Организация и методика работы с детьми раннего возраста над воспитанием звуковой культуры речи. Методика работы с детьми раннего возраста


Организация и методика работы с детьми раннего возраста над воспитанием звуковой культуры речи

Разделы: Работа с дошкольниками

Введение.

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь.

Методика работы с детьми третьего года жизни почти не разработана, речевой материал по воспитанию звуковой культуры речи дан разрозненно, без всякой системы и направлен на решение отдельных вопросов данного раздела: учить отчетливо и внятно произносить слова, отдельные звуки, развивать голосовой аппарат.

В “Программе воспитания и обучения в детском саду” сказано, что в этом возрасте надо “учить детей внятно произносить слова, слушать и понимать речь воспитпателя”, и нам даются лишь некоторые рекомендации по использованию игр, развивающих голосовой аппарат. Однако, там ничего не сказано о необходимости работы над звукопроизношением, и лишь в методических указаниях к “Программе воспитания и обучения в детском саду” отмечается, что для закрепления правильного произношения следует планировать игры и упражнения со звукоподражанием. В то же время, в предшествующей возрастной группе (во второй группе раннего возраста) такая задача перед нами выдвигалась (“учить ребенка правильно произносить звуки [б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т]”).

Несмотря на это, необходимость работы над всеми сторонами данного раздела не вызывает сомнения.

В этом возрасте у детей значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышцы языка, губ, нижней челюсти), совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно, но в этом возрасте ярко выражено и несовершенство звуковой стороны речи.

Основные задачи воспитания звуковой культуры речи в первой младшей группе.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

  • звуковысотный слух;
  • слуховое внимание;
  • фонематический слух;
  • восприятие темпа и ритма речи.

2. Формировать произносительную сторону речи:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • работать над речевым дыханием;
  • воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  • вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
  • формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настороения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произношения слов, заикание), для того, чтобысвоевременно выявив их, напрввить ребенка к специалисту.

Решение основных задач воспитания звуковой культуры речи в первой младшей группе.

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков. Звуки даю в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняю произношение почти всех звуков русского языка.

На основе констатирующего эксперимента выявила, что дети не только неправильно произносят звуки, но и нередко имеют общую смягченность речи (за счет мягкого произношения некоторых твердых согласных звуков),

Часто не договаривают окончания, сокращают или искажают многосложные слова (опускают звуки, слоги), не всегда могут правильно повторить трехсложные и более длинные слова.

На занятиях по развитию речи, да и в повседневном общении, я приучаю детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя их слоговую структуру. При общей смягченности речи обращаю внимание на правильность произнесения твердых согласных. Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно – слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности), учу прежде всего их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Так, например, использую различные музыкальные инструменты или другие предметы, которыми можно произвести звуки (бумага, ложка, барбан, дудка и т.д.).

Например, ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому.

Можно использовать бубен. Стучу в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.

Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще не достаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо), не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е. развивать у детей голосовой аппарат. Для этого использую парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабан, дудочка и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: “Бежит большая собачка. Как она лает? А маленькая? (тихо или громко) и т.д.”.

На третьем году жизни дети начинают широко пользоваться фразами, состоящими из трех-четырех и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Начиная с этого возраста, учу детей пользоваться умеренным темпом, т.е. говорить, не торопясь. Наша речь не всегда произносится в едином темпе, поэтому обращаю внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Ускорение и замедоение речи является неотъемлемой частью интонационной выразительности.

Приучая детей менять силу голоса, темп речи, тем самым подготавливаю их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.

Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произошения ряда звуков ([в], [ф], [з], [с] и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому ребятам трудно произносить некоторые фрикативные звуки ([с], [з]).

Развитие речевого дыхания на данном этапе сводится к проведению определеной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго, плавно произносить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Здесь можно представить, что кусочек ваты – это снежинка. Предлагаю сдуть снежинку с ладошки.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и голосового аппарата.

Организация и методика работы над задачами воспитания звуковой культуры речи.

В первой младшей группе занятия по развитию звуковой культуры речи провожу не реже одного – двух раз в месяц. Кроме того, два – три упражнения даю как часть занятия по развитию речи. Их длительность от 2-3 минут до 4-5 минут. Некоторые разделы звуковой культуры речи включаю в содержание занятий, решающих иные задачи развития речи, например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек.

