Социально-экологический проект по благоустройству школьной территории «Любимой школе – красивый двор». Социально экологический проект в школе


Социально-экологический проект "Экологический вестник"

Разделы: Внеклассная работа

Вы задумывались что такое мусор? Что выбрасывают люди? Мусор – это бытовые отходы, к которым можно и нужно изучать и рационально подходить.

При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую роль в исследовании и решении данной проблемы доступными средствами.

Актуальность темы: Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Действенным средством для решения этой сложнейшей проблемы должно стать просветительство. Участие в этом проекте даёт возможность формирования сознания принадлежности и значимости к участию в жизни социума.

Цель проекта: создание информационного печатного издания, ориентированного на школьную аудиторию и социум.

Задачи проекта:

  • информирование школьников и населения о природоохранных проблемах и путях их решений;
  • формирование экологически ориентированного общественного мнения, понимание сути происходящих кризисных процессов в природной и социальной среде;
  • нахождение новых идей, пригодных для практической реализации, чтобы помочь выжить себе самому и всем другим.

Мусор становится частью окружающей среды. Причины его проявления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный – результат деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называются бытовыми, или коммунальными. Знаете ли вы сколько скапливается мусора в больших городах? В России за год образуется около 7 млрд т бытовых отходов, из них в Московском регионе – 6 млн т (до 350 кг на одного человека в год). Ведь одна средне статистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 3 кг мусора. А весь наш многомиллионный город за день выкидывает тысячи тонн отходов!

До трети состава мусора в пищевых отходов 85 % составляют очистки картофеля, мясные и рыбные остатки и овощные составляли менее 10 %. В пищевых отходах также встречаются частички шерсти, пуха, перьев, кожи. В последние десятилетие в составе пищевого мусора растёт доля бумаги, картона и особенно пластмасс, в том числе полиэтилена, который практически не разлагаются естественным путём.

Использованная и выброшенная жестяная банка. Если эта банка будет выброшена мимо урны, то пролежит много лет и только, примерно через 20 лет, подвергнется разрушению. А вот стеклянная банка. Посмотрим что в ней было? Продукт съеден а банка… будет валятся, потому что стекло, пластмассы, и прочие неорганические материалы– не разрушаются!!! Бумага! На её разрушение потребуется от 15 дней до трёх лет!!!

Пищевые отходы!!! Ими питаются только патогенные организмы!!! Это например клостридии, для которых характерно разложение углеводов, в том числе целлюлозы, при помощи ацетоно– бутилового брожения. При этом клостридии вырабатывают очень сильные токсины, опасные для человека, например бутулин. Отравление этим веществом нередко заканчивается смертью!!! При попадании в раны некоторые клостридии вызывают раневые инфекции– столбняк, газовую гангрену!

Человек живёт, и что-то постоянно производит для своей жизни уже много тысяч лет. За это время Земля должна была превратится в огромную свалку, однако этого ещё не произошло. Это природа трудится над тем, чтобы очистить нашу Землю от продуктов нашей жизнедеятельности. Но природа уже не в состоянии перерабатывать весь наш мусор, поэтому мы должны ей помочь. Мы должны научится собирать, уничтожать наши отходы или продумать возможные способы их переработки, то есть превратить их в полезные продукты или изделия. Из стеклянной тары после соответствующей переработки производится новая стеклянная посуда. Макулатура легко перерабатывается в новую бумагу. Пластмассы можно переплавить, чтобы сделать новые изделия.

Давайте и мы по-своему попытаемся решить проблему.

В последнее время социальные ученые-аналитики отмечают не только духовный кризис общества, но и, как его следствие, кризис экологический.

Действенным средством для решения этой сложнейшей задачи должно стать просветительство.

Экологическое просвещение – это формирование части мировоззрения человека, которая проявляется во взаимодействии с природой, а также в повседневной практике жизнедеятельности человека (в жизни семьи, общества в целом, в отношении к самому себе).

Мировоззрение есть у каждого, хотя в повседневной суете люди просто не задумываются над обобщением своих привычек, мыслей и взглядов. Оно проявляется повсеместно: в стереотипах поведения и восприятия, в особенностях мышления и языка, в моделях взаимодействия с окружающей средой.      

Каждый гражданин должен не только знать об экологических проблемах города, но и уметь их преодолевать, а ещё лучше этих проблем не создавать. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценить результаты своей деятельности и умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культурой поведения и навыками бережного отношения к природе.

С целью формирования экологической культуры школьников и жителей района была проведена следующая работа: были проведены представления театрализованной версии печатного издания “Экологический вестник” в школе, созданы электронные версии, выполнены плакаты эколого-социального содержания и размещены на территории района.

 

 

Экологическое воспитание, просвещение и пропаганда – это система эколого-просветительской деятельности, способствующей формированию экологической культуры жителей населенных пунктов.  Она направлена на изменение сознания людей, на формирование новых стереотипов поведения, что в конечном итоге должно привести к изменению стиля их жизни, к экологизации их мировоззрения. Эколого-просветительская деятельность нашего объединения ориентирована на все возрастные и социальные группы населения района.

Привлечь внимание взрослых жителей города к экологическим проблемам помогают акции, которые мы предпринимаем, выполняя свою работу.

Приложение 1

Приложение 2

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Социально-экологический проект по благоустройству школьной территории «Любимой школе – красивый двор»

Социально-экологический  проект по благоустройству школьной территории «Любимой школе – красивый двор» позволит не только сделать пришкольную территорию эстетически-привлекательной, но и вовлечь в этот процесс обучающихся. 

Экологическое и трудовое воспитание школьников являются приоритетными направлениями деятельности школы. Работа по благоустройству школьной территории выступает как эффективное средство формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа «Социально-экологический проект по благоустройству школьной территории «Любимой школе – красивый двор»»

Социально-экологический проект

по благоустройству школьной территории«Любимой школе – красивый двор»

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! 

Н. Луконин

Обоснование проекта

  1. Территория школы является своего рода визитной карточкой образовательного учреждения, показателем эстетической, экологической культуры коллектива учащихся, педагогов, родителей.

  2. Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центре города, состояние территории школы всегда в поле зрения горожан.

  3.  Экологическое и трудовое воспитание школьников являются приоритетными направлениями деятельности школы. Работа по благоустройству школьной территории выступает как эффективное средство формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Цели и задачи проекта

  • усовершенствование экологически привлекательного пространства возле школы, формирование комфортной среды для учащихся;

  • воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

  • формирование экологической культуры школьников;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям

Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта

  • средства бюджета образовательного учреждения,

  • родительские средства,

  • спонсорская помощь.

