Сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых. Сказки для сказкотерапии для дошкольников


Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок

Содержание статьи

Частенько ребёнок капризничает? Сказкотерапия окажет помощь вам совладать с капризами.

Для исправления капризного поведения возможно применять придуманную родителем историю, где обстановка главного героя весьма похожа на обстановку ребёнка. Это возможно рассказ, но это возможно и сказка, где имеется волшебники, феи и другие сказочные персонажи. Придуманные взрослыми рассказы либо сказки это весьма щадящий метод действия на внутренний мир малыша. В них нет поучений, нет прямых указаний, но однако ребёнок получает конкретный опыт, яркие переживания, нужные знания.

Возможно довольно много раз повторять, что капризничать это не хорошо, и не взять никакого результата. А возможно сказку про малыша, который желал неизменно и всё делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в различные забавные ситуации. Нельзя исключать, что поведение вашего ребёнка изменится в лучшую сторону. Из-за чего? По причине того, что кроха историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли он просто слушает. Ему нет ничего, что мешает анализировать рассказ, выяснять что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий.

В этом случае в познании нового ребёнок чувствует себя в определённой степени независимым. Он может израсходовать столько времени, сколько ему нужно, дабы усвоить содержание рассказа либо сказки и осознать идею. Он может прослушать рассказ и ничего не поменять в своём поведении его никто к этому не принуждает. И всё-таки ребёнок, вероятнее, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Всё новое, что он определит, воспринимается им как собственное достижение, как следствие независимых усилий. В случае если ребёнок поменяет своё поведение по примеру героя сказки, он сделает так вследствие того что решил это сам, а не вследствие того что так велела мама.

Слушая рассказ либо сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой не забывает о том, что герой сказки это придуманный персонаж. Рассказы разрешают ребёнку ощутить, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее действие.

Ребёнок избавляется от эмоции, что он один на свете таковой упрямый и не ладит с родителями. Такое успокоение усиливает в нём уверенность в себе и оказывает помощь строить отношения с окружающими.

Само собой разумеется, очень многое в этом ходе зависит от родителя. Потребуется показать фантазию. Каким бы вы желали видеть вашего ребёнка в той либо другой ситуации? Как раз так и поступит вымышленный герой, весьма похожий на вашего малыша! Ваша цель не создать высокохудожественное произведение, а продемонстрировать ребёнку различные методы сотрудничества между людьми. Умение весьма интересно говорить вам также не помешает. Но если вы всё перепутаете либо что-то забудете, ребёнок переспросит, уточнит либо сам добавит то, что вы пропустили. От этого ни у него, ни у вас настроение не испортится и польза не уменьшится!

Вам предлагаются три сказки. Взяв их за базу, вы сможете сами придумывать истории, подходящие как раз для вас, где ребёнок определит себя, но заметит, что поведение героя отличается от того, как в большинстве случаев ведёт себя кроха в похожих обстановках. Сначала рассказа нужно добиться правдоподобия того, что вы обрисовываете, вынудить малыша сопереживать герою. Пускай герой имеет такие же сильные и не сильный стороны характера, как ваш кроха. Это сходство окажет помощь ему отождествить себя с главным героем.

Сюжет сказок либо рассказов будет приблизительно таковой. Сперва у главного героя не складываются отношения со взрослым, позже что-то случается (приходит Фея, хороший Волшебник, приезжает из деревни бабушка, каковые подсказывают, что нужно делать, либо совершают волшебство), и главный герой начинает в привычных обстановках поступать не так, как раньше.

Не следует сказать сложно. Рассказываете на языке, понятном крохе. Применяйте юмор на протяжении рассказа.

Чем больше будет забавных моментов тем лучше. Юмор есть действеннейшим средством снятия напряжения, с его помощью довольно часто возможно не допустить назревающий конфликт!

Сказки для непослушных детей

СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ХОРОШЕГО ЧУДЕСНОГО ЗАЙЦА

Я поведаю тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребёнок. Он может рисовать автомобили, прыгать на одной ноге, играться в футбол и ездить на велосипеде. Живёт он с папой и мамой в громадном доме на третьем этаже. Павлик утром поднимается, завтракает и идёт с мамой гулять на детскую площадку. По окончании прогулки он обедает и спит. По окончании сна снова идёт гулять с мамой. В то время, когда они возвращаются, отец довольно часто встречает их около дома, и они гуляют втроём. Позже дружно ужинают. Вечером Павлик постоянно находит себе какое-нибудь увлекательное занятие! Хорошо и дружно живут отец, мама и Павлик!

