Конспект урока по Окружающему миру «Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца» 4 класс. 4 класс вращение земли вокруг своей оси и ее движение вокруг солнца


Урок "Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца"

Урок "Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца"

 Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день  ночью и сформировать понятие  о смене времён года.

 1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

 3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

1.       Организационный момент .

    Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле - Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть  текст  и составить синквеин  о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство  Солнца с другими звёздами?

- Какое значение имеет Солнце для жизни  на Земле?

- Что было бы  с нашей планетой без Солнца ?

- Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

  Вступительное слово учителя.

 На прошлом  уроке  мы с вами  узнали , что Солнце – источник тепла и света  для всего живого на земле. А сегодня  на уроке мы с вами увидим , как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле  сменяются день и ночь.  Страница №1

Практическая работа.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится  прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается  вокруг Солнца).

- А что ещё заметили?  (Земля вращается  сама).

- Земля вращается вокруг своей  оси , и Солнце освещает  сначала одну сторону , а затем другую.

Вывод . Там где  солнечные лучи  освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь. Страница №2

- Вы открыли  тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и  вращается вокруг своей оси.

 Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

- Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей  имеет вращение Земли вокруг своей оси?

3. Физкультминутка  танцевальная физ.минутка  «Времена года»

 

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

 Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

 Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года. В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето. Страница №3-4

 

4.  Работа учебником

    (Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

- Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

- Бывает ли такое  положение  Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

- От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

-  Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное  и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина  таких перемен заключена  в движении Земли вокруг Солнца.

 

   6. Итог урока.

- Что происходит на Земле  из-за вращения  её вокруг своей оси ?

- Почему Солнце по-разному  освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один  полный  оборот  вокруг Солнца?

Найди правильный ответ .Страница №5

 

1. Одна шестая часть суток составляет...

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

2.В трёх сутках ...

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с>240c, б)7 мин30с>730с

в)2суток<12 ч

7. Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

Домашнее задание.

Прочитать текст .

Исследовательская работа.»Почему  многие  восточные народы  празднуют Новый год(Наурыз)22 марта?»

 

    

 

Просмотр содержимого документа «Урок "Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца" »

Урок "Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца"

 Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день  ночью и сформировать понятие  о смене времён года.

 1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

 3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

1.       Организационный момент .

    Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле - Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть  текст  и составить синквеин  о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство  Солнца с другими звёздами?

- Какое значение имеет Солнце для жизни  на Земле?

- Что было бы  с нашей планетой без Солнца ?

- Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

  Вступительное слово учителя.

 На прошлом  уроке  мы с вами  узнали , что Солнце – источник тепла и света  для всего живого на земле. А сегодня  на уроке мы с вами увидим , как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле  сменяются день и ночь.  Страница №1

Практическая работа.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится  прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается  вокруг Солнца).

- А что ещё заметили?  (Земля вращается  сама).

- Земля вращается вокруг своей  оси , и Солнце освещает  сначала одну сторону , а затем другую.

Вывод . Там где  солнечные лучи  освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь. Страница №2

- Вы открыли  тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и  вращается вокруг своей оси.

 Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

- Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей  имеет вращение Земли вокруг своей оси?

3. Физкультминутка  танцевальная физ.минутка  «Времена года»

 

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

 Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

 Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года. В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето. Страница №3-4

 

4.  Работа учебником

    (Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

- Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

- Бывает ли такое  положение  Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

- От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

-  Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное  и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина  таких перемен заключена  в движении Земли вокруг Солнца.

 

   6. Итог урока.

- Что происходит на Земле  из-за вращения  её вокруг своей оси ?

- Почему Солнце по-разному  освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один  полный  оборот  вокруг Солнца?

Найди правильный ответ .Страница №5

 

1. Одна шестая часть суток составляет...

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

2.В трёх сутках ...

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с240c, б)7 мин30с730с

в)2суток

7. Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

Домашнее задание.

Прочитать текст .

Исследовательская работа.»Почему  многие  восточные народы  празднуют Новый год(Наурыз)22 марта?»

 

    

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца" 4 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Окружающему миру "Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца" 4 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Ленино-Кокушкинская СОШ

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4-б классе на тему:

Солнечная система.

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Учитель первой кв. категории Низамова А.Т.

Октябрь 2008 год

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

- Нас с вами ждёт интересный урок.

- Вы боитесь трудностей?

