Технология ТРИЗ в детском саду. Технология триз в детском саду что это такое
Технология ТРИЗ в детском саду
воспитатель Жарикова Е.Н. Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду»
Актуальность:
Что же такое ТРИЗ?(теории решения изобретательских задач)
Ответ прост – это уникальный инструмент для:
- поиска нетривиальных идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий.
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Основные функции ТРИЗ
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .
3. Развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Задания для размышления:
• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ;
• Как спасти колобка от лисы?
Методы активизации перебора вариантов
Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся:
• Метод фокальных объектов;
• Морфологический анализ;
• Мозговой штурм;
• Системный оператор;
• Метод противоречий.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)
Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта) .
2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.
3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они? » Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.
4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.
«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.
Работать можно по одному из направлений:
- рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;
- вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;
- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;
- составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все) .
Морфологический анализ
Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.
Метод «Мозгового штурма»
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.
Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.
С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.
Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Системный оператор
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.
В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.
Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.
Метод противоречий:
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.
II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.
III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.
IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.
2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.
Заключение
Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.
Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который педагог сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой житейской ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.
zharikova-estalsad51.edumsko.ru
ТРИЗ в детском саду. ТРИЗ-технологии в детском саду. Система ТРИЗ
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?
Основная концепция методики
Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Отличие от стандартных подходов в обучении
Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.
Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере.
Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.
Видео по теме
Практическое применение в детском саду
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?
Пример применения методики в детском саду
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.
Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.
Умелое использование ТРИЗ в детском саду
- Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
- Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.
- Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
- Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Кто-кто в теремочке живет?
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?
- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
"Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"
Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.
- Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:
- Ой!
- Что случилось?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?
Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Роль игры в развитии ребенка
Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.
С какого возраста начинать
Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора:
- Мама, свет!
- Оля, стул!
Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы.
Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?
Влияние методики на тип мировоззрения ребенка
В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные.
Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.
Выбор за каждым
Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!
Источник: fb.ru Домашний уют Канализационные колодцы в современных коммуникационных системахКанализационная система не может полноценно функционировать без установки смотровых колодцев. Устанавливаемые канализационные колодцы помогают осуществлять наблюдение за работой системы, производить ее осмотр, промывк...
Здоровье Сбои в работе дыхательной системы, бронхит, лечение.Самым частым заболеванием дыхательных нижних путей является бронхит, который представляет собою воспаление бронхиальных стенок. Бронхи имеют строение в виде множества трубок различной величины, которые являются провод...
Интернет Контроллер домена в разных операционных системахКонтроллер домена в операционных системах семейства Windows При организации сетей в ОС семейства Windows под понятие контроллер домена попадает так называемый сервер, то есть главный или центральн...
Искусство и развлечения В чем суть системы Мартингейла? Система Мартингейла: отзывыСуществует множество как действующих, так и псевдостратегий по поводу того, как можно заработать в казино или на "Форексе", как успешно торговать бинарными опционами и сорвать куш в рулетке. Так или иначе, но люди все...
Компьютеры Как удалить историю в «Яндексе» на «Андроиде» или в любой другой системе?Веб-браузер «Яндекс» считается одним из самых популярных инструментов для интернет-серфинга. Неудивительно, что и мобильная его версия пользуется весьма высоким спросом. Однако далеко не все владельцы моби...
Компьютеры Команда msconfig (Windows 10): как зайти в настройки конфигурации системыЕсли внимательно посмотреть на Windows 10, обзор основных функций и настроек, нетрудно заметить, что вызов многих управляющих системой служб и компонентов производится теми же командами, которые были предусмотрены и в...
Компьютеры Как установить игру в среде операционной системы WindowsСегодня мы поговорим о том, как установить игру на компьютер, работающий под управлением операционной системы Windows. Любая фирма-разработчик компьютерной игры заинтересована в том, чтобы ее продукция активно раскупа...
Образование Что больше: звезда или планета в различных звездных системахВ ночном небе так много звезд! И все они кажутся такими маленькими! А Земля - она ведь такая огромная. Так как же на самом деле, что больше: звезда или планета? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понят...
