Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Урок путешествие в прошлое 3 класс литературное чтение конспект


Открытый урок по литературному чтению 3 класс

Дата: 10.03.17

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цель:  познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится», продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

Развивающая цель: развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений.

Воспитательная цель: продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «дружба». Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Подготовительная работа:

- сообщения учащихся о В.Ю. Драгунском и светлячках.

Оборудование:

Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Дети работают по карточкам буквенного лото.

- Назовите буквы, которые у вас остались не закрытыми.    

Называют буквы  р, у, с ,и.

2.Актуализация опорных знаний. Тема и цели урока

- Ребята, догадайтесь, как расставить эти буквы в данное слово, чтобы получилась фамилия писателя, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

На доске карточка  Д .аг .н .к .й.

-Кто догадается, поднимет руку и скажет мне фамилию автора.

-Прочитаем хором, что получилось.

Дети читают «Драгунский»

-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.

На доске открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг.

-Ребята, кто уже знаком с творчеством этого писателя?

-О писателе Викторе Драгунском вам расскажет Тютерева Диана.

Ученица рассказывает о биографии В. Драгунского.

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

-Рассказ, который мы будем читать, называется «Он живой и светится».

- Что вы знаете о светлячках?

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чём может быть этот рассказ.

Ученики высказывают свои предположения.

Опорные слова: ждал маму, самосвал, светлячок, променял.

3. Первичное восприятие текста.

1) Речевая разминка

- Прочитайте загадку шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

2) - А сейчас прочитаем рассказ, проверим, оправдаются ли ваши предположения. Приготовьте карандаш, чтобы отметить при чтении непонятные для вас слова. Приняли правильное положение для чтения и читаем по очереди.

-Ребята, мы прочитали рассказ, какие предположения подтвердились?

- А кто является главным героем рассказа?

-Этот мальчик и есть Денис Кораблёв.

- Ребята, работая над этим текстом, мы будем учиться давать характеристику героям, определим главную мысль рассказа

4. Работа над новым произведением.

–Итак, кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

-Ребята, когда вы читали рассказ, какие слова для вас оказались непонятными?

Дети называют слова : брынза, Гватемала. Барбадос, добрость.

- Значение, каких слов можете объяснить?

Учитель даёт толкование словам, которые остались не разобранными.

брынза – соленый сыр из овечьего молока

Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы

Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова

- А сейчас вам предстоит работав парах. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа отметьте плюсом.

Проверка проводится коллективно.

5. Анализ произведения.

-Ребята, сейчас мы снова поработаем с текстом.

-Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти  в тексте и прочитать соответствующий отрывок.

Учитель показывает три  иллюстрации: мальчики у песочницы, Дениска держит коробочку со светлячком, мама с Дениской. Ученики находит соответствующие отрывки, зачитывают их. После каждого отрывка проводится беседа.

 I отрывок.

- Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время?

II отрывок.

-Изменилось ли настроение Дениски? Что он чувствовал теперь?

III отрывок.

- Как отреагировала мама на поступок Дениски?

- Как вы поняли, почему же Дениска отдал самосвал за светлячка?

Физминутка

-Ребята, сейчас мы продолжим работу с текстом.

-На сколько частей можно разделить этот рассказ.

1. «Ожидание мамы".

2. "Новая игрушка Дениски»

3. "Живое чудо"

4."Лучше любого самосвала на свете", мама с Дениской

 I часть(чтение учащимися)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.  

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

II часть.

- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

Физминутка

3 часть

– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

6. Рефлексия. Подведение итогов.

-Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся.

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

7. Оценка работы класса. Д-з: читать , пересказывать

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….

  1. О чём думал мальчик, когда ждал маму?

А) где мама могла задержаться

Б) чем ему заняться

В) куда пропал его друг

  1. О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?

А) дать повозить самосвал по двору

Б) дать самосвал домой

В) дать немного поиграть

  1. Почему Дениска отказал другу?

А) это была самая любимая игрушка

Б) мама  не разрешала давать свои игрушки

В) это был подарок папы

  1. Как Мишка всё-таки получил самосвал?