Но сравнительно не так давно Павлик и мама прекратили понимать друг друга. В случае если входят в магазин, где реализовывают продукты, они ссорятся. Павлику там большое количество чего нравится, а мама не каждый раз берёт то, что он требует. Павлик злится на маму, в то время, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и очень сильно, она берёт. Но время от времени, не редкость, нашлёпает.

Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, дабы приобрести кубики с буквами. Там было большое количество всяких машинок, каковые понравились Павлику. Он начал просить приобрести машинку. А мама не приобрела! Павлик не желал уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок.

Но мама всё равняется не приобрела машинку. Она весьма рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Отец расстроился и по окончании ужина не стал играть с мальчиком. Целый вечер Павлику было скучно. Взглянув передачу Спокойной ночи, малыши!, он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а в то время, когда открыл, то заметил, что на коврике среди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и задал вопрос:

Я Хороший Чудесный Заяц! принципиально важно ответил зайчик. А ты?

Павлик, ты из-за чего таковой грустный?

Мне мама не приобрела машинку в магазине. Я плакал на целый магазин, но она всё равняется не приобрела.

Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, по причине того, что их у него довольно много.

Ну что ты! Взгляни, сколько у меня машинок!

Тогда для чего же ты кричал на целый магазин?

Я желал новую.

Новую? Разве эти уже все ветхие? удивился Заяц.

Нет, само собой разумеется. Просто хочется новую! А в то время, когда я чего-нибудь желаю, мама говорит, что я капризничаю! сказал Павлик.

А тебе хочется быть капризным? задал вопрос Заяц.

Нет, само собой разумеется, ответил Павлик.

Я весьма умный Заяц! Я научу тебя, что делать! И научил. Лишь они говорили шёпотом, и никто, не считая них, не слышал этого беседы.

В то время, когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на сутки рождения соседской девочки Наташи, Павлику снова захотелось новую машинку. Он попросил маму:

Мама, приобрети мне, пожалуйста, машинку!

Нет, Павлик! ответила мама. У тебя довольно много машинок. Приобретём в следующий раз.

Павлик лишь собрался начать плакать, но отыскал в памяти, что сказал Заяц. Хороший Чудесный Заяц заявил, что, перед тем как начать плакать, нужно поразмыслить. Павлик начал думать. И думал он вот так: Мне хочется новую машинку. Мама не желает её брать. Что мне делать? Плакать либо не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня в действительности большое количество машинок. Мама заявила, что приобретёт в следующий раз! Я подожду! После этого Павлик задал вопрос: Мама, а в следующий раз ты точно приобретёшь? Да! ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро опять придут в магазин, и мама точно приобретёт ему машинку! Он и со ветхими машинками поиграет! Пока мама искала презент Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они приобретут ему в следующий раз. У него было красивое настроение, он был весьма доволен и горд собой: Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Может терпеть и ожидать!

За ужином мама поведала папе, какой Павлик молодец совсем не капризничал в игрушечном магазине!

На другой сутки мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их приобрести. Мама сказала: Нет, Павлик. От них у тебя пузо болит. Вместо того дабы упрашивать маму, Павлик начал думать, как научил его Заяц. Да, весьма хочется ему этих конфет. Но мама права у него в прошедший раз болел пузо. Что делать? И Павлик придумал. Он подошёл к маме и сказал: Мама, приобрети, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и нужное! Мама мало поразмыслила и задала вопрос: Тебя устроят персики? Павлику, само собой разумеется, больше нравятся жевательные конфеты, но от персиков пузо не болит! Приобрели персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама снова похвалила Павлика, да он и сам знал, что обучился договариваться с мамой. Благодарю Хорошему Чудесному Зайцу!

По окончании чтения сказки возможно задать вопросы:

1. Как ты думаешь, о чём эта сказка?

2. Понравился ли тебе Павлик?

3. Чему научил Павлика Хороший Чудесный Заяц?

4. Что было бы, если бы Хороший Чудесный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?

sms-taim.ru

Сказкотерапия для детей. Как помочь своему ребёнку?

