, [3] с. : цв. ил. − (Читаем сами).

В этой книжке Евгения Пермяка короткие и очень поучительные рассказики об обычной жизни малышей. Например, что надо учиться быть самостоятельным, не нужно плакать по пустякам (а то ж можно весь голос выплакать!), как плохо остаться без друзей, о том, что бывает, если обманывать маму или есть одни только сладости…

Первая рыбка : [рассказы] / Е. Пермяк ; [худож. О. Васильев]. − Москва : Планета детства, 2012. − [8] с. : цв. ил.

Как это здорово – поучаствовать в общем деле! Юра, хоть и маленький, ему всего пять лет, тоже не захотел оставаться в стороне. Ещё бы! Ведь он вырос в большой, трудовой семье. Каким был вклад Юры в семейное дело? Небольшим. Всего-то маленький ёршик. Но этот маленький ёршик – первая рыбка. А первое – это то, с чего начинается последующее. Всё у Юры ещё впереди. Будут и большие рыбы, будут и большие дела!

Рассказы / Е. Пермяк ; худож. Г. Соколов. − Москва : Стрекоза, 2014. − 61, [3] с. : цв. ил. − (Библиотека школьника).

Весёлые, добрые, порой грустные рассказы научат вас, ребята быть добрыми, справедливыми, честными, храбрыми.

Рассказы и сказки / Е. Пермяк ; худож. Н. Губарева. − Москва : Искателькнига, 2016. − 45, [3] с. : цв. ил. − (Библиотечка школьника).

Дорогой юный друг! С каждой новой книгой появляются у тебя новые знакомые. Найдёшь ты их и здесь. Люди на свете разные: хорошие и не очень хорошие... такие, на которых ты, наверное, не захочешь походить. Есть люди – пример для детей во всем. А вот кто они такие – можно узнать, только прочитав книгу. Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются... Что-то не понимают... и кажутся плохими... Ну, да ты сам разберёшься и решишь, кого тебе брать в свои знакомые, а кого – нет.

Читай и решай!

Самое страшное : рассказы и сказки / Е. Пермяк ; [ил. на обл. худож. Г. Соколова]. – Москва : Стрекоза, 2015. – 61, [3] с. : цв. ил. – (Внеклассное чтение).

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете. Что же случилось?

IV. Онлайн-ресурсы

Евгений Андреевич Пермяк : биогр. указ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/permjak_ea.php. – Дата обращения : 20.07.2017.

Творческая биография писателя.

Пермяк Евгений Андреевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермяк,_Евгений_Андреевич. – Дата обращения : 20.07.2017.

Биография и список произведений писателя.

Пермяк Евгений Андреевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://modernlib.ru/books/permyak_evgeniy_andreevich/. – Дата обращения : 20.07.2017.

Творческая биография писателя. Чтение произведений онлайн.

Евгений Пермяк [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.planetaskazok.ru/permyak. – Дата обращения : 20.07.2017.

Чтение рассказов и сказок Е. Пермяка онлайн.

Сказки Пермяка Евгения Андреевича [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://hobbitaniya.ru/permyk/permyk.php. – Дата обращения : 20.07.2017.

Чтение сказок Е. Пермяка онлайн.

www.pkdb.ru

Урок "Рассказы и сказки Е.Пермяка"

Тематический классный час, посвящённый

113-летию Е.Пермяка “Рассказы и сказки Е.Пермяка”.

Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Цель: познакомить детей с писателем Е.Пермяком;

воспитывать интерес к книге;

формировать умение анализировать поступки людей;

развивать память, внимание, речь учащихся.

1. Организационный момент 

Выразительное чтение стихотворения «Кто он, как его зовут?»

- Кто на свете самый главный,Самый добрый, самый славный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!

- Кто на свете самый умный,Самый старый, самый юный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!

- КтоНа все века и годыНастоящийЦарь природы?Царь полей,Заводов,Руд?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!

2. Постановка целей урока.

Из прочитанного стихотворения Вы, ребята, поняли, что сегодня мы будем говорить о труде.  «Только труд делает маленького человека большим», «Только труд приносит счастье, радость и почёт» – говорил

Евгений Пермяк. Много книг для детей написаны замечательным человеком, мастером своего дела, тружеником слова, «без вас, читателей, просто-напросто пишущим человеком, а с вами – читаемым, что было самым главным из самого главного в его работе и жизни» – Евгением Андреевичем Пермяком. Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о человеке, добросовестным отношением к труду не только на благо себя, но и на благо Родины. Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал более 200 книг. Когда Пермяк был маленьким, то он с мамой ездил по родным городам и посёлкам Урала, там познакомился с жизнью мастеровых людей, слышал живой язык народа, полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай... Сам любил трудиться и тема труда – главная тема в его произведениях.

3. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

- Покажите голосом, что дано человеку?

для чего?

для каких дел?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

4. Давайте назовем рассказы К.Пермяка.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

  • «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»

  • «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»

  • «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»

  • «ПИЧУГИН (МОСТ)»

  • «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»

  • «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

Выставляются книги с рассказами Е.Пермяка.

5. Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Птичьи домики (рассказ)

Вася и Ваня ещё в третьем классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.Вот и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков.Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто. В прошлом году ребята много наделали скворечниц, да только скворцы не стали в них жить. Со щелями оказались домики. И гвозди внутри торчали. А скворцы ─ птицы разборчивые: не во всяком доме живут.Знают это Вася и Ваня. Доски остругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вбивают.Сразу видно ─ хорошие строители вырастут из этих ребят. И дома, которые построят Вася и Ваня, будут такими же прочными и удобными, как и птичьи домики.Большие мастера видны и в ребячьих делах…

Волшебные краски (рассказ)

Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.Хочешь — нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь — нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, — пожалуйста. Нарисуй и садись на него.Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице — усы, а кошке — горб, и будет собака рогатой, курица — усатой, а кошка — горбатой.Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме — нарядное платье, а отцу — охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам — большую-пребольшую школу.Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:— Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков — Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.Так сказал Дед Мороз и удалился.А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, — яркие, нарядные одежды.Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.— Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников — руки трудолюбивого, настойчивого человека.

6. Вопросы детям по рассказам.

7. Подведение итога.

Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей. Сегодня на уроке мы познакомились с рассказами Евгения Андреевича Пермяка. Но Пермяк считал: «Каждый рассказ сам по себе, своей жизнью живёт, хотя в одной обложке». Так и мы все разные. Мы учимся в одном классе, но нас объединяет трудолюбие к учёбе и уважение к труду других людей. Кроме физического труда, есть и интеллектуальный. Ведь при создании произведения писатель трудится над ним, а воплощение его интеллектуального труда мы можем увидеть в книгах, которые обладают волшебной силой – обогащают нашу жизнь.

infourok.ru

Советский писатель Евгений Пермяк. Биография, особенности творчества, сказки и рассказы Евгения Пермяка

Евгений Пермяк – прославленный советский писатель и драматург. Евгений Андреевич обращался в своем творчестве как к серьезной литературе, отражающей социальную действительность и взаимоотношения людей, так и к детской. И именно последняя принесла ему наибольшую известность.

Евгений Пермяк: биография

Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов. Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Однако был в первый же год жизни отправлен вместе с матерью в Воткинск. В детские годы будущий автор возвращался в родной город, гостил у родственников, однако визиты были короткие и редкие. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.

Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на Воткинском заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в мартеновские печи, чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения.

Работа

В Воткинске Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд». Одновременно с этим пытался устроиться корректором в газеты «Красное Прикамье» и «Звезда». Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин». Был назначен на место режиссёра в драмкружке при рабочем клубе им. Томского.

Вскоре в Воткинске Евгений получил и корреспондентский билет (1923), который был выдан на имя Виссова-Непряхина.

Высшее образование

В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета. Свое желание получить высшее образование он объяснял тем, что хочет работать в народном образовании. Поступив в университет, Евгений с головой ушел в общественную деятельность. Он занимался различной клубной работой, принимал участие в организации кружка так называемой Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ), пользующейся в те годы огромной популярностью.

Уже позднее, в 1973 году, Евгений Пермяк будет с теплотой вспоминать годы, проведенные в университете. Особое место он уделит воспоминаниям о ЖТГ, расскажет, что студенты называли ее «Кузница». Название связано с тем, что пермский университет был единственным на Урале. И именно он стал местом, где "ковались" химики, врачи, педагоги и т.д.

Выпуск газеты

Каждый выпуск нового номера «Кузницы» становился настоящей сенсацией для университета. Во-первых, потому что газета всегда была злободневна. Во-вторых, критика в ней всегда была смела и очень беспощадна. А в-третьих, это всегда было очень зрелищно. Дело в том, что ЖТГ была газетой, которая презентовалась только на сцене. Поэтому зрители могли насладиться еще и музыкой, песнями, танцами и речитативами. На каждый выпуск собирался большой университетский зал, и там не было свободных мест. Кроме того, часто газета выезжала с выпусками. Живая газета пользовалась огромной популярностью.

