Урок письма "Письмо строчной и прописной букв г, Г". Письменная г


Написание заглавной и строчной буквы Г, г

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • упражнение в написании заглавной и строчной букв Г, г, соединений и слов с этими буквами;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой П.И. Чайковского, иллюстрация грибного царства, таблицы.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

2. Постановка темы урока.

С каким звуком познакомились на прошлом уроке и какую букву учились писать? (Мы познакомились со звуком [г] и учились писать букву Г, г)

Что мы узнали про звук [г]? (Звук [г] согласный, звонкий; может быть твёрдым и мягким, парным [г/к])

Сегодня мы продолжим тренироваться писать заглавную и строчную буквы Г, г, соединения и слова с этой буквой.

Только урок у нас не простой, мы будем путешествовать по сказке.

Название сказке мы дадим в конце урока.

3. Работа над новым материалом.

Вступление

Кто знает с каких слов сказывается сказка? (Жили-были…)

Итак, жили-были в Грибном царстве, сказочном государстве грибы. Во главе его стоял гриб Боровик.

(Картинка – Боровик)

Кто знает, как его называют в народе? (Белый гриб)

Слова боровик и белый гриб близкие по значению, но разные по звучанию.

Как называют такие слова? (Синонимы)

Жили они дружно. Ходили друг к другу в гости. Но однажды…

Послушайте музыку и постарайтесь представить себе, что же произошло? (Грибы поссорились)

(Магнитофон – аудиокассета)

Почему вы так думаете? (Музыка тревожная, воинственная, сердитая, страшная, злая)

Однажды ядовитый мухомор, бледные поганки, ложные лисички и опята захватили царя Боровика в плен вместе с буквой Гг.

(Иллюстрация грибного царства; гриб-боровик; буква Гг)

Почему эти грибы называют ложными? (Очень похожи на съедобные грибы, но они ядовиты)

Сыроежки и лисички, подберёзовики и подосиновики не захотели с этим мириться. Они решили восстановить справедливость и вернуть из плена царя Боровика и букву Гг.

Но чтобы освободить их, надо пройти несколько испытаний. Гриб-подберёзовик обратился к вам, ребята, с просьбой о помощи.

Ну что? Поможем ему? (Да!)

Нам предстоят трудные испытания. Чтобы добраться до темницы, где держат царя Боровика, надо пройти дремучий лес и топкое болото, перелезть через забор.

Итак, отправляемся в путь.

Письмо буквы Г

Первое испытание, которое предлагает нам злой мухомор – это вспомнить как пишутся заглавная и строчная буквы Гг.

Кто расскажет, как пишется буква Г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладем «клюшку», ручку снимаем. В средней 1/3 дополнительной строки выписываем «перевернутую клюшку» (все внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке и тем самым сохраняем параллель [Илюхина В.А.])

(Ученик рассказывает – я пишу на доске)

Письмо буквы на доске.

Письмо буквы в воздухе.

(Посадка)

Письмо буквы в тетради. Напишите столько раз, сколько на доске мухоморов. (3)

(На доске 3 мухомора)

Расскажите, как пишется строчная буква г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по крючковой линии до верхней линеечки, коснувшись, по прямой наклонной уходим вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины [Илюхина В.А.])

(Ученик рассказывает – я пишу на доске)

Письмо буквы на доске.

Письмо буквы в воздухе.

(Посадка)

Письмо буквы в тетради. Напишите на 2 буквы больше, чем заглавная буква Г.

(На доске 5 мухоморов)

Допишите строчку до конца, чередуя, заглавная буква, строчная буква.

Повторение написания букв П п, Т т, Р р

Сейчас я буду называть слова, а вы запишите только первую букву каждого слова на следующей строке по 1 разу: Павел, парта, Таня, торт, Рома, рука.

(Посадка)

Какие буквы вы написали? (Заглавная П, Т, Р, строчная р, п, т)

Почему вы написали заглавные буквы П, Т, Р? (Имена людей пишутся с большой буквы)

Как вы думаете почему мы повторяем написание именно этих букв? (Есть похожие элементы с буквой Г, г)

(Буквы П п, Т т, Р р на доске)

Какие? (Удлинённая наклонная прямая с закруглением вправо, наклонная прямая с закруглением вверху и внизу)

Молодцы, ребята, выручили из беды букву Гг. Не дали пропасть ей в темном лесу. Но до освобождения Боровика еще долго.

А вот и II препятствие.

Письмо соединений

Внимательно посмотрите на соединения Ге, Га, ги, гр, го.

(На доске)

Назовите слоги-слияния. (Ге, Га, ги, го)

Почему не назвали соединение гр? (Нет гласной буквы. Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Напишите эти соединения по образцу, соблюдая секреты: «гнёздышки», «шалашик», место соединения букв [Илюхина В.А.].

(Посадка)

Подчеркните мягкие согласные буквы.

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных, обведите в кружок.

Назовите слоги с мягкими согласными. (Ге, ги)

Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, и)

4. Закрепление пройденного.

Письмо слов

Прочитайте слова. Орфоэпически, затем орфографически. Галя, Гена, Егор, грибы - гриб.

Почему слова Галя, Гена, Егор написаны с заглавной буквы? (Имена людей пишут с большой буквы)

Назовите соединения, которые мы уже повторяли? (Га, Ге, го, гр)

Напишите слова по образцу.

(Посадка)

Разделите на слоги. Поставьте ударение.

Фонетический разбор имён собственных.

Грибы - гриб. Ошибкоопасное место.

Как проверить безударный гласный?

Ну что же и II испытание мы прошли.

5. Физминутка.

(Картинка - кузовок)

Как в лесу, в борочке, выросли грибочки. Ты дружочек, не ленись, Нужен гриб – к нему тянись. Белый гриб возьмем с собой, сыроежку тоже. И маслёнок, и лисичку, в кузовок положим.

Назовите синоним к слову кузовок. (Корзина, лукошко)

Кузовок – короб из лыка или бересты.

Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.

6. Повторение пройденного.

Работа над предложением

Ребята, подберёзовик прислал нам письмо. Он просит вас помочь ему поставить все слова в предложении на свои места. Это следующее испытание.

Что вы знаете о предложении? (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения ставится .!? Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

(Гали грибы у)

Кто составил предложение? (У Гали грибы.)

Сколько слов в предложении?

Какое 1-е слово? Как напишем?

Какое 2-е слово? Как напишем?

Назовите 3-е слово. Ошибкоопасное место.

Как проверить безударный гласный?

Напишите предложение, выполняя все секреты.

(1 ученик на доске)

И с этим испытанием мы справились.

Молодцы. Пойдем дальше.

Беседа. Рассказ о ведьминых кольцах.

Чаще всего грибы в лесу растут рядами, кучками.

А посмотрите, как интересно растут эти грибы.