В зависимости от поставленных задач, занятия по развитию звуковой культуры речи могут состоять из двух или трех частей. Например, в первую часть занятий включаю задания, направленные на уточнение и закрепление правильного произношения звуков; во вторую (а также в третью) часть – игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, на словопроизношение, на развитие голосового апппарата. Некоторые занятия почти целиком могут быть направлены на повторение пройденного материала.

Формирование правильного произношения звуко является одним из ведущих разделов в воспитании звуковой стороны речи. Чтобы научить детей правильно произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированнном виде, в несложных звукосочетаниях.

Работу над формированием правильного звукопроизношения начинаю с освоения простых звуков (гласных, согласных [м], [п], [б], [т], [д] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеет их правильно произносить. Эта работа важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе использую звукоподражание; я связываю звук или звукоподражание с каким-нибудь образом (звук [у] с гудком паровоза, [тук-тук] – стучит молоточек, [га-га-га] – кричит гусь).

При закреплении звуков в словах я обращаю внимание не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала сначала подбираю слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа: дом, кот, Катя, лиса и т.д.

Дальнейшее закрепление звуков осуществляю во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей слышать окружающую речь, слышать и отличать различные звуки.

Для развития слухового восприятия я использую упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенными объектами, учу детей различать на слух близкие и далекие по звучанию звуки и звукосочетания. Например, использую игрушки (животные). Спрашиваю, как мяукает кошка? (мяу-мяу). Как лает собачка? (гав-гав), и т.п.

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки и звукосочетания с различной громкостью. Можно спросить у детей, как сигналит большая машина? А маленькая?

Подготавливая детей к правильному использованию речевого дыхания, очень важно научить их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот. Чтобы выработать плавный продолжительный выдох, следует предлагать детям такие задания: подуть на какой-нибудь предмет, например, ватку, султанчики (упражнения делаются в игровой форме: сдуть “снежинки”, сделать “ветерок”).

Для выработки продолжительного выдоха полезно предлагать задания на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку [уууу…]).

Особое внимание обращаю на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, типа [ау-ау], [уа-уа].

Приучаю произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому.

Занятия с детьми третьего года жизни по возможности я стараюсь проводить в игровой форме, создаю игровые ситуации.

Если ребенок пропустил много занятий, или по каким-либо причинам не справляется с предлагаемыми заданиями, то с ним организую дополнительные занятия. Я их провожу как с отдельными детьми, так и с небольшой группой.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методики раннего развития детей с самого раннего возраста

  Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Известно, что пик развития умственных способностей у детей приходится на полтора-три года. Именно поэтому многие современные родители активно начинают развитие своих малышей с самого раннего возраста, когда занятия считаются наиболее эффективными. Для этого могут применяться  методики раннего развития детей, среди которых особой популярностью пользуются три из них.

Читайте также: Ранее развитие ребенка

Методика раннего развития Марии Монтессори

Согласно методике Марии Монтессори малыш сам знает, в каком направлении ему стоит двигаться, чтобы достигнуть каких-либо жизненных высот. Такая методика способна решить одну из главных задач раннего развития ребенка – создание для этого всех необходимых условий.

 Естественно, что без помощи родителей или воспитателей не обойтись. Они должны организовать идеальную среду для развития ребенка с помощью специальных материалов и приспособлений. Контактируя с ними, он сможет познать организацию окружающего его мира.

Рекомендую почитать: Книги Марии Монтессори

 Среди минусов методики Марии Монтессори выделяется отсутствие спонтанных и ролевых игр. Кроме того, методика подходит исключительно для вдумчивых детей, которые без особого труда могут в течение определенного времени быть сосредоточенными на одном предмете.

Раннее развитие ребенка по системе Никитиных

Система Никитиных состоит из спортивных и развивающих заданий разного уровня сложности. Взрослый не должен помогать ребенку в поиске их правильного решения. В том случае, если малыш самостоятельно не может справиться с заданием, его решение необходимо на время отложить.

Читайте также: Ранее обучение чтению

 Главный плюс применения системы Никитиных на практике заключается в правильном распределении свободного времени ребенка и наличие спортивной подготовки.

 Среди минусов следует выделить недостаточное количество упражнений, направленных на развитие речи, а также малое количество сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию воображения.