А)  отобрал

Б) выменял

В) уговорил

Денис

любящий сын

готов прийти маме на помощь

дорожит подарками

терпеливый

Миша

завистливый

настырный

невежливый

нечестный

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению 3 класс

рок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"

Цели и задачи урока.

I. Образовательные:

1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»

-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.

II. Развивающие:

1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;

3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

III. Воспитательные:

-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

-передать красоту и музыкальность поэтической речи;

-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Вид урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  • Компьютер;

  • проектор, экран;

  • презентация MS PowerPoint «Чародейкою Зимою…»

  • музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима»;

  • учебники 2 класс под редакцией Л.Ф .Климановой «Литературное чтение»

Ход урока

I. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка- это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость. Садитесь.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

II.Актуализация знаний.

1.Дыхательная гимнастика.

- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. Подготовим голос к работе.

- вдох носом, выдох через рот;

- нюхаем цветок;

- тушим свечу.

2.Речевая разминка.

Работа с чистоговорками.

Ок – ок - ок- падает снежок.

Ип- ип- ип- слышу снега скрип.

Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.

III.Проверка домашнего задания.

Итак, сегодня - 17 декабря.

-Какое это время года по календарю?

-Подчинилась ли природа календарю?

-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?

-Чем вам нравится зима?

-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).

-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?

-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»?(волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)

- Какое произведение читали дома? Кто его написал?

-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?

Чтение вслух.

- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?

- Какие бы советы дали остальным ребятам?

- Какой отметкой оцените их чтение?

- Почему так?

IV .Самоопределение к деятельности.

Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.

V.Работа по теме урока.

1. Чтение учителем стихотворения

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

Понравилось вам стихотворение?

Что напоминает это стихотворение? (сказку)

Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

2. Чтение детьми:

шёпотом

в парах друг другу

Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

3.Словарная работа.

- Проведём словарную работу.

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

Ослепительная краса (красивая, блестящая)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

Мещет – мечет - от слова метать.

4.Чтение детьми вслух.

- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?

  • Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес -что? А в стихотворении - кто).

  • Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?

  • А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)

  • Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какойлитературный прием использовал автор? (олицетворение)

Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).

-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?

- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)

- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.

- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)

- Как вы себе представляете заколдованный лес?

- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)

- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)

- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.

- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)

- Красив ли этот лес?

- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)

- Как лес изменяется под лучами солнца?

- Знаете, что, ребята, меня поразило?

Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.

- Какую красоту можно назвать ослепительной?

- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)

  • Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)

  • Опутан, окован.

-О ком так говорят? (например: о пленнике)

-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).

-А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).

-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).

-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)

- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.

-Значит, какой он человек? (наблюдательный)

VI. Физминутка.

Все ребята дружно встали,

Все ребята дружно встали (выпрямиться).

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (присесть).

И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).

VII. Продолжение работы по теме урока.

- Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.

- Послушайте, как рассказал о зиме композитор. ( на усмотрение учителя)

Слушание музыки. (П.И.Чайковский.Декабрь)

- Подумайте, отличаются ли их рассказы?

- Что вы видите в них общего?

Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.

- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Какое чтение считается выразительным?

Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.

Прослушивание 3-5 учащихся.

Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.

После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?

Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.

- Прочитайте его имя. Запомните его.

Фёдор Иванович Тютчев

- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Развитие критического мышления».

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим

Планируемые результаты

Предметные:

Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.

Метапредметные:

А) Коммуникативные:

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

донесение своей и понимание чужой позиций, умение работать в группах, общаться в парах, вести диалог;

Б) Познавательные:

Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

узнавать жанр произведения по определённым признакам.

В) Регулятивные:

создать условия для определения цели деятельности;

развивать умение соотносить результат с целью;

формировать умение оценивать свои результаты.

Личностные:

учиться понимать особенности жизни в природе;

развивать эмоциональную сферу.

учить оценивать поступки, поведение героев произведения;

учить переживать всему живому на земле;

учить любить все вокруг себя.

Образовательные ресурсы: портрет В. Бианки; выставка книг писателя; раздаточный материал для учащихся, презентация.

Организационная структура урока

1

2

3

I.Организация начала урока

Проверяю готовность учащихся к уроку. Даю общую установку на урок. Приветствую обучающихся..

