Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе. Темы кружков в начальной школе


Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе

С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования. Одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс. Это было сделано с целью лучшей адаптации вчерашнего воспитанника детского сада к школе.

Что было раньше? Дети шли в школу, занимались на уроках, затем, оставшись в группе продленного дня, делали домашнее задание. Другими словами, целый день сидели за партами и учили уроки, а ведь совсем недавно их режим дня был совершенно иным, они двигались, шумели, ходили на прогулку, отдыхали во время дневного сна. Не каждый взрослый способен выдержать таких резких, кардинальных перемен в своей жизни. Вот и получалось, что ребенок, придя со школы, начинал «сходить с ума», а потом долго не мог уснуть вечером из-за того, что его нервная система находилась в возбужденном состоянии.

Чтобы сделать этот переход для детей более мягким, было решено включить внеурочную деятельность в образовательный процесс. После занятий в школе ребенок должен заниматься другими видами деятельности. Обеспечить обязана необходимые кружки начальная школа. ФГОС требует, чтобы каждый ребенок был занят во всех пяти направлениях, это:

  1. духовно-нравственное;
  2. общекультурное;
  3. общеинтеллектуальное;
  4. социальное;
  5. спортивно-оздоровительное.

По всем пяти видам деятельности занятость ребенка должна составлять в неделю 10 часов.

Кто и как должен вести кружки в начальной школе?

Безусловно, одному учителю начальных классов трудно справиться с таким объемом работы. Поэтому было решено, что в школах учителя начальных классов пишут программы кружковых занятий, основываясь не на одной возрастной категории детей, а с 1 по 4 классы. Таким образом, один учитель может вести кружок в начальной школе для детей разных классов, согласно составленному графику.

Кроме того, для ведения кружковых занятий можно привлекать внештатного работника, у которого есть педагогическое образование и разработана программа кружковой деятельности. Оплату такому работнику производит школа из собственного бюджета на основании заключенного с ним договора.

Работодателю обязательно нужно помнить, что нельзя заставлять человека работать в той сфере деятельности, о которой у него отсутствуют представления. В противном случае от такой работы не будет толка, еще и работник будет недоволен сложившейся ситуацией.

Малокомплектные начальные школы

Вопрос внеурочной деятельности для малокомплектных школ из-за отсутствия в них групп продленного дня решить долго не могли. Но ведь нет задач без решения, бывает нежелание их решать. По данной проблеме был предложен следующий выход: проводить кружковые занятия в субботу, конечно, с разрешения родителей и согласия сотрудников.

Выбор кружков

Выбор кружков происходит чаще всего на родительском собрании. Учитель перечисляет все кружки в начальной школе, а родители, основываясь на интересах своего ребенка, выбирают нужные.

Кроме того, нельзя упускать из внимания то, что некоторые дети могут посещать учебные заведения дополнительного образования, например, музыкальную, художественную или спортивную школу. Если это так, тогда кружок в начальной школе по данному направлению им посещать не нужно.

Еще один фактор, который нужно учитывать при выборе, – это медицинские противопоказания. Если у ребенка существуют медицинские отводы по каким-то видам деятельности, родители должны написать на имя директора школы заявление с объяснением причин и приложить справку, выданную в медицинском учреждении.

Во всех остальных случаях ребенок должен посещать кружки по всем направлениям.

Духовно-нравственное направление

Кружковая работа по данному направлению должна быть направлена на воспитание любознательной, трудолюбивой, высоконравственной личности, знающей традиции и историю своей страны. Кружки духовно-нравственного направления могут носить следующие названия: «Юные краеведы», «Мой мир – моя страна».

Общекультурное направление

Работа с детьми в данном случае имеет целью воспитание личности творца, формирование у учащихся потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Кружки в начальной школе могут быть следующими:

  • хоровое пение;
  • студия народного танца;
  • прикладное ремесло.

Общеинтеллектуальное направление

Работа по общеинтеллектуальному воспитанию направлена на развитие у детей всех видов мышления (абстрактного, дедуктивного, логического, алгоритмического). Кружок в начальной школе может называться: «Клуб математиков», «Юный исследователь» и т.д.

Социальное направление

Это очень важный для воспитания раздел. Занятие кружка в начальной школе по данному направлению позволяет детям научиться правильному поведению, вежливости, доброму и терпимому отношению к близким людям, оценке нравственного содержания ситуаций. Названия кружков могут быть следующие: «Всезнайка», «Помощники», «Наша жизнь - театр».

Пожалуй, самым интересным и занимательным для детей является театральный кружок. В начальной школе ребята еще не отвыкли играть и поэтому театр для них, с одной стороны, дело привычное, например, вжиться в образ им удается легко, а, с другой стороны, выучить текст — это задание немного посложнее, но именно оно дает им массу положительных эмоций. Кроме того, заучивание текста позволяет тренировать память, что в итоге положительно скажется на образовательном процессе. А выступление перед благодарным зрителем (родители, учителя) моментально поднимает самооценку и вызывает желание работать дальше.