(Картинка, презентация)

Было время, когда люди спорили о грибах, кто их создал – Бог или дьявол? Те, кто считал, что грибы создал дьявол – рассказывали о грибных хороводах, о том, что грибы могут расти кругами, а в середине этого круга – голая земля, на которой ничего не растет. Эти грибные круги стали называть «ведьмиными» кольцами, так как считали, что внутри этих кругов собираются и танцуют ведьмы, и поэтому трава там не растет. Люди боялись этих кругов и считали, что человек, который подойдет к этому кругу – заболеет опасной болезнью.

Грибы растут по кругу из-за грибницы – мнение ученых. Когда грибница начинает расти, она распространяется во все стороны. Потом из-за её нитей появляются грибы. А так как нити растут равномерно во все стороны и длина их одинакова, то и грибы появляются на одинаковом расстоянии друг от друга, как бы по кругу. Грибы мы видим, а грибницу нет, и не знаем, что в середине круга грибница разрослась, взяла из земли все полезные вещества, воду. Внутри «ведьминого» кольца ничего не растет. Такие «ведьмины» кольца бывают на полянах, лугах, а бывают вокруг деревьев.

Какую геометрическую фигуру напоминает?

Да, грибы могут расти кольцами или кругами.

Прочитайте слова: ряды, круги.

К какому слову подходит схема? Почему?

Запишите это слово по образцу, выполняя все секреты.

(Посадка)

В каком числе употреблено это слово? (Во множественном)

Поставьте слово круги в единственное число (Круг)

Назовите ошибкоопасное место (Круги-круг)

Как проверить парный согласный?

7. Итоги урока. Рефлексия.

Вот мы и подошли к заветной дверце, где находится гриб-Боровик.

Мы помогли его освободить.

А на грибном сходе было решено: мухоморы, бледные поганки, ложные лисички и опята называть ядовитыми грибами, их нельзя употреблять в пищу.

А как называют сыроежку, лисичку, подосиновик, подберёзовик, боровик? (Съедобными грибами)

Как можно назвать сказку по которой мы путешествовали? (Спасение буквы Г и гриба-Боровика)

Написание какой буквы мы сегодня повторяли?

Что понравилось на уроке?

(Самооценка)

Возьмите конверт, в нем лежат смайлики 3 цветов, если урок вам понравился – прикрепите красный смайлик к доске, если не очень – зеленый, если совсем не понравился – голубой.

Вы все хорошо поработали. Гриб-Боровик прислал нам кузовок с грибами.

(Каждому грибок) 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок письма "Письмо строчной и прописной букв г, Г"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить правильно писать строчную и прописную буквы согласных Гг;
  • отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с использованием строчной и прописной букв гГ;
  • формировать графические и орфографические умения; развивать речь, наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к природе, окружающему миру.

Оборудование: иллюстрация леса; виды съедобных и ядовитых грибов; табличка с написанием образцов буквы; пропись №3 в электронном варианте; электронные физминутки.

1. Организационный момент.

    Ну-ка, посмотри. Дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, пропись, карандаш? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

2. Освоение строчной буквы.

Отгадайте загадку: Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь- Чистоплотный серый: (гусь)

- Какой звук вы слышите в начале слова? (звук / г/)

- А что гусь держит в руках? (гитару)

- А в этом слове какой звук в начале слова? (звук /г'/)

- Два звука /г/ и /г'/. Что вы знаете об этих звуках?

(согласный, звонкий, твердый или мягкий)

3. Постановка цели урока.

- А какой буквой на письме обозначаются два звука /г/ и /г'/?

(буквой г).

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную и прописную буквы гГ. (вывешивается табличка с буквами)

4. Анализ образца букв.

1) Посмотрите на печатные большую и маленькую буквы.

На что похожа буква? (показ рисунка)

Перед нами буква Г Стоит подобно кочерге.

Печатные похожи, но отличаются размером самих букв.

2) А теперь посмотрите на письменные буквы. Они совсем разные по написанию.

Давайте скажем из каких элементов состоит строчная буква г? (из короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу)

3) Посмотрите, как я буду ее писать.

Начинаем писать чуть ниже первой линии помощницы, доводим до линии, закругляем, переходя в прямую линию, которую ведем до рабочей строки, закругляя линию влево.

4) Письмо в воздухе под счет.

Поставим ручку на доску и пишем, считая и-раз-и.

5) Обведите букву на строчке и на поле картинки по серому цвету. Обозначим выделенный звук под звуковой схемой в начале страницы.

6) Письмо букв в строчках.

На 1-й стр.- обведите по серому цвету, по штрихам и самостоятельно допишите до конца.

На 2-й стр. - самостоятельная запись учащимися.

7) Ребята, рассмотрите соединение новой буквы с последующими:

Первая г - без соединения. Почему? (т.к. может стоять в конце слова)

вторая г - соединение нижнее. Какую можно написать букву?

(букву л)

Третья г - соединение среднее. Какую запишем здесь букву?

(букву е)

Четвертая г - соединение верхнее с дополнительной черточкой. Какую запишем здесь букву? (и)

пятая г - соединение верхнее с дополнительным элементом с петелькой. Какую здесь запишем букву? (а)

8) Обведите по серому цвету соединения новой буквы со следующими. (самостоятельно)

- Прочитаем какие слоги получились?

5. Физминутка.

Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Посмотрел он вправо, влево. Повороты сделал смело. Пощипал немного пух, И с разбегу вводу плюх?

9) Письмо слов под диктовку: гусь, гусята. (на доске)

На 1-й строке - схематическая запись

На 2-й строке записываются слова под диктовку.

6. Электронная физминутка для глаз.

7. Освоение прописной буквы.

1.  Посмотрите на картинку стр. 36 и скажите:

  • Кто шел по тропинке? (ребята)
  • Назовите их имена? (Это Гена и Галя)
  • Куда они шли? (Гена и Галя шли в лес)
  • Какие первые звуки в именах детей вы слышите? (г',г)
  • Какую нам нужно научиться писать букву, чтобы написать имена детей? (Прописную букву Г).

2. Из каких элементов состоит прописная буква Г?

  • Из длинной прямой линии с закруглением внизу вправо, и сверху из надстрочного элемента прямой линии с закруглением.
  • Посмотрите, как я буду писать ее на доске(показ).
  • Письмо в воздухе: я на доске и вы вместе со мной.

Ребята, давайте выясним начало письма буквы на ваших строчках в прописи.

Обведите элементы букв. Теперь сами буквы по серому цвету, по штрихам и допишите до конца строки эту же букву.

3. Самостоятельное письмо буквы во второй строчке.

4. Рассмотрите соединение прописной буквы с последующими.

1-я стр. - соединение нижнее, допишем букву л.

2-я стр. - соединение среднее, допишем букву е.

3-я стр.- соединение верхнее с дополнительной чертой, букву У.

4-я стр. - соединение верхнее с дополнительным элементом с петелькой, допишем букву о.

Обведите следующие элементы соединений по серому цвету с выбором нужного соединения.

Давайте прочитаем, что же у нас получилось? (слоги).

Прочитаем хором.

8. Физминутка для пальцев.

9. Закрепление письма строчной и прописной букв.

1. Беседа о лесе.