Кадровое обеспечение проекта

  • администрация ОУ

  • учителя начальной школы, трудового обучения, классные руководители;

  • родители учащихся.

Куратор проекта: заместитель директора по УВР

Этапы реализации проекта

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

сентябрь – март

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

 апрель

3.

Практический

Реализация проекта

май – сентябрь

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов и внесение изменений

май – сентябрь

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

октябрь – ноябрь

План мероприятий  подготовительного этапа

Подготовительный этап включает в себя цикл мероприятий экологической направленности для учащихся начальной школы, направленных на формирование экологической культуры школьников, осознанного экологического поведения.

№ п/п

мероприятие

ответственный

участники

1.

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

Директор, заместители директора по УВР

2.

ЭЭкскурсии на школьный участок. Наблюдения за цветами, растущими на улице и в классе

Классные руководители 1-4 классов

Учащиеся 1-4 классов

3.

Экскурсии в ботанический сад Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского 

Классные руководители 1-4 классов

Учащиеся 1-4 классов

3.

Цикл творческих сочинений «Экологическая сказка»

Учителя 3-х классов

Учащиеся 3-х классов

4.

Конкурс экологического плаката

Учителя 3-х классов

Учащиеся 3-х классов

5.

Защита проектов «Планета в опасности! Спасем ее вместе!»

Учителя 4-х классов

Учащиеся 4-х классов

6.

Конкурс рисунков «Школьная клумба на радость всем»

Учителя 1-х классов

Учащиеся 1-х классов

7.

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Учителя 2-х классов

Учащиеся 2-х классов

8.

Подготовка учащимися и проведение устных журналов «Цветы моего сада»

Учителя 4-х классов

Учащиеся 4-х классов

4.

Конкурс на лучший проект школьной клумбы «Цветочный ковер»

Учителя 4-х классов

Учащиеся 4-х классов

План мероприятий проектировочного этапа

№ п/п

мероприятие

ответственный

участники

1.

Разработка коллективного проекта школьного двора:

- создание проектной группы;- составление плана озеленения и благоустройства школьной территории.

Директор,

заместители директора по УВР

План мероприятий практического этапа

№ п/п

мероприятие

ответственный

участники

1.

Исследовательский проект «От семечка до цветочка» - приобретение семян и выращивание рассады

Учителя 3-х классов

Учащиеся 3 класса

2.

Трудовой десант «Зеленая весна» по благоустройству школьной территории.

Классные руководители

Учащиеся 5-8

классов

3.

Ежегодная акция ««Цветочная рассада - наш подарок школе»

заместитель директора по ВР

Учащиеся 1-11 классов

4.

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьной территории.

Ответственный за пришкольный участок, учителя 3-х классов

Учащиеся 5-8

Классов, 3 -х классов

5.

Уход за посаженными цветочными культурами.

Ответственный за пришкольный участок

классные коллективы 5 – 8 классов

6.

Осенние работы:- подготовка семян к хранению;- осенняя обработка почвы.

ответственный за пришкольный участок, учитель трудового обучения

Предполагаемые результаты, их социальная значимость

  1. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

  2. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

  3. Создание условий для возможной организации процесса совместной работы, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

  4. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

  5. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

kopilkaurokov.ru

Социальный проект «Экологический паспорт школьного двора»

 

Город Набережные Челны — это крупный российский город республиканского значения, расположенный в северо-восточной части Республики Татарстан. Официальное местоположение второго по численности населения города в Татарстане — левый берег реки Кама и Нижнекамского водохранилища. Два берега соединены посредством плотины, на которой расположены автомобильная и железная дороги. Суммарная площадь городской территории составляет чуть более 170 квадратных километров. Климатические условия — умеренно континентальные, характеризующиеся довольно большими годовыми температурными амплитудами. Экологическая ситуация в городе Город Набережные Челны построен на «продуваемом» месте и воздушные массы не застаиваются в городской черте. По периметру городской территории возведено значительное количество промышленных объектов. Однако, основные экологические проблемы Набережных Челнов заключаются не в индустриализации города.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического развития нашего города является одной из важнейших задач, стоящей перед органами местного самоуправления.

В настоящее время вопросам экологии во всем мире придается большое значение. Создаются международная научно-образовательная программа, единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Но не у всех сформировано правильное экологическое сознание и экологическое поведение. Человеческое общество может жить и развиваться только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать законы природы и её реакцию на вмешательство человека.

Проблема заключается в том, что многие жители нашего города считают, что решать задачи по охране окружающей среды должно руководство города, а не каждый горожанин. В настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения — класса, двора, улицы, пришкольного участка, вносить свой посильный вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Поэтому в рамках проектной деятельности в нашей школе, мы решили оценить экологическую ситуацию микрорайона школы и составить экологический паспорт школы.

Цели проекта в 2015 -2018 учебном году

  1.                Формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
  2.                Воспитание сопереживания к природе.
  3.                Активность в решении экологических проблем.

Задачи в 2015 -2018 учебном году

  1.                Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположена МАОУ СОШ № 21..
  2.                Оценить состояние территории МАОУ СОШ № 21 и прилегающей территории.
  3.                Ознакомиться с природоохранной структурой и координационным экологическим центром г.Набережные Челны.
  4.                Привлечь внимание населения к проблеме экологического воспитания.
  5.                С целью формирования у школьников и населения общественного сознания в бережном отношении к природе, создать экологический центр в МАОУ СОШ № 2!.

Методика исследования.

  1.                Определение местоположения территории школы по космическим снимкам.
  2.                Исследование загрязнения воздуха по статистическим данным, специальными приборами.

Для документального описания эколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории, территории производственных комплексов и хозяйственных объектов служит экологическая аттестация и паспортизация. Экологический паспорт разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и анализа вклада различных производственных процессов в общую природоёмкость. Экологический паспорт дает возможность осуществления экологической аттестации того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории. Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователя началась в России с 1991 года. В 1995 года был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельскохозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения». Основная цель работы — создать систему школьного мониторинга и оценить экологическую комфортность пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий. Для достижения этой цели мы разработаем структуру экологического паспорта школы в результате выявления основных направлений работы.              Для составления экологического паспорта школьного двора необходимо провести оценку экологического состояния микрорайона, в котором расположена МАОУ СОШ № 21.

