Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Гласные и согласные звуки и их буквы". Конспект урока по русскому языку 2 класс 21 век звуки речи и буквы


Гласные и согласные звуки и буквы.

Урок русского языка, УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс

Тема урока: Гласные и согласные звуки и буквы.

Цели урока:

Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков;

развитие умения наблюдать за произноше­нием слов и проводить их звуковой анализ.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;

Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередование их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Из стихотворения вы поняли, что сегодня на уроке мы будем го­ворить о звуках, какими они бывают, как произносятся и чем от­личаются.

Проверка домашнего задания.

Упр. 51

Чистописание, словарная работа.

Над какой буквой мы будем сегодня работать, ее вы сможете уз­нать, если внимательно прослушаете мой рассказ и ответите на вопросы.

Учитель медленно читает рассказ.

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и вареньем потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

— Где жили дети летом?

— Как их звали? Что они делали утром?

— Куда они бежали? Чем Вова ловил рыбу?

— Что делала Надя? Какую сказку читал ей вечером Вова?

— Какой звук присутствовал во всех словах, которые вы произноси­ли? ([ч])

— Какая буква обозначает этот звук?

— Спишите с доски:

ччч

Работая над этой буквой, следует обратить внимание на элемент, при письме которого наблюдаются частые ошибки. —' Спишите с доски следующие буквосочетания:

Чч Чу Ча Че

— Спишите слова:

Чудо, час, чай, чайка, чудеса.

— Прочитайте скороговорку:

В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа,

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Посмотрите на картинку на стр. 25. На какие две группы можно разделить звуки?

Почему согласные вылезают из-за преграды? (Согласные встречают преграду во рту, когда произносятся. Эта преграда – язык, зубы)

Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр. 25

УПР 53 – УСТНО.

Наблюдение над гласными и согласными звуками.

— О каком времени года говорится в стихотворении И. Никитина:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

— Произнесите отдельно каждый звук в этом слове. Все ли звуки произносятся одинаково? (Звуки [и], [а] произносятся свободно че­рез рот, а звуки [з], [м] при произношении встречают преграду.)

— Звуки [и], [а] произносятся с голосом или без голоса? (С голосом.)

— Как называются звуки, которые произносятся свободно и с голо­сом? (Гласные.)

— Назовите гласные звуки русского языка и покажите, что при про­изношении их воздух проходит свободно, не встречая преград на пути, ([а], [о], [и], [у], [ы], [э])

— Что еще вы знаете про гласные звуки? (Они могут образовывать слог.)

— Приведите примеры и запишите в тетрадь. (Оля, Ира, Юля, Игорь.)

На доске записано: БЕЛХ.

- Слово рассыпалось. Помогите найти его и запишите в тетрадь.

- Произнесите отчетливо каждый звук в этом слове. Выделите толь­ко согласные звуки;

Упр. 54

Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Задайте друг другу вопросы по теме урока .

Домашнее задание.

Упр. 55, 56

Рефлексия

— Закончите следующие фразы.

— Звуки бывают ... (гласные и согласные).

— Гласные звуки произносятся ... (свободно, не встречая преград).

— Согласные звуки произносятся ...(с шумом, так как воздух на пу встречает преграду).

- Почему вы решили, что это они? Докажите. (При произношении согласных звуков, воздух встречает на пути преграды: губы, зубы, язык. Звук произносится с шумом.)

- Может ли согласный звук сам по себе образовать слог? (Нет, только вместе с гласным звуком.)

- Составьте и запишите предложение со словом хлеб. Подчеркните в этом предложении все буквы, которые обозначают согласные

звуки.

- Отгадайте загадки, в тетрадь запишите отгадки. Подчеркните в словах буквы, обозначающие гласные звуки.

По черной земле белый заяц пробежал. (Мел и доска.)

Кто говорит молча? (Книга.)

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка.)

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка.)

Через поля, через луга Встала нарядная дуга. (Радуга.)

- Разделите слова на слоги. Как определить количество слогов в сло­ве? (Сколько в слове гласных - столько и слогов.)

- Выполните упр. 61. Перед тем как записать слова, необходимо раз­делить слова на слоги, выполнив эту работу коллективно.

Динамическая пауза.

