Конспект урока по обучению грамоте на тему" Гласный звук [ ы], буква ы.". Буква ы конспект урока
Конспект по теме «Звук Ы буква Ы».
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные действия
Коррекционо- развивающая работа
1.Этап мотивации к учебной деятельности
Здравствуйте. Меня зовут Ирина Сергеевна, и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Долгожданный дан звонок начинается урок, ум и сердце в работу вложи каждой секундой в труде дорожи.
. На уроке чтения вы начали знакомиться со своей первой книгой. А как называется эта книга?
Дети приветствуют учителя.
Азбука.
Развитие воображения
2. Этап актуализации пробного действия.
О чём вам рассказала азбука?
-Откроем азбуку, на странице 31. У вас появилась звуковая лента.
- С какими звуками вы познакомились? Хорошо.
- А как вы думаете, почему звуки «а», «о» написаны вверху?
-А как вы думаете, почему звук «и» записан внизу?
-Вспомним слова, в которых есть звук «а», «о», «и».
-Но что бы звуки вас услышали, нам необходимо провести речевую разминку.
Повторяем за мной.
Ты-ты-ты- сметану съели все коты.
Ры-ры-ры- летают комары.
Мы-мы-мы- прочитали мы.
-Ребята, посмотрите на доску, что изображено на картинках?
Какая картинка лишняя?
-А почему она лишняя?
-А какой есть звук?
Правильно, есть звук «ы».
-Но мышка к нам не зря прибежала, потому что в этом слове есть звук, с которым мы сегодня познакомимся.
-Как вы думаете, с каким звуком?
Правильно, со звуком «ы». Переворачиваем страницу и автор учебника предлагает познакомится с новой буквой и звуком.
Что бы правильно произносить слова, нужно подружиться со звуками. И сегодня мы попробуем познакомиться со звуком и буквой «ы».
Послушайте скороговорку:
Буква Ы купила мыло,Им она посуду мыла.Мыло мылилось и мыло,Много сил у мыла было.
-О чем скороговорка?
Давайте мы ее произнесем с улыбкой, потом грустно, а теперь спокойно.
Как же нам познакомиться с буквой «Ы»?
-Из каких элементов состоит буква«Ы»?
-Эта буква означает звук «Ы».
-Что означает в квадратных скобочках «Ы» ?
-А без скобочек?
-Какой же звук «Ы»?
Познакомимся поближе.
Гласный или согласный. Как ответить на этот вопрос?
Давайте произнесем.
-Какой же теперь звук, ударный или безударный? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрация на стр. 32. Для начала, найдите на рисунке и назовите слова в которых есть звук «Ы»?
- Вот оказывается сколько слов со звуком «Ы».
Спасибо нашим героям.
- В русском языке звук «Ы», встречается довольно часто, а вот слова с буквы «Ы» не начинаются.
-Прочитаем стихотворение с буквой «Ы» и найдем слова с буквой «Ы».
В слове от СОВЫ, звук «Ы», ударный или безударный?
-Прочитаем 2-ое стихотворение.
Есть ли в слове «капусты», где стоит звук «Ы»?
-А в слове «брюквы», где стоит звук «Ы»?
- А в слове «дыни», где стоит звук «Ы»?
-О какой букве идет речь в стихотворениях? Что мы узнали о ней?
-И так, какую же роль играет буква «Ы»?
- Прочитаем правило:
Буква «ы» обозначает твердость предшествующего согласного звука.
-Кто запомнил правило?
-стихотворение:
Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выши крыши и выше луны
И вернутся назад с вершины.
-Найдите слоги со звуком «ы».
- С боку, давайте мы рассмотрим схемы.
1 схема. Шар. Сколько слогов в слове?Почему?
2 схема. Шары.
- Сколько слогов в этом слове?Почему?
- Повторим правило:
Буква «ы» обозначает твердость предшествующего согласного звука.
-Кто хочет прочитать еще раз правило?
-Что означает черточка?
-На этой картинке, есть мальчик. Какое имя мы ему дадим?
-Что он делает?
-Давайте попробуем составить предложение по схеме.
Мальчик Серёжа отпустил шары.
Подходит предложение к схеме.
Спасибо этой страничке.