На снимке из космоса двор МАОУ СОШ № 21 выглядит огромной трапецией, окружённой с запада трамвайной линией и автомагистралью — ул. железнодорожников. На северо-востоке раскинулся крупный ОАО завод «КАМАЗ». На востоке и юге — дома частного сектора. Это основные источники загрязнения окружающей среды, в которой расположена территория школьного двора.

Наша оценка состояния окружающей среды микрорайона школы.

Часы загруженности автомобильной дороги и трамвайной линии приходятся на время образовательного процесса в школе, поэтому опасное воздействие углекислого газа и шума транспорта на организм учащихся, учителей и сотрудников происходит каждодневно:

                         выхлопные газы загрязняют атмосферу и отравляют наш организма через дыхательные пути. Гарь и сажа опускается под действием притяжения Земли на листву деревьев (лёгкие нашей планеты) и они с трудом выделяют кислород, необходимый нашей планете. Ядовитые вещества попадают на почву, а затем вместе с дождевой водой проникают в более глубокие её слои и наносят вред микроорганизмам и растениям.

                         шумовое загрязнение окружающей среды нарушает экологическое равновесие во дворе школы — птицы не вьют гнёзда на деревьях и даже не прилетают к кормушкам. Для учащихся школы звук автомобилей и трамваев также является отвлекающим фактором, который мешает сосредоточиться во время проветривания кабинетов.

                         трамваи экологически безопасный транспорт с точки зрения загрязнения атмосферы, но не звукобезопасен.

                                        высоковольтные линии — электромагнитное загрязнение, это совокупность электромагнитных полей, различных частот, негативно влияющих на человека. Влияет на органы человека и мобильная сотовая связь, которой пользуются наши товарищи, не учитывая правила по технике безопасности.

Не имея специальных приборов для определения уровня всех перечисленных видов загрязнения, для получения точной информации о методах диагностики загрязнения окружающей среды, мы обратились Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по охране окружающей среды и природных ресурсов лаборатория по диагностике уровня загрязнения воздуха по улице Железнодорожников. Лаборатория находится в конце города, а для проведения забора воздуха для исследования, специалисты выезжают в отдельные микрорайоны. В порту находится гидрометеорологическая станция, которая не только составляет прогноз погоды, но и исследует состояние.              В отделе охраны окружающей среды мы получили ежегодно издаваемый сборник «О состоянии окружающей среды и информационный сборник исследовательских работ по экологии учащихся школ», в котором можем опубликовать свой проект.

Изучив отчёт администрации города, мы пришли к выводу, что ОАО завод «КАМАЗ» не входит в список предприятий, наносящих экологический ущерб нашему микрорайону и городу. Значит, не нарушает экологическое равновесие школьного двора.

Загрязнение — это чрезмерное количество отходов, содержащих вредные и ядовитые вещества, которые выбрасываются в окружающую среду — в воздух, почву, воду. Загрязнение — обычно дело рук людей. Территория нашего школьного двора находится в хорошем состоянии. Старые деревья спилены, своевременно высаживаются молодые. На деревьях мы развешиваем кормушки и скворечники для того, чтобы создать комфортные условия нашим меньшим братьям — птицам. Но территория стадиона подвержена интенсивному загрязнению: гуляющие дети бросают мусор различного рода.

Перед школой местные жители регулярно оставляют бытовой мусор, не заботясь об эстетическом виде своей улицы и прилегающей к школе территории, в которой учились и учатся их дети и внуки. Такими действиями не воспитывается бережное отношение к природе и не прививается экологическая культура.Это свидетельствует о низкой экологической культуре и экологическом воспитании жителей и нашей молодёжи.

Проблема. Можем ли мы повлиять на изменение экологической ситуации микрорайона?

Ответ: мы не можем уменьшить количество автомобилей, трамваев, убрать высоковольтные линии и т. д. Но мы можем уменьшить количество выбрасываемого безотчётно мусора, регулировать пользование сотовыми телефонами, оберегать братьев наших младших, ухаживать за насаждениями.

Как это сделать? Необходимо вести целенаправленную работу по экологическому образованию.

Для определения общественного мнения об актуальности экологического образования и необходимости экологического воспитания, мы провели анкетирование среди учащихся 2–6 классов

На основе результатов анкетирования, мы пришли к выводу, что в нашей школе необходимо создать экологический центр, функции которого будут заключаться в ликвидации экологической безграмотности и воспитании экологической культуры не только учащихся нашей школы, но и населения нашего микрорайона.

В основе деятельности экологического центра предлагаем использовать План по проведению в 2016 году в городе Набережные Челны мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды в Российской Федерации (www.tagancity.ru).

Ожидаемый результат

  1.                Разработка экологического паспорта школы, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить экологическую ситуацию в школе и её микрорайоне.
  2.                Привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проблемами сформирует у них правильное отношение к индивидуальному здоровью, к здоровому образу жизни, к экологическому состоянию окружающей среды.

Заключение

Эта работа над социальным проектом носит прикладной характер, требует хороших теоретических знаний и может принести реальную пользу. Работа по составлению экологического паспорта длительная и кропотливая. Составление экологического паспорта школы позволило нам обобщить уже имеющиеся данные экспериментов по экологической оценке ситуации микрорайона школы и составить план дальнейшей работы.

К работе над социальным проектом необходимо привлечь старшеклассников, которые углубленно занимаются естественнонаучными дисциплинами, что станет для них хорошей школой применения теоретических знаний. Работа будет продолжаться. С ней ознакомлены родители на родительском собрании класса.

moluch.ru

Социальный проект по экологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Экологический проект

«Чистая планета – счастливые люди!»

Автор проекта:

учащаяся 6 «Д» класса

Борисова Евгения

Научный руководитель:

учитель биологии и географии

Васильева Юлия Сергеевна

г.Коркино

2016г.

Чистая планета – счастливые люди!

Проект направлен на формирование ценностного отношения учащихся к состоянию окружающей среды. Экологические проблемы – это важнейшие проблемы современности. Вопрос о необходимости изменения отношения к природе остро встал перед современным обществом. Поэтому очень важно обратить внимание подрастающего поколения на экологическую ситуацию и сформировать ценностное отношение к природе.

Свой проект мы будем реализовывать на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 2» города Коркино.

Цель проекта: привлечь внимание учащихся к имеющимся экологическим проблемам; практическая деятельность школьников по уборке пришкольной территории и ее озеленении.

Основные мероприятия по проекту:

  1. размещение природоохранных плакатов в школе и на ее территории;

  2. распространение природоохранных листовок среди учащихся;

  3. уборка пришкольной территории от мусора;

  4. посадка елок коника на территории школы.

