Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты" (конспект+презентация). 2 класс русские народные песни конспект урока презентация школа россии
Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты" (конспект+презентация)
Русские народные инструменты
2-й класс
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации, применения их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательные:
Познакомить детей с тембрами русских народных инструментов (свирель, гусли, балалайка).
Сформировать новые умения, навыки, знания. Понятия: оркестр русских народных инструментов, партитура, партия.
Развивающие:
1. Развивать умение детей различать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного.
2. Выделить и показать в пластике отдельные инструменты.
3. Продолжить формирование слушательского опыта.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.
Тип урока: комбинированный урок
Методы: частично-поисковый, репродуктивный
Информационно методическое обеспечение: мультимедийное сопровождение.
Виды и формы контроля:
Наблюдение за пластикой во время звучания инструментов; прослушивание; пение по руке; дирижирование.
Проблема урока: Откуда появились и как звучат народные инструменты.
Прогнозируемые результаты:
умение распознавать духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду;
знать названия музыкальных инструментов (свирель, гусли, балалайка), своеобразие их интонационного звучания.
Повышенные знания, творчество:
умение определять тип народного инструмента;
ознакомить с работой по партитуре;
умение принимать участие в общем исполнении, элементах импровизации.
Ход урока
1.Организационный момент
Вход под музыку «Березка» русская хороводная песня (2 слайд «Березки», музыка хоровода). Приветствие.
У: Какая музыка вас сегодня встретила? Народная или композиторская? (Народная. Эта русская народная песня «Березка»)
3. Актуализация знаний, подготовка восприятия нового
У: Откуда зародилась музыка? Кто ее создавал? (Народ)
У: Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке. Как вы, думаете, кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала? (Музыкальные инструменты)
4. Изучение нового материала
У: Тема нашего урока «Русские народные инструменты» (4 слайд Тема урока «Русские народные инструменты»)
- Хотите узнать, откуда появились инструменты и как они звучат? (5 слайд «Музыканты»)
- На каких инструментах играют музыканты? (6 слайд Загадка)
- Послушайте стихотворение-загадку.
- Какой музыкальный инструмент получился из тростника? (дудочка, свирель) (7 слайд Пастушок)- Да, свирель. Очень древний русский народный духовой инструмент. На нем играли мальчишки, придумывали веселые наигрыши и веселили народ. Под музыку «Полянка», услышьте свирель.
(7 слайд звучит музыка «Полянка»)
- Почему в народе называют этот инструмент свирелью? (за звук, похожий на свист птиц)
- Прислушаемся еще к одному инструменту (8 слайд музыка «Былинные наигрыши»)
Ребята имитируют игру на гуслях
- Какой инструмент прозвучал? Узнали? (гусли) (8 слайд В.Васнецов «Гусляры»)
- К какому виду инструментов вы его отнесете? (струнный)
- Какой былинный герой играл на этом инструменте? (Садко) (9 слайд Загадка)
Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею,
Но я тружусь, я не лентяйка
Я озорная … (балалайка)
- Разглядите и послушайте голос этого инструмента (Звучит балалайка)
- Как же звучит балалайка? (весело, задорно, игриво)
- Давайте, мы исполним, мелодию подражая балалайке (Дети распеваются, имитируя звучание балалайки)
- Балалайка – популярный инструмент России, недаром про нее складывали загадки, сказки и, конечно, песни. Сейчас мы познакомимся с песней «Чудо-балалайка» композитора Зинаиды Роот (10 слайд Балалаешники ) (Ребята разучивают припев песни)
- Исполним песню целиком. (песня «Чудо-балалайка)
- Балалайка – озорной, веселый русский народный инструмент, без которого не обойтись в оркестре русских народных инструментов. (11 слайд Оркестр)Давайте, познакомимся с музыкальными народными инструментами и их голосом (11 слайд Инструменты+ музыкальное сопровождение)
- У каждого инструмента оркестра есть своя партия, которая записывается в общей партитуре оркестра. (12 слайд Партитура)
Партитура – распределение нотной записи для каждого музыкального инструмента.
