Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Юрия Васнецова. Васнецов сказки иллюстрации


Колобок. Русская народная сказка. Рисунки Ю. Васнецова.

М., Детгиз Наркомпросса РСФСР, 1944. 8 c. с ил. Цена 2 р. 50 к. Тираж 50000 экз. В цв. издательской иллюстрированной обложке.

 

 

 

 

 

 

Юрий Васнецов в течение всей своей долгой творческой жизни вдохновлялся прежде всего образцами народной культуры, красочными картинами ярмарок, балаганов, народных гуляний, впервые увиденными в детстве: «Мне запомнились вятские игрушки, вербы, базары лошадей, дуги расписные, корзиночки, короба, расписные сани». Художник не сразу нашел свою тему и свою графическую манеру. Самые ранние работы — иллюстрации к стихотворению Д. Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» (1930) и к «Болоту» В. Бианки (1931)—свидетельствуют о напряженных поисках оригинальной оформительской стилистики, о попытках примирить особенности собственного мировосприятия с уроками Академии и Малевича. Примерно к середине 1930-х за Васнецовым прочно закрепляется амплуа сказочника. Его подход к этому жанру в высшей степени самобытен: в декоративных композициях обязательно присутствует элемент недосказанности; важную роль играет здесь орнаментика, заново сочиненная на основе исторических образцов; даже самые привычные бытовые вещи преображаются фантазией художника, поскольку «в сказке все должно быть по-другому». Мастер обращался и к русским народным сказкам («Репка», 1936), и к классике детской литературы («Конек-Горбунок» П. Ершова,1935; «Три медведя» Л. Толстого, 1935), и к произведениям К. Чуковского («Путаница», 1934; «Краденое солнце»,1936; «Пятьдесят поросят», 1936). Предельно простые и ясные по композиции, яркие и нарядные по колориту, полные озорной фантазии и наивной веры в реальность изображаемых событий, васнецовские иллюстрации созданы словно на одном дыхании, они вызвали к жизни немало поверхностных подражаний. Между тем органичное соединение фольклорных традиций и открытий современной эстетики требовало от графика величайшего такта и серьезных творческих усилий. Появлению каждого нового цикла предшествовала большая подготовительная работа. И творчество Васнецова, и его манера общения с коллегами часто вводили современников в заблуждение. «Мало кому известно, что вся жизнь художника была овеяна мятежным неспокойствием его души, он оставался скрытым для людей, видевших в нем милого весельчака и балагура». Мастер, никогда не порывавший с живописью, бывал беспощаден к себе, в десятках вариантов добиваясь нужного звучания цвета. Впрочем, трудности давали художнику дополнительный творческий импульс: «Я страшно люблю, когда у меня не выходит. Злость у меня такая, и могу работать без конца. Люблю такое рвение. У меня редко бывает, чтобы книжка получалась легко». Авторитет Лебедева был для его ученика непререкаем. «Эти разные и даже противоположные люди оказались связанными на всю жизнь. Холодный Лебедев полюбил Васнецова-художника. Их симбиоз для меня остается необъяснимым... Лебедев поработил мягкого Юру, сделал из него своего послушника. До старости Васнецов носил на одобрение своему учителю рисунки и книжки. Лебедев ревниво следил за всеми действиями своего подопечного и в последние годы жизни общался только с Васнецовым. Таким был союз двух несовместимостей».

Нашим библиофилам художник-график Юрий Васнецов известен прежде всего как иллюстратор книги Даниила Хармса о хорьке:

Васнецов, Юрий Алексеевич (1900—1973) — русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А.М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А.М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным. В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда — ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А.Е. Карева, А.И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца — за исключением влияния М.В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей - художников Н.И. Кострова, В.И. Курдова, О.П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию. В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33. В 1926—1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К.С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» — «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе : «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К.С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства. Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период : контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926—1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926—1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927—1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В.В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым — «Карабаш»(1929) и «Болото» В.В. Бианки (1930). В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С.Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С.Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П.П. Ершова, книги для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н.И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия». В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В.М. Ермолаевой и П.И. Соколова — по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры». В 1932—1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ — «Дама с мышкой», «Церковный староста», — возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева.

Некоторые исследователи ( Э.Д. Кузнецов, Е.Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника. В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941—1945). Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств. Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно… Народная, рыночная вышивка.

Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста. В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов). В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград. В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947—1948 гг. — Мельничного Ручья, в 1949—1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей. C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге. В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР. В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок». Живописные работы 1960-70- х гг. — преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти. Умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

www.raruss.ru

"Колобок", "Репка", "Теремок", "Волк и Лиса" (худ. Ю.Васнецов): shaltay0boltay

Моя племяшка очень любит ладные "мягкие" книжки на "меловке". К примеру, такие, как выпускают издательства "Мелик Пашаев" и "Акварель".

Подобные книжечки формата А4 я любовно называю "карамельки".

Когда у "Акварели" появились такие же "ляльки", но маленького формата, я их почему-то сразу окрестила "акварельки" :)

Первые "акварельки", которые я с удовольствием оставила в библиотеке - "Колыбельные" с иллюстрациями Елизаветы Васнецовой:

"Баю-баю-баюшки" - http://shaltay0boltay.livejournal.com/1039431.html"Сон да дрема" - http://shaltay0boltay.livejournal.com/1038532.html"Ходит сон по сеничкам" - http://shaltay0boltay.livejournal.com/1024307.html"Спи, Ванюша" - http://shaltay0boltay.livejournal.com/1021852.html

И вот теперь к ним прибавились сказки для малышни с рисунками Юрия Васнецова!