Проблемы экологии нельзя разрешить одними разговорами, поэтому мы решили нашу агитационную работу усилить конкретными действиями. Ожидаем, что наш положительный пример окажет позитивное влияние на учащихся нашей школы и жителей нашего города.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды [2]. Эта цифра нам очень интересна. Ведь именно здесь сказывается наибольшее влияние человека. Человек, как «венец природы», оказывает на нее огромное влияние и, как правило, это влияние носит разрушительный характер. Человек своей неразумной деятельностью загрязняет свою же среду обитания. И в результате мы получаем «плохую экологию». Обычно экологию определяют как науку об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде, или как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания [3]. «Взаимоотношение» всегда подразумевает, что то, что мы даем, то мы получаем взамен. Если мы будем и дальше загрязнять наш «дом», наше жизненное пространство, то природа ответит нам тем же – у нас будет ухудшаться здоровье, ухудшаться наследственность. От состояния окружающей нас среды зависит наше здоровье, именно поэтому мы должны заботиться о природе и оберегать ее. Вы когда-нибудь видели, чтобы больной человек улыбался? Нет. Здоровый человек – это счастливый человек! По словам Томаса Мора «здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту»[1]. Именно поэтому мы решили еще раз обратить внимание учащихся на проблемы экологии, как важнейшего условия счастья человека!

Основная целевая группа проекта – это учащиеся МБОУ «СОШ № 2».

Задачи проекта:

  1. во время внеурочной деятельности разработать природоохранные плакаты и листовки;

  2. провести агитационную работу о защите окружающей среды среди учащихся;

  3. очистить пришкольную территорию от мусора;

  4. высадить елки коника на пришкольной территории.

В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие качественные результаты:

  1. учащиеся расширят свои знания о современных проблемах экологии и узнают о важной связи состояния окружающей среды и здоровья человека;

  2. убрана территория школы от мусора;

  3. проведено озеленение пришкольной территории.

Основные количественные показатели будут состоять в следующем:

  1. Изготовлено и размещено на территории школы 15 природоохранных плакатов.

  2. Выпущено и распространенно по классам 27 природоохранных листовок.

  3. Территория школы очищена от мусора: собрано около 10 мешков мусора объемом в 300 литров.

  4. На территории школы посажено 4 елки коника.

Ожидается, что проект будет иметь следующий эффект в долгосрочной перспективе:

  1. Повысит интерес учащихся к проблемам состоянии окружающей среды;

  2. Создаст положительный пример для остальных учащихся в решении экологических проблем;

  3. Будет содействовать сотрудничеству детей и взрослых.

Сохранение и расширение достижений данного проекта предполагается осуществить за счет:

  1. Привлечения к природоохранной деятельности учащихся;

  2. Привлечение к содействию неравнодушные общественные организации.

Темы, касающиеся проблем экологии, остро стоят перед современным обществом. Это те проблемы, о которых нужно не просто говорить, но действовать. Если каждый из нас сделает все, что в его силах для решения экологических проблем – мы сможем изменить наш мир к лучшему!

При оценивании эффективности проекта будет учитываться отношение самих учащихся к проведенным мероприятиям. Для этого мы предлагаем участникам проекта оставить отзывы в письменном виде о проведенном мероприятии.

Ожидается, что в ходе реализации проекта в нем смогут поучаствовать около 600 учащихся. Критериями количественной оценки послужат: число благополучателей проекта, в т. ч. принявших участие в его мероприятиях и проявивших интерес к информационным материалам, которые выйдут в свет в ходе проекта.

Календарный план реализации проекта

Наименование этапов, мероприятий

Сроки начала и окончания

Ожидаемые итоги

Отбор активистов для участия в проекте

01 – 08 сентября 2016г.

Набор активных участников мероприятия

«Мозговой штурм» по проблемам экологии

09 сентября 2016г.

Выявление наиболее острых экологических проблем города. Поиск их путей решения.

Продумывание и создание плакатов и листовок природоохранного содержания.

10 – 15 сентября 2016г.

Разработка, тиражирование и распространение информационного и агитационного материала.

Экологические беседы

16 – 17 сентября 2016г.

Проведение активистами бесед с учащимися о проблемах экологии.

В здоровой среде – здоровые люди!

19 сентября 2016г.

Уборка территории школы от мусора. Посадка деревьев.

Встречи в классах

20 сентября 2016г.

Сбор письменных отзывов о проведенном мероприятии.

Сбор активистов. Анализ выполненной работы.

21 – 22 сентября 2016г.

Составлен отчет о проделанной работе.

Список источников:

  1. Афоризмы великих людей. http://www.wisdoms.ru/57_2.html

  2. Свирид В. В., Катников О. А., Кулумаева Т. В. Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ» // Мир современной науки. 2014. №4 (26) С.49-52.

  3. Чуйков Юрий Сергеевич Современная экология: структура экологической области знаний // Астраханский вестник экологического образования. 2001. №1-2 С.4-6.

multiurok.ru

«Экошкола»: проект по экологическому воспитанию школьников

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Презентация проекта 

Проект по экологии

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Автор: Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

Социально-экологический проект "Школа добрых дел"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 ст. Калниболотской

Руководитель: Грязева С.Д.

«Природа- это единственная книга,

каждая страница, которой полна

глубокого содержания ».

Гёте

Тема проекта: «Школа добрых дел».

Тип проекта: Социально-экологический проект.

Актуальность проекта

Области взаимоотношений в природе очень велики, поэтому мы решили взять более узкий аспект данного вопроса: человек и растения, так как он представляется нам наиболее важным. Растения - источник кислорода, климатообразующий компонент, первое звено в цепи питания, без которого невозможно существование любого живого организма. Для человека растения - это пища, стройматериал, топливо, лекарство, компонент, создающий микроклимат и уют в доме, источник вдохновения. Но в последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение биологических качеств планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Все эти проблемы стали основой для создания и реализации социально - экологического проекта «Школа добрых дел». Наш проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – загрязнение окружающей среды, озеленение школьного двора, классной комнаты. Мы хотим, чтобы наш школьный двор был не только чистым, но и красивым и привлекательным.

Цель проекта:

- Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.

- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального).

- Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.

Задачи проекта:

-внести определённый вклад в улучшение экологического состояния природных территорий станицы Калниболотской

-создать оптимальные условия для участников проекта при реализации практических мероприятий

-воспитывать у школьников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родной земли.

Ожидаемые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость:

-Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.

-Расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека.

- Вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.

- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

Участники проекта

Ученики 2 класса МБОУ СОШ № 13,

классный руководитель 2 класса Грязева С.Д.,

родители учащихся.

Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта:

- родительские средства,

- спонсорская помощь.

Срок реализации проекта – 1 год

Этапы реализации проекта «Школа добрых дел».

Название этапа

Цель

1

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

2

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

3

Практический

Реализация проекта

4

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

5

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития

План мероприятий проекта « Школа добрых дел»

1.Экскурсии на школьный участок. Наблюдения за цветами, растущими на улице и в классе.

2. Социологический опрос (анкетирование) .

3. Уход за растениями на клумбе и классе.

4. Выставка рисунков « Мой любимый цветок».

5. Сообщения « Мой любимый цветок».

6. Акция «Цветок в подарок школе».

Реализация проекта

Первые растения, в форме одноклеточных водорослей, появились в период ранней жизни (Протерозойская эра) приблизительно 2600 млн. лет назад. И с этого времени начинается самая важная функция растений - обогащение атмосферы кислородом. Приблизительно 1,5 млн. лет назад начинается соприкосновение первозданной природы и человека, его созидательная и разрушительная роль. Велико значение зеленых растений и в жизни человека. Растения обеспечивают людей кислородом и пищей, служат источником топлива, строительных материалов и различного сырья для промышленности. Растениями озеленяют наши города и селения. Сады, парки, скверы, леса, окружающие зеленым поясом большие города, необходимы человеку. Они очищают воздух, поглощая углекислый газ. Задерживают мелкие частицы пыли и другие примеси, вредные для дыхания. Растения смягчают шум на городских улицах, задерживают сильные ветры и пыльные бури. Растительный мир оказывает огромное влияние на настроение и творчество людей, заставляя их грустить или радоваться, писать стихи и песни, составлять букеты и различные цветочные композиции. В песнях и стихах через образы деревьев, цветов, кустарников передаются характеры людей, их эмоции и переживания. Например,

« Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла»

« Ромашки спрятались, поникли лютики, Вода холодная в реке рябит...»

«Ландыши, ландыши - светлого мая привет ...»

Издавна люди использовали цветы, листья и плоды растений для украшения различных церемоний. Подтверждение этому можно увидеть в искусстве. Картины, строения, посуда, песни, стихи – всё это однозначно говорит о неравнодушном отношении человека к прекрасному. Люди всегда придавали растениям особое значение. В древней Греции дуб символизировал силу, лавр – почёт и славу, ветви оливкового дерева – мир, роза – молчание, любовь. Без таких символов невозможно было представить себе ни одну церемонию, будь то свадьба, ежегодный праздник или похороны. Греки оформляли растения, которые преподносились выдающимся личностям. Часто это были венки. В древней Греции были популярны люди, профессионально занимающиеся плетением венков. Символика цветов и ее язык многообразен и порой противоречив. Различные религии по-своему толковали символику цветов, привязывая их к своим богам, мифам и легендам.

Роза заслужила особое отношение и символизировала храбрость. Её обязательно использовали для таких целей, как встреча воинов, одержавших победу.

Хризантемы

Восточная легенда гласит, что давным-давно злой и алчный император Китая узнал о цветке, продлевающем жизнь. Но сорвать его может только человек с чистым сердцем. Хитрый правитель собрал 300 юношей и 300 девушек и отправил их за цветком на острова. Молодые люди были так восхищены красотой хризантемы и островов, что решили не возвращаться в Китай. Так по легенде появилось государство Япония. В переводе с японского «хризантема» означает «солнце», а Япония-страна восходящего солнца.

Велико значение зеленых растений и в жизни человека. Растения обеспечивают людей кислородом и пищей, служат источником топлива, строительных материалов и различного сырья для промышленности. Растениями озеленяют наши города и селения. Сады, парки, скверы, леса, окружающие зеленым поясом большие города, необходимы человеку. Они очищают воздух, поглощая углекислый газ. Задерживают мелкие частицы пыли и другие примеси, вредные для дыхания. Растения смягчают шум на городских улицах, задерживают сильные ветры и пыльные бури

1.Экскурсии на школьный участок. Наблюдения за цветами, растущими на улице и в классе.

Вывод: цветы, растущие в классе, не могут расти на клумбе (но не все, герань исключение).

2.Социологический опрос.

Учащимся 2 класса было предложено ответить на вопросы:

1)Есть ли у вас дома комнатные растения?

2)Кто за ними ухаживает?

3)Оказывает ли влияние комнатные растения на ваше настроение?

4)3наете ли вы лекарственные растения?

5)3наете ли вы, что комнатные растения могут быть ядовитыми или вызывать

аллергию?

6)3наете ли вы растения, занесенные в Красную книгу?

7)Какие из краснокнижных растений произрастают в нашей местности?

8) Нравятся ли вам комнатные растения в нашем классном кабинете?

Вот какие ответы были получены:

  1. У всех учащихся есть дома комнатные растения.

  2. Сами ухаживают-10 чел., мамы-12чел., сестры или бабушки -6 чел.

  3. Более 70% указали, что комнатные растения оказывают влияние на настроение, создают уют и комфорт; 28%-отметили, что не замечают влияния комнатных растений, 2%-затрудняются в ответе.

  4. 65%-знают о лекарственных свойствах некоторых комнатных растений (алоэ, герань, «живое» дерево, золотой ус и др.), 35%-затруднились в ответе.

  5. 47%-знают, что среди комнатных растений есть ядовитые и вызывающие аллергию.

  6. 28 чел. знают растения, занесенные в Красную книгу Казахстана (тюльпан, подснежник, саксаул)

  7. Все учащиеся ответили, что в им нравятся цветы в нашем кабинете.

  8. 15 чел. отметили, что хотели бы иметь больше комнатных растений в коридорах школы.

Вывод: Таким образом, более 70% учащихся понимают пользу комнатных растений для создания благоприятного микроклимата, хорошего настроения, обогащения воздуха кислородом, поглощения пыли и эстетического оформления кабинета (комнаты).

2. Уход за растениями на клумбе и классе.

Вывод: для роста растений необходимы свет, влага, тепло.

3.Выставка рисунков « Мой любимый цветок».

4. Сообщения « Мой любимый цветок».

Учитель. Раз мы все считаем цветы своими друзьями, давайте же пригласим их на наш праздник, пусть веселятся вместе с нами. Входите, пожалуйста, гости дорогие! Расскажите нам о себе.