6. Закрепление знаний с элементами обобщения
- Наш урок подходит к концу. С какими инструментами и новыми понятиями вы познакомились. Разгадаем музыкальный кроссворд. (13 слайд Кроссворд)
1. Распределение нотной записи для инструментов.
2. Большой коллектив музыкантов-исполнителей.
3. Русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.
4. Старинный русский народный струнный инструмент, на котором играл Садко.
5. Веселый трехструнный русский народный инструмент. (14 слайд Проверка)
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
Выполнить иллюстрацию русских народных инструментов.
9. Рефлексия
- Какой музыкальный инструмент и какая музыка понравились на уроке?
- Что понравилось? Что запомнилось?
infourok.ru
Литературное чтение 2 класс. Презентация на тему " Русские народные песни"
Устное народное творчество РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Презентацию выполнила учитель начальных классов
МАОУ « Школа № 21» Г. о. Балашиха
Орлова Наталия Александровна
.
Баю, кукла, баю-бай.
Завтра в школу маме.
Ты сегодня не играй,
Спи, не будь упрямой.
Спи, хорошая, усни –
Сон придёт весёлый,
Куклы – малые они
И не ходят в школу.
В нашей стране проживают люди разных национальностей: русские, татары, армяне, азербайджанцы и многие другие .
.
На земном шаре народов ещё больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы уже знакомы и ещё будете знакомиться .
.
Ты, рябинушка, раскудрявая… Ты когда взошла. Когда выросла?
Берёза, моя, берёзонька,
Берёзонька моя белая,
Берёза кудрявая!
А.Н.Толстой
«Русская обрядовая поэзия становила и укрепляла нравственный облик народа , была его исторической памятью, праздничными одеждами его
души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»
Изделия из хохломы
Дымковская игрушка
О чём пели наши предки?
Солнышко –вёдрышко,
Прогляни, посвети
На веточку зелёную,
На яблоньку высокую, На грушицу кудрявую, Берёзку кучерявую!
Изделия из берёзы
.
От слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам .
ЗАКЛИЧКИ
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!
ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).
.
.
Рефлексия
Сегодня на уроке
Я узнал …
Я научился …
Мне понравилось …
Я затруднялся…
Моё настроение…
multiurok.ru
Презентация " Русские народные песни" 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Народные песни Выполнила :ученица 2 класса “В” МБОУ «Средняя школа №12» Карпова Юлия Руководитель Коган О.В.
2 слайд Описание слайда:Содержание История происхождения народных песен . Что такое народные песни. Виды народных песен. Пестушка Колыбельная Частушка
3 слайдЗарождение народной музыки Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе – фолк-музыкой или музыкальным фольклором. Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.
4 слайд Описание слайда:Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки. В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ – анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.
Этапы революции народной музыки Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора. Первый этап касается древнейшего периода истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе – с другой. Второй этап развития народной музыки – Средние века, когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки. Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта – разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.
Значение : Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.
7 слайд Описание слайда:Виды народных песен: Пестушка Колыбельные Частушки Календарно обрядовые Свадебные Лирические
8 слайд Описание слайда:Пестушка Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая.
Свадебные СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ —песни, сопровождающие народный свадебный обряд. Происхождение свадебных обряда и песен очень сложное. В них заключаются пережитки глубочайшей старины и отпечатки позднейших эпох. Различные формы брака, последовательно сменявшие друг друга, до сих пор сохранили свои отражения в деревенской свадьбе и ее песнях.
13 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-312072
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок музыки во 2 классе. Школа России. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
МБОУ «Большегнеушевская СОШ» Рыльского района Курской области Музыка. 2 класс. Открытый урок по теме «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню». Проведён учителем первой квалификационной категории Мацаковой Надеждой Витиславной. 2017 год |
Планируемый результат:
Предметные результаты:
приобретение новых знаний в исполнительской и творческой деятельности;
развитие эмоционального отклика на исполняемые произведения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
знание русских музыкальных инструментов;
умение различать тембры инструментов русского народного оркестра;
приобретение навыков инструментального музицирования на материале фольклорных наигрышей и мелодий;
приобретение умений осознанно и эмоционально в музицировании относиться к музыкальному фольклору;
приобретение навыков и умений в воплощении музыкального образа в импровизации, сочинении.