- Ребята, мы с вами сказали, что Гена и Галя пошли в лес. Посмотрите в руках у них корзины.

- А как вы думаете, для чего дети пошли в лес? (собирать грибы). (вывешивается картинка леса)

- Правильно, в лесу можно собирать грибы, ягоды.

- Скажите, а какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) (на доску вывешиваются картины грибов).

- Посмотрите на картинки грибов съедобные и ядовитые грибы. Здесь написаны их названия, (называет учитель). Вот некоторые названия ядовитых грибов, которые опасны для жизни человека. Поэтому собираясь идти в лес за грибами, люди должны хорошо уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

- А как надо правильно собирать грибы?

(срезать под корень, чтобы не повредить грибницу).

2. Давайте запишем первое слово между картинками.

- Посмотрите, что это за слово? (дети читают)

- С какого звука начинается слово? ( /г/).

- Какой буквой обозначим? (буквой г).

- А как нужно правильно написать слово Галя? (с большой буквы)

- Впишите прописную букву Г и обведите слово по буквам.

3. Прочитайте 2 слово(грибы).

- С какого звука начинается слово? ( со звука /г/).

- Какой буквой обозначим? (буквой г).

- С какой буквы начнете писать слово? (со строчной буквы г).

4. Как думаете, какие ягоды дети нашли в лесу?

- Ребята эти ягоды называются калина.

- Посмотрите на картинку (показ на икт).

- Гроздья ягоды ярко-красного цвета. Их употребляют в пищу после первых заморозков. Калина- лекарственное растение. В ягоде много витаминов. Из ягод делают сироп, желе, кисель, мармелад.

- Прочитайте 3 слово между картинками. С какого звука начинается слово? (со звука /к/)

- С какой буквы начнете писать слово? (с буквы к).

5. Прочитайте предложение под картинкой.

В корзине грибы.

- А в чем ягоды? (в лукошке). Ребята лукошко берут для сбора ягод и грибов, корзинка для грибов. Так объясняются эти слова в словаре Ожегова(показ).

- Какие буквы нужно написать в словах? (к и г).

-Подчеркнем в предложении "Опасные места". Сколько их?(7).

- Обведите предложение по серому цвету, вписывая недостающие буквы.

- С какой буквой дружит буква г? Почему вы так думаете? ( парные согласные).

10. Итог урока.

а) Впишите на серую черту в рамке изученные буквы.

Какие звуки они обозначают?

Обведите по серому цвету известные буквы Кк. Какие звуки они могут обозначать?

б) Оценка каждым учеником своей работы.

в)Чему научились на уроке?

Что нового узнали?

Резерв

"Угадай загадку- напиши отгадку" Царь грибов на толстой ножке Самый лучший для лукошка. Он головку держит смело, Потому что гриб он :(белый).

Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы. (гриб)

Под сосною на опушке Преют рыжие макушки. В мох душистый две косички Прячут хитрые :(лисички)

Будто смазанные маслом, Мы блестим на солнце красном. Как лесные дошколята, Под сосной растут :(маслята)

Он в лесу стоял, Никто его не брал. В красной шапке модной, Никуда не годный. (мухомор)

Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой. (опята)

Лета первая примета Под березой в холодке, Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке. (подберезовик)

Я родился в день дождливый Под осинкой молодой. Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпы разноцветные- Самые заметные. (сыроежки)

  • В народе говорят: Лесу нет, и гриб не родится.
  • Под большим деревом и гриб вольготней живет.
  • Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
  • И зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  • Где один гриб, там и другой.
  • Первый туман лета- верная грибная примета.
  • Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.
  • Назвался груздем, полезай в кузов.
  • Поздний грибок - поздний снежок.
  • Появились опенки - лето кончилось.
  • Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.
  • Коли грибы уродятся - и на хлеб урожай.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

  • Белка заготавливает на зиму до 600г сухих грибов.
  • Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик - по 4-5 см в сутки.
  • Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
  • Лисички и луговые опенки - единственные грибы, которые почти никогда не бывают "червивыми".

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Написание буквы «г». Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания

Написание буквы «г»

Прописная «Г»

Буква «Г» со слабым, без нажима штрихом говорит о слабости воли, иногда о развитом воображении (рис. 2.37).

Рис. 2.37. Буква написана со слабым штрихом

Буква «Г» с сильным нажимом вертикального штриха указывает на такие качества, как сила воли и уверенность (рис. 2.38).

Рис. 2.38. Вертикальный штрих написан с сильным нажимом

Такую букву «Г», как на рис. 2.39, очень часто пишут люди мягкие, слабохарактерные, искренние и простые в обращении.

Рис. 2.39. Буква «Г» по форме, как строчная

Прямая, без закругления внизу буква, поперечный штрих соединен с основной чертой (рис. 2.40). Такое написание характеризует великодушных, отзывчивых людей. Они прямолинейны, стараются говорить только то, что думают, поэтому иногда их откровенность может обижать других.

Рис. 2.40. Прямая буква «Г»

Написана одним росчерком – начинается с верхнего штриха и, плавно перемещаясь вниз, заканчивается петлей (рис. 2.41, 2.42). Редко встречающееся написание, что, впрочем, только на радость, потому что так пишут мелочные, грубые бездельники.

Рис. 2.41. Буква написана одним росчерком пера

Рис. 2.42. Буква начинается с верхнего штриха и заканчивается петлеобразным образованием

Строчная «г»

По написанию буква похожа на цифру 2: сверху закругленная, внизу резко переходит в угол (рис. 2.43). Указывает на способность быстро действовать, грамотно принимать решения. Люди, пишущие букву «г» таким образом, никогда не спешат, впрочем, они никогда и не опаздывают, поскольку умеют все точно планировать.

Рис. 2.43. Буква пишется, как цифра «2»

Классическое, округлое написание буквы (рис. 2.44) указывает на мягкость, покладистость характера, дипломатичность, если буква очень крупная – на односторонность.

Рис. 2.44. Классическая буква «г»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Уроки немецкого: Письменные буквы немецкого алфавита

Как только мы узнали как называется каждая буква немецкого алфавита, настало время подкрепить этот навык с другой стороны — научиться писать немецкие буквы от руки. Причем, не печатные буквы, а именно письменные.

Для чего это нужно?

  1. Во-первых, записывая слова рукой, мы подключаем к процессу обучения моторную память. Это ценный ресурс при изучении иностранного языка, его обязательно надо задействовать!
  2. Во-вторых, не для виртуальных же целей вы учите немецкий язык, а для реальной жизни. А в реальной жизни вам действительно может понадобиться заполнять какие-то формы, анкеты на немецком языке, возможно, писать от руки заявления и т. п.
Но — спросите вы, — разве недостаточно тех латинских букв, что мы знаем из математики или с уроков английского? Разве это не те же самые буквы?

И вы будете отчасти правы: конечно, это те же самые буквы, но, как и положено для самобытных культур, в немецком письменном шрифте встречаются некоторые особенности. И их полезно знать, чтобы столкнувшись, суметь прочитать написанное.

