Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Сенсомоторика в детском саду


Сенсомоторное развитие детей

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

 Сухомлинский В.А.  

              Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.                                                                                                                                                            Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.                                Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.                                                                                                                                                                                                                                                                   Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение)  задач, является одним из главных условий умственного воспитания.   Моторика — основа развития, своего рода “локомотив”  всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий  очень важна, так как    возникающие ассоциации формируют зрительный  опыт с опытом тактильно-двигательным.   И.П. Павлов  выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит" глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.   Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и  восприятий.                                                                                                                                      Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

  • Моторика и графомоторные навыки
  • Тактильно-двигательное восприятие»
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Восприятие формы, величины, цвета
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

 Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей  позволит сформировать  знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

 

pivovarova-ds52kotenok.edumsko.ru

Сенсомоторика | Ассоциация специалистов сенсорной интеграции

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:

- Складывается акт рассматривания предметов;

- Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;

- Устанавливаются зрительно-двигательные координации;

- Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Игры по познавательному развитию детей.

- «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.

- «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

- «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

- «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

- «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

- «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры - занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди шарик» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели: - учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

- воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Цветные шарики»

Цели: - учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;

- развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

- воспитывать учебные навыки.

Игра «Будь внимателен»

Цели: - учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;

- закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.

Игра «Забавные прищепки»

Цели: - учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;

- развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

- воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.

 

В задачи обучения и воспитания входит:

- учить выделять и называть основные цвета и формы;

- учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов).

 

Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.

 

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

- Смотрит солнышко в окошко,

- Смотрит в нашу комнату.

- Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

- Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Игра «Змея в траве» - Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.

 

Учитывая особенности наших воспитанников, необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

 

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

 

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

В статье использовались труды: Л. А. Савелова- (воспитатель, Г. Е. Блинова -(воспитатель, Ф. Р. Елагина –(учитель- дефектолог)

О. Н. Писковенко-(учитель-дефектолог, Е. В. Левинская-(учитель-дефектолог, И. А. Фролова- (учитель-логопед) С. Б. Горбушина- (учитель- дефектолог, А. В. Наумова- (учитель-дефектолог) .

Похожие записи:

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

sensint.ru

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Содержание:

Детские психологи наравне с учеными считают возраст ребенка с момента рождения до трех лет уникальным. И что важно именно эти три года являются стратегическими для последующего развития и воспитания личности человека. Если говорить о новорожденном малыше, то до шести месяцев жизни его мозг достигает 50% потенциала от мозга взрослого человека. Три года это формирование на 80% к 10 годам мозг сформирован полностью. Это все говорит о том, как важно сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

Возрастные этапы развития ребенка разделены на группы, которые отвечают за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Стоит отметить, чем меньше ребенок, тем больше он чувствителен и значение развития мозга очень важно именно в тот момент, когда для этого созданы самые благоприятные условия. Успех умственного развития, эстетического восприятия мира в большинстве своем зависит от сенсомоторного развития детей раннего возраста.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Недостаточное сенсомоторное развитие будущего члена общества приводит к возникновению трудностей связанных с этапом начального уровня образования. Стоит рассмотреть этот вопрос подробнее и понять в чем особенность сенсомоторного развития исходя из возраста малыша. Большинство деток раннего возраста слабо выражают, общий интерес к окружающему миру, практически нет реакции на новые впечатления. Для таких детей каждый день похож один на один, это означает только то, что ребенок плохо развивается.

Координация таких малышей снижена, внимание неустойчиво и носит чисто формальный характер. Также очень заметно несоответствие работы глаз и рук в содружестве. Все это проявляется, прежде всего, в отсутствие игрового интереса ребенка.

Самый ранний этап развития это формирование ориентировки широчайшего спектра. Ребенок с правильной сенсомоторной практикой воспринимает формы, цвета, величину каждого отдельного предмета. Также он свободно анализирует шумы, звуки, речь. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Важнейшим моментом сенсомоторного развития детей является усвоение сенсорного способа обследования предметов, прежде всего зрительно. Это своего рода общепринятые виды и свойства предметов. Каждый из предметов упорядочен по своему типу.

Как развить сенсомоторику

Для того чтобы малыш стал усваивать сенсорные способы обследования он должен быть к этому подготовлен определенным способом. Сам процесс эталонного развития достаточно длительный и растягивается на несколько лет после рождения малыша. Все происходит, постепенно переходя с каждым новым этапом все к более сложному по своей форме восприятию.

Известно, что на первом году жизни восприятие малыша очень неустойчиво он различает лишь некоторые цвета, и то преимущественно яркие. Также малыш ориентируется на величины, предпочитая фокусировать взгляд на большом и ярком предмете. Чуть позже он уже начинает ощупывать предмет и опять же тот, который ярче и больше. Именно по этой причине выпускается большое количество именно ярких и разных игрушек и погремушек. Но сам предмет он отражает приблизительно. На данном этапе очень важно обогнать процесс восприятия и занять ребенка предметами, которые разные по своей структурной составляющей. Это создаст своеобразный фундамент для скорейшего становления сенсомоторного восприятия.

С одного года ребенку рекомендуется давать в пользование мягкие кубики разной величины и разной расцветки. Создавая простейшие постройки из этих элементов, он достаточно быстро будет развивать сенсомоторное восприятие предметов.