Технологии Пассивный сабвуфер в современных акустических системахЧто такое сабвуфер? По сути дела, пассивный сабвуфер - это колонка, которая подсоединяется к компьютеру или акустической системе. Он способен воспроизводить низкочастотные звуки (от пяти до двухсот Гц). Есть сабвуферы...
Финансы Амортизационные фонды в российской законодательной системеАмортизационные фонды – это определённый объём накопленных предприятием средств...
monateka.com
ТРИЗ в детском саду
ТРИЗ в детском саду по ФГОС
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию»,
так считал Г. С. Альтшуллер .
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Внедрение инновационных технологий в ДОО – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.
Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Генриха Сауловича Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад .
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Цель ТРИЗ — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
-развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий, развитие речи, памяти, творческого воображения;
-формирование целостной картины мира;
-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
ТРИЗ - технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях .
Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения .
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы применяемые в ТРИЗ.
Методы ТРИЗ-технологии в детском саду Теория опирается на проработанную методологическую базу, в арсенале которой несколько эффективных приемов, среди которых особенно выделяются метод фокальных объектов (МФО), морфологический анализ, кольца Луллия, системный оператор и прочие. Важно подчеркнуть, что методология ТРИЗ, используемая в российских в детских садах, относительно недавно из общей педагогики перекочевала в дошкольную, однако все наработки принадлежат перу выдающихся отечественных и зарубежных ученых прошлых веков. Авторами популярных методов являются астрономы, философы, математики и даже лесоводы.
МФО ( Метод фокальных объектов)
Эта технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС была внедрена сравнительно недавно, однако метод не нов, его предложил Ф. Кунце еще в 1920-х. Необходимо сфокусироваться на объекте, чтобы его усовершенствовать. Например, выбрав любое существительное к нему подбирают другие слова, получая неожиданные результаты. Таким образом дети раскрепощают свою фантазию и мышление. В детском саду метод можно применять, начиная с младшей группы, применяя МФО в виде ряда последовательных заданий: Придумывается новый объект путем улучшения или изменения существующих объектов. Знакомство с ним. О выбранном объекте создается сказка или рассказ для детей. Художественное произведение анализируется.
Мозговой штурм
ТРИЗ-методика мозгового штурма относится к наиболее перспективным с точки зрения творческого решения задач. Использование методики требует тщательной подготовки, на этапе которой воспитателю следует точно сформулировать проблему, сгруппировать участников, обозначить перед каждым ребенком его роль. Выбранный ведущий стимулирует проявление энтузиазма у участников, их творческий азарт, важно, чтобы предложения, высказывания и мысли дошкольников не ограничивались. Каждая идея достойна рассмотрения, потому на основном этапе реализации мозгового штурма идеи оптимизируются и комбинируются. В завершении проводится критический анализ с последующим анализом лучших идей. На обсуждение детям можно выносить самые разные вопросы: Как не дать Лисичке съесть Колобка? Как сыграть мелодию без гитары или пианино? Как оставаться чистым? Где найти птиц, которые не летают? Где всегда зима, или где зимой лето?
Кольца Луллия
Автором метода является философ Раймунд Луллий. Кольца позволяют взрослым и детям организованно заниматься. В дошкольной педагогике технология используется для стимулирования творческого мышления, познания мира, развития воображения и осознания взаимосвязи явлений. Для применения этого метода в ДОУ необходимо приготовить несколько разных по диаметру кругов из плотного картона, разделенных на равное число секторов. В ходе деятельности детям необходимо заполнить все сектора кругов в соответствии с поставленной задачей. Если малышам нужно придумать новый наряд, следовательно, на секторах кругов будет появляться информация: на самом большом круге — цвета наряда — фиолетовый, зеленый, желтый, красный, черный; на среднем — предназначение, например, рабочий, парадный, спортивный; на меньшем — материал — брезент, шелк, мех, хлопок, шифон. Затем картон нанизывается на любой стержень, к которому прикрепляется стрелка. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет указывать на десятки возможных вариаций созданного наряда. По такому же принципу можно составлять сказки (объекты сюжетно-ролевой игры — атрибуты — действия объектов). Примечательно, что круги Луллия можно использовать в области речевого и познавательного развития. Принцип действия технологии поистине универсален, потому воспитатели могут видоизменять и дополнять ее по своему усмотрению. Занятия проходят в непринужденной обстановке без физического или психологического напряжения, благодаря чему материал усваивается гораздо лучше.
Метод проб и ошибок
В основе метода поиск решения проблемы через перебор вариантов. Дети знают, что каждое, порой даже фантастическое предположение в формате «А что, если...» будет услышано и принято во внимание. Нередко это уводит от первоначальной проблемы и активно подключают свою фантазию, но для дошкольников это не проблема, а скорее способ найти компромиссное решение. ТРИЗ-технология проб и ошибок в детском саду позволяет воспитателям и детям экспериментировать, учиться настойчивости, стимулировать познавательную активность.
Системный оператор
Системный анализ способствует комплексному изучению предмета и всестороннему подходу. ТРИЗ-метод системного оператора может использоваться, начиная со второй младшей группы для описания игрушек, знакомства с окружающим миром. Малышам необходимо объяснить, что у оператора есть возможность изменять время, размер и стоимость для решения поставленных задач. Так, чтобы Кай из сказки не замерз, следует изменить время, а сказке про Колобка — размер, так Лисичка не сможет его съесть. Дошкольники получают представление об объектах и явлениях. Стимул для развития фантазии и воображения. Умение подходить к решению задач творчески. С помощью системного анализа дети анализируют объект во временных рамках, выстраивают вертикаль взаимосвязи объектов или явлений (например, лес — в нем живут животные — одни из них лисы — у лисы есть уши, хвост, лапы, нос, глаза), оценивают противостояние и взаимосвязь объектов через многоэкранное мышление.
Моделирование маленькими человечками
Такая ТРИЗ-технология в детском саду по ФГОС ориентирована на изучение внутреннего строения веществ. С ее помощью дошкольники узнают, почему вода жидкая, песок — сыпучий, а камень — твердый. Маленькие человечки, согласно методу, — это молекулы, которые образуют те или иные связи. Имея подобную модель воспитатель может с легкостью объяснить детям, почему вещества могут быть газообразными, жидкими или твердыми.
Синектика
Метод, разработанный Вильямом Гордоном почти полвека назад, позволяет отстраняться от обыденного, знакомясь с новым. Он считал, что аналогии стимулируют творческие способности дошкольников. В сложных ситуациях следует опираться на эмпатию — перенесение образа, настроения, отождествление себя с объектом или сказочным героем. Метод нашел широкое применение во время музыкальных или танцевальных занятий, когда малыши могут перевоплощаться в птиц или животных. Например, дети могут прокаркать или промяукать любимую песенку, представив себя вороной или котенком, могут показать походку пингвина или мамы на каблуках. При этом важен момент перевоплощения, поиска аналогии и сходства в характеристиках явлений и предметов.
Данетка
Справедливее отнести ее к видам игры, чем к ТРИЗ-методу, однако в ходе занятий дети могут отгадывать предметы и признаки, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы строятся от общих к частным: сперва необходимо выяснить, загадан предмет, человек или животное, а после его черты. Метод данетки учит детей задавать точные вопросы, правильно их формулируя, чтобы получить интересующую их информацию.
Длительность нод по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15 минут (у младших дошкольников) до 25-30 (в старшем дошкольном возрасте). Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских задач.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.
Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.
Я применяю ТРИЗ в совместной деятельности детей по обучению начальному техническому моделированию, где мы продолжать обучаться системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширяю представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель. У детей развивается умение узнавать изображённую на рисунке проекцию предмета, умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме, решение проблемных задач с использованием элементов ТРИЗ.
shemyakina-mrnep.edumsko.ru
ТРИЗ-технологии в детском саду
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?
Основная концепция методики Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.
Практическое применение в детском саду
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах? Пример применения методики в детском саду.
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.
Умелое использование ТРИЗ в детском саду
1. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
2. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.
3. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
4. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Интересные материалы для педагогов с применением ТРИЗ-технологий Вы найдете в высыпающемся меню.
www.my-nevalyashki.ru