Программа внеурочной деятельности "Театр". Внеурочное театр
Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности по классу "Театр". Тема: "Театр рук"
Разделы: Внеклассная работа
Задачи:
- Познакомить с работой актеров, работающих с помощью рук.
- Закреплять знания о театрах, театральных профессиях.
- Воспитывать и прививать интерес к театральному искусству.
Оборудование: ширма для кукольного театра, сцена для пальчикового театра, пальчиковые куклы, видеоаппаратура.
Ход занятия
I. Организация.
Вход в класс под мелодию. Встать в круг.
Ай, тили-тили-тилиМы поутру в сад ходили (по кругу)Вот нас ... повстречал (называем имя)Как же он нас, привечал.
А вот так!
Как живешь? Вот так! (большой палец)А плывешь? Вот так! (показ)Как бежишь? Вот так!Вдаль глядишь? Вот так!Ждешь обед? Вот так!Машешь в след? Вот так!Утром спишь? Вот так!А шалишь? Вот так!
II. Разминка.
Дыхательная:
- Представить большую свечу, надо резким выдохом задуть. Набрать полную грудь воздуха – выдохнуть сразу весь на слог ФУ.
Много свечей – набрать воздух и долго выдувать на звуки ПФФФФ
Речевая – набрать много воздуха и проговорить четко скороговорку:
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Пальчиковая –
Пальчиковая игра "Перчатка"
Весёлая мышкаПерчатку нашла,(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлебаДала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
III. Введение в занятие.
- А кто мне скажет, куда мы сегодня попали? (театр)
По каким признакам вы это определили? (перечислить по оформлению)
(по зданию театра поговорить, чем оно само по себе выделяется- колоннами)
А сейчас мы сами вспомним и всем напомним, а кто еще не знает, познакомиться, что мы можем увидеть в здании театра
Далее вспомним, какие профессии можно встретить в театре.
А какие виды театров мы уже знаем? (на столе листочки – дети выбирают и приклеивают на доску по очереди)
Молодцы!
IV. Тема занятия. Проблемная ситуация.
Игра: Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают :
- Музыкально-драматическое произведение, в котором актеры поют. (Театр оперы)
- Как называется театр, в котором в спектаклях участвуют животные? (Театр зверей)
- Театр, в котором показывают заранее отснятое на кинопленку действие, называется... (Кинотеатр)
- Театр, в котором все действия показаны в красивом танце (Театр балета)
- Театр, в котором не видны актеры, а только куклы. (кукольный театр)
Из всех видов театров, которые у нас есть (на листочках на доске), как вы думаете, где в большинстве актерам нужны практически только руки? (Кукольный театр, театр теней, театр жестов)
А теперь откройте свои волшебные коробочки и сундучки, достаньте все, что там есть и подумайте, что это и для чего?
(в первом сундучке куклы, во втором и третьем – бумажные куклы для пальчикового театра. Дети рассматривают, примеряют и должны догадаться и объяснить про пальчиковый театр)
- Куклы для кукольного театра
- Куклы для пальчикового театра
Да, существует еще театр, в котором задействованы руки актеров , а даже вернее сказать пальцы – это пальчиковый театр. Куклы в таком театре могут быть разнообразные. Как вы думаете, что можно применить, чтобы получить куколку на пальчик и из чего таких кукол можно сделать? (перчатка, варежка, )
Показ картинок – слайды.
V. Практическая часть.
Настало время стать актерами нашего театра рук. Сегодня будут актеры театра и зрители, ведь зритель это тоже почетное звание. Зрителем нужно уметь быть. Вспомним правила поведения в театре.
Дети перечисляют правила поведения:
- не опаздывать на представление
- не шуметь
- оставить одежду в гардеробе
- не кушать во время представления
- не разговаривать по телефону и с друзьями
- награждать актеров аплодисментами
Итак, представления начинаются! (музыка между выходами)
Зрителей просим строго не судить – это наш дебют.
Каждая группа показывает со своими куклами маленькие сказки.
1 – “Кто раньше встает”.