Рассказала сказки, познакомила с героями.
Открывают учебник.
А, о, и.
- Они показывают твердость.
-Он даёт мягкость.
Повторяют за учителем.
- На картинках изображено: Ива, иголка, мышь.
-Лишняя картинка, мышь.
-Потому что, нет звука «и».
-Есть звук «ы».
-Сегодня мы будем знакомиться со звуком «Ы».
Отвечают на вопросы учителя.
Звуком «Ы».
-О мыле.
-Нужно читать слова и рассматривать картинки.
-Она состоит из вертикальной (прямой) палочки с полуовалом и прямой палочки.
-Означает звук «Ы».
-Означает букву «Ы».
- Он гласный, потому что его можно петь.
Мыши, сыр, часы, бусы, кувшин.
-Ударный.
- В конце.
- В конце.
-В середине.
-О букве «Ы».
-То что она ударная.
Цветные шары,
Выше горы,
Выше крыши и выше луны,
С вышины.
1 слог в слове. Потому что 1 гласный звук и безударный.
2 слога в слове. Потому что 2 гласные буквы.
-Означает ударение.
-Сережа.
-Выпускает шары.
Да.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
Регулятивные: выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Развитие внимания, мышления, памяти
3. Физминутка.
Показывает детям движения.
Повторяют движения за учителем.
4. Этап построения проекта.
-Вернемся к нашей азбуки, на стр.34.
- Какая разница между словами «кукла» и «куклы»?
- Придумайте предложения с этими словами?
-Придумайте пары к словам.
Машина
Корзина
Игра
-Давайте мы с вами поиграем в игру.
Придумать слова с буквами: а, о, и, ы.
Ребята, в сказках бывают разные превращение. И сегодня в нашем учебнике тоже произошло превращение.
Был мишка, а превратился в мышку.
-Как вы думаете, почему это произошло?
- Кукла, значит одна. А куклы, их несколько.
- Эта кукла была подарком от моей тети.
-Моя младшая сестра сейчас играет в куклы.
Машины
Корзины
Игры
Буквы поменяли местами.
Познавательные:
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
Регулятивные: выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
5. Этап реализации построенного проекта
Ребята, посмотрите на страницу 35. Кто из вас знает, какая сказка изображена на рисунках?
-Посмотрите на доску и послушайте сейчас я вас ее расскажу.
-А теперь поговори о сказке.
-Без кого невозможна была бы эта сказка?
-Кто хочет попробовать рассказать по одной картинке.
-А кто из вас может полностью рассказать?
-Посмотрите на звуковую ленту, и скажите пожалуйста, почему звук «Ы» поселился над буквой «И»?
-Что мы узнали, что есть в русском языке буква «Ы» и звук «Ы».
Звук «Ы» твердый и согласный. Эта буква может быть в середине или в конце. Она не бывает первой, и не бывает заглавной.
-Курочка ряба.
-Без мыши.
-Потому что звук «Ы» дает твердость, а «И» мягкость.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Развитие воображение, памяти, мышления
Развитие памяти.
6. Итог урока, рефлексия.
-С какой буквой и с каким звуком мы сегодня познакомились?
-О чем сегодня мы с вами говорили?
Если вы хорошо поработали то положите в конвертик где нарисован радостный смайлик .
Если вы считаете что могли лучше поработать то положите смайлик во второй конвертик.
Мне с вами очень понравилось работать. До свидания.
Со звуком и буквой «Ы».
Личностные:
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Развитие памяти.
Технологическая карта
Тема урока: «Звук Ы буква Ы».
Класс: 1В
Цель: Познакомить учащихся с буквой Ы ;развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память; прививать терпимость к чужому мнению.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Овладение умениями давать характеристику звукам;
Формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами;
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные:
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Коммуникативные:
Строить связное высказывание из 1-2 предложений по предложенной теме.
Направленные на достижение предметных результатов:
1) Умение различать гласные и согласные звуки.
2) Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: Учебник, смайлики.
Материалы для учителя: Учебник, презентация.
Методический самоанализ урока
1. 1 «В» класс. Тема: « Звук «Ы» и буква «Ы» . Программа « Школа России».
