Тест по русскому языку 3 класс "Антонимы, синонимы, омонимы". Синонимы и антонимы упражнения 3 класс
"Синонимы и антонимы" 3 класс
Цель: Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы". Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова. - Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; - Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества. Ход урока
I. Психологический настрой
- Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)
Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.
- Прошу всех присесть за свои рабочие места.
II. Сообщение темы занятия.
- Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.
- Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.
Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.
- Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"
Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.
III. Путешествие на остров Синонимов.
-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание
А) Инструкция:
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы - 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
- ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
РЕБЁНОК
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
ДЕЛАТЬ
ХОРОШО
Б) Проверка.
Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.
РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
- Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
"Какие слова называются синонимами?"
устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
- Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?
ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС ДОКТОР - ВРАЧ
ЛОШАДЬ - КОНЬ БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ
- Продолжите фразу:
- Полученные подписи - это слова - ::..(синонимы)
- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
- Путешествие продолжается.
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
IV. Работа в группах.
Задание для 1 группы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 группы.
Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 3 группы.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 4 группы.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Проверка.
- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
- Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)
Ответ спикера.
- Для чего синонимы нужны в речи?
Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы
- Что такое синонимы?
Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
V. Динамическая пауза "Игра наоборот"
Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
Вперед - назад
Вниз - вверх
Назад - вперед
Присел - подпрыгнул
Подпрыгнул - присел
VI. На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
VII. Игра "Противоположные слова"
Блиц – опрос . Ученик - называет антоним этого слова.
1 группа: Враг - друг, холод - жара.
- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение
2 группа: Старый - новый, злой - добрый.
- А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение
3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.
- Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение
4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. (наречия.) –дайте определение
- Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)
VIII. Динамическая пауза- флешмоб под музыку
IX. В пещере Тайн
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»
взаимопроверка
Худой (человек) - ________________, (толстый)
Худой (карман) - _________________, (целый)
Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
Близкий (человек) - _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) - _________________, (низкий)
Высокий (человек) - _______________. (невысокий)
Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
- Что такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
X. Бухта Творчества
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
- С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)
А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы - слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)
Как приятно выходить на берег в такую погоду!
XI. Пристань "Вопрос - ответ"
Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?
- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?
- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.
Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
XII. Рефлексия
- Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.
- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.
- Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
infourok.ru
Урок русского языка 3 класс "Синонимы и антонимы"
Тема: Синонимы и антонимы
Школа:Дата:
КЛАСС: 3
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок:
3.1.4.1 участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы
3.2.2.1 понимать прямое и переносное значение слов и использовать их в речи
3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении
Развитие навыков:
1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения
2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте
3.8 Соблюдение грамматических норм
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
Узнать о синонимах, антонимах, омонимах (без термина).
Большинство учащихся смогут:
Выучить стихотворение и написать его по памяти.
Участвовать в диалоге, определяя основную мысль стихотворения.
Подбирать предложения из текста, которое соответствует основной мысли текста.
Озаглавливать текст.
Записывать текст, определяя его части.
Находить синонимы и антонимы в тексте.
Исправлять ошибки при редактировании текста.
Составлять и записывать тематическую группу синонимов.
На основе кластера рассказать о правильном режиме дня.
Использовать в речи антонимы при составлении высказывания.
Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению.
Объяснять смысл пословиц.
Находить случаи омонимии в тексте.
Находить в словарях лексическое значение слов.
Записывать по памяти пословицы.
Некоторые учащиеся смогут:
Добавить высказывания об экономном расходовании времени.
Объяснять смысл высказывания.
Приводить свои примеры антонимов.
Языковая цель
Основные термины и словосочетания:
Многозначные, однозначные слова, синонимы, антонимы, слова одинаковые по написанию, но разные по значению, экономия времени, режим дня.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский
Вопросы для обсуждения:
Как экономно расходовать время
Какие слова называются синонимами?
Для чего нужны синонимы в тексте?
Как называются слова с противоположным значением?
Материал прошедших уроков
Речь. Устная и письменная речь. Требования к речи. Речевой этикет. Язык – средство общения и познания. Языковые явления. Сопоставление произношения и написания слов. Предложение. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Текст. Типы текста. Сравнение текстов описательного и повествовательного характера. Тексты делового и публицистического стиля. Виды орфограмм. Орфографические правила. Произношение и правописание гласных и согласных в корне слова. Твёрдые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Удвоенные согласные в корне. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание.