2 – “Два барана”
3 – кукольный театр “Курочка Ряба”
VI. Заключение.
Театр это волшебство преображения, чуда, исполнения желаний. В каком еще театре нужна пластика рук? (театр теней)
Сейчас вы увидите красоту пластики рук и чудо преображения.
(видео Театр теней)
VII. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Я хочу протянуть вам свою руку – руку дружбы. Посмотрите на ладони – что можно на них рассмотреть если повертеть? (радость и печаль). Поднимите так ладонь, с каким настроением вы сейчас уйдете. Спасибо, давайте подарим руку дружбы нашим гостям.
До новых встреч!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Программа внеурочной деятельности "Театр"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
Программа рассмотрена на заседании методическое объединение учителейПротокол № ___от «__»_____2015г.
Согласовано
«___»________2015 г.
Заместитель директора по воспитательной работе
________/___________
Утверждено
Директор ________/_________
«__»_____________2015 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Театр»
Возраст обучающихся – 2 класс
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 68
Программу составила
учитель начальных классов
Степанова Светлана Олеговна.
Время: понедельник 14.00-16.00
2015г
Пояснительная записка
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить" его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во "вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.
Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа составлена на основе программы ИА. Генераловой «Театр» в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Цель программы:
-создание условий для развития личности ребёнка;
-развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
- формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
- привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
- ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится 2 часа в неделю. Данный курс включен в учебный план внеурочной деятельности, проводится во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
Развитие творческого потенциала личности.
Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
Развитие исполнительских способностей.
Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
Владение нормами достойного поведения в театре.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.
Регулятивные УУД
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Личностные УУД
Проявляют любознательность и желание активно познавать мир;
Уважают и принимают ценности культуры и общества;
Проявляют доброжелательность, умеют слушать и слышать партнера;
Предметные результаты
Познавательные УУД
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Знают виды и особенности театрального искусства.
Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
Содержание разделов программы
Раздел 1. Знакомство (2 ч)
Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я - Мы», с учителем, со школой. Школа театр Сравнительная характеристика: учитель- актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.
Раздел 2. Дорога в театр (6 ч)
Театр как здание. Театральный словарь: «премьера».
Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.
Раздел 3. В театре (7 ч)
Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».
Раздел 4. Как создаётся спектакль (4 ч)
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр - творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства - «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.
Раздел 5. Гномы играют в театр (5 ч)
Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.
Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (10 ч)
Актёр - творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» - чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».
Раздел 7. Делаем декорации (5 ч)
Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники- декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета.
Создание своих декораций.
Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (10 ч)
Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм - важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.
Раздел 9. В мастерской бутафора (8 ч)
Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».
Раздел 10. Делаем афишу и программку (7 ч)
Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».
Раздел 11. Урок-концерт (4 ч)
Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.
Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение
Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. - М. : АРКТИ, 1998.
Генералова, И А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. - М. : Баласс, 2012.
Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. - М., 1992. - С. 10-24.
Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1998.
Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. - М. : Педагогическое общество России, 2002.
Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Ка- раманенко. - М. : Учпедгиз, 1960.
Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. - СПб, 1997.
Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы / А.Д. Крутенкова. - Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр - творчество - дети» / Н.Ф. Сорокина. - М. : АРКТИ, 2002.
Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.
Учащиеся должны знать:
- особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
Должны уметь:
создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.
Способы определения результативности
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
п/п
Содержание
Теорет.
часы
Практ.
часы
Всего
часов
1
Знакомство
1
1
2
2
Дорога в театр
2
4
6
3
В театре
5
2
7
4
Как создаётся спектакль
2
2
4
5
Гномы играют в театр
2
3
5
6
Учимся актёрскому мастерству
4
6
10
7
Делаем декорации
2
3
5
8
Придумываем и делаем
костюмы
2
8
10
9
В мастерской бутафора
3
5
8
10
Делаем афишу и программку
4
3
7
11
Урок-концерт
-
4
4
Итого
28
40
68
infourok.ru
Программа "Театр" - внеурочная работа, прочее
Министерство образования Московской области
Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Давыдовская гимназия»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «Урок театра»
(дополнительные образовательные услуги)
Срок реализации программы – 1 год.