- К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

- Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

- Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

2) – Как же образовалась Солнечная система?

- Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, - звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.

3) Фильм «Образование Солнечной системы»

4) Рассказ детей о планетах

- Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

- Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера - 222 земных дня

Земля - ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

3. Физкультминутка

- Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

- Земля вращается вокруг Солнца (И)

- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

- В високосном году 365 дней (Л)

- В Солнечной ситеме 9 планет (И)

- На Венере есть жизнь (Л)

- Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

- Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

- Чем это можно объяснить?

5. Практическая работа

- Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

6. Итог

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

docbase.org

Вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца

Разделы: Начальная школа

Цель: расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Задачи:

  • Обучающие: – Систематизировать ранее полученные знания. – Узнать, какие изменения происходят при вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
  • Развивающие: – Развивать умения работать с дополнительной литературой. – Развивать умения обобщать, делать выводы; умения аргументировать свою точку зрения
  • Воспитывающие: – Воспитывать любовь к планете, на которой живем.

 Оборудование: учебник, тетрадь, компьютеры, теллурий.

Мотивация (работа над высказыванием).

Один мудрец однажды сказал: “ Не для школы, а для жизни мы учимся!”

– Как вы понимаете эту мудрость.

I. Проверка домашнего задания

– О чем мы вели разговор на прошлом уроке? (О Вселенной и о Солнечной системе.)

1. Проверка домашнего задания, разгадываем кроссворд. (Работа с компьютерами, презентация.)

Во время разгадывания кроссворда дети рассказывают о планетах.

2. Дополнительный материал по планетам. (Сообщения детей.)

Сатурн – большая планета, состоит из газа. Его диаметр в 9 раз больше диаметра Земли. Полосы, которые можно наблюдать на поверхности Сатурна, это длинные слои облаков. Окружающее его кольцо очень тонкое. На самом деле это сотня маленьких колец, прилегающих друг к другу. Они состоят из частиц льда и камня. У него 18 спутников.

Уран похож на Сатурн и Юпитер. Правда, он намного меньше. Из всех планет Уран имеет наиболее наклоненную ось вращения. У Урана 15 спутников. Но 10 из них настолько малы, что пришлось отправлять к планете космический аппарат, чтобы их увидеть.

Нептун – самая маленькая из планет – гигантов. Его диаметр в 4 раза больше диаметра Земли. У Нептуна есть спутники, самый большой из них – Тритон. Его поверхность покрыта льдом. На этой планете есть темное пятно величиной с Землю. Это циклон.

Плутон – наиболее удаленная от Солнца планета. Она покрыта льдом. Там очень холодно (– 210 градусов). Спутник Плутона – Харон отбрасывает тень на ледяную поверхность планеты.

Венера всегда окутана облаками, удерживающими тепло. На ее поверхности очень высокая температура, более 450 градусов. Тяжелая атмосфера Венеры состоит из ядовитых газов. На планете нет ни растений, ни животных. Только горы и вулканы.

Поверхность Марса покрыта кратерами всевозможных размеров. Красный цвет планеты объясняется тем, что в ее почве содержится много окислившегося железа. У Марса есть 2 маленьких спутника   – Фобос и Деймос. Это каменные глыбы неправильной формы. Летающие лаборатории изучили грунт планеты. Обнаружили следы воды и углекислого газа.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. В нем уместилось бы 1330 планет, равных по размеру Земле. Это сгусток газа, у которого нет грунта. Вокруг Юпитера вращается 12 спутников. Они состоят из каменистой породы и льда. На Юпитере красуется огромное красное пятно, вызывающее интерес астрономов на протяжении 400 лет. В наши дни известно, что это постоянно бушующий циклон.

3. Работа со словарем. (Выясняем значение слова “ астроном”)

– Какое слово у нас получилось в кроссворде. (Астроном)– Кто такой астроном?

II. Знакомство с темой урока, постановка учебных задач.

– Прочитайте тему сегодняшнего урока. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

(Вспомнить, почему происходит смена времен года, дня и ночи и т.д.)

1. “ Мозговой штурм”.

– Вспомните, что вы знаете о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. (Записываю ответы детей на доске.)

2. Теперьвсе наши знания мы должны привести в систему и дополнить тем, что еще не знаем.

– Что такое земная ось? Она действительно существует? – Что происходит при вращении земли вокруг своей оси? (Смена дня и ночи.) – За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (24ч.)

(Демонстрация на теллурии.)

