Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Что мы знаем про текст". Презентация текст русский язык 5 класс


Презентация по русскому языку на тему "Текст" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Текст Урок русского языка в 5 классе МБОУ «СОШ №1» ЕМР РТ Родионова А.П., учитель русского языка и литературы

2 слайд Описание слайда:

Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически. В тексте всегда есть тема и идея. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и другие средства.

3 слайд Описание слайда:

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте Идея – это главная мысль текста

4 слайд Описание слайда:

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

5 слайд Описание слайда:

Независимые предложения Это предложения, содержание которых понятно вне текста Зависимые предложения Это несамостоятельные предложения, они зависят от других и непонятны вне текста

6 слайд Описание слайда:

Сигналом зависимости являются разные слова: Союзы – а, и Местоимения – он, тот, это, этот, такой, таков, её Наречия – там, там же, здесь, тут, туда, оттуда, тогда так