Программа дополнительного образования детей 8– 9 лет.
Составитель программы:
Саломатина Людмила Ивановна
педагог дополнительного образования
Программа составлена на основе программы «Театр» в начальной школе, авторы: И.А. Генералова, М: «Баласс»,- 2004.
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте нам представляется работа с учениками с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать школьный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
Действительно, мы – учителя - на практике убеждаемся в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над пьесой, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.
Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев, даже если речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками), богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше наши дети узнают о жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки.
Именно школьный й театр формирует базовые жизненные компетенции – сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность… Театр мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни – подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество.
Главной характеристикой этого возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, ибо это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей надо направлять на добрые дела – сострадание, терпение, сопереживание…
Именно в этом периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в мире ролевых игр, должен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности.
Социализация в самом общем ее определении— это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей.
Понятие социализации касается как результата, так и механизмов приобретения человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации индивида выступают семья, школа, общественные институты и организации, печать, радио, телевидение, система образования. Процесс социализации идет главным образом через общение людей друг с другом.
Программа ЮНЕСКО «Концепция образования XXI столетия» основной целью образования на современном этапе развития общества называет именно формирование социальных компетентностей.
Таким образом, социализация – это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в обществе. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
научаться чувствовать и понимать других людей;
приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Практическая значимость. Одной из особенностей курса «ТЕАТР» является постепенное усложнение материала и практического, и теоретического. Дети «путешествуют» по театральной программке от народных истоков возникновения театра и ролевых игр – импровизаций к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях. На занятиях используются как традиционные формы и методы театральной педагогики, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, создание презентаций, видеофильмов с выступлениями.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом занятии любого этапа обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластики, культуры и техники речи, раскрепощению, снятию агрессии. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Именно игра способна снимать зажатость, скованность, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Живая и увлекательная форма проведения занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогают ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель сам конструирует свое занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Примерная структура одного занятия выглядит так:1.Упражнения по развитию речи. (дыхательная гимнастика, правильное произношение звуков, упражнения для развития четкости, скорости и выразительности речи).2.Упражнения из раздела «Сценическое движение». ( направлены на развитие пластичности мышц тела, правильности осанки и улучшение общего физического состояния).3.Упражнения, развивающие память, внимание и логику мышления.4.Упражнения, развивающие реакцию и координацию движений.5.Игровой тренинг (игры, цель которых – снятие психологических комплексов у ребенка)6.Танцевальная разминка.7.Творческое задание. ( например, это может быть драматизация, то есть, разыгрывание по ролям сюжетов сказок; – упражнения-этюды на заданную тему).
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся
Задачи:
- развивающие
создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
формировать умения и навыки сценической культуры поведения
развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
- обучающие
научить основам психофизического тренинга;
научить основам верного дыхания;
научить оценивать сценические события;
познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.
- воспитательные
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;
воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
Организационные условия реализации программы
Программа составлена на 210 часов ( 6 часов в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 11-16 лет. В кружок принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:
принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)
принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)
принцип коллективизма ( способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
Реализации этих технологий помогают следующие формы:
Теоретические и практические занятия
Индивидуальные, групповые, коллективные
Театральные игры
Беседы
Тренинги
Экскурсии в театр
Спектакли
Праздники
Методы:
Репродуктивный
Иллюстративный
Проблемный
Эвристический
Наблюдение
Упражнение
Поощрение
Объяснение
Личный пример
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проходит в форме проведения интеллектуальной игры «Эрудит театрального искусства», театральных викторин, показа спектаклей, сценических миниатюр, участия в проводимых фестивалях по театральному искусству.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
Ожидаемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость.
Понимать личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут
Оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Метапредметные
Знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
Иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей.
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Выбирать вид чтения в зависимости от цели
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формулировать собственное мнение и позицию
Предметные
Необходимые сведения о видах жанрах театра, особенностях работы в разных жанрах
О способах разных театрализованных систем;
О театре и его видах
Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Понятия: «этюд», «оценка», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я ...».
Индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства.
№ п/п | Наименование разделов плана | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. 2. | Введение Основы театральной культуры | 1 15 | 1 5 | 10 |
3. | Культура и техника речи | 34 | 6 | 28 |
4. | Ритмопластика и хореография | 60 | 10 | 50 |
5. | Театральная игра | 40 | 4 | 36 |
6. | Работа над а)литературно-музыкальной композицией; б) спектаклем | 15 45 | 1 | 14 45 |
ИТОГO | 210 | 27 | 183 |
1.Вводное занятие
Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре.
Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральном кружке. Требования к знаниям и умениям.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
2.Основы театральной культуры
2.1. Зарождение искусства.
Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.
2.2. Театр как вид искусства.
Особенности театрального искусства. Отличие от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства.
2.3. Театр Древней Греции.
Представления в честь Дионисия. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра.
2.4. Русский народный театр.
Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра.
Театральные перекрестки Мурома. Ярмарочные представления. Создание профессионального театра. Любительские театральные общества.
2.5.Театр и зритель.
Этикет. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная.
2.6. Театральное закулисье.
Театральные профессии. Устройство сцены и зрительного зала.
2.7. Итоговое занятие.
3. Культура и техника речи.
3.1. Техника речи.
Строение голосового аппарата. Постановка дыхания. Специальные речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка, челюсти, губ.
Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона голоса. Полетность голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.
Скороговорки.
3.2. Работа над литературно-художественным текстом.
Орфоэпия.
Логико-интонационная структура речи.
Фольклор.
Стихосложение.
Сочинительство.
3.3. Итоговое занятие.
4. Ритмопластика.
Пластический тренинг.
Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация.
Коммуникабельность и избавление от комплексов.
Развитие индивидуальности.
Рождение пластического образа.
Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы.
Хореография
Развитие музыкального слуха и чувства ритма
Элементы классического и народного танца.
Танцевальные этюды, игры, танцы.
5. Актерское мастерство.
5.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Внимание. Воображение. Память.
Снятие зажимов и комплексов. Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
5.2. Сценическое действие.
Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия.
Упражнения и этюды. Виды этюдов.
Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».
Практическое овладение логикой действия.
5.3. Творческая мастерская .
Выбор драматического отрывка. Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.
Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей.
Конкурсно–игровые программы. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов.
5.4. Итоговое занятие
6. Работа над литературно-музыкальной композицией и спектаклем.
6.1. Выбор и анализ композиции, пьесы.
Работа за столом.
Чтение.
Обсуждение пьесы.
Анализ пьесы.
6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд.
Определение темы пьесы.
Анализ сюжетной линии.
Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт.
6.3. Анализ пьесы по событиям.
Анализ пьесы по событиям.
Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки.
6.4. Работа над отдельными эпизодами.
Творческие пробы. Показ и обсуждение.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
6.5. Закрепление мизансцен.
Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции в сценической выгородке.
6.6. Выразительность речи, мимики, жестов.
Работа над характером персонажей.
Поиск выразительных средств и приемов.
6.7. Изготовление реквизита, декораций.
Оформление сцены.
Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
Выбор музыкального оформления.
6.8. Прогонные и генеральные репетиции.
Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
6.9. Показ и обсуждение литературно- музыкальной композиции, спектакля.
Премьера. Творческие встречи.