Вращается земля вокруг своей оси с запада на восток. (Против часовой стрелки.) Полный оборот она совершает за 24 часа (за сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. Солнце может одновременно освещать только одно полушарие, другое находится в тени. В освещенном полушарии – день, а в затемненном – ночь. По мере вращения земли ее освещенная сторона уходит в тень, а темная наоборот освещается.

– Что такое глобус? (Модель Земли.) – Ось глобуса имеет наклон потому, что наклонена воображаемая ось планеты Земля. – Куда же она направлена? (Северный конец воображаемой оси направлен всегда в одну сторону космоса: на Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.)

3. За какой промежуток времени Земля делает оборот вокруг Солнца? (За год, 365 дней, 6 часов, 9 минут, за 4 года из часов и минут набегают лишние сутки – високосный год.)

– Что же происходит в это время на Земле?

– Из-за наклона оси Земля, двигаясь вокруг Солнца, поворачивается к нему то одним, то другим полюсом. Когда к Солнцу обращена околополярная область Северного полушария(в котором мы живем), то оно больше освещается и нагревается Солнцем, чем Южное. В это время в Северном полушарии – лето, а в Южном – зима. И наоборот…Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси в БОЛЬШИНСТВЕ районов земного шара происходит смена времен года. – Почему я сказала “ в большинстве районов”? Разве у нас на Земле есть места, где не происходит смена времен года? (На экваторе.) – Чем это можно объяснить? (Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Посмотрите рисунок на стр. 57.На нем видно, как солнечные лучи падают на Землю вблизи полюсов. Они как бы скользят по поверхности и слабо нагревают Землю, “ рассеиваясь” по большой поверхности. А на экваторе лучи падают на Землю почти отвесно. Мы знаем, что нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца над горизонтом. В области экватора Солнце стоит высоко над горизонтом в течение всего года, поэтому земная поверхность получает большое количество солнечного тепла . здесь царит вечное лето и нет резкой смены сезонов года.)

III. Закрепление.

1. Тест (на компьютерах)

  • Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за а) 12часов б) 24 часа
  • В каком направлении происходит вращение земли вокруг своей оси а) с востока на запад б) с запада на восток в) с севера на юг
  • Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене а) времен года б) дня и ночи
  • В каком районе Земли не происходит смены времен года? а) на северном полюсе б) на экваторе в) на южном полюсе
  • Сколько дней в високосном году? а) 365 б) 366 в) 367

Оценить работу учащихся. (Результаты теста и работа на уроке.)

Резерв: задание в тетради с. 13, зад 20, 21, 22. (Записаны на доске.)

IV. Итог урока. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке? – Оцените сегодняшний урок. Перед вами звезды. Чем больше у них лучиков, тем больше баллов вы даете за урок. Раскрасьте нужную звезду.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси :: SYL.ru

Наша планета находится в постоянном движении. Вместе с Солнцем она перемещается в космосе вокруг центра Галактики. А та, в свою очередь, движется во Вселенной. Но наибольшее значение для всего живого играет вращение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Без этого движения условия на планете были бы непригодными для поддержания жизни.

Солнечная система

Земля как планета Солнечной системы по расчетам ученых сформировалась более 4,5 млрд лет назад. За это время расстояние от светила практически не изменялось. Скорость движения планеты и сила притяжения Солнца уравновесили ее орбиту. Она не идеально круглая, но стабильная. Если бы сила притяжения светила была сильнее или скорость Земли заметно уменьшилась, то она бы упала на Солнце. В противном случае она рано или поздно улетела бы в космос, перестав быть частью системы.

Расстояние от Солнца до Земли делает возможным поддержание оптимальной температуры на ее поверхности. В этом немаловажную роль играет и атмосфера. Во время вращения Земли вокруг Солнца меняются времена года. Природа приспособилась к таким циклам. Но если бы наша планета была отдалена на большее расстояние, то температура на ней стала бы отрицательной. Очутись она ближе – вся вода бы испарилась, так как столбик термометра превысил бы точку кипения.

Орбита вращения Земли вокруг Солнца

Путь планеты вокруг светила называется орбитой. Траектория этого полета не идеально круглая. Она имеет эллипсность. Максимальная разница составляет 5 млн км. Самая близкая точка орбиты к Солнцу находится на расстоянии 147 км. Она называется перигелием. Земля ее проходит в январе. В июле планета находится от светила на максимальном отдалении. Наибольшее расстояние – 152 млн км. Эта точка называется афелием.

Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца обеспечивает соответственно смену суточных режимов и годовых периодов.

Для человека движение планеты вокруг центра системы незаметно. Это из-за того, что масса Земли огромна. Тем не менее каждую секунду мы пролетаем в пространстве около 30 км. Это кажется нереальным, но таковы расчеты. В среднем считается, что Земля находится от Солнца на расстоянии около 150 млн км. Один полный оборот вокруг светила она делает за 365 дней. Пройденное расстояние за год составляет почти миллиард километров.

Скорость вращения Земли вокруг Солнца

Точное расстояние, которое наша планета проходит за год, двигаясь вокруг светила, составляет 942 млн км. Мы вместе с ней движемся в пространстве по эллиптической орбите со скоростью 107 000 км/час. Направление вращения – с запада на восток, то есть против условной часовой стрелки.

Полный оборот планета завершает не ровно за 365 дней, как принято считать. При этом проходит еще около шести часов. Но для удобства летоисчисления это время учитывают суммарно за 4 года. В итоге «набегает» один дополнительный день, его добавляют в феврале. Такой год считается високосным.

Скорость вращения Земли вокруг Солнца непостоянна. Она имеет отклонения от среднего значения. Это связано с эллиптической орбитой. Разница между значениями наиболее проявляется в точках перигелия и афелия и составляет 1 км/сек. Эти изменения незаметны, так как мы и все окружающие нас предметы двигаются в системе координат одинаково.

Смена сезонов

Вращение Земли вокруг Солнца и наклон оси планеты делает возможным смену времен года. Это меньше заметно на экваторе. Но ближе к полюсам годовая цикличность проявляется больше. Северное и Южное полушария планеты обогреваются энергией Солнца неравномерно.

Двигаясь вокруг светила, они проходят четыре условные точки орбиты. При этом поочередно два раза в течение полугодичного цикла они оказываются к нему дальше или ближе (в декабре и июне – дни солнцестояний). Соответственно в месте, где поверхность планеты прогревается лучше, там температура окружающей среды выше. Период на такой территории принято называть летом. В другом полушарии в это время заметно холоднее – там зима.

Спустя три месяца такого движения с периодичностью в полгода планетарная ось располагается таким образом, что оба полушария находятся в одинаковых условиях для обогрева. В это время (в марте и сентябре – дни равноденствия) температурные режимы приблизительно равны. Тогда, в зависимости от полушария, наступают осень и весна.

Земная ось

Наша планета – это вращающийся шар. Движение ее осуществляется вокруг условной оси и происходит по принципу волчка. Опираясь основанием в плоскость в раскрученном состоянии, он будет удерживать равновесие. Когда скорость вращения ослабевает, волчок падает.

Земля упора не имеет. На планету действуют силы притяжения Солнца, Луны и других объектов системы и Вселенной. Тем не менее она выдерживает постоянное положение в пространстве. Скорость ее вращения, полученная еще при формировании ядра, достаточна для поддержания относительного равновесия.

Земная ось проходит через шар планеты не перпендикулярно. Она наклонена под углом 66°33´. Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца делает возможным смену сезонов года. Планета «кувыркалась» бы в пространстве, если бы у нее не было строгой ориентации. Ни о каком постоянстве условий среды и жизненных процессов на ее поверхности не было бы речи.

Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг Солнца (один оборот) происходит в течение года. За день на ней сменяются день и ночь. Если посмотреть на Северный полюс Земли с космоса, то можно увидеть, как она вращается против часовой стрелки. Полный оборот она совершает приблизительно за 24 часа. Этот период называют сутками.

Скорость вращения определяет быстроту смены дня и ночи. За один час планета оборачивается приблизительно на 15 градусов. Скорость вращения в разных точках ее поверхности различна. Это происходит из-за того, что она имеет шарообразную форму. На экваторе линейная скорость составляет 1669 км/час, или 464 м/сек. Ближе к полюсам этот показатель уменьшается. На тридцатой широте линейная скорость уже будет составлять 1445 км/час (400 м/сек).

Из-за осевого вращения планета имеет несколько сжатую с полюсов форму. Также это движение «заставляет» отклоняться перемещающиеся предметы (в том числе воздушные и водные потоки) от первоначального направления (сила Кориолиса). Еще одним важным следствием такого вращения являются приливы и отливы.

