Технология «детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия. Детский совет в доу по фгос


Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы



В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

«Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления – самый благородный;

Путь подражания – самый лёгкий;

Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»

Конфуций

Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.

Поиск и исследование – детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни (например, наблюдение, формулирование вопросов и т. д.). Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства». Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

В то же время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. И теперь, на него опирается вся система общего образования.

Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры. При соблюдении требований к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение», под редакцией И. Е. Федосовой, В. К. Загвоздкиной.

ООП ДОО «Вдохновение» признаёт и утверждает за каждым ребёнком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Каждый прожитый день прибавляет ребёнку личный жизненный опыт. Иногда достаточно наглядный. Чаще, невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве.

Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Детский совет может выглядеть так.

Задачи «Детского совета»:

  1. Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
  2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  3. Развивать эмпатию.
  4. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  5. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  6. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
  7. Разработать план действий.
  8. Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
  9. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

На основании Положения об инновационной площадке Института по теме: «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение» на базе МДОУ д/с № 18 создана инновационная площадка.

Как мы организовали в МДОУ д/с № 18 «Детский совет»? Во-первых, освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются. Вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно:

  1. «Внимательно слушай других».
  2. «Кричать и бегать можно на улице».
  3. «Материалы которые тебе нужны, положи так, чтобы их можно было взять другим».

Как работает «Детский совет»?

«Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.

Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность.

2. Беседа на свободную тему. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями?

Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) – это обеспечивает широкий диапазон событий.

В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение. Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. Это может быть история одного ребенка «Какая красивая новогодняя игрушка?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег».

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей старшего дошкольного возраста в проектирование мы используем технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»

Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей воспитатель с целью решения педагогических задач, предлагает детям, узнать, чем отличаются от других животных. Тем самым, опираясь на опыт детей, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития. Вот почему мы так часто берем во внимание зону ближайшего развития. Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с нами, завтра он сможет делать самостоятельно. «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

5. Совместное составление плана работы над проектом.

Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей. Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.).

С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»

Что характерно, активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во–первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы. Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.

Так заканчивается утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Как осуществляется планирование?

«Модель года» – примерное перспективное планирование тематики детско-взрослых проектов на учебный год. В его составлении принимают участие все участники образовательных отношений: дети, педагоги и родители.

Хорошей помощью оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На листе бумаги дети обратились к своим родителям: «Дорогие папы и мамы! Нам хочется больше узнать о животных, космосе, как устроен человек, что было до нашей эры, сохраним наш мир. Обращаемся к вам за помощью: сводите нас в библиотеку, помогите подобрать книги, изготовить макеты, покажите видео фильмы и др. Ваши любознательные детки». Самое трудное – это организация образовательной деятельности, обеспечивающая участие детей и родителей. При такой форме планирования осуществляется учет детских потребностей, интересов и инициатив, то есть реализуется базовые положения ФГОС ДО о том, что ребенок должен стать полноправным участником образовательных отношений.

Календарный план отражает содержание самостоятельной образовательной деятельности детей в центрах, действия педагогов для стимулирования их самостоятельной деятельности, а также совместную образовательную деятельности педагога с детьми в одном из центров. План открыт для спонтанных детских идей и новых мыслей. Организация образовательной деятельности ориентирована на ребенка, предполагает отказ от жесткого расписания. Работа над проектом идет следующим образом: дети могут разделиться на подгруппы, и выбрать ту или иную деятельность в центрах по интересам, самостоятельно работают в нем. Воспитатель советует обратиться к материалам (энциклопедия, наглядным материалом, играми и игрушками), которыми предварительно наполнил центры согласно педагогическим задачам.

Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Литература:
  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, ст. 12.
  2. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.: ил. – (Серия «Вдохновение»).
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 352 с. – (Серия «Вдохновение»).
  4. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. Издательство «Линка-Пресс», 2010.
  5. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ Р. Ларго; под ред. А. И. Бурениной. – Москва: Национальное образование 2015. – 184 с.: ил. – (Вдохновение).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная деятельность, образовательный процесс, дошкольное образование, образовательный запрос детей, умение, обмен новостями, дошкольная образовательная организация, детский совет, ближайшее развитие.

moluch.ru

Технология «детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия

«Все люди по природе стремятся к знанию»

Аристотель

Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.