Наше мамское Автор: Svetlana 03 Апрель, 2014

Сказкотерапия для детей — из рук в руки! Сегодня у нас в гостях автор множества детских сказок, волшебник-практик: с помощью ярких литературных  произведений она не только приглашает в волшебный мир, но и помогает родителям и детям справляться с проблемами, решать задачи, менять что-то в жизни к лучшему и понимать непонятное. У нас в гостях  Мария Шкурина, автор блога Мамины сказки и историй, которые вошли уже не в одну книгу! Мы знакомы с Марией по интервью, а сегодня тема нашего разговора — сказкотерапия для детей.

Тем, кто любит прикоснуться к сказке и готов творить, хотим напомнить: на блоге у Марии проходит конкурс сказок «Любимая игрушка» — она приглашает всех принять участие и рассказывает о конкурсе тут >>

Дорогие друзья, думаю, что среди читателей сообщества Блоги Мам вряд ли найдётся человек, который не слышал такого модного сейчас термина, как сказкотерапия. Слышать-то слышали, но при этом всегда остаётся куча вопросов о том, как именно можно использовать этот современный метод при воспитании своего ребёнка, с какого возраста можно использовать терапевтические сказки, когда и как их рассказывать, и действительно ли сказки обладают таким волшебным воздействием.

В этой статье я постараюсь ответить на эти и другие возможные вопросы любящих родителей. Хотела бы заметить, что я не являюсь профессиональным психологом или сказкотерапевтом. Все мои знания я почерпнула из книг, статей из журналов и Интернета, из общения с моей дочкой и другими детьми, из практической работы (решение определённой проблемы с помощью сказки) и из отзывов читателей, которые всегда чутко подмечают, как сказки влияют на настроение и поведение ребёнка, на преодоление тех или иных затруднений.

Что такое сказкотерапия?

Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.

Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.

Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой. Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи. В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.

Почему сказки помогают детям?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?

С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.

Виды терапевтических сказок

Существуют два вида терапевтических сказок, о которых я хотела бы вам рассказать.

1. Терапевтические сказки о ребёнке, который похож на вашего малыша.

В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша, но должна быть похожей. Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:

  • Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
  • Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
  • Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
  • Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
  • Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
  • Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.

Примеры

Давайте приведём пару примеров.

  • Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью. Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
  • Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты. Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.

Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш. Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки про вашего ребёнка.

Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого.

Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.

Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить. Грубо говоря, мама или папа создают для своего малыша идеальную утопичную ситуацию, показывая чего можно достичь при желании.

Примеры

Например, если ваш ребёнок невежлив, в сказке вы показываете его очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты, в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте. Ребёнок, который с трудом ложится спать, в сказке всегда идёт в кровать во время и, засыпая, попадает в волшебную страну, где его ждут невероятные приключения и т.п.

Такие сказки отличаются от сказок первого вида тем, что проблема, которую вы хотите решить, не стоит на центральном месте. Положительное качество ребёнка играет вспомогательную роль, помогает герою бороться с врагами, защищать слабых и т.п. Сюжет этой сказки может быть немного запутаннее, терапевтическая цель более завуалирована.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:

  1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
  2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Надеюсь, что с помощью нехитрых советов из этой статьи вы сможете помочь вашим детям решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.

Желаю вам удачи на сказочном пути! Я всегда готова поделиться с вами советом, ответить на вопросы, в том числе по сказкотерапии. У меня в блоге вы найдёте рубрику с терапевтическими сказками. Если в ней нет нужной вам сказки, напишите мне или оставьте комментарий. Возможно, необходимая вам сказка «прячется» в другой рубрике или ждёт своего часа в недрах моего ноутбука.

Автор: Мария Шкурина

Автор иллюстраций: Яна Чорная

www.blogimam.com

Сказкотерапия для дошкольников. Сказка как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.

Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и  образовательной работы с дошкольниками.

 

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

 

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

 

Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?

 

Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но значимого результата они не принесли.

Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту – сказкотерапевту.

 

Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами:

 

1) Медитативные (используются для освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.

2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.

3) Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.

4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев.

5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.

 

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:

 

  • дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
  • сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;
  • в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;
  • в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;
  • после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.

 

Терапевтическая сила сказок

 

Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но особой реальностью.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.

Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником жизненных и духовных знаний.

 

Автор статьи: Мардарь Людмила Александровна

www.rastut-goda.ru

Сказкотерапия для дошкольников |

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Какие виды сказок используются в качестве материалов для терапии? Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы. Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая.

Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др. Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

  • Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
  • Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
  • Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
  • Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
  • Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Ребёнок часто капризничает?   Сказкотерапия поможет вам справиться с капризами.

Для исправления капризного поведения можно использовать придуманную родителем историю, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию ребёнка. Это может быть рассказ, но это может быть и сказка, где есть волшебники, феи и другие сказочные персонажи. Придуманные взрослыми рассказы или сказки — это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир малыша. В них нет поучений, нет прямых указаний, но тем не менее ребёнок получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания.

Можно очень много раз повторять, что капризничать — это плохо, и не получить никакого результата. А можно просто рассказать сказку про малыша, который хотел всегда и всё делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в разные смешные ситуации. Не исключено, что поведение вашего ребёнка изменится в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли — он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать рассказ, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий.

В этом случае в познании нового ребёнок чувствует себя в определённой степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа или сказки и понять идею. Он может прослушать рассказ и ничего не изменить в своём поведении — его никто к этому не принуждает. И всё-таки ребёнок, скорее всего, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Всё новое, что он узнает, воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если ребёнок изменит своё поведение по примеру героя сказки, он сделает так потому, что решил это сам, а не потому, что так велела мама.

Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Ребёнок избавляется от чувства, что он один на свете такой упрямый и не ладит с родителями. Такое успокоение укрепляет в нём уверенность в себе и помогает строить отношения с окружающими людьми.

Конечно, многое в этом процессе зависит от родителя. Потребуется проявить фантазию. Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка в той или иной ситуации? Именно так и поступит вымышленный герой, очень похожий на вашего малыша! Ваша цель — не создать высокохудожественное произведение, а показать ребёнку разные способы взаимодействия между людьми. Умение интересно рассказывать вам тоже не помешает. Но если вы всё перепутаете или что-то забудете, ребёнок переспросит, уточнит или сам добавит то, что вы пропустили. От этого ни у него, ни у вас настроение не испортится и польза не уменьшится!

Вам предлагаются три сказки. Взяв их за основу, вы сможете сами сочинять истории, подходящие именно для вас, где ребёнок узнает себя, но увидит, что поведение героя отличается от того, как обычно ведёт себя малыш в похожих ситуациях. Вначале рассказа надо добиться правдоподобия того, что вы описываете, заставить малыша сопереживать герою. Пусть герой имеет такие же сильные и слабые стороны характера, как ваш малыш. Это сходство поможет ему отождествить себя с главным героем.

Сюжет сказок или рассказов будет примерно такой. Сначала у главного героя не складываются отношения со взрослым, потом что-то случается (приходит Фея, добрый Волшебник, приезжает из деревни бабушка, которые подсказывают, что надо делать, или совершают волшебство), и главный герой начинает в привычных ситуациях поступать не так, как раньше.

Не стоит говорить сложно. Говорите на языке, понятном малышу. Используйте юмор во время рассказа.

Чем больше будет смешных моментов — тем лучше. Юмор является эффективнейшим средством снятия напряжения, с его помощью часто можно предотвратить назревающий конфликт!

Сказки для непослушных детей

СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА

Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребёнок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живёт он с папой и мамой в большом доме на третьем этаже. Павлик утром встаёт, завтракает и идёт с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идёт гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроём. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик всегда находит себе какое-нибудь интересное занятие! Хорошо и дружно живут папа, мама и Павлик!

Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, нашлёпает.

Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок.

Но мама всё равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил:

— Ты кто?

— Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты?

— Я Павлик.

— Павлик, ты почему такой грустный?

— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всё равно не купила.

— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.

— Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!

— Тогда зачем же ты орал на весь магазин?

— Я хотел новую.

— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц.

— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! — сказал Павлик.

— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц.

— Нет, конечно, — ответил Павлик.

— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шёпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.

Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:

— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!

— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз.

Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет её покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!»

За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец — совсем не капризничал в игрушечном магазине!

На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их купить. Мама сказала: «Нет, Павлик. От них у тебя живот болит». Вместо того чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права — у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошёл к маме и сказал: «Мама, купи, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и полезное!» Мама немного подумала и спросила: «Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит! Купили персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да он и сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу!

После чтения сказки можно задать вопросы:

1. Как ты думаешь, о чём эта сказка?