Метапредметные:
Исследование многообразия жанровых воплощений музыкальных произведений;
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения классической музыки.
Личностные:
Выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
Воспитание потребности общения с музыкой, желания слушать ее и исполнять.
Музыкальный материал:
Г.Струве сл. К. Ибряева "Песня о России",
"Светит месяц" русская народная плясовая,
"Камаринская" русская народная плясовая,
"Калинка" русская народная песня (запись),
«Весёлый музыкант».
Ход урока
1. Музыкальное приветствие учащихся и учителя.
Учитель: "Здравствуйте, ребята!"
Дети: "Здравствуйте".
Учитель: "Прозвенел звонок"- звенит колокольчиком.
Дети: "Начинается урок!" -дети хлопают в ладоши.
3. Актуализация знаний.
-Повторяем ранее выученные песни. Послушайте отрывок. Что это за произведение?
-«Песня о России».
-О чем поется в этой песне?
-О нашей Родине.
- С каким чувством мы исполняем эту песню?
-С чувством любви к нашей Родине.
-Как правильно исполнять эту песню? Что значит петь выразительно? Выберите подходящие слова, записанные на доске (плавно, быстро, протяжно, распевно, игриво, подвижно, грустно, отрывисто, нежно, тревожно, задушевно).
- "Песню о России" - плавно, мелодию вести к опорным звукам, в припеве тянуть длинные нотки, правильно брать дыхание между фразами.
4. Определение темы урока. Постановка проблемы.
На столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.
-Как вы думаете, как связана исполненная нами в начале урока песня и эти инструменты?
-Мы пели о России, а здесь инструменты нашей Родины.
Учитель: как вы думаете, как будет называться новая тема урока?
-Русские народные инструменты.
-Назовите эти инструменты.
Учащиеся перечисляют названия инструментов.
-Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, разыгрыванию и разучиванию русских народных песен.
5. Открытие новых знаний.
Работа с учебником с.54-55 (чтение стихотворения Г. Серебрякова)
Отвечают на вопрос, поставленный в учебнике.
Слушание (восприятие) музыки.
Звучит плясовая русская народная песня "Светит месяц".
-Композиторская эта музыка или народная?
-Народная.
-Какие инструменты вы услышали?
-Мы услышали голоса балалаек, баяна, домр, трещеток.
-В каком характере звучит музыка?
-В радостном, веселом.
-Какие народные инструменты вы еще знаете?
-Гармонь, свирель, рожок, ложки.
-На развороте учебника стр.54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их?
-Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.
-Как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне "Светит месяц"? Изменяется ли она?
-Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому.
6. Вариационное развитие. Решение проблемы. Практическое задание.
-Вы правильно заметили, что мелодия повторяется несколько раз, но всякий раз изменяется, звучит по-разному в инструментах, в подголосках, такое построение называется вариационным.
-Выполним практическое задание. Мы разучим песню и затем разыграем её.
Разучивание песни «Веселый музыкант». Разыгрывание песни.
Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.
7. Ритмическое музицирование.
Детям раздаются ложки деревянные, колокольчик, трещетки. Дети ритмично музицируют во время прослушивания русской плясовой "Камаринская".
8. Разучивание и разыгрывание песни.
Звучит запись русской народной песни "Калинка".
-Как вы думаете, это композиторская или народная песня?
-Народная.
-Какому народу принадлежит эта песня?
-Русскому.
-В этой музыке, помимо жанра песни, есть еще и другой жанр. Жанр танец, а точнее пляска.
-Песня "Калинка" состоит из куплетов и припева. Чем отличаются куплеты от припева?
-Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.
-Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, чтобы показать русскую удаль, задор.
Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?
-Учащиеся размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песне - пляске.