Спортивно-оздоровительное направление

Сейчас работа по этому направлению ведется усиленно, потому что проблемы со здоровьем проявляются практически у каждого пятого ребенка в России. Родители, чересчур заботясь о своем чаде, сами того не подозревая, косвенным путем наносят вред его здоровью, поэтому детям нужно в обязательном порядке посещать кружки данного направления. Не нужно бояться, что ребенок не выдержит физических нагрузок. Кружок в начальной школе носит именно оздоровительный характер. Названия кружков предлагаются следующие: «Спортивные игры», «Футбол», «Лыжи зимой и летом».

Права ребенка при выборе кружка

Каждый ребенок вправе выбирать кружки по своим интересам и способностям.

Также ребенок имеет право перейти из одного кружка в другой внутри группы. Например, у него может не получаться с футболом, но он станет лучшим в занятиях лыжами. Важно отследить, чтобы дети не бегали из одного кружка в другой без весомых причин.

Работа кружков в начальной школе направлена на развитие всех сторон личности маленького человека. Таким образом удается выяснить, какие способности у малыша развиты больше. Именно по этому направлению учитель и работает в дальнейшем.

По программе ФГОС все школы России начали заниматься с 2011 года, поэтому говорить о том, работает ли эта программа, на данный момент еще рано. Дети, которые начали по ней заниматься, недавно стали пятиклассниками. Учителя средней школы отмечают у ребят большую любознательность, ответственность за порученные им дела. Начальная школа дала хороший старт благодаря внеурочной деятельности ребенка.

fb.ru

Кружки в начальной школе

Давно известно, что именно творчество считается высшим проявлением способностей человека. Творческие задатки и способности ребенок начинает проявлять очень рано, в возрасте двух-пяти лет. В это время формируется личность, а ребенок начинает себя проявлять в различных сферах деятельности. Главная задача родителей и учителей – поддержать малыша, направив его творчество в нужное русло. Упустив момент развития определенных способностей по разным причинам, ребенок в будущем столкнется с трудностями, а талант может быть упущен навсегда.

Роль кружков в начальной школе

Дети младшего школьного возраста отличаются тем, что доверчиво подчиняются авторитету взрослых, впечатлительны, обладают повышенной восприимчивостью, а ко многим ситуациям относятся в наивно-игровой форме. Взрослые не могут гарантировать, что проявления определенных способностей сохранятся в будущем, но и без внимания оставлять их нельзя. Именно поэтому профессиональная и общеобразовательная реформа включает и развитие разнообразных внешкольных учреждений, к которым относятся и кружки в начальной школе.

Так, в начальной школе работа кружков направлена на всестороннее развитие детей. Благодаря этим занятиям школьники могут усовершенствовать и эстетическое, и трудовое воспитание. Благодаря предметным кружкам в начальной школе (математический, исторический, лингвистический и другие) дети углубляют знания, учатся применять их во внешкольной жизни. В то же время, предметными кружками педагогические задачи не ограничиваются. Учебно-воспитательная работа в начальной школе включает и организацию спортивных, технических кружков. Деятельность и направленность любого кружка в начальной школе определяется программой и перспективно-тематическими планами, разработанными руководителями.

Стандарты системы образования

Внешкольное развитие – часть программы Федерального государственного образовательного стандарта. И тематика, и программа, и названия кружков в начальной школе здесь четко прописаны. Так, программа кружка «Почемучка» направлена на духовно-нравственное воспитание школьников. Они учатся правильному отношению к природе, людям, осваивают азы взаимоотношений между человеком и природой. Цель экологического кружка в начальной школе состоит в том, чтобы дети не только воспринимали окружающий мир правильно, но и предпринимали конкретные шаги по его улучшению.

Согласно ФГОС, кружки в начальной школе должны не только носить воспитательный характер, обеспечивать детям художественное и эстетическое развитие. Физический аспект тоже учитывается. Спортивные кружки в начальной школе («Здоровейка!» и другие) способствуют полноценному физическому и психологическому развитию. Занятия, которые проводятся в игровой форме (соревнования, эстафеты, игры), детям очень нравятся.

Развитию творческих способностей детей в начальной школе способствуют кружки рисования, оригами, лепки, вокала, хореографии. В обязанности руководителей входит не только обучение школьников технике выполнения того или иного задания, но и налаживание психо-эмоционального контакта с каждым отдельным ребенком. Такой подход обеспечивает наиболее оптимальные условия для того, чтобы способности детей раскрывались в полной мере, а талант получал необходимую огранку.

И даже в случае отсутствия ярко выраженных способностей кружки в начальной школе всегда приносят детям пользу. Они учатся быть ответственными, самостоятельными, собранными, аккуратными, достигать поставленных целей, применять полученные знания в жизни.

 

womanadvice.ru

Программа кружка "Город мастеров" для начальной школы

Разделы: Начальная школа

Народное искусство, рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Именно поэтому творчество народных мастеров Дымкова, Полховского-Майдана, Хохломы, Гжели, Городца и других промыслов, а так же история народного костюма, символика орнамента являются основой русского народного декоративно-прикладного творчества.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай – и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат разные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, бочата, солонницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов, различные полочки и подставки, декоративные блюда.