Был один малыш – зайчишка.Он всего боялся слишком.Мчался по лесу бегом,Иль садился под кустом.Он от всех зверей таился,Раньше всех он спать ложился.А, уснув, он видел сон,Что он храбр и силён.

Самостоятельная работа

— Гласные звуки в отличие от согласных ... (образуют слог).

Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________

Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту.

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и, тихо, в, нарядно

густо, елочки, зеленели

золотые, светились, березках, искорки, в

Карточка № 2 Ф.И. _______________________________________

Запишите предложения. Найдите в них трехсложные слова.

На землю падают снежинки. Данияр живет в Астане. Светит ярко солнышко. Мы учимся во втором классе.

Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________

Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту.

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и, тихо, в, нарядно

густо, елочки, зеленели

золотые, светились, березках, искорки, в

infourok.ru

Презентация по русскому языку "Звуки речи и буквы"(2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Звуки речи и буквы. 2 класс Сенова Наталья Владимировна учитель начальных классов МКОУ СОШ пгт.Вахруши Слободского района Кировской области

2 слайд Описание слайда:

Колокольчик прозвенел, Всех он в класс собрать сумел! Не сутультесь, встаньте ровно, Ведь к уроку все готовы? Всем садиться разрешаю, И урок мы начинаем!

3 слайд Описание слайда:

Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно. Чёрные, кривые, От рождения немые. Станут в ряд – Враз заговорят. Звук Буквы

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ МЯГКИЕ ТВЁРДЫЕ ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ

7 слайд Описание слайда:

Ь Ъ

8 слайд Описание слайда:

Звуки речи, слоги и ударение изучает ФОНЕТИКА. Обозначение звуков речи на письме изучает ГРАФИКА.

9 слайд Описание слайда:

Найдите слова, отличающеся одним звуком друг от друга. КИТ ДЫМ КОСА МАСКА КРЫША УДОЧКА МАК КРЫСА КАСКА КОТ УТОЧКА ДОМ РАК КОЗА

10 слайд Описание слайда:

Итог урока Звуки мы… Буквы мы… Звуки бывают…

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-038847

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Гласные и согласные звуки и их буквы"

МОУ «Лицей №22» г. Воскресенск

Класс: 2 «а» (учитель Вяткова Анна Андреевна)

Урок русского языка для 2 класса по теме «Гласные и согласные звуки»

по учебнику С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова «Русский язык »для 2 класса

Тип урока: Повторение

Цель: Создать условия для соотношения звуковой и буквенной записи слова, сравнения и классификации звуков и букв; способствовать формированию умения создавать звуковые модели слов.

УУД: П – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Р – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

К – учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

  1. Чистописание.

3. Проверка выполнения домашнего задания.

Учитель организует проверку выполнения домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

4. Актуализация знаний

– Из чего состоят слова, которые мы произносим?(звуки)

– Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи? (буквы)

5. Постановка учебной задачи

Учитель называет тему урока, организует работу с рубрикой «Вспомни изученное», предлагает сформулировать учебную задачу.

Учащиеся отвечают на вопросы; формулируют учебную задачу.

6. Изучение нового материала.

упр. 1, работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание», упр. 2 и 3(Выполняют задания упражнений, знакомятся с определением гласных звуков, их обозначением,

с буквами гласных звуков)

Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйсяНоги вместе. ноги врозь.

7. Включение знаний в систему.

Упр.4( Вставляют слова, обсуждают вопросы).

8.Рефлексия.

– Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

9. Домашнее задание.

Упр.5( Учитель объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи).

infourok.ru

Презентация "Звуки речи и буквы" (2 класс, УМК "Начальная школа 21 века")

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

о

и

а

о

о

й

д_ св_дания, сп_сиб_, п_жалу_ста, ф_мили_, адр_с, М_сква, Р_с_ия, с_бака, р_бята, м_дведь, кла_ , д_ревня, гор__, уч_ник, учит_ль, к_ртина, к_рова, р_сун_к

о

с

о

я

а

е

е

сс

о

е

е

од

е

е

о

а

о

и

УРОК № 1

Тема урока:

«Звуки речи и буквы»

Автор презентации: Субаева Е.В.,

учитель начальных классов

КАКИЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЫ ЗНАЕШЬ?

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

ЗВУКИ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

?

?

При произношении гласных воздух проходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград –ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта.

безударные

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ГЛУХИЕ

?

МЯГКИЕ

?