Итак, поиск и исследование - детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни (например, наблюдение, формулирование вопросов и т.д.).

Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства…», так как именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства. В то же время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. И теперь, на него опирается вся система общего образования. Надо понимать, что нельзя построить третий и пятый этаж там, где нет фундамента! В виде чего должен быть заложен этот фундамент?

Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры. При соблюдении требований к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это  отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология  «детский совет», разработанная  авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение», под редакцией И.Е. Федосовой, В.К. Загвоздкина.

ООП ДОО «Вдохновение» признаёт и утверждает за каждым ребёнком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Каждый прожитый день прибавляет ребёнку личный жизненный опыт. Иногда достаточно наглядный. Чаще, невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве. У каждого ребенка есть личные достижения, отличающие его вчерашнего от сегодняшнего.

Основной стержневой конструкцией организации образовательной деятельности по ООП ДОО «Вдохновение»  является проектная деятельность, а именно технология «детский совет», построенная на основе международной программы «Сообщество», адаптированными для работы с дошкольниками                Л.В. Свирской.

То, каким образом дети вступают в контакт со знаниями, значительно влияет на их хранение в их памяти: знание, полученное от кого-то, или знание, установленное в результате личного любопытства и поиска в различных источниках, как «сухая» информация, которую «должен» знать ребенок (зачем мы едим мед каждый день...) или ответ на вопрос, заданный ребенком. Даже задержавшись в памяти детей, некоторые знания остаются «просто информацией», которая может забыться. И если дети ее забывают, они могут снова искать ее в различных источниках.

Что такое «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что  позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Как мы организовали «детский совет»?  Во-первых, освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются. Это уже сейчас, а в сентябре, чтобы организовать «детский совет», мы вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс  без многочисленных замечаний. Эти правила – законы группы, все дети приняли эти законы и стараются соблюдать. Правила поведения в группе независимо от их содер­жания всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушай других», а не «Не перебивай других, «Кричать и бегать можно на улице, а не «Не кричи», «Бегать нель­зя», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.

Как работает «детский совет»? «Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности и вечером - в завершении.

Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом, определенным образом приготовленную еду. Поэтому введение  в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину.

2. Беседа на свободную тему.  Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:

- какое у вас настроение?

- у кого утро доброе?

- кто хочет поделиться новостями?

Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наи­более насыщена содержанием. Вся наша жизнь — обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличаю­щихся не только по характеру, темпераменту, интере­сам, но и по способу выражения мысли, по темпу и сти­лю речи. В большой жизни ребёнку предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) — это обеспечивает широкий диапазон событий.

В процессе беседы самым естественным об­разом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слу­шать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение. Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на спе­циальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказыва­ний обеспечиваются тем, что темы разговора выбирают­ся самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

3. Мотивирование детей на работу над проектом.

Мотивировать на изучение темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка «Саша, мне понравилась твоя история о  птице    напомни нам ее» или,  это может быть случай из жизни педагога «Я услышала, как удивительно поют птицы».

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспи­тателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят оста­нется чувство разочарования - выбрали не ту тему, ко­торую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это - повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным. Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые са­мостоятельно рождаются у них, на которые они мо­тивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их лю­бознательностью и знаниями.

4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать ком-либо или чем-либо. В этом нам помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.

 

Что вы знаете о птицах?

 

Как можно  использовать эти знания?

Что хотите узнать о птицах?

Что надо сделать, чтобы узнать…?

 

Все птицы разные

(Аня К.)

Птицы высиживают птенцов

(Костя Г.)

Сделать игру «Угадай птицу»

Почему дятел стучит по дереву? (Маша С.)

Как птицы летают (Саша Г.)

Почитать в энциклопедии.

Найти в интернете

 

Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей, педагог, с целью решения педагогических  задач, предлагает детям,  узнать, чем птицы отличаются от других животных. Тем самым, опираясь на опыт детей, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития.                          Л. С. Выготский сказал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Вот почему мы так часто берем во внимание  ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с нами, завтра он сможет делать самостоятельно. “Давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

5. Совместное составление  плана работы над проектом.

Планирование осуществляется совместно детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей. Педагог помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. Например, Ваня и Соня хотят узнать, как птицы летают: «Как узнать? Какие у вас есть идеи? Я правильно поняла, сделать опыт с перьями, так и запишем».

С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку картин русских художников, на которых изображены птицы?»,  «А сделать птичью азбуку?»

Что характерно, активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во-первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставят детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы. Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.

Так заканчивается утренний «детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а  что мешало в достижении цели.

Как осуществляется планирование?

«Модель года» - примерное перспективное планирование тематики детско-взрослых проектов на учебный год. В его составлении принимают участие все участники образовательных отношений: дети, педагоги и родители. Самое трудное для ДОО при переходе на ФГОС ДО – это организация образовательной деятельности, обеспечивающая участие детей и родителей. При такой форме  планирования осуществляется учет детских потребностей, интересов и инициатив, то есть реализуется  базовые положения ФГОС ДО о том, что ребенок должен стать полноправным участником образовательных отношении.

 «Лотос-П» - это план педагогических задач, в нем фиксируются задачи по центрам активности, которые педагог планирует решить в процессе совместной с детьми работы над проектом.

 «Лотос-Д» - совместный план работы над проектом.  Составляется и записывается на листе формата А3 совместно участниками образовательных отношений. Размещается в доступном для детей месте. В нем отражено содержание и виды совместной и самостоятельной образовательной деятельности в центрах активности. Запись осуществляется разными цветами, что позволяет видеть, какова инициатива детей, что предложил педагог, а что родители.

 

Примерный со

e-koncept.ru

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы



Ведущая идея: поддержка разнообразия детей и детства. Нужно перебрать 10 миллиардов людей, чтобы найти похожего.

Разнообразие детей — возраст, психофизиологические особенности, темп и направленность развития, интересы… Разнообразие детства -социокультурные и финансово-экономические условия жизни, ментальность ближайшего окружения в едином образовательном пространстве.

Возраст ребенка, уровень владения речью играет роль только для формы участия, но не для участия как такового.

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста. Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других. Культура участия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.

Задачи детского совета

Создать эмоциональный настрой на весь день — «задать тон». Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Развивать эмпатию. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Дошкольные организации — место, где в социально-безопасной, коммуникативно-насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых каждый ребенок может учиться: участию в обсуждении и принятии решений, инициированию дел и действий, значимых для себя и других, управлению своей активностью, кооперации, рефлексии, ответственности за себя и других и др. В целом — жизнетворчеству.

Ориентация на достижения детей.

Если воспитатели отмечают, что какая-либо часть детей их группы демонстрирует достижения (опережающее развитие) коммуникативной компетентности (равно как и любой другой), то не предоставлять детям возможность высказываться (выбирать, самоорганизовываться, кооперироваться, самостоятельно пользоваться различными источниками информации) — означает по меньшей мере не использовать их потенциал или вовсе тормозить их развитие.

Структура детского совета…

Единственно верной структуры НЕТ. Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Что есть?

Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). Обмен новостями. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня). Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы. Право принимать / не принимать участие в общем деле.

Длительность проведения детского совета.

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Приветствия (комплименты, подарки и пр.)

Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе». Особое внимание может быть уделено тому ребенку (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами. Мы очень ждали тебя»).

Обмен новостями или философствование с детьми.

Обмен новостями во время детского совета — место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Новости: не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»), не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»). Новости принимаются как факт.

Как помочь ребенку заговорить.

Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках. Внимание к повседневным разговорам (наблюдения). Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице). «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком). Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга).

Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности.

Выбор темы проекта, образовательного события. Планирование.

Планирование — одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность, потенциал местного сообщества. Баланс инициатив взрослых и детей. Интеракция как условие планирования.

Первое направление — выбор темы образовательного проекта (события, акции). Второе направление — разработка плана проекта, плана образовательного события). Третье направление — планирование дел и действий на текущий день. Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию — мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность. И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы. Иногда дети р. в. и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно. У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей — умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.

Выбор.

Предоставление права выбора — это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора — естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Взрослый* (воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников) направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы. Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра — центр движения. Выбор — это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (учебной) работы». Выбор — это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.

