Консультация для воспитателей «Ширмы – трансформеры и маркеры игрового пространства как часть предметно - пространственной развивающей среды в группе». Маркеры для обозначения центров в доу


Маркеры центров предметно-развивающей среды ДОУ

Центр

«Мир книги»

Центр здоровья

Спортивный центр

Центр «Театр»

Центр

«Будем говорить правильно»

Музыкальный центр

Математический центр

Центр

экспериментирования

Центр

«Мы патриоты»

Центр природы

Центр

«Территория творчества»

Центр конструирования

Центр

«Наши помощники»

Центр безопасности

infourok.ru

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Кутушева О.В. МАДОУ ЦРР детский сад №1 г.Губаха, Пермский край.

Организация предметно - игрового пространства и предметно- развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка.

Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно - развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в различных видах деятельности.

     Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства.

Что такое маркеры ?

Маркеры игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет.  Это может быть домик с внутренней обстановкой, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.

Важным является совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды, которая позволяет каждому ребенку проявить себя в художественном творчестве, показать свое индивидуальное мастерство, знания об окружающем мире. Для решения этой задачи самым благодатным способом является макетирование.

Игры с макетами востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию проектной деятельности. В играх с макетами темы игр придумывает сам ребенок, обозначает конкретную цель, самостоятельно дополняет их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Макеты способствуют развитию воображения и творчества. (Макеты «Кукольный дом», «Зима», «Деревенский дворик»)

С целью формирования и развития двигательной активности у дошкольников сделали маркер «Спортивный трансформер». конструктор может использоваться:

в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности для проведения спортивных соревнований и игр-эстафет,

как выносное оборудование для закрепления двигательных навыков на прогулке.

конструктор трансформируется

в физкультурное оборудование;

в ширму для уединения детей небольшими группами;

ёмкость для хранения спортивного инвентаря или игрушек.

Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, воспитывать.

Это подтолкнуло к поиску новых интересных форм создания многофункционального маркера игрового пространства «Ширма», соответствующая требованиям ФГОС, которая позволяет создавать условия для развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Используя маркеры, дети могут самостоятельно организовать и преобразовать игровое пространство. Игровая зона оснащена контейнерами с атрибутами для игр. Весь игровой материал находиться в свободном распоряжении детей.

Ширма легко перемещаются с места на место и преобразовыватся. (Маркер «Парикмахерская», «Больница», «Супермаркет», «Корабль», «Машина»)

Маркер игрового пространства – ширма.

(Технические характеристики.)

Ширма сделана из полипропиленовых труб, безопасного для здоровья материала, экраны сшиты родителями из плащевой ткани. Высота 100мм. Соответствует возрастным особенностям. Лёгкая, свободно складывается, собирается и разбирается. Легко обрабатывается: рамки моются, экраны стираются. Соответствует принципам трансформируемости, вариативности, полифункциональна. Экраны крепятся на липучки, штора также на липучке, по верхнему краю липкая лента для сменных панно, которые можно сшить из ткани по временам года, использовать как для театра, так и для дидактических игр.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

МАРКЕРЫ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Маркеры игрового пространства.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одно из этих требований - развивающая предметно-пространственная среда.

  Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития… (из материалов ФГОС).

 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, а  полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

     Маркеры игрового пространства отвечают всем требованиям ФГОС. Они гигиеничны, легки (если сделаны из полипропилена и других современных материалов), компактны при большом количестве детей в группах. Дошкольники легко могут сами организовывать сюжетные игры, обозначают место действия  своей игры. Рядом кто – то стрижёт кукол, кто – то показывает театр, а у кого – то мастерская автосервиса. Конечно, без сшитых заботливыми мамами многоярусных карманов не обойтись!

А потом всё быстро убирается и практически не занимает место в группе. Маркеры игрового пространства бывают напольные или настольные.