А еще у многих людей почерк далек от школьной нормы, мягко говоря. И чтобы разбирать такого рода рукописные "шрифты", важно иметь свой собственный навык письма, эволюционировавший через разные ситуации — записывание в спешке, на клочках бумаги, в неудобных положениях, на школьной доске мелом или маркером и др. Но самое главное — нужно четко представлять себе оригинал, который каждый пишуший от руки подвергает своим индивидуальным изменениям. Об этом оригинале далее и пойдет речь.

Немецкие письменные шрифты

В настоящий момент есть несколько письменных немецких шрифтов, которые используются для обучения в начальной школе, и, соответственно, применяются дальше в жизни. В одной Германии, например, действительны несколько "стандартов", принятых в разное время. В одних Федеральных землях есть четкие предписания использовать определенный шрифт в начальной школе, в других полагаются на выбор учителя.

Латинский письменный шрифт (Lateinische Ausgangsschrift) был принят в ФРГ в 1953 году. Практически, он мало отличается от своего предшественника 1941 года, самое заметное — это  нового вида заглавная буква S и новое скорописное написание букв X, x (из заглавной X также ушла горизонтальная черточка по центру), плюс упразднились "петельки" — в центре прописных букв E, R и в соединительных черточках (дугах) букв O, V, W и Ö.

В ГДР также были внесены корректировки в учебные программы для начальной школы, и в 1958 году был принят письменный шрифт Schreibschrift-Vorlage, который я здесь не показываю, поскольку он  повторяет приведенный выше вариант почти один в один, за исключением следующих новшеств:
  • новое скорописное написание строчной буквы t (см. в следующем шрифте)
  • немного измененное написание буквы ß (см. в следующем шрифте)
  • правая половина буквы X, x теперь немного отделялась от левой
  • точки над i и j стали черточками, аналогично черточкам над умлаутами
  • исчезла горизонтальная черта у заглавной Z
А через 10 лет, в 1968 году в той же ГДР, с целью облегчения обучения школьников письму, этот шрифт модифицировали дальше, кардинально упростив написание заглавных букв! Из строчных поменяли только x, остальное унаследовано от шрифта 1958 г. Еще раз обратите внимание на написание ß и t, а также на небольшие отличия в f и r по сравнению с написанием в "латинском" шрифте. В итоге, получилось следующее.

Школьный письменный шрифт (Schulausgangsschrift):

В направлении упрощения пошли и в ФРГ, разработав свою версию подобного шрифта в 1969 году, которую так и назвали — "упрощенной". Инновацией и особенностью этого шрифта стало то, что все соединительные черточки вывели на один уровень, к верней "строчке" маленьких букв.

Упрощенный письменный шрифт (Vereinfachte Ausgangsschrift):

В целом, это не то же самое, что и "школьный" шрифт, приведенный выше, хотя и наблюдается некоторое стилистическое сходство. Кстати, точки над i, j сохранились, а штрихи над умлаутами, наоборот, стали больше похожи на точки. Обратите внимание на строчные буквы s, t, f, z (!), а также на ß.

Стоит упомянуть еще один вариант, под основательным названием "базовый шрифт" (Grundschrift), все буквы которого, и строчные и прописные больше похожи на печатные, и пишутся они отдельно друг от друга. Этот вариант, разработанный в 2011 году проходит апробацию в некоторых школах и, в случае принятия на национальном уровне, может заменить три вышеназванных шрифта.

Австрийские письменные шрифты

Для полноты картины приведу еще два варианта прописного немецкого алфавита, которые применяются в Австрии. Оставлю их без комментариев, для самостоятельного сравнения с приведенными выше шрифтами, обратив ваше внимание лишь на пару особенностей — в шрифте 1969 года в строчных t и f перекладинка пишется одинаково (с "петелькой"). Другая особенность касается уже не собственно алфавита — написание цифры 9 отличается от той версии, к которой мы привыкли.

Австрийский школьный шрифт (Österreichische Schulschrift) 1969 г.:

Австрийский школьный шрифт (Österreichische Schulschrift) 1995 г.:

Какой письменный немецкий шрифт использовать?

При таком разнообразии "стандартных" шрифтов, резонный вопрос — какому из них следовать на письме? На этот вопрос нет однозначного ответа, но можно дать некоторые рекомендации:
  • Если вы изучаете немецкий язык с целью применять его в конкретной стране, например, в Австрии, выбирайте между письманными образцами этой страны. В ином случае — выбирайте между германскими вариантами.
  • Для самостоятельно изучающих немецкий язык в сознательном возрасте я бы порекомендовал "латинский" письменный шрифт. Это настоящая классика и традиционное немецкое письмо. Для взрослого человека не составит особого труда его освоить. Так или иначе, вы можете попробовать каждый из приведенныз вариантов и выбрать для себя тот, что вам больше понравится.
  • Для детей, которые только-только учатся писать буквы, и важно научить их быстрее, можно выбирать между "школьным" и "упрощенным" шрифтами. Последнему, возможно, отдают большее предпочтение.
  • Для изучающих язык в общеобразовательной школе этот вопрос особо не стоит, нужно следовать тому образцу, что дает (и требует соблюдать) учитель или учебник. Как правило, в наших школах это "латинский" письменный шрифт. Иногда — его ГДРовская модификация 1958 года, которую выдает то, как пишут строчную t.
Каковы должны быть итоги этого урока:
  1. Вы должны определиться с тем немецким шрифтом, которому вы будете следовать на письме. Попробуйте разные варианты и сделайте свой выбор.
  2. Вы должны научиться писать от руки все буквы алфавита, прописные и строчные. Повторите урок Немецкий алфавит, затем потренируйтесь в написании всех букв алфавита (по порядку) на память. При самопроверке внимательно сличайте каждый ваш штрих с образцом. Повторяйте этот пункт до тех пор, пока не допустите ни одной ошибки — ни в написании букв, ни в их порядке.
В будущем, при выполнении письменных заданий, время от времени сравнивайте ваши записи с образцом шрифта, старайтесь ему следовать всегда (включая черновики), корректируйте свой почерк. Впрочем, об этом я буду вам напоминать.

www.sprechen.ru

Урок обучения грамоте на тему «Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘]. Письменные буквы Гг»

Тема:«Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘]. Письменные буквы Гг»

Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Сообщение темы и целей.

- Сегодня на уроке обучения грамоте познакомимся с новой буквой, научимся эту букву  писать, а также будем продолжим учиться выделять звуки, характеризовать их, составлять схемы слов.

 III. Повторение опорных знаний.

 -Мы с вами часто на уроках играем, отправляемся в путешествия и сегодня, мы тоже будем путешествовать. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, куда мы отправимся сегодня. Слайд 2.

- Вы любите бывать в лесу?

- Итак, мы оказались в необыкновенно красивом лесу. Идем по лесной дорожке, которая приводит нас на светлую солнечную полянку. Вы узнаете, что растет на полянке, если отгадаете загадку.

- На припеке у пеньков

  Много тонких стебельков.