Традиционный мотив жостовской росписи – цветочный букет на черном фоне. Его отличает декоративная обобщенность реалистической формы. В жостовских букетах можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это – королева всех цветов роза, алый мак, звездчатые астры и георгин. Дополняют композицию более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Цветы, которые изображены на подносах, обычно собраны в букеты, гирлянды, венки и другие цветочные композиции. Жостовские цветы переносят нас в мир фантазии и мастерства.

Город Городец находится в Нижегородской области. Для росписи в этой местности используют черный, синий, темно-красный, коричневый и белый цвета. Мастера рисуют масляными красками по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Изделия небольшого размера (солонка, сундучок), как правило, расписывают растительными орнаментами. На более крупных изделиях можно увидеть фигуры коня, птицы, различные мотивы и сюжеты, применяемые для оформления детской мебели, кухонных наборов, декоративных тарелок.

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Глиняная игрушка лепится и раскрашивается вручную. Каждый экземпляр приходится изготовлять словно впервые, творчески, как бы глубоко традиционен он ни был. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас заменой ему служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись красками. Звонкие тона красного, желтого, синего, зеленого цветов создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. Наряду со сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях: например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки. Все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.

Основная цель – постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей.

Задачи кружка:

  • воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека, декоративно-прикладного искусства,
  • формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности,
  • воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
  • развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, , комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский

Минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

Для осуществления работы кружка необходимо:

  1. Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин.
  2. Заготовки деревянной посуды под роспись.
  3. Лен, природные материалы.
  4. Аудиокассеты с русскими сказками.
  5. Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
  6. Посещение музея “Декоратино-приглодного творчества”.

Основа программы – это постепенность погружения в мир декоративно-прикладного искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Единство их в каждом занятии обязательно.

Занятия построены в виде игры “Путешествие к мастерам”. Каждый урок – это знакомство с новыми материалами, техниками рукоделья, и конечно историческая составляющая каждого ремесла, с которым будут знакомиться ученики. Основная цель этого путешествия – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображения, украшение, постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества.

Обучение делится на два этапа.

I Этап. Задачи I этапа:

  • помочь ребенку найти свое понимание декоративного искусства и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
  • формировать художественно-творческую активность ребенка;
  • духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук,
  • обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;

II Этап. Задачи II этапа:

  • развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
  • развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
  • учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.
  • развить стремление ребенка к созданию образов;
  • учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
  • учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;
  • воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.

Обучение строится на следующих принципах:

  • единство и постепенность погружения в мир декоративного искусства;
  • сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях мастеров;
  • доступность и простота изучаемого.

Средства обучения:

  1. Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин.
  2. Заготовки деревянной посуды под роспись.
  3. Лен, природные материалы.
  4. Аудиокассеты с русскими сказками.
  5. Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
  6. Посещение музея “Декоративно-прикладного творчества”.

Методы работы:

Беседа, пересказ, наблюдения, объяснение с демонстрацией, предварительное разъяснение.

Возраст детей 7–14 лет.

Срок реализации 1 года.

Формы и режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы подведение итогов.

Подведение итогов работы учащихся по данной программе будет проходить в форме школьных выставок, где будут представлены все творческие работы учащихся, сделанные за четверть, полугодие, год. Планируемые выставки:

I четверть – Выставка “Бумажная страна”.II четверть – Выставка “Чудесное превращение лоскутка”III четверть – Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”.IV четверть – Выставка “Узоры матушки природы”

Ожидаемые результаты.

  1. Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства. Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).
  2. Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, тканью, делать роспись предметов.
  3. Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры.
  4. Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.
Тема Часы
Тема1. Работа с природными материалами. 9
Выставка “Узоры матушки природы”.
Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье. Поделки из ниток. 9
Выставка “Чудесное превращение лоскутка”
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. 11
Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”.
Тема 4. Работа с бумагой. Техники : оригами, аппликации, кливлинг. 9
Выставка “Бумажная страна”
Общее количество часов 38

Содержание программы.

Темы 1. Работа с природными материалами. Поделки из природных материалов – камни, ветки, шишки, ракушки, гербарии– в сочетании с тканью и бумагой. Создание поделок, предметов интерьера, икебаны.Выставка “Узоры матушки природы”, “Вернисаж осенних букетов”.Всего 9 часов.

Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье. Поделки из ниток. Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на елку. Шары из ниток, плетение, создание аппликаций из ткани. Вышивание. Выставка “Чудесное превращение лоскутка”.Всего 9 часов.

Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок. Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”. Всего 11 часов.

Тема 4. Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, кливлинг. Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Бесклеевые технологии создания поделок из бумаги – оригами. Поделки из разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги – кливлинг.Выставка “Бумажная страна”.Всего 9 часов.

Методическое обеспечение.

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.

Обучение декоративно-прикладной росписи школьников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания школьников.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство школьников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе со школьниками.