И, наверное, это и есть игровой материал нашего времени, который, я надеюсь, в скором времени будет и в продаже.

nsportal.ru

«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Хирамагомедова Илите Абдулаевна воспитатель МАДОУ «Золушка»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда — естественная, комфортабельная обстановка, насыщенная предметным и игровым материалом, где протекает естественная реальная жизнь. Такая среда вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Созданная в нашей группе предметно-развивающая среда позволяет обеспечить свободную творческую деятельность детей в соответствии с желаниями и склонностями детей. Пространство нашей группы разделено на зоны: активная, рабочая и спокойная. Это позволяет детям объединяться по общим интересам и заниматься интересным для себя делом. Среда организованна так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор с кем играть, где и как играть. Игровой материал, взятый из разных источников, я систематизирую по принципу «От простого к сложному» и дополняю играми и упражнениями, что способствует развитию познавательной активности, побуждает ребенка к поиску проблемы и его решению. В группе имеется отражение гендерного принципа, выделен уголок для девочек и мальчиков.

 

Скачать конспект

Разделение предметно — пространственной среды по центрам обеспечивает разные виды активности (игровую, интеллектуальную, поисково – исследовательскую, физическую и др.), способствует развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка.

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, воспитывать. Особое значение в нашей группе имеет «Центр для сюжетно- ролевых игр». Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. Весь арсенал игрового материала находиться в свободном распоряжении детей. В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы».

Роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Детей надо приобщать к разным видам деятельности, попробовав свои силы и умения. Мы должны искать рациональные пути и методы воспитания и развития активности детей. Необходимо пробудить активность детей,

желания приобретать знания, дать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Это подтолкнуло меня к поиску новых интересных форм создания многофункциональных маркеров игрового пространства, соответствующих требованиям ФГОС. Маркеры позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Используя маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство.

Стабильные тематические зоны в нашей группе уступают место универсальным маркерам игрового пространства, которые легко перемещаются с места на место. (Маркер «Парикмахерская Салон красоты», «Моя Семья», «Больница», «Супермаркет», «Корабль»)

Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте сюжеты детей возникают от замысла к игрушке, стало необходимость создания новых маркеров игрового пространства «Многофункциональные маркеры» игрового пространства, которые соответствуют возрастным особенностям детей. (Маркеры «Военная палатка», «Полевая кухня», «Ракета», «Пещера», «В Арктике», «Водопад», «Приходите в мой дом», «Машина», «Автобус», «Скорая помощь», «Самолет» и т.д.

Особо важным является совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды, которая позволяет каждому ребенку проявить себя в художественном творчестве, показать свое индивидуальное мастерство, знания об окружающем мире. Для решения этой задачи самым благодатным способом является макетирование.

Игры с макетами востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию проектной деятельности. В играх с макетами темы игр придумывают сам ребенок, обозначает конкретную цель, самостоятельно дополняет их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развитию режиссерской игры. Макеты способствуют развитию воображения и творчества. (Макеты «Квартира», «Динозавры», «Северный полюс», «Деревенский дворик», «Зоопарк», «По дорогам Когалыма»).

Игра обязательно должна увлекать и доставлять радость ребенку, тогда любое занятие, которое приходит на смену игре, не будет им в тягость. Действуя в игровой ситуации приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.

Следовательно, среда должна быть эффективной, соответствующей особенностям детей, их интересам в данный момент и перспективной.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Консультация для воспитателей «Ширмы – трансформеры и маркеры игрового пространства как часть предметно

Консультация для воспитателей

«Ширмы – трансформеры и маркеры игрового пространства как часть предметно - пространственной развивающей среды в группе».

Гусева Е.А.,

воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «Детский сад № 40 «Колосок»

Г. Набережные Челны.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. На роль игры в разностороннем развитии ребёнка указывают многие педагоги. К.Д.Ушинский писал: «В игре дите живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов… В игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях.