  Каждый тонкий стебелек

  Держит алый огонек.

  Разгибаем стебельки –

  Собираем огоньки. (Земляника.) Слайд 3.

      - На прошлом уроке мы читали текст «Земляника».

      - Найдите в тексте ответ на вопрос, какой дети представляют землянику? (Красная, крупная, сладкая, розовая, лесная, дикая, садовая.)

       -Какая бывает земляника?

      - Как выглядит садовая земляника?

      - Как вы, иначе, называете садовую землянику? (Клубника.) Слайд 3.

     - Что вы поняли из этого текста?     

Слайд 4. – Предлагаю вам поиграть на земляничной поляне.

- Дома, по желанию, вы составляли слова из букв слова «земляника». Вот они эти буквы. Слайд 5.Поднимите руку, кто это сделал?

 Какие слова у вас получились?

- А теперь конкурс на самое длинное слово. У кого получилось слово из 5 букв, 6 букв?

- Молодец, за самое длинное слово ты получаешь ягодку.

- А теперь посмотрите, какие слова составила я. Слайд 6.

- Поднимите руку, кому нравится эта игра. Вам нужно научиться хорошо читать, чтобы суметь составлять больше слов.

-  Кто много читает, тот много знает.

            IV. Работа над темой урока.

            - Мы продолжаем прогулку по лес. Нагнемся пониже, заглянем под кустики. Что увидим?

            - Отгадайте загадку.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. (Гриб.) Слайд 7.

            - Произнесите еще раз слово «гриб» и скажите, какой первый звук в этом слове. Дадим ему характеристику. (согласный, твердый, звонкий)

            - Как на схеме мы обозначаем такой звук?

Физкультминутка.

Гриша шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

            - Гриша нашел больших грибов и решил один взвесить. С помощью чего можно взвесить грибы? Слайд 8.

            - Сейчас люди все чаще пользуются электронными весами, но можно увидеть и вот такие чашечные весы, на которых предмет взвешивается с помощью гирь.     

            - Произнесите слово «гири». Какой первый слог в этом слове? Дадим ему характеристику. Каким цветом на схеме обозначается?

            Поиграем в игру « Где звук?»

Встаньте. Если услышите звуки [г] [г’] в начале слова, поднимите руки вверх; если в середине – руки на пояс; в конце – присели. Гусь, книга, грач, круг, прогулка, глаз, игрушка.  

            - Приведите примеры слов, в которых есть звуки [г][г’]

Работа в «Азбуке» с.123.

-Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? В форме чего построены дома?

            - Чем занимаются жители города? Назовите предметы на иллюстрации, которые начинаются со звуков [г][г’]: гриб, гном, город, дорога.    

            - Звуки [г] и [г’] на письме обозначаются буквами «Г г». Слайд 9.

            - На что похожа печатная буква «Гг»?

            - Покажите руками букву «г». Слайд 9.

Гриб стоит среди дорожки –

Голова на тонкой ножке.

            Г- крючок  обыкновенный,

            Но в труде помощник верный.

            И в косу, и в кочергу

            Превратиться я могу.          

            - Научимся писать письменную букву «г». Из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу и вверху)        

Работа в «Прописи» с.24.

                        - Строчная письменная буква «г» состоит только из одного элемента – наклонной прямой с закруглением внизу и вверху.

            -Вспомним правила посадки при письме. Слайд 10.

Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.

Письмо строчки букв «г».

Чтение слогов-слияний на слайде 11.

            - На какие 2 группы можно разделить слоги?

            - В каких слогах гласная буква указывает на мягкость предшествующего согласного? (твердость)

Работа в «Прописи». Письмо слогов – слияний.

            Все ли соединения букв – это слоги?

            - Ребята, последнее сочетание букв – это не слог-слияние. Оно дано на этой  строке, чтобы показать, как буква «г» соединяется нижним соединением с буквой  «л». Напишите это сочетание букв.

            Физкультминутка.

Идем по лесу. Деревья большие. Наклонились, чтобы сорвать ягодку. А вот еще одна ягодка. Ох, устали.

- Посмотрите на слайд 12. Что изображено? (Грибы). Найдите в «Прописи» слово «грибы» и подчеркните карандашом букву «б» в этом слове.

            - Сколько предметов обозначает это слово? (много)

            - Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет. Сделаем слого- звуковой анализ слова «гриб». Слайд 13. Схему вы увидите в «Прописи» на с.24. Возьмите синий и зеленый карандаши и работайте. Один ученик будет говорить вслух.

            - Какой последний звук в этом слове? [п]

            - Как вы думаете, какую букву мы будем писать в слове «гриб» на конце слова?

            - Мы с вами уже встречались с такими случаями, когда на конце слова слышим звук один, а пишем букву другую. Кто помнит, что нужно сделать, чтобы проверить, какую букву надо писать?

            Звук согласный проверяй,

            Рядом гласный подставляй.

            -Прочитайте следующее слово. Подчеркните букву «д». Измените, чтобы оно обозначало 1 предмет.

            - Какой звук слышим в конце этого слова?[т] А какую букву напишем? Почему?

-Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.

 Научимся писать заглавную букву «Г». Из каких элементов она состоит? (вертикальная наклонная прямая с закруглением внизу и горизонтальная прямая с закруглением).

            - А теперь прочитаем слоги с заглавной буквой «Г». Напишите их.

Работа в «Азбуке» с.123.   

Чтение слов с разметкой и текста про грибы.

            - Я вам прочитаю текст, а вы слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос, о чем этот текст.

- Еще раз прочитаем текст и подготовимся к ответу на вопрос.

            -Еще раз прочитаем текст и подготовимся к выборочному чтению.

            - Трое детей будут работать по карточкам. Прочитайте текст и выполните задание на обороте карточки.      

Карточка 1. Подосиновик примечателен своей ярко-красной или оранжевой шляпкой. Но не у всех она такая: встречаются подосиновики с желто-бурой, серой и даже белой шляпкой. Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растет осина, за что и получил свое название. Это ценный съедобный гриб.

Карточка 2. Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил свое название. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.

Карточка 3. Мухомор -  крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это ядовитый гриб. Но примечательно, что многие лесные жители лечатся мухоморами.

Задание на обороте: Раскрась гриб, о котором ты прочитал.

Повторное чтение текста в «Азбуке» с. 123.

            -Найдите в тексте ответ на вопрос, кто собирал грибы?

            -Какие грибы собрала Галя? (съедобные) Боровики.

-А какие Гена? (несъедобные) Поганки.

-Какие были боровики?

Вопросы для работающих по карточкам.

- О каких грибах вы прочитали? Слайд 14.

           - На какие 2 группы можно разделить эти грибы? (Съедобные и несъедобные.)

- Какие еще съедобные (несъедобные) грибы вы знаете?

Посмотрите, что написано на слайде.

-Ребята, а если эти грибы не нужны, так можно их сбить ногой?

-Почему нельзя? Питаются животные, украшают лес.

Работа в «Прописи» с. 25.