2. Класс подготовленный, у некоторых детей не сформирована мотивация к учебе, дисциплина на среднем уровне.
3. Урок с предыдущим связан, тип урока «Изучение нового материала».
4. Познакомить со звуком «Ы» и буквой «Ы».
5. Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1)Овладение умениями давать характеристику звукам;
2)Формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами;
3)Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
1)Регулятивные:
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.
2)Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
3)Коммуникативные:
Строить связное высказывание из 1-2 предложений по предложенной теме.
Направленные на достижение предметных результатов:
1) Умение различать гласные и согласные звуки.
2) Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
На уроке русского языка использовались следующие УУД:
Личностные:
- Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
- Выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные:
- Формируем умение слушать и понимать других;
6. На всех этапах урока дети были активно включены в деятельность . Активно принимали участие в обсуждениях и были очень завлечены практической работой.
7. Отражение в содержании урока работы, направленной на формирование УУД:
- личностные УУД формировались на таких этапах как: Этап актуализации и пробного действия, этап построения и проекта, этап реализации построенного проекта, итог урока и рефлексия.
- регулятивные УУД были сформированы на таких этапах как: Этап актуализации и пробного действия, этап построения проекта.
- Коммуникативные УУД формировались на таких этапах уроках как: Этап актуализации и пробного действия.
- Познавательные УУД формировались на таких этапах уроках как: Этап построения проекта.
8. На моем уроке цель была достигнута в полной мере, учащиеся повторили материал. Детям было все ясно, понятно и доступно.
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока обучения грамоте
проведенного 01.10.2015г. в 1 «В» классе
ГКОУ РО школа-интернат V вида г.Зернограда
Студенткой ГБОУ СПО РО «ЗернПК»
Учитель: Половинка О.К
Методист: Котенко А.А
Зерноград
2015г.
Мальчик
Серёжа
отпустил
шары.
infourok.ru
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность., но он не помнит какие буквы мы умеем писать, Давайте вспомним, какие буквы мы уже научились писать? (все буквы, которые мы изучили на сегодняшний день. Правильно,молодцы. | Выполнение действий по алгоритму Называют изученные буквы | Личностные УУД. К : умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Целеполагание. 8 мин Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | 1. Фиксирование затруднения. Сейчас проверим, как вы научились писать эти буквы. У вас на парте листочки. Начнем писать с первой рабочей строки. У Вас вначале строки стоит точка. Сели ровно, правильно положили листочки. Я диктую буквы, а вы записываете строчные буквы, т.е. маленькие. Диктовка: э у н а м р л о (ы) – не умеют писать !!! | Работа на листочках Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | П:выделять, формулировать познавательные задачи, формулирование ответов на вопросы; умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: понимать учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. | 4. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. 7.Самостоятельная работа по эталону. достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовом задании. Работа в прописи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Мишутка опять просит нас помочь, он не знает: - Из скольких элементов состоит письменная буква ы? Перед письмом – пальчиковая гимнастика: Мы капусту – рубим, рубим. Мы капусту – солим, солим. Мы капусту – трём, трём. Мы капусту – жмём, жмём. -А сейчас обведите элементы, необходимые для написания буквы ы? Пропишите строчку. Внимание все на доску. - Посмотрите, как пишется наша буква «ы (показываю и объясняю: Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, виду наклонную палочку с закруглением внизу делаем небольшой овал ,который доходит до середины рабочей строки обводим овал тоненько понаписанному, ведем соединительную палочку вверх и не отрывая руки ведем вниз наклонную палочку с закруглением внизу. -Сейчас взяли все ручки правильно в руку и повторяем за мной в воздухе написание строчной буквы «ы». -А сейчас нашли 3 рабочую строчку Сначала обвили 2 буквы, а затем прописали. ПОМОГИ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ НАЙТИ КРАСИВУЮ БУКВУ!!! Ребята посмотрите на 4 строчку, что вы здесь видите Наблюдение над видом соединения.- Что заметили? На 4 строчке мы пропишем сначала верхнее соединение, затем прописываем два раза, а где нам встречается верхнее соединение А сейчас нижнее соединение. - Ребята на 5 строчке прописано слово смелый и подберите к нему слово, противоположное по значению. Я сейчас Вам покажу героя , а вы скажите какой он? 5 строчку пропишите самостоятельно… Прослушайте аудиозапись и скажите Какая эта сказка? Физминутка…со словами а - Появилась идея? Работайте.