Задача воспитателя – направлять творческий процесс школьников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий со школьниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.  Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания имеет свои преимущества. Главные из них – широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности школьник

Календарно-тематическое планирование.

№ урока Содержание учебного материала Количество часов Дата Примечание
Тема 1. Работа с природными материалами. 9    
1–2 Создание поделок из ракушек с росписью пике. 2    
3–4 Создание поделок из веток, шишек, листьев. 2    
5–6 Создание икебаны. 2    
7–9 Создание осенних букетов с использованием всех природных материалов. 3    
Выставка “Узоры матушки природы” “Вернисаж осенних букетов”
Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье-печворк. Поделки из ниток. 9    
1–2 Мягкая игрушка: кукла “Скоморох” из лоскутов. 2    
3–4 Шары и игрушки из ниток. 2    
5–6 Салфетки в технике лоскутного шитья. 2    
7–8 Аппликаций из ткани “Новогодний огонек” 2    
Выставка “Чудесное превращение лоскутка”
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. 11    
1–2 Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта в технике декупаж 2    
3–4 Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм. 2    
5–6 Городецкая роспись. Роспись посудных форм. 2    
7–6 Жостовская роспись. Эскизы подносов. 2    
9–11 Дымковская игрушка. Роспись заготовок из пластилина. 3    
Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”.
Тема 1 Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, кливлинг. 9    
1 Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Создание заготовок к аппликации. 1    
2–3 Композиции и аппликация. 2    
4–5 Создание объемных форм из бумаги (шары, фонарики) 2    
6 Поделки в технике оригами: пароход, журавлик, цветы. Техник складывания. 1    
7 Составление композиции из элементов в технике оригами. 1    
8–9 Украшение предметов обихода из бумаги– кливлинг. 2    
Выставка “Бумажная страна”
Всего часов 38

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа кружка для начальной школы

  1. Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых древних видов искусства.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали: о происхождении промыслов, открывая для себя новые пути в жизни, обогащая свой внутренний мир, позволяя с пользой провести свободное время.

Обучение в студии проходит по нескольким направлениям (бисероплетение, бумагопластика, мягкая игрушка, изонить) и направлено на воспитание художественной культуры, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Так как все ребята разные по своему развитию, умению и навыкам в работе, то разные направления, помогают им определиться в каком – то конкретном виде искусств, и в тоже время изучить другие виды. Одному удается работа, связанная с усидчивостью и мелкой моторикой, у другого развито образное и пространственное мышление, и ему необходимо постоянно что-то придумывать, конструировать, находить неожиданные варианты в работе. На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический взгляд у детей, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду и в выборе будущей профессии. Каждый блок программы учит чему-то новому, интересному, иногда даже неожиданному применению знакомых нам вещей.

Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством учителя дает возможность коллективной деятельности, в результате чего появляется интерес к творчеству. Использование комбинированного вида занятий позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, так как включенность в процесс способствует повышению интереса к занятиям.

В конце учебного года предусмотрена итоговая выставка работ обучающихся, также планируется участие в городских и областных выставках декоративно-прикладного искусства.

Программа рассчитана на 66 часов по 2 часа в неделю.

Цель обучения:

- содействовать развитию духовно-нравственных основ личности ребенка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- уважение к труду, творчеству и созиданию, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость и трудолюбие;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Обучение младших школьников изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач:

- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-привить любовь к традиционному народному искусству;

-сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

-развить художественно-творческие способности учащихся;

- сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;

- обучить учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

Изучение декоративно-прикладного искусства направлено на достижение следующих целей:

овладение начальными трудовыми навыками и умениями, опытом по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценкой своей работы;

развитие сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; безопасными приемами труда

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям и результатам их труда;

получение опыта применения полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности.

В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно использовать записи музыки, стихов, а также разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений мастеров. Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Последовательность ознакомления учащихся с разными приемами и техникой художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения.

Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Планируемые для выполнения изделия по своей конструкции, технологии, художественному оформлению должны быть посильны ученикам младшего школьного возраста. Работа должна быть не только внешне привлекательна, но, главное, качественно выполнена каждым учеником. Очень важно сформировать у ребенка постоянное чувство интереса к процессу повседневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольствием, творчески, радовался бы удачам и с упорством старался исправить недостатки, добиваясь во всем аккуратности и красоты.

В содержании каждой техники предусмотрены несколько заданий, которые ребенок может выбрать сам, по-своему усмотрению, либо с помощью педагога. Все объяснения сопровождаются демонстрацией наглядных материалов и образцов, это дает более полное представление о процессе работы над изделием и конечным результатом. Наиболее наглядное представление о результатах работы, дают участия в конкурсах и различных тематических выставках, как школьного, так и городского уровня. Такие выставки формируют художественный вкус, несут познавательную и эстетическую нагрузку, при обсуждении работ.