Хотя в "Озоне" и прочитала один отзыв: "Иллюстрации ужасные, вся серия не понравилась", на свой страх и риск решила всё-таки составить собственное мнение о творчестве художника :))))

Особенно приятно, что сделаны книги достойно, а цена очень даже бюджетная.

Не могу не упомянуть, что именно в последних 4 книгах (как раз их я и хочу показать) мне больше нравятся обложки, на мой взгляд, они стали более "цельными", перестало бросаться в глаза название серии, как было в предыдущих выпусках (на цветной "полосе" снизу).

"КОЛОБОК"("Акварель", 2013 год, художник Юрий Васнецов)

"РЕПКА"("Акварель", 2013 год, художник Юрий Васнецов)

"ВОЛК И ЛИСА"("Акварель", 2013 год, художник Юрий Васнецов)

"ТЕРЕМОК"("Акварель", 2013 год, художник Юрий Васнецов)

Серия "Жили-были"...

В "Озоне":

В "Лабиринте":

В "Read.ru":

В "Мy-shop.ru":

shaltay0boltay.livejournal.com

Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Юрия Васнецова: taberko

Продолжаю обзор стихов, сказок и потешек для самых маленьких с замечательными иллюстрациями Юрия Васнецова. В последнее время издатели радуют все новыми и новыми сборниками. 

Самое лучшее на сегодняшний день, а может и на любой другой день, издание "Краденого солнца" Корнея Чуковского - это книга с иллюстрациями Васнецова. О тексте говорить не приходится - Чуковского мы все любим и знаем с пеленок, а вот об иллюстрациях стоит сказать - в тандеме с Васнецовым его встречаешь не так часто, как хотелось бы. Сам Чуковский писал Васнецову: "Не могу и представить себе лучших иллюстраций к "Краденому солнцу", чем те, какие сделали Вы". Да и как их представить, если эти иллюстрации просто идеальные - и для взрослых, которых они окунают в детство, и для малышей, которым они его украшают.  Издательство Мелик-Пашаев в очередной раз выпустило шедеврального качества вещь, которую нужно не только читать, но и передавать по наследству.Если вдруг кто-то не купит, покажу всю книгу целиком.

Качество издания великолепнейшее - большой формат, мягкая ламинированная обложка, плотная мелованная бумага без бликов, изумительная печать и цветопередача, иллюстрации яркие и насыщенные, шрифт крупный и четкий. Всем рекомендую.

в "Лабиринте"Уже в продаже переиздание книги, которая была в детстве у каждого - "Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки". После первого издания в 1964 году книга выдержала еще несколько тиражей, в том числе на других языках, и признана безусловным шедевром мировой культуры. За эту книгу и книгу "Радуга-дуга" художник получил в 1971 году Государственную премию СССР.Издательством «Октопус» уже переиздавались и "Радуга-дуга", и "Ладушки". И если "Радуга-дуга" порадовала безмерно, то к "Ладушкам" были претензии. Так что пришлось купить ряд книг Амфоры серий «Бабушкины сказки», «Мои первые книжки» и «Школьная библиотека», чтобы получить полное содержание сборника, правда, без Колыбельной про кота. Зато теперь можно не волноваться. Октопус выпустил новый сборник в замечательном качестве и с оригинальной обложкой. У обладателей этой книги и "Радуги-дуги" вопрос наличия в детской библиотеке потешек и самых первых сказок для малышей целиком и полностью решен. Это две идеальные книги для самых маленьких слушателей и зрителей иллюстраций. Классические силуэты Васнецова, которые с пеленок развивают хороший художественный вкус и замечательные варианты всем известных прибауток - лучший выбор для первых книг ребенка.

Я сравнивала с книгами издательства Амфора, для сравнения можно также полистать целиком самое первое издание, выпущенное «Детской литеатурой» в 1964 году: http://bookgrafik.jino.ru/index.php/category/index.php?option=com_flippingbook&view=book&id=19:ladushki&catid=5:2012-03-27-12-19-30&tmpl=component

Качество издания на порядок лучше предыдущего, краски не яркие и не измененные, печать четкая, плотная белая офсетная бумага, удобный крупный шрифт, твердая оригинальная обложка. Глухие заливки фона по-прежнему никуда не делись, но общее впечатление от книги хорошее.

в "Лабиринте"Тем, кто еще не приобрел, очень рекомендую парную к "Ладушкам" книгу того же формата - "Радуга-дуга":в "Лабиринте"Азбука выпустила дорожную серию книжек-малышек с Васнецовым, по самой демократичной цене на свете. Для такой цены книги нормальные - небольшой удобный формат, мягкая ламинированная обложка, белоснежная не слишком тонкая офсетная бумага, очень крупный шрифт. Я купила в подарок малышам друзей, не сильно увлекающихся чтением детям, т.к. их не жалко "отдать на растерзание". Себе тоже взяли, поскольку некоторые произведения в других сборниках не встречаются и удобно брать в дорогу. Из минусов - издержки квадратного формата - странная верстка и кадрирование иллюстраций. Порезали их, одним словом. Из интересного - некорректная, но неяркая и неужасающая цветопередача, отличающаяся от всех других сборников, а также другие иллюстрации, которые мне лично очень любопытно сравнивать. Буду покупать всю серию.

7 книг серии:

taberko.livejournal.com