Рассказы Евгения Пермяка, да и сам он как писатель, тогда были неизвестны. Зато его общественная деятельность не оставалась незамеченной. Часто студента отправляли на Всесоюзный съезд клубных работников, проходящий в Москве, где он представлял свой ПГУ.

Однако, несмотря на все это, сама студенческая жизнь была нелегка. Несмотря на стипендию и небольшие гонорары за статьи в газетах, денег все равно было очень мало. Поэтому Виссов подрабатывал. Доподлинно известно только одно место его работы за этот период – водоканал, где прослужил контролером водопровода все лето 1925 года.

Столица

Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит». Они были поставлены и шли практически на всех подмостках страны.

Во время Великой Отечественной войны писатель был эвакуирован в Свердловск. В этом городе провел он все военные годы. В те годы туда же были эвакуированы и многие другие известные писатели: Агния Барто, Лев Кассиль, Федор Гладков, Ольга Форш, Илья Садофьев и др. Со многими из них Пермяк был знаком.

В те годы стали известны уже и рассказы Евгения Пермяка. Поэтому неудивительно, что П.П. Бажов, возглавлявший свердловскую организацию писателей, часто приглашал к себе в гости Евгения Андреевича. Вскоре их беседы о писательском ремесле переросли в дружеские отношения.

Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.

Евгений Пермяк: рассказы для детей и другие произведения

Годы, прожитые в Воткинске, Перми и Свердловске отразились в таких произведениях писателя, как:

  • «Высокие ступени»;
  • «Азбука нашей жизни»;
  • «Детство Маврика»;
  • «Дедушкина копилка»;
  • «Сольвинские мемории»;
  • «Памятные узелки».

Большое внимание Пермяк уделял теме труда, особенно остро она проявилась в романах:

  • «Последние заморозки»;
  • «Сказка о сером волке»;
  • «Царство Тихой Лутони» и т.д.

Кроме того, перу Пермяка принадлежит ряд книг для детей и юношей:

  • «Дедушкина копилка»;
  • «Кем быть?»;
  • «Замок без ключа»;
  • «От костра до котла» и т.д.

Но наиболее популярны сказки писателя. Самые известные из них:

  • «Волшебные краски»;
  • «Чужая калитка»;
  • «Березовая роща»;
  • «Хитрый коврик»;
  • «Пропавшие нитки»;
  • «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»;
  • «Свечка»;
  • «Двойка»;
  • «Кто мелет муку?»;
  • «Недовольный человек»;
  • «Мелкие калоши»;
  • «Золотой гвоздь»;
  • «На все цвета радуги»;
  • «Бумажный змей».

Особенности творчества

Основное внимание уделял насущным проблемам общества Евгений Пермяк. Книги писателя всегда отражали проблемы современного ему времени. Даже его сказки были приближены к действительности и насыщены политическим подтекстом.

В идейно-художественном плане романы были основаны на столкновении событий и характеров, отражающих дух времени. Для Пермяка современность была не фоном, а основным содержанием, которое определяло конфликты повествования и образовывало целую систему. Автор сочетал в своем творчестве злободневность, лиричность и в то же время сатиру. За это его часто упрекали в публицистичности и излишней заостренности характеров и ситуаций. Однако сам Пермяк считал это заслугой своих произведений.

fb.ru

Урок Рассказы и сказки Е.Пермяка

Тематический классный час, посвящённый 113-летию Е.Пермяка “Рассказы и сказки Е.Пермяка”. Чтение рассказов "Волшебные краски", "Птичьи домики".

