Урок-игра и презентация по предмету Технология по теме "Изготовление фартука", 5 класс. 5 класс технология фартук


Урок по теме "Моделирование фартука", 5-й класс

Разделы: Технология

Цель урока: Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления фартука. Научить проводить подборку деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки; развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Наглядные пособия: фильм мультимедиа, технологическая карта моделирования фартука.

Оборудование, инструменты и приспособления: фигурка девочки из картона, линейка, карандаш, ножницы, бумага, ткань, клей, кружево, лента, нитки, шаблон фартука М 1:4.

Ход урока.

1. Повторение и сообщение познавательных сведений.

Вопросы:

  1. Для чего снимают мерки?
  2. Как записывают мерки?
  3. По какой мерке определяют размер изделия?
  4. По каким признакам определяют долевую и уточную нить ткани?

2. Объяснение нового материала.

На основе типовой выкройки можно изготовить красивый фартук любой модели.

 

Для этого необходимо изменить форму деталей фартука и применить отделку – в этом и заключается моделирование одежды.

 

Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:

  1. Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.
  2. Конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.
  3. Технолог – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.

Работа любого модельера начинается с формулы:

“для кого – для чего – из чего” [1]

Так как одежда создается для человека и поэтому она должна отвечать реальным требованиям.

Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.

А вот фартук для работ по дому и для учащихся можно изготовить различной формы и с применением отделки из кружева, ленты, вставок, тесьмы, вышивки. Ткани лучше использовать натуральные (хлопок, лен), гладкоокрашенные или с рисунком. Они воздухопроницаемы, гигроскопичны, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данному виду одежды.

При изменении линий фартука, необходимо помнить, что форма деталей не должна быть разной: если нижняя часть имеет полукруглую, треугольную, или прямоугольную форму, то карманы, или нагрудник должны иметь ту же форму.

 

Правила моделирования.[1]

  1. Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причем она должна совпадать с одной из красок ткани.
  2. Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
  3. Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или серым цветом.
  4. Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

 

3. Практическая работа.

Задача: Изготовить модель фартука.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы необходимо познакомиться с правилами по технике безопасности при работе с ножницами и тканью.

Правила техники безопасности при работе с тканью.[2]

  1. Хранить иголки и булавки в определенном месте.
  2. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками.
  3. Шить иголками только с наперстком.
  4. Ножницы хранить в чехле.
  5. Не откусывать нитки зубами, а отрезать ножницами.

Последовательность выполнения практической работы.

 1. Используя лекало фартука М 1 : 4 , на бумаге нанесите контурные линии фартука.

 

2. Согласно выбранной модели, нанесите модельные линии будущего фартука.

 

3. Сделайте выкройку новой модели фартука.

 

4. Наложите полученную выкройку на ткань, сложенную вдвое по долевому сгибу, лицевой стороной внутрь.

5. Обведите контур выкройки, отложите припуски на обработку срезов, выкроите фартук.

6. Подогните низ нижней части фартука и боковые срезы кармана, нагрудника.

 

7. Пришейте тесьму на нагрудник и карман, сделайте из тесьмы бретель.

 

8. Пришейте карман к нижней части фартука.

 

9. Выкроите пояс (разметку делайте на ткани), сложите по длине вдвое, так чтобы срезы были на одной стороне, сметайте.

10. На нижней части фартука по линии талии сделайте складки, наложите пояс, совмещая его с серединой фартука, приметайте и пришейте.

11. Удалите нитки сметывания, отутюжите.

 

12. Готовый фартук наложите на фигурку девочки, боковые срезы нижней части и концы пояса закрепите с обратной стороны фигурки девочки клеем.

13. Фигурку с фартуком наклейте на плотный лист бумаги или картона и сделайте надпись “Моделирование фартука”.

 

14. Оценка работы. (Учащиеся демонстрируют свои изделия, размещая их на стенде).

Список литературы.

  1. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология. 5 класс” В.Д. Симоненко. Часть I. / Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112с.
  2. Ю.К. Недоступов “Охрана труда в образовательных учреждениях” Часть II, издание 10(дополненное), УПЦ “Талант”, 2005.

Приложение здесь!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Конструирование и моделирование фартука" 5 класс

План-конспект урока по теме:

«Конструирование и моделирование фартука»

5 класс

Пояснительная записка

Тип урока: комбинированный.

Место урока по теме: заключительное по теме занятие.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, модельный.

Цель урока:

Научить выполнять расчёт и построение чертежа основы фартука с отрезным нагрудником, познакомить учащихся с основами моделирования фартуков.

Задачи:

  • Научить выполнять расчёт отдельных элементов чертежа фартука по формулам.

  • Обучить построению чертежа фартука в масштабе 1:4 с помощью масштабной линейки закройщика.

  • Познакомить учащихся с основными приёмами моделирования фартука.

  • Воспитывать и развивать эстетический вкус и чувство стиля при моделировании швейного изделия.

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся путём практического моделирования.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

  • правильного снятия мерок,

  • расчётных формул элементов чертежа,

  • демонстрации последовательности построения чертежа фартука,

  • примерами основных приёмов моделирования фартука.