Реализация модели обучения на примере культуросообразного поведения взрослых. Каждый день у ребенка должна быть возможность: самостоятельно выбрать дело для себя, включиться в кооперативную деятельность с другими детьми или работать под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).

Подведение итогов, или Что у нас получилось?

Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности. Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача — анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, — заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Роль взрослых.

При ведении детского совета взрослый — модератор. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. Вне зависимости от названия, детский совет — это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы — маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Основные термины (генерируются автоматически): детский совет, ребенок, взрослый, выбор, действие, обмен новостями, жизнь группы, образовательная работа, образовательное событие, образовательный проект.

moluch.ru

Технология "детский совет" перспективы использования в дошкольном учреждении

Технология «детский совет» перспективы использования в дошкольном учреждении.

Подготовила воспитатель:

Болотина Елена Ивановна

МДОУ «Детский сад №3»

п.Ракитное

Образовательная деятельность, оптимально раскрывающая потенциал участия детей, отводит основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях, и значительно меньшую роль – заранее продуманным или привнесенным извне взрослыми программам. При использования готовых образовательных программ развивают культуру участия (соучастия). Только ценностно-смысловое и структурное закрепление участия в создании педагогов и в образовательной практике может обеспечить постоянное использование детьми своего права независимо от воли и желания других людей. Именно такое закрепление делает участие одним из компонентов программы дошкольной организации, частью профессиональной этики, педагогической практики и неотъемлемым правом детей. Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.

Одной из форм для развития участия (соучастия) является детский совет. Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о события в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых фиксируются темы, планируются предстоящее занятия, устанавливаются групповые правила, поддерживается позитивное расположение духа, проводятся разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)

С чего же начать подготовку к проведению детского совета? С выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов. Перенесите сюда ковер, или попросите родителей сшить для каждого подушку или персональный коврик – тогда сидеть будет и удобно, и нехолодно. Договоритесь между собой и с детьми о том, как вы будете сообщать о начале общего сбора. Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки. Звон колокольчика или приятная слуху мелодия не помешают ни маневренности, ни свободе общения. Рассадить детей можно следующими способами:

www.prodlenka.org

Педсовет. Детский сад в эпоху ФГОС.

1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки России N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". То есть дошкольные учреждения работают по новым стандартам уже три года. Нам хочется понять, что на самом деле изменилось в детских садах за это время.  

Что должно было изменить в дошкольном образовании введение ФГОС?

Основная цель стандарта — отказ от однотипных моделей образования, которые существовали раньше. В образовательном процессе должны быть задействованы не только детский сад, но и семья.

Основные принципы стандарта: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования; 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на развитие самостоятельности, уверенности в собственных силах, творческих способностей.

Основные виды деятельности — игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная. Развитие ребенка должно быть разносторонним: социально-личностное, физическое, эстетическое, речевое.

Мнение сотрудников детских садов

Мы поговорили с воспитателями детских садов о том, как изменилась их работа за последние три года.

Татьяна, воспитатель, г. Тверь: «Писанины стало больше. Пишем рабочие программы каждый год. Ну как пишем? Ищем в интернете готовые и редактируем под себя. На курсы нас отправляли по ФГОС. Мы отучились, получили удостоверения. В работе ничего не изменилось. Нам на курсах говорили, что мы с детьми должны проектной, исследовательской деятельностью заниматься. А как, если оборудования, оснащения нет?»

Ульяна, воспитатель, г. Москва: «Многое изменилось. У нас в саду серьезная работа по введению стандарта проводилась: семинары, учеба. Появились новые методические материалы, новые игровые и образовательные комплекты, ЛЕГО-наборы. Мы учились со всем этим работать. Мне нравятся перемены, я легко обучаема, мне интересно. Но у нас есть воспитатели предпенсионного возраста, им тяжело дается, да и не хочется им. Они по 30 лет в садах отработали, естественно, им не хочется что-то менять. Я считаю, что с введением ФГОС стало интереснее и мне, и детям. И польза есть, я вижу, что дети меняются. Вот только бы бумажек поменьше, на них время и силы уходят».