Сообщают о готовности к уроку (наличие учебни-

-Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной –

это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших

-Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Люби живое

-Сейчас я произнесу фразы, и если вы со мной согласитесь, то сделайте два хлопка:

…Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды совершить путешествие…

…Здравствуйте те, кто задумывался над тем, как нелегко бывает маленьким …

…Здравствуйте те, кто знает, как помочь тем, кто вокруг нас…

ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика указки). Определение самоготовности («настроен ли

я слушать учителя, воспринимать материал

урока»)

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа о писателе

Слайд

. слайд

слайд

- Я приглашаю к доске ребят с листочками, а вы подумайте о каком авторе прочитали стихи…

Слова раздаются хорошо читающим детям

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

- Кто услышал о каком писателе рассказали ребята?

(Виталий Валентинович Бианки)

Читаю о В.Бианки

Узнайте его на снимке

- Прочитайте слова. Выберите те из них, которыми можно сказать о Бианки.

Ученый, поэт, путешественник, писатель, краевед, учитель, рассказчик.

- Правильно, о Бианки можно сказать всеми этими словами. Конечно, поэт – это автор стихотворных строк, но поэтами называют и тех, кто пишет и прозаические выразительные произведения. Бианки работал и учителем, он много путешествовал, изучал природу родного края и писал о ней. В.В. Бианки - талантливый рассказчик, писатель..

На доске подсказка:

слайд

Знаток ( чего?)

Любит писать (о ком? о чём?)

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки помогал ребятам проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить. Писателю удалось найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

Выставка книг.

Читают стихотворение:

Штуцкая Оля

Станиславчик Данил

Тулай Надя

(Виталий Валентинович Бианки)

Все слова подходят

Мышь

На доске

До после

Неприязненное

жестокое

2.Работа с выставкой книг.

Слайд

( приём «До и После»)

Отгадайте, о каком животном идёт речь в загадке:

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки . (Мышь)

Как вы думаете о каком животном мы будем сегодня говорить?

- Что вы знаете о мышах?

-Что вы чувствуете когда произносят или видите мышь?

- А может ли мышь путешествовать?

Назовите тему урока

Высказывания предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

III. Осмысление

Слайд

- Рассмотрите страницы в учебнике, иллюстрации и названия глав, предположите какие события произойдут?

Ребята просматривают произведение, названия глав, иллюстрации.

Давайте перечислим названия глав…

(стратегия «Ключевые слова») по очереди на экране открываются слова..

1.МЫШОНОК

2.МОРЕПЛАВАТЕЛЬ

3.КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

4.НОЧЬ

5.ХВОСТ-ЦЕПЛЯЛКА

6.СОЛОВЕЙРАЗБОЙНИК

Ребята просматривают произведение, названия глав, иллюстрации

(На листочках)

Стадия осмысления

IV. Работа с текстом произведения.

Слайд

Стратегия “Чтение текста с остановками”.

Сейчас мы открываем 1 главу и начнём знакомиться с главным героем…с.73

Читаем 1 часть до слов «я её сейчас..»

– Что вы узнали из этой части?

Как вы теперь предполагаете, о чем далее пойдет речь?

Читаем дальше 2 часть до слов «и пошёл к берегу»

– О чем вы прочитали?

– Как будут далее развиваться события?

Прочитайте конец главы….

-Найдите иллюстрацию к этому отрывку. Что изображено на ней?

– Как вы думаете чем закончится рассказ?

- Какие чувства вы испытали?

-За кого переживали?

-Кто больше всего понравился из героев?

-При чтении главы, ребята, какие слова вызвали затруднение в значении слов?

Давайте разберём значения этих слов.

Посмотрите в словарик, который находится в конце учебника.

Прочитайте. ( 3 ученика)

Словарная работа:

порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны

извести – уничтожить, убить

рубнул - ударил ножом, срубил

Остальной текст читаю я

Стратегия “Чтение текста с остановками”.

V. Физминутка

Вверх рука и вниз рука

Потянулись мы слегка

Ножками потопали

Ручками похлопали.