Предполагаемые результаты:

1 уровень

Знать и понимать:

- начальные представления о правила поведения в обществе, взаимодействие обучающегося с учителем и коллективом;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- некоторые виды декоративно прикладного творчества

Уметь:

- различать виды декоративного творчества;

- осознавать приоритет основ труда, творчества, создания нового ;

- правильно вести себя в обществе, взаимодействовать в коллективе и с учителем в сообществе, уметь сотрудничать и оказывать необходимую взаимопощь;

- организовывать рабочее место под руководством учителя;

- понимать вопросы и задания учителя;

2 уровень

Знать и понимать:

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для себя видах творческой деятельности;

- историю возникновения изучаемых видов декоративного творчества;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- материал и инструменты, используемые в конкретной технике

Уметь:

-формулировать познавательную цель, оценивать свои действия и поступки при помощи учителя;

- участвовать в коллективном общении, соблюдать правила поведения;

- видеть красоту в окружающем мире;

- организовывать рабочее место;

- соблюдать технику безопасности;

- выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;

- выполнять элементарные навыки работы в изучаемых техниках;

- сопоставить результаты с образцом;

3 уровень

Знать и понимать

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труду, трудолюбие;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- основные технологические понятия и приемы работы изучаемых видов творчества;

- последовательность выполнения изделия по технологическим картам , схеме, рисунку;

- назначение применяемых инструментов и приспособлений, правильно работать с ними, соблюдая технику безопасности;

Уметь:

- наблюдать эстетические объекты в природе и социуме;

- осуществлять поиски, выделять конкретную информацию, как с помощью учителя, так и самостоятельно;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, планировать свою рабочую деятельность с учетом имеющихся ресурсов;

- видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия;

-выполнять изделия в соответствии со своим возможностями;

- находить неожиданные варианты в работе и применять их;

- экономично относится к материалу, оборудованию и инструментам

Оборудование и материалы для работы:

  1. Картон (цветной, белый)

  2. Цветная бумага.

  3. Клей ПВА, кисточка для клея

  4. Бисер разного цвета.

  5. Леска, мононить.

  6. Ножницы, наперсток.

  7. Иглы среднего размера.

  8. Нитки (мулине, обычные, тонкая шерстяная пряжа).

  9. Ткань (хлопчатобумажная, льняная гладкоокрашенная).

  10. Портновские мелки.

Дидактический материал:

  1. Раздаточный материал для вышивки по картону.

  2. Схемы для работы с бисером.

  3. Лекала для изготовления мягких игрушек.

  4. Приспособления для работы с бумагой (зубочистки, пластинки, крышки)

  5. Образцы готовых изделий.

  6. Схемы основных приемов работы с бумагой.

II-1. Учебно- тематический план

разделы

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Волшебная изонить.

16

2

14

  1. Бисероплетение.

12

1

11

  1. Мягкая игрушка.

22

2

20

VI. Бумагопластика.

16

2

14

итого

66

7

59

II -2.Календарно - тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Волшебная изонить

16

2

14

1.1

Вводный урок. Правила техники безопасности. Основные приемы работы в технике (заполнение круга).

2

1

1

1.2

Основные приемы работы (заполнение углов).

2

0,5

1,5

1.3

Основные приемы работы (заполнение различных фигур).

2

0,5

1,5

1.4

Изготовление открытки (начало работы).

2

-

2

1.5

Изготовление открытки (окончание работы, оформление).

2

-

2

1.6

Изготовление картины (начало работы).

2

-

2

1.7

Изготовление картины (продолжение работы).

2

-

2

1.8

Изготовление картины (окончание работы, оформление).

2

-

2

II.Бисероплетение.

12

1

11

2.1

История возникновения бисероплетения. Основные приемы плетения ( в одну нить).

2

1

1

2.2

Плетение фенички в одну нить( начало работы).

2

-

2

2.3

Плетение фенички в одну нить (окончание работы, правила закрытия концов).

2

-

2

2.4

Плетение в две нити. Плетение фенички по выбору (начоло работы).

2

-

2

2.5

Плетение в две нити. Плетение фенички по выбору (окончание работы).

2

-

2

2.6

Параллельное плетение на лески. Изготовление брелка по выбору.

2

-

2

Ш. Мягкая игрушка.

22

2

20

3.1

История мягкой игрушки. Основные правила изготовления мягкой игрушки.

2

1

1

3.2

Выполнение основных швов при изготовлении игрушки.

2

1

1

3.3

Изготовление игольницы.

2

-

2

3.4

Изготовление кота.

2

-

2

3.5

Изготовление бабки травницы

2

-

2

3.6

Изготовление в лоскутной технике (начало работы).

2

-

2

3.7

Изготовление в лоскутной технике (оформление работы).

2

-

2

3.8

Изготовление игрушки по выбору (начало работы).

2

-

2

3.9

Изготовление игрушки по выбору (продолжение работы).

2

-

2

3.10

Изготовление игрушки по выбору

(продолжение работы).

2

-

2

3.11

Изготовление игрушки по выбору (оформление работы).

2

-

2

VI.Бумагапластика.

16

2

14

4.1

Из истории бумаги. Свойства бумаги и картона.

2

1

1

4.2

Основные приемы бумагокручения.