9. Проверка знаний. Рефлексия.
Найди ошибку. Слова заранее выписаны на доске.
а) Русские народные инструменты - это балалайка, гармонь, ложки, скрипка, гусли.
б) "Светит месяц" - украинская песня - пляска, русская народная песня - пляска, французская песня - пляска.
в) шумовые инструменты - это ложки, бубен, трещетки, домра, балалайка, свирель?
С какими русскими народными песнями познакомился на уроке? ("Светит месяц", "Калинка", "Камаринская")
В какой песне используется вариационное развитие? ("Светит месяц")
10. Домашнее задание.
-Я прошу вас найти изображения русских народных инструментов и наклеить их на один лист. Или нарисовать их. Это и будет вашим домашним заданием.
Приложение.
Карточки для проведения рефлексии.
infourok.ru
Урок 2 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ | Поурочные планы по литературному чтению 2 класс
Урок 2 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
26.07.2013 14346 0Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество. Жанры»; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
Учитель сообщает детям, что первый урок чтения будет посвящен устному народному творчеству русского народа.
2. Актуализация опорных знаний.
1) На доске записана тема: «Устное народное творчество».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
2) Далее учитель должен показать учащимся многообразие и разносторонность русского фольклора. (Можно спросить у детей, с какими жанрами устного народного творчества они знакомы.) Это и песни, и потешки, и пестушки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
3. Работа над русскими народными песнями.
1) Беседа о русских народных песнях.
– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Желательно предложить детям прослушать музыкальную запись русской народной песни.)
2) Далее учитель читает детям песню «Береза моя, березонька».
– Как относится народ к березе?
– Какие слова подтверждают любовь к березе?
– С какой интонацией нужно читать эту песню?
3) Самостоятельное чтение учащимися песни «Ты, рябинушка, раскудрявая» (в парах). Сравнение с песней «Береза, моя, березонька».
4) Затем учитель сообщает о том, что с песнями люди обращались и к солнцу, и к дождю, и к ветру.
– Для чего они это делали, попробуйте догадаться сами.
5) Беседа о колыбельных песнях.
– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Такие песни называются … (колыбельными). Вспомните эти песни, напойте их. Как, с каким настроением, с какими чувствами надо их петь?
– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).
IV. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной русской народной песни (по выбору).
tak-to-ent.net
Конспекты уроков музыки 2 класс
Конспект урока музыки во втором классе
Учителя музыки Сидоровой Светланы Леонидовны
ГБОУ СОШ № 2044
Тема урока: раздел: «День полный событий». «Танец. Танец. Танец»
Место урока в системе уроков: текущий
Цель урока: Показать многообразие танцевальных жанров на примере: Камаринской, Трепака, Гопака, Бульбы, Лезгинки, Вальса, Полонеза, Польки.
Задачи урока: Закреплять понятие жанр, лад, метр, доля, мелодия. Развивать у детей умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о ней. Развивать творческие способности: внимание, воображение, фантазию, музыкальный кругозор. Способствовать воспитанию люби к инструментальному исполнению. Умению работать в коллективе и уважительному отношению ко всем участникам образовательного процесса.
Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации знаний.
Методы: Объяснительно – наглядные.
Формы организации учебной деятельности: Групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук.
Литература: «Музыкальная литература», В.Владимиров, А.Лагутин. «Музыкальная литература», Д.Сорокотягин, «Музыкальная литература», И.Прохорова
Содержание
Со звонком учащиеся входят в класс, встают около своих парт.
Учитель: Музыкальное приветствие в мажоре. Прозвенел звонок, начался урок, здравствуйте!
Учащиеся: Здравствуйте.
Учитель: Садитесь. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Танец». Что же это такое в вашем понимании?
Учащиеся: Движения под музыку.
Учитель: Я полностью с вами согласна. Действительно, танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу танец тесно связан с бытом, тем, что каждого из нас окружает. Танцы по – своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Разнообразие же танцев родилось из характера народа, его жизни и образа знаний. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. И так, начинается наше путешествие в страну танцев с камаринской – это русская народная пляска, веселого, задорного характера. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер.