?

ПАРНЫЕ

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

?

?

ПАРНЫЕ

?

При произнесении выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1 ГРУППА

[б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'] и т.д.

2 ГРУППА

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

БУКВЫ

Назовите буквы алфавита.

ФОНЕТИКА

  • наука, изучающая звуки речи, слоги и ударение

( Фон – значит «звук»)

ГРАФИКА

  • это обозначение звуков речи на письме

( Графо – значит «пишу»)

УПРАЖНЕНИЕ 1, 2

(устно)

УПРАЖНЕНИЕ 3

(письменно)

жар – шар,

лапу – лампу,

УПРАЖНЕНИЕ 4

(письменно)

кепки – щепки,

сушки – ушки,

чарки – чайки,

чаше - чаще

ЗАПОМНИ!

Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции – так, как слово произносится. Значок транскрипции

[ ]

ПРИМЕР:

парад - [п а р а т]

ЗАПОМНИ!

Не путай звуки и буквы.

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ШЕСТЬ :

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

БУКВ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ДЕСЯТЬ :

а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы, и

Задание на дом

Выучить наизусть (с. 8, 10)

упр. 1 на стр. 8

упр. 4 на стр. 10

Оцени свою работу!

1.

Старался , у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

2.

У меня

не получилось,

но я буду стараться!

3.

СПАСИБО

ЗА

РАБОТУ!

multiurok.ru

Технологическая карта урока по русскому языку "Звуки речи и буквы" 2 класс

Урок 1. ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ

Способствовать развитию умения различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, характеризовать звуки

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Различают звуки речи и буквы. Выделяют звуки в потоке речи. Называют основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Определяют место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Анализируют слово из 4 звуков. Умеют находить, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква. Создают звуковые модели слов. Различают произношение и написание слов

Личностные результаты

Имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом

Универсальные учебные действия (метапредметные)

П* – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное; строят логическую цепь рассуждений.

Р – проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану.

К – слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Основное содержание темы, понятия, термины

Звуки речи. Основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Звуковые модели слов. Буквы. Фонетика

Образовательные ресурсы

Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]; под ред.С. В. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2015; Кузнецова, М. И. Пишем грамотно. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций № 1, 2. М.: Вентана-Граф, 2015; Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2015**

Сценарий урока

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учеников.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Постараюсь всё понять

И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Подготовка к ос-новному этапу занятия.

Знакомство с учебником «Русский язык». Работа с рубрикой «Обрати внимание»

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с текстом

– У нас сейчас урок русского языка. Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.

– О чем говорит название учебника?

– Почему эту книгу называют учебником?

Показывает для сравнения художественнуюкнигу.

– Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель?

– Посмотрите учебник.

В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр.

Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником.

Организует работу с рубрикой «Обрати внимание»

Слушают учителя.

– Русский язык.

Знакомятся с обложкой.

– Учебник поможет узнать новые слова, которые есть в русском языке, научиться правильно говорить и писать, чтобы можно было поделиться своими мыслями с другими людьми.

– Их объединяют по смыслу.

Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы, бережно относиться к книге.

Читают и обсуждают текст

Осуществляют знакомство с предметом, учебником, учатся ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться. Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами; основами смыслового чтения

Работа с учеб-

ником. Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный. Сообщение учителя,

беседа

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Формулируют учебную задачу

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Звуки речи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа со схемой, беседа, работа с текстом

Организует работу со схемой «Звуки речи», вопросами и заданиями к ней; предлагает прочитать текст рубрики «Обрати внимание»

Рассматривают схему, отвечают на вопросы; читают и об-суждают текст

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

1. Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала на одной руке, потом на другой.

2. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной.

3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло рук

Выполняют движения в соответствии с текстом под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

Звуки и буквы

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Упражнение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с текстом

Организует выполнение упражнений 1, 2, работу с иллюстрациями, с рубрикой «Давай подумаем»

Различают звуки и буквы в словах

Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; устанавливают причинно-следственные связи

Упражнение, беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов дей-ствий

Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный. Упражнение, беседа

– Прочитайте стихотворение (упр. 3), выполните задания к нему.

Контролирует выполнение упражнения

Выписывают слова с ошибками, подписывают правильные слова

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют анализ

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая задача стояла перед нами? Удалось ли ее решить?

– Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.

Упражнение 4

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание

и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии

с уровнем своего развития

Упражнение

infourok.ru

Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Цели:

  • уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
  • систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
  • учить определять звуки, находить и различать их;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
  • Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
  • Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Технологии:

  • проблемно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология сотрудничества.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.

Средства обучения:

  • Презентация  Power Point “Части речи”.
  • Компьютер, проектор.
  • Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
  • Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
  • Толковый словарь
  • Цветные карандаши.
  • Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).

С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.

II. Чистописание

– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.

– На что похожи печатные буквы п и т?

– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.

Буква П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди да подтянись. (А. Шибаев).

На хоккее, на футболе Буква П– ворота в поле. (В. Степанов).

Т в антенну превратилась И на доме очутилась. (Е. Тарлаплан).

При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.

– Спишите с доски:

пт пт пт

– Спишите следующие буквосочетания:

Пт пе ти ть

– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .

III. Словарно-орфографическая работа

– Отгадайте загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя. Промелькнуло, пробежало – Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)

– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)

Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.

– Поставьте в словах предложения ударение.

IV. Работа по теме урока

1. Картинный диктант

Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.

Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.

– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)

– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?

– В каких словах звуков больше, чем букв.

– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

2. Запись под диктовку

Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.

 – Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.

– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос

То это согласные звуки.)

3. Игра « Подбери словечко»

– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.

..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .

– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.

Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.

Во избежание ошибок в упр.9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).

Мы – не буквы, мы – звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы – не буквы, мы – звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достигнет, Кому чередованье их подвластно. Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос чувствует, голос зовет Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.      

Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.

– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.

Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.

– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

VII. Звуковой анализ слова

– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,

У кого усатая Морда полосатая? Спинка, словно мостик? За мосточком – хвостик (кот)

Приходит по луже, Уходит по стуже. (Осень)

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

На доске записан текст.

– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.

ЗИМОЙ.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.

VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

– Чем отличаются буквы от звуков?

– Какие бывают звуки?

– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)

Домашнее задание: упр. 11

rosuchebnik.ru

Презентация "Звуки речи и буквы" (2 класс, УМК "Начальная школа 21 века")

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

о

и

а

о

о

й

д_ св_дания, сп_сиб_, п_жалу_ста, ф_мили_, адр_с, М_сква, Р_с_ия, с_бака, р_бята, м_дведь, кла_ , д_ревня, гор__, уч_ник, учит_ль, к_ртина, к_рова, р_сун_к

о

с

о

я

а

е

е

сс

о

е

е

од

е

е

о

а

о

и

УРОК № 1

Тема урока:

«Звуки речи и буквы»

Автор презентации: Субаева Е.В.,

учитель начальных классов

КАКИЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЫ ЗНАЕШЬ?

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

ЗВУКИ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

?

?

При произношении гласных воздух проходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград –ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта.

безударные

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ГЛУХИЕ

?

МЯГКИЕ

?

?

ПАРНЫЕ

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

?

?

ПАРНЫЕ

?

При произнесении выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1 ГРУППА

[б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'] и т.д.

2 ГРУППА

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

БУКВЫ

Назовите буквы алфавита.

ФОНЕТИКА

  • наука, изучающая звуки речи, слоги и ударение

( Фон – значит «звук»)

ГРАФИКА

  • это обозначение звуков речи на письме

( Графо – значит «пишу»)

УПРАЖНЕНИЕ 1, 2

(устно)

УПРАЖНЕНИЕ 3

(письменно)

жар – шар,

лапу – лампу,

УПРАЖНЕНИЕ 4

(письменно)

кепки – щепки,

сушки – ушки,

чарки – чайки,

чаше - чаще

ЗАПОМНИ!

Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции – так, как слово произносится. Значок транскрипции

[ ]

ПРИМЕР:

парад - [п а р а т]

ЗАПОМНИ!

Не путай звуки и буквы.

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ШЕСТЬ :

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

БУКВ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ДЕСЯТЬ :

а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы, и

Задание на дом

Выучить наизусть (с. 8, 10)

упр. 1 на стр. 8

упр. 4 на стр. 10

Оцени свою работу!

1.

Старался , у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

2.

У меня

не получилось,

но я буду стараться!

3.

СПАСИБО

ЗА

РАБОТУ!

multiurok.ru