            - Прочитайте предложение. Какие 2 правила написания предложения вы знаете?

            - Почему слова «Галя» и «Гена» написаны с заглавной буквы?

            - Что делали в лесу Галя и Гена?

            - Давайте прочитаем текст на слайде 15. Он тоже о грибах. Некоторые слова в нем заменены картинками.

            -А здесь 2 группы слов. В нашем лесу был ветер и рассыпал слова в предложениях. Попробуем поставить их на место. Слайд 16.

            - Предлагаю вам проверить. Слайд 17.

 

V. Обобщающая беседа.

 Наше путешествие подходит к концу. Слайд 19. С какой буквой мы чаще всего встречались во время путешествия? Какое слово начинается со звука [г]? Какой это звук?   Какой мягкий парный ему звук мы встречали? Ребята, мы с вами уходим друзьями леса, не будем сбивать ногами несъедобные грибы, а съедобные будем аккуратно срезать ножом, а не вырывать с грибницей.

Посмотрите, на доске лесная полянка    

Если вам понравилось на уроке украсьте полянку красными или розовыми цветами, а если нет, то – синими.

Просмотр содержимого документа «Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘].»

Муниципальное казенноеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Людиново калужской области

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1 «А»

Тема:

«Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘].

Письменные буквы Гг»

Цели: -познакомить с буквами Г г, обозначающими согласные звуки [г][г‘];

- познакомить с письменными буквами Г г;

- наблюдать за произношением и обозначением буквами парных согласных звуков в конце слов;

- развивать фонематический слух, логическое мышление, связную речь;

- способствовать формированию навыка правильного, осознанного чтения;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, сообщения о грибах для 3 учеников, учебник «Русская азбука», пропись к «Русской азбуке» №3 у каждого ученика.

Оформление доски: табличка – образец «Печатные и письменные буквы Г г», письменные буквы и слова из прописи написаны на доске, рисунок лесной поляны.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Сообщение темы и целей.

- Сегодня на уроке обучения грамоте познакомимся с новой буквой, научимся эту букву писать, а также будем продолжим учиться выделять звуки, характеризовать их, составлять схемы слов.

III. Повторение опорных знаний.

-Мы с вами часто на уроках играем, отправляемся в путешествия и сегодня, мы тоже будем путешествовать. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, куда мы отправимся сегодня. Слайд 2.

- Вы любите бывать в лесу?

- Итак, мы оказались в необыкновенно красивом лесу. Идем по лесной дорожке, которая приводит нас на светлую солнечную полянку. Вы узнаете, что растет на полянке, если отгадаете загадку.

- На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (Земляника.) Слайд 3.

- На прошлом уроке мы читали текст «Земляника».

- Найдите в тексте ответ на вопрос, какой дети представляют землянику? (Красная, крупная, сладкая, розовая, лесная, дикая, садовая.)

-Какая бывает земляника?

- Как выглядит садовая земляника?

- Как вы, иначе, называете садовую землянику? (Клубника.) Слайд 3.

- Что вы поняли из этого текста?

Слайд 4. – Предлагаю вам поиграть на земляничной поляне.

- Дома, по желанию, вы составляли слова из букв слова «земляника». Вот они эти буквы. Слайд 5.Поднимите руку, кто это сделал?

Какие слова у вас получились?

- А теперь конкурс на самое длинное слово. У кого получилось слово из 5 букв, 6 букв?

- Молодец, за самое длинное слово ты получаешь ягодку.

- А теперь посмотрите, какие слова составила я. Слайд 6.

- Поднимите руку, кому нравится эта игра. Вам нужно научиться хорошо читать, чтобы суметь составлять больше слов.

- Кто много читает, тот много знает.

IV. Работа над темой урока.

- Мы продолжаем прогулку по лес. Нагнемся пониже, заглянем под кустики. Что увидим?

- Отгадайте загадку.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. (Гриб.) Слайд 7.

- Произнесите еще раз слово «гриб» и скажите, какой первый звук в этом слове. Дадим ему характеристику. (согласный, твердый, звонкий)

- Как на схеме мы обозначаем такой звук?

Физкультминутка.

Гриша шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

- Гриша нашел больших грибов и решил один взвесить. С помощью чего можно взвесить грибы? Слайд 8.

- Сейчас люди все чаще пользуются электронными весами, но можно увидеть и вот такие чашечные весы, на которых предмет взвешивается с помощью гирь.

- Произнесите слово «гири». Какой первый слог в этом слове? Дадим ему характеристику. Каким цветом на схеме обозначается?

Поиграем в игру « Где звук?»

Встаньте. Если услышите звуки [г] [г’] в начале слова, поднимите руки вверх; если в середине – руки на пояс; в конце – присели. Гусь, книга, грач, круг, прогулка, глаз, игрушка.

- Приведите примеры слов, в которых есть звуки [г][г’]

Работа в «Азбуке» с.123.

-Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? В форме чего построены дома?

- Чем занимаются жители города? Назовите предметы на иллюстрации, которые начинаются со звуков [г][г’]: гриб, гном, город, дорога.

- Звуки [г] и [г’] на письме обозначаются буквами «Г г». Слайд 9.

- На что похожа печатная буква «Гг»?

- Покажите руками букву «г». Слайд 9.

Гриб стоит среди дорожки –

Голова на тонкой ножке.

Г- крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу, и в кочергу

Превратиться я могу.

- Научимся писать письменную букву «г». Из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу и вверху)

Работа в «Прописи» с.24.

- Строчная письменная буква «г» состоит только из одного элемента – наклонной прямой с закруглением внизу и вверху.

-Вспомним правила посадки при письме. Слайд 10.

Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.

Письмо строчки букв «г».

Чтение слогов-слияний на слайде 11.

- На какие 2 группы можно разделить слоги?

- В каких слогах гласная буква указывает на мягкость предшествующего согласного? (твердость)

Работа в «Прописи». Письмо слогов – слияний.

Все ли соединения букв – это слоги?

- Ребята, последнее сочетание букв – это не слог-слияние. Оно дано на этой строке, чтобы показать, как буква «г» соединяется нижним соединением с буквой «л». Напишите это сочетание букв.

Физкультминутка.

Идем по лесу. Деревья большие. Наклонились, чтобы сорвать ягодку. А вот еще одна ягодка. Ох, устали.

- Посмотрите на слайд 12. Что изображено? (Грибы). Найдите в «Прописи» слово «грибы» и подчеркните карандашом букву «б» в этом слове.

- Сколько предметов обозначает это слово? (много)

- Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет. Сделаем слого- звуковой анализ слова «гриб». Слайд 13. Схему вы увидите в «Прописи» на с.24. Возьмите синий и зеленый карандаши и работайте. Один ученик будет говорить вслух.

- Какой последний звук в этом слове? [п]

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать в слове «гриб» на конце слова?

- Мы с вами уже встречались с такими случаями, когда на конце слова слышим звук один, а пишем букву другую. Кто помнит, что нужно сделать, чтобы проверить, какую букву надо писать?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

-Прочитайте следующее слово. Подчеркните букву «д». Измените, чтобы оно обозначало 1 предмет.