2

0.5

1.5

4.3

Изготовление открытки.

2

0.5

1.5

4.4

Изготовление картины (начало работы).

2

-

2

4.5

Изготовление картины (окончание работы).

2

-

2

4.6

Изготовление работы по выбору (начало работы).

2

-

2

4.7

Изготовление работы по выбору (продолжение работы).

2

-

2

4.8

Подготовка и проведение итоговой выставки

2

-

2

ИТОГО

66

7

59

III – 1. Содержание учебного курса

Волшебная изонить.

Основные теоритеческие сведения

Цели и задачи курса. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные приемы работы – заполнение углов, круга, различных фигур. Правила расположения схемы и нанесения на объект труда.

Практические работы.

Изготовление образцов различных форм заполнения. Изготовление открытки и картин по выбору обучающихся.

Варианты объектов.

Открытки – «одуванчик», «морское дно», «ко дню рождения», «цветы», «животные», сердечки.

Картины – «цветочные фантазии», «корабли», «животные», «люди», возможны работы по собственным эскизам.

Бисероплетение.

Основные теоритеческие сведения

Общие сведения о бисере, его развитие и применение в быту. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные приемы работы со схемой при плетении в одну, две нити, особенности параллельного плетения. Работа с леской. Требования к качеству готового изделия.

Практические работы.

Плетение фенечки в одну и две нити по выбору обучающихся, зарисовка схем плетения. Параллельное плетение на леске.

Варианты объектов.

Изготовление брелка на лески в технике параллельного плетения – «ЖУЧКИ», «МЫШКА», «ЖИВОТНЫЕ»

Мягкая игрушка.

Основные теоритеческие сведения

История возникновения мягкой игрушки, основные правила при изготовлении. Правила безопасности. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные швы, используемые в работе. Оформление лица или мордочки животного, окончательная отделка готового изделия. Особенности работы с лоскутами.

Практические работы.

Изготовление швов - «вперед иголку», «петельный», «сметочный», «строчка». Основы изготовления животных, народной куклы, игрушки в лоскутной технике.

Варианты объектов.

швы - «вперед иголку», «петельный», «сметочный», «строчка». Игольница «шляпка», «бабка-травница», животные на одной основе – котенок, заяц, собака. Кот из перчатки.

Бумагапластика.

Основные теоритеческие сведения

История создания бумаги ее дальнейшее распространение и применение. Свойства бумаги и картона. Основные способы работы с бумагой. Правила безопасности. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе.

Практические работы

Основные приемы нарезки и кручения бумаги в различные фигуры, работа с клеем. Способы оформления работ. Сборка элементов в одно целое.

Варианты объектов.

Открытка – «виноград», «цветы», «облепиха», «крыжовник», «подснежник», «пасхальные мотивы».

Картины – «цветочные фантазии», «одуванчики», «ландыши», «бабочки».

VI. Список литературы.

  1. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Санкт – Петербург, 2003.

  2. Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра. Ростов на Дону: «Феникс», 2005.

  3. Ляукина М.В. Подарки из бисера. Москва,2004.

  4. Быстрицкая А. П. Бумажная филигрань. Москва, «Айрис – пресс», 2007.

  5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль, 2000.

  6. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Лоскутики. Москва, «ЭКСМО – пресс», 1998.

  7. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Азбука шитья. Москва, «ЭКСМО – пресс», 1998.

  8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани. Ярославль, 2000.

  9. Бурундукова Л. Волшебная изонить. Москва, «АСТ-ПРЕСС»,2009.

  10. Леонова О. Рисуем нитью. Санкт – Петербург, 2005.

  11. Якубова А. Мягкая игрушка. Санкт – Петербург, 2005.

infourok.ru

Программа кружка «Логика» в начальной школе, ФГОС

Программа

кружка «Мир логики»

 

(Возрастной состав: 7 – 10 лет. Срок реализации: 4 года)

 

Составитель: Нигириш С.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

 

Содержание:

Введение

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематическое планирование занятий

3. Содержание дополнительной образовательной программы

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

5.Список литературы

6. Приложение

Введение

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает на­стойчивость

и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

«Что значит владеть математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Это слова известного математика Д. Пойа, которые отражают одну из задач, стоящих перед преподавателями: воспитание творческой активности учащихся.

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

 

Пояснительная записка

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).

Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.

7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

повышение математической культуры ученика;

воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

 

Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики.

В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения воспитанники должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения воспитанники должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

Учебно-тематическое планирование занятий

Первый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Пространственные представления

2

1

1

Закономерности

2

1

1

Геометрия

2

 

2

Комбинаторика

1

1

 

Логика

4

 

4

Нестандартные задачи

2

 

2

Математические игры

5

 

5

Итого

18

3

15

Второй год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Закономерности

2

1

1

Геометрия

3

1

2

Комбинаторика

2

1

1

Логика

5

1

4

Нестандартные задачи

3

 

3

Математические игры

3

 

3

Итого

18

4

14

Третий год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Закономерности

2

 

2

Геометрия

2

2

 

Комбинаторика

1

1

 

Логика

4

1

3

Нестандартные задачи

3

2

1

Математические игры

6

 

6

Итого

18

6

12

Четвёртый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Многозначные числа

2

 

2

Геометрия

2

 

2

Комбинаторика

3

1

2

Логика

3

 

3

Нестандартные задачи

3

1

2

Математические игры

5

 

5

Итого

18

2

16

Содержание образовательной программы

Первый год обучения

 

Пространственные представления Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».