Метод Гленна Домана

Особой популярностью среди родителей малышей с поражением центральной нервной системы пользуется метод Гленна Домана. Он основывается на стимуляции клеток мозга, что происходит за счет внешних раздражителей.

 Задача взрослых заключается в том, чтобы показать малышу не более чем на несколько секунд изображения различных предметов. Ребенок подсознательно запоминает их. Известно, что таким способом он сможет заучить достаточно большое количество полезной для него информации.

Рекомендую почитать: Книги Гленна Домана

 Однако представленный метод раннего развития может пагубно отразиться на психике малыша. Как правило, возникают нарушения, связанные с поглощением большого количества информации за короткий промежуток времени.

Методика развития Зайцева

Кубики Зайцева активно используются в обучении ребенка навыкам чтения, начиная с двухлетнего возраста. Они одинаково пригодны для использования здоровыми детьми, так и малышами с задержкой психического развития.

За счет того, что малыш поет под музыкальное сопровождение части слов, заметно улучшается качество его речи. Но некоторые специалисты упорно считают, что подобное обучение может пагубно сказаться на умении делать фонетический разбор слов в школе.

 Кубики Зайцева можно купить здесь

Преимущество применения методик раннего развития детей

Выделяется несколько основных преимуществ использования представленных методик:

Улучшение разговорного навыка, навыков чтения и письма.

За счет частого общения с родителями, бабушками и дедушками и с другими ближайшими родственниками, кроха не только усовершенствует свой разговорный навык, но и начнет быстрее разговаривать. В то время как дети, родители которых слишком мало внимания уделяют беседам с ними, смогут активизировать свой разговорный навык значительно позже остальных. Это приведет к возникновению проблем с развитием малыша и с его освоением в обществе.

 Познакомим ребенка с буквами и цифрами, родители могут быть уверены, что малыш научится читать и писать намного раньше, нежели его сверстники.

Улучшение памяти.

Картинки, видео и звуковые приложения заметно развивают память не только у детей, но и у взрослых. Существуют целые специальные методики, действие которых направлено на улучшение памяти за счет использования различных комбинированных приложений по типу видео или звука.Способность быстро ориентироваться в школьной программе в будущем.

Большинство заданий для первоклашек базируются на основе наглядных пособий. Ранее развитие ребенка с использованием таких приложений в будущем поможет ему быстро ориентироваться в школьной программе.

Приобретение навыков работы в команде.

Умение работать в команде – один из главных навыков успешного обучения ребенка в школе. Помощь в развитии маленькому крохе могут оказать его родители. Совместное обучение детей и взрослых будет способствовать формированию в ребенке лидерской жилы – неотъемлемой черты для достижения жизненных высот человеком, будучи уже сформировавшейся личностью.

На сегодня все. И напоследок посмотрите полезное видео, на основе одной из методик ранее развития детей:

Похожие темы:

 

С Уважением, Екатерина Богданова

 P.S. Не забудьте подписаться на обновление блога.

semya-i-detstvo.ru

"Методы и приемы в обучении детей раннего возраста"

Консультация для родителей

детей раннего возраста на тему:

Методы и приемы в обучении детей раннего возраста

Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.

Маленький ребенок развивается в активной деятельности, приобретает способности действовать. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности - один из основных принципов "Программы воспитания в детском саду" осуществляется педагогическое воздействие на занятиях через методы и приемы.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием - варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1.Игровые методы и приемы в обучении детей:

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

2.Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

-Просьба произнести, сказать слово (это платье).

-Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").

-Подсказывание нужного слова.

-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

-Вопросы.

-Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

-Повторение слова за воспитателем.

-Пояснение.

-Напоминание.

-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3.Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4.Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

-Показ с называнием (это кролик).

-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

-Многократное повторение слова.

-Активное действие детей.

-Приближение объекта к детям.

-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

-Художественное слово.

-Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

-Выполнение игровых действий.

infourok.ru

Раздел 4. Организация и методика педагогической работы с детьми раннего возраста.

Тема 17. Режим дня детей раннего возраста.

Вид работы: выборочное конспектирование программной и методической литературы.