План
Временное планирование
Планируемые мероприятия
Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя.
Золотая рыбка
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000107
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Минутка чистописания: работа с пословицей – Делу время – потехе час.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.
Учебник
Работа над лексической темой урока.
(К) Чтение стихотворения В. Степанова. Заучивание наизусть, письмо по памяти.
(П) Участие в диалоге, определение основной мысли стихотворения, чтение советов по экономии времени, дети добавляют свои высказывания, используя слова для справок.
Дети вспоминают правило об однозначных, многозначных, близких и противоположных словах по значению.
Работа с правилом.
Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
(Г) Необходимо выбрать слово из ряда синонимов, которое соответствует смыслу предложения. Озаглавить текст, разделить его на части и записать.
(П) Запись предложений, нахождение и подчёркивание синонимов.
(И) Работа по выяснению роли синонимов в тексте – избежать повторов, уточнение смысла. Замена слов в предложениях синонимами, используя слова для справок.
Работа с правилом.
Синонимы служат для повышения выразительности речи и позволяют избежать повторов.
(К) Творческая деятельность. Подбор прилагательных – синонимов к репродукции картины Н. Сивенкова. Составление предложений по картине, используя составленные словосочетания.
(И) Работа с высказыванием Ж. Руссо, нахождение синонимов, объяснение смысла высказывания.
Учебник
Работа в тетради «Что я знаю и умею». Оценка уровня усвоения навыка по теме.
Тетрадь
«Что я знаю и умею
(Д, К) Динамическая пауза
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,Мы хлопаем руками,Киваем головой.Мы руки поднимаем,Мы руки опускаемИ вновь писать начнем.
Мы проверили осанку
Мы проверили осанкуИ свели лопатки,Мы походим на носках,А потом на пятках.Пойдём мягко, как лисята,И как мишка косолапый,И как заинька-трусишко,И как серый волк-волчишко.Вот свернулся ёж в клубок,Потому что он продрог.Лучик ёжика коснулся,Ёжик сладко потянулся.
Работа над грамматической и лексической темами урока.
(К) Минутка чистописания: работа с пословицей – Делу время – потехе час.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.
(Г) Проверка правильности подбора антонимов. Запись правильного варианта.
(П) Подбор антонимов к словосочетаниям, объяснение детей правильности подбора в зависимости от смысловой нагрузки словосочетания. Дети вспоминают, от чего зависит род и число прилагательного.
(И) Объяснение смысла пословиц, выбор слов. Списывание пословиц с пропущенными буквами, нахождение и подчёркивание антонимов.
«Копилка мудрых мыслей» – высказывание о времени Т. Манна – немецкого писателя.
Учебник
(Д, К) Пальчиковая гимнастика
Яркое солнышко
Солнышко яркое в небе сияло,Лучами своими нас согревало.(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)Тучки по небу быстро бежали,Лучики в тучках надолго застряли.(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)Но появился ветер могучийИ разогнал все мрачные тучи.(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо–влево)Солнышко снова на небе сияет,Жаркие лучики нас согревают.(снова поднимаем руки вверх и разгибаем пальцы– «лучи»)
Работа над грамматической и лексической темами урока.
(К) Рассмотрение схемы детьми. Дети вспоминают о синонимах и антонимах.
(К) Исследовательская деятельность Определение в стихотворении А. Барто слов омонимов (ключ).
Работа с правилом. Понятие омонимов даётся без термина.
В русском языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел». Не путать с многозначными словами, у которых есть сходство в лексическом значении. Например, левая рука – рука мастера, шляпка гриба – шляпка девочки.
«Хочу всё знать» объясняет, как оформляются в словарной статье слова с разным лексическим значением.
(Г) Нахождение лексических значений в словаре учебника. Записывание пары слов с разным лексическим значением.
(П) Объяснение в пословицах выделенных слов. Письмо по памяти двух пословиц.
(И) Запись предложений с пропущенными буквами, нахождение и подчёркивание омонимов.
Творческая деятельность. Рассматривание рисунков, запись ответа на вопрос стихотворения. Придумывание предложений со словом омонимом в разных значениях.
Учебник
(Д, К) Физкультминутка для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много–много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Итог урока. Рефлексия
Синонимы – это … .Слова с противоположным значением называются … . В русском языке есть слова с … значением, но одинаковым по … .