Надежда, музыкальный руководитель, Краснодарский край: «Ну, по книжкам, на которых стоит "разработано согласно ФГОС" проводят занятия воспитатели. Используют ИКТ (но это и при ФГТ было). Проектной деятельностью потихоньку начинают заниматься. Как программа детского сада "разрабатывалась" методистом, лучше не вспоминать. Есть одна воспитатель, которая разнообразные формы взаимодействия с семьёй использует, интересные собрания проводит. Но она одна такая».

Ольга, воспитатель, г. Москва: «Требования стали серьезнее. В саду появился новый человек, который отвечает за введение ФГОС, она нам жизни не дает. Проверяет наши программы. Требует отчеты постоянно. Приходит в любой день в группу на занятия, потом устраивает «разбор полетов» - «тут по ФГОС, тут не по ФГОС». Тошнит уже от этих четырех букв. Работать стало труднее. Я книжек себе накупила прорву, читаю, пытаюсь понять, что от меня теперь требуется, не все понимаю. Кажется, «ответственная за ФГОС» - тоже, по крайней мере, на конкретные вопросы всегда отвечает общими словами. Но я пытаюсь, в меру своего разумения, как-то меняться и применять новые технологии, но тяжело это. И самое главное – не понимаю, зачем».

Мнение родителей дошкольников

Поговорили мы и с родителями дошкольников. У наших собеседников по несколько детей, старшие посещали садик до 2014 года, младшие ходят сейчас.

- Старший ребенок ходил в сад еще до введения государственного стандарта дошкольного образования, младший ходит сейчас, после введения. Есть ли разница? Заметна ли она родителям?

Анастасия, г. Москва: - Нет и не заметна.

Татьяна, Московская область: - Разницы не вижу никакой.

Ирина, г. Челябинск: - Нет, я не заметила.

- Звучит ли аббревиатура ФГОС в общении администрации садика, воспитателей с родителями?

Анастасия, г. Москва: - Ни разу не слышала.

Татьяна, Московская область: - Воспитатель на собрании как-то что-то говорила об этом, но я не поняла и не особо вслушивалась.

Ирина, г. Челябинск: - Нет. А что это?

- Проводилось ли в садике собрание для родителей именно на тему введения ФГОС?

Анастасия, г. Москва: - Нет.

Татьяна, Московская область: - Ну вот я уже говорила, один раз что-то такое звучало.

Ирина, г. Челябинск: - Нет.

Светлана, г. Москва: «Был замечательный садик со своими уникальными традициями, праздниками и индивидуальными программами для каждого ребенка и все это в государственном садике. Старшая выпускалась в 2004 году, средняя в 2013 году, младшая ходит в сад сейчас. Мне нравится ФГОС, он дает свободу педагогу и воспитателю, но люди из вышестоящих структур боятся свободы и все регламентируют, не понимая сути.

К сожалению, даже нашей замечательной заведующей не удается сохранить сад от всех новомодных введений, мешающих жить воспитателям, прежде всего.

Поскольку я сама знаю про ФГОС и понимаю все плюсы, вижу, как садик в котором, по сути, всегда было то, что должно быть по ФГОСу,, вынужден ломать все через коленку, чтобы угодить всем новым нормативам.

Про ФГОС говорят и на собрании и так, но, к сожалению, ФГОС большинство родителей воспринимает негативно».

pedsovet.org

Методические рекомендации в помощь воспитателям по реализации Образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Предметно-развивающая среда

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно –развивающей среды ДОУ

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Планирование воспитательно-образовательного процесса в детском саду

Рекомендации по воспитательно-образовательной деятельности с детьми

Памятка Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГО

Как организовать воспитательно – образовательный процесс в дошкольном учреждении

«Как организовать воспитательно – образовательный»

«Как быть если ребенок захотел включиться в совместную деятельность которая уже начата завершается»

«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности»

«Как лучше поступить если ребенок отказывается от деятельности»

«Как мотивировать детей чтобы они сами захотели с вами играть»

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры

Рекомендации по планированию игровой деятельности

Проектная деятельность в ДОУ

Работа с родителями

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ

Рекомендации для воспитателей детских садов, с целью профилактики конфликтов с родителями дошкольников

Самообразование педагога

Как сформулировать актуальную тему по самообразован

Опорная таблица для формулирования темы по самообразованию

Обобщения педагогического опыта

Памятка Алгоритм обобщения инновационного педагогического опыта

Памятка Описание передового педагогического опыта

dou-54.ru