Методические рекомендации. Самостоятельно изучая тему, обратите внимание на следующие вопросы: понятие режима дня, принципы построения режима дня, строгий и гибкий режим. Проследите возрастные изменения соотношения режимных процессов, проанализируйте (с точки зрения правильности построения) рекомендованные Программой режимы дня для групп раннего возраста, выделите показатели перевода детей с одного режима дня на другой. Подумайте, что должен представлять собой гибкий режим, вводимый в настоящее время в некоторых ДОУ.

Выполнение работы контролируется посредством поведения экспресс-опроса.

Литература:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста (любое издание).

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М., 1986.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду (любое издание).

4. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы. М., 1993.

5. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л., 1991.

Тема 18. Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста (второй-третий год жизни). Для студентов заочной формы обучения.

Вид работы: выборочное конспектирование методической литературы.

Методические указания. Выделите и охарактеризуйте принципы (правила) проведения режимных процессов в группах раннего возраста. Опишите содержание и специфику проведения режимных процессов в группах 2-3-го года жизни:

а) последовательность постановки задач по формированию того или иного культурно-гигиенического навыка, их сочетание с другими образовательными задачами,

б) методические приемы, используемые для решения поставленных задач,

в) соотношение индивидуальных и групповых форм работы.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.

  2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М., 2007.

  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2002.

  4. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы. М., 1993.

Тема 19. Методика развития речи детей раннего возраста.

Вид работы: планирование цикла работы по развитию словарного запаса детей.

Методические указания. Задание рекомендуется выполнять после соответствующего лекционного занятия. Определите тему работы (например, «Домашние животные»), сформулируйте задачи работы по развитию речи детей разного уровня развития. Составьте развернутый план работы с детьми в течение недели, предусматривающий использование различных методов и формы организации работы (в соответствии с рекомендациями по планированию цикла работы, представленными в лекции).

Литература:

1. Герасимова А.С. и др. Программа развития и обучения дошкольника: от 1 до 3 лет. Спб, 2002.

2. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., 2000.

3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

4. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М., 1970.

studfiles.net

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме разработки рациональной методики обогащения словаря детей на основе игровых приемов и речевых упражнений с помощью системы планомерных, целенаправленных занятий и упражнений. В статье на основе обзора лингвистической и методической литературы по вопросам пополнения словаря, определяются возможности пополнения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, и пути оптимальной помощи детям 2-3 лет в формировании словаря.

Ключевые слова: речевая деятельность; речь; речевое воспитание; диагностика; активная и пассивная речь; формирование словарного запаса.

Анализ специальной литературы показал, что проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с нарушениями в современной логопедии представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов.

Развивая научные положения о сенситивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [3].

В связи с этим проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей 2-3 лет приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

На основе результатов ранней диагностики, проведённой нами, воспитателем и логопедом в МДОУ Центре развития ребёнка детском саду № 39 г. Златоуста выявлено, что у детей раннего возраста 2-3 лет слабо развита активная речь и недостаточный словарный запас, поэтому, преодоление трудностей развития активной речи и обогащения словаря детей раннего возраста достигается путем целенаправленной логопедической работы [4].

Исходя из цели нашего исследования мы попытались определить и апробировать эффективные методы и приемы логопедической работы по формированию словарного запаса и развитию активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет. Мы предполагали, что введение в работу с детьми раннего возраста 2-3 лет специальных коррекционно-развивающих занятий, упражнений, игр по развитию речевой активности приводит к обогащению словарного запаса и развитию активной речи детей раннего возраста (2-3лет).

Нами были поставлены задачи:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме раз­вития речи у детей раннего возраста.

2. Подобрать методику логопедического обследования детей раннего возраста 2-3 лет.

3. Изучить и подобрать наиболее эффективные приемы и методы по формированию словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет.

4. Экспериментально проверить и доказать эффективность подобранных методов и приемов при формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет.

Современные научные представления о раннем возрасте, уникальности первых лет жизни ребенка, исключительной зависимости качества их проживания от социальных условий и окружающей среды подводят педагогов-практиков к необходимости решать проблемы раннего детства на качественно новом уровне. Уместно напомнить, что в России сложилась поистинеуникальная система общественного воспитания детей ясельного возраста, сыгравшая стратегически важную роль в социальной помощи материнству и детству в переломные, наиболее трудные периоды жизни нашего государства.