  • Инструкционные карты (для каждого ученика) с формулами для расчёта отдельных элементов чертежа. (Приложение 2)

  • Образец построения чертежа фартука (для каждого ученика). (Приложение 3)

  • Масштабные (М 1:4) линейки закройщика (для каждого ученика).

  • Компьютерные тесты с автоматическим подсчётом количества правильных ответов. (Приложение 4)

  • Графические заготовки - шаблоны для моделирования. (Приложение 5)

  • Карточки с вариантами моделей фартуков (Приложение 6).

  • Компьютер (операционная система Windows XP Professional), проектор и экран.

Доминирующая деятельность: — практико-ориентированная.

Использование межпредметных связей: — с математикой, с ИЗО.

Форма организации учащихся на занятии: — сочетание индивидуальной и

групповой форм.

Время занятия: — 90 мин. (2 * 45)

План занятия

1 урок:

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Повторение и закрепление пройденного материала (5 мин).

  3. Выполнение учащимися расчёта по формулам отдельных элементов чертежа фартука (12 мин).

  4. Объяснение учащимся о понятии «масштаб», как правильно пользоваться масштабной линейкой закройщика (3 мин).

  5. Построение учащимися чертежа фартука в масштабе 1:4 в тетради (18 мин).

  6. Оформление учащимися чертежа основы фартука (3 мин).

  7. Организационный момент в конце урока. Рефлексия. (2 мин).

2 урок:

1. Организационный момент (2 мин).

2. Обучение учащихся основным приёмам моделирования фартука. (6 мин).

3. Подготовка к практической работе (2 мин).

4. Работа в группах. Самостоятельная работа по моделированию фартука (15мин).

5. Параллельная работа групп. Прохождение учащимися экспресс-тестирования на компьютере.

6. Создание коллекции эскизов фартуков (15 мин).

7. Обобщение и подведение итогов (3 мин.)

8. Организационный момент (2 мин.)

Содержание занятия

1 урок:

1. Организационный момент (2 мин).

Организация начала урока (психологический настрой учащихся).

Организация рабочего места учащихся. Проверка наличия чертёжных инструментов на каждом рабочем столе, повторение техники безопасности работы с ручным инструментом.

  1. П

    овторение и закрепление пройденного материала о правилах снятия мерок. Демонстрация на экране презентации «Фартук. 5 класс» (слайды №2 и №3) (см. Приложение 1) о мерках, необходимых для построения чертежа фартука и основных конструктивных линиях (5 мин).

  2. Выполнение учащимися расчёта по формулам отдельных элементов чертежа фартука, используя инструкционную карту (см. Приложение 2) (12 мин)

  3. Объяснение учащимся, как правильно пользоваться масштабной линейкой закройщика. Объяснение понятия «масштаб чертежа», рассказ о различных способах увеличения или уменьшения выкройки (3 мин).

  4. Построение учащимися чертежа фартука в масштабе 1:4 в тетради с использованием масштабной линейки. Одновременно на экране проходит демонстрация презентации «Фартук. 5 класс» - слайд № 4 (см. Приложение 1), где наглядно с помощью анимационных эффектов иллюстрируются пошаговые действия при выполнении чертежа основы фартука (18 мин).

  5. О

    формление учащимися чертежа основы фартука с отрезным нагрудником в соответствии с образцом построения чертежа фартука (см. Приложение 3) (3 мин).

  6. Организационный момент в конце урока. Рефлексия: разминка для глаз. Сбор раздаточного материала. (2 мин).

2 урок:

1. Организационный момент (психологический настрой учащихся). Проверка наличия раздаточного материала на каждом рабочем месте. (2 мин).

2. Дать учащимся определение моделирования швейных изделий. Демонстрация презентации (слайды № 5 и № 6), где на конкретных моделях иллюстрируются способы внесения изменений в чертёж в соответствии с фасоном фартука.

Познакомить учащихся с основными приёмами моделирования фартука. (6 мин)

3. Подготовка к практической работе. Разделить учащихся на группы по 2 –3 человека для выполнения практического задания. (2 мин)

4. Постановка задачи: используя карточки с различными вариантами моделей фартуков (см. Приложение 6) каждая группа должна внести модельные изменения на графических заготовках - шаблонах (см. Приложение 5) в соответствии с предложенными фасонами.

Для закрепления полученных знаний, отработки навыков и умений при моделировании учащимися проводится самостоятельная работа с корректировкой действий учителем. (15 мин)

5. Параллельная работа групп: пока все учащиеся на своих рабочих местах выполняют практическое задание по моделированию фартука, каждая из групп (одна группа за другой по очереди) проходит экспресс-тестирование на компьютере (см. Приложение 4).

Группами по 2 – 3 человека учащиеся подходят к компьютеру и выполняют свой вариант автоматизированного теста. Учащиеся внутри своей группы имеют возможность совещаться друг с другом, каждый может отстаивать своё мнение о правильности ответа, высказывать своё мнение, таким образом, они учатся вырабатывать общее обоснованное решение.

После выполнения теста ученики должны нажать на кнопку «Посмотреть результат» и показать учителю последний слайд с тем результатом-оценкой, который им выставит компьютер. Учитель выставляет оценки в журнал.

Затем учащиеся возвращаются на свои рабочие места и продолжают выполнение задания по моделированию фартука.