2. Понравился ли тебе Павлик?

3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?

4. Что было бы, если бы Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?

Консультацию подготовила воспитатель Павленко М.В.

 

 

 

 

sadpavlovka.ru

сказкотерапия для дошкольников :: SYL.ru

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Общая характеристика сказкотерапии

Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области – детским психологом или педагогом.

Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Виды «лечебных» сказок

  1. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
  2. Еще один пример сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.
  4. Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
  5. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
  6. Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

Развитие речи

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Цели и принципы речевой сказкотерапии

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Задачи сказкотерапии

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников. Конспекты занятий не составляет труда найти. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».

Сказкотерапия для дошкольников: конспект развития речи по сказке «Муха-Цокотуха»

  1. Общие задачи: сформировать знания о насекомых в окружающей среде, снять напряжение при помощи музыки и различных упражнений.
  2. Задачи для развития речи: с помощью прилагательных пополнить словарный запас ребенка, развить выразительность речи путем ответа на вопросы, научить отчетливо произносить звуки, развить диалогическое общение.
  3. Задачи для воспитания: привить любовь к сказкам, научить сопереживать, делать добрые дела и доброжелательно относиться к людям.

Организационные моменты

Всегда важно грамотно настроить детей на занятие, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки «Муха-Цокотуха», автором которой является талантливый писатель Корней Чуковский.

Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Можно рассказать им, что они летят на ковре-самолете, а после его приземления окажутся в волшебной сказочной стране. В это время должна звучать фонограмма с пением птиц и звуками природы. Затем дети надевают шапки с изображением насекомых, и сказка начинается.

Основные действия

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений.

В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.

Во время воспроизведения сказки также можно провести беседу о том, что нельзя оставлять друга в беде, провести артикуляционную гимнастику, во время которой дети должны эмоциями показать, какое вкусное у мухи варенье. Упражнение "Страх", которое необходимо проводить во время кражи пауком мухи, научит детей изображать испуг, сыграет важную роль в развитии мимики.

Также важно сделать правильный "выход" из сказки, попросить детей запомнить все важные моменты и объяснить, какую пользу принесло им проведенное занятие.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.

Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

Безусловно, в развитии речи эффективны разные способы, такие как заучивание стихов, многократное повторение скороговорок, мимические упражнения. Однако едва ли не самым эффективным, интересным и познавательным способом совершенствования разговорных способностей является сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно испробовать этот эффективный метод на своем ребенке.

www.syl.ru

Сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников (младших и старших), давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию практические психологи помогают и взрослым и, особенно, детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.

Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т.к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке (см. трансакционный анализ), зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.

Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу. Поэтому, сказкотерапия для взрослых, используется наряду со сказкотерапией школьников и дошкольников, помогая избавиться не только от невротических симптомов, но и улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя.

Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников

Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей.

Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.

В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:

  1. Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
  2. Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
  3. Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
  4. Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
  5. Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
  6. Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…
  7. Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.

Сказкотерапия для взрослых

Как уже было замечено выше, в каждом взрослом человеке продолжает жить ребенок, маленький мальчик или девочка, поэтому сказкотерапия для взрослых может также успешно применяться, как и для детей при различных психологических, личностных и эмоциональных проблемах (все они, отголоски из детства).

А то, что многие взрослые люди любят сказки, можно определить по большому количеству сериалов на нашем телевидении, особенно мелодраматичных, житейских и любовных историй, так любимых многими женщинами. Ведь в «сказочных» сериалах, при долгих, во много серий, мытарствах главной героини, она, все же, из «лягушки» становиться «принцессой», а «добро» побеждает «зло».

Типичная проекция собственной неудовлетворенности реальной жизнью на героев сериалов, где все же, однозначно, будет счастливый конец. Своеобразная защита психики.

Здесь, в «сказочных сериалах», некое проявление сказкотерапии с целью некоторой эмоциональной разрядки, психологическое сглаживание острых углов повседневной, часто не очень счастливой, реальности. Хотя, однако, эта увлеченность проблему не решает, нужен профессиональный, психотерапевтический подход, включающий в себя, наряду с «лечением сказкой», другие психотерапевтические методы: сценарный анализ, когнитивная психотерапия, психоаналитика, гештальт-психотерапия и, иногда, терапия гипнозом и психологический тренинг.