Тест на усвоение содержания. (+правильный ответ – хлопок,

- неправильный ответ топнуть ногой)

Ребята пускали по реке лодочки? ( – топ)

Брат делал их из бумаги. ( – топ)

На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (+хлоп)

Мышонок был один и жил под камнем. ( -топ)

Он был серого цвета. (топ- )

Это был дикий мышонок. (хлоп)

Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (хлоп)+

Ребята решили убить мышонка. (топ) –

Спасибо, садитесь

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

VI. Работа в парах

VII.

Работа в группах

- Итак, мы прочитали сказку-несказку и сейчас поработаем в парах.

У вас на парте карточка, на которой написаны существительные, обозначающие черты характера. Ваша задача подчеркнуть слова,

Красной чертой – мальчик, синей чертой- девочка, а зеленой – мышонка.

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

- Поработаем в группах . Для работы группам даю следующие задания:

Задание: Составить3 вопроса

Вопросы: 1 ряд –мальчику

2 ряд – девочке

3 ряд - мышонку

- Каждой группе даю карточки - помогайки с «тонкими и толстыми» вопросами

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

Выступление групп.

- Приглашаю представителя 1 ряда ...

- Приглашаю представителя 2 ряда ...

- Приглашаю представителя 3 ряда ...

Идет взаимоопрос.

VIII.

Составление интеллектуальной карты.

Работа в паре

-Сейчас ждет нас новое задание и уже работать каждый будет индивидуально.

Для этого вы должны вспомнить что мы говорили о маленьком мышонке! Дадим характеристику маленькому путешественнику и воспользуемся для этого методом интеллектуальных карт т.е. мы нарисуем и расскажем. Этот метод для нас новый, поэтому будем работать все вместе. В середине листа бумаги я заранее изобразила главного героя произведения – мышонка Пика. Вокруг мышонка мы располагаем 5 главных слов, которые помогут нам раскрыть героя, рассмотреть его с разных сторон.

Внешний вид, характер, приключения, домик, пища.

Начнем работу с характера мышонка.

Посмотрите на доску и выберите из перечисленного те черты характера, которые можно отнести к мышонку.

(Добрый, осторожный, смелый, глупый, умный, злой, находчивый, самостоятельный).

Следующим пунктом опишем внешность мышонка. Подумайте в паре и вспомните, как он был описан автором в тексте?

(Малюсенький, розовый ротик, порезанное ушко, жёлтый, худенький, хвостик) Начало нашей интеллект карты заложено.

К следующему уроку вам необходимо будет заполнить оставшиеся пропуски. Карта поможет вам на следующем уроке дать характеристику главному герою т.е. рассказать о нем. Дома можно будет карту красочно оформить.

Составление карты

В середине листа бумаги мы заранее изобразили главного героя произведения – мышонка Пика. Вокруг мышонка мы располагаем 5 главных слов, которые помогут нам раскрыть героя, рассмотреть его с разных сторон. Внешний вид, характер, приключения, домик, пища. Начнем работу с характера мышонка.

IX.

Подведение итогов

- Когда я прочла данную сказку, то вспомнила пословицу.

- Прочитайте ее. Подходит ли она нашему главному герою мышонку?

«Невелика мышка, да зубок острый».

- Как вы ее понимаете?

- Чему нас хотел научить автор, показав, в сказке именно такого главного героя?

-Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.

- А наш урок подходит к концу. Ребята, скажите, пожалуйста, в нашем учебнике 5 глава последняя, а заканчиваются ли на ней путешествия мышонка? (нет, у нас в учебнике произведение дано в сокращении) –Если хотите узнать чем закончилось путешествие мышонка, возьмите в библиотеке книгу В.Бианки и прочтите до конца. Очень интересно!

X. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

• Сегодня будет задание творческого характера и на выбор:

  1. Напишите письмо мальчику. Попробуйте выразить свои мысли в этом письме: Какой совет бы дали? Прав он или нет?

  2. Найти эту сказку в библиотеке, прочитать ее до конца, подготовьте выразительное чтение понравившейся главы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

XI. Итог урока. Рефлексия

Возврат к приёму «До и после»

- Мы подводим итоги нашего урока.

– Зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку?

(Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.)

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Оценка деятельности.