6. Создание коллекции эскизов фартуков (15 мин.). Учащиеся должны сделать свои зарисовки различных вариантов фасонов фартуков. Выбор первоначальных идей. Проработка лучшей модели фартука.

7. Обобщение и подведение итогов (3 мин.)

Демонстрация и анализ полученных результатов. Сделать выводы и подвести итоги. Задание на дом: построить чертёж фартука в М 1:1.

8. Организационный момент (2 мин.)

Уборка кабинета.

Урок окончен.

Список литературы для учителя:

1. Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко / - М: Вентана-Граф, 2010 г.

2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010, -96с. – (Стандарты второго поколения)

3. М.Б. Павлова, Дж, Пит, М.И. Гуревич «Технология. Метод проектов втехнологическом образовании школьников», пособие для учителя. М., издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.

4. Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд - М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Учебно-методический комплект»).

Список литературы для учащихся:

1. Учебник «Технология. Обслуживающий труд». 5 класс Симоненко В.Д. М.: Издательство «Вентана-Граф» 2009 г.

2. Моделирование женской одежды М.: Издательский дом «Эдипресс-Конлига», 2008 г.

3. М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. - маленькой хозяйки», М., издательство «ЭКСМО - Пресс», 2000г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слайды презентации«Фартук. 5 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкционная карта с формулами для расчёта отдельных элементов чертежа (для каждого ученика)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец построения чертежа фартука (для каждого ученика)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Компьютерный тест с автоматическим подсчётом количества правильных ответов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Графическая заготовка - шаблон для моделирования (для каждого ученика)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Карточки с вариантами моделей фартуков (для каждой группы)

15

kopilkaurokov.ru

Урок-игра и презентация по предмету Технология по теме "Изготовление фартука", 5 класс.

УРОК ТЕХНОЛОГИИ, 5 класс

ВЫПОЛНИЛ: Ивлева Ольга Петровна, МБОУ г.Иркутска СОШ №72., учитель технологии 1 КК.

5 класс технология. Изготовление фартука

урок-игра «Прямой эфир»

Цель урока:

  1. Создать условия для формирования знаний по раскрою фартука.

Задачи урока:

  1. Закрепления знания по конструированию и моделированию фартука

  2. Закрепить знания по подготовке выкройки к раскрою

  3. Ознакомить учащихся с последовательностью подготовки ткани к раскрою

  4. Ознакомить учащихся с правилами раскроя изделия

  5. Сформировать умения по раскрою фартука

  6. Выполнить практическую работу - Раскроить фартук.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма проведения урока: эфир телепередач – 1 урок, практическая работа – 2 урок

Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах

Материалы и оборудование:

1.Экран, компьютер;

2. Презентация «Изготовление фартука»

Раздаточный материал:

- шаблоны выкройки фартука,

- лист А4, цветная бумага, клей, ножницы

- задания индивидуальные,

Материалы и инструменты для практической работы:

- ткань, выкройки, ножницы, мел, линейки

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами заочно  побываем  в телецентре «Останкино»  и примем участие в различных эфирах известных вам телепередач. (слайд2)

Прогноз погоды» на ближайшие 90 минут: в 72 школе ожидается спокойная, солнечная погода, грозовых туч в кабинете технологии и ливневых дождей на лицах пятиклассниц не ожидается…

Итак, программа телепередач на сегодня (слайд3)

  • «Что? Где? Когда?» (повторение конструирования)

  • «Модный приговор» (повторение моделирования)

  • «Самый умный» (повторение ручных строчек и машинных швов)

  • Тележурнал  «Хочу всё знать!» (Изучение новой темы)

  • «Контрольный звонок» (Инструктаж по ТБ)

  • «Очумелые ручки» (Практическая работа)

  • «Вести» (итог урока)

  1. Актуализация

Учитель: (слайд 4)Итак, я приветствую вас на программе «Что? Где? Когда?». В сегодняшней игре принимают участие 2 команды знатоков (1 ряд и 2 ряд).

Просьба каждой команде сесть рядом. Каждая команда ищет правильный вопрос на любой заданный вопрос (но не больше 2 минут), когда команда готова к ответу – громко хлопает в ладоши. Команда, которая дает правильный ответ первой, получает очко. Победившая команда получает приз – медаль «Сова» - символ мудрости.

Вопросы: (слайд 5)

  1. Конструирование – это раздел ……….

  2. После снятия мерок в половинном размере записывают: Ди, Ст, Сб.

  3. Назвать мерки для пошива фартука

  4. Правила снятия мерок (не менее четырех)

  5. Как называется и как снимается мерка Ст?

  6. От какой мерки зависит ширина фартука?

  7. От какой мерки зависит длина пояса?