Суть сказкотерапии для детей и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых, заключается в использовании метафор и других образов имеющих место в любой сказке, басне и другом художественном произведении. Они, образы, и влияют, сознательно и подсознательно, на неосознанные психические процессы: мысли, чувства и эмоции, поведение человека, ребенка или взрослого.

Если точно подобрать сказочный образ, согласующийся с основной проблемой ребенка, то методы сказкотерапии будут весьма эффективными и полезными.

Т.к. образы сказок, обращаясь и к сознанию и к подсознанию, вызывают и у ребенка и у взрослого эмоциональный отклик, приводя к психотерапевтическому эффекту и изменению на глубинном уровне психики.

В сказкотерапии для дошкольников, школьников и для взрослых людей, используются психокоррекционные и психотерапевтические сказки на основе народного, авторского художественного творчества.

При сказкотерапии маленьких детей, лучше подходят сказки про животных, про отношения их с людьми…

При сказкотерапии школьников-подростков, больше используют сказки бытовой направленности и притчи, а также, басни и истории.

Страшные сказки (страшилки), часто используются самими детьми, школьного возраста, для самотерапии.К примеру, наверно многие люди, отдыхавшие в пионерских лагерях советского периода, могут припомнить, как перед засыпанием рассказывали друг другу страшные истории с пугающим и смешным концом, тем самым, как бы ломая внутри себя некоторые страхи.

Также, в сказкотерапии вместе с рассказыванием волшебных историй, используется и рисование сказок, песочная терапия, художественная лепка и работа с куклами…

Для школьников, в сказкотерапии, используют дидактические сказки, которые помогают лучше усваивать учебный материал и выполнять домашнее задание

Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил:

  1. Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка
  2. В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему
  3. Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности
  4. а именно:

  • ЖИЛИ-БЫЛИ…
  • Начало сказки, знакомство с героями…

    Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…

    С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…

    В подростковом возрасте, используют сказки-притчи, бытовые сказки…

  • И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…
  • Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка или взрослого…

  • ИЗ-ЗА ЭТОГО…
  • Здесь, показывается в чем состоит решение проблемы, и как это делает сказочный герой…

  • КУЛЬМИНАЦИЯ…
  • Персонаж, герой сказки справляется с проблемой…

  • РАЗВЯЗКА…
  • Позитивный конец сказки, хеппи энд!

  • МОРАЛЬ…
  • Сказочные герои извлекают уроки из своего поведения и мышления. Их жизнь меняется в лучшую сторону.

Самостоятельное проведение сказкотерапииПри отсутствии патологии, длительных невротических реакций (симптомов) у ребенка, родители могут использовать сказкотерапию, в легких случаях, для детей дошкольников и младших школьников самостоятельно. Однако, лучше предварительно проконсультироваться у личного психолога (кстати, здесь недорого)

Для самостоятельной сказкотерапии, используя вышеизложенные правила, можно вместе с ребенком придумать сказку, соответствующую его психологической проблеме.

  1. Сперва необходимо придумать сказочного героя, близкого по полу, возрасту, характеру и т.п.
  2. Далее, описать героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил сходство с собой (но, не явно)
  3. Затем, Ваш герой попадает в схожую ситуацию, включая все эмоциональные переживания ребенка
  4. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Ситуация может усугубляться, подводя к логическому концу. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего в сказке, находя позитивное решение
  5. Потом, герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становиться на позитивный путь изменений

Сочиненную сказку можно просто прочитать ребенку, без обсуждений, давая возможность самому подумать.

Так же, можно нарисовать эту сказку, проиграть ее с помощью куклы, песочницы и фигурок.

Правила проведения сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста

При проведении сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует выполнять следующие правила:

  1. Читая или рассказывая сказку проявляйте подлинные чувства и эмоции
  2. Ребенок должен видеть всего рассказчика: лицо, глаза, мимику, позу и жесты
  3. Не делать длительных пауз

Особые замечания: при сказкотерапии детей, следует иметь ввиду, что если ребенок прерывает сказку и предлагает неожиданный конец, торопиться отвечать, понижает голос с признаками волнения на лице (краснеет, выступает пот, появляются тики и др.), отказывается отвечать на вопросы, желает опередить события или хочет начать сказку сначала — это, или что-то подобное и другое необычное поведение, следует рассматривать как признаки возможной патологии и невротического состояния.