Цель: познакомить детей с писателем Е.Пермяком; воспитывать интерес к книге; формировать умение анализировать поступки людей; развивать память, внимание, речь учащихся. 1. Организационный момент  Выразительное чтение стихотворения «Кто он, как его зовут?» - Кто на свете самый главный,Самый добрый, самый славный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд! - Кто на свете самый умный,Самый старый, самый юный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд! - КтоНа все века и годыНастоящийЦарь природы?Царь полей,Заводов,Руд?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд! 2. Постановка целей урока. Из прочитанного стихотворения Вы, ребята, поняли, что сегодня мы будем говорить о труде.  «Только труд делает маленького человека большим», «Только труд приносит счастье, радость и почёт» – говорил Евгений Пермяк. Много книг для детей написаны замечательным человеком, мастером своего дела, тружеником слова, «без вас, читателей, просто-напросто пишущим человеком, а с вами – читаемым, что было самым главным из самого главного в его работе и жизни» – Евгением Андреевичем Пермяком. Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о человеке, добросовестным отношением к труду не только на благо себя, но и на благо Родины. Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал более 200 книг. Когда Пермяк был маленьким, то он с мамой ездил по родным городам и посёлкам Урала, там познакомился с жизнью мастеровых людей, слышал живой язык народа, полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай... Сам любил трудиться и тема труда – главная тема в его произведениях. 3. Фонетическая зарядка. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА». - Покажите голосом, что дано человеку? для чего? для каких дел? - Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему? - Вывод. Для чего дана жизнь человеку? 4. Давайте назовем рассказы К.Пермяка. Я называю п

weburok.com

Сказка Трудовой огонек - Сказка Пермяк Евгений Андреевич - Сказки Пермяка Евгения Андреевича. Сказки Е Пермяка

Хранители сказок | Сказки Пермяка Евгения Андреевича

 У одной вдовы сын рос. Да такой пригожий, даже соседи налюбоваться на него не могли. А про мать и говорить нечего. Рукой-ногой ему шевельнуть не дает. Все сама да сама. Дрова-воду носит, пашет-жнет-косит, на стороне работенку прихватывает — лаковые сапоги да звонкую гармонь сыну зарабатывает. Вырос у матери сын. Кудри кованым золотом вьются. Уста алые сами собой смеются. Красавец. Жених. А невесты не находится. Ни одна за него не идет. Отворачиваются.

 Что за чудеса?

 А чудес тут никаких нет. Дело простое. Чужой травой в трудовом поле сын вырос. С руками — безрукий, с ногами — безногий. Ни сено косить, ни дрова рубить. Ни ковать, ни пахать. Ни корзины плести, ни двор мести, ни коров пасти.

 Солому метал — с телеги упал. Рыбу ловил — в пруд угодил, еле вытащили. Дрова носил — живот занозил. Кто такого товарищем назовет?

 Хороводы водить не зазывают. Работать напарником не принимают. Маменькиным божком, лаковым сапожком кличут. Круглым неумельником, на завалинке посидельником дразнят. Пустоцветом величают.

 Малые ребятишки и те смеются. Каково это ему?

 Затосковал парень, зарыдал. Так-то он зарыдал — кирпичная печь и та вздохнула. Дубовые стены избы и те разжалобились. Пол тоскливо заскрипел. Потолок насупился, почернел, задумался.

 Жалеют!

 А он в три ручья слезы льет, приговаривает:

 — Зачем ты меня, матушка, так любила? Для чего ты меня, родимая, в безделье холила, в лености пестовала, в неумельности вырастила? Куда я теперь с моими руками белыми, квелыми, неумелыми?

 Похолодела мать, обмерла. А ответить нечего. Чистую правду ей в лицо горькими слезами сын выплеснул. Поняла мать, что ее слепая любовь злосчастьем сыновним обернулась.

 Ночи не спит сын — как дальше жить, не знает. Днем места не находит. Только нет на свете таких слез, которые не выплакиваются, такого горя, которое не размыкивается, такой думы, которая не додумывается. Не зря говорят, что в тяжкий час и печь разумеет, стены помогают, потолок судит, половицы с умом поскрипывают.

 Наскрипели они ему что надо, утешили. Слезы высушили, добрый совет дали.

 Обул сын тяжелые отцовские сапоги, надел его рабочую одежу и пошел по белому свету бездельные годы наверстывать — заново расти.

 Нелегко было рослому парню в подпасках ходить, в двадцать один год с топором знакомство сводить, гвоздь в стену учиться бить, руки белые, квелые, неумелые на ветру дубить.

 Знают только лютый мороз да жаркое солнышко, какими трудами кудрявый сын до дела дошел. Мастером домой вернулся. На ткачихе женился, тоже не из последних мастериц. Как родную ее полюбила старая мать, и больше того, когда она ей внуков подарила. До того пригожие они росли, хоть на карточку снимай да в рамку ставь.

 Без ума любила их бабушка, только пестовала с умом. Не как сына.

