Сценарий осеннего праздника для слабослышащих детей "В гости к Осени". Стихи для слабослышащих детей
Глухие дети
Глухие – такие же, как все
Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»). Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?
Руководство к действию
Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2--4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы[1]. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.
Как проводить занятия?
Развитие устной речи
Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки -- куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье … Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест… Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит… В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.
Обучение чтению
Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком – это не значит понять.
Обучение письму
Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным. Развитие слухового восприятия
Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта – детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20--30 минут в течение многих лет.
Учимся полноценному общению
Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностраннную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» – по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве), помогает ситуация. Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным. Важно, чтобы число приятелей у неслышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать. Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече - поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.
Воспитываем самостоятельность
Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребеноку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.
Здравствуй, большой мир!
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций. Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей. Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. В добрый час! Сценарий осеннего праздника для слабослышащих детей "В гости к Осени"
В гости к Осени (Осеннее развлечение в специализированной группе)
Под музыку дети парами входят в зал.
Вед. Как красиво в нашем зале! В лес осенний мы попали:
Пожелтевшие листочки, под кустом растут грибочки,
Чуть повыше поглядим – кисти спелые рябин! (Дети любуются украшением зала)
Рад гостям осенний лес, в нем полным-полно чудес!
С Осенью мы будем танцевать, песни петь и весело играть! (Под музыку в зал входит Осень)
Осень. Здравствуйте, мои друзья,
Нашей встрече рада я!
Приглашаю вас, ребята, погулять, с листьями красивыми потанцевать!
Танец-игра «По лесочку мы гуляем»
Осень. Ветер с листьями играл, листья с веток оборвал!
Хватит листикам лежать, предлагаю их собрать!
Игра «Собери красные, желтые листья»
Осень. Листья собирали дружно, отдохнуть теперь нам нужно.
Вед. Садись Осень, отдохни, а мы тебе осенним днем дружно песенку споем!
Песня «Ходит Осень"
Осень. (Поднимает макет тучки с капельками)
Посмотрите!
Вед. Что случилось?
Осень. В небе тучка появилась!
А из тучки, вот как раз, дождик капает на нас! (Звучит фонограмма «дождь»)
А мы зонтики возьмем, под дождем гулять пойдем!
Танец с зонтиками (девочки)
(Поднимает солнышко)
Светит солнышко опять, выходите погулять!
Игра «Солнышко и дождик»
(Пока дети рассаживаются, в центре зала «вырастает» гриб Боровик)
Осень. Ой, смотрите, гриб Боровик, он не мал, не велик (показывает)
Стоит на толстой ножке прямо на дорожке!
Гриб. Здравствуйте, ребята! Я гриб Боровик – веселиться привык!
Ну-ка, друзья мои лесные, грибочки озорные,
Надевайте шляпки поскорей, да со мной танцуйте веселей!
Танец «Грибочки»
Гриб. Вот под елочкой в лесочке чудо выросли грибочки!
Время зря нельзя терять – нужно все грибы собрать!
Игра «Собери грибы»
(Осень выходит с корзиной)
Вед. Осень, Осень золотая, наша гостья дорогая,
Хорошо, что ты пришла, что в корзине принесла?
Осень. Помидоры, огурцы принесла вам с грядки,
И капусту, перец сладкий – вот они, ребятки!
Вед. А наши ребята знают стихотворение об овощах и сейчас тебе расскажут!
Стихи об овощах
Осень. А теперь мне помогите, овощи скорее разберите!
Игра «Разбери овощи»
Осень. Если солнце ярко светит дети очень рады,
Чтобы стало веселей поплясать нам надо!
Игровой танец «Солнышко»
Осень. Вы меня повеселили и подарок заслужили!
(Под музыку входит Боровик и несет большое яблоко)
Гриб. Я сорвал в лесу осеннем яблоко осеннее,
Принимайте поскорее, дети, угощение!
Осень. Яблоко-то непростое – в середине не пустое!
Гриб. Вот так чудо, просто клад – угощенье для ребят!
Угощение
Осень. Угощайтесь, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Гриб. А теперь нам в лес пора.
Вместе. До свидания, друзья!
Дети. До свидания
Просмотр содержимого документа «Сценарий осеннего праздника для слабослышащих детей "В гости к Осени"»
В гости к Осени
(Осеннее развлечение в специализированной группе)
Под музыку дети парами входят в зал.
Вед. Как красиво в нашем зале! В лес осенний мы попали:
Пожелтевшие листочки, под кустом растут грибочки,
Чуть повыше поглядим – кисти спелые рябин!
(Дети любуются украшением зала)
Рад гостям осенний лес, в нем полным-полно чудес!
С Осенью мы будем танцевать, песни петь и весело играть!
(Под музыку в зал входит Осень)
Осень. Здравствуйте, мои друзья,
Нашей встрече рада я!
Приглашаю вас, ребята, погулять, с листьями красивыми потанцевать!
Танец-игра «По лесочку мы гуляем»
Осень. Ветер с листьями играл, листья с веток оборвал!
Хватит листикам лежать, предлагаю их собрать!
Игра «Собери красные, желтые листья»
Осень. Листья собирали дружно, отдохнуть теперь нам нужно.