Выясняют, что это герои из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Комарик – смелый, он спас муху. А все гости – трусливые. Они разбежались и оставили муху в беде. Надо дописать букву гласного.- Что можете сказать о парах слов? Какую задачу мы ставили вначале урока? Кто научился писать букву Ы? Какой секрет есть у буквы Ы? (почему есть только строчная буква?) Рефлексия. - Что сегодня на уроке было для вас самым интересным? - Используя подсказку-схему, выскажитесь об уроке. - Поднимите зелёный круг, кто научился писать букву ы? Молодцы! - Поднимите жёлтый круг, кто не совсем ещё научился писать букву ы? - Поднимите красный круг, кто совсем не научился писать букву ы? А вам я желаю, чтобы вы научились писать красиво и правильно буквы. Для этого нужно много терпения и желания всему учится! - Урок окончен! Всем спасибо! | Называют второй элемент и четвертый. Прописывают… Повторяют в воздухе. В паре работают. верхнее и нижнее соединение. В слове тыквы. Дети предлагают варианты: смелый - храбрый, отважный. Смелый – трусливый. Ребята работают самостоятельно. Знакомство с выставкой книг К.И.Чуковского. - Это портрет К.И.Чуковского и его книги. Когда я дописывал буквы, то слова менялись, были в ед.числе, а становились во множественном. У некоторых слов перед гласным стоит твёрдый согласный, а у других – мягкий согласный.Дети читают вместе.Выясняют, что перед «ы» стоит буква твердого согласного звука. Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали,что получилось, а что нет | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других П: осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных операций. Р: готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных операций. Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика |
kopilkaurokov.ru
Конспект урок в 1 классе по письму на тему «Буква ы»
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
- Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших.
2. Актуализация знаний и пробного учебного материала
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.
Буква первая, друзья, в алфавите это.. (А)
Индюки и индюшата интересные ребята.
На индюшек посмотри и запомни букву… (И)
Круглой формы голова,Той же формы буква ...(О)
– Скажите, на доске изображены буквы или звуки?
– Докажите своё мнение
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти три буквы уже живут в городе Букваринске на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка?
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем города Букваринска.
– Скажите, что я держу в руке
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук?(неменее трех детей спросить)
– Докажите
– А теперь, у меня в руке не шар, а …?
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука?
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука?
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук?
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то хлопаете в ладоши, а если нет – не хлопаете:
Рыбка шар, сыр, крыша, лиса, мышка, лес, торты, бусы, весы, кот.
Отгадывают загадки
- Буквы.
- Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим.
- Шар
- Согласный
- Воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы
- Шары
- Да
- Нет
Гласный
Язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты
4. Этап реализации построенного проекта
- Сегодня мы с вами научимся писать какую букву?
- Правильно, сегодня мы с вами будем учиться писать букву ы.
- Для начала давайте с вами напишем узор. Посмотрите как его надо писать. (написание учителем на доске)
- А теперь откройте просись на странице 9, положите её под наклоном, спинки выпрямите, проверьте расстояние между грудью и партой, возьмите ручку и обведите узоры.
- Перед вами буква ы. посмотрите внимательно и определите, из каких элементов она состоит? Назовите их.
- Обведите элементы буквы по стрелочкам в прописи выше узора. (учитель показывает, где элементы буквы)
- На первой строчке продолжите писать элементы буквы ы. (учитель показывает, на какой строчке нужно писать)
- Теперь будем учиться писать букву ы. Сядьте правильно, возьмите ручку, поставьте руку на локоток. Внимание на доску, я объясняю как правильно писать букву.
Объяснение написание буквы учителем
-Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя до конца нижней линейки, делаем закругление вправо, касаемся нижней линейки, поднимаем полуовальную линию вверх, закругляем влево на середине строки, «закрываем» овал на прямой, делаем поворот в нижней части овала, линию овала продолжаем вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки, вниз опускаем прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.