Мне хочется, чтобы каждый из вас оценил сегодня свою работу на уроке.

-На столе у каждого из вас заготовлено 3 кораблика.

Поднимите одну из карточек, которые лежат у вас на столах и отметьте наш урок на паруснике, который поплывёт вместе с вами к дальнейшим знаниям.

- Урок понравился. Задания были понятны и трудностей не вызывали.(Зел.)

- Испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий. ( Крас.)

- Урок вызвал интерес и желание ещё раз повторить такую работу. ( Жёлт.)

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Любите живое, бережно относитесь к окружающему миру, помогайте слабым!!!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Прием На доске

До после

Неприязненное доброе

Жестокое сочувственное

Ресурсный материал к уроку

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

– Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов».

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О МЫШКЕ-МАЛЮТКЕ

«Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. В естественных условиях они встречаются на территории от Пиренейского полуострова до Тихого океана. Живут в лесостепной зоне, часто обитают на полях с зерновыми культурами, среди пойменных кустарников. Летом устраивают из растительных волокон шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела едва достигает 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых особей окраска шерсти тусклая, коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая.

Мышь-малютка окрашена ярче и разнообразнее других видов. Это изящное и симпатичное животное легко привыкает к новым условиям жизни, при этом ведет себя спокойно и миролюбиво. Для грызунов этого вида требуется просторная клетка, чтобы они могли свободно передвигаться и лазать. В рацион мышей-малюток должны быть включены насекомые и другие беспозвоночные, а также свежая зелень и зерновые корма».

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Ребята пускали по реке лодочки? (–)

2. Брат делал их из бумаги. (–)

3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (+)

4. Мышонок был один и жил под камнем. (–)

5. Он был серого цвета. (+)

6. Это был дикий мышонок. (+)

7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (+)

8. Ребята решили убить мышонка. (–)

ТЕСТ

Выберите правильный ответ.

1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?

а) Сказал мальчик; б) закричала сестренка; в) объяснил брат.

2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?

а) Рыболов-скопа; б) мышонок Пик; в) сорокопут-жулан.

3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.

а) Змея; б) скопа; в) щука.

4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.

а) Красивая птичка с розовой грудью;

б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

в) пучеглазый маленький лягушонок.

5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.

а) Колосок; б) молоко мыши-матери; в) теплый сок.

6. Что помогало мышонку отлично лазать?

а) Розовый ротик; б) хвост; в) ушко в крови.

7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?

а) Это сорокопут-жулан; б) это рыболов-скопа; в) большие белые чайки.

8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?

а) Хитрый «соловей-разбойник»; б) большие белые чайки; в) мыши.

9. Что понадобилось на самый большой кораблик?

а) длинная мачта; б) паруса из тряпочек; в) твердая кора.

10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.

а) наводнение; б) землетрясение; в) кораблекрушение.

11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.

а) его голую скользкую кожу;

б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

в) стадо перепуганных лягушат.

12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.

а) рыболов-скопа; б) «соловей-разбойник»; в) жулан.

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Глупость, осторожность, злость, доброта, настойчивость, терпимость, находчивость, ловкость, заботливость, рассудительность, любознательность, внимательность, уверенность, отчаянность, смелость, самостоятельность

Виталий Бианки

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Тема "Виктор Голявкин. "Никакой я горчицы не ел"

Цели: создать условия для:

  1. раскрытия смысла художественного произведения;

  2. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;

  3. воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.

Ход урока.

I. Орг. момент

У: Я улыбнусь вам,Вы улыбнетесь мне,Улыбнетесь друг другуИ мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Всё для всех

Каменщик строит жилища,Платье – работа портного.Но ведь портному работатьНегде без тёплого крова.Каменщик был бы раздетым,Если б умелые рукиВовремя не смастерилиФартук, и куртку, и брюки.Пекарь сапожнику к срокуСшить сапоги поручает.Ну а сапожник без хлебаМного ль нашьёт, натачает?Стало быть, так и выходит,Всё, что мы делаем, нужно.Значит, давайте трудитьсяЧестно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. 

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

- Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

  1. Виктор Голявкин – художник и писатель

  2. Сюжеты для рассказов брал из жизни.