- Какой звук слышим в конце этого слова?[т] А какую букву напишем? Почему?

-Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.

Научимся писать заглавную букву «Г». Из каких элементов она состоит? (вертикальная наклонная прямая с закруглением внизу и горизонтальная прямая с закруглением).

- А теперь прочитаем слоги с заглавной буквой «Г». Напишите их.

Работа в «Азбуке» с.123.

Чтение слов с разметкой и текста про грибы.

- Я вам прочитаю текст, а вы слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос, о чем этот текст.

- Еще раз прочитаем текст и подготовимся к ответу на вопрос.

-Еще раз прочитаем текст и подготовимся к выборочному чтению.

- Трое детей будут работать по карточкам. Прочитайте текст и выполните задание на обороте карточки.

Карточка 1. Подосиновик примечателен своей ярко-красной или оранжевой шляпкой. Но не у всех она такая: встречаются подосиновики с желто-бурой, серой и даже белой шляпкой. Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растет осина, за что и получил свое название. Это ценный съедобный гриб.

Карточка 2. Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил свое название. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.

Карточка 3. Мухомор - крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это ядовитый гриб. Но примечательно, что многие лесные жители лечатся мухоморами.

Задание на обороте: Раскрась гриб, о котором ты прочитал.

Повторное чтение текста в «Азбуке» с. 123.

-Найдите в тексте ответ на вопрос, кто собирал грибы?

-Какие грибы собрала Галя? (съедобные) Боровики.

-А какие Гена? (несъедобные) Поганки.

-Какие были боровики?

Вопросы для работающих по карточкам.

- О каких грибах вы прочитали? Слайд 14.

- На какие 2 группы можно разделить эти грибы? (Съедобные и несъедобные.)

- Какие еще съедобные (несъедобные) грибы вы знаете?

Посмотрите, что написано на слайде.

-Ребята, а если эти грибы не нужны, так можно их сбить ногой?

-Почему нельзя? Питаются животные, украшают лес.

Работа в «Прописи» с. 25.

- Прочитайте предложение. Какие 2 правила написания предложения вы знаете?

- Почему слова «Галя» и «Гена» написаны с заглавной буквы?

- Что делали в лесу Галя и Гена?

- Давайте прочитаем текст на слайде 15. Он тоже о грибах. Некоторые слова в нем заменены картинками.

-А здесь 2 группы слов. В нашем лесу был ветер и рассыпал слова в предложениях. Попробуем поставить их на место. Слайд 16.

- Предлагаю вам проверить. Слайд 17.

V. Обобщающая беседа.

Наше путешествие подходит к концу. Слайд 19. С какой буквой мы чаще всего встречались во время путешествия? Какое слово начинается со звука [г]? Какой это звук? Какой мягкий парный ему звук мы встречали? Ребята, мы с вами уходим друзьями леса, не будем сбивать ногами несъедобные грибы, а съедобные будем аккуратно срезать ножом, а не вырывать с грибницей.

Посмотрите, на доске лесная полянка

Если вам понравилось на уроке украсьте полянку красными или розовыми цветами, а если нет, то – синими.

7

Наталия Васильевна СМИРНОВА учитель начальных классов

kopilkaurokov.ru

Урок письма "Строчная буква г"

Гайдуцкая Валентина Владиславовна,

учитель начальных классов

БОУ «Литковская СОШ»

Тема: Письмо строчной буквы г.

Цели: Знакомство с написанием буквы г, слов с буквой г.

Задачи:

  • учить писать букву г, развивать графические навыки;

  • развивать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;

фонематический слух, зрительное сосредоточение, пространственные

ориентировки; мелкую моторику рук:

  • воспитывать аккуратность, опрятность, чувства коллективизма, самостоятельности

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;

  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  • обобщать полученную информацию;

  • давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные умения:

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  • формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

Коммуникативные умения:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  • сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

  • усвоение правильного написания буквы гстрочной,

  • умение выполнять звуко - буквенный анализ слов,

  • умение писать слова с буквой г строчной.

Оборудование:тетрадь для 1 класса, Пропись №3, презентация «Письмо букв Г,г », компьютер, проектор, карточки со словами, звуковые схемы, цветные ручки.

Ход урока.

I. Настрой на урок. Мотивация.

Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться,Работаем старательно,Слушаем внимательно.Сядьте, пожалуйста, девочки.Сядьте, мальчики.

-Ножки где у нас? Ручки где у нас? Все посмотрите на меня.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.

  1. Чтение стихотворения. Выделение звука [г].

-Сейчас Юля прочитает стихотворение, а вам нужно внимательно послушать и сказать, какие звуки в этом стихотворении встречается чаще, чем другие. Дослушайте до конца.

Гусь отважный, гусь герой,

За гусыню гусь горой.

Он гусят не даст в обиду,

Погляди, как грозен с виду.

(С. Пшеничных)

-Какие звуки чаще вы слышали?

-Мы договорились на уроке обучения грамоте обозначать эти звуки какой буквой?

-Вот мы сейчас и расскажем всё, что мы узнали про букву г на уроке обучения грамоте. (Буква Г,г – это печатные, заглавная и строчная, согласная, даёт нам звук твердый [г] и мягкий [гʼ], звонкий, парный, родственники звуки [к] и [кʼ]; нам нужна заглавная буква, чтобы писать имена людей, слова в начале предложения, а строчная нужна чтобы писать простые слова).

- Вот сейчас нам надо написать слова гуси и гляди письменными буквами. Можем написать? Что вы заметили? (Мы еще не проходили строчную букву г).

- Что будем делать? (Будем учиться писать письменную букву г).

Значит, напишем тогда, когда научимся ее писать.

- Итак, кто мне сформулирует сейчас тему урока? Чем же мы будем сегодня заниматься весь урок? Самое главное чему мы должны научиться на уроке? (на уроке мы должны научиться писать письменную букву г)

-Какую письменную букву мы учимся писать сначала? (строчную)

- Значит, наша цель сегодня научиться писать строчную букву г. Эта наша цель и тема урока. Значит, к концу урока что вы должны уметь делать?

  1. Составление плана урока.

- А теперь давайте составим план урока и задачи определим. Как же этого мы будем добиваться?

(1.Сначала мы будем писать узор.

2.Будем писать элементы буквы и букву.

3.Слоги с буквой г.

5.Составлять звуковые схемы слов.

6.Будем писать предложения.

7. Переводить печатный текст в письменный.)

- Ребята, посмотрите, я на доске составила план урока. Всё ли вам здесь нравится? Только будьте внимательны. С чего мы начнем? И т.д

- Итак, мы с вами наметили задачи на урок для того чтобы основную нашу цель выполнить.

III. Работа в прописи.

1. Письмо узора.

-Открываем нашу пропись. Найдите узоры. На что они похожи? Этот узор подготовит вас к написанию буквы г. (Письмо узоров).

-Заканчиваем работу раз, закончили работу два, показали ручки три. (Убрать с доски карточку «узор»)

2. Письмо буквы г.