- Напишем букву в воздухе под счёт: раз – и – два – и три – и
- А теперь обведите две буквы и напишите букву ы в прописи самостоятельно до конца строчки.
Физминутка
- Ниже на следующей строке обведите две букву ы и допишите строку самостоятельно.
- Подчеркните самую красивую букву которая у вы написали.
- Прочитаем хором, что написано на следующей строке. Какую букву надо обвести? В следующей строке пропишите слова сыр и сын.
- Что нарисовано ниже?
- Сколько слогов в схеме первого слова? Почему?
- Обведите букву в первом слове
(Аналогическая работа со вторым словом)
-Найдем в верхней части прописи человечка, как вы думаете, какое имя у него может быть? Обведите букву ы.
Букву ы
Пишут узоры в прописи
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
- Мыши и шары
- Два, потому- что в слове два гласных звука.
5. Рефлексия
- Какую букву мы с вами научились писать?
– Какой звук она обозначает?
– А есть ли слова, которые начинаются на букву ы?
Ы
Гласный
Нет
infourok.ru
Конспект урока Звуки [ы] [и], буквы Иы
– Буратино перемешал схемы слов. Незнайка не может справиться с заданием – подобрать к предметам нужную схему слов. Помогите Незнайке.
Дети соотносят предмет и схему.
– Какими гласными буквами можно заменить гласные звуки в схемах слов?
Дети вставляют гласные из наборного полотна в схемы слов, замечают, что нет на наборном полотне Ы.
II. Работа над темой.
1. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель показывает букву Ы.
– На что похожа эта буква?
Мнения детей.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы,
Все вы знать её должны.
– Что можете сказать о букве и звуке, который она обозначает?
Мнения детей.
2. Игра «Узнай звук».
– Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [ы], хлопайте в ладоши.
Кубик, бык, буквы, ворота, прыгалка, рысь и др.
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы].
Дети не смогут назвать таких слов.
– Давайте попробуем найти слова на [ы] в словаре.
Можно взять словарь С. И. Ожегова или любой другой, но обязательно толстый словарь.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: в русском языке нет слов, которые начинаются с Ы.
3. Напечатайте в тетрадях по чтению букву Ы.
III. Знакомство со звуком [и] и буквами И, и.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной буквой. А какой, вы узнаете, выполнив задание.
1. Учитель называет слова (можно показывать картинки с изображением предметов).
Полка, игрушка, инструмент, ирис и др.
– Какой звук вы услышали первым?
– Какой он: гласный или согласный? Почему?
– Какой буквой обозначается этот звук?
Учитель показывает буквы И, и.
На что похожа буква И?
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
– Сколько здесь дощечек? (Три.)
– А какая буква? (И.)
– Почему букв И – две?
– В каком случае мы пишем слова с заглавной буквы?
– Приведите примеры таких слов.
– Напечатайте эти буквы в тетрадях по чтению.
2. Работа с учебником (с. 20).
– Рассмотрите картинки.
– Назовите слова со звуками [и], [ы].
– На физкультминутке мы будем вместе составлять букет. Я буду называть цветы, а вы должны быстро решить, возьмёте тот или иной цветок в наш букет или не возьмёте. Отбор цветов должен идти по следующему признаку: наличие в сочетании слов звуков [ы], [и].
Если в одном из слов словосочетания есть звук [ы], встают дети I варианта и изображают, как срывают цветы. Если есть звук [и] – встают дети II варианта и делают то же самое.
Красный мак, белый ландыш, синий колокольчик, чёрная роза, жёлтый тюльпан и др.
3. Работа с учебником (с. 20).
– Вставьте в схемы слов нужные буквы.
Это задание можно вынести на доску.
– Почему в первое слово вставили букву И, а во второе Ы?
– Произнесите первый звук в каждом слове.
– Что заметили при произнесении первых звуков в словах?
– Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Как вы думаете, от чего это зависит?
– Это зависит от того, какая буква стоит после согласного. Если стоит буква И, то согласный произносится мягко, а если буква Ы – твёрдо.
Закрепление.
IV. Работа с учебником «Я читаю?» (с. 8).
1. Напечатать буквы И и Ы.
– Какую букву печатать не надо? Почему?
2. Какие слова могут быть здесь записаны?