  3. Героями чаще всего являются мальчики.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.

Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. 

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

Не хочет учиться.

IV. Работа с текстом.

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. 

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

1

Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

 

 

2

Шофер

Вздохнул и дальше пошел.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь.

3

Изобретатели

Удивление, обида, возмущение.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много непознанного. Познай!

4

Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

5

Строители

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Прогнали, накричали.

Знай правила безопасного поведения.

6

Кондуктор

Усталость, испуг, стыд, страх.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Тайное становится явным.

7

Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. 

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

Д: Первый.

VII. Домашнее задание по выбору.

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

VIII. Рефлексия. 

Виктор Владимирович Голявкин

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения 3 класс

10.02.2015

Литературное чтение 3 «Б» класс Кудрявцева Р.А.

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи: 1. Активизировать мыслительный процесс, уметь определять главную мысль произведения, расширить представления о жизни животных. Повысить мотивацию уч-ся через групповую работу. 2. Развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе. 3. Воспитывать доброе отношение к животным, понимать чужую боль, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Ход урока

I. Создание ситуация успеха.

Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

О ком же мы сегодня будем читать, узнаете, если вы решите этот кроссворд. А для этого нужно отгадать загадки.

II. Постановка учебной задачи.

Решение кроссворда. “Животные”

а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж)

б) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса Кто же это? (Лиса)

в) По горам, по доламХодит шуба да кафтан. (Овца)

г) Трав копытами касаясь,Ходит по лесу красавец,Ходит смело и легко,Рога раскинув широко. (Лось)

д) Он огромен, полосат,А вообще – то, кошке брат. (Тигр)

е) Меня по хоботу, ушамЛегко узнать и малышам. (Слон)

ж) Среди двора стоит копна,спереди вилы, сзади метла. (Бык)

ж) Кто зимой, забыв тревоги,Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.

- А вот про кого? Отгадайте!

Я – лучший сторож дома,

И с детства всем знакома. (Собака) 

2) Работа над стихотворениями 

1.

Жила-была собачка,По кличке Чебурашка, Курчавенькая спинка, Забавная мордашка Хозяйка к ней настолькоПривязана былаНа рынке покупалаКуриную печёнкуВ одно и то же времяКормила собачонкуА та жила в довольстве.

2.

Бедная собачка – бросили еёБедная собачка – где ее жильё?Злой хозяин, вредный, выгнал за порогПеред нею, бедной, нет уже дорог.

- Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!

Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)

Вопросы по тексту:

- Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

- Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

- Длина - 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, 

III. Физкультминутка

IV. Решение учебной задачи

1. Работа над рассказом “Лев и собачка”

а) беседа.

- Мы сегодня будем читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, 

Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, 

б) чтение рассказа.

- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

в) чтение вслух детьми.

д) Работа над содержанием рассказа.

- Ответы на вопросы

- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

- Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста.

- Выборочное чтение

- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

- Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)

- Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)

- Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)

- В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

- Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

- От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)

2. Творческое задание №1 (Задание по группам)

  • 1 группа. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.

  • 2 группа. Написать диалог собачки со львом (если би они умели говорить)

  • 3 группа. Написать сиквейн собачка

  • 4 группа Сочинить четверостишье про животных по рассказу.

  • 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу.

  • 6 группа. Собрать картинку и найти описание из текста.

Проверка.

3. Творческое задание №2 (работа в паре)

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

4. Проверка.

V. Рефлексия урока

- Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

- На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)

VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Что мне понравилось на уроке

Как я работал в группе

Что я хочу узнать

Сегодня я узнал

infourok.ru

Конспект урока литературы в 3 классе

Дата: 14.10.2014г.

Класс: 3 «Б»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Ы. Алтынсарин « Умный мальчик»

Цель урока: формирование функциональной грамотности высоконравственной и

патриотической личности школьника через его читательскую деятельность,

способность эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать

прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие

прочитанного в продуктивно-творческой деятельности, воспитать

нравственности

Оборудование : учебник, кластер, интерактивная доска, флипчарты, картинки из

произведении, мини библиотека

Ход урока: I. Организационно-мотивационный момент. Чтобы настроиться на рабочий

лад, давайте сделаем разминку. Так ребята встали соедините

ладошки и потрите. На что похож этот звук /Шорох листьев/. Теперь

похлопайте себя по бедрам. На что похож этот звук /шум дождя/. Теперь

помашем руками, как будто поднимается ветер и дерево шелестит свои кроны.