Ведущий. Друзья! Как радуют взор эти яркие краски цветов, их изящные очертания. Торжественнее становится в зале. Но цветы не только украшение, с ними связаны традиции, обычаи и даже поучительные истории, о которых мы поведаем вам сегодня.

Тюльпан. (учащийся с рефератом выходит и рассказывает о цветке) Страна Нидерланды славится своими тюльпанами. Красота тюльпанов покорила Персию. Турцию, но, когда в XVII веке они попали в Голландию, увлечение ими приняло необыкновенные размеры. Известен случай, когда в Амстердаме за три луковицы отдали два каменных дома. В честь вновь выведенных сортов ежегодно устраивались праздники.

Гиацинт. Посвящен Аполлону. В Греции он считался символом печали. Предание гласит, что этот цветок вырос из крови Юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.

Нарцисс. Имеет различное значение у разных народов. В Греции считался цветком погибших. В Риме - цветком победы.

Роза. Царица цветов. Известна людям более сорока столетий. Из греческого мифа следует, что на пиршестве богов было пролито несколько капель нектара напитка бессмертия. В тот же миг из них выросли белые розы.

А красными они стали от крови богини любви Афродиты, которая уколола палец о шипы. В Древнем Риме розой награждали воинов за доблесть и героизм. В Финляндии самый почетный орден - орден «Белой розы»?

Гвоздика. Любимый цветок К. Маркса, символ революционной борьбы.

Львиный зев. По преданию, выращен в честь подвига силача Самсона, вышедшего победителем в единоборстве со львом.

Лилии. Издавна пользовались большим почетом. На знамени и гербе Франции изображены три лилии.

Георгин. В 1805 году немецкий ученый, путешественник и исследователь Александр Гумбольдт, вернувшись из Южной Америки, привез клубни неизвестного мексиканского растения. Когда вырос первый цветок, он назвал его георгином в честь русского академика Георгия. Георгины быстро распространились по всем садам Европы.

Гладиолус. Это цветок из семейства ирисовых, выходец из далекой Африки, с мыса Доброй Надежды. Существовало поверье, что луковица гладиолуса, если ее носить на груди, делает человека неуязвимым для меча и стрел.

Хризантемы. Дети осени, холодны и бесстрастны, но они неповторимо хороши.

В Японии высшая правительственная награда орден «Хризантема». Там это символ нации, знак государственной печати, ее изображают и на деньгах.

Ведущий. Вашему вниманию был представлен материал о цветах, который мы готовили на мероприятие «Праздник цветов».

Ученик 1 . Мы из цветов составляем букеты,

Подбирая цветок за цветком.

И душистое, свежее лето

Вместе с нами приходит в наш дом.

Ученик 2 . Вы гордитесь красою наряда.

Светом солнечных дней золотых.

Наши гости из школьного сада,

Наших парков и скверов цветы.

Ученик 3 . Сколько вас, пышножелтых, веселых

Распустилось у всех на виду

Под широкими окнами школы

В нашем залитом солнцем саду.

Ученик 5 . Мы давно вас считаем друзьями

-Дети наших садов и полей.

Мы ухаживать будем за вами

Чтоб на клумбах цвели вы быстрей.

Вывод: Мы много узнали о цветах, занимались практикой – посадкой семян, знаем, как ухаживать за цветами.

Ведущий. Понимаем, что цветы – это не только украшение на клумбе, но и польза.

5. Акция «Цветок в подарок школе».

Вывод: каждый ученик класса вырастил и подарил цветок школе.

Отчёт о создании и реализации проекта.

Фамилия, имя, отчество: Грязева Светлана Дмитриевна

Название проекта: «Школа добрых дел».

Срок реализации – 1 год

Цель проекта: Формирование гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

Стержень проекта – это рост каждого ученика, раскрытие его индивидуальных, творческих возможностей.

В сентябре 2013 года мной был разработан социально- экологический проект «Школа добрых дел». В результате данного проекта, учащиеся познакомились с декоративными цветами, узнали об их назначении и пользе, научились выращивать и ухаживать за цветами.

Итог проекта, самостоятельно выращенный и подаренный школе цветок. Необходимо отметить, что участие в проекте осуществляется учащимися на добровольной основе с опорой на интерес, на создание ситуации успеха.

Что касается финансирования проекта, то оно не требует больших вложений. Грунт и семена дети принесли из дома (спонсорская помощь родителей).

Данный проект очень прост в реализации и достаточно эффективен в процессе экологического воспитания учащихся. Участие в реализации проекта даёт школьникам почувствовать свою значимость в общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.

Оценка эффективности проекта:

В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, парами, в малых группах, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.

Результатом проекта является:

- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.

- Расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека.

- Вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды.

- Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

Учитель начальных классов С.Д.Грязева

Директор МБОУ СОШ № 13 А.В.Баранов

23.11.2015г.

infourok.ru

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в контексте идей образования для устойчивого развития нового интегративного направления в образовании, рассматривающего в неразрывном единстве проблемы экономики, экологии, социальной жизни и культуры и охватывающего региональный и местный уровни.

Работа включает теоретические и методические материалы и предназначена для педагогов- организаторов, классных руководителей, а также преподавателей предметников.

 

Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.

Норберт Винер

В наступивший век высоких темпов всех видов материального производства проблема охраны природы приобрела на нашей планете исключительное значение. В России она стала одной из важнейших государственных задач. Практическое осуществление идей охраны природы во многом зависит от природоохранительного просвещения населения. Особая ответственность за его выполнение ложится и на образовательные учреждения. Вносимые человеком изменения в природу приобрели настолько крупные масштабы, что они превратились в серьезную угрозу нарушения существующего в природе относительного равновесия. Долгое время человек смотрел на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для него материальных благ. Но, сталкиваясь с отрицательными результатами своего воздействия на природу, он постепенно приходил к убеждению в необходимости более разумного ее использования и охраны.

В равные времена понятие «охрана природы» имело различный смысл. В конце XIX-начале XX в. охрана природы рассматривалась как охрана отдельных оскудевающих объектов природы путем изъятия их из хозяйственного пользования. И формы охраны природы сводились к созданию заповедников, запрету добывания редких животных, охране памятников природы.

В настоящее время под «охраной природы» принято понимать систему международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнений и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Вместе с тем проблема охраны природы, загрязнения окружающей среды все больше становится не только естественнонаучной, но и острейшей социальной и политической проблемой. [1].