– В каких словах согласные произносятся мягко? Почему?
3. Вставить в схемы слов буквы И, Ы (иглы, иголки).
Наблюдение за многозначностью слова.
Разгадать ребусы можно предложить детям дома.
V. Итог урока.
- У каждого из вас лежат цветы. Посадим клумбу с цветами.
Кто хорошо работал на уроке, старался, тот посадит розовые цветочки
Кто работал, но у него не совсем все получалось –желтые
Кто работал, но сегодня у него не получилось - синие
– С чем сегодня познакомились на уроке?
– Что интересного узнали о буквах И, Ы и о звуках, которые они обозначают?
infourok.ru
Конспект урока "Знакомство с буквой Ы"
Тема: Звук и буква ы.
Цель: 1.Познакомить со звуком и буквой Ы
Задачи: 1.Учить чётко произносить звук Ы, находить букву, читать слоги, слова .
2. Коррекция зрительной и слуховой памяти, внимания, речевой моторики на основе упражнений.
3.Мотивация к учению.
Оборудование: разборная буква Ы, буква Ы демонстрационная, раздаточные
буквы, предметные картинки «один- много», «Волшебная ниточка».
Ход урока
I Орг. момент.
Сядет тот, на кого я посмотрю.
II АОЗ
- вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.
- узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.
1.введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.
III Изучение нового материала.
Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную
гимнастику. «Улыбочка» – растянуть губы в улыбке. «Трубочка» – вытянуть губы вперед.
«Улыбочка» – «Трубочка». «Окошко» – широко открыть рот. «Окошко открываем и закрываем».( или «Слоник» и «Лягушка») (СЛАЙД)
- Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте замной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы- Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут).
Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
- Как гудел пароход?
Произнесение звука Ы. Артикуляция.
- На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.
2. Буква Ы .
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)
Листья березы,
листья рябины,
листья тополя,
листья осины,
листья дуб а мы соберем (загибают пальцы, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальцами).
На доске – магнитная выставляется буква
У детей – инд. .карточки с буквой.
- Обвести пальчиком
- Составить из частей букву Ы
- Слепить из пластилина.( РОЛИК)
- Чтение слогов на доске
ым мы
ыс сы
ыл лы
ых хы
IV Физминутка( РОЛИК)
V Закрепление изученного материала
Работа с учебником
Произнесение цепочек слогов: мы-лы - сы,- хы. цепочки слов: мыл-был-жил, дым-сыр-сын, рысь-мыс-брысь.
Работа с абаком
- Составь слоги по образцу
4 . Выделение звука Ы в конце слова. Я называю слово в ед. числе, дети – во мн. числе
Кот-коты хата-хаты
Сом-сомы шкаф-шкафы
Шар-шары стол-столы
«Услышь звук», поднять букву ы.
1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.
VI Итог. Какой звук учили?
Вспомнить слова со звуком ы.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области»
«Гуковская специальная школа-интернат №11»
Урок на тему:
«Звук и буква « Ы»»
Подготовила и провела: Кобзарева И.В.
учитель 1,3 классов «Особый ребенок»
infourok.ru
Конспект урока по обучению грамоте на тему" Гласный звук [ ы], буква ы."
Разработка урока
Криворучко Наталья Анатольевна
Урок обучения грамоте
Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Упражнения в чтении и письме.
Урок обучения грамоте.
Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Упражнения в чтении и письме.
Цели: формировать умение выделять звук [ы] в речи, умение слышать и слушать, писать букву ы ; развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами и слогами с буквой ы ; воспитывать культуру поведения при работе у доски и на местах.
Оборудование: предметные картинки, модели звуков, образцы печатной и прописной буквы ы, плакат с проектом « Город звуков и Букв».
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учеников.
I. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Если я произнесу слово, начинающееся
с гласного звука, то присядут девочки.
С согласного - мальчики. ( Ослик, тигр)
-Умницы!
-Молодцы!
Приветствие учителя, самоорганизация.
Садятся девочки
Садятся мальчики.
II. Повторен6ие изученного
1. Чтение слогов по таблице на доске
га, го, ги, па, та, ра, то, по, ро, ри, ти(Такие же слоги на с.44 в учебнике)
Прочитайте слоги.
