Классный час "Живи эмоциями и чувствами, думай головой…". Эмоции классные часы


Классные часы об эмоциях и чувствах

Цель: развитие мотивации к положительным изменениям личности.

  • развить умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;
  • организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявление их фантазии.
  • обогатить чувственную сферу положительными переживаниями;
  • познакомить с приемами саморегуляции настроения.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), видеофильм «Царь и его ястреб» (Приложение 2*, карточки с наименованиями эмоций и чувств, пиктограммы для игры «Изобрази и угадай эмоцию», карточки-задания для опыта, открытки с советами по управлению эмоциями и чувствами.

Слайд 2: Под позитивную музыку читаю малеханькой отрывок из стихотворения «Какая же я?» Ольги Маслаковой:

Я бываю задорной, бываю веселой,

А бывает грущу, просто так, без событий.

В окружении друзей, буду самою милой.

Буду злой и колющейся в окружении врагов.

Временами я бываю противной, грозной,

И кричу, и ругаюсь бывает время от времени.

Вдруг печаль выливается речкою слезной,

А бывает и счастье привалит горой.

Ребята, о чем этот небольшой отрывок?

Взаправду, это стихотворение о человеческих переживаниях, которые называются эмоциями и чувствами.

А можете ли вы представить себе человека, который никогда не плачет, не смеется, не удивляется, не сердиться, не боится?

Да, хоть какой из нас переживает в течение своей жизни бурю эмоций и чувств, и тему для нашей с вами встречи я выбрала такую «Живи эмоциями и чувствами, думай головой»… (тему на доску).

Тема не достаточно с загадкой, вы со мной не согласны? Ну, с эмоциями и чувствами кое-что ясно, от их никуда человеку не деться, но насчет дум… о чем? … зачем. Давайте разберемся с самого начала и попытаемся ответить на этот вопрос…

Итак, начнем с эмоций и чувств… и выясним, что означают эти слова? Может у кого-то есть какие-либо гипотезы? (Гипотезы учащихся…)

А на данный момент обратимся к энциклопедии:

Философская энциклопедия (слайд 3):

Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.

Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.

Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.

Достаточно резкой границы меж этими 2-мя понятиями провести нельзя…

Давайте вспомним, некоторые эмоции и чувства…

На доске помещаются в разном порядке таблички с наименованиями чувств и эмоций: удовлетворенность – грусть, доброта – злость, дружба – ненависть, симпатия – антипатия, внимание – равнодушие, вражда – доверие.

Попробуем все эти эмоции и чувства, чтобы было все более понятно, представить в виде шкалы, ввысь расположим, обязательно, положительные эмоции, а вниз отрицательные… среди будет точка разделения, которую тоже можно отметить особым чувством, как оно называется? (Безразличие)

Ну что, мы определились с серединой шкалы, и сейчас я вам предлагаю самим расставить другие эмоции и чувства на шкале, ну кто желает? (Учащиеся на доске расставляют карточки с «эмоциями и чувствами» на шкале)…

Как мы уже узрели ранее, хоть какой из нас испытывает в своей жизни чувства и эмоции, и узнали сейчас, что они бывают положительные и отрицательные и, при всем этом, и те и другие испытывает хоть какой из нас без исключения. А от чего зависит смена наших чувственных состояний? (Гипотезы учащихся…)

Чтобы лучше это понять поиграем в игру, которая называется

  1. «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
  2. «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе повелели!»
  3. «Может быть, ты мне поможешь?»
  4. «Пошёл прочь, а то ударю!»
  5. «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
  6. «Какой ты способный!»
  7. «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
  8. «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
  9. «Как ты на данный момент отлично выглядишь!»
  10. «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»

Итак, на разные выражения и оценки вас или вашей работы, которые вы, наверняка, слышали в жизни (от кого?) от родителей, учителей, друзей…- другими словами от принципиальных вам людей, у вас возникают различные чувственные реакции (и положительные, и отрицательные).

Как мы выражаем свои эмоции? Каким образом? (Гипотезы учащихся…)

Эмоции и чувства выражаются снаружи в мимике, интонациях речи, пантомимике, в стиле и формах поведения…

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут всякую карточку, не показывая, ее остальным. Задача малыша – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Другие дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Проведем опыт. Пожалуйста, приглашаю к доске 2 учеников. Хоть какой из вас получает задание изобразить то, что написано у вас на листочках. (1. Изобрази торговца, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Изобразить с помощью мимики. 2. Изобрази веселого, доброжелательного торговца, с широкой улыбкой на лице. Изобразить с помощью мимики.)

– Пока ребята готовятся, выберем покупателя, который пришел в магазин приобрести хлеба. К какому торговцу он подойдет? (Клиент подходит к доброжелательному торговцу.) Почему? (Обсуждение). С этим торговцем легче говорить.

– Продолжим опыт. Следующие два ученика выходят к доске. Изобразите то, что написано на листочке. Готовьтесь. (1.Вы прохожий, у которого не нехорошее настроение, вы радуетесь весенней погоде, теплому солнышку. Изобразить это состояние с помощью мимики. 2. Изобразите вялого прохожего, который бредет домой.)

– Пока ребята готовятся, выберем ученика, которому срочно нужно узнать, который час. К какому прохожему он подойдет.

– Так с какими же людьми хочется говорить? (Обсуждение). С доброжелательными людьми.

Инструкция: "Представьте, что в классе появился малеханькой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как удовлетворенность, удача, любовь, дружба.

Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при всем этом кинуть в нем неприятные чувства”.

Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на плохие переживания выбрать чувства, которые он вожделеет иметь.

Почему вы желаете избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: дама больше никогда не увидит принца, к тому же она растеряла свою туфельку.

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, обернулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он некоторый шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (кошмар)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел собственных друзей – они тоже находили его. Мальчик обрадовался: на данный момент можно возвращаться домой (удовлетворенность).

Человек имеет право на всякую эмоцию (и на положительную, и на отрицательную), имеет право чувствовать и выражать свои чувства, но всегда ли это право необходимо использовать, внимание на экран.

Показ сказки «Царь и его ястреб». (Приложение 2) (После просмотра обсуждение с ребятами).

Вывод: Человек имеет право на всякую эмоцию. Но какие эмоции проявлять и в какой форме необходимо контролировать. Без этого в нашей жизни может случиться непоправимое событие, как в сюжете этого рассказа….