Приём критического мышления «Взаимоопрос».
Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Рекомендации для учителя.
Тема рассчитана на 3 часа. 1 урок задания с 1 по 5, 2 урок – с 6 по 9, 3 урок – с 10 по 15.
Дополнительная информация
Дифференциация
Оценивание
Межпредметные связи
Мотивированные дети могут добавить высказывания об экономном расходовании времени, объяснять смысл высказывания, приводить свои примеры антонимов.
Формативное оценивание
– Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради «Что я знаю и умею».
– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
– Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).
– литература
– физическая культура
– самопознание
– познание мира
Рефлексия для учителя:
Важные вопросы по уроку:
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Какие два момента были наиболее успешны?
Какие два момента улучшили урок?
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?
infourok.ru
Тест по русскому языку 3 класс "Антонимы, синонимы, омонимы"
Тест по русскому языку 3 класс «Антонимы, синонимы, омонимы»
1-3 варианты
1 вариант имя _________________________________________
1. Выбери верное утверждение Синонимы – это…
а) слова пишутся по разному, но близкие по значению
б) слова, противоположные по значению
в) слова пишутся одинаково, но разные по значению
2. Укажи антоним к слову ДРУГ
а) противник б) товарищ в) ученик г) приятель
3. Как называются слова типа: НОВЫЙ – СТАРЫЙ?
а) синонимы б) антонимы в) омонимы г) однокоренные
4. Укажи слово, близкое по значению к слову свежая рубашка
а) голубая б) чистая в) праздничная г) грязная
5. Какую приставку нужно добавить, чтобы получилось слово
противоположное слову НАЛИТЬ?
а) у - б) в - в) за - г) вы -
6. Укажи слова синонимы, к слову ДОМ
а) здание б) театр в) жилище г) кухня
7. Как называются слова, типа красивый – прекрасный – симпатичный?
а) синонимы б) антонимы в) омонимы г) однокоренные
8. Выбери слова, близкие по значению выделенному слову.
Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).
9. Подбери к словам синонимы .
Бесстрашный лётчик - _______________________________________
Занимательный рассказ - _____________________________________
10. Подчеркни слово, которое подходит по смыслу.
Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев
11. Подчеркни в тексте антонимы.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Каково начало, таков и конец.
12. Допиши антонимы.
Солнце всходит и _______________ ____
На каждую загадку есть _______________________
multiurok.ru
Урок русского языка в 3 классе.Закрепление по теме "Синонимы, антонимы"
Урок русского языка в 3 классе
Цель: Закрепить понятия "синонимы" и "антонимы".
Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Ход урока
I. Психологический настрой
- Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)
- Прошу всех присесть за свои рабочие места.
II. Сообщение темы занятия.
- Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо досказать словечко.
- Вам надо продолжить пословицу.
Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их.
- Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
- Ученье – свет, а не ученье – (тьма)
- Мир строит, а война –(разрушает).
- Знай больше, говори –(меньше)….. .
- Ласточка день начинает, а соловей - …(заканчивает) .
- Корень учения горек, а плод – (сладок)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"
Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.
III. Путешествие на остров Синонимов.
-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, надо выполнить следующее задание
А) Инструкция:
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
- ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
РЕБЁНОК ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЛАТЬ ХОРОШО
Б) Проверка.
Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.
РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
- Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
"Какие слова называются синонимами?"
устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
- Рассмотрите слова, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?
ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС ДОКТОР - ВРАЧ
ЛОШАДЬ - КОНЬ БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ
- Продолжите фразу:
- Полученные подписи - это слова - ::..(синонимы)
- Почему мы не смогли подписать остальные слова? (У этих слов нет синонимов)
- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
- Путешествие продолжается.
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
IV. Работа по вариантам
Проверка.
- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
- Какой частью речи они являются?
- Для чего синонимы нужны в речи?
Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы
- Что такое синонимы?
Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
V. Динамическая пауза "Игра наоборот"
Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
Вперед - назад
Вниз - вверх
Назад - вперед
Присел - подпрыгнул
Подпрыгнул - присел
VI. На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
VII. Игра "Противоположные слова"
Блиц – опрос . Ученики – называют антоним этого слова.
Враг - друг, холод - жара.
- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение
Старый - новый, злой - добрый.
- А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение
Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.
- Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение
VIII. В пещере Тайн (работа в парах)
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание для пар.
Взаимопроверка (карточка)
Б) Проверка. Обсуждение.
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
- Что такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
X. Пристань "Вопрос-ответ"
Ф.И._______________________________________
Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?
- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?
- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.
Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
XII. Рефлексия
- Наше путешествие подошло к концу. - Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Домашнее задание:
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
-Задание 1: заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
-Задание 2: заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
Домашнее задание:
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
-Задание 1: заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
-Задание 2: заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
Запиши как можно больше синонимов
РЕБЁНОК
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
ДЕЛАТЬ
ХОРОШО
Найди слово которому нельзя подобрать синонимы
Луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
Работа по вариантам. Запиши синонимы.
Задание для 1 в.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 в
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Работа в парах
Худой (человек) - ________________,
Худой (карман) - _________________,
Близкий (путь) - _________________,
Близкий (человек) - _______________,
Весёлый (праздник) - ______________,
Весёлый (смех) - ________________,
Высокий (голос) - _________________,
Высокий (человек) - _______________.
Ф.И._______________________________________
Синонимы
К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.
путь
страх
работа
дело
метель
дорога
грусть
вьюга
тревога
нищета
бедность
тоска
родник
лошадь
тропинка
несчастье
друг
противник
враг
приятель
горе
дорожка
конь
ключ
2) Подчеркни из ряда слов по три слова-синонима.
Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
__________________ __________________ ______________________
__________________ __________________ _______________________
___________________ ____________________ _________________________
5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
Антонимы
1) Подберите антонимы к данным словам.
Тьма - _______ , вверх - _________, холодный - ___________, помогать__________.
2) Продолжите начатые предложения антонимами.
В поле холодно, а в доме _____________.
Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .
3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.
лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз - ___________, мелкий почерк-__________, мелкое озеро-___________
4) Найди антонимы к словам .
Успех-_____________, родина-______________ , трудолюбивый -____________.
infourok.ru
Синонимы и антонимы | Волжский класс
Ответы к стр. 20 — 22
Упражнение 38, с. 20
38. Прочитайте.
Синóнимы — это словá, бли́зкие по значéнию.
- Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 39, с. 20
39. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линией синонимы.
Родина ⇒ Отечество дорога ⇒ путьпрощай ⇒ до свидания работа ⇒ трудребята ⇒ дети быстро ⇒ скорорисунок ⇒ узор ветер ⇒ ураган
- Устно составьте предложение с одним из слов.
Мороз нарисовал красивый узор на окне.
Упражнение 40, с. 20
40. Прочитайте.
огонь ⇔ пламя озорник ⇔ шалун блестеть ⇔ сверкатьпечаль ⇔ грусть мороз ⇔ холод квакушка ⇔ лягушказолотой ⇔ жёлтый
- Составьте пары слов, близких по значению. Запишите синонимы по образцу.
Морóз — хóлод, квакýшка — лягýшка, жёлтый — золотóй, грусть — печáль, сверкáть — блестéть, огонь — плáмя, озорни́к — шалýн.
Упражнение 41, с. 21
41. Прочитайте.
Антóнимы — это противополóжные по смы́слу словá.
- Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 42, с. 21
42. Прочитайте диалог выразительно.
— Мама, этот большой кусок торта ты оставила для Оли?— Нет, для тебя.— Такой маленький кусочек?!
- Какой знак пропущен? Поставьте его.
- Почему один и тот же кусок торта мальчик назвал и большим, и маленьким?
Когда мальчик думал, что кусок торта предназначен сестре, он ему показался большим. Когда он понял, что этот кусочек для него, он кажется ему крошечным и совсем не хочется им делиться ни с кем.
- Найдите в предложениях антонимы, подчеркните их. Подберите к каждому антониму синонимы.
Большой — огромный, крупный.Маленький — крошечный, миниатюрный.
Упражнение 43, с. 22
43. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Думай медленно, а работай быстро.
- Почему так говорят? Подчеркните в предложениях антонимы.
Готовь сани летом, а телегу зимой. Говорят, чтобы напомнить, что к важному делу нужно готовиться тщательно и заранее.Вместе тесно, а врозь скучно. Говорят, когда люди часто ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга.Думай медленно, а работай быстро. Так говорят, когда хотят напомнить, что работу нужно делать энергично, заранее всё хорошо продумав.