Дети читают слоги.
2. Работа со схемами - « человечками»
Назовите согласные звуки, которые вы услышали в этих слогах.
[г], [п], [т], [р]
Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко?
Перед [и]
А перед какими твёрдо?
Перед [а], [о]
Возьмите схему – человечка, обозначающего гласный звук [и] и покажите где он живет в « Городе звуков и букв.»
Берёт схему – « человечка» и прикрепляет на плакате к району Гласных букв.
Возьмите любую схему-«человечка», обозначающую согласные звуки и букву
и поселите его в домик.
Берёт схему-«человечка» и прикрепляет на плакате к улице Согласных.
III.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Побуждающий диалог- постановка проблемы.
Диалог с учителем.
На доске неоформленная схема- «человечек»
Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать.
Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытие» новых знаний? Почему?
Урок «открытия» новых знаний так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.
Что же мы сегодня будем « открывать»?
Новый звук и новую букву.
Проведение звуковой разминки.
Проговаривание звуков.
Какой звук издает тесто, когда поднимается?
( пы-ы х – пых )
Какой звук слышим в середине слога?
[ы]
Подведение к формулированию темы.
Формулирование темы.
Проживает ли такой звук в нашем «городе букв и звуков»?
Нет
На доске висит проект «Город Звуков и Букв»
Сформулируйте тему нашего урока.
Звук [ы] , буква ы.
Каковы задачи нашего урока?
Узнать всё про новый звук, новую букву. (Белый кружок)
Чему должны научиться?
Научиться писать строчную букву ы.(Жёлтый кружок)
Научиться читать слоги с буквой ы.(Синий кружок)
( Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока.)
IV. Выдвижение версий.
Может быть, кто-то из вас уже догадался, в каком районе « гласных или согласных» будет проживать этот звук?
Выдвигают версии.
V. Актуализация знаний.
Побуждающий диалог.
Диалог с учителем.
Нам нужно узнать всё про этот звук [ы]. Что мы сначала должны выяснить?
Гласный он или согласный.
VI. Поиск решения проблемы – « открытие» нового знания.
Знакомство со звуком [ы].
Предлагает рассмотреть рисунок (с. 46) Что вы видите? Назовите предметы, что общего в этих словах. Что видите на 1 картинке? Давайте начертим схему слова.
[ы]
Это сыр.
Чертят схему
Сколько гласных звуков в этом слове?
Один [ы]
Сколько слогов?
Один.
Докажите, что [ы] гласный.
Можно пропеть. Голос не встречает преград.
Руководство коллективной работой.
Открывают тетради для печатания и вычерчивают схему.
Обозначьте этот гласный звук на схеме. Надо ли обозначать ударение?
Нет ---------------------------
Расскажите о звуке [ы]
Звук [ы] гласный, может быть ударным.
Знакомство с буквой ы.
А какой значок нам поможет увидеть звук [ы]?
Буква ы.
Посмотрите на неё. Что напоминает вам эта буква?
Предположения учащихся. Дети рассказывают стихи:
Вот топор, полено рядом -
Получилось то, что надо .
Получилась буква ы,
Все мы знать её должны.
( Кравцова.)
Бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, - увы!
Где место буквы ы в слове сыр?
В середине.
Обозначим на схеме.
___________Ы________
На какой улице мы поселим нашего нового жителя в « Городе звуков и букв»?
В районе гласных, в домике с красной крышей.
Как же мы должны одеть «человечка»? Перед вами схема «человечка», оденьте его вдвоем. Поселите его в город.
Раскрасить красным цветом башмаки.
Мы решили с вами первую задачу (познакомиться со звуком [ы] и буквой ы)? (Убирает белый кружок.)
Да
VII. Физминутка.
Буратино шёл, шёл, шёл. Азбуку нашёл. Потянулся, развернулся и в школу пошёл.
VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Организация работы по чтению слогов.
Чтение слогов.
( Ваша задача – научиться читать слоги с буквой ы.)
а) подготовьтесь читать слоги.
б) прочтите их вслух по одному.
в) прочитаем хором. ИГРА
а) чтение слогов про себя
б) чтение слогов вслух
в) чтение слогов хором
Договорите каждый слог до целого слова.