Давайте ребята теперь повторим заново. На какое время года это

похоже/Осень/. Давайте теперь улыбнемся осеннему дождливому дню и

проверим домашнее задание. Для начала я вам раздам "дерево Блоба", теперь

вы должны обозначить себя там , где вы находитесь по вашему мнению в

начале урока. А потом вы обозначите себя там где вы оказались в конце

урока, будьте внимательны.

II. Проверка домашнего задания: /выучить 10 строчек из сказки А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/

  1. С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

  2. Расскажите , что вы знаете о А.С. Пушкине

III. Новая тема: У каждого народа есть свои великие люди. Если для русского

народа А.С.Пушкин - великий поэт, то для казахского народа великим сыном

является Ы.Алтынсарин. Ребята знакома ли вам это имя? Знакомство с

автором. Ы.Алтынсарин родился 1841 г. в Кустанайской области. Рано

потерял своего отца, до восьми лет воспитывался у деда. Ы.Алтынсарин

замечательный казахский педагог и писатель, поэт. Он первый создал

алфавит, открывал школы для детей, писал для них учебники.

У него очень много произведении. Ребята давайте заглянем

в нашу мини библиотеку, здесь часть из многих произведении Алтынсарина.

Сегодня мы познакомимся с произведением Ы.Алтынсарина «Умный

мальчик» /запишите число и тему/

Работа с учебником. Ребята вы будете читать , следите друг за другом . Так

ребята давайте проанализируем это произведение. Вопросы: 1. О чем

говорится в этом произведении? 2.Что случилось в степи с человеком? 3. Чем

ответила змея на свое освобождения? 4. Что сделал человек для того чтобы

спастись от змеи? 5. Кого они встретили? 6. Что произошло дальше? 7. Как вы

думаете верблюд был прав? 8. Потом они встретили собаку, помогло ли это

человеку? 8. Почему? 9. Кого они встретили потом? 9. Как мальчик помог

человеку? Ребята мы часто говорим о добре и зле, о любви и ненависти .

Скажите , что такое добро?Что же хорошего , доброго сделали герои этой

сказки? Давайте поработаем в группах.

- Ребята вы разделены на 2 группы. Я вам раздам флипчарты , туда 1-ая группа

напишите что хорошего сделали Верблюд и Змея для человека, и что

хорошего сделал человек для них. 2-ая группа пусть напишет, что хорошего

сделали Фруктовое дерево и собака для человека и что хорошего сделал

человек для них. Даю вам 4 минуты, потом выйдете к доске и напишите. Так

ребята у вас получилось, что змея, верблюд, собака и фруктовое дерево

сделали больше добра для людей чем люди для них и это правильно?

Конечно нет, на добро нужно отвечать добром, значит нужно защищать и

любить окружающий мир.

IV. Ну ребята давайте подведем итог. 1. С каким автором мы познакомились?

2. С каким произведением мы познакомились? 3. Скажите вам понравился

этот рассказ? 4. Почему рассказ назван «Умный мальчик»?

- давайте ребята мы с вами применим новую стратегию +,-,! . Ребята ваши

листочки "дерево Блоба" перед вами, теперь вы должны обозначить себя

там где вы находитесь в данный момент.

- Ребята как вы думаете кто во время урока активно участвовал? Какую

оценку вы поставите ….? Имея в виду ваши оценки я подводя итог

выставляю вам оценки./ 5-ты был активен,4- тебе не хватило упорство, 3-

сегодня ты себя мало проявлял, надо быть активным/

V. Запишите домашнее задание . стр.51-52 прочитать и пересказ.

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению за 3 класс.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №152 г.Челябинска»

Зайнитдинова Алия Фархитдиновна г.Челябинск

Конспект урока литературного чтения за 3 класс

Конспект урока литературного чтения 3 класс по рассказу В.И. Белова «Малька провинилась»

Цель: познакомить учащихся с рассказом и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать у учащихся навыки выразительного чтения; прививать любовь к окружающей среде;

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться прогнозировать содержание рассказа; читать и воспринимать на слух произведение; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; подбирать в произведении слова характеризующие поступки героев;

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова; выставка книг В.И.Белова; презентация о творчестве писателя;

Ход урока

Регулятивные УУД: планируют свое действие в соответствие с задачей

Мотивационный момент

Речевая разминка

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами скороговорка. Сейчас мы с вами потренируемся прочитать данную скороговорку с помощью разных темпов речи. (быстро, медленно, грустно, весело)

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Читают скороговорку

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вам было задано приготовить продолжение нашего рассказа «Листопадничек» Давайте послушаем, как вы придумали продолжение рассказа.

Выступление учеников с домашней работой

Введение нового материала

Актуализация знаний

Посмотрите на выставку книг. Ответьте на вопрос рассказы, какого писателя вам предоставлены в нашей выставке? Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня знакомимся с вами на уроке?

Какие цели поставим на урок?

1. Познакомиться с творчеством В.И.Белова;

2. Прочитать рассказ «Малька провинилась»;

Скажите, пожалуйста, вы что - нибудь знаете о писателе Василии Ивановиче Белове? Давайте послушаем немного об этом писателе.

Слово об авторе

Писатель Василий Иванович Белов родился в октябре 1932 года в Вологодской области, в семье колхозников. В семье он был вторым ребенком. До школы читать его научил его родной брат Юрий. И уже с самого детства он прочитал множества книг. Учился наш поэт в Москве. И первым его произведением была повесть «Деревня Бердяйка». За свою жизнь писатель Василий Иванович Белов написал много рассказов, повестей. Ушел наш поэт из жизни в 2012 году.

В.И.Белов

Отвечают на вопрос учителя

Слушают учителя

Познавательные УУД: свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

Подготовка к чтению рассказа

Откройте учебник литературного чтения. Давайте посмотрим на название рассказа. Как вы думаете, о чем наш сегодняшний рассказ? Скажите, почему автор дал именно такое название рассказу? Посмотрите на рассказ, какие слова вам непонятны?

Словарные слова

Давайте разберем значения этих слов. Как вы понимаете слова шаромыжник и блудный.

Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Работают с учебником

Отвечают на вопросы учителя

Предметные УУД: осмысленно читают художественный текст

Физкультминутка

Давайте отдохнем.

Выполняют физкультминутку

Чтение рассказа учителем

Сейчас я начну читать рассказ, вы внимательно слушаете. Дальше мы с вами попробуем ответить на вопрос по нашему рассказу.

Выборочное чтение

(читают несколько учеников)

Скажите, что вы почувствовали при чтении этого рассказа? Назовите главных героев рассказа? Что произошло в доме Лидии? Найдите в тексте ответ на этот вопрос и прочтите его. Стремилась ли Малька защищать и охранять своих щенков? Скажите, как автор описывает негодование Лидии? Найдите в тексте ответ на данный вопрос? За что ругала Лидия Мальку? Почему Лидия называла щенят шаромыжниками? Какими качествами обладает Лидия? Как бы вы поступили на месте Лидии? Правильно ли поступает в рассказе Малька?

Отвечают на вопросы

Предметные УУД: анализируют объекты с выделением существенных признаков;

Постановка сценки по рассказу

Сейчас мы с вами попробуем поставить сценку по нашему рассказу. Мы с вами выберем главных героев и автора. Вам несколько минут, чтобы подготовиться. Итак, давайте начнем.

Ребята, какие вы молодцы!

Выбирают главных героев

Итог урока

С каким автор мы сегодня познакомились на уроке? Какой рассказ мы прочитали? Достигли ли мы с вами поставленных целей в начале урока?

Отвечать на вопросы

Предметные УУД: строят речевое высказывание

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. На доске перед вами дерево его нужно украсить листочками. Если вам понравился сегодняшний наш урок то листочек нужно прикрепить к веточкам дерева, если нет, то расположить ваш лист рядом с деревом. Спасибо за урок!

Оценивать свою работу

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения;

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ рассказа «Малька провинилась»

infourok.ru