Закономерности Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

Геометрия Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.

Математические игры Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.

Второй год обучения

Закономерности Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

Геометрия Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

Математические игры Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.

 

Третий год обучения

Закономерности Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.

Геометрия Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;

Математические игры Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады.

 

Четвёртый год обучения

Многозначные числа Упражнения с многозначными числами.

Геометрия Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи ) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Математические игры Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.

1 класс

№ п/п

Тема занятий

1.

Организационное занятие.

2.

Цвет, форма, размер, материал.

3.

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа.

4.

Раньше-позже.

5.

Совокупность предметов.

6.

Расположение предметов в пространстве.

7.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

8.

Сказочные поезда.

9.

Цепочки.

10.

Последовательность событий.

11.

Шифровка.

12.

Задачи - шутки.

13.

Точка. Прямая. Кривая.

14.

Луч, отрезок.

15.

Угол. Стороны, вершины углов.

16.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

17.

Математическая викторина.

18.

Решение логических задач.

   
 

2 класс

№ п/п

 

1.

Страна Геометрия.

2.

Преобразование фигур на плоскости.

3.

Город Четырёхугольников.

4.

Числовые ребусы.

5.

Соединение и пересечение фигур.

6.

Симметрия фигур.

7.

Логические задачи

8.

Логический ряд чисел.

9.

Логические задачи.

10.

Праздник числа.

11.

Решение логических задач.

12.

Нетрадиционные задачи.

13.

Решение комбинаторных задач

14.

Познавательные математические цепочки.

15.

Старинные задачи.

16.

Задачи, решаемые с конца.

17.

Примеры с зашифрованным словом.

18.

Зашифрованные примеры.

3 класс

№ п/п

Тема занятий

1.

Поиски закономерностей.

2.

Нестандартные задачи.

3.

Задачи в стихах.

4.

Логические задачи.

5.

Меры длины.

6.

Логические задачи.

7.

Логические задачи.

8.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

9.

Логические задачи.

10.

Математический кроссворд

11.

Задачи в стихах.

12.

Объём фигур.

13.

Логические задачи.

14.

Нестандартные задачи.

15.

Занимательный диктант.

16.

Задачи с геометрическим содержанием.

17.

Задачи в стихах.

18.

Логические задачи.

4 класс

№ п/п

Тема занятий

1.

Упражнения с многозначными числами

2.

Числа-великаны и числа малютки.

3.

Числовые ребусы.

4.

Загадки- смекалки.

5.

Решение комбинаторных задач

6.

Арифметические задачи, требующие особого решения.

7.

Математические ребусы.

8.

Геометрия в пространстве.

9.

Кривые и плоские поверхности.

10.

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

11.

Решение комбинаторных задач

12.

Решение математических задач с помощью рассуждений.

13.

Математическая викторина.

14.

Решение комбинаторных задач

15.

Конкурс знатоков

16.

Проектная деятельность «Великие математики»

17.

Интеллектуальный марафон.

18.

Задачи, связанные со временем.

Список литературы

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2009

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007

Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2009

Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.

Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.

Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2012.

    Интернет – ресурсы:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru /

    Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html

    Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Кружки в начальной школе — Статьи на Pandaland

      Кружки в начальной школе направлены на всестороннее развитие детей. Главные задачи организации специальных кружков – выявление способностей у детей к разным видам деятельности. Преподаватели, ведущие тот или иной кружок в начальной школе, должны не только заметить талант ребенка в определенном направлении, но и создать все необходимые условия для гармоничного развития детских способностей. О том, в какие кружки в начальной школе можно записаться, что может заинтересовать именно вашего малыша, а также то, чем полезен тот или иной кружок в начальной школе, читайте в нашей статье.

      Кружки в начальной школе функционируют в нескольких направлениях. Среди мальчиков популярны спортивно-оздоровительные кружки, военно-патриотические, также большим спросом пользуются кружки с проектной деятельностью. Моделирование, проектирование, борьба и другие виды спорта – вот, что может привлечь будущих мужчин. Девочек больше интересуют кружки художественно-эстетического направления, речь идет о кружках ИЗО, лепки, театральном кружке, кружке ораторского искусства, вокала или хореографии. Научно-познавательные кружки в начальной школе привлекают как мальчиков, так и девочек.

      Также в школах предполагаются предметные кружки, это касается учеников начальной школы. Математический, лингвистический, исторический и другие кружки помогают детям углубить школьные знания и одновременно расширить кругозор.