При этом, нужно получить консультацию психотерапевта

Всего доброго!

психолог-психоаналитик Матвеев Олег Вячеславович

Предварительная, перед основной помощью, бесплатная консультация психоаналитика онлайн

Статьи по психоанализу и психотерапии

Сказка Золушка

Красная Шапочка

Тренинги для детей и взрослых

Рисуночные тесты для детей (исследование личности ребенка)

Психодиагностика детей и взрослых

Решение многих психологических проблем, Вы можете найти в содержании психотерапевтического сайта

Поделиться...

xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Сказкотерапия для детей: 3 лет. Примеры сказок

Каждый ребенок любит, когда ему читают сказки. Сказки развивают его фантазию, закладывают основы морально-этического поведения, расширяют его кругозор.

Польза сказкотерапии для детей

Все больше и больше ученых, «вгрызаясь» в сказки народов мира, обнаруживают в них удивительные пласты глубинных, скрытых смыслов. Разгадав которые, можно сделать немало невероятных открытий для себя. Ведь сказки – это сплошь аллегорические образы, открыть истинное лицо которых бывает очень нелегко.

Современные психологи утверждают, что при помощи сказочных аллегорий и метафор можно не только развивать психику ребенка, но также и корректировать ее. К примеру, используя классические «сказочные» приемы фразопостроений, рассказать ребенку сказку о нем самом. Таким образом можно помогать детям бороться с различного рода страхами, фобиями, а также корректировать проблемы поведенческого характера.

Какие сказки читать или рассказывать детям и как

Наиболее ярким примером сказкотерапии для детей, страдающих проблемами в поведении или некими фобиями, является сказка «жил-был ребенок, похожий на тебя…». Такую сказку может придумать как психолог, к которому привели ребенка на прием, так и сами родители в домашних условиях. Основным плюсом такой методики можно назвать наглядный пример ребенку в чем он не прав и что с этим нужно сделать. Но преподнесено это в иносказательной, завуалированной форме. Ребенок воспримет это не как прямой упрек, а, скорее, как пример. Кроме того, родители перестают читать ребенку «морали» и скучные нотации, которые дети зачастую просто пропускают мимо ушей, воспринимая, как фоновый шум.

В приведенном выше типе сказок основной их чертой является то, что главным действующим лицом выступает не ваш ребенок, а просто похожий на него мальчик или девочка. 

Другим же видом терапевтической сказки можно назвать рассказ, в котором действующим лицом выступает именно ваш ребенок. Но делать это необходимо тоже аккуратно, слегка завуалировано, включая в рассказ имена ваших знакомых и друзей ребенка, название знакомых улиц, магазинов и та далее. Отличительной особенностью подобного метода борьбы с нежелательными чертами  детского характера является своеобразное действие «от противного». Рассказывая подобную сказку, вы не описываете какой нехороший ребенок, который делал вот так и не делал вот так. Наоборот, вы создаете максимально утопичную ситуацию, в образе главного положительного героя которой выступает именно ваш ребенок. Преподнесите героя ваших сказок ему же самому таким образом, чтобы он увидел каким на самом деле его хотят видеть.

Сказкотерапия для детей позволяет «проигрывать» новые и новые жизненны ситуации. И из каждой сказки ребенок вынесет для себя что-то полезное. 

Использовать сказкотерапию можно, если вашему крохе больше двух лет. Если ему еще двух лет не исполнилось, то вряд ли он воспримет сказку, как некий корректирующий элемент. Он просто еще не в состоянии будет построить достаточно прочную логическую цепочку или причинно-следственную связь. Сказкотерапия для детей 3 лет наиболее эффективна. Можно использовать ее в терапевтических целях как лекарство от детских истерик, показывании характера, нежелании делать что-то нужное или во время капризов с едой.

Для того, чтобы с помощью сказкотерапии добиться желаемых результатов, необходимо повторять ее не один раз. Можно вносить в рассказ новые элементы. Однако, если ребенок просит рассказать одну и ту же сказку, не стоит ему в этом отказывать.

Кроме того, не стоит раскрывать ребенку тайный смысл  мораль вашей сказки. Пускай он придет к тем выводам, которые ближе ему самому. А вы уже потом из его выводов сделаете свои. Чтобы в случае необходимости скорректировать ход его мыслей.

Похожие статьи:

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

razvitiedetei.info