Упражнение 44, с. 22
44. Прочитайте. На каком уроке вы часто употребляете эти слова?
сýмма ⇔ рáзностьмéньше ⇔ бóльшесложéние ⇔ вычитáниеми́нус ⇔ плюс
Мы часто употребляем эти слова на уроке математике.
- Обозначьте в словах ударение. Соедините линиями слова-антонимы.
Упражнение 45, с. 22
45. Заполните «ящички» антонимами.
Что? | Какой? |
утро вечерночь деньрадость грустьлето зима | добрый злойтихий громкийновый старыйсильный слабый |
Ответы по русскому языку. 2 класс
Синонимы и антонимы
1.5 (30%) 2 votesvolzsky-klass.ru
6. Реализация построенного проекта | - Наше путешествие начинается. - Первый город на нашем пути – это волшебный город Синонимов. - Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое синонимы. - Внимание на экран. Поиграем в игру Слайд 9 Игра «Найди мне синоним» - Запишите в тетрадь Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый. Проверьте. ( на слайде) Слайд 10 На доске написаны пословицы. - Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните. Объясните смысл данных пословиц. Спеши – не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга – нет. Слайд 11 Учитель читает запись на доске. - По нашей улице едут троллейбусы, едут автобусы, едут легковые машины. - Понравилось ли вам предложение по конструкции? Почему? - Как можно избежать повторения слов в предложении? - Замените. - Скажите, пожалуйста, как мы называем слова близкие по значению. - Зачем синонимы нужны в нашей речи? -В городе «Синонимов» вы прекрасно справились с заданиями, посмотрим, как вы выполните задания, предложенные в городе «Антонимов». - Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое антонимы. -Работа в парах. Слайд 12 Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению. Запишите пары слов в тетрадь. Трусливый, здоровый, правдивый, вежливый, храбрый, больной, лживый, грубый, трудиться, находить, лениться, пачкать, терять, чистить. Слайд 13 Сравните тигра и котёнка ТИГР КОТЁНОК По размеру: По силе: По характеру: | - Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковыили близки. - Грустный- унылый,печальный. - Хрупкий – ломкий. - Быстрый- скорый, стремительный. - Спеши – поторапливайся. Надо идти быстро , но не спешить, что- нибудь может случиться. - Приятель – друг. Все друзья, но настоящего друга, который поможет в трудную минуту нет. - Нет не понравилось, повторяется слово. - Заменить словом близким по значению. - По нашей улице двигаются троллейбусы, спешат автобусы, мчатся легковые машины. - Эти слова называются синонимами - Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов - Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. Трусливый - храбрый, здоровый – больной, правдивый – лживый, вежливый – грубый, находить – терять, трудиться – лениться, пачкать – чистить. Большой маленький Сильный слабый Злой добрый | 17 минут |
doc4web.ru
Презентация "Антонимы, синонимы". - Русский язык
Вт о рое о кт я бря Кла сс ная р а бота Тема: Синонимы и антонимы .
С л о в а р н ы й
д и к т а н т
П . ТУХ
Е
А
. РБУЗ
М . ДВЕДЬ
Е
М . ШИНА
А
К . РОВА
О
А льбом
п О года
Грус т но
радос т но
В мире слов
(антонимы и синонимы)
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый Жёлто – розовый – кленовый.
Один скажет: « Солнце! »
Другой скажет: « Тень! »
Один скажет: « Близко! »
Другой: « Далеко! »
Один скажет: « Низко! »
Другой: « Высоко! »
Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Антонимы – слова, противоположные по значению.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
Красный сарафан
для Маши,
Чтоб была всех в мире
краше.
А алый – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
Вышел в поле
храбрый рыцарь,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Может он с любым
сразиться!
Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Подумай!
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Дети
малышей
детворе
Подберите к словам синонимы. Запишите их парами
хохотать –
ветхая –
изба –
храбрый -
смеяться
старая
дом
смелый
Физминутка
Отгадай загадки:
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
зима.
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
плач.
Работаем в группе
Зимой погода холодная,
А летом…
тёплая.
Лев смелый,
А заяц…
трусливый.
Молоко жидкое,
А сметана…
густая.
Работать трудно,
А отдыхать…
Вы молодцы!
Рефлексия
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и синонимы и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились находить слова –антонимы и синонимы, но вам ещё нужна помощь.
multiurok.ru