Смена дня и ночи

Шарообразный объект единственным источником света в определенный момент освещается только наполовину. Применительно к нашей планете в одной ее части в этот момент будет день. Неосвещенная часть будет скрыта от Солнца – там ночь. Осевое вращение дает возможность сменяться этим периодам.

Кроме светового режима изменяются условия обогрева поверхности планеты энергией светила. Такая цикличность имеет важное значение. Скорость смены световых и тепловых режимов осуществляется сравнительно быстро. За 24 часа поверхность не успевает ни чрезмерно нагреться, ни остыть ниже оптимального показателя.

Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси с относительно постоянной скоростью имеет определяющее для животного мира значение. Без постоянства орбиты планета не удержалась бы в зоне оптимального обогрева. Без осевого вращения день и ночь длились бы по полгода. Ни то ни другое не способствовало бы зарождению и сохранению жизни.

Неравномерность вращения

Человечество за свою историю привыкло к тому, что смена дня и ночи происходит постоянно. Это служило неким эталоном времени и символом равномерности жизненных процессов. На период вращения Земли вокруг Солнца до определенной степени оказывает влияние эллипсность орбиты и другие планеты системы.

Другая особенность – изменение продолжительности суток. Осевое вращение Земли происходит неравномерно. Выделяют несколько основных причин. Значение имеют сезонные колебания, связанные с динамикой атмосферы и распределением осадков. Кроме того, приливная волна, направленная против хода движения планеты, постоянно его тормозит. Этот показатель ничтожен (за 40 тыс. лет на 1 секунду). Но за 1 млрд лет под действием этого продолжительность суток увеличилась на 7 часов (с 17 до 24).

Следствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси изучаются. Данные исследования имеют большое практическое и научное значение. Их используют не только для точности определения звездных координат, но и для выявления закономерностей, которые могут влиять на процессы жизнедеятельности человека и природные явления в гидрометеорологии и других областях.

www.syl.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца" 4 класс

Ленино-Кокушкинская СОШ

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4-б классе на тему:

Солнечная система.

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Учитель первой кв. категории Низамова А.Т.

Октябрь 2008 год

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

- Нас с вами ждёт интересный урок.

- Вы боитесь трудностей?

- К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

- Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

- Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

2) – Как же образовалась Солнечная система?

- Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, - звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.

3) Фильм «Образование Солнечной системы»

4) Рассказ детей о планетах

- Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

- Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера - 222 земных дня

Земля - ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

3. Физкультминутка

- Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

- Земля вращается вокруг Солнца (И)

- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

- В високосном году 365 дней (Л)

- В Солнечной ситеме 9 планет (И)

- На Венере есть жизнь (Л)

- Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

- Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

- Чем это можно объяснить?

5. Практическая работа

- Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

6. Итог

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

doc4web.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца" 4 класс - VEKOR.RU

Ленино-Кокушкинская СОШ

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4-б классе на тему:

Солнечная система.

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Учитель первой кв. категории Низамова А.Т.

Октябрь 2008 год

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

— Нас с вами ждёт интересный урок.

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

2) – Как же образовалась Солнечная система?

— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.

3) Фильм «Образование Солнечной системы»

4) Рассказ детей о планетах

— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

— Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера — 222 земных дня

Земля — ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

3. Физкультминутка

— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

— Земля вращается вокруг Солнца (И)

— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

— В високосном году 365 дней (Л)

— В Солнечной ситеме 9 планет (И)

— На Венере есть жизнь (Л)

— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

— Чем это можно объяснить?

5. Практическая работа

— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

6. Итог

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

vekor.ru

Конспект урока по Окружающему миру «Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца» 4 класс

Ленино-Кокушкинская СОШ

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4-б классе на тему:

Солнечная система.

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Учитель первой кв. категории Низамова А.Т.

Октябрь 2008 год

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

— Нас с вами ждёт интересный урок.

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

2) – Как же образовалась Солнечная система?

— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.

3) Фильм «Образование Солнечной системы»

4) Рассказ детей о планетах

— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

— Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера — 222 земных дня

Земля — ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

3. Физкультминутка

— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

— Земля вращается вокруг Солнца (И)

— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

— В високосном году 365 дней (Л)

— В Солнечной ситеме 9 планет (И)

— На Венере есть жизнь (Л)

— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

— Чем это можно объяснить?

5. Практическая работа

— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

6. Итог

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

www.alllessons.ru