Вот мы и ответили на данный момент на загадки нашей темы жить необходимо эмоциями и чувствами, от их никуда не деться, но как их выражать, в какой форме? (Ответы учащихся) …Чтобы не причинить вреда близким, Обязательно Мыслить ГОЛОВОЙ, т.е. управлять эмоциями…

Как ими управлять, у меня вам есть некоторые советы (раздать ребятам открытки с советами)… давайте их прочитаем…

Советы по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других хотимое вам поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, злобы).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Опасайтесь упрёков и критики.

Вопрос. Что делать если вами овладела мощная эмоция?

Если вами овладела мощная эмоция:

  • Попросите помощи.
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
  • Внушайте себе, что всё не так плохо.
  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Пытайтесь придерживаться этих советов, я уверена, что они вам смогут помочь в трудной ситуации…

Ну а в заключение нашей с вами встречи я бы вожделела вас поблагодарить за работу на классном часе и на данный момент от нашей встречи я получила только положительные эмоции (на доску вывешиваю свой большой смайлик – настроение), а какие эмоции получили вы? У вас на партах различные смайлики, выберете тот, который выражает ваши эмоции от нашей встречи и, выходя по очереди к доске, приклейте вокруг моего, чтобы вышло солнышко или цветок, как вам нравиться.

  1. Селевко Г.К. «Познай себя». М.: Народное образование, 2006. – Серия «Самосовер­шен­ствование личности».
  2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа чувственного раз­вития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие». М.: Генезис, 2007
  3. Ильин Е.П., Эмоции и чувства СПб.:Питер, 2001

*Приложение можно получить у создателя работы.

Свидетельство о регистрации сми ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Смотреть видео Классные часы об эмоциях и чувствах

loving-world.ru

Классный час на тему "Эмоции и здоровье"

Классный час на тему:

«Эмоции и здоровье»

Учитель

начальных классов:

Сизоненко С.А.

Сегодня мы снова будем говорить о здоровье. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:

Ты пришёл и я пришёл,

Вместе нам хорошо.

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

 

Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Ответы детей).

Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятий станут слова:

Я умею думать, я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

 

Слова написаны на доске, прочитываются хором.

 

- Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том как их можно выразить и как ими управлять.

- Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.

 

М/ф «Просто так», просмотр первых кадров.

 

- Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).

- Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).

- Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).

- А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)

- Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).

- Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)

- А теперь - грусть. Молодцы!

 - Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, состояния можно назвать одним словом - эмоции.

- Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.

Весела я, весела,

Ножками я топаю.

Я танцую и пою

Ив ладошки хлопаю

И. Лопухина

- Какое чувство испытывает девочка? (Радость).

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

А. Барто

- Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)

Гуси и Люся.

На дороге гуси ущипнули Люся,

И болела долго у неё нога.

- Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.

А они в ответ ей: «Га-га-га»!

Л.Успенская

- Какие гуси? (Злые).

 

Лепит девочка из глины

Ушки, лапки, хвостик длинный.

Удивляется братишка:

вышла серенькая мышка.

Мариджан

- Какое чувство испытывает братик? (Удивление).

 

У опушки две старушки

Брали грузди и волнушки.

Филин: «У-у-х!», Филин: «У-у-х!»

У старушек замер дух:

«Жутко!»

Е.Благинина

- Какое чувство испытывают старушки? (Страх).

Кролики.

В старой корзине на кухонном столике

Смирно сидели пушистые кролики.

Мама сказала: «Их трогать не нужно.»

Только, наверно, им, бедненьким, душно,

Маленьким крошкам жарко и тесно.

Сколько их там – посмотреть интересно.

З. Александрова

- Какое чувство испытывает герой? (Интерес).

Мама недовольна

Ваза синяя разбита,

Лужа на паркете...

Мать на мальчиков сердита:

— Отвечайте, дети,

Кто из вас с цветами вазу

Уронил с окошка?

Может быть, ответить маме:

«Виновата кошка»?

И Володя, и Сережа

Покраснели сразу.

Мама спрашивает строже:

—Кто же трогал вазу?

Младший прячется за брата,

Старший смотрит прямо, Говорит:

— Прости нас, мама,

Оба виноваты.

З. Александрова

- Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).

- Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.

Детям раздаются карточки с названиями эмоций.

Радость Грусть

Интерес Страх

Удивление Вина

Злость

- Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)

- Их принято называть - положительные. А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные). Отрицательные.

При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок.

Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке?

(Ответы детей)

- Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.

- Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Сделайте их снова разными.

Дети с помощью маркера рисуют на шарике.

- Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.

- А сейчас мы поиграем в игру «Мои цыплята». Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.

Воспитатель вместе с детьми садится на пол и накрывает всех «волшебным платком».

- Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы в цыплят играть.

Желтые, хорошие,

На солнышко похожие.

Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.

Первый цыплёнок очень удивился:

Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.

 

Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).

 

Воспитатель: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.

 

Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.

 

Воспитатель: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.

 

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.

Воспитатель: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»

 

Ребенок повторяет слова: «Какой чудесный мир вокруг!» — улыбается и смеется.

 

Воспитатель: Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.

 

Ребенок выполняет действия, указанные воспитателем, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.

 

Воспитатель: Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.

 

Воспитатель: Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.

 

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.

 

Воспитатель: Мои хорошенькие цыплятки, я так

рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Воспитатель накрывает детей платком.

Раз, два, три, четыре, пять!

Поиграли мы в цыплят.

И сейчас хотим опять

Превратиться мы в ребят.

 

Воспитатель: ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.

- Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)

- Как положительные эмоции влияют на здоровье? ( Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечится от болезней).

- Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.

- Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).

- Правильно! Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит мокрый песок. Давайте с помощью песка вылепим собственную злость, а потом победим ее.

Дети работают с песком.

Воспитатель: о чём мы с вами сегодня говорили?(Об эмоциях).Правильно, что такое эмоции? (Эмоции это чувства, состояния человека).

- На какие две группы оделяться эмоции? (Положительные, отрицательные).

- Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? Ответы детей.

- А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.

- Вспомним совет Кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»

(Сюрпризный момент: в класс влетают воздушные шарики с нарисованными на них весёлыми мордашками, к шарикам привязаны конфеты.)

Учитель. Ребята, это сюрприз! Держите шарики, ешьте конфеты, вы их заслужили!

- А теперь я попрошу вас и гостей выразить эмоции от нашего совместного общения с помощью смайликов.

doc4web.ru

Классный час «Путешествие в мир эмоций» Цель

Классный час «Путешествие в мир эмоций»

Цель:создание условий для оптимизации эмоционально-волевой сферы учащихся, развитие самопознания и самоконтроля.

Материалы, необходимые для проведения .

Ход:

  1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня как вы уже заметили, у нас необычный классный час. Тема сегодняшнего нашего классного часа «Путешествие в мир эмоций», данный час общения мы проведем с целью развития в себе таких качеств как самопознание и самоконтроль.

^

Мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. "Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя! И давайте договоримся, что в упражнениях нашего часа общения участвуют все, выполняем задания от души, воспринимая все со всей серьезностью. Помните, что никто вас не будет критиковать.

Итак, в добрый путь!

II.1. Упражнение "Приветствие”.

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно, проходя через горячий песок босиком, по холодной речной воде, по колючей траве.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства и эмоции людей, для чего их нужно изучать?
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств и эмоций, то есть сдерживаться в случае необходимости;– понимать себя;– понимать окружающих;– общаться без конфликтов.

^

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

^

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?
Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален, не похож ни на одного из присутствующих здесь.

А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

^

Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении, а затем те эмоции, которые мешают вам общаться.

6. Упражнение "Супермаркет эмоций”.

Инструкция: "Представьте, что на этом месте возник супермаркет, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба. Желающие могут приобрести любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.

Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.

Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.

^

Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями и переживаниями. Сильным считается тот человек, который умеет управлять собой, сохранять самообладание в любых ситуациях.

Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

^

Теперь, закрыли все глаза, устройтесь удобно, попытайтесь отвлечься от посторонних мыслей и переживаний, почувствуйте себя легко, представьте летний теплый день. Вспомните, как легко и беззаботно мы проводим летние дни. Посмотрели на небо, в небе летают птички, щебечут на деревьях воробьи. Вздохнули воздуха, ярко светит солнце, вокруг маленькие дети играют. Вы идете вниз по улице, идете, идете и вдруг видите старое заброшенное здание. Медленно подходите к зданию, читаете сгоревшее наполовину надпись «Магазин». Решаетесь зайти вовнутрь, но каждого охватывает странные чувства, все это так неожиданно, все равно зашли. В самом дальнем углу магазинчика находите один предмет. Взяли его в руки, посмотрели, пощупали, вздули пылинки с него. А теперь открыли глаза, расскажите, кому удалось представить все, как я говорила. Поделитесь впечатлениями, скажите, какой предмет вы увидели, что почувствовали?

Вспомните, когда вы в первый раз ощутили себя самым счастливым человеком на свете? Представьте, что способствовало тому, какие чувства, ощущения, эмоции и переживания вы испытали? Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному.

Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

^

1. Мама одноклассника пьяная, твой друг злой, ругает свою маму. Твои действия?

2. Учительница пришла в школу подавленная, настроение плохое. А вы всем классом решили ехать на товарищескую встречу.

^

На листе ватмана вы должны выразить свои чувства, но чтобы рисунок получился со смыслом, и дать картине название.

^

А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).

Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.

^

Учащимся предлагается встать в колону, начиная с конца колоны, каждый участник дарит подарок впереди стоящему. Подарок необычный, воображаемый, но нарисованный в воздухе, а вслух произносит только цвет подарка.

Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

^

Цвет Эмоциональное состояние
Красный Восторг
Оранжевый Радость, веселье
Желтый Светлое, приятное настроение
Зеленый Спокойное, уравновешенное состояние
Синий Грустное настроение
Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
Черный Упадок сил, уныние
Белый Равнодушие (трудно сказать)
^

Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности. Помните ребята, что обидев, мы можем потерять друга. Разозлив, можем навеки остаться врагами, но когда умеем выражать, свои эмоции осознано, обдумано, мы можем жить в мире и согласии.

Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.

  • Что особенно понравилось?
  • А что для вас было самым интересным?

dmee.ru

Классный час "Живи эмоциями и чувствами, думай головой…"

Разделы: Классное руководство

Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности.Задачи:

  • развить умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;
  • организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявление их фантазии.
  • обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями;
  • познакомить с приемами саморегуляции настроения.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), видеофильм «Царь и его ястреб» (Приложение 2*, карточки с названиями эмоций и чувств, пиктограммы для игры «Изобрази и угадай эмоцию», карточки-задания для эксперимента, открытки с рекомендациями по управлению эмоциями и чувствами.

Ход  занятия:

Слайд 1  (заставка).Слайд 2: Под позитивную  музыку читаю небольшой отрывок из стихотворения «Какая же я?» Ольги Маслаковой: Я бываю задорной, бываю веселой, А бывает  грущу, просто так, без причин. В окружении друзей, буду самою милой. Буду злой и колючей в окружении врагов. Иногда я бываю противной, серьезной, И кричу, и ругаюсь бывает порой. Вдруг печаль выливается речкою слезной, А бывает и счастье привалит горой.

Ребята, о чем этот небольшой  отрывок? (Предположения учащихся…) Действительно, это стихотворение о человеческих переживаниях, которые называются  эмоциями и чувствами... А можете ли вы представить себе человека, который никогда не плачет, не смеется, не удивляется, не сердиться, не боится? (Предположения учащихся…) Да, каждый из нас переживает в течение своей жизни бурю эмоций и чувств, и тему для нашей с вами встречи я выбрала такую «Живи эмоциями и чувствами, думай головой»… (тему на доску). Тема немного с загадкой, вы со мной не согласны?  Ну, с эмоциями и чувствами кое-что ясно, от них никуда человеку не деться, но насчет дум… о чем? … зачем?... Давайте разберемся с самого начала и попытаемся ответить на этот вопрос… Итак, начнем с эмоций и чувств… и выясним, что означают эти слова? Может у кого-то есть какие-либо предположения?  (Предположения учащихся…) А теперь обратимся к энциклопедии:Философская энциклопедия (слайд 3): Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п. Достаточно резкой границы между этими двумя понятиями провести нельзя… Давайте вспомним, некоторые эмоции и чувства… На доске помещаются в разном порядке таблички с названиями  чувств и эмоций: радость – грусть, доброта – злость, дружба – ненависть, симпатия – антипатия,  внимание – равнодушие, вражда – доверие. Попробуем все эти эмоции и чувства, чтобы было все более понятно, представить в виде шкалы, вверх расположим, безусловно, положительные эмоции, а вниз отрицательные… в середине будет точка разделения, которую тоже можно отметить особым чувством, как оно называется? (Безразличие) Ну что, мы определились с серединой шкалы, и сейчас я вам предлагаю самим расставить остальные эмоции и чувства на шкале, ну кто желает? (Учащиеся на доске расставляют карточки с «эмоциями и чувствами» на шкале)… Как мы уже заметили ранее, каждый из нас испытывает в своей жизни чувства и эмоции, и выяснили сейчас, что они бывают положительные и отрицательные и, причем, и те и другие испытывает каждый из нас без исключения. А от чего зависит смена наших эмоциональных состояний?  (Предположения учащихся…) Чтобы лучше это понять поиграем в игру, которая называется 1. «Спектр эмоций». (Слайд 4)

  1. «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
  2. «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
  3. «Может быть, ты мне поможешь?»
  4. «Пошёл прочь, а то ударю!»
  5. «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
  6. «Какой ты способный!»
  7. «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
  8. «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
  9. «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
  10. «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»

Итак, на разные выражения и оценки вас или вашей работы,  которые вы, наверняка, слышали в жизни (от кого?) от родителей, учителей, друзей…- то есть от значимых для вас людей, у вас возникают различные эмоциональные реакции (и положительные, и отрицательные). А как мы выражаем свои эмоции? Каким образом? (Предположения учащихся…) Эмоции и чувства выражаются внешне в мимике, интонациях речи, пантомимике, в стиле и формах поведения…

2. Игра "Изобрази и угадай эмоцию”. (Слайд 5) (Работа с пиктограммами). На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

3. Эксперимент. (Слайд 6) Проведем эксперимент. Пожалуйста, приглашаю  к доске 2 учеников. Каждый из вас получает задание изобразить то, что написано у вас на листочках. (1. Изобрази продавца, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Изобразить с помощью мимики. 2. Изобрази веселого, доброжелательного продавца, с широкой улыбкой на лице. Изобразить  с помощью мимики.)-  Пока ребята готовятся, выберем покупателя, который пришел в магазин купить хлеба. К какому продавцу он подойдет? (Покупатель подходит к доброжелательному продавцу.) Почему? (Обсуждение). С этим  продавцом легче общаться.- Продолжим эксперимент. Следующие два ученика выходят к доске. Изобразите то, что написано на листочке. Готовьтесь.  (1.Вы прохожий, у которого хорошее настроение,  вы радуетесь  весенней погоде, теплому солнышку. Изобразить это состояние  с помощью мимики.  2. Изобразите уставшего  прохожего, который бредет домой.)- Пока ребята готовятся, выберем ученика, которому срочно нужно узнать, который час. К какому прохожему он подойдет. - Так с какими же людьми хочется общаться? (Обсуждение). С доброжелательными людьми.

4. "Волшебный магазин”. (Слайд 7).Инструкция: "Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба. Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”. Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь. Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

5. Разыгрывание этюдов.  (Слайд 8)Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.Золушка (этюд на выражение печали). Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.В лесу (внимание – страх – радость). Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость). Человек имеет право на любую эмоцию (и на положительную, и на отрицательную), имеет право чувствовать и выражать свои чувства, но всегда ли это право необходимо использовать, внимание на экран.Показ сказки «Царь и его ястреб». (Приложение 2) (После просмотра обсуждение с ребятами). Вывод: Человек имеет право на любую эмоцию. Но какие эмоции проявлять и в какой форме необходимо контролировать. Без этого в нашей жизни может случиться непоправимое событие, как в сюжете этого рассказа….

Слайд 9. Вот мы и ответили сегодня на загадки нашей темы жить необходимо эмоциями и чувствами, от них никуда не деться, но как их выражать, в какой форме? (Ответы учащихся)  …Чтобы не причинить вреда близким, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ, т.е. управлять эмоциями…

А как ими управлять, у меня для вас есть некоторые советы (раздать ребятам открытки с советами)… давайте их прочитаем…Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция? Если вами овладела сильная эмоция:

  • Попросите помощи.
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
  • Внушайте себе, что всё не так плохо.
  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Старайтесь придерживаться этих советов, я уверена, что они вам смогут помочь в трудной ситуации…

Рефлексия: Ну а в заключение нашей с вами встречи я бы хотела вас поблагодарить за работу на классном часе и сегодня от нашей встречи я получила только положительные эмоции (на доску вывешиваю свой большой смайлик – настроение), а какие эмоции получили вы? У вас на партах различные смайлики, выберете тот, который выражает ваши эмоции от нашей встречи и, выходя по очереди к доске, приклейте вокруг  моего, чтобы получилось солнышко или цветок, как вам нравиться?...

Список литературы:

  1. Селевко Г.К. «Познай себя». М.: Народное образование, 2006. – Серия «Самосовер­шен­ствование личности».
  2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального раз­вития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие». М.: Генезис, 2007
  3. Ильин Е.П., Эмоции и чувства СПб.:Питер, 2001
*Приложение можно получить у автора работы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час "Мир эмоций"

6

Тема : Мир эмоций.

Цель: познакомить учащихся с понятиями чувства, эмоции, тревожность; научить распознавать добрые и злые чувства, научить учащихся управлять своими эмоциями.

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, —

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

И. Аксаков

Ход

I Слово учителя:

Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом и восторгом, страхом и яростью. Эти переживания называются эмоциями. У животных также бывают эмоции. Вы видели кошку, которая, выгнув, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку (эмоция страха). Видели виновного щенка, который поджав хвост и прижав к голове уши, ползет к хозяину (эмоция вины).

Эмоция — это реакция человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.

Эмоции различаются по характеру: при этом почти у всех эмоций имеется противоположная, уверенность — тревожность, радость — горе, защищенность — страх, наслаждение — страдание, счастье — несчастье, радость — досада.

Особо сильные проявления эмоций — аффект, гнев, ярость, агрессия, стресс, шок, паника, страсть, отчаяние и т.д.

Чувства — это высший (человеческий) уровень эмоций, отвечающий потребностям и отношениям людей.

Давайте, ребята, с вами определим какие чувства добрые и злые присущи человеку?

Добрые чувства

Злые чувства

Любовь

Дружба

Доверие

Симпатия

Внимание

Злоба

Вражда

Равнодушие

Непонимание

Ненависть

Говорят также о чувствах патриотизма, коллективизма, гражданских, эстетических чувствах, чувстве ответственности, стыда, вины, унижения, юмора.

Резкую разницу между эмоциями и чувствами провести нельзя. В жизни эмоциональные впечатления о вереницы событий, взаимодействий с окружающими как бы суммируются, соединяются на подсознательном уровне и в результате дают эмоциональное самочувствие — важнейшую составляющую Я – концепции.

Я – эмоциональное

Эмоциональная составляющая – концепции в вашем школьном возрасте является преобладающей. Представления о себе, своем Я существуют преимущественно на подсознательном уровне, на уровне эмоций. Положительное Я – эмоциональное складывается из следующих основных эмоциональных ощущений:

  • Чувство успеха, уверенности в общественном признании, дружбы, симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я нравлюсь)

  • Уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувство наслаждения успехом, победность, отсутствие боязни поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я способен).

  • Чувство защищенности, значимости в своем кругу общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я защищен).

Положительное Я – эмоциональное способствует активным проявлениям личности, эффективной ее деятельности, успеху. Недаром говорят: «ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем». Наличием положительной Я – концепции объясняется известный парадокс Сухамлинского: «Чтобы ребенок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился» (то есть имел положительную Я – концепцию).

+ Я =

эмоциональное

Нравлюсь

Способен

Защищен

Отрицательное Я – эмоциональное (Я не нравлюсь, не способен, не защищен) в такой же ступени ухудшает результаты, мешает успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону (переживание неудачи, лень, эгоизм и т.д.) поэтому и говорят «Ничто так не ведет к неудаче, как заведомое ее ожидание».

– Я =

эмоциональное

Не нравлюсь

Не способен

Важнейшим показателем эмоционального самочувствия является тревожность — предчувствие неблагополучного самочувствия развития дальнейших событий, неопределенной опасности.

Давайте с помощью несложного теста определим свой уровень (степень) тревожности в данных условиях.

Тест «Уровень тревожности».

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (обведите) соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов здесь не может быть.

Суждения

Варианты ответов

Совершенно не согласен

В основном не согласен

В основном согласен

Полностью согласен

1. Я сейчас спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4. Я внутренне скован

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе место

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую внутренней скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен собой

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4

Оценка результатов. Уровень тревожности надо подсчитать по формуле

Т = Е1 – Е2 + 35,

где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18

Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20

Результат: до 30 балов — низкая тревожность, 31 – 45 — умеренная тревожность, 46 и более — высокая тревожность.

Высокая тревожность вызывает нарушение внимания, памяти, тонкой координации, ведет к нервным срывам. Умеренная тревожность — естественное состояние активной личности. Низкая тревожность в некоторых случаях приводит к поражению. Проигрышу, отставанию и т.д.

Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пан томике, в стиле и формах поведения. Они представляют определенный «язык» общения (самый древний).

Давайте используя условные обозначения выразим свое отношение к различным ситуациям:

  • Вы поссорились с другом;

  • Ваш друг получил 2

  • У вас не будет контрольной по математике, потому что заболел учитель.

Наибольшее значение для выражения эмоций имеет лицо, а на лице глаза и рот.

Нейтральное Счастье

Гнев Жестокость

Страдание

Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия.

Эмоциями нужно управлять. «Учись властвовать собой» — советовал Пушкин. Научиться управлять своими эмоциями — это в первую очередь значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причиняло им вреда.

Давайте запомним, что нужно помнить по управлению эмоциями.

  • Уважайте чувства других.

  • Проявляйте терпимость к чьей – то бурной эмоции.

  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.

  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (от конфликтов, грубости, агрессии).

  • Нейтрализуйте желание отомстить, ибо подобная эмоция разрушительна для человека.

Если вами овладела сильная эмоция, то:

  • Попросите помощи

  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям)

  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чем – либо приятном

  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку

  • Внушайте себе, что все не так плохо

  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое

Ребята, какие новые понятия вы занесли в свой словарик?

Тревожность — состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Эмоции — пристрастное переживание человеком жизненных ситуаций.

Чувства — эмоции, связанные с высшими потребностями и отношениями людей.

Давайте дарить друг другу добро и тогда мы с вами будем купаться в теплых солнечных лучах. Давайте дарить добро другим во благо.

multiurok.ru

Сценарий классного часа "Что мы знаем о чувствах и эмоциях?"

Классный час на тему

«Что я знаю про эмоции и чувства людей?»

(психологический тренинг)

Подготовила

Классный руководитель 7 класса

Гаенко Татьяна Александровна

2014

Цель:

• повышение коммуникативной культуры учащихся;

• выяснение, что ученики знают об эмоциях и чувствах, как их понимают;

• развитие эмоциональной сферы,

• развитие индивидуальности и взаимоуважения.

Оборудование: карточки с заданиями, цветные жетоны, клубок ниток, музыкальное сопровождение (гитара), текст песни.

  1. Ритуал приветствия.

Все садятся в круг. Правую руку положите на левую ладонь участника, сидящего справа. Поприветствуйте друг друга (слева направо), называя соседа полным именем.

  1. Упражнение «Комплименты».

Важно уметь выражать свои чувства, свое доброе отношение к другим, но порой мы говорим много плохого и боимся говорить комплименты друг другу.

Предлагаю каждому из вас сказать комплимент своему однокласснику, передавая при этом клубок ниток. ( Таким образом после завершения упражнения вся группа оказывается «сшитой» воедино. Это упражнение наглядно демонстрирует единение группы.)

После выполнения упражнения предлагаются вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали, когда говорили комплименты? Когда принимали их?

Итак, во время общения люди испытывают разные чувства, проявляют различные эмоции.

Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

(на доске открываю закрытую плакатом тему воспитательного часа).

Зачем нам говорить об этом? Нужно ли знать о чувствах, эмоциях людей каждому из вас?

  1. Упражнение «Эпитеты»

Для начала нашей беседы давайте попробуем лучше понять самих себя и увидеть, понимают ли вас другие.

Запишите на листе три эпитета (прилагательных), которые лучше всего характеризуют вас (3 минуты).

Собираем записки, зачитываем по одной, и члены группы пытаются отгадать владельца этих эпитетов.

Итак, все мы разные. А одинаково ли вы понимаете разные человеческие чувства и эмоции? Узнаем об этом.

Для выполнения задания класс делится на группы с помощью разноцветных жетонов. Каждая группа получает по три карточки с заданиями:

«Как вы понимаете, что такое радость?» (удовольствие, любовь, доброжелательность, печаль, гнев, страх, зависть, равнодушие)

В течение 5 минут участники обсуждают в группах ответы, подбирают примеры, могут использовать стихи, песни, рисунки. Затем по очереди представители групп оглашают свой ответ. Другие участники соглашаются с ним или дополняют, уточняют.

  1. Упражнение «Место на шкале»

А теперь давайте представим себе, что посредине комнаты проведена воображаемая линия. Это шкала, с помощью которой можно «измерять» различные чувства. Один конец шкалы соответствует очень сильному чувственные, другой – наоборот.

Расположитесь на этой шкале согласно тому, в какой степени у вас проявляется доброжелательность.

Объясните выбор своего места на шкале.

Теперь разместитесь на шкале в зависимости от того, насколько сильно проявляется у вас чувство гнева. Объясните.