Подведение итогов. Вручение медали «Сова» (слайд 6)

Учитель: А теперь я   приглашаю вас принять участие в телепередаче «Модный приговор». (слайд 7) К нам на передачу поступило письмо от девочки Ани, которая обвиняет свою маму в том, что та постоянно готовит обеды и ужины без фартука. (слайд 8) Аня обвиняет маму в том, что мама нарушает правила санитарии, и в том, что она небрежно относится к своей повседневной одежде. Мама Ани с обвинением не согласна, т.к. она считает, что фартук не может быть красивым. Поэтому я сегодня обращаюсь к вам, как к модельерам с просьбой разработать красивый фартук для мамы Ани. Надо нарисовать модель фартука, а затем сделать выкройку этого фартука и, конечно же, представить этот фартук. На работу отводиться 5-7 минут, представление – 1 минута Работа в парах. (слайд 9), (слайд 10)

Учитель: (слад 11) Я с удовольствием приглашаю вас принять участие в телевизионной интеллектуальной игре «Самый умный». В игре участвуют все игроки, каждому задается по 5 вопросов из области «Машинные и ручные работы» (раздаточный материал, см ниже). Предлагается выбрать 1 правильный ответ на каждый вопрос. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Фамилия Имя участника игры ________________________________________

  1. Временные ручные строчки выполняются:

А) косыми стежками

Б) прямыми стежкамиВ) петельными стежками

Г) крестообразными стежками

2. Временные строчки выполняются нитками:

А) в одно сложение

Б) в два сложения

В) в четыре сложения.

3. Какой термин среди предложенных лишний6

А) сметать

Б) стачать

В) приметать

Г) заметать

4. Соединение двух деталей приблизительно равных по величине - это:

А) сметывание

Б) настрачивание

В) стачивание

5. Ширина шва – это:

А) расстояние между соседними проколами иглы

Б) расстояние от среза до строчки

В) переплетение нитей между проколами иглы.

Взаимопроверка между рядами, выставление оценок. (слайд 12)

3. Изучение нового материала

Учитель: Итак, я приветствую вас в тележурнале «Хочу всё знать»! (слайд 13)

Тему нашего тележурнала вы должны будите угадать сами. Закончите пословицу «Семь раз отмерь, ………(один раз отрежь)». О каком процессе идет речь? - (раскрой). Итак, тема нашего тележурнала «Раскрой фартука». (слайд 14) Работа в тетради. Работа с выкройками.

Подготовка выкройки к раскрою. Указать на выкройке: (слайд 15)

  • Название и количество деталей

  • Название линий детали

  • Направление долевой нити

  • Припуски на обработку срезов

Подготовка ткани к раскрою (слайд 16)

  • Определить длину и ширину ткани

  • Выявить дефекты

  • Определить лицевую сторону и направление рисунка

  • Определить нить основы

  • Продекатировать ткань

Раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой (слайд 17)

  • Отрезать вдоль н.о. полоску для пояса и бретелей шириной 7 см длиной 1м + длина пояса

  • Сложить ткань пополам лицевой стороной внутрь

  • Разложить на ткани сначала крупные детали, потом мелкие

  • Приколоть детали булавками

  • Обвести контуры выкройки двумя линиями

  • Вырезать детали из ткани по второй линии

Учитель: Ребята! Пока мы с вами были на программе «Хочу всё знать!», ко мне поступил «Контрольный звонок». (слайд18). Звонивший обеспокоен безопасностью детей на уроках технологии: как такие маленькие дети работают с инструментами и оборудованием. (слайд 19). Давайте все вместе отвечать на этот «Контрольный звонок». Как же не получить травму на практических уроках, что для этого надо делать? (Текущий инструктаж)

Итак, ваша схема заполнена. Проверьте её правильность (слайд). Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите.

4. Практическая работа

Учитель: Итак, мы с вами идем лабиринтами прямого эфира и приближаемся к телевизионной программе «Очумелые ручки». (слайд 20). Здесь, на этой программе вы должны показать свои практические навыки в раскрое изделия. Т.к. в нашей студии количество мест ограничено, то вы будите работать в парах: сначала надо вдвоём раскроить фартук одному, потом другому. Друг другу помогаем, но одно условие – вырезает детали хозяин ткани. (слайд 21)

В конце телепрограммы мы определим две лучших пары «Очумелых ручек».

Инструктаж. Практическая работа.

Определение лучшей пары девочек по раскрою фартуков.

5. Подведение итогов урока и задание на дом. 

Уборка рабочих мест.

Учитель: Ребята! Вот и подошёл к концу наш «Прямой эфир». Сегодня мы с вами приняли участие в различных эфирах известных вам телепередач. А сейчас подведём итоги сегодняшнего дня на программе «Вести».  (слайд 22)

Анализ выполненной работы. Выставление оценок.

 Д/З: выучить по тетради «Раскрой фартука». Следующий урок – практическая работа, принести иголки, нитки. (слайд 23)

6.  Рефлексия.

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня в прямом эфире посетили несколько телепередач, что вам понравилось больше всего, где встретили трудности.

infourok.ru

Как сшить фартук? 5 класс

Обучаться основам шитья не только очень интересно, но и полезно. Ведь чтобы ваш результат был как можно лучше, необходимо многому научиться. Узнайте, как изготовить простейшее изделие по всем канонам. Выкройка фартука для пятиклассницы не содержит каких-то сложных моментов — именно поэтому начинать изучение швейного искусства нужно именно с данного изделия. О том, как сшить фартук (5 класс), вы узнаете из данной статьи.

к содержанию ↑

Виды и особенности

По своему назначению фартуки бывают кухонными, школьными и специальными. Для отделки лучше использовать аппликации, вышивки, обтачку или тесьму. По виду покроя данные изделия делятся на:

  • Цельнокройные.
  • На поясе.
  • С нагрудником.