И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.Именно поэтому необходим  повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Изучая ФГОС ДО, мы отметили, что при формировании предметно-развивающей среды необходимо, в первую очередь, избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

-содержательно-насыщенной,

-полифункциональной,

-трансформируемой,

-вариативной,

-доступной,

-безопасной.

ФГОС ДО:

1.требования к среде:

- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов.

2. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.

Учитывая всё это, мы провели среди групп смотр-конкурс, в результате которого воспитатели ДОУ разработали и внедрили в свою работу трансформируемые ширмы и маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это могут быть и домик, и корабль, и самолёт, мост, ракета и др. Их мы используем в различных видах детской деятельности: самостоятельной и совместной со взрослыми.

Эти приспособления очень удобны, не затратны и легки в изготовлении. Они имеют подвижные соединения, позволяющие ее полностью собирать и разбирать, складывать, удобно хранить. Положительным моментом является то, что ширмы и маркеры имеют небольшой вес, что обеспечивает безопасность при работе с ними. Каркас ширмы можно изготовить из пластиковых труб, листов тонкой фанеры, дополнить съёмными деталями из ткани, пластика.

Для изготовления маркеров мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: листы полипропилена, крагиса, обклеенные цветной пленкой, пластиковые панели. Из соединённых прямоугольников получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать как в помещении, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном – трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Дополняют такие ширмы и маркеры съёмные таблички: «парикмахерская», «регистратура», «театр», «касса», «супермаркет» и др.

Используя маркер, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям «отправиться на нем в морское путешествие». В любой момент наш корабль может превратиться в самолет или космический корабль и отправиться в путешествие на Северный полюс или в космос. По желанию дети могут оказаться в цирке и наблюдать представление. Для этого достаточно поставить маркер в нужное положение. Маркером можно обозначить «лес», «море», «горы», «гаражи» и др.

Дети охотно используют маркеры в качестве ограничителей, разделителей пространства в играх, определяя «зону» игры девочек-мальчиков, активных-тихих игр, дом-улица, улица-проезжая часть и т.д.

Ширмы активно используются при организации сюжетно - ролевых игр, например: «Фотосалон», «Автосервис», «Поликлиника», «Туристическое агентство», «Аптека» и т.д.

Каждая ширма оборудована рядом липучек или карманов (выполненных из ткани или плёнки) для прикрепления вывесок с изображением игры и картинок – атрибутов к ней. Ребенок самостоятельно выбирает игру, используя различные атрибуты, варьирует игровые ситуации.

Также ширмы - трансформеры используются для организации театральных постановок. Театр может быть перчаточный, бибабо, с использованием масок и др.

Можно использовать ширму для сенсорного развития детей, развития мелкой моторики. Для этого используются драпировки тканью, ковролин, шнуровки, ленточки, пуговицы, замки и т.д.

ФГОС ДО: 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). В отсутствие специальной уютной комнаты с мягкой мебелью такой зоной станут «уголки уединения». Они обеспечивают возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.

В качестве ограничителя для «уголка уединения» можно использовать любую из ширм, но у детей уже определились предпочтения – «домик» (который используется и для сюжетно-ролевых игр), «избушка», «беседка». Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя). Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками. 

Полезны также дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.

Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справятся подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики «для крика».

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Самое главное в нашей работе - помогать детям, поддерживать познавательный интерес, предоставлять возможность выбора, материал, оборудование для развития игрового творчества и его «воплощения в жизнь».

infourok.ru

Игровые маркеры в организации двигательной активности детей

Автор:

Кожевникова Елена Федоровна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Высшая квалификационная категория

«Чтобы сделать ребенка умным

рассудительным, сделай его

крепким и здоровым!»

 

   Одна  из главных задач моей педагогической деятельности – это удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

 Правильный подбор оборудования и рациональное его использование позволяет повысить его двигательную активность, подтолкнуть ребенка к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Творческий поиск позволил мне разработать и внедрить в образовательное пространство группы напольные  игровые маркеры для детей, которые  я использую в образовательной  и игровой деятельности,  во время проведения утренней зарядки,  на прогулке. Маркеры игрового пространства

Игровые маркеры - это игровой интерфейс.