Звучит «Камаринская», р.н.п
Учитель: Ребята, какой характер исполнения этого танца? Какой музыкальный инструмент сопровождает его на протяжении всего звучания?
Учащиеся: Веселый, озорной, звучит балалайка.
Учитель: Правильно, характер задора и веселья, а вот музыкальное сопровождение основывается на звучании балалайки, гармонике, дудке. Теперь я предлагаю вам немного посостязаться между собой в изобретательности и мастерстве.
Под музыку «Камаринской» учащиеся выполняют танцевальные движения «ковырялочка». Садятся за парты.
Учитель: Следуя дальше, я предлагаю вам остановиться еще на одном русском народном танце, который называется - трепак. Как и камаринская, он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но если камаринской свойственна лукавая грациозность, юмор, то в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости. Давайте послушаем музыку этого танца внимательно.
Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского
Учитель: Что объединяет эти два танца и чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся: Они веселого характера, энергичные.
Учитель: Конечно характер и настроение, вы правы. А еще к концу танца, как это бывает в народных плясках, темп стремительно нарастает. Кажется, что заключительные аккорды прерывают танец в самом его разгаре.
Пришло время нам с вами отправиться в Украину, где зародился танец под название Гопак. Что же это за танец? Гопак – украинский народный танец удалого, веселого характера. Он имеет подвижный темп и двухдольный размер. В основу танца положена мелодия украинской народной песни «На бережку у ставки». Давайте внимательно послушаем и определим, какой танец рисует нам музыка?
Звучит украинский народный танец «Гопак»
Учитель: Кто мне сможет ответить на вопрос?
Учащиеся: Танец начинается сдержанно, но постепенно разгорается, становится все более энергичным и задорным. В музыке мы слышим плавные кружения, прыжки, притопывания и присядку.
Учитель: Предлагаю вам сейчас показать в своих движениях эти особенности.
Звучит украинский народный танец «Гопак», учащиеся исполняют танцевальные движения: полочка и выбрасывание ног вперед. Дети садятся за парты.
Учитель: Продолжаем наше путешествие, которое ведет нас прямо в Белоруссию, где немало увлекательных плясок создал белорусский народ. Очень популярны в Белоруссии такие танцы, как лявониха, крыжачок, бульба. Особенно большой любовью пользуется бульба. Это танец в быстром темпе, двухдольном размере, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу. Слова, которые получили распространение с мелодией бульбы, имеют шуточное содержание. В них воспевается обыкновенная, хорошо всем знакомая картошка:
Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной
Иль в мундире запеченой.
Давайте сейчас послушаем музыку этого танца.
Звучит белорусский народный танец «Бульба»
Учитель: Какое настроение дарит нам музыка этого танца?
Учащиеся: Она легкая, изящная.
Учитель: Вы правы, настроение легкости и полетности, где – то присутствует напоминание музыки веселой польки.
Следуем дальше. Следующая наша с вами остановка на Кавказе. Что же это такое?
Учащиеся: Кавказ – это местность, обнесенная горами.
Учитель: Правильно, живет там кавказский народ, который очень любит свой национальный танец – лезгинка. Таней этот очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется с мягкой грациозностью. При этом быстрые, энергичные движения присуще пляске мужчин, а плавные – женщинам. Давайте послушаем музыку этого танца, и постараемся услышать женскую и мужскую партию исполнения.
Звучит Лезгинка
Учитель: А теперь я попрошу всех встать в круг, который составляет основу этого танца.
В центр мы попросим выйти солиста (выходит желающий), который будет исполнять характерные для этого танца движения.
Звучит музыка Лезгинки, учащиеся танцуют, затем садятся за парты.
Учитель: Вот и подошло время нам с вами заглянуть в далекую Европу, где с давних пор известен вальс. Свое происхождение вальс ведет от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В 19 веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна. Давайте с вами послушаем ее и определим, какая она.
Звучит вальс из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок».