У истоков педагогики раннего возраста стояли такие замечательные ученые, как Н.М. Аксарина и Н.М. Щелованов. Н.М. Аксариной были заложены основы педагогики раннего детства, сохраняющие свою значимость и в настоящее время, а школой А.В. Запорожца определены основные направления экспериментальных исследований в области раннего онтогенеза, сыгравшие большую роль в разработке прогрессивных идей в области психологии и педагогики раннего детства. В.В. Гербова, А.И. Максаков определили содержание и методику работы по развитию речи с детьми 3-го года жизни. Выделяют ведущую форму обучения – занятия. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов дать ребенку:

- необходимые сведения об окружающем мире;

- соответствующий словарь;

- сформировать важнейшие речевые умения и навыки.

С.А. Миронова в работе «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» описала методические приемы, направленные на коррекцию нарушений речи в ходе игровой, трудовой и изобразительной деятельности в зависимости от уровня психического, и в частности речевого, развития детей [7].

Обзор отечественной научно-методической литературы показал, к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи далеко не решены. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения. Важнейшими среди них являются: пути повышения эффективности обучения речевой активности на занятиях; углубление лингводидактических и психолингвистических основ методики; вопросы обучения детей диалогической речи; диагностика развития речи детей; проблемы речевого развития детей в условиях семьи; создание нового дидактического материала, методического обеспечения использования современных технических средств обучения и пр. [8].

Для речевого развития большое значение имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что приводит к правильному произношению звуков и слов. Игра является одним из важнейших условий для развития речи детей раннего возраста. Поэтому следует помнить, что, играя с ребенком, мы развиваем его психические процессы в том числе и его активную самостоятельную речь [2].

Изучив научно-методическую литературу отечественных авторов [1-8] и др. по проблеме формирования словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста с 2 до 3 лет, о взаимодействии механизмов речевых отделов коры головного мозга, об особенностях формирования словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет, можно сделать ряд выводов.

Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Основным двигателем развития речи является общение со взрослым. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи, также развитие всех психических процессов, таких как: память, внимание, мышление, всех видов восприятий - обеспечивают бурный рост словарного запаса.

На третьем году жизни значительно совершенствуется активная речь ребенка, быстро растет словарный запас, дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий в их речи. Начинает оформляться грамматический строй речи. В их речи появляются восклицания, вопросы, сложные предложения. Совершенствуется звуковая сторона речи. Начинает развиваться фонематический слух.

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является игра. В игре очень активно развивается речь ребенка, не зависимо от того, играет он один или со взрослым, со сверстниками. Поэтому очень важно создать условия для игры, чаще играть с ребенком в различные игры.

В младшем дошкольном возрасте логопедическую работу целесообразно проводить, опираясь на наличие у детей познавательных интересов к предметам и явлениям окружающего мира, с учетом особенностей формирования словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет. Логопеду необходимо стремиться к достижению оптимального результата в речевом развитии детей, через систему специального обучения, и от ее своевременности будет зависеть успешное развитие речи, всех психических процессов, а также формирование личности в целом.

Для выявления уровня развития речи у детей 2-3 летнего возраста была изучена и адаптирована методика логопедического обследования под редакцией Ю.Ф. Гаркуши [5].

Эксперимент проводили в 1 младшей группе, которую посещают дети 2-3 лет. Из 17 детей 2-3 летнего возраста выявили, что у 10 детей слабо сформирован словарный запас и мало развита активная речь. Выявили выраженные нарушения артикуляторно-моторного механизма, что проявлялось в: задержке процесса фонемообразования. Отмечались смазанность; изолированные звуки искажены, заменены, пропущены, имеют одновременно и правильное произношение; слабо развита общая, мелкая и артикуляционная моторика; речевая активность снижена; дыхание поверхностное; страдает артикуляционная просодика: объем, амплитуда арт. движений; переключаемость с одного на другое артикуляторное движение; истощаемость движений; гиперкинезы языка; саливация (при выполнении артикуляторных движений и проб).

Таким образом, у детей раннего возраста 2-3 лет речевое развитие не соответствует возрастным нормам и требует дальнейшего психолого-педагогического изучения с целью определения эффективных методов и приемов логопедической работы по формированию словарного запаса и развития активной речи детей 2-3 лет.

 

Список литературы

Батурина, Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / Е. Г. Батутина. – М.: Просвещение, 2010.