«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.)

Использование спортивно – игрового нестандартного оборудования:

-  содействует развитию общей моторики ребенка и решению задач всестороннего развития и формирования личности;

- способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма;

-  создает условия для формирования коммуникативных навыков;

- создает условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

- позволяет постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключать на более спокойную, чрезмерно подвижных детей;

  Игровое оборудование многофункционально.

 Лесенка – чудесенка:

- можно построить лодку (1), корабль (2), машину, при этом используются дополнительные для игры, предметы (руль, штурвал, фары и др.).

  - можно использовать для тренировки в прыжках , перешагивании,  подлезании ,   метании,  прокатывании мяча через грани ; упражнять в бросании мяча друг другу.

 Чудесный дом:

- используется в группе  и на улице в летний период в сюжетно- ролевых играх,  инсценировке различных сказок, например «Теремок».

- Крыша дома  используется как кабина для  автобуса;

 

шалаш, для подлезания ,  как ширма для показа театра ,  как  конструкция для выполнения дыхательной гимнастики.

С целью развития воображения, памяти и речи предлагаю детям самостоятельно  придумывать игры и упражнения  с игровыми маркерами.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>> С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg 9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

tmndetsady.ru

Использование маркеров игрового пространства

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕРОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос что именно в окружающей ребенка действительности оказывает влияние на ролевую игру. Он является одним из самых существенных вопросов детской психологии и дошкольной педагогики. Его решение может подвести к выяснению действительной природы ролевой игры, к решению вопроса о содержании ролей, которые берут на себя дети в игре.

Таким образом, развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте зависит от множества факторов, одним из которых является организация предметно-игрового пространства и предметно - развивающей среды. Поэтому, основной задачей дошкольного учреждения является создание такой развивающей среды в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного включения в разнообразные виды деятельности. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа. Маркеры игрового пространства, представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой происходит игра. Это может быть дом-теремок; остов ракеты; рама, изображающая нос корабля; или переднюю стенку автобуса и т.п.

Детально изучив требования к созданию предметно-развивающей среды, мы проанализировали существующие условия для организации игровой деятельности детей в группе и выяснили, что созданная предметно-игровая среда в группе не отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования, не всегда учитываются принципы ее построения. Игрушки – предметы в уголке не всегда отличались реалистичностью, были сгруппированы по тематической направленности, чаще всего предлагались детям «вразброс». Игрушки –трансформеры (самолет-автомобиль, робот-ракета, дом, корабль и др.) в группе отсутствовали, что, на наш взгляд, препятствовало развитию разнообразных сюжетов детской игры. Игрушки-персонажи для игр не отличались реалистичностью, в игровом уголке имелись куклы-девочки в однообразной одежде. Наборы наручных и плоскостных фигурок-персонажей (сказочных, из мультфильмов) также не нашли своего места в предметно-игровой среде. Кроме того, мы отметили, что при организации игровых зон не всегда учитывался гендерный подход к организации предметно-игровой среды, больше было игрушек для девочек, чем для мальчиков. Игровой материал примитивен, потрепан и не всегда отвечает эстетическим требованиям.

Таким образом, анализ среды в группе на констатирующем этапе эксперимента свидетельствовал о том, что игровая среда не отвечает требованиям, предъявляемым ФГОС дошкольного образования.

Наблюдение за самостоятельной   игровой  деятельностью детей, целью которого было изучение особенностей сюжетно-ролевой игры и уровня сформированности игровых навыков детей среднего дошкольного возраста, показало, что у детей превалирует средний и низкий уровень развития игровых навыков. Дети любят играть в ролевые игры, но не проявляют в них свой творческий замысел при использовании маркеров игрового пространства, в играх отсутствуют творчество и фантазия, в основном используют сюжеты, предлагаемые воспитателем. Поэтому возникла необходимость целенаправленной работы по развитию сюжетно-ролевой игры у детей в средней группе с использованием маркеров игрового пространства.