 Кровью, бывало, жалостливое старухино сердце обливается, когда старшенький внук в трескучий мороз дрова пилить собирается. Сердце старухе свое твердит: «Не пускай, пожалей, ознобится», — а она: «Иди, милый внук-богатырь. Дубей на ветру. С морозом спорь. Отцовскую трудовую славу своим трудом подпирай».

 У внучки, бывало, глазенки слипаются, ручонки еле веретено крутят, а бабушка ей: «Ах какая у нас тонкопряха растет проворная, да неустанная, да дреме-сну неподатливая».

 Замиловать бы девчоночку, по пальчику бы ее ловкие ручки перецеловать, а старуха изъян в пряже ищет. То в нитке тонина неровна, то слабина одолевает. На изъяны укажет и хорошее заметит. Да не просто так, а дорогой бабушкиной лаской, редким огневым словом душу девчонке осветит и согреет.

 Попусту, бывало, самого любимого, меньшого внука не приласкает. За работу жалует. Не велик труд чашку подать или там лукошко с угольями к самовару поднести, а для четырехгодовалого и это за работу меряется.

 Как про такого за столом при всей семье не сказать: «Меньшой-то у нас трудовым человеком растет. Веник подает. Угли подносит. Самовар караулит. Кошку кормит».

 А тот до ушей от радости красный, сидит да на ус мотает и думает: «Какое бы еще дело сделать, чтобы у бабушки в чести быть?» Сам себе работу ищет, дела придумывает.

 Мастерами, мастерицами вырастила бабушка своих внучат. И кудри у них к лицу вьются, и дорогая лента в косе по заслугам красуется, и лаковые сапоги по делам горят. Трудовой завязи люди. Умельники. В бабушку.

 Пришла трудовая власть в нашу державу. Не дожила до этих светлых дней старая мать-бабушка. Только и умереть не умерла.

 Когда старшего внука за доменную работу награждали, горновые-то его и спрашивают:

 — В кого ты, кудряш, богатырем стал? Откуда в тебе такой жар доменный?

 А тот малость вздохнул да и отвечает:

 — От бабушки. В работе она меня выпестовала, в труде вырастила. От нее и огонь во мне.

 А внучка-ткачиха старшему брату в подпев:

 — И у меня от нее нитка не рвется — ситец смеется. Она меня звонкие нитки прясть выучила. Она солнечный уток в мою трудовую основу заткала.

 А младшенький внук-хлебороб отобрал самые всхожие, самые мудрые бабушкины слова и светлыми сказками глубоко запахал их в людской памяти. Глубоко запахал, чтобы не забыли. Не забыли да другим пересказывали. Пересказывали да в живых юных душах трудовой негасимый огонек зажигали…

Хранители сказок | Сказки Е Пермяка

hobbitaniya.ru

Трудовой огонёк — рассказ Евгения Андреевича Пермяка — Всё лучшее детям

Трудовой огонёк — рассказ Евгения Андреевича Пермяка У одной вдовы сын рос. Да такой пригожий, даже соседи налюбоваться на него не могли. А про мать и говорить нечего. Рукой-ногой ему шевельнуть не даёт. Всё сама да сама. Дрова-воду носит, пашет-жнёт-косит, на стороне работёнку прихватывает — лаковые сапоги да звонкую гармонь сыну зарабатывает.

Вырос у матери сын. Кудри кованым золотом вьются. Уста алые сами собой смеются. Красавец. Жених. А невесты не находится. Ни одна за него не идёт. Отворачиваются.

Что за чудеса?

А чудес тут никаких нет. Дело простое. Чужой травой в трудовом поле сын вырос. С руками — безрукий, с ногами — безногий. Ни сено косить, ни дрова рубить. Ни ковать, ни пахать. Ни корзины плести, ни двор мести, ни коров пасти.

Солому метал — с телеги упал. Рыбу ловил — в пруд угодил, еле вытащили. Дрова носил — живот занозил. Кто такого товарищем назовёт?

Хороводы водить не зазывают. Работать напарником не принимают. Маменькиным божком, лаковым сапожком кличут. Круглым неумельником, на завалинке посидельником дразнят. Пустоцветом величают.

Малые ребятишки и те смеются. Каково это ему? Затосковал парень, зарыдал. Так-то он зарыдал — кирпичная печь и та вздохнула. Дубовые стены избы и те разжалобились. Пол тоскливо заскрипел. Потолок насупился, почернел, задумался. Жалеют!