После двух лет жизни ребенка рекомендуется использовать дидактические игры, которые также помогут правильному развитию малыша. Но стоит заметить факт того, что этот этап является лишь ознакомительным, так как осознание придет немного позже, но когда это случится, сенсомоторика ребенка будет развита. Главное правило соблюдать цветовой спектр и конструктивную особенность предметов, которые находятся у малыша в пользование. Чем больше составляющих имеет предмет, тем активнее ребенок развивается.

После трех лет необходимо формировать у ребенка общее понимание геометрии фигуры, и тут к вам на помощь придут многочисленные игры, в которых преобладает структурное соединение геометрических фигур. Геометрия поможет малышу правильно сформировать движение рук. И также сопоставление фигур воспринимается осязательно и зрительно.

Дети, с которыми проведена подготовительная работа, выделяют и главное называют огромное количество признаков каждого предмета, так например, на кубики они увидят не только рисунок и сам кубик, они смогут четко обозначить, что это квадрат который является геометрической фигурой. Практика показывает интересный факт, проведенная работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста наиболее эффективно выделяет виды деятельности, которые ставят перед ребенком задачи на уровень сложнее, но с которыми он успешно справляется. Ребёнок начинает очень быстро узнавать предметы, замечать их структуру и различие, выполняя основные перцептивные действия в уме. Это показывает то, что сенсомоторное развитие малыша стало внутренним психическим процессом.

Что должен понимать ребенок младшего возраста для того чтобы правильно развиваться?

  • Различать по форме предметы: круглые, квадратные, овальные, треугольные.
  • Измерять визуально и сравнивать длину предметов, ширину, высоту.
  • Различать цвета и оттенки цветов.
  • Выражать словами в свободной форме то где находится предмет по отношению к нему справа, слева (но не с боку)
  • Понимать на ощупь теплое и холодное.

shop-kid.ru

Игровой практикум "Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Автор - составитель:

Мамыкина Зинаида Ивановна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 12 лет

Игровой практикум для педагогов

Сенсомоторная  деятельность,  как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:   актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Показать значение сенсомоторной деятельности  в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
  • Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности.
  • Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики

Предварительная работа: Подготовить выставку сенсорных игр  и оборудования для сенсомоторной деятельности.

Ход  практикума

Ни в каком возрасте человек не усваивает столько всего, как в раннем детстве. Ребенок рождается беспомощным, но его органы чувств с самого начала настроены «на прием». С возрастом восприятие малыша постоянно улучшается не только благодаря созреванию органов чувств, но и их работе.

Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают , только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.

Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда  дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя  с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.

Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций.

 С накоплением представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание),  у ребенка формируется чувственная основа слова, т.е «база речи» (Л.С.Цветкова). Таким образом, развивая восприятие и сенсомоторные сопособности детей, мы готовим почву для развития речи.

Для развития сенсомоторных способностей детей существуют множество различных игр и упражнений.

Игротека

Игра «Золушка»

Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?

      

Игра «Мозаика из бросового материала»

Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес.

Рисунки могут   быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы  и т. д. В таких играх закрепляются  сенсорные эталоны цвет, форма, величина. 

Игра «Шагаем в пробках»

Пробки от пластиковых бутылок могут  помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать  любимые детские стихи, например,

Я люблю свою лошадку…

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку  - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот?

А теперь поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

 

Игры в сухом бассейне известны всем. Несмотря на свою простоту, они очень эффективны и нравятся детям. Среди крупы, гороха или маленьких шариков можно спрятать сюрприз, «потерять» ценную вещь и т.д. Придумайте мотивацию для детей, и они увлеченно будут играть в сухом бассейне.

Игры с песком

Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?

Дидактическая игра «Рыбалка».

Пособие представляет собой «Аквариум» (картонная коробка,  обклеенная  синей бумагой, на поверхности прорезаны отверстия, удочка с крючком).

Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт  на тарелочку по цвету.

Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»

Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило:  ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к  ёжику по цвету.          

Дидактическая игра «Сушилка»

Пособие представляет собой «Сушилку», которая сделана из деревянных реек,

сверху натянута верёвка,  прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.  Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.

 

Литература:

  1. Циммер Р. Компетентный малыш. Руководство для родителей с многочисленными примерами увлекательных подвижных игр. От рождения до трех лет/ Ренате Циммер. - М.: Теревинф, 2013. - 152
  2. http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588244/ Чепурина И.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами сенсомоторной деятельности.

 

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004380

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru

«Сенсомоторика» в детском саду

Новости по теме

Развитие дошколят в одном из детских садов Камешкирского района Пензенской области проходит не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и после дневного сна.

Развитие дошколят в одном из детских садов Камешкирского района Пензенской области проходит не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и после дневного сна. Во второй половине дня для воспитанников, по утвержденному графику, работают кружки и секции.

В средней группе воспитатели проводят кружок «Сенсомоторика». Здесь воспитанники с педагогами проводят пальчиковую гимнастику, дают описательную характеристику сказочным героям, учатся узнавать и называть геометрические фигуры, рисуют в воздухе различных животных, но самое интересное – рисуют этих же животных пальчиками по манке и пшену. Проявляют интерес к работе кружков и родители.

Управление кадрами. Кадровый документооборот в образовательной организации (16 часов)

Лучшие эксперты разъяснят все нововведения по вопросам кадровой деятельности в образовательной организации. К участию приглашены специалисты Московского государственного педагогического университета, Академии правосудия, Общественной палаты РФ по развитию образования. Эксперты-практики расскажут о самых частых нарушениях, управлении кадрами и ведении документации.

  • 23 - 24 ноября
  • Москва
Подробнее

Подробнее об организации кружков в детских садах читайте в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

www.resobr.ru