С каждым годом в мире растет понимание того, что, какими бы ни были различия между государствами и народами, мы все живем в одной общей Среде. В городе или поселке, в пустыне или в лесу мы зависим от состояния воды, воздуха, почвы. И когда этим общим для всех нас основам жизни угрожает беда, опасности подвергается все человечество. Напряжение в системе человек — окружающая среда достигло сегодня такого уровня, когда даже малый экологический дисбаланс со временем способен раскачать всю планету.

От того, как будут решаться эти проблемы, будет зависеть наше будущее. Эти вопросы волнуют весь мир, всю страну. Именно поэтому педагогическим коллективом колледжа было принято решение о создании социального проекта «Чистый город» на базе СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж».

Теоретические аспекты социального проекта

По опыту проведения экологических мероприятий мы убедились, что одним из эффективных инструментов реализации экологического просвещения и воспитания в соответствии с принципами устойчивого развития является привлечение студентов к социально-экологическим исследовательским проектам. Это позволяет через работу педагогов, студентов и их родителей над решением важных локальных и региональных проблем познакомиться с идеями устойчивого развития и осознать, что каждый может сделать свой посильный маленький вклад в сохранении благоприятной окружающей среды.

Для осуществления социально-экологического проекта используется прогрессивная форма организации образовательной деятельности — проектно-исследовательская. В соответствии с ФГОС в учебном заведении преподается предмет «Экологические основы природопользования», в рамках которого проектно-исследовательская деятельность наиболее эффективна.

Учебная исследовательская деятельность студентов получила в последние годы достаточно широкое распространение. Однако даже при грамотном руководстве она позволяет лишь подтвердить наличие тех или иных экологических проблем, но не предполагает их преодоление. Здесь и кроется одна из проблем экологического образования: результаты исследования не являются основанием для разработки стратегии улучшения экологического состояния окружающей среды, так как для этого необходимо учесть решение проблем экономических и социальных.

Социально-экологический проект на основе проектно-исследовательской деятельности является попыткой создания условий для актуализации комплекса социальных, экономических, экологических проблем знакомой местности в сознании студентов в контексте изучения, поиска подходов для решения и предупреждения экологических проблем своей местности.

Социально-экологический проект — это:

-        совместные активные действия разновозрастной группы студентов, в которую входят желающие участвовать в проектно-исследовательской работе;

-        исследовательская работа на уроках и во внеурочное время в течение целого года и более, что дает накопление знаний, опыта;

-        исследовательская работа в полевых условиях в течение теплого времени года, что дает накопление экспериментальных данных, необходимых для дальнейшего анализа, осмысления, обсуждения, презентации;

-        массовые мероприятия, экологические акции, в которых участвует колледж.

Социально-экологический проект обладает такими чертами, как:

-        продолжительность;

-        широта охвата территории;

-        массовый характер участия;

-        большой круг рассматриваемых проблем;

-        комплексный подход;

-        работа по единому плану;

-        возможность получения консультаций специалистов;

-        использование новых эффективных педагогических приемов;

-        донесение результатов деятельности до населения;

-        освоение навыка работы в коллективе.

На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий формируется активная жизненная позиция, воспитывается человек, обладающий гражданской и профессиональной ответственностью, способный реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, способный преобразовывать и улучшать существующие условия во имя здоровья, благополучия нынешних и будущих поколений, не принося вреда природе. [3].

Каждый педагог, принявший на себя ответственность координировать и консультировать деятельность участников проекта, имеет право корректировать выбор целей, содержание и педагогические технологии на каждом этапе. Главное, чтобы они отражали:

1)      психофизиологические особенности обучающихся данного возраста, такие как уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности;

2)      содержание экологического образования в интеграции с параллельно изучаемыми традиционными и предметами;

3)      возможность и необходимость выхода на практическую деятельность по решению изучаемых проблем совместно с местным сообществом.

Педагог может выбрать для выполнения только те этапы проекта, которые наиболее привлекательны с точки зрения возраста студентов, работающих по проекту, времени года, местных условий, опыта руководителя и др.

Коллективу из нескольких педагогов разных специальностей (педагоги –организаторы, классные руководители, преподаватели экологии, географии, биологии, химии, истории, литературы и др.) и группе студентов, состоящей из обучающихся разных курсов, по силам выполнить комплексный большой проект и получить настоящий целостный образовательный продукт.

Педагогу важно помнить, что задачи проекта и исследования должны лежать в зоне ближайшего развития и соответствовать возрасту обучающихся, то есть организация работы в рамках проекта требует учета возрастных психофизиологических особенностей студентов. Важно особое внимание уделить мотивационному компоненту проектной деятельности. Успех проектной деятельности определяется интересом к работе и ее посильностью. Поэтому темы работы выбираются исходя из содержания учебных предметов, изучаемых студентами.

Освоение нового знания обучающимися происходит только в момент его востребованности, поэтому необходимо создать педагогическую ситуацию перевода рассматриваемых экологических проблем в личностно-значимые. Для этого нужно в самом начале педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Проблематика исследований, представленная в их содержании, обеспечивает мотивацию включения студентов в самостоятельную работу и находится, во-первых, в области познавательных интересов обучающегося, во-вторых, в зоне его ближайшего развития.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно, деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать студента возможности выбора индивидуальной формы работы.

Серьезное внимание, уделяемое созданию команды и ее работе, объясняется рациональным содержанием проектной деятельности. Ясно, что общественные проблемы, даже малые, в одиночку решить сложно, так как только группе заинтересованных единомышленников (состоящей хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.

Работа команд состоит из нескольких стадий:

-        подготовка к работе над проектом;

-        выбор и осмысление проблемы;

-        сбор информации;

-        разработка собственного варианта решения проблемы;

-        реализация плана действий команд;

-        подготовка к защите проекта;

-        презентация проекта;

-        рефлексия (анализ).

Эффективность деятельности по проекту требует следующих ресурсов: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонды и каталоги библиотеки, Интернет, аудио- и видеоматериалы и т. д.) и информационно-технологические (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) ресурсы, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки).

Результатом учебного социально-экологического проекта выступает приобретение опыта новой деятельности, главным в котором является способность создавать и защищать собственный результат проектной деятельности.

В образовательном процессе практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии.

Социальный, точнее, социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности. При его выполнении важным результатом является достижение понимания подростком важности добровольного гражданского участия в решении актуальных социально-экологических проблем на уровне своего поселка, района, города, попытки найти и предложить свои варианты решения этих проблем. Не менее важным является умение грамотного привлечения внимания различных общественных организаций, властных структур к их решению [2].

Кроме всего вышеперечисленного, результатом социально-экологического проекта является:

-        опыт проектирования обучающимися деятельности для решения выявленных (подтвержденных) исследованиями экологических проблем;

-        опыт организации своей деятельности и деятельности населения, направленной на решение местных экологических проблем;

-        разработка стратегии по предотвращению ухудшений и улучшению состояния окружающей среды.

Социальный экологический проект «Чистый город» на базе СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж»

Целью работы педагога в рамках этого проекта является помощь:

-        в осознании всеми участниками проекта существования одной из самых актуальных современных проблем (для всех уровней: глобального, регионального, локального) — экологической проблемы;

-        в понимании того, что решение проблемы возможно только согласованными совместными действиями;

-        в освоении приемов «принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущих поколений»;

-        в содействииустойчивому развитию.

Цели и задачи проекта:

-        Привлечение внимания общественности к территории Фрунзенского района.

-        Мониторинг экологической обстановки во Фрунзенском районе.

-        Поиск проблемных и загрязненных участков района.

-        Воспитание экологической культуры среди студентов СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж».

-        Пропаганда и популяризация экологически сознательного поведения среди молодежи.

-        Вовлечение активной молодежи в экологическое движение.

-        Участие в экологических проектах и акциях, направленных на защиту окружающей среды.

Деятельность в рамках проекта предполагает его реализацию в течении всего учебного года. Формы реализации проекта: просветительская работа, трудовые десанты и акции.

Участники социального проекта: студенты 1–4 курсов, педагоги, родители, жители МО «Волковское» и в целом Фрунзенского района, администрация СПб ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» и администрация Фрунзенского района.

Этапы реализации проекта

Этап проекта

Содержание

Участники проекта

Подготовительный

Выбор проблемы, актуальной для социума. Обсуждение плана экологического проекта «Чистый город». Определение географии проекта.

 

Студенты и преподаватели «АТЭМК»

Основной

Деление участников проекта на группы.

Опрос жителей МО «Волковское» и жителей Фрунзенского района на предмет удовлетворенности состоянием окружающей их территории.

Изучение нормативно — правовой базы в области охраны окружающей среды.

Организация учебно-организационной практики для студентов 2–4 курсов на территории колледжа с целью поддержания чистоты и порядка в здании и на территории, принадлежащей колледжу.

Участие студентов всех курсов в месячнике по благоустройству города, а также в общественно –полезном труде по субботам.

Участие студентов, педагогов и представителей 72 муниципального округа Фрунзенского района СПБ в благоустройстве территории Фрунзенского района.

Помощь ветеранам Фрунзенского района в уборке их жилых помещений.

Участие совместно с центром экологических проектов «Равновесие» в акции Чистый берег.

Проведение дискуссии «Экология для технологии».

Организация на базе колледжа городской олимпиады для студентов СПО по экологии.

Участие в конкурсе презентаций.

Студенты, преподаватели, администрация «АТЭМК».

Представители администрации МО «Волковское», 72 МО и «Равновесие»

Заключительный

Освещение реализации проекта «Чистый город» — на сайте ОУ

Подведение итогов на общеколледжном классном часу и награждение особо активных участников проекта.

 

Студенты, преподаватели, администрация «АТЭМК».

Представители администрации МО «Волковское», 72 МО и «Равновесие»

 

Ожидаемые результаты проекта:

1.                  Повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2.                  Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы студентов и принять их предложения по улучшению экологической ситуации во Фрунзенском районе.

3.                  Реальный вклад студентов и педагогов в изменение Экологической обстановки в районе и городе.

4.                  Положительные изменения в сознании обучающихся, повышение уровня общей культуры студентов.

5.                  Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6.                  Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению экологической ситуации в местном сообществе.

7.                  Поддержание имиджа учебного заведения.

8.                  Расширение числа активных партнеров, следовательно — перенесение действия проекта на новые проблемные площадки.

9.                  Объекты рефлексивного анализа:

-        как я поступал(а) до участии в проекте?

-        как я буду поступать после того, как поучаствовал в проекте?

-        как людям общаться между собой в целях достижения соглашений?

-         какими знаниями и идеями хотелось бы поделиться с друзьями, соседями, и т. п.?

-        какая «роль» (организатора, критика, аналитика, и т. д.) удается вам больше всего при работе в группе?

-        изменилось ли ваше представление о собственных возможностях?

-        моя самая большая трудность при выполнении проекта;

-        мой самый большой успех при выполнении проекта;

-        какие вопросы появились у вас в результате работы над проектом?

-        в каких ситуациях и почему возникают препятствия, затруднения в принятии решений?

Вовлечение студентов в социальные проекты по их собственному решению имеет большое значение: участники проекта приносят помощь конкретным людям, а значит и обществу в целом; разностороннее общение с людьми разного социального статуса, возраста, соприкосновение с их проблемами, переживание и сочувствие, способствует нравственному развитию студентов.

Развитие социальных проектов способствует созданию благоприятных условий личностного развития студента. Принимая участие в акциях и мероприятиях, проводимых педагогами — организаторами, студент приобретает опыт общения с различными слоями населения, а так же приобретает опыт многообразной деятельности.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты — далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и возможности выбора.

Участие студентов в социально значимых проектах — новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. И развивается она сейчас довольно бурно. И одна из основных причин этого –и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как: умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы; умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях.

Важнейшей задачей является формирование у студентов, особенно у несовершеннолетних, навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первокурсникам необходимо пропустить идею проектной деятельности   через себя, и тогда они поймут, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь — активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель — желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию — это то, чем должен обладать каждый участник социального проекта для успешной работы.

В СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» созданы все условия для организации проектной деятельности студентов это: акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления.

Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, студенты приобретают:

-        умения работать в команде;

-        учатся разрешать конфликты;

-        несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования).

После участия в проекте студенты стали другими, отмечают многие преподаватели, они стали уверенными в себе, научились отстаивать свою точку зрения. И главное — убеждать представителей власти, общественных организаций. Они идут в администрацию района, с уверенностью в своей правоте и в том, что их поддержат, а как же иначе, они ведь решают очень важную задачу для социума.

С помощью социального проектирования колледж решает очень важную задачу, воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

 

Литература:

 

1.      Ильясова И. С. «Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

2.      Соляник Н. С. «Организация экологического воспитания в образовательной организации среднего профессионального образования»

3.      Курбатов В. И., Курбатова О. В. «Социальное проектирование: природа, сущность, методология»

moluch.ru