Важно! У различных народов фартук — это часть национального костюма. Он, как правило, украшается тесьмами, вышивками, лентами, мережкой и другими декоративными элементами. К его разновидности можно отнести передник без нагрудника. Он представляет собой тканевый прямоугольник с пришитым поясом.

Просто и легко можно сшить не только фартук, но и другие вещи, которые точно не будут лишними в гардеробе девочки-школьницы. Например, мы подобрали несколько интересных идей, как быстро сшить юбку, которые вы тоже можете попрактиковать в домашних условиях.

к содержанию ↑

Ход работы

Для начала необходимо выбрать подходящий материал для пошива.

Важно! Расход ткани: от 1-1,4 м (зависит от расположения купона на ткани).

Для работы следует подготовить перечисленные материалы и инструменты:

  1. Портняжный мел или кусочек мыла.
  2. Линейка.
  3. Сантиметровая лента.
  4. Ножницы для ткани.
  5. Нитки нужного цвета.
  6. Иголки.
  7. Английские булавки.

Раскрой изделия

Перед раскроем ткани необходимо продекатировать ткань — проверить на усадку и отутюжить с паром, при этом соблюдая температурный режим.После этого ткань раскладывают на столе или любой другой ровной поверхности, чтобы начинающей рукодельнице было удобно делать выкройку фартука на бумаге — 5 класс самое время начать шить различные вещи. Линии следует наносить на изнанке ткани.

Фартук будет состоять из:

  • Юбки.
  • Лифа.
  • Пояса.
  • Петли.
  • Двух карманов.

На определенных местах оставляют припуски на швы:

  • По нижним, а также верхним и боковым срезам подола и лифа — 15-20 мм.
  • На обтачивание пояса с петлей — 7-10 мм.
  • По срезам кармана (всем, кроме верхнего) — 10 мм, по верхнему срезу — 30 мм.

Теперь  нужно нанести на ткань выкройку фартука на бумаге и добавить перечисленные припуски.

Обрабатываем юбку

Данная процедура выполняется следующим образом:

  • Перед тем, как начинать работу на машинке, подгибаются швы и делаются ручные сметочные стежки, чтобы машинную строчку было легче прокладывать.

Важно! Перед тем, как начать работу на швейной машинке, необходимо проверить натяжение обеих нитей и длину стежка.

  • Обрабатываются боковые срезы юбки изделия. При этом используется машинный режим “шов вподгибку с закрытым срезом”.

Важно! Не забывайте, что необходимо ставить закрепки. Для этого в самом начале и конце строчки используют обратный ход используемой машинки.

  • Тем же способом обрабатывается нижний срез юбки.
  • Далее сметочные стежки убираются, все швы утюжат с добавлением пара.

Обрабатываем и пришиваем карманы:

Чтобы ваше изделие было практичным, вы можете сшить карманы для фартука:

  • Верхний срез вырезанной детали подгибают на 10 мм, а затем — на 20 мм. После этого сгибы рекомендуется заколоть булавками.
  • Прошивают данную строчку на швейной машинке на 1-2 мм от края, приутюживают.
  • После этого боковые стороны карманов подгибают на 10 мм и накладывают ручные стежки.
  • Таким же образом подгибают нижний срез деталей.
  • На юбке изделия намечают месторасположение кармашков, прикладывают их, прикалывают булавками.
  • Далее прокладывают машинную строчку по бокам и нижнему краю на 1-2 см от края.

Важно! В начале, а также в конце строчки в обязательном порядке ставят машинные закрепки.

  • От ниток сметывания избавляются, булавки убирают, после чего проверяют симметричность карманов и приутюживают.

Обработка лифа, петли и пояса

Первым делом стоит заметить, что абсолютно все срезы лифа изделия, кроме нижнего, необходимо обработать тем же способом, что было описано выше для остальных деталей.

Далее, чтобы продолжить шить фартук, рассчитанный по своей простоте работы на 5 класс, следуют алгоритму:

  • Заготовленную деталь петли перегибают вдоль пополам лицом внутрь, совмещают все срезы и углы, скалывают английскими булавками, прошивают на швейной машинке шириной шва 7-10 мм.
  • В середине строчки оставляют небольшой промежуток для того, чтобы было удобнее вывернуть петлю на лицо.

Важно! На стыке строк в углах петельки рекомендуется поставить закрепки — это необходимо для того, чтобы при выворачивании углы не высыпались.

  • После обтачки петли высекают углы, используя ножницы, не доходя до строчки 20 мм.
  • Далее петлю выворачивают на лицо, выправляют углы, выметывают кант в раскол (выравнивают швы стежками вручную), закрепляют потайными стежками тот промежуток, через который ранее выворачивали петлю, приутюживают.
  • Отмеряют нужную длину петли, пришивают сначала один, а затем — второй край петли к верхнему углу верхней части изделия.
  • Если в вашей машинке есть функция выметывания петель, сметайте их на лифе изделия в верхних углах.
  • На саму петлю фартука пришивают пуговицы. Так вы в дальнейшем сможете регулировать размер изделия, пришивая другие пуговицы или перешивая эту.
  • Далее, чтобы сшить пояс для фартука, необходимо обработать его таким же образом, что и петлю для лифа.

Заключительный этап сборки изделия

Для того чтобы закончить с изготовлением данного изделия, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Юбку и лиф фартука складывают изнанкой внутрь, совмещают срезы по нижнему (срез верхней части изделия) и верхнему (срез нижней части), совмещают боковые швы юбки с лифом, скалывают английскими булавками, сметывают ручными стежкам, после чего прошивают швейной машинкой шириной шва 10-15 мм.
  2. Нитки сметывания удаляют, шов заутюживают в сторону верхней части фартука.
  3. На обработанном поясе находят середину, после чего прикладывают его к лифу, совмещают середину пояса с серединой фартука таким образом, чтобы сгиб пояса перекрывал шов соединения двух основных деталей на 1-2 мм.
  4. Прикалывают английскими булавками пояс к юбке и к лифу изделия.
  5. Прокладывают ручные стежки со стороны юбки и лифа, прошивают машинкой на 1-2 мм от края пояса до боковых швов изделия.
  6. Последний этап — это удаление ниток сметывания и заутюживание швов утюгом с добавлением пара.

Также еще ознакомьтесь с нашими статьями:

к содержанию ↑

Видеоматериал

Сшить и сделать выкройку фартука на бумаге в 5 классе пошагово, на самом деле, не так трудно, как кажется на первый взгляд. Во время изготовления такого простого изделия маленькая рукодельница узнает основы работы со швейной машинкой, которые станут базой для ее дальнейшего обучения в швейном деле.

Поделиться в соц. сетях:

serviceyard.net

Конспект урока по Технологии 5 класс "Технология изготовления фартука на поясе. Подготовка деталей кроя к сметыванию".

Раздел программы: Технология обработки ткани.

Тема урока: Технология изготовления фартука на поясе. Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Тип урока: комбинированный.

Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (при формировании теоретических и фактических знаний), наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам), практические (для развития практических умений и навыков), проблемно-поисковые (для развития самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу), самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной деятельности).

Наглядные пособия: фартуки из ткани разнообразных моделей; фартук и его крой, образец раскладки выкройки и разметки деталей фартука.

Оборудования и материалы: компьютер, экран, учебник, рабочая тетрадь, сантиметровые ленты, готовая выкройка, линейки, портновский мел, булавки, ножницы раскройные.

Межпредметные связи: ИЗО, биология, математика.

Цель: Научить раскладке выкроек на ткани, раскрою и подготовке деталей кроя к сметыванию.

Задачи:

Образовательные

- ознакомить учащихся с правилами подготовки ткани к раскрою;

- знать основные требования подготовки к раскрою изделия;

- ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани.

Развивающие

- научить рациональной раскладке деталей выкройки;

- сформировать навыки по раскрою с условиями настила ткани.

- способствовать развитию пространственного воображения и творческих способностей.

Воспитательные

- воспитать бережливость, экономно расходуя ткань, эстетический вкус, прививать навыки культуры труда аккуратности;

- проявлять внимательность при работе с булавками и ножницами;

- ознакомить с профессией художника – конструктора; способствовать воспитанию эстетического вкуса;

- воспитывать внимательность при выполнении практических работ.

Ход урока

1.Оганизационная часть ( 2 мин.)

- приветствие;

- проверка присутствующих учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку ( рабочее место, внешний вид), организация внимания.

Рефлексия.

Учитель: Здравствуйте ребята! Ребята, давайте посмотрим какое у нас настроение на начало урока, для этого выберите один из смайликов лежащих у вас на столе.

Учащиеся выбирают и показывают учителю.

  1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

  1. Вам было дано задание на дом. Пользуясь учебником и расчетами, построить выкройку фартука в натуральную величину.

Чтобы оценить качество выполнения домашнего задание каждого из вас. Я предлагаю вам поменяться с вашей соседкой по парте вашими выкройками, проверить и оценить работу. (раздать карточки с критериями оценки)

Оценка по пятибалльной системе. Всё сделано верно, оценка «Отлично».

3. Изложение нового материала ( сообщение познавательных сведений) ( мин.)

Учитель: А сейчас мы переходим к новой теме ( слайды 1,2,3) Давайте запишем ее в тетрадь.

Раздел: Технология обработки ткани.

Тема урока: Технология изготовления фартука на поясе. Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Основная цель: Научить раскладке выкроек на ткани, раскрою и подготовке деталей кроя к сметыванию.

Подготовка ткани к раскрою: (слайд 4)

1. Выяви дефекты ткани с помощью учителя.

2. Определи лицевую и изнаночную стороны ткани.

3. Определи направление долевой нити в ткани.

Раскладка выкроек на ткани и раскрой (слайд 5)

1. Сложи ткань пополам, "лицом к лицу".

2. Разложи выкройки на ткани.

3. Приколи детали выкройки булавками к ткани. ( слайд 6)

4. Обведи контуры выкроек. ( слайд 7)

5. Отметь припуски на швы: нижняя часть фартука: ( слайд 8) записать в тетрадь

по нижнему и боковым срезам — 1,5 см,

по верхнему срезу — 1 см;

карман: ( слайд 9) записать в тетрадь

по нижнему и боковым срезам — 1,5 см,

по верхнему срезу — 4 см;

пояс: ( слайд 10) записать в тетрадь

по всем срезам — 1 см.

6. Наметь месторасположение кармана. ( слайд 11)

7.Раскрои фартук. ( слайд 12)

Вспомним пословицу : Семь раз отмерь, один отрежь!

  1. Отколи детали выкроек от вырезанных деталей кроя.( слайд13)

  1. Сколи детали кроя булавками. ( слайд 14)

Детали кроя фартука на поясе ( слайд 15)

Детали кроя — это те детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы. ( записать в тетради).

Названия деталей кроя фартука на поясе: ( слайд 16)

1 — нижняя часть фартука, 1 деталь со сгибом.

2 — карман, 1 деталь со сгибом.

3 — пояс, 2 детали.

Направление долевой нити обозначено стрелками.

Технологическая последовательность изготовления фартука на поясе ( слайд 16)

1. Подготовь детали к сметыванию .

2. Обработай накладной карман .

3. Соедини карман с нижней частью фартука .

4. Обработай нижний и боковые срезы фартука .

5. Обработай верхний срез фартука .

6. Обработай пояс.

7. Обработай верхний срез фартука притачным поясом.

Пришло время вам отдохнуть. Займемся зарядкой. Физминутка (показать)

Мы не будем торопиться.

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(повороты туловища в стороны)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

( вращение головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

(приседание)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

С чего начинают изготовление изделия? С подготовки деталей кроя к сметыванию.

Подготовка деталей кроя к сметыванию

На прошлом занятии вы попробовали себя в роли модельера – конструктора. Сконструировали и смоделировали свой фартук. Сегодня мы с вами знакомимся с профессией «Закройщика». Специалист данной профессии занимается раскроем деталей изделия по выкройкам. Чем вы сегодня на практической работе и займетесь, т.е. попробуете себя в роли «Закройщиков».

5.Практическая часть.

«Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя к сметыванию»

При выполнении работы вы будете использовать ножницы, иглы, булавки, поэтому необходимо соблюдать определенные правила при работе с ручными инструментами.

Правила техники безопасности

при выполнении ручных работ

1. Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе;

надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

План выполнения практической работы. В перерыве провести физминутку.

Задание 1. Подготовить ткань к раскрою.

Задание 2. Разложить детали выкройки на ткани.

Контроль. - Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

-Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначение ее на выкройки?

-Точно ли выполнена обводка деталей?

-Правильно ли даны припуски?

Задание 3. Приколи детали выкроек булавками.

Задание 4. Обведи контуры выкроек.

Задание 5. Отметь припуски на швы.

Задание 6. Произвести раскрой.

Контроль. - Все ли детали кроя в наличии?

-Равномерны ли припуски на швы?

-Указано ли направление долевой нити?

Задание 7. Пользуясь технологической картой произведите подготовку деталей кроя к сметыванию.

Контроль. – Последовательно ли выполняется подготовка деталей кроя к сметыванию?

6.Закрепление изученного материала

«Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя к сметыванию».

Контроль правильности выполнения работы.

7.Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления материала.

  1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою? (выявить дефекты, определить лицевую и изнаночную стороны).

  2. Что называется деталями кроя? (детали, из которых состоит фартук)

  3. Для чего применяется копировальная строчка? ( для перенесения линий с одной детали на другую)

Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что полезного для вас вы выделяете? Понравился ли вам урок? Какой момент урока понравился вам больше?

Выставление оценок в журнал.

Задание на дом. Закончить подготовку деталей кроя к сметыванию.

На следующем уроке мы с вами приступим ко второму этапу изготовления фартука на поясе – обработка накладного кармана. К следующему уроку принести детали кроя, швейные принадлежности.

Уборка рабочих мест.

Благодарю за внимание!

Карточка

Оценка по пятибалльной системе. Всё сделано верно, оценка «Отлично».

План выполнения практической работы

Задание 1. Подготовить ткань к раскрою.

Задание 2. Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 3. Приколи детали выкроек булавками.

Задание 4. Обведи контуры выкроек.

Задание 5. Отметь припуски на швы.

Задание 6. Произвести раскрой.

Задание 7. Пользуясь технологической картой произведите подготовку деталей кроя к сметыванию.

Вопросы:

  1. Построение чертежа выкройки изделия – это…

  2. Чтобы сшить фартук, это необходимо сделать?

  3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью – это…

  4. Основной размер фигуры человека, полученный путем ее измерения – это ….

  5. Как называется специалист, который занимается созданием модели?

Вопросы:

  1. Построение чертежа выкройки изделия – это…

  2. Чтобы сшить фартук, это необходимо сделать?

  3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью – это…

  4. Основной размер фигуры человека, полученный путем ее измерения – это ….

  5. Как называется специалист, который занимается созданием модели?

infourok.ru

Проектная работа по технологии 5 класс " Фартук"

Описание слайда:

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи. Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.  Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани. Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.  Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта. По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.   До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской. Название «ситец» пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем. Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

infourok.ru

Несколько простых способов того, как сшить фартук (5 класс)

Учиться рукоделию никогда не поздно и никогда не рано. Наверное, именно из этих соображений девочек в школах на уроках труда учат основам кулинарии, вязания, вышивания и, конечно же, шитья. В данной статье мы расскажем о том, как сшить фартук (5 класс).

Способ 1. Простые детали

Начать рассказ лучше с самых простых вариантов. Итак, что же нужно знать, разбираясь в том, как сшить фартук? 5 класс – это еще то время, кода девочки не слишком хорошо владеют каким-либо мастерством, поэтому выкройки изделий должны быть как можно более простыми. Для данного способа понадобятся две основные детали: одна – квадратная (это будет нагрудное место), вторая – прямоугольная (отрез по талии). Также понадобятся две длинные узкие полоски – одна будет одеваться на шею (шлейка), вторая – это пояс фартука. Итак, работу начать лучше с верхней - нагрудной части. Нужно вырезать из ткани квадрат или прямоугольник, завернуть его по всем краям, пустить строчку. Далее надо рассчитать длину той части фартука, которая будет надеваться на шею, вырезать ткань, сложить пополам, по краям загнув ткань внутрь. Также нужно дать закрепительную строчку вдоль данной части. Следующий и последний этап работы над верхней деталью – соединение двух готовых частей. Для этого нужно шлейку приложить к нагрудной части и пристрочить несколькими строчками. Теперь можно приступать к большей, основной детали. Тут также нужно вырезать прямоугольник ткани нужной длины. Что касается ширины, она может быть разной, ведь фартук будет в склады (чем больше ширина ткани, тем пышнее будет фартук в конечном варианте). Идем далее, разбираясь в том, как сшить фартук (5 класс). Теперь нужно сформировать склады или сделать сборку (по желанию). Склады нужно закреплять булавками (они могут быть встречными или последовательными). Чтобы сделать сборку, нужно просто пустить на машинке самую широкую строчку и, потянув за нижнюю нитку, присобрать ткань на нужную ширину. Подготовив полностью нижнюю часть фартука, нужно сделать пояс. Делается он по принципу шлейки на шею: нужен кусок ткани, который перегнется строго пополам, концы завернутся внутрь, на машинке все закрепится строчкой. Все детали готовы, можно формировать фартук. Для этого верхнюю и нижнюю части нужно скрепить при помощи пояса, пустив одну строчку по верху, ворую – по низу. Фартук готов!

Способ 2. Цельный

Существует еще один довольно легкий способ того, как сшить фартук (5 класс). Однако в этом варианте изделие будет не сшивным, а цельным, из одного куска ткани. Для этого нужно будет подготовить довольно большой отрез ткани, косую бейку, которая сформирует края, а также шлейку и тесемки-завязки.

Выкройка

Однако прежде чем приступать к шитью, нужно подготовить выкройку. Сделать это можно несколькими способами. Первый и самый простой: в качестве выкройки может послужить готовый любимый мамин фартук, по его принципу и следует вырезать ткань. Однако опытные швеи скажут, что это неправильно. Нужно разобраться в том, как правильно и согласно всем правилам сшить фартук. Выкройка в этом случае должна создаваться вручную, согласно определенным расчетам. Так, ширина фартука приблизительно будет 50 см, длина – 55. Верхняя часть нагрудного места (длина) – 20 см, нижней части – 35 см. Также надо будет сделать плавный переход от грудной детали к основной, вырисовав полуовал вручную. Вот и все расчеты. А чтобы фартук в итоге получился симметричным, изделие нужно раскраивать в сложенном вдоль виде.

Пошив

Итак, что еще нужно, чтобы получился фартук? Сшить своими руками или купить надо также косую бейку. Чтобы ее подготовить самостоятельно, нужно вырезать полоску ткани обязательно по косой, сложить ее пополам вдоль, загнув внутрь при этом концы (так будет гораздо красивее). Так как изделие цельное, косой бейки должно быть достаточно много. Сначала обшиваем ею бока и низ фартука (косая бейка как бы надевается на ткань, облегая ее края): сначала идет наметка, только потом пускается на машинке строчка. Второй заход: обшивается верхняя часть фартука. Тут нужно правильно рассчитать длину косой бейки, учитывая завязки с двух сторон, а также шлейку на шею. Все пришивается одной строчкой как бы по кругу. Простенький фартук готов!

Украшения

Стоит подумать и о том, как фартучек можно украсить. Так, для этого можно сделать карман или же просто принарядить изделие кружевом. Чтобы создать кармашек, надо всего лишь вырезать ткань желаемой формы (карман может быть квадратный, полукруглый, прямоугольный и т. д.), подвернуть края (верх можно либо подвернуть внутрь, либо украсить той же косой бейкой). Нашивается карман на изделие на лицевую сторону. Вот и все готово! Кружева же можно пустить по низу изделия, а также по карману, просто пришив их строчкой.

Простые правила

Желая сшить фартук, стоит помнить несколько простых правил:

  1. Если нужно сшить фартук (белый, зеленый или красный), нитки могут быть подобраны как в тон, так и контрастного цвета, это допускается.
  2. Все края изделия обязательно нужно оверлочивать (можно этого не делать, если край полностью заворачивается внутрь).
  3. Если косая бейка делается вручную, стачать ее нужно под углом, а не прямо.
  4. После работы изделие обязательно проутюживается.

fb.ru