Вед. Садись Осень, отдохни, а мы тебе осенним днем дружно песенку споем!
Песня «Ходит Осень»
Осень. (Поднимает макет тучки с капельками)
Посмотрите!
Вед. Что случилось?
Осень. В небе тучка появилась!
А из тучки, вот как раз, дождик капает на нас!
(Звучит фонограмма «дождь»)
А мы зонтики возьмем, под дождем гулять пойдем!
Танец с зонтиками (девочки)
(Поднимает солнышко)
Светит солнышко опять, выходите погулять!
Игра «Солнышко и дождик»
(Пока дети рассаживаются, в центре зала «вырастает» гриб Боровик)
Осень. Ой, смотрите, гриб Боровик, он не мал, не велик (показывает)
Стоит на толстой ножке прямо на дорожке!
Гриб. Здравствуйте, ребята! Я гриб Боровик – веселиться привык!
Ну-ка, друзья мои лесные, грибочки озорные,
Надевайте шляпки поскорей, да со мной танцуйте веселей!
Танец «Грибочки»
Гриб. Вот под елочкой в лесочке чудо выросли грибочки!
Время зря нельзя терять – нужно все грибы собрать!
Игра «Собери грибы»
(Осень выходит с корзиной)
Вед. Осень, Осень золотая, наша гостья дорогая,
Хорошо, что ты пришла, что в корзине принесла?
Осень. Помидоры, огурцы принесла вам с грядки,
И капусту, перец сладкий – вот они, ребятки!
Вед. А наши ребята знают стихотворение об овощах и сейчас тебе расскажут!
Стихи об овощах
Осень. А теперь мне помогите, овощи скорее разберите!
Игра «Разбери овощи»
Осень. Если солнце ярко светит дети очень рады,
Чтобы стало веселей поплясать нам надо!
Игровой танец «Солнышко»
Осень. Вы меня повеселили и подарок заслужили!
(Под музыку входит Боровик и несет большое яблоко)
Гриб. Я сорвал в лесу осеннем яблоко осеннее,
Принимайте поскорее, дети, угощение!
Осень. Яблоко-то непростое – в середине не пустое!
Гриб. Вот так чудо, просто клад – угощенье для ребят!
Угощение
Осень. Угощайтесь, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Гриб. А теперь нам в лес пора.
Вместе. До свидания, друзья!
Дети. До свидания
kopilkaurokov.ru
Глухие и слабослышащие дети.
Младенец с нормальным слухом реагирует на негромкий голос матери и на звуки, производимые его любимыми погремушками. Иными словами, он реагирует на все привычные для него звуки мира, который его окружает, например, на легкий звон, сопровождающий помешивание чего-то вкусного в чашке. Но когда он — совсем маленький — вздрагивает или начинает плакать от громкого звука, вам это кажется отклонением от нормы и вы рассматриваете это как гиперчувствительность к звукам вообще.
Глухой ребенок может реагировать на сильный шум, но он не воспринимает обычные шумы окружающего мира.
Слабослышащий ребенок может реагировать на все шумы в течение первого года жизни, единственное, что ему не доступно, это материнский шепот, но все-таки доступны его слуху, как правило, только достаточно громкие звуки.
К сожалению, в реальной жизни еще слишком часто глухота обнаруживается только в связи с запоздалым развитием речи, и надо подчеркнуть, что такое запоздание, как и возникновение или существование многих психологических проблем раннего детства, требует немедленной и добросовестной проверки слуха.
Даже самая легкая глухота неизбежно приводит к запоздалому развитию речи. Глухой младенец лепечет, но этот лепет доставляет ему удовольствие только от работы языка и гортани, не дополненное радостью от того, что он сам себя слышит. Месяцам к четырем-пяти он, как правило, перестает лепетать, абсолютно глухие дети к этому возрасту вообще уже не издают никаких звуков, кроме крика и плача.
Слабослышащий младенец продолжает лепетать и позже, но не переходит к агу-канью, к гулению, к произнесению и повторению отдельных слогов: «ба-ба-ба», «да-да-да», — потому что тут должно было бы сработать подражание, он должен был бы воспроизводить звуки, которые слышит от окружающих, создающих при нормальных условиях его звуковой мир. Но это ему не дано, потому что на самом деле ему слышны только звуки и шумы очень громкие, и он совсем или почти не слышит обычных, звучащих не в повышенной тональности голосов. Он не скажет «папа-мама» в 10—12 месяцев, от него бессмысленно ждать построения даже самых простых фраз к двум годам.
Внимательные родители инстинктивно чувствуют, что их ребенок нормально слышит, потому что следят за его реакциями на звуки, за своевременностью проявления таких реакций.
Если у вас появляются малейшие сомнения по этому поводу, немедленно обращайтесь к врачу, потольу что глухоту, в пиш числе частичную, у ребенка 6—8 месяцев и даже младше выявить совсем не сложно.
Существует и прибор, который позволяет выявить нарушения слуха в первые часы жизни ребенка довольно простым, но дающим вполне достоверные результаты способом, и такие приборы обязательно должны входит в состав оборудования каждого родильного дома, позволяя систематически проводить новорожденным аудиометрию.
назад - 390.Заикание.
далее - 392.Косоглазие. Нарушение зрения.
www.detzdrav.com