      Во многих школах популярен такой кружок в начальной школе, как «Почемучка». Занятия в этом ключе нацелены на воспитание духовно-нравственных взглядов на жизнь. В некоторых образовательных учреждениях также функционирует экологический кружок. Посещая такие занятия, дети учатся рациональному отношению к природным ресурсам.

      Преподаватели кружков начальной школы стремятся создать все условия для самореализации учеников. Главная их цель – развить стремление узнавать что-то новое. После посещения кружков у детей должно проявиться желание узнавать что-то новое, искать и находить нужную информацию.

      Педагоги стремятся не только правильно обучать детей, но и наладить с ними психо-эмоциональный контакт, а также следить за тем, чтобы между детьми была дружественная атмосфера. Посещение кружка приучает детей к самостоятельности, инициативности, внимательности и многому другому.

      pandaland.kz

      Кружок для учащихся начальных классов: "Юный интеллектуал"

      Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.

      Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Уже в начальных классах нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.

      Программа кружка «Юный интеллектуал» рассчитана на учащихся 3-4 классов, которые обладают повышенной учебной мотивацией.

      Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).

      Курс занятий кружка рассчитан на 64 часа (по два академических часа в неделю) и разделён на три блока:

      Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:

      Название темы Количество часов
      1 БЛОК Занятия-треннинги по актуализации творческих способностей (24 часа)
      1. Вводное занятие. Беглость мышления. Подбор предметов в группу по их характерным признакам. 2 часа
      2. Творческое воображение. Изменение привычных вещей с помощью символичной разработки деталей. 2 часа
      3. Придумывание символов для понятий. Передача идей и мыслей при помощи символов. 1 час
      4. Семантическая беглость. Семантическая гибкость. 1 час
      5. Гибкость, точность и оригинальность мышления. Отражение идеи в образном виде. Создание композиции с определёнными целями. 2 часа
      6. Образная беглость и гибкость. Классификация образной информации разными способами. Оригинальности мышления и экспрессивность. 2 часа
      7. Вербальная беглость. Ассоциации. Создание выразительных рисунков в заданном контуре. 2 часа
      8. Оригинальность мышления. Вербальная беглость. Придумывание оригинальных историй. 2 часа
      9. Придумывание символов для понятий. Передача идеи и мысли при помощи символов. 2 часа
      10. Семантическая беглость и гибкость. 1час
      11. Работа с символической информацией для передачи сообщений. Поиск нестандартных стратегий. 2 часа
      12. Отражение идей в образном виде. Создавать композиции с определёнными целями. 2 часа
      13. Способность классифицировать образную информацию разными способами. 1час
      14. Вербальная беглость. Ассоциации. Создание выразительных рисунков в заданном контуре. 2 часа.
        Итого: 24 часа
        2 БЛОК. Логические рассуждения и умозаключения (математика)( 22 часа)  
      15. Анализ и синтез.
      • Найди существенное. Матрицы Равенна.
      • Узнавание предметов по заданным признакам.
      • Анаграммы и шифры.
      • Логические задачи.
      4 часа
      16. Сравнение. Суждение и умозаключение.
      • Магические квадраты.
      • Математические кроссворды.
      • Числовые горизонтали.
      • Хитрые подсчёты.
      • Головоломки с неповторяющимися цифрами.
      • Занимательные игры. Логические задачи.
      7 часа
      17. Аналогия и обобщение.
      • Понятия аналогии и обобщения.
      • Логические задачи.
      2часа
      18. Классификация.
      • Классификация по размеру, цвету, форме.
      • Логические задачи.
      3 часа
      19. Множество.
      • Элементы множества. Диаграмма Венна. Подмножество.
      • Пересечение множеств. Свойства пересечения.
      • Объединение множеств. Свойства объединения.
      • Логические задачи.
      5 часов
      20. Итоговое занятие. Олимпиада. 1 час.
        Итого: 22 часа
        3 БЛОК. Искусство слова и речи (русский язык) (22 часа)  
      21. Работа над словом. Многозначность слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. 1 час
      22. Переносное значение слов. 1 час
      23. Корень слова. Однокоренные слова.  Родственные слова и формы слов. 1 час
      24. Сказочные и иностранные языки. ВЫХОД: придумывание заданий со сказочными словами. 3 часа.
      25. Ребусы. Шарады. ВЫХОД: придумывание ребусов и шарад. 3 часа
      26. Волшебница анаграмма. Словарные цепочки. ВЫХОД: придумывание анаграмм, словарных цепочек. 3 часа
      27. Работа с фразеологизмами.
      • Фразеологические обороты и их употребление в речи.
      • Фразеологизмы-антонимы.
      • История происхождения некоторых фразеологизмов.
      2 часа
      28. Искусство речи.
      • Сочинение по данному началу.
      • Цветовые диалоги.
      2 часа
      29. Откуда пришли слова.
      • Этимология слов названий животных и растений.
      • Скатерть-самобранка.
      • Транспорт. Наш гардероб.
      • Кое-что о школе.
      • Слова не самые приятные.
      5 часов
      30. Итоговое занятие. Презентация творческих работ. 1 час
          Итого: 22 часа
          68 часов

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai