Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (средняя группа). Ход занятия в детском саду


Как подготовить и провести занятие в детском саду – Ребенок в детском саду

Делимся опытом «Как подготовить и провести занятие». Шпаргалка для воспитателя

Воспитатель: Наталья Леонидовна Мякина, г Новокузнецк 2017 г.

I Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.

2. Определить место темы в учебном плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия.

III Планирование учебного материала

Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.Подобрать учебные задания, целью которых является:Узнавание нового материала,Воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации,Творческий подход к заданию.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:Подводящие детей к воспроизведению материала,Способствующие осмыслению материала,Способствующие закреплению материала.

IV Продумывание изюминки занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка уже отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:Что контролировать,Как контролировать,Как использовать результаты контроля.Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче видеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Проведение самоанализа занятия

Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.Соотнести поставленные цели: для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.

Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному занятию.Продумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал»?Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников.

Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него.: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? Обоснуйте выбор формы занятия.

При анализе своей деятельности и деятельности детей пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Анализ занятия

Как воспитатель выполнил поставленные задачи?Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?Какой психологический микроклимат в группе?Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально и т.д.).Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, картинки, опорные таблицы и др.).Приемы обучения и воспитания, оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда)Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?

Интегрированность занятия, связь с другими занятиями.На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание)?Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?Критерии оценки занятия

Обучение должно быть:

  • научным,
  • проблемным,
  • наглядным,
  • познавательным,
  • доступным,
  • систематическим и последовательным,
  • прочным,
  • развивающим,
  • воспитывающим:
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • эмоции,
  • воображение.

В ходе занятия применяются методы:

1. Объяснительно-иллюстративные.2. Репродуктивные.3. Частично-поисковые.4. Исследовательские.5. готовность педагога к занятию6. Целевая установка занятия.7. Санитарно-гигиенические нормы.8. Индивидуальная работа.9. Нормы оценки знаний.10. Наличие обратной связи.11. Рациональность использования времени.12. Организация рабочего времени.13. Практические навыки и умения.14. Самостоятельная работа.15. Самоконтроль и самооценка.16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.17. Развитие речи, качество ответов детей.

Список используемой литературы1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2006

2. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004

4. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997

5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2007

6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006

7. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007

deti-club.ru

Занятия в детском саду — контрольная работа

Занятия в детском саду

Осуществляемый  в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие ребенка. Организационной формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, продолжительностью и большей степенью сотрудничества педагога с детьми.

Занятие организуется и проводится воспитателем, а в последнее время и педагогом-специалистом, которые определяют в соответствии с избранными программами воспитания и обучения детей содержание, методику и технологию занятий с детьми различных групп.

В режиме дня  дошкольного учреждения для каждой возрастной группы  определяется время  проведения занятий, как правило, это  утренние часы.

С детьми:

До 3-х лет  рекомендуется проводить 10 занятий  в неделю продолжительностью 8–10 мин.

4-го года жизни  – 10 занятий продолжительностью  не более 15 минут.

5-го года жизни  – 10 занятий продолжительностью  не более 20 минут.

6-го года жизни  13 занятий продолжительностью не  более 25 минут.

7-го года жизни  – 14 занятий продолжительностью  не более 30 минут.

Занятия в детском саду бывают:

Комбинированные – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексные – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а другой его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

На любом занятии  с дошкольниками можно выделить три основных части:

Начало  занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и  легко запоминает, внимательны, умеют  анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку  бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог  дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого  ребенка получился результат, свидетельствующий  о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости  от раздела обучения, от целей занятия  методика проведения каждой части занятия  может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог  анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и  намечает перспективу деятельности.

В структуре  занятий в детском саду отсутствует  проверка усвоения знаний, навыков  и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью  детей на занятии, анализа продуктов  детской деятельности, а также  в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей  с помощью различных научных  методик.

Виды  занятий:

- Физическое  развитие (овладение основами двигательной  культуры и здорового образа  жизни)

 - Социальный мир (взрослые и дети, деятельность людей, мир предметов, семья, город, культура общения, безопасность, человек в истории и культуре)

- Природный  мир (познание объектов живой  и неживой природы) 

- Мир искусства  и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, знакомство  с изобразительным искусством),

-Мир музыки (слушанье, исполнение, импровизация),

-Детская художественная  литература,

- Речевое развитие,

- Математическое  развитие.

На каждом занятии  педагог осуществляет взаимосвязанные  задачи воспитания и обучения. Главная задача воспитателя – постоянно развивать интерес дошкольников к миру, желание как можно больше узнать. На занятиях дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки, а самое главное – в процессе занятий развивается творчество детей. У детей формируется отношение к людям, к миру. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности. Так, усвоение материала занятий требует сосредоточенности и внимания. Закрепление знаний, умений и навыков осуществляется не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, на прогулках и в повседневной жизни, однако более систематично, последовательно и целенаправленно эту задачу можно решить на занятиях. Проведение занятий со всей группой или по подгруппам имеет общевоспитательное значение. Дети приучаются заниматься в коллективе, притом, что каждый решает учебную задачу самостоятельно.

Занятия нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.  Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие  педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы  воздействия – сочетается с формальными  оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.

Организуя занятие  с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

В настоящее  время продолжается совершенствование  занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс  обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных  занятий со всей группой детей  к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения  в усвоении знаний и практических навыков. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в  процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование  характеризует поиск воспитателями  новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с  детьми в ДОУ.

Главная особенность  учебных занятий с дошкольниками  в том, что познавательная деятельность строится на основе практических и  умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой, а также  на чувственных образах.

Важно, чтобы  воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал  детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия  педагог привлекает к активному  участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует  у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать  и контролировать свои действия. Учебная  ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения  к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия  педагог сообщает детям знания в  строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые  определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения  на занятии происходит не только одностороннее  воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально  использовать свой собственный, уже  имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно  принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог  и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково  необходимого опыта. Основной замысел  личностно-ориентированного занятия  состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта  ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного  усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с  личным опытом детей.

При организации  занятия профессиональная позиция  педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно  – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными»  взрослым.

Одной из форм повышения  работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой  сосредоточенностью, длительным напряжением  внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки  благоприятно влияют на активизацию  деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Обычно это кратковременные перерывы (2–3 мин) для проведения 2–3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью.

Важным принципом  организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего  детства усвоение знаний, равно как  и формирование умений, должно проходить систематически.

Педагог должен знать первоисточник учебных  знаний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи  предметов, явлений.

Просматривается важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Особого внимания требует вопрос о повторности  занятий: период раннего детства  характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому  возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая  вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину  знаний, умений. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других занятиях.

student.zoomru.ru

Как правильно проводить занятие в детском саду

» Как правильно проводить

Конспекты занятий для детей 2-3 лет в детском саду

Дамы и господа, Все мы хотим, что бы с нашими детьми в детских садах проводили увлекательные и познавательные занятия. Так давайте поможем друг другу и соберем базу конспектов занятий для малышей детсадах. Наш сайт просматривают несколько тысяч человек в день, и явно среди Вас, дорогие пользователи, есть работники ДОУ. Присылайте Ваши конспекты, уроки, для занятий с ребенком 1-2-3 лет, на [email protected], мы разместим их на сайте, и Ваши труды увидят тысячи Ваших коллег по всей стране! Мы надеемся, что эти занятия помогут деткам по всей стране более интересно и с пользой проводить время в детском саду.

Предлагаем для наполнения следующие категории:

Как вести себя в детском саду ( 25 Материалов ) - правила поведения в детском саду в стихах.

Конструирование ( 1 Материал ) - развитие у детей пространственного и логического мышления в занятиях с конструктором.

Лепка ( 1 Материал ) - занятия с пластилином на заданную тему. Развитие моторики пальцев.

Литература ( 1 Материал ) - воспитатели читают детям сказки, рассказы.

Математика ( 8 Материалов ) - развитие устного счета, начальная геометрия.

Мир вокруг нас ( 25 Материалов ) - простые и понятные рассказы детям о мире вокру г.

Музыка ( 2 Материала ) - дети разучивают танцы и песни.

Поделки из бумаги ( 13 Материалов ) - подарки и украшения из бумаги.

Развитие речи, общее развитие ( 2 Материала ) - малыши учат небольшие стихотворения; игровые занятия, направленные на развитие речевого аппарата. Конспекты занятий направленные на общее развитие малышей.

Рисование ( 1 Материал ) - детишки рисуют красками, карандашами или мелом на заданную тему. В процессе изучают цвета, формы и т.д.

Физкультура ( 1 Материал ) - зарядки, не сложные спортивные упражнения, занятия в бассейне.

Если нужно добавить какой то раздел, а так же свои предложение и пожелания Вы можете оставить через форму ниже.

Виды занятий в детском саду

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01..

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05..

Адрес редакции: 214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.Контакты: [email protected]

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание материала: предоставленный материал будет полезен воспитателям в педагогической деятельности при подготовке занятий и мероприятий с детьми дошкольного возраста.

Секреты увлекательного занятия (из опыта работы).

В этой статье мне хотелось бы поделиться «маленькими секретками» на каждом из этапов занятия, которые могут пригодиться в подготовке увлекательного, незабываемого мероприятия для детей дошкольного возраста.Структура занятия.1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. -Ритуальные приветствия.- Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. -Организация дошкольников и настрой на занятия.- Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Например:

Здравствуйте, мои дорогиеИ маленькие и большие!Вижу, как вы подрослиДо чего же хороши!

Внимание! Внимание!Дорогие зрители,Чудеса сейчас придутИнтересно будет тут!Я на вас погляжу ,Да и сказку расскажу!Вы на ус всё намотайте,Сказку рассказать мне помогайте!Не грусти, улыбнись!Сказка дарит нам сюрприз!Речевые настройки.- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – тоПросто и мудроПри встрече здороваться!- Доброе утро!- Доброе утроСолнцу и птицам!- Доброе утро!Приветливым лицам!И каждый становится Добрым. доверчивым!Доброе утро длится до вечера!

2) Ход занятия в детском саду (процесс).Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.Занятие может быть комплексным. Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток.Самостоятельную деятельность.

1,2,3,4,5-Начинаем колдовать!Наши дети изменились-В зверей лесных все превратились!

Я колдунья Феерфак!Ох, люблю я колдовать!Я сейчас вас очаруюИ детей всех заколдую!

«Баба Яга»В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)А в избушке той старушкаБабушка Яга живет (как будто повязываем платок)Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец. как крючок)Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)Словно угольки горят ( не убирая рук. повороты вправо и влево)И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)И всего одна нога (стоим на одной ноге)Не простая, костянаяВот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

3) Окончание занятия в детском саду (итог занятия, прощание, рефлексия).- Подведение итогов занятия.- Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.- Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.- Ритуал прощания.Например:

Ну -ка все встали в кругЗа руки все взялись вдругБудем рядом стоятьРучками махатьЦелый час мы занималисьИ немножко баловалисьА теперь детвора Отдыхать и вам пора!

Все берутся за руки и проговаривают:Все мы дружные ребята.Мы ребята-дошколята.Никого не обижаем.Как заботиться, мы знаем.Никого в беде не бросим.Не отнимем, а попросим.Пусть всем будет хорошо,Будет радостно светло

Игра не простая,Умная такая.Те, кто в неё играют,Зверей не обижают.А нам же друзья, на прощаньеОсталось сказать: « До свиданья!»

Конечно, данный список каждый педагог может дополнить своими интересными находками и наработками, но если данный материал будет кому – нибудь полезен - буду рада!

Источники: http://www.detskysad.com/zanyatiya-v-detskom-sadu, http://infourok.ru/vidi-zanyatiy-v-detskom-sadu-685103.html, http://ped-kopilka.ru/blogs/chukmareva/sekrety-uvlekatelnogo-zanjatija-iz-opyta-raboty.html

Комментариев пока нет!

kakpravilno-sdelat.ru

Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (средняя группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Программные задачи

Поупражнять детей в счете в пределах 10. Проверить знание цифр первого десятка. Развивать представление о геометрических телах (шар, куб, цилиндр, конус). Закреплять умение детей рисовать не традиционными способами (ватные палочки, оттиск пробкой). Учить самостоятельно, создавать узор.

Активизировать умственную деятельность детей, развивать логическое мышление, сообразительность. Учить воспитывать совместное обсуждение, искать и находить ответ. Вырабатывать умение быстро включаться в активный подготовительный процесс. Развивать аналитическое восприятие, устойчивое внимания, память, речь. Учить творчески, инициативно подходить к решению задачи. Развивать эстетическое восприятие, воображение. Создавать сюрпризность и новизну обстановки.

 Материалы

I часть:

  1. Волшебная палочка.
  2. Лист ватмана и маркеры.
  3. 2 колеса из цветной бумаги для машины.
  4. Руль для шофера.
  5. Поляна с цветами, на лепестках цветов – загадки.
  6. 3 обруча и геометрические тела (Куб, шар, конус, пирамида, цилиндр).
  7. Аудиозаписи: а) детская песенка: “Мы едем, едем, едем…”; б) “Русские народные мелодии”.

II часть:

  1. Ширма, кукла. (Иван-царевич)
  2. Плоскостное изображение “Жар-птицы”.
  3. Образцы перьев с элементами узоров (3 штуки).
  4. Гуашь трех цветов (оранжевый, красный, малиновый).
  5. Ватные палочки. Пробки, кисть “Белка” № 2.
  6. Салфетки для рисования.
  7. Баночки с водой.
  8. Подставки для кисти.
  9. Розетки с поролоновым вкладышем, пропитанные гуашью.
  10. Листы бумаги желтого цвета в виде перьев птицы.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу накануне пришло приглашение от Ивана-царевича.

Воспитатель: Дети, мы получили приглашение от Ивана-царевича. Давайте мы отправимся к нему.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Здесь какая-то странная карта. На ней изображены только точки, если мы сможем соединить точки линиями по порядку, тогда мы что-нибудь поймем.

(Дети соединяют точки, получается изображение машины)

Рисунок 1

Воспитатель: Мы отправимся в путь на машине! Давайте выберем шофера с помощью считалочки:

(Дети считают, выбирают шофера)

Воспитатель: Поехали!

(Звучит музыка “Мы едем, едем, едем”…)

Воспитатель: Дети, куда же мы попали? Кто нам скажет?

Голос: Попали вы на лужайку “Загадок”. Я хозяин этой лужайки. Вы должны отгадать все загадки на моих цветах. Только тогда вы сможете отправиться к Иван-царевичу.

(Дети находят загадки на лепестках)

На красном цветке:

  • Слон большой, а мышка …
  • Подушка мягкая, а стол …
  • Дерево высокое. А трава …
  • Река широкая, а ручей …
  • Лед холодный, а огонь …
  • Пол внизу, а потолок …

На желтом цветке:

  • Назови сладкое слово.
  • Быстрое.
  • Слово с окошком.
  • Пушистое.
  • Кислое.
  • Лесное.

Хозяин лужайки: Молодцы! Теперь попробуйте отгадать мои загадки. Какое слово я задумал?

  • Белый кружится, на землю ложится…
  • Бурый, косолапый, неуклюжий…
  • Маленькая, серенькая, пугливая в норке живет…
  • Сладкая, вкусная в фантике…

Воспитатель: Теперь, наши дети попробуют загадать тебе загадку, а ты попробуй отгадать.

(Дети сами придумывают и загадывают загадки, хозяин лужайки их должен отгадать)

Хозяин лужайки: Хорошо справились с заданием, можете отправляться дальше!

(Дети садятся в машину и едут дальше, звучит музыка)

Воспитатель: Дети, наверное, мы опять ни туда попали, Ивана-царевича, здесь нет.

Голос: Вы попали на поляну геометрических тел. Я здесь хозяин, а вы должны справиться с моими заданиями.

Описание игры: Каждое геометрическое тело должно попасть в обруч соответствующего цвета, где обручи пересекаются могут находиться тела двух цветов.

Игра: “Найди место геометрическому телу”

Рисунок 2

Хозяин поляны: Молодцы, дети! Справились с моими заданиями. Теперь вы можете отправляться к Ивану-царевичу! Счастливого пути.

Воспитатель: Вот мы и добрались до Ивана-царевича!

(Показ куклы из-за ширмы, печальная)

Воспитатель: Дети, да вот же он. Какой-то он не веселый. Давайте спросим у него, что случилось.

Что, Иванушка не весел, Что, головушку повесил?

 Иван-царевич:

Перестал, я есть и спать. Птицу-жар бы мне достать. Перо, та птица потеряла, Когда в саду у нас летала. Перо, я это подобрал, С тех пор покой я потерял. Всю обувь я уж износил, Но птицу-Жар не находил.

Воспитатель:

Не горюй, Иванушка, то беда – не беда! Ты, дружок, попал в детсад и в гостях ты у ребят. Ванечка, тебе поможем, горевать тебе негоже.

Воспитатель: Мы с ребятами в сказочном царстве-государстве видели эту птицу, да вот же она! Посмотри Иванушка, не ее ли ты ищешь?

(Воспитатель показывает птицу, у которой отсутствуют перья на хвосте)

Иван-царевич: Нет, не моя эта птица. У моей яркий, красивый хвост был.

Воспитатель: И это беда не беда. Наши дети тебе помогут.

Ребята, посмотрите перед вами на столе по одному перышку, мы их украсим различными узорами, а потом из всех перышек соберем красивый, яркий хвост для Жар-птицы.

(Пройдите на свои места, сядьте)

У вас на столах лежат: пробки, кисти и ватные палочки. Вы уже знаете и умеете ими замечательно рисовать. Подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы сначала, а какой потом, и какой цвет вы захотите оставить на перьях. Если вы возьмете пробки, то у вас может получиться вот такой узор. Потом вы возьмете, ватную палочку и ваш узор изменится. Затем вы возьмите кисть и дорисуйте свой узор. У меня получилось вот такое перышко.

 

Рисунок 3

(Дети рисуют, звучит музыка, воспитатель корректирует действия детей)

Воспитатель: А какие перышки получились у вас? Давайте, мы их рассмотрим! Теперь вашими нарядными перышками мы украсим хвост Жар-птице.

(По мере того, как дети заканчивают свою работу, каждый ребенок подходит и прикладывает перо к хвосту, воспитатель положительно оценивает работу каждого ребенка)

Воспитатель: Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар-птица?

Иван-царевич:

Вот спасибо удружили, Какую птицу мне добыли. Будет жить она не в клетке, А в саду сидеть на ветке. Будет песни распевать, Сад волшебный украшать.

Воспитатель: Вот и хорошо, Иван-царевич, мы тебе помогли. Нам пришло время возвращаться в детский сад. До свиданья, Иван-царевич!

Рисунок 4

Приложение (иллюстрации)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия в детском саду В ИГРОВОМ УГОЛКЕ – Ребенок в детском саду

Занятия в детском саду помогают проводить игры в детском саду с обучающей целью. Дети учатся навыкам общения, сосуществования в одном коллективе.

Предлагаем Вашему вниманию конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИГРОВОМ УГОЛКЕ.

Задачи занятия в детском саду:

  • учить детей анализировать проступки, находить причину конфликта, дифференцировать эмоциональные переживания;
  • знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении;
  • учить аргументировать оценки различных поступков, формулировать свои высказывания;
  • закреплять правила поведения в игровом уголке, вызвать стремление быть добрым, отзывчивым;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительная работа:

  • чтение и анализ рассказов В. Осеевой «Беседы о добре и зле»,
  • беседы об эмоциях,
  • заучивание стихов,
  • тематическое рисование «Ночные приключения игрушек».

Материалы занятия в детском саду:

  • дидактическая картина «В игровом уголке»,
  • игрушки,
  • карточки-схемы,
  • иллюстрирующие правила поведения в игровом уголке,
  • рисунки с изображением игрушек с недостающими деталями.

Ход занятия в детском саду В ИГРОВОМ УГОЛКЕ

Воспитатель:

– Сегодня мы поговорим о правилах поведения в игровом уголке, о том, как сделать так, чтобы игра в уголке была приятна всем детям.

Беседа по картине «В игровом уголке».

Вопросы к детям:

– Где происходит действие?– Зачем в группе нужен игровой уголок?– Кто нарисован на картине?– Что делают дети? Каждый из детей?– Все ли дети относятся друг к другу по-доброму?– А есть ли такие, кто не научился играть, поступает недружелюбно?– Игровой уголок один, а детей много. Что нужно сделать, если несколько ребят захотели играть одной и той же игрушкой? (Нужно уметь договариваться. Можно играть по очереди.)– Как можно договориться?– Как вы договариваетесь со своими друзьями?

Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку и подумать, что можно сделать в этой ситуации, как исправить ее, чем помочь.

Две девочки представляют ситуацию «Поссорились».

Мы поссорились с подругойИ уселись по углам.Очень скучно друг без друга!Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –Только мишку подержала,Только с мишкой убежала.И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель задает следующие вопросы ребятам:

– Подумайте и объясните, из-за чего поссорились девочки?– А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?– Как вы думаете, что чувствуют те, кто ссорится?– А можно ли обойтись без ссор?– Подумайте, как девочки могут помириться?

Воспитатель предлагает ребятам послушать, как заканчивается стихотворение:

Я пойду и помирюсь.Дам ей Мишку, извинюсь,Дам ей куклу, дам трамвайИ скажу: «Играть давай!»

– Если дети поссорились или, не желая того, обидели друг друга, то это можно исправить, если вовремя извиниться ипомириться. Когда миришься, обида сразу проходит, становится приятно и радостно. Почаще улыбайтесь, и вам не придетсяссориться!

Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и проговорим «мирилку», скрестив  мизинцы пальцев:

Больше ссориться не нужно!«Мир и дружба»,«Мир и дружба»!

Воспитатель продолжает беседу с детьми:

– А еще можно наблюдать среди ребят не только ссоры, но и драку. Скажите, пожалуйста, какой по характеру человек,который дерется? Вам хочется играть с драчуном? Почему?

Дети обсуждают вопросы воспитателя, затем один из них читает стихотворение Т. Ткаченко.

Ребенок:

Если у тебя отнялиОт конструктора деталиИли кто-то без причиныВырвал руль твоей машины.

Не спеши кричать и драться.На обидчика бросаться.Знай, когда обида жжется,Сильный, умный не дерется!

Воспитатель:

– Как нужно поступить в таком случае, не прибегая к дракам и ссорам? (Прежде всего, нужно действовать с помощью слов, выдержать какое-то время, обдумать ситуацию, спокойно объяснить другому человеку, в чем он не прав, терпеливо обсудить, высказать свое мнение и прислушаться к мнению друзей.)

Тот храбрее, кто добрее,Тот сильнее, кто умнее,Только трусы с драчунамиСпор решают с кулаками.

Физкультминутка

Воспитатель предлагает выбрать себе друга и быстро-быстро пожать ему руку, далее говорит, какими частями тела «нужно будет помириться друг с другом»:

  • правая рука к правой руке другого ребенка;
  • спина к спине;
  • левая нога к левой ноге;
  • ухо к уху;
  • пятка к пятке и т.д.

Ребенок читает стихотворение Т. Ткаченко:

А он упал и прямо в грязь,Она чуть-чуть не подралась…Володя ваш почти не ел.Ваш Юра слишком тихо пел.Про всех все знает, все расскажет,О чем не спрашивают даже.

Воспитатель задает вопрос:– О ком это стихотворение? (Это стихотворение о ябеде.)

Ребенок читает окончание стихотворения:

И за такой-то честный трудМальчонку ябедой зовут.

Вопросы к детям:

– Хорошо ли ябедничать? Почему?– Что делать, если кто-то из детей сидит один, скучает или даже плачет? (Нужно его позвать играть, предложить игрушку.)– В какие игры вы любите играть?– Как бы вы поступили, если бы хотели играть с детьми, которые уже играют без вас?– Как правильно обратиться к другим детям и предложить поиграть вместе?– Если вы не хотите играть с кем-то из детей, как следует поступить?– Каким нужно быть человеком, чтобы с тобой хотели дружить люди?

Воспитатель подводит итоги беседы и делает вывод о том, что ребята теперь знают, как сделать так, чтобы игра в уголке была приятна всем детям. Затем спрашивает:

– А что надо сделать, когда игра закончена? Приятно ли будет игрушкам валяться кучей на ковре? А вот и игрушки пожаловали к нам на занятие.

Дети с игрушками в руках рассказывают отрывок стихотворения Б. Заходера «Песня игрушек»:

Мы молчим, мы не плачем,Когда нас бросают, –Мы ведь знаем,Что слезы от бед не спасают.

Не заметишь обидыПо нашему виду –Мы ребятам прощаемЛюбую обиду.

Оттого-то, наверно,Не все замечают,Как игрушки страдают,Тоскуют,Скучают.

Оттого-то не знают(И знать не хотят!),Как мы верно и преданноЛюбим ребят!

Воспитатель предлагает послушать, о чем разговаривают игрушки: они жалуются друг другу, хотят вернуться в магазин, очень довольны своей жизнью в детском саду.

– Ребята, посмотрите, игрушки просят помощи, давайте их полечим. Давайте дорисуем лапу, нос, ухо, колесо, чтобы они стали, как новые.

Игрушки благодарят детей и уходят.

Дети рисуют.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены схематически следующие сюжеты:

  • не дерись;
  • не спорь по пустякам;
  • не ябедничай;
  • не зазнавайся;
  • делись с товарищами игрушками;
  • не отнимай игрушки;
  • пригласи в игру стоящего одиноко в стороне;
  • поиграл, убери за собой;
  • если поступил плохо, признай свою вину;
  • говори волшебное слово «пожалуйста»;
  • говори волшебное слово «спасибо»;
  • не забудь и волшебное слово «прости».

Воспитатель и дети вместе решают, как лучше собрать пирамиду правил и повесить их в игровом уголке, чтобы никогда не забывать о них.

Воспитатель:

– Я чувствую, что дружбы у нас в группе стало больше. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Автор — Виктория Владимировна Пальшина, воспитатель детского сада № 47 ОАО «РЖД», г. Александров (Владимирская область).

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №2 за 2011 год.

deti-club.ru

основная форма обучения в детском саду

Оглавление

Введение

1. Занятия как форма обучения в детском саду

2 Характерные особенности и структура занятий

3. Классификация занятий

4. Нетрадиционные формы занятий

5. Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

6. Подготовка воспитателя к занятию

7. Анализ передового педагогического опыта

8. Педагогические выводы

Список используемой литературы

Введение

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.

1. Занятия как форма обучения

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

Ян Амос Коменскийв педагогическом труде«Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

индивидуальная, групповая, фронтальная

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

2. Характерные особенности и структура занятий

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

3. Классификация занятий в ДОУ

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ(по С.А. Козловой)

В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)

mirznanii.com

Занятие ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯПОНИЮ. День четвертый и пятый (описание хода занятия в детском саду)

Рубрика — Занятия в детском саду

Мы продолжаем публиковать конспекты занятия в детском саду, посвященного стране Восходящего Солнца. Путешествие в Японию длится пять дней. 

Ход занятия в детском саду. День четвертый и пятый

  1. Рассказ о японских играх. Теневой театр. Поделка — Змей.
  2. Прощание. Чтение сказки про черепаху. Изготовление поделки – черепаха. Закрытие праздника. Чайная церемония.

Ведущий:

— Сегодня в Японию плывем на пароходе.

— Смотри, маленький народ,Ждет нас белый теплоход.Поплывет он по волнамЧерез Тихий океан.

Дети берут в руки сделанные из бумаги пароходики, становятся друг за другом и «плывут», покачиваясь, друг за другом под музыку.

Ведущий:

— Вот мы уже в Японии!

— Лишь тот в страну Цветов войдет,Кто древние обычаи блюдет.Старинные одежды одевая,В Японию ребята попадают.

Ведущий:

— Сегодня я вам расскажу о японских играх, теневом театре и чайной церемонии.

Японские игры

Охадзики

Эту игру обычно считают игрой для девочек. Игроки по очереди щелкают пальцами по маленьким фигуркам в форме монет, которые называются охадзики, стараясь попасть в другие фигурки. Раньше в игре использовали камешки или фигурки из другой игры, го. Теперь фигурки, как правило, сделаны из стекла. При игре нужно сложить большой и указательный (или средний) пальцы кружочком, а потом щелкнуть по фигурке большим пальцем.

Правила игры:

  1. Все игроки раскладывают по равному числу фигурок охадзики на плоской поверхности, а потом определяют, кому ходить, при помощи дзян-кэн (выбрасывая на пальцах “камень, ножницы, бумагу”).
  2. Тот, кому выпало начинать, собирает все фигурки одной рукой и разбрасывает их по поверхности.
  3. Потом игрок указывает на две фигурки и проводит воображаемую линию между ними, показывая, как он собирается попасть одной фигуркой в другую.
  4. Если игрок попадает в фигурку так, как показал, он оставляет ее себе. А если нет — наступает очередь следующего. У кого в конце игры в детском саду окажется больше всего фигурок, тот и победил.

Дарума-сан га коронда

Тот, кто водит, вместо того чтобы считать до десяти, говорит: “Дарума-сан га коронда” (Это предложение, которое записывается 10 знаками слоговой азбуки, означает “Кукла дарума перевернулась”). А цель других игроков — как можно ближе подобраться к водящему так, чтобы не заметил их перемещения.

Правила игры:

  1. Тот, кто водит, отворачивается, закрывает глаза и быстро говорит: “Дарума-сан га коронда”, а потом как можно быстрее оборачивается и открывает глаза. Пока водящий говорит эту фразу, другие приближаются к нему. За мгновение до того, как он обернется, игроки должны замереть.
  2. Если водящий заметит, как кто-то двигается, тот должен будет взяться с водящим за руки.
  3. Благополучно добравшись до водящего и не будучи пойман, игрок шлепает водящего по спине, и все, кроме водящего, разбегаются. Однако, если водящий держит одного или нескольких игроков за руку, нападающий старается разбить их руки. Убегают все, кроме водящего.
  4. Когда тот, кто водит, крикнет “Томарэ!” (“Стоп!”), все должны замереть.
  5. Если водящий сможет осалить одного из игроков, сделав не более трех шагов, они меняются.

Ханаитимоммэ

В эту игру играют ватагой на улице. При этом каждый поет коротенькую песенку.

Правила игры:

  1. Разбейтесь на две равные команды. Игроки каждой команды, держась за руки, выстраиваются в линию лицом к соперникам.
  2. Игрок одной команды выбрасывает на пальцах “камень, ножницы, бумагу” (дзян-кэн) с игроком другой команды.
  3. Команда-победительница наступает на соперников, припевая: “Каттэ урэсий ханаитимоммэ”, выражая радость по поводу выигрыша в этом раунде. Другая команда отступает.
  4. Команда, которая отступала, теперь идет на соперника, припевая: “Макэтэ куясий ханаитимоммэ”, что значит: “Мы страшно не любим проигрывать”. На этот раз команда-победительница отходит.
  5. Игроки обеих команд выбирают игрока противоположной команды. Два выбранных таким образом игрока выбрасывают на пальцах “камень, ножницы, бумагу”. Проигравший переходит в другую команду. Игра и пение продолжаются до тех пор, пока в одной из команд не останется только один игрок. Он и окажется проигравшим.

Отэдама

Мешочки Отэдама (погремушки с сухими бобами) делают из остатков тряпичной ткани. Мешочки наполняют бобами адзуки, бусами и т.п. Во время игры девочки поют и жонглируют мешочками.

Правила игры:

Бобовыми мешочками можно играть по-разному. Эта игра называется нагэ-дама. Подбросьте мешочек в воздух одной рукой, поймайте его другой и потом сразу же перебросьте его обратно. Повторяйте упражнение, пока оно не будет получаться хорошо. После этого увеличьте количество мешочков до двух, трех и, наконец, четырех. Когда достигнете определенного мастерства, усложните задачу, жонглируя одной рукой.

Теневой театр

Ведущий:

— А теперь мы с вами отправимся в театр.

Дети рассаживаются на стульчики. Декорации и силуэты действующих лиц вырезают из плотного картона и прикрепляются на палочку. Текст читает один или несколько человек, стоя впереди и в стороне от экрана. Ведущий в соответствии с текстом выдвигает позади экрана фигуры, заставляет их двигаться.

Нужен источник света и экран — ткань, на которую будет проецироваться тень. Свет должен падать сзади.

Японская сказка “Урашима и черепаха”

Жил-был однажды молодой рыбак, который больше всего на свете любил море. Он жил в хижине на берегу. Утром и вечером, зимой и летом он не переставал любоваться морем. Звали его Урашима. Каждый день он ловил рыбу. Но поскольку был влюблен в море и добр от природы, он всегда выпускал пойманную рыбу обратно в море.

Однажды, закинув свою удочку, Урашима вдруг почувствовал, что леска сильно натянулась. Выдернув ее, он увидел большую черепаху, зацепившуюся за крючок. Урашима освободил черепаху и отпустил ее обратно в море. “Лучше я буду голодать сегодня, – подумал он, – чем убью молодую черепаху”. Ты знаешь, что черепахи живут много-много лет, а эта была еще совсем юная. Черепаха исчезла в волнах, а через некоторое время необыкновенной красоты девушка появилась у лодки Урашимы.

Присев на ее край, она сказала:

— Я дочь морского царя. Мы живем на дне моря. Отец разрешил мне превратиться в черепаху, чтобы испытать твое доброе сердце. Ты и в самом деле добр и благороден. Я приглашаю тебя к себе в гости посмотреть мой подводный дворец.

Урашима не мог вымолвить ни слова, пораженный ее неземной красотой. Одним лишь желанием было следовать за ней повсюду.

— Да, – только и мог вымолвить он и, подав ей руку, последовал за ней на морское дно. Хрустальная рыбка с золотыми плавниками сопровождала их. Еще до захода солнца они достигли подводного дворца. Он был сделан из кораллов и жемчуга и сверкал так, что было больно глазам. Драконы с нежно-бархатной кожей охраняли вход во дворец.

В тишине и роскоши дворца прожил Урашима четыре года вместе с красавицей принцессой. Каждый день море искрилось и сияло в лучах солнца. Они были счастливы, пока однажды Урашима не повстречал маленькую черепаху. Она напомнила ему тот день, когда он ушел к морю. Он вспомнил о своей деревне и своей семье.

Принцесса знала, что однажды он вспомнит и затоскует по дому.

— Ты должен вернуться на землю, к людям, – сказала она. – Если ты останешься здесь, ты возненавидишь меня и умрешь с тоски. Если ты отправишься сейчас, ты сможешь вернуться назад. Возьми эту жемчужную коробочку, перевязанную зеленой лентой. Но смотри, не развязывай ленты. Если ты сделаешь это и раскроешь коробочку, ты уже никогда не сможешь вернуться назад.

Урашима сел в свою лодку, и принцесса вынесла ее наверх. Он поплыл к родному берегу. Увидев его, он заплакал от радости.

Там все также стоял холм, росли черешневые деревья, и все таким же золотым был прибрежный песок, из которого он в детстве строил красивые замки, Урашима поспешил вверх по знакомой тропе. Поднявшись, он не узнал окрестностей. Все также светило солнце, пели птицы и синело, переливаясь, море. Хижины его не было, не было даже дерева, под тенью которого она стояла. Он пошел дальше. Что же случилось за четыре года, пока он был в подводном царстве?Вдруг он увидел седовласого старца, отдыхающего под тенью дерева, и подошел поговорить к нему.

— Простите, вы не скажете, как пройти к хижине Урашимы? – спросил он.

— Урашима? – переспросил старец. – Это очень древнее имя. Я слышал его однажды в детстве. Это было в рассказе моего прадедушки о мальчике, который утонул в море. Его братья, их сыновья и их внуки жили здесь и рыбачили. Но все они уже умерли. Это очень грустная история, правда? Молодой человек пошел в море 400 лет назад и не вернулся домой. Не нашли даже щепки от его лодки. Море поглотило все, – сказал старец.

Без семьи, без дома, никому незнакомый и ненужный Урашима был чужой в своей деревне.

Старец, указав в сторону холма, сказал:

— Там находится деревенское кладбище, и там вы найдете его могилу.

Медленно Урашима побрел на кладбище. Там, среди имен матери, отца и братьев он увидел и свое имя, вырезанное на сером могильном камне.

И вдруг он понял. Ничто не связывало его больше со своей деревней. Здесь на земле он был мертв, он опоздал сюда на 400 лет. Он должен вернуться к своей возлюбленной принцессе.

Он знал, что ему нельзя потерять свою коробочку, перевязанную зеленой лентой. Он знал, что должен поспешить, но чувствовал себя усталым и ненужным.

Он потихоньку вернулся на берег, сел на морской песок и положил на колени жемчужную коробочку. Он мечтал о том, как вернется назад, в морское царство. Машинально он развязал зеленую ленту и открыл коробочку.

Белый туман потихоньку выплыл из коробочки и поднялся высоко в небо. Там он приобрел очертания его любимой, прелестной принцессы.

Урашима протянул к ней руки и кинулся за ней, но туман рассеялся в морском воздухе. Урашима почувствовал себя очень старым. Его спина вмиг сгорбилась, руки затряслись, а волосы поседели. Его мускулы стали дряблыми, а ноги стали едва передвигаться.

А на морских волнах все плыла, качаясь, маленькая жемчужная коробочка. Над ней легко кружилась на ветру зеленая лента.

Беседа по сказке. Поделка из бумаги — черепаха

Изготовление бумажного змея

Ведущий:

— Вспомните, ребята стихотворение, которое мы читали вчера: «Лишь тот в страну Цветов войдет, Кто древние обычаи блюдет.»

— У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово обычаи или традиции? Правильно! Традиция – то, что передается от одного поколения к другому.

— Одной из интересных традиций у японцев является изготовление бумажного змея. На японском «воздушный змей» звучит как тако, что в переводе означает «осьминог», или ика – «каракатица». Это развлечение, как и многие другие вещи, уже ставшие традиционными, было завезено из Китая и со временем приобрело свои национальные черты.

— В средние века запуск воздушных змеев был развлечением для богатых, но постепенно стал доступен для более низких слоев населения и приобрел всенародную популярность. Сейчас воздушные змеи стали уже неотъемлемой частью японской культуры: многие традиционные праздники не мыслятся без плывущих по небу разноцветных воздушных змеев. В Японии даже проводятся бои воздушных змеев, пользующиеся большой популярностью.

— Запускание змеев — излюбленная забава мальчиков, причем не только в новогодние праздники. Они запускают их и в День мальчиков (5 мая), и в другие праздники. Обычно воздушных змеев дарят внукам дедушки и бабушки, не обходя таким вниманием и девочек в их праздник Хинамацури 3 марта.

— Давайте и мы с вами сделаем змея.

На готовый шаблон наклеиваются недостающие детали. Хвост делается из круга, разрезанного по спирали.

Чайная церемония

Ведущий:

— Сегодня мы познакомимся с ещё одной интересной японской традицией – церемонией чаепития. «Чай» — это китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Стихи о чае

1 чтец:

— Я хочу открыть секретИ полезный дать совет:Если хворь с кем приключится –Чаем можете лечиться.Чай всех снадобей полезней,Помогает от болезней.

2 чтец:

— Чай в жару нас освежает,А в морозы согревает,И сонливость переборет,И с усталостью поспорит,Сокрушит любой недуг,Чай здоровью – лучший друг.

Ведущий:

— Онами, конами яма сикатуя.. Что я сказала по-японски? Сделал дело – гуляй смело. Как вы понимаете эту пословицу? (После работы, можно и отдохнуть)

Ведущий показывает иллюстрацию чайной церемонии в Японии:

— Чайная церемония называется «Тя-но ю». В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько:

  • ночной чай,
  • чай с восходом солнца,
  • вечерний чай, утренний чай,
  • послеобеденный чай,
  • специальный чай.

— В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие.

— Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Истинное содержание чайной церемонии можно выразить такими словами, как спокойствие и невозмутимость, простота и безыскусственность, изящество и элегантность. Раз мы с вами путешествием по Японии, то непременно должны побывать и на чайной церемонии.

Свет приглушить и включить тихую и спокойную музыку.

1 чтец:

— Все на праздник к нам спешитеИ друзей с собой ведите!Всех друзей мы угощаемАроматным крепким чаем!

Ведущий:

— Современная чайная церемония проводится в чайном домике под руководством мастера и состоит из нескольких этапов: подготовка церемонии, прием пищи в чайном домике, чаепитие, приготовление к уходу. Проходите на ковер, рассаживайтесь на корточках.

Звучит тихая музыка. Начинается чайная церемония, которая проходит в идеальной тишине. Дети угощаются чаем и говорят: — Аригато! (спасибо). Встают, кланяются и прощаются с хозяевами чайного домика, говорят: Аригато, домо (пока).

Прощание. Подведение итогов.

Автор — методист Наталья А. Логинова

_________________

Читать также:

deti-club.ru