Цель настольных игр в детском саду. Картотека настольно печатных игр в средней группе с целями
Цель настольных игр в детском саду в младшей, средней и старшей группе
Цель настольных игр в детском саду?
Для чего детям нужны настольные игры? Мы расскажем вам, какова цель настольных игр в детском саду, а именно в младших, средних и старших группах... В настольные игры раньше играли с помощью бумаги, карандаша, игральных костей и правил. Определение «настольные» говорит о том, что игровое пространство ограничено столом или любой ровной поверхностью. Даже в наш век компьютерных технологий настольные игры остаются одним из интересных способов времяпровождения. Они необходимы в развитии и обучении детей не только дошкольного, но школьного возраста. Захватывающие игры нередко собирают за столом и взрослых. Настольные игры в детском саду являются одной из разновидностей дидактических или развивающих игр. Они, через выполнение игровых действий, позволяют научить ребенка решать интеллектуальные задачи. Во время занимательной игры углубляются и конкретизируются первые представления детей об окружающем мире. Причем, обучающего фактора игры сам ребенок не осознаёт. Цель настольных игр в детском саду – упрочить уже полученные знания и овладеть новыми в непринужденной обстановке. Учитывая ограниченное пространство в группах детского сада, настольная игра является наилучшим вариантом обучения, воспитания, развлечений для ребят всех возрастов. Дети становятся усидчивыми, учатся понимать и принимать правила игра, радоваться и сопереживать победам и поражениям товарищей. Цель настольных игр в младшей группе детского сада – активизация речевой деятельности ребенка, формирование целостного образа предметов, способность быть вместе с товарищем, не мешая при этом играть и ему самому. Для ребят в возрасте до двух - трех лет игра не есть соревновательный процесс, она - обучающее и развлекательное действие, которое направляет и контролирует взрослый. Развивающие игры позволят развить произвольное внимание, наблюдательность, не только смотреть, но и видеть, не столько слушать, но и слышать, не только слышать, но и выполнять инструкции воспитателя. Малыши второго года жизни очень любознательны. Они исследуют все, что их окружает, познают мир, структуру родного языка, учатся произносить сложные слова и предложения. Для гармоничного развития ребенку просто необходим яркий, красочный и увлекательный игровой материал. Именно он стимулирует интеллектуальную деятельность ребенка. Например: игра «Цвета и формы» научит вашего ребенка различать основной спектр цветов и распознавать геометрические формы предметов; «Выдерни морковку» - поможет развить крупную и мелкую моторику рук; «Собери урожай» - стимулирует речевую деятельность и учит классифицировать предметы; «Матрешкино» - закрепляет навыки в распознавании цвета, классификации предметов и координации движений. Для маленьких детей яркая, красочная игра открывает целый мир, формируя воображение. Это скрасит досуг и многому научит детей в ненастные дни, когда нет возможности выйти на прогулку. Основная цель настольных игр в средней группе детского сада – обогащать впечатления ребенка об окружающем мире, расширять словарный запас учить активному взаимодействию со сверстниками, соблюдению правил игры и реализации творческого замысла. Возраст от трех до пяти лет является возрастом активного общения с ровесниками, усвоения определенный правил поведения в обществе. Здесь воспитатель выступает помощником и арбитром, он делает игру привлекательной для всех детей. Настольные игры, направленные на умение классифицировать предметы по различным признакам, развитие речи и мышления ребенка, являются эффективным подспорьем в работе воспитателя. Так, игра «Живые картинки» заставит ребенка быть более наблюдательным, разовьет внимание и память, воспитает честность; «Перемешка» научит быстро реагировать на меняющуюся ситуацию; «Голодные бегемотики» продолжит развитие крупной и мелкой моторики рук, улучшит координацию; а «Поле чудес» поможет научиться читать первые слоги и слова. Цель настольных игр в старшей группе детского сада - подготовка ребенка к школе. Они помогают расширить словарный запас, развить логику, творческое мышление, помочь ребенку стать более усидчивым. Благодаря настольным играм дети учатся самостоятельно вводить и выполнять правила, следить за их точным выполнением. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети пятого и шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Для этого созданы многочисленные разновидности развивающих игр: «Турбосчет», «Маша и Медведь», «Сет». В этом возрасте мальчики и девочки любят играть в тематические настольные игры отдельно друг от друга. Игры «День вождей» и «Модные сезоны» помогут организовать досуг отдельно мальчикам и девочкам, а «Угадай, кто ты? Ответ на лбу» не только разовьют мышление и логику, но и помогут собрать ребят вместе. Суть любой игры принимать правильные решения и координировать свои действия исходя из действий других игроков. Здесь можно реализовать любую свою мечту, примерить на себя любую роль. Правильно подобранные настольные игры подарят радость вашим детям и помогут получить необходимые знания в непринужденной обстановке.
www.rus-igra.ru
Настольно-печатные игры
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
Настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, разливать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младшей группе картинки разрезаются на 2—4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8—10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу, развивать, не только речь детей, но и воображение, творчество. Здесь часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например, маршируют солдаты, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
mdou78.edu.yar.ru
№ п/п | Наименование игры | Цель использования |
Для детей от 3 до 4 лет | ||
Игры с предметами | ||
1 | Кукла Катя проснулась | Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания |
2 | Кукла Катя обедает | Закрепление знаний о столовой посуде; воспитание умственной активности, заботливого отношения к кукле |
3 | Новая кукла | Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи |
4 | Что изменилось? | Активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, припоминания. связной речи |
5 | Чудесный мешочек | Закрепление знаний об игрушках; воспитание выдержки, сенсорных способностей, речи |
6 | Узнай, что это? | Воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря |
7 | Лети ко мне! | Закрепление знаний о растениях; воспитание умения сравнивать предметы, быстро реагировать на словесный сигнал |
8 | Кто скорее соберет? | Воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности |
9 | Найди предмет по описанию | Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности |
10 | Подбери посуду для куклы | Воспитание способности группировать предметы; закрепление знаний о разных видах посуды; формирование заботливого отношения к кукле |
11 | Живое домино | Воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения четко выполнять правила игры |
12 | Больше — меньше | Закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы; формирование сосредоточенности, целеустремленности |
Настольно-печатиые игры | ||
13 | Парные картинки | Воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь |
14 | Собери пазл | Воспитание умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности |
15 | Лото | Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности |
16 | Чьи детки? | Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи |
17 | Кому что нужно для работы? | Закрепление знаний об орудиях труда; воспитание интереса к труду взрослых; формирование элементарной профориентации; активизация речи |
18 | Домино | Закрепление знаний о машинах, помогающих людям в труде; воспитание умения сравнивать предметы, находить сходство |
19 | Когда это бывает? | Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки |
Словесные игры | ||
20 | Угадай, кто позвал | Воспитание слухового внимания, чувства товарищества |
21 | Пальчиковые игры | Воспитание речевой активности, общения |
22 | Коза рогатая | Воспитание умения действовать по словесному сигналу, желание участвовать в совместных играх |
23 | Заинька | Совершенствование умения детей согласовывать действия со словом; воспитание доброжелательности |
24 | На птичьем дворе | Закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности |
25 | У медведя во бору | Воспитание умения действовать по сигналу; формирование чувства выдержки, взаимовыручки; развитие правильного звукопроизношения |
26 | Конь | Воспитание речевой и двигательной активности, умение сочетать слово с действием; совершенствование умения согласовывать действия |
27 | Петушок | Воспитание речевой активности; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, правильного звукопроизношения |
28 | Хохлатка | Закрепление знаний о повадках курицы наседки; развитие речевой и двигательной активности |
29 | Совушка, Сова – большая голова | Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом |
30 | Уточка | Развитие диалогической речи, согласованности действия в совместной игре |
31 | Птички | Совершенствование умения согласовывать слова и действия; активизировать речь детей |
32 | Солнечные зайчики | Воспитание двигательной активности, желания играть вместе; формирование чувства юмора |
33 | Воробушки и автомобиль | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий |
34 | Вороны | Упражнение детей в правильном произношении звука р; обучение говорить спокойно. но громко |
35 | Пчелки | Упражнение в диалогической речи, в правильном звукопроизношении; закрепление умения действовать по сигналу |
36 | Курочка — рябушечка | Развитие речевой активности; упражнение в правильном звукопроизношении |
37 | Еду — еду | Воспитание согласованности действий, речевой активности, умения действовать по сигналу |
Для детей от 4 до 5 лет | ||
Игры с предметами | ||
38 | Из чего сделано? | Воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие внимания, речи |
39 | Найди такой же | Развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи |
40 | Новоселье | Воспитание доброжелательного отношения к новым игрушкам; закрепление знаний детей об одежде, обуви, посуде, игрушках; развитие связной речи |
41 | Магазин | Развитие связной, диалогической речи, находчивости; закрепление знаний о правилах поведения в магазине. |
42 | Кому, что нужно для работы? | Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда |
43 | Испорченный телефон | Воспитание слухового внимания, сообразительности, выдержки; активизация словаря |
44 | Что изменилось? | Развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря |
45 | Игрушка рассказывает о себе? | Воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения |
46 | Кто скорее соберет? | Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах |
47 | Горячо — холодно | Воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях |
48 | К дереву — беги! | Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях |
Настольно-печатные игры | ||
49 | Парные картинки | Парные картинки Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи |
50 | Кто что делает | Закрепление знаний о сельскохозяйственном труде; развитие смекалки, связной речи, выдержки |
51 | Не ошибись! | Закрепление знаний о разных видах спорта; воспитание желания заниматься спортом, находчивости, быстроты реакции на сигнал |
52 | Домино | Закрепление знаний о видах транспорта; воспитание внимания, сосредоточенности; активизация речи, словаря |
53 | Лото | Упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности. быстроты реакции |
54 | Охотник и пастух | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание произвольного внимания, сообразительности, гибкости мышления |
55 | Что лишнее? | Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора |
56 | Когда это бывает? | Воспитание умения припоминать, соотносить знания с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток |
57 | Где это можно купить | Закрепление знаний о магазинах; воспитание желания помогать родителям делать покупки |
Словесные игры | ||
58 | Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. | Воспитание воображения, смекалки, активизация словаря |
59 | Мыши | Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованности действия |
60 | Воробушки и автомобиль | Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал, выдержки © , 2018 |
sundekor.ru
Картотека настольно - печатных игр - Мои файлы - Каталог файлов
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)
Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Ход: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)
Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Ход: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)
Цель: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Количество играющих: подгруппа детей
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Ход: поиск нужных карточек.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)
Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Ход: поиск частей, складывание целой картинки
Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)
Цель: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке
Ход: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки
Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Ход: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Цель: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих: неограничено
Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Ход: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Ход:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
gulyaida.ucoz.ru