г) участие в игре «Доскажи словечко».
Как произносятся согласные звуки перед [ы]?
Твёрдо.
Вы научились читать слоги? Справились с задачей? (Убирает синий кружок)
Да.
Анализ и написание буквы ы и слогов с нею.
а) Сравнение письменной и печатной буквы.
Почему в букваре в левом верхнем углу написано две буквы ы ?
Одна – печатная, другая письменная.
Наша задача научиться писать строчную букву ы.
б) Графический анализ буквы
б)Графический анализ буквы
Из скольких частей состоит буква, какие это элементы?
Из двух: крючок и короткая палочка с закруглением внизу.
Запишите их.
Пишут элементы.
в) Показ написания буквы учителем с комментированием. Напишите букву Ы на ладони.
Учащиеся смотрят и слушают. «Пишут» на ладони.
г)Обведите букву ы на табло.
Дети обводят ы на табло.
д) Напишите букву ы.
Запись буквы на 3 строке.
е) Сравнение букв ы и и.
Какие элементы одинаковые в этих буквах?
Короткая палочка с закруглением внизу и вправо.
Откуда начинают писать эти буквы?
Сверху.
Запишите слоги с буквой Ы
Пишут ы, и, слоги
Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? (Убирают жёлтый кружок)
Да.
IХ. Резервный материал.
Чтение пар слов в букваре (с. 46)
Запись слогов с буквой ы.
X. Подведение итога урока. Рефлексия. Самооценка
С какой буквой познакомились на уроке? Какой звук она обозначает?
С буквой ы.
Гласный
Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Нарисуйте эту оценку на обратной стороне листочка.
Рисуют сигналы. (Смайлики).
На столе у вас бумажная полоска, а на ней написан ряд букв. Красным карандашом обведите в кружок букву Ы. Поменяйтесь листочком с соседом, если правильно обведена буква Ы, то подчеркните ручкой, а если нет – обведите в кружок.
Дети красным карандашом обводят букву Ы, затем обмениваются листочками и проверяют.
infourok.ru
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | СЛАЙДЫ 2-4 Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка | 1.-Повторение изученных букв. 2.– Как жужжит пчела, шмель? – Как звенит комарик? – Как пыхтит тесто? – «Надуйте» воздушный шарик. – Как шарик выпускает воздух? – Как шипит змея? | – Ж-ж-ж… – З-з-з… – Пых-пых-пых! – Ф-ф-ф… – С-с-с... – Ш-ш-ш… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа СЛАЙД 5 | ( показ одного шара и несколь-ко шаров) – Что у меня в левой руке? - В правой руке? – Установите сходство и различие слов: шар, шары. – Произнесите слова: шар, шары. -Чем второе слово отличается от первого? -Что будем изучать на уроке? Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы. | Рассматривают шары. – Шар. – Шары. – Сходство: один и тот же предмет; различие: количество предметов. – Звук [ы] | Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33) | Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа СЛАЙД 6 | – Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ. – Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук. | Слого-звуковой анализ слов шар, шары. Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод | Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный | Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ |
2. Знакомство с буквой ы | СЛАЙД 7-8 Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы СЛАЙД 9 | – Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. – Найдите букву ы на «ленте букв». – На что похожа буква ы? – Выложите букву ы из прово-локи. | Находят букву ы на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из проволоки делают букву ы | Находят букву ы на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с рисунком (учебник, с. 32) | СЛАЙД 10 Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с рисунком | – Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы]. | – Мыши, сыр, часы | Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове | Фронтальный. Устные ответы, правильно читают |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32) – Что вы узнали о ней? – Прочитайте стихотворение В. Берестова (с. 33) – Найдите слоги со звуком [ы]. – Дома выучите стихотворение | – Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука. – ны, -ры, -вы. | Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте | |
2. Работа с пословицей | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». – Какие обязанности есть у ученика? | Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя | Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята. И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Ёжик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся. Захотелось поиграть Всех ребят пересчитать | Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа СЛАЙДЫ 11-12 СЛАЙД 13 | 1.-Как произносим согласный с Ы? – Где на «ленте букв» располо-жена буква ы? -Почему? | – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы] | Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы] |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понрави-лось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
kopilkaurokov.ru