На формирующем этапе эксперимента акцент в работе был сделан на реализацию плана действий, который мы начали с изменения игровой среды в группе. В средней группе предметно-игровая среда была существенным образом изменена. Стабильные тематические зоны полностью уступили место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещались с места на место. Дети уже частично сами стали организовывать среду под замысел своих игр.

Существенно были обновлены материалы для сюжетно-ролевых игр. Ориентируясь на рекомендации Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, мы вносили в игровую среду игрушки-предметы оперирования, которые: «с одной стороны, должны быть, всё более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, должна усиливаться условность игрушек по параметрам размера и готовности: они должны быть соразмерны средним и мелким игрушкам-персонажам, по отношению к которым осуществляются игровые действия. Мы старались существенно обновить долю игрушек-трансформеров, сборно-разборных игрушек, а также изготавливали вместе с детьми маркеры игрового пространства. При оформлении группы учитывалось мнение воспитанников, использовались работы, изготовленные детьми под руководством педагогов и родителей в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствовало развитию игровой активности дошкольников. Таким образом, преимущество созданной нами в группе среды оказалось в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной игровой деятельности.

Наᅟ контрольномᅟ этапеᅟ экспериментаᅟ диагностикаᅟ проводиласьᅟ поᅟ темᅟ жеᅟ методикам,ᅟ чтоᅟ иᅟ наᅟ констатирующемᅟ этапеᅟ. Сравнительный анализ результатов показал устойчивую и стабильную динамику роста игровых умений дошкольников, что представлено наглядно в рисунках 1 и 2.

Рисунокᅟ 1ᅟ -ᅟ Динамикаᅟ развитияᅟ игровыхᅟ навыковᅟ уᅟ детейᅟ среднегоᅟ дошкольногоᅟ возраста,ᅟ выявленныеᅟ поᅟ результатамᅟ наблюденияᅟ заᅟ игровойᅟ деятельностьюᅟ наᅟ констатирующемᅟ иᅟ контрольномᅟ этапахᅟ эксперимента

Таким образом, сравнивая результаты, можно заключить, что ᅟ высокийᅟ уровеньᅟ развитияᅟ игровыхᅟ навыковᅟ повысилсяᅟ наᅟ 20%,ᅟ ᅟ ᅟᅟᅟсреднийᅟ уровеньᅟ повысилсяᅟ наᅟ 5%ᅟ , низкийᅟ уровеньᅟ развитияᅟ игровыхᅟ навыковᅟ снизилсяᅟ сᅟ 35%ᅟ доᅟ 10%.

Рисунок 2 - Динамика креативности в игре детей среднего дошкольного возраста с использованием маркеров игрового пространства

Результатыᅟ исследованияᅟ показали,ᅟ чтоᅟ высокийᅟ уровеньᅟ развитияᅟ креативностиᅟ повысилсяᅟ наᅟ 25%ᅟ, среднийᅟ уровеньᅟ повысилсяᅟ наᅟ 5%,ᅟᅟ низкийᅟ уровеньᅟ развитияᅟ креативностиᅟ снизилсяᅟ наᅟ 35%.

Итак, полученные в ходе исследования данные подтверждают нашу гипотезу о том, что маркеры игрового пространства будут влиять на развитие сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях, если: педагог организует предметно-пространственную среду для развития игровых замыслов детей; обогащает представления детей для развития сюжетно-ролевых игр; маркеры игрового пространства отвечают педагогическим требованиям (прототипичность, насыщенность, транформируемность, крупногабаритность, многофункциональность, гендерность, соответствие возрасту детей). Мы считаем, что реализация данных условий позволила активизировать самостоятельную игровую деятельность дошкольников.

infourok.ru