А он в три ручья слезы льёт, приговаривает:

— Зачем ты меня, матушка, так любила? Для чего ты меня, родимая, в безделье холила, в лености пестовала, в неумельности вырастила? Куда я теперь с моими руками белыми, квёлыми, неумелыми?

Похолодела мать, обмерла. А ответить нечего. Чистую правду ей в лицо горькими слезами сын выплеснул. Поняла мать, что её слепая любовь злосчастьем сыновним обернулась.

Ночи не спит сын — как дальше жить, не знает. Днём места не находит. Только нет на свете таких слез, которые не выплакиваются, такого горя, которое не размыкивается, такой думы, которая не додумывается. Не зря говорят, что в тяжкий час и печь разумеет, стены помогают, потолок судит, половицы с умом поскрипывают.

Наскрипели они ему, что надо, утешили. Слезы высушили, добрый совет дали.

Обул сын тяжёлые отцовские сапоги, надел его рабочую одёжу и пошёл по белому свету бездельные годы навёрстывать — заново расти.

Нелегко было рослому парню в подпасках ходить, в двадцать один год с топором знакомство сводить, гвоздь в стену учиться бить, руки белые, квёлые, неумелые на ветру дубить.

Знают только лютый мороз да жаркое солнышко, какими трудами кудрявый сын до дела дошёл. Мастером домой вернулся. На ткачихе женился, тоже не из последних мастериц. Как родную её полюбила старая мать, особенно когда она ей внуков родила. До того пригожие они росли, хоть на карточку снимай да в рамку ставь.

Без ума любила их бабушка, только пестовала с умом. Не как сына.

Кровью, бывало, жалостливое старухино сердце обливается, когда старшенький внук в трескучий мороз дрова пилить собирается. Сердце старухе своё твердит: «Не пускай, пожалей, ознобится». А она: «Иди, милый внук-богатырь! Дубей на ветру. С морозом спорь. Отцовскую трудовую славу своим трудом подпирай».

У внучки, бывало, глазёнки слипаются, ручонки еле веретено крутят, а бабушка ей: «Ах какая у нас тонкопряха растёт проворная, да неустанная, да дрёме-сну неподатливая!»

Замиловать бы девчоночку, по пальчику бы её ловкие ручки перецеловать, а старуха изъян в пряже ищет. То в нитке тонина неровна, то слабина одолевает. На изъяны укажет и хорошее заметит. Да не просто так, а дорогой бабушкиной лаской, редким огневым словом душу девчонке осветит и согреет.

Попусту, бывало, самого любимого, меньшого внука не приласкает. За работу жалует. Не велик труд чашку подать или там лукошко с угольями к самовару поднести, а для четырёхгодовалого и это за работу меряется.

Как про такого за столом при всей семье не сказать:

«Меньшой-то у нас трудовым человеком растёт. Веник подаёт. Угли подносит. Самовар караулит. Кошку кормит».

А тот, до ушей от радости красный, сидит да на ус мотает и думает: «Какое бы ещё дело сделать, чтобы у бабушки в чести быть?» Сам себе работу ищет, дело придумывает.

Мастерами, мастерицами вырастила бабушка своих внучат. И кудри у них к лицу вьются, и дорогая лента в косе по заслугам красуется, и лаковые сапоги по делам горят. Трудовой завязи люди. Умельники. В бабушку.

Пришла трудовая власть в нашу державу. Не дожила до этих светлых дней мать-бабушка. Только и умереть не умерла.

Когда старшего внука за доменную работу награждали, горновые-то его и спрашивают:

— В кого ты, кудряш, богатырём стал? Откуда в тебе такой жар доменный?

А тот малость вздохнул, да и отвечает:

— От бабушки. В работе она меня выпестовала, в труде вырастила. От неё и огонь во мне.

А внучка-ткачиха старшему брату в подпев:

— И у меня от неё нитка не рвётся — ситец смеётся. Она меня звонкие нитки прясть выучила. Она солнечный уток (поперечные нити ткани) в мою трудовую основу (продольные нити ткани) заткала.

А младшенький внук — хлебороб — отобрал самые всхожие, самые мудрые бабушкины слова и светлыми сказками глубоко запахал их в людской памяти. Глубоко запахал, чтобы не забыли. Не забыли да другим пересказывали. Пересказывали да в живых юных душах трудовой негасимый огонёк зажигали. 

Читать другие произведения Е.Пермяка.Содержание

slovobelova.ru