Буре, Р. С. Играем все вместе! [Текст]: Тетрадь для занятий с детьми от 2 до 3 лет. / Р. С. Бурре. – М.: изд. « Ювента», 2002.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: Избранные психологические исследования Л. С. Выготский. – М., 1956.

4. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: Владос, 2013.

5. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под. ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Центр Гуманитарной литературы «РОН», В. Секачев, 2001.

6. Колесникова, Е. В. Лицей для малышей 2-3 лет [Текст]: Тесты для детей 2-3лет / Е. В. Колесникова. - М.: изд. «Ювента», 2012.

7. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991.

8. Хватцев, М. Е. Логопедия. Как воспитать гения. Работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. – М.: «Дельта», 2002.

megaobuchalka.ru

Методы воспитания и обучения детей раннего возраста.

Поиск Лекций

Основными исследовательскими методами пед-и раннего возраста явл.:--наблюдение,---пед.эксперимент,--беседа,--анкетирование,--интервью,--из-е док-и,--анализ процесса и результатов дет.деят-ти,--видеосъемка. Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенч. проявления. Наб-е может быть скрытым и включенным, сплошным и выборочным, одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот м.позволяет исс-ть ребенка в естеств. условиях жизни; Наб-е проводится и научн. работниками, и вос-ми дет. садов, обобщ. свой опыт. Пед.эксперимент — научно поставленный опыт в области об-я и вос-я, набл-я исследуемого явления в созданных и контролир. исследователем условиях. Пед. эксперимент может быть как констатирующим, так и формирующим. В исследованиях, связанных с определением нового сод-я образования, разработкой новых методов обучения, а также с выявлением эффект-ти уже внедренных в практику пед. способов и приемов, широко используется дид.эксперимент, кот. ставится с целью док-ва преимущества одной программы или метода об-я перед другими; осн.знач. при этом имеет объективная оценка его результатов. Беседа с вос-ми, родителями дает возможность иссл-лю использовать их наб-я за поведением и развитием ребенка или группы детей, выявить ценный педаг. опыт и ошибки в воспитании. Беседы с детьми помогают определить их интересы, особ-ти речи, отношения к окружающему и т.п. Метод анкетирования явл.сравнительно экономичным и дает возможность охвата большой группы людей. С помощью анкетирования родителей можно получить сведения о ребенке и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях, взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам. Анкетирование воспитателей может выявить их отношение к собств. деят-ти, запросы к рук-ву учр-я, особ-ти псих. климата в группе и др.

Метод интервью дополняет анкетирование и беседу. Интервью обычно проводятся по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются.

Изуч. документации — это изучение планов, отчетов, мет. разработок дет. учр-й и отд.х воспитателей, кот. дает материал для хар-ки орган. работы, некоторых приемов воспитания. Большое знач.имеют записи набл-й воспитателей. Анализ процесса и результатов детской. деят-ти дает возможность судить об индивид. особен-х ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоц. со-стоянии, умениях и пр.М. видеосъемки .Он дополняет методы набл-я и из-я док-и. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Видеосъемка служит хорошим способом трансляции пед. опыта воспитателям и родителям.

Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные— объяснения, указания, рассказы об окруж. и т.п. играют важную роль в образовании детей раннего возраста. . Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоц. выразительности, образности.. Словесные методы необходимо сочетать с нагл. методами вос-я и образования. Наглядные м.включ. в себя непосред. ознакомление детей с окруж.природ. и соц. миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, и др. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для об-я самых маленьких. Практические методы. Для более глубокого познания действ-ти детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически дейст-ть с предметами, обнаруживая их хар-е свойства и особ-ти, выясняя связи и соотношения, преобразуя их. Методы прямого воздействия включ. в себя постановку перед ребенком той или иной практич. задачи (например, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздействия эффективно не только для овладения ребенком предметно-практич. деятельностью, но и в других сферах его развития — художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность. Методы опосредованного (косвенного) пед. воздействия. При его использовании вос-ль не ставит перед детьми. какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важно в практич. работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы проблемного. воспитания и об-я направлен на стим-е познав. акт-ти, мышления, сам-ти ребенка. Создать пробл. ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, дем-и пока еще непон.ребенку явл-й.



poisk-ru.ru