Анализ показа спектакля, литературно-музыкальной композиции.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Введение (1 час) | теория | практика | примечание |
1 | Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности | 1 | |||
Основы театральной культуры (15 часов) | |||||
2 | Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства. Зарождение искусства. Русский народный театр. | 1 1 1 | 1 2 2 | тест | |
3 | Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…». Оформление и технические средства сцены | 1 | 3 | ||
4 | Культура поведения на сцене и в зрительном зале. |
kopilkaurokov.ru
Темы занятий | Кол-во часов | ||
| Знакомство с особенностями любительских занятий театром. | 2 | |
| Учебные театральные миниатюры. Театральный капустник | 10 | |
| Знакомство с особенностями пьесы сказки. Просмотр профессионального спектакля Репетиции пьесы-сказки. | 10 | |
| Представление пьесы (новогодней сказки) | 6 | |
| Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства. | 2 | |
| Чтение пьес и выбор постановочного материала. | 4 | |
| Просмотр профессионального спектакля. | 2 | |
| Репетиция пьесы (современной драмы). | 10 | |
| Премьера пьесы. | 4 | |
| Репетиции пьесы комедии | 10 | |
| Премьера пьесы комедии. | 8 | |
Итого | 68 | Дата | Колич. Часов | Тема занятия |
1 | 2 | Любительские занятия театром | |
| 14.09 | 2 | Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует. |
2 | 10 | Театральная миниатюра | |
| 21.09 | 2 | Актерский этюд. Наблюдение актера. Лаборатория актера и режиссера. |
| 28.09 | 2 | Учебные театральные миниатюры. Сказка «Теремок» |
| 05.10. | 1 | Типы персонажей в театральных миниатюрах. |
| 05.10 | 1 | Проблемные ситуации персонажа и способы решения. |
| 12.10 | 2 | Учебные театральные миниатюры. |
| 19.10 | 2 | Театральный капустник |
3 | 16 | Пьеса – сказка | |
| 26.10. | 2 | Просмотр профессионального спектакля. |
| 16.11 | 2 | Работа над новогодним спектаклем. |
| 23.11 | 2 | Работа над Новогодним спектаклем. |
| 30.11 | 2 | Работа над спектаклем «Теремок». |
| 7.12 | 2 | Работа над спектаклем «Снежная королева» |
| 14.12 | 2 | Работа над спектаклем «Снежная королева» |
| 21.12 | 2 | Работа над спектаклем «Снежная королева» |
| 28.12 | 2 | Премьера спектакля |
6. | 16 | Современная драма | |
| 28.12 | 2 | Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства. |
| 18.01 | 2 | Чтение пьес и выбор постановочного материала. |
| 25.01 | 2 | Просмотр профессионального спектакля. |
| 01.02 | 2 | Репетиция пьесы |
| 08.02 | 2 | Репетиция пьесы |
| 15.02 | 2 | Репетиция пьесы |
| 01.03 | 2 | Репетиция пьесы |
| 15.03 | 2 | Репетиция пьесы |
7. | 16 | Современная комедия | |
| 22.03 | 2 | Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии. |
| 05.04 | 2 | Репетиция пьесы комедии |
| 12.04 | 2 | Репетиция пьесы комедии |
| 19.04 | 2 | Репетиция пьесы комедии |
| 26.04 | 2 | Репетиция пьесы комедии |
| 10.05 | 2 | Репетиция пьесы комедии |
| 17.05 | 2 | Репетиция пьесы комедии |
| 24.05 | 2 | Премьера пьесы комедии |
doc4web.ru
Внеурочная деятельность "Театр" - Разное
95.61 КБ, 1310410.jpg Автор: Кулиева Индира Алимирзоевна, 6 Дек 2015
Внеурочная деятельность "Театр" разработал педагог Кулиева Индира Алимирзоевна 48 школа Приморского района г.Санкт-Петербург Тема:"Пасха-праздник праздников,торжество торжеств". Технология использования в обучении игровых методов. Цели:-дать понимание слова "Пасха"; -объяснить пасхальные народные приметы; -дать представления о пасхальных обрядах и обычаях; Оборудование: карнинки с пасхальными яйцами,крашенные яйца,краски кисточки, картон . Формирование УУД. Познавательные УУД: 1)Формируем умение самостоятельно рассуждать; 2)Формируем умение извлекать информацию из рассказа выступающего; 3)Формируем умение выявлять сущность ,особенности праздника. Коммуникативные УУД: 1)Формируем умение слушать и понимать других; 2)Формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленнми задачами; 3)Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: 1) Формируем умение определять цель деятельности; 2)Формируем умение определять успешность выполнения задания; 3) Формируем умение осуществлять позновательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1)Формировать умение определять самые простые ,общие для всех людей правила. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1)Воспитание нравственного чувства,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки; 2)Гражданско-патриотическое воспитание; 3)Воспитание трудолюбия ,способности к познанию; 4)Воспитание здорового образа жизни; 5)Эстетическое воспитание. Ход занятия. 1 этап. Актуализация. -Кто может сказать,что мы делали на предыдущем кружке "театр"? -кто скажет,а что вообще может быть на нашем кружке? -Проверим ,хорошо ли вы знаете наши праздники! Стихотворение"Пасха" Морозова В.(выступает ученик) 2 этап. Постановка учебной проблемы. -Что помогло вам сегодня определить ,о каком празднике идет речь,ведь я не показывала вам ничего? 3 этап. Совместное открытие нового знания. Есть хорошая примета:кто пасху отмечает в радостном настроении,тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах. Готовы поиграть? Игра называется "Кружись,кружись дольше". Бог сотворил мир за шесть дней,с воскресенья по субботу.Субботу же он посвятил отдыху.У первых христиан неделя начиналась с воскресенья .И лишь с тех пор ,как они стали отмечать Пасху раздельно от иудеев-неделя началась с понедельника.Для верующих Пасха-это окончание Великого поста,а для всех остальныххороший праздник.Этот праздник символизирует бессмертие Иисуса Христа.А еще ребята Пасху называют Великодень, а еще Светлое Воскресенье.Каждый год высчитанная по лунному календарю,Пасха попадает на разные числа(с конца марта по начало мая). Некрасов "О Пасхе"(выступает ученик) Пасхальные народные приметы: -на Пасху небо ясное и солнце играет-к хорошему урожаю и красному лету; -на Святой дождь-добрая рожь; -на Святой гром-к урожаю; -если на второй день Пасхи будет ясная погода-лето будет дождливое,если пасмурная-лето будет сухое. Главный обряд связан с яйцом-знаком возникновения новой жизни.Считалось,что от пасхального яйцаможет быть облегчение от любого недомогания.Если яйцо продержать от 3 до 12 лет,то потом им можно даже вылечить болезни. Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу речевками,говорилками,песенками.(выступают дети) Пасхальные обряды и обычаи.Всего Пасха празднуется 40 дней.В этот праздник люди прощают друг другу все обиды и злобы.Художники из народа расписывая крашенки,давали им поэтические названия:Бережок,Ветрячок,Княженка,Сапожки,Козьи ножки и тд.В некоторых местностях России к яйцу приклеиваются крылышки ,хвостик из цветной бумаги и тд. Пушкин о Пасхе(читает ученик). Существовал обряд "отпущения птиц на волю".Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их.И сами ловцы делали то же . Синички -сестрички(выступает ученик). На Пасху ,как и на рождество, было принято ходить по дворам и колядовать.Тех,кто в этом участвовал,называли волочебниками.Если хозяева скупились,,колядовщики выкрикивали обидные слова: кто не даст нам яйца-околеет овца;кто не даст нам пирог -околеет телок; хотите ,чтоб корова пала-,не давайте хлеба и сала. За Пасхой дни Светлой Седмицы.Надо заниматься благотворительностью.Даже государи посещали на Пасху больницы, тюрьмы,богадельни и тд., и давали им одежду, деньги,пищу. 4 этап. Применение нового знания. Хочется,чтобы вы все традиции не забывали.Особенно необходимо посетить бедных, больных, стариков,которых надобно угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество.Пусть и теперь будет в чести этот обычай. Пожалуй, теперь мы с вами все будем художниками и раскрасим яйца. 5 этап. Итог урока.Рефлексия. О каком празднике говорили? А теперь подумайте хорошо: что вы точно не забудете и всегда будете делать?(идеальный ответ-навещать пожилых людей.) Литература: Барская Н.Пасха:История праздника и его изображение в живописи//Юный художник,1995. Дюкрон А. Календарь и Пасха//За рубежом,1995. Шмаков С.А.Нетрадиционные праздники в школе.2005. Автор: Кулиева Индира Алимирзоевна
Похожие материалы
pedportal.net