Учащиеся: Музыка вальса веселая, выразительная.
Учитель: Совершенно верно, она имеет всего одну тему, которая звучит несколько раз на протяжении пьесы. Давайте теперь пригласим на вальс пару наших одноклассников, которые передадут через движения все настроение и красоту этого танца.
Звучит вальс из оперы Вебера «Волшебный стрелок», пара одноклассников танцует, затем садится за парту.
Учитель: Остальным вальсам свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным среди слушателей. Всем известно, что вальс всегда присутствовал на балах, как парный танец. Но не стоит забывать и полонез – польский национальный танец, торжественный, величавый танец – шествие. Его музыкальный размер также трехдольный, но движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной, первой доле такта. Композиторы создавали полонезы как самостоятельные инструментальные пьесы, и охотно включали их в свои оперы и балеты. Сейчас мы с вами послушаем полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки
Звучит полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какой музыкальный язык этого танца – шествия?
Учащиеся: Торжественный, строгий, гармоничный.
Учитель: Совершенно верно, все пришедшие гости на бал следовали под музыку полонеза строго, торжественно, неторопливо. Вот и мы сейчас с вами попробуем представить себя на балу.
Под музыку полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки учащиеся парами движутся по классу, садятся за парты.
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие танцы вы исполняли в детском саду?
Учащиеся: Польку.
Учитель: Правильно. А вы знаете, что полька – это чешкий танец живого, бодрого характера. Польке свойственны задор, юмор. Музыкальный же размер польки две четверти, темп – подвижный, иногда даже быстрый. К жанру польки обращались в своем творчестве многие композиторы, в том числе и Сергей Васильевич Рахманинов. Давайте послушаем музыку его польки.
Звучит полька С.В.Рахманинова
Учащиеся: Музыка этой польки веселая, жизнерадостная, полетная.
Учитель: Правильно, эта полька захватывает своей жизнерадостностью и искрящимся весельем. Основная тема танца легкая и изящная. Давайте теперь вспомним основные движения этого танца и исполним их.
Звучит полька С.В.Рахманинова, учащиеся выполняют танцевальные движения, садятся за парты.
Учитель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну танца. Сегодня мы с вами услышали много танцевальной музыки, вспомнили и разучили характерные движения отдельных танцев. Убедились, что танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально – театральных сочинениях. А самое главное – сделали вывод, что танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.
Музыкальное прощание в миноре: Прозвенел звонок, кончился урок. До свиданья.
Учащиеся: До свиданья.
infourok.ru
Презентация по чтению Русские народные песни . 2 кл. "Школа России"
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ русские народные песни.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Презентацию составила Вурдова Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» пгт.Усогорск Республики Коми
2 слайд Описание слайда:Баю, кукла, баю-бай. Завтра в школу маме. Ты сегодня не играй, Спи, не будь упрямой. Спи, хорошая, усни – Сон придёт весёлый, Куклы – малые они И не ходят в школу.
3 слайд Описание слайда:Расшифруйте тему урока Русские народные песни рfуiссlкwqиzdеvnнjаgрsоfдuнfdыswеyvпdеsсfнrиz
4 слайд Описание слайда:В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие.
5 слайд Описание слайда:На земном шаре народов ещё больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы уже знакомы и ещё будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.
6 слайд Описание слайда:Как вы думаете, о чём пели наши предки? Что для них было самым важным? Урожай, погода, природа. А.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
7 слайд Описание слайда:Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размер- енную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связан- ным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»
8 слайд Описание слайда:Какие погодные явления влияли на урожай?
9 слайд Описание слайда:ЗАКЛИЧКИ От слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. По поверьям, 22 марта, в день весеннего равноденствия прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну; и люди отмечают Сороки или Заклички весны. На Сороку «окликали весну», пели песни, пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков).
10 слайд Описание слайда:ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).
13 слайд Описание слайда:Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.
14 слайд Описание слайда:Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал(а) … На этом уроке я похвалил(а) бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня сумел(а) …
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-053048
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru