Конспект урока литературы на тему "ВЧ Загадки" (6 класс). 6 класс литература загадки


Урок литературы в 6 классе "Загадки"

Урок литературы в 6 классе № 4 по теме: Загадки, скороговорки.

Цели урока:  знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится составлять план устного высказывания.

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.

Ход урока.

Организационный момент.

На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории».

Работа по теме урока.

Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки школы 21 столетия, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки, которые и помогут нам вспомнить жанры устного народного творчества.Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? Почему так важно помнить историю своего народа?Звучат ответы учеников.Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории. Запишите эпиграф в тетради. Ну что, все готовы? Закрыли глаза, мысленно представили себя в 19 веке, расправили плечи, поправили прически. Начинаем.На завалинке в светелке иль на бревнышках какихСобирались посиделки пожилых и молодых.При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –Говорили, песни пели да водили хоровод.А играли как! В горелки, ах горелки, хороши.Словом, эти посиделки были праздником души.Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,Скучно жить без посиделок, их бы надо возродитьЕсли вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

А как вы думаете, в какие месяцы года обычно начинались посиделки и почему?Ответы учеников. (Осень, зима. Урожай уже собран, и можно было отдохнуть).Действительно, в середине ноября на селе по народному поверью отмечался день Демьяна и Кузьмы, братьев-кузнецов. После Кузьмы снег выпадал на стылую землю, заметая следы дел человеческих, а в избах запасались работой на долгие зимние вечера. Как вы думаете, а чем могли заниматься девушки и парни, собираясь в уютной светелке?Ответы учеников.Вы правы, девушки пряли, используя веретено и прялку (показать). Веретено деревянное, тонкое, изящное, у каждой девушки свое, чужим пользоваться нельзя. Для девушки его делал или отец, или возлюбленный. А смастерить его не так легко, недаром в пословице говорится: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?Ответы учеников. Молодые люди также сидели не сложа руки, а кто лапти плел, а кто конской сбруей занимался. Присматривались парни к девушкам, а девушки к парням. Смотрели не только на красу, но и на то, как кто работает. Если нитка у девушки тонкая, ровная, то и характер у нее покладистый, а если вся в узлах, рвется часто, то и девушка непокладиста.Но сидеть молча было бы неинтересно, и начинался разговор.Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,Та, что вяжет разговор.Как когда-то в век старинный, в те далекие годаПроводились викторины, те «что, где, когда».Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом?Ответы учеников.Конечно же, это загадки. А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове?Ответы учеников.

Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. 

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. 

(Ученик читает вслух).

А сейчас рассмотрим, как строится загадка. 

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. 

Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало 

Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так?

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки.Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка).А теперь, ребята, можете загадать друг другу загадки.Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?Ответы учеников.Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?Ответы учеников. (народ мудр, зорок, замечает неприметное и т.д.)Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?

Скороговорки.Конечно, скороговорки. А почему именно такое название этого жанра?ответыХочу вам сказать, что исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии».

Как бы вы объяснили это?А теперь давайте потренируемся в произношении скороговорок. «От топота копыт пыль по полю летит».«Ехал грека через реку,Видит Грека в реке рак,Сунул Грека руку в реку,Рак за руку Греку цап».У кого-то из вас может возникнуть вопрос, для чего нужны скороговорки, какой от них толк. Попробуйте дать ответ на эти вопросы.Ответы.В скороговорках, как вы заметили, нет абсурда, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.

Подведение итогов урока.

Задавание домашнего задания.

Ребята, предлагаю вам творческое задание.

1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. 

infourok.ru

Загадки для 6 класса с ответами | KidsClever

Детские загадки для 6 класса с ответами. Каждый ребенок наверное помнит забавные загадки которые ему задавали в школе в 6 классе. Дети очень любят их и постоянно просят по загадывать аналогичные загадки, в которых они находят что-то новое и интересное. На данной странице опубликованы интересные загадки для детей которые учатся в шестом классе, ну а там ориентируйтесь какие загадки будут наиболее интересными для детей.

 

Загадки для 6 класса с ответами

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился…

Ответ: Парашют

 

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Ответ: Часы

 

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

Ответ: Язык

 

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет.

Ответ: Утка с утятами

 

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Ответ: Гусь

 

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут.

Ответ: Часы

 

В Москве говорят, а у нас слышно.

Ответ: Радио

 

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

Ответ: Дятел

 

Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

Ответ: Градусник

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Ответ: Еж

 

Все меня топчут, а я все лучше.

Ответ: Тропинка

 

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает.

Ответ: Газета

 

Я и дом украшаю,

Я и пыль собираю.

А меня люди топчут ногами,

Да потом еще бьют батогами.

Ответ: Ковер

 

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Ответ: Школа

 

Кулик – не велик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

Ответ: Школьный звонок

 

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Ответ: Цифры

 

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

Ответ: Пятерка

 

Есть совсем другая птица.

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

Ответ: Двойка

 

Шея длинная такая,

Хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет!

Ответ: Двойка

 

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить что соберешься,

Без меня не обойдешься.

Ответ: Вопросительный знак

 

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его?

Ответ: Компьютер

 

Это пластинка. Она небольшая.

На ней сохранится картинка любая,

И информацию разную тоже

На эту пластинку записывать можно.

Объем небольшой сохранится на ней.

Захочешь считать, в дисковод сунь скорей.

Зимой одним цветом и летом.

Конечно же, это...

Ответ: Дискета

 

Бывает струйный, лазерный бывает.

Его всегда печатать заставляют.

Он на бумагу распечатает что нужно.

Печатник этот всем нам очень нужен.

Ответ: Принтер

 

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко.

Ответ: Мышка

 

Если я в игру играю,

То на кнопки нажимаю.

Кнопки, рычаги и хвостик...

Догадались? Это...

Ответ: Джойстик

 

Компьютер будет молчалив,

Коль нет с ним рядом дев таких.

А если есть, он говорит,

Поет, играет и пищит.

Стоят над ним в сторонке

Близняшки две —...

Ответ: Колонки

 

Вставишь диск в него, и вот —

Заработал...

Ответ: Дисковод

 

Корпус компьютера. В нем то хранится,

Что компьютеру пригодится.

Корпус из пластика, стали, стекла,

В нем материнская плата жила,

А также процессор, ОЗУ, дисковод...

Что это за корпус, скажите, народ?

Ответ: Системный блок

 

Это пластина, на ней микросхемы,

Компьютерной компоненты системы.

Очень важна она! Очень, ребята!

Зовется она...

Ответ: Материнская плата

 

Много кнопок, цифры, буквы,

«Enter», «Shift», «F2», «F5»,

На английском и на русском

Можно, дети, с ней писать.

Пальцами стучу по ней.

Кто она? Скажи скорей!

Ответ: Клавиатура

 

Клавиатуру изучаю,

Где буквы, я запоминаю.

Я неуверенно и робко

Текст набирал и жал на...

Ответ: Кнопки

 

Не каждый совершить сумеет сам

Процесс создания компьютерных программ.

Искусство это тщательно планируем,

А сам процесс зовется...

Ответ: Программированием

 

Он круглый и блестящий,

С пластинкою похож,

Но меньше он, изящней,

И современней все ж.

На нем хранится много

Всего, что ты захочешь.

Вот вставишь в дисковод его,

Читаешь все, что хочешь.

Ответ: Диск

 

С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно.

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми.

Ответ: Сканер

 

В каждой книжке и тетрадке

Можно встретить эти грядки.

Ответ: Строчки

 

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? …

Ответ: Тетрадь

 

Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой,

А не в речке,

Не на рыб,

А на словечки.

Ответ: Тетрадь

 

Я в линейку, я и в клетку,

Жду хорошую отметку.

На уроках я молчу,

Быть отличницей хочу.

Ответ: Тетрадь

 

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: Время

 

Через поле и лесок подается голосок.

Он бежит по проводам — Скажешь здесь, а слышно там.

Ответ: Телефон

 

Он в мундире ярком, шпоры для красы

Днем он — забияка, поутру — часы. 

Ответ: Петух

 

У тридцати двух воинов один командир.

Ответ: Зубы и язык

 

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Ответ: Месяцы

 

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

Ответ: Болото

 

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими…

Ответ: Спичками

 

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

Ответ: Гармошка

 

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Ответ: Язык

 

Стоит толстуха — Деревянное брюхо,

Железный поясок.

Ответ: Бочка

 

Зубов много, а ничего не ест.

Ответ: Расческа

 

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

Ответ: Удочка 

 

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас.

Ответ: Антенна

 

Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома, на вашей стене.

Увидит старик — старика,

Ребенок — ребенка во мне.

Ответ: Зеркало

 

Под крышей — четыре ножки,

Под крышей — суп да ложки.

Ответ: Стол

 

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Ответ: Мяч

 

Ежедневно в шесть утра,

Я трещу: вставать пора!

Ответ: Будильник

kidsclever.ru

Внеклассное чтение по теме "Загадки" (6 класс).

Урок 5 ЗАГАДКИ (внеклассное чтение)

Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Загадки древнего мира

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Загадки русских народных сказок

И в русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать загадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.

Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

(Гора.)

Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.

(Яйцо.)

Ее не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.

(Темнота.)

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей.

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся. –

И смирными станут

До новых затей.

(Зубы.)

Две ноги на трех ногах,

А безногая в зубах,

Вдруг четыре прибежали

И с безногой убежали.

(Человек, табуретка,

рыба, собака.)

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом.

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

(Время.)

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

2. Отгадывание загадок.

Попробуйте отгадать и такие загадки:

– Летом одет, зимой раздет. (Лес, дерево.)

– Я хожу, а он остается. (След.)

– Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (Шапка.)

– Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)

– Весь мир одевает, а сама нагишом. (Игла.)

– Только родился, а уже с усами. (Котенок.)

– Хожу на голове, хотя и на ногах.

Хожу я босиком, хотя и в сапогах.

(Гвоздь в туфле.)

– В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок,

Одна рука – и та на спине.

(Чайник.)

– Дом шумит, хозяева молчат,

Пришли воры, людей забрали,

А дом в окошки ушел.

(Река, рыба, рыбаки, сеть.)

– Мету, мету, не вымету,

Несу, несу, не вынесу,

Пора придет – сама уйдет.

(Тень.)

– Чем больше от нее отбавляешь,

Тем она больше становится.

(Яма.)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать загадку, а отгадку нарисовать.

infourok.ru

Конспект урока литературы на тему "ВЧ Загадки" (6 класс)

ВЧ Загадки

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории

  1. О.Н.У.

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация знаний

  1. - Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? (слайд 1) Почему так важно помнить историю своего народа?

Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории. Запишите эпиграф в тетради. 

Сегодня мы будем говорить о загадках.  А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове? Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Запишите в тетрадь. (слайд 2)

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».  Эдип  ответил:  «Это  человек.  Когда  он  мал – это  утро  его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Загадки русских народных сказок

И  в  русских  сказках  нередко  герой  должен  отгадать  загадку.  Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать загадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.(слайд 3, 4)

Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

                 (Гора.)

Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.

                        (Яйцо.)

Ее не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.

                (Темнота.)

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей.

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся. –

И смирными станут

До новых затей.

                        (Зубы.)

Две ноги на трех ногах,

А безногая в зубах,

Вдруг четыре прибежали

И с безногой убежали.

                (Человек, табуретка,                рыба, собака.)

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом.

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

                        (Время.)

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. (слайд 5)

  1. А сейчас рассмотрим, как строится загадка. 

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. 

Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало 

Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так?

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет.

 Попробуем отгадать загадки. Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка). (слайд 6)

- Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?

Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?- А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?

  1. Работа по теме урока

Игра «Разгадай» (презентация)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

  2. Д/з

1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. 

infourok.ru

Загадки. Виды загадок. - Литература

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .

Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .

Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .

Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.

Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

 

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)

Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

  Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .   

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)

Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился. 

  (Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)

Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)

  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» -  он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)

  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет.

(Краб – барк )

  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)

«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?.. 

  (Лягушата)

  Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)

Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок! 

multiurok.ru

Конспект и презентация к уроку литературы "Загадки"

Цели:

- выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

- воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

 

Ход урока

 

Организационный момент.

 

Проверка домашнего задания (Беседа по статье учебника «Загадки»).

 

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

- Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

- Что такое фольклор? (ответы учеников).

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.

- Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?

- Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

Тема нашего урока – загадки. А что такое загадка? (Ответы учеников). Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам,  действиям и подобию.

 

3 слайд

Работа с таблицей. (В презентации заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

 

Устное народное творчество

Фольклор

От английских слов folk  - народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа.

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки.

Загадки

Определение

Загадки представляют собой свод знаний и понятий.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение («Голубой шатёр весь мир накрыл»).

Антитеза (противопоставление) («Из живого – мертвое, из мертвого – живое»).

Отрицание («Не вода, а жидкое, не снег, а белое»).

Виды загадок

Загадки-иносказания

Загадки-описания

Загадки-вопросы

Загадки-шутки

Загадки с числами

 

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

 

Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки. Внимание на экран.

4- 9  слайды

 

Вы хорошо отгадывали загадки. Дома вам нужно было подобрать загадки. Кто хочет загадать выбранные загадки своим одноклассникам? (Желающие загадывают загадки, весь класс отгадывает).

 

Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна. Обратимся к таблице.

 

10 слайд

 

Темы загадок

Примеры

Небо, земля, явления природы

Два быка бодаются – вместе не сойдутся (Небо и земля).

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Насекомые

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Птицы

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

Животные

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Человек

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Овощи, ягоды

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

 

Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек.

 

Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

 

11 слайд

Загадки бывают рифмованными:

Черный Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш).

 

Работа в группах

 

12 слайд

Задание 1 группе

Существуют прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Например:

1. «Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?» (Замок).

2. «Еду в нем на верхней полке

К морю,  к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Поезд)

Выберите тему и составьте прямую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

 

13 слайд

Задание 2 группе

Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле за игрой слов или другим обманным приемом кроется совсем другое. Например: «Кто грызет на ветку шишку? Ну, конечно, это …» (белка).

Выберите тему и составьте загадку-обманку. Лучшую загадку загадайте классу.

 

14 слайд

Задание 3 группе

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко, то есть включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Например: «Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Уроки).

Выберите тему и составьте загадку на образное мышление. Лучшую загадку загадайте классу.

 

15 слайд

Задание 4 группе

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Например: «В пустой комнате в каждом углу сидело по одной кошке. Напротив каждой кошки было по одной кошке. Сколько всего кошек было в комнате?» (4 кошки).

Выберите тему и составьте математическую загадку. Лучшую загадку загадайте классу.

 

Индивидуальные сообщения учащихся.

«Загадка в русских сказках», «Загадка в наше время».

 

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда е была изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другому, он может немного забыть первоначальный вариант, изменить его и добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же произведения устного народного творчества могут звучать по-разному.

В современном мире загадка перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако, осталась культурная, образовательная и развлекательные функции загадки. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».

 

16 слайд

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Половицы, поговорки». Записать 5 известных пословиц и поговорок.

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Технологическая карта урока литературы . 6 класс ."Загадки-малый жанр фольклора"

Разработка урока по русской литературе.

Технологическая карта.

Учитель: Мироненко Н.А.

Класс: 6 класс

Тема урока: Загадки - малый жанр фольклора.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: развить интерес малому жанру УНТ –загадкам,

познакомить с историей создания загадок, учить детей отгадывать и придумывать загадки.

Оборудование: проектор,

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя.

Деятельность

учеников

1.Организационный

Проверяется готовность у уроку.

Учитель: Прозвенел звонок в срок

Ты готов начать урок? Все ль на месте?

Всё ль в порядке7

Учебник Коровиной и тетрадки?

Посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе.

Проверяют наличие учебного материала к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. (слайд2) В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съ– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

(Ответ: Человек.)

(слайд 3)

Слушают

Отгадывают, объясняют ответы

3.Целеполагание .

Как вы думете, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

"Сидит девица в темнице,

А коса на улице".

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Формулируют учебные задачи урока, планируют деятельность и прогнозируют результаты.

4.Отрытие нового знания.

5.Осмысление

Этап реализации.

Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе,

А коса – на дворе".

Кого надо нам разоблачить?

Девицу с косой.

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Печь.

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

"Серый, маленький Денис

На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

"Выше леса стоячего,

Ниже облака ходячего,

Стоит безуглый дом,

Без дверей, без окон". (Гора.)

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

(Здесь признак предмета и сравнение.)

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер.)

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости

К вам я шла,

Чтобы разгадали вы меня, друзья,

Очень торопилась, и случилось так,

Что на куски разбилась, не собрать никак.

Помогите, помогите!

Из кусков меня сложите,

А потом вы вспомните меня, узнаете

И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала. (слайд 4)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да и побежала. (Ежик.) (слайд 6)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять. (слайд 4)

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью опять спать ложусь. (Река.)

(слайд 7)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица. (слайд 4)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.) (слайд 8)

Составляют свои варианты загадок.

Зачитывают классу.

Оценивают работу одноклассников.

Учатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Моделируют,

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

6. Рефлексия.

Продолжите предложения:

-Сегодня я познакомился (узнал)…

-Самым интересным для меня было..

-Мне непонятно…

Я ещё бы хотел узнать… (слайд 9)

Продолжают предложения

7.Домашнее задание. Выставление и комментирование оценок.

Придумайте свои собственные загадки.

infourok.ru