Дополнительное задание: расположите себя на шкале «экстравертности - интравертности»

/ Экстраверты – быстро вступают в контакт, открыты, легко выходят из себя, любят привлекать к себе внимание других;

Интроверты – сдержанные, замкнутые, молчаливые, не любят шумных развлечений/

  1. Практическая игра «Подарок»

Завершим наше занятие игрой «Подарок». Напишите на листе только одно качество, которое вы цените в людях. Скатайте лист в трубочку и положите в коробку. /2 минуты/

По одному выньте трубочку, прочитайте вслух и подарите этот лист тому, кому это качество присуще.

Итак, наше занятие подходит к концу. Что вы открыли для себя нового? Было ли оно для вас полезным?

Напоследок споем вместе песню Булата Окуджавы.

ДАВАЙТЕ ВОСКЛИЦАТЬ

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не будем придавать значения злословью,

Тем более что грусть соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая…

(имеется видеозапись этого классного часа)

multiurok.ru

«В мире чувств и эмоций».

Классный час в 4 классе на тему: «В мире чувств и эмоций».

Учитель: Воротникова С.О.

Данный час общения будет полезен для учителей начальной школы . Такая форма сотрудничества помогает ученикам и педагогам создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая процесс совместного обучения. Главной целью является создание «ситуации успеха», развитие умения контролировать свои чувства и эмоции. А организация интерактивных психолого-педагогических игр позволяет укрепить веру детей в то, что каждый из них является саморазвивающейся личностью, способной в дальнейшем управлять своей жизнью.Цель: ознакомить с понятиями «чувство» и «эмоция», правилами контроля собственных чувств и эмоций;развивать умение сдержанно выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;воспитывать дружелюбие, толерантность, силу воли в проявлении собственных эмоций. Задачи: развитие мотивации к самовыражению, самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию личности;повышение уровня коллективизма путем вовлечения в парную и групповую работу.

Ход занятия:

«Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума .»Жан-Жак РуссоI. Духовно-эстетический.1.Я хочу достать до неба, (Сидят на присядках)Я рукой к нему тянусь. (Подпрыгивают, руки вверх)Я хочу воды студеной,Сяду к речке и напьюсь. (Набирают воду в ладошки)Небо в речке поместилось, (Указывают на небо)А река в моих глазахОтразилась, заискрилась,Как огромная слеза.Значит я большой как мир! (Показывают руками шар)И такой же интересный? (Эмоция радости)И такой же непонятный? (Эмоция удивления)И такой же неизвестный.Как же мне себя понять? (Вопросительная интонация)Как же мне себя узнать?Значит буду как планету,Сам себя я открывать.(Проводить с движениями)II. Установочно – мотивационный.1. Используя методику предвидения, угадайте, о чем мы будем говорить сегодня …(разгадывание зашифрованной темы часа общения) 2. А кто сможет объяснить, что такое чувства?Упражнение «Микрофон» (ученики высказывают свои мысли)3. Беседа.Окружающий мир и самого себя человек познает с помощью чувств. Чувства и эмоции – это отношение человека ко всему происходящему в жизни. Они помогают лучше понять окружающих, разобраться в себе. Если выражение лица быстро меняется – это эмоция. А если лицо медленно меняет выражение и сохраняет его надолго, то это чувство. Зачастую эмоция – это переживание какого-либо чувства. «Я боюсь этого человека» - это чувство, «Мне страшно» - это эмоция.(На доске появляются определения понятий «чувство», «эмоция»).Эти понятия очень близки по смыслу. Можно говорить «чувство радости» и «эмоция радости». Разница состоит в длительности протекания процесса.Чувства, в переводе с английского (sentiments) – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Формируются они в ходе развития и воспитания человека. В чувствах отражается значение важных для человека событий, происшествий, каких-нибудь явлений, потребностей…А реакция человека на различные воздействия проявляется в виде эмоций. Это могут быть эмоции возбуждения и спокойствия, удовольствия и неудовольствия, радости и злости и многие другие.Положительные эмоции, такие как любовь, признательность, понимание, восхищение дарят человеку радость и здоровье. А отрицательные эмоции в виде проявлений гнева, ненависти, обиды, страдания приносят человеку душевную боль.4. Игра «Угадай эмоцию». Детям раздаются маски с изображением различных эмоций. К игре читаются стихи. Отгадавший эмоцию ребенок надевает маску и выходит к доске.О чем грустят кораблиОт суши вдалеке?Грустят, грустят корабликиО мели на реке,Где можно на минуточку Присесть и отдохнутьИ где совсем ничуточкиНе страшно утонуть.(Грусть)Вчера решил я добрым быть,Всех уважать и всех любить.Подарил я Свете мячик,Подарил я Пете мячик, Коле отдал обезьянку,Мишку, Зайца и собачек.Шапку, варежки и шарфПодарил я Гале…(Доброта)На окошко села птица,Клюв у этой птицы острый,Встрепанные перья.Где же мама? Где же сестры?Вот пропал теперь я!(Страх)Увидев на клумбе прекрасный цветок,Сорвать я его захотел.Но стоило тронуть рукой стебелек, И сразу цветок …улетел.(Удивление)Я кошку выставил за дверь,Сказал, что не впущу.Весь день ищу ее теперь,Везде ее ищу.(Вина)Радость - если солнце светит,Если в небе месяц есть.Сколько радости на светеНе измерить и не счесть.(Радость)Сотрясается весь дом,Бьет Сережа молотком,Покраснев от злости,Забивает гвозди.Гвозди гнутся,Гвозди мнутся,Гвозди извиваются,Над Сережею ониПросто издеваются-В стенку не вбиваются.(Гнев, злость).5. Беседа.По мнению психологов у человека наблюдается более 70 эмоций. Мы каждую минуту выражаем свои эмоции, и даже не задумываемся над этим.Ученые-психологи выделяют пять уровней эмоций человека (5 ступенек нарисованы на доске): 1. Злоба, обида. 2. Боль, грусть. 3. Страх, беспокойство. 4. Раскаяние, сожаление. 5. Любовь, понимание, признательность. Всем нам надо подняться на «пятый этаж» эмоций (на пятую ступеньку), чтобы преодолеть проявление негативных эмоций человека и сделать этот этаж домом в котором мы живем.III. Содержательно –поисковый. 1. Беседа.Судить о переживаемых человеком эмоциях мы можем по его выразительным движениям: мимике (выразительное движение лица), пантомимике (выразительное движение всего тела), голосовой мимике (интонация, повышение или понижения голоса, ударения), жестах (движение рук). Когда человек переживает радость, он улыбается, смеется, глаза его блестят. А в состоянии гнева дыхание становится тяжелым, брови хмурятся, лицо краснеет, резкими становятся движения. Если человек поник, или плачет, плечи его опущены, у рта образовалась глубокая складка, то можно сделать вывод, что случилось горе. В такой ситуации нужно всегда оказывать помощь и поддержку.А знаете ли вы, что не только люди выражают свои эмоции. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Потому что львы живут семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами и эмоции написаны у них на морде.А медведи живут в одиночку. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.2. Игра «Скоро зимние каникулы». Для проведения игры используются картинки с изображением различных эмоций. Игрок вытягивает картинку и, не показывая остальным, произносит фразу «Скоро зимние каникулы» так, чтобы остальные угадали эту эмоцию.Тот, кто угадал, становится следующим игроком. Игра очень забавная, так как иногда возникает несоответствие эмоции содержанию фразы.3. Игра «Раз, два, три …покажи». Давайте поиграем. Я вам буду давать команды:1) - раз-два-три, как я испугался, покажи. (Вы должны показать на лице и своей позой страх.)2) -раз-два-три, как я удивился, покажи. (Мимикой и пантомимикой показать удивление).3) - раз-два-три, как я обиделся, покажи. (Показать обиду).4) - раз-два-три, как я загрустил, покажи. (Изобразить грусть).Молодцы!4. Притча о двух волкахКогда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...(На доске появляется картинка с изображением злого волка).Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Последнюю строку не договариваю, а выскажу в конце занятия)IV. Адаптивно – преобразующий.1. Коллективная работа.(На доске под магнитами карточки с разрезанными словами)Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми: любовь, доброта, ненависть, гнев, великодушие (бескорыстная уступчивость, отсутствие злопамятства), зависть, жадность, щедрость (бескорыстная помощь), способность прощать, обидчивость, доверчивость, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность.ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМНенавистьГрустьВинаЗлостьЗавистьЖадностьОбидаУжас Страх ЛюбовьДобротаРадость УдовольствиеЩедростьУверенность СкромностьВесельеМолодцы, ребята, все эмоции и чувства вы расположили верно. Посмотрите еще раз и запомните какие чувства и эмоции помогают нам в жизни и являются нашими внутренними друзьями, а какие - врагами.(Хором читаем только положительные эмоции).2. Как вы полагаете, нужно ли бороться со своими внутренними врагами –отрицательными эмоциями? Если вами овладела злость или обида, нужно сосчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге все плохое и разорвать на мелкие кусочки.3. Притча «Царь и его ястреб». (В сокращении).Пересказал Джеймс БолдуинЧингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним от¬правились его друзья и слуги с охотничьими собаками.На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястре¬бов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кроли¬ка, он кидался на него быстрее стрелы.Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи ока¬залось не так много.К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в до¬лине между двумя горами.День был жаркий и царю очень хотелось пить. Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки малень¬кую серебряную чашу и подставил ее под капли.Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог тер¬петь. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину напол¬нилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, яст¬реб снова налетел и выбил ее у него из рук.Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.Теперь царь был в страшном гневе.—Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, ясверну тебе шею!И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.—Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.—Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.—Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источ¬ник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.—Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, го¬воря себе:"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе". V. Оценочно – смысловой.1. Какова основная поучительная мысль данной притчи? Ничего не делай в гневе!Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций, должны быть человеческими и отвечать общепринятым правилам поведения.Главная наша задача – научиться управлять своими эмоциями, чтобы они не причиняли вреда окружающим.2. Чтение и обсуждение стихотворения «Учитесь управлять собой» Учитесь управлять собой, Во всем ищите добрые начала. Учитесь управлять собой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору. При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять. Не злобствуйте, не исходите ядом. Не радуйтесь чужой беде. Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Ю. Мерзляков 3. Раз эмоции могут быть нашими врагами, нужно ли учиться управлять ими? Как этому научится? (Ответы детей)Владеть своими эмоциями это значит: уважать права других, проявлять терпимость к чужому мнению, не причинять вреда и не совершать насилия, мириться с чужим мнением, не возвышать самого себя над другими, уметь слушать и слышать.4. Работа в группах.Ребята составляют рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей).Используйте ключевые слова: уважайте чувства других, проявляйте терпимость, поощряйте других, откажитесь от , нейтрализуйте желание отомстить, избегайте …5. Проблемный вопрос: Что делать если вами овладела сильная эмоция?(Ответы детей)Советы учителя, если вами овладела сильная эмоция:1) Попросите о помощи близких.2) Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).3) Сделайте перерыв, посчитайте про себя до 10, подумайте о чём-либо приятном.4) Нужно сесть, выпрямить спину и представить, что руки упёрлись в пол и всё напряжение уходит в пол.5) Медленно подышать.6) А теперь послушайте стихотворение и скажите, что еще помогает нам справиться с отрицательными эмоциями?Когда на меня навалилась беда, и шел я по отчему краю.«Отдай свою боль мне!» - сказала вода, по горному склону стекая.Сказала мне высь: «Обернись к небесам, и в сердце растает тревога!»«Спокойно иди, я тебя не предам!» - тихонько шуршала дорога.«Взгляни на мои голубые снега!» - чуть слышно гора мне шептала.«Приляг на траву!» - поманили луга, прилег я, и легче мне стало.Вывод: Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.7) Упражнение «Котенок».Сядьте поудобнее, кругом тишина, закройте глаза и представьте, что у вас на коленях спит маленький котенок и мурлычет…Что вы чувствуете?8) Часто бывает, что ты долго делаешь уроки, устал. Как снять напряжение и усталость?Послушай, закрыв глаза, приятную музыку; посмотри красивые виды природы….9) В число расслабляющих процедур входит и смех. Вспомните мультфильмы, в которых героям помогала улыбка?(Дети называют мультфильмы).6. Вы, вероятно, замечали, что после забавной истории, прочитанной в книге, тоже становишься веселее, бодрее, появляются новые силы. Вот несколько таких историй из «Вредных советов» Григория Остера.Если вы по коридоруМчитесь на велосипеде,А навстречу вам из ванной,Вышел папа погулять,Не сворачивайте в кухню,В кухне твердый холодильник.Тормозите лучше в папу.Папа мягкий, он простит.Никогда не мойте руки,Шею, уши и лицо.Это глупое занятьеНе приводит ни к чему.Вновь испачкаются руки,Шея, уши и лицо.Так зачем же тратить силы,Время попусту терять.Стричься тоже бесполезно,Никакого толку нет.К старости сама собоюОблысеет голова.А можно ли заразиться хорошим настроением? (Ответы детей).7. Группа учащихся становится в круг и исполняет песню «От улыбки хмурый день светлей». (Каждый ребенок произносит фразу песни, а следующий произносит продолжение. И так до конца песни.)Что чаще всего вы переживаете в жизни?В школе мы часто испытываем различные эмоции и не знаем, как справиться с ними.Например, что вы испытываете, когда знаете, что сегодня надо отвечать стихотворение у доски? (Ответы детей: страх, волнение) 8. Упражнение «Спектр эмоций»В жизни каждому из нас важна оценка окружающих. Наше Я-эмоциональное меняется в зависимости от оценки другими значимыми для нас людьми. Я буду произносить фразы, а вы подумайте, какие чувства можете испытывать в данный момент.«Пошёл прочь, а то ударю!»«Какой ты способный!»«Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»«Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»«Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»«Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»«Как ты сегодня хорошо выглядишь!»«Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»«Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.Что делать с этими неприятными чувствами? (Учиться любить себя, хорошо относиться к другим и это отношение вернется к тебе.)Как мы можем помочь людям, которым не везет, и они чувствуют себя неудачниками?9. Советы учителя :никогда не смейся над неудачей одноклассника, предложи свою помощь, порадуйся его успеху. Ведь ты сам можешь оказаться в трудной ситуации.10. Упражнение «Мокрая собака».Избавиться от неприятных чувств нам поможет веселое упражнение «Мокрая собака».Каждый из вас наверняка видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте попробуем сделать то же самое.Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Начните отряхивать ладони, локти, плечи, потрясите ногами. При этом представляйте, что все негативные чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе слетают с вас, как вода с собаки, и вы становитесь бодрее, веселее.VI. Системно – обобщающий.1 . Как реагирует ваш организм на отрицательные эмоции? Что вы чувствуете? (Стеснение в груди, уши горят, горло сдавило или пересыхает, голова болит, кулаки сжаты, ладони потеют, зубы стиснуты).Если подобная реакция организма продолжается долго, может серьезно пострадать ваше здоровье. Необходимо успокоиться, вернуть наше тело в равновесное состояние. Этому мы постараемся научить сегодня.Дети пишут на листочках отрицательные чувства и эмоции, которые они когда –либо испытывали в жизни.2. Упражнение "Волшебный магазин”.Представьте, что вы вошли в небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные вещи, как счастье, радость, удача, любовь, вдохновение, дружба… Желающие могут оставить в сундуке неприятные чувства, написанные на листе, а взамен приобрести в магазине любые позитивные вещи. Из соседнего сундука ребята вытягивают подарки с названиями положительных чувств и эмоций.Можно предложить желающим высказать свое мнение. Почему они хотят избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Получили ли они взамен желаемое?3.Упражнение – медитация «Прекрасный пруд».(Тихо играет спокойная музыка для релаксации и на ее фоне учитель завораживающим голосом читает…)Сконцентрируйте свое внимание на великолепной картине и медленно закройте глаза. Вы видите красивый пруд. Вокруг него растут деревья, трава и сотни прекрасных желтых, розовых, сиреневых, красных и фиолетовых цветов. Среди всего этого великолепия резвятся дружелюбные животные. Лев пьет воду из пруда. Он поднимает от воды голову с красивой гривой и уходит в лес, который окружает пруд. Вы чувствуете, что на вас смотрит какое-то животное. Это единорог. Он фыркает, его шерсть играет на солнце, и вам кажется, что он приветствует вас.Зеркальную сине-зеленую поверхность пруда украшают огромные белоснежные лилии. Они настолько велики, что вы можете лечь на лепестки как на надувные круги. Вы ощущаете великолепный аромат лилий, видите над собой чистое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака. Потом вы садитесь, чтобы осмотреть все вокруг, и все, что вы видите, вызывает у вас добрую улыбку. Вы видите, как кролик роет норку, как олень подходит к пруду, чтобы напиться. Оглядев все это, вы соскальзываете по лепестку лилии в воду. Здесь неглубоко. Температура воды как раз такая, какую вы любите, и вы с наслаждением плаваете. Потом появляется дельфин, приветствует вас как старого друга и плывет рядом. Вокруг много красивых рыб, которые дружелюбно плавают вокруг вас. А вот и большая мудрая щука, а рядом с ней волшебный сундук. Вы берете свои листочки, на которых писали негативные чувства и эмоции и кладете в сундук. По щучьему велению, по нашему хотению сундук исчезает. И вместе с ним всё негативное.Вы снова взбираетесь на свою чудесную лилию, вдыхаете её аромат и медленно открываете глаза.VII. Контрольно – рефлексивный.1. Вернемся к притче «О двух волках».Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (На доске появляется картинка со вторым волком). Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... 2. Работа с пословицами. (Ученики объединяются в 4 группы и собирают пословицы из рассыпавшихся слов.)Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими.Гнев – враг человеку, а разум его друг.Зависть – это худший из людских пороков.Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя и другого.3. Упражнение "Икебана приятных событий”.Много интересных эмоций пришлось пережить нам сегодня. В завершение хочу предложить вам составить икебану приятных событий. На вырезанных элементах икебаны вам нужно дополнить фразы: Я счастлив, когда… Я весел, когда… Я радуюсь, когда…Мне приятно когда…(Далее соединяем элементы в композицию и получаем икебану приятных событий).VIII. Духовно – эстетический (завершающий).1.Упражнение «Огонёк поддержки»Станьте в круг, улыбнитесь, возьмите друг друга за руки и пожмите их. Улыбкой и рукопожатием вы передали своему соседу «огонёк поддержки».Продолжаем поддержку. (Дети по очереди читают строки)Храните и оберегайте друг друга.Не замыкайтесь в себе, а общайтесь с теми, кто вам по душе.Разумно и с пользой проводите свой досуг.Обращайтесь за помощью к близким.Оптимизм в вашей душе не должен иссякнуть.Постарайтесь запомнить все то, о чем мы сегодня говорили и унесите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.(Дети дарят друг другу и гостям ангелочков, изготовленных на уроке трудового обучения).2. Я, как учитель, должна сообщить вам важное открытие: «Вы самые лучшие на свете!»Дети повторяют вместе: «Мы самые лучшие на свете!» (улыбаются)А теперь мы бы хотели сказать то же самое о Вас: «Вы единственная и неповторимая».А это значит, что мы лучшие в мире. Давайте поаплодируем друг другу!

intolimp.org