- Посмотрите на экран. Из каких элементов состоит эта строчная буква г?(линия с закруглением вверху и внизу, т.е. этот элемент уже есть буква)

- Внимательно следим за написанием строчной буквы г. (Посадку напомнить).

-Начинаем на середине строки. Вверх, отклоняясь вправо, ведем плавную линию, закругляем вправо, касаемся верхней линейки, опускаем вниз прямую, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки, и доводим до середины рабочей строки.

-На что похожа буква г?(на гуся)

-А сейчас напишем строчную букву г на ладошке. Показали левую ладошку, правый указательный палец. Точку поставили. Начали – и-раз-и.(Учитель пишет тряпкой на доске).

-Теперь возьмите ручку. Приняли позу письма. Раз, два, три. Обведите букву г и закончите строчку. Начали работу. (Посадка). (Убрать с доски карточку «письмо буквы г»).

IV. Физкультминутка.

V. Работа в прописи.

1. Письмо соединений.

- Теперь нам нужно написать соединения. Какие соединения будем писать? (га гугегл) Заканчиваем строчку 1,2,3. Слоги научились писать. (Убираем карточку).

2. Письмо слов.

-Проблему мы можем решить? Слово гуси и гляди можем написать?

Один раз рядышком написать, но очень красиво. (Один ученик у доски).

-А теперь сравните свои записи с образцом. Кто доволен своей работой, кому нравиться, как он написал имена поставьте на полях +, кто не доволен своей работой поставьте -, а кто считает, что может и получше, тот кружок. Поднимите руку, кто поставил +. Итак, написали слова. (Убрать карточку).

3. Письмо слов «один-много».

-Прочитайте слово. (Грибы)- много, а один? Гриб.

-Какой звук вы слышите на конце слова гриб? (Парный согласный звук. Надо воспользоваться правилом «один-много»: гриб-грибы. Значит, надо писать букву б). Работа со словом годы- письмо год.

-Теперь что будем делать? (Схемы звуковые).

VI. Работа со звуковыми схемами.

-Вот что это за квадратики? (Каждый квадратик и треугольник обозначает звук)

-Первый вариант будет составлять звуковую модель слова гуси.

- Второй вариант поднимите руки – звуковую модель слова гляди.

(Два человека у доски).

-Кто закончил – руку поднимаем. 1,2,3.

-Объяснить выбор квадратиков

(гуси-1звук г-согл, тв., у-глас,поется, с-согл, мг, и-гл,поется;

гляди- г-согл, тв.,л-согл,мг.,а-гл,поётся, д-согл, мг, и-гл, поётся).

-У кого также как на доске – поднимите руки.(Убрать карточку).

VII. Работа с предложением.

  1. Работа в прописи.

-Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении. Какое первое слово? Как напишем? Что поставим в конце предложения? Спишем предложение. Закрываем прописи.

  1. Работа в паре.

-У всех на парте есть карточки. Снимаем скрепки. Положите перед собой. Перед вами слова. Что можем сделать со словами? (Составить предложение).

Правила работы в паре:

1.Думаю сам.

2. Высказываю своё мнение.

3. Выслушиваю соседа.

4. Приходим к общему мнению.

- Работаем 1,2,3. Кто закончил-поднимаем руку. Прочитайте предложение. (У пруда гуси.У пруда белые гуси.)Ребята, что вам помогло составить предложение?

VIII. Рефлексия.

-Сегодня я узнал…

-У меня получилось…

-Было трудно…

-Теперь я умею…

-Кто доволен своей работой-поднимаем смайлики.

compedu.ru

Конспект письмо "Заглавная буква Г".

Урок письма

Тема: Письмо заглавной буквы Г.

    Парные согласные г - к.

Тема: Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г - к.

Цель: формировать графический навык и каллиграфическое письмо заглавной буквы «Г», отработка специфических элементов изученных букв,  создать положительную мотивацию на уроке, развивать умение находить в словах парные согласные, обогатить словарный запас; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям, развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; воспитывать интерес к  предмету, аккуратность и дисциплинированность.

Ход урока.

1.Организационный момент.

  1. Прозвенел и смолк  звонок, начинаем наш урок.

Релаксация. Ребята, представьте. На наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.                                                        

2. Повторение изученного материала.

а) Организация путешествия.

Сегодня на уроке мы снова отправляемся в увлекательное путешествие на планету Знаний. Впереди у нас замечательная страна Букволандия. А кто же  правит этой страной? Где она находится? Нам расскажут Данил и Даша.

б) Игра «Поле чудес».

Королева И решила проверить, как вы знаете алгоритмы букв. Предлагает вам сыграть в игру «Поле чудес».

Перед вами слово из 5букв.

у

р

о

к

и

       Справились с заданием.

Итак, в путь по нашим дорожкам - строчкам в сказочную страну Букволандию.

3.Сообщение темы и цели.

Тема нашего урока: «Письмо заглавной буквы «Г».  Наша цель научится правильно  каллиграфически писать заглавную букву Г и находить в словах парные согласные.

4. Работа над темой.

1. Анализ буквы Г.

С1/3 сверху - наклонная, «клюшка». В средней части дополнительной строки выписываем перевёрнутую «клюшку».

2. Письмо заглавной буквы Г.

    Тетрадь правильно кладу.

          Ручку правильно держу.

     За посадкою слежу.

          Я  красиво напишу.

3. Повторение правила о словах, которые пишутся с большой буквы.

Имена, фамилии, клички, города

Мы с заглавной буквы пишем всегда.

4.Запись слова  Галина.

5. Наблюдение над парными согласными «г - к» в словах гора - кора, гол - кол. Запись слов. 

 Ударение над гласной

 Может сделать букву ясной.

Физминутка.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

Ай да клоун знаешь кто он,

    Это клоун буква К.

6. Наблюдение над парными согласными «г - к» в словах круг - круги, флаг - флаги. Запись слов.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй. Круг - круги.

7. Работа в группах. Игра «Собери слова».

Снеговик предлагает поиграть.

    Мы с вами будем работать в группах. Каждый ряд это группа. На парте рассыпались слова. Вам нужно дружно  из слогов составить слова.

Голуби, галка, губка гора.

5. Итог урока.

Ребята, какие открытия вы сегодня сделали на уроке, что вас заинтересовало?

Я открыл….Меня заинтересовало ……

 10.Рефлексия.            

       Ребята, каким для вас было занятие? Выберите слова, которое помогут ответить на мой вопрос.

Интересный

Увлекательный

Познавательный

Трудный

    Давайте создадим легкий тёплый ветерок в нашем классе. Если вам всё было понятно, и вы научились писать букву Г, то поднимите розовую ленточку, если у вас  возникли трудности при написании буквы, то сиреневую ленточку.

Ребята, вы были молодцы. Очень хорошо работали. Спасибо за урок.

Голуби

галка

губка

гора

Галина купила куклу.

Рома набрал много грибов.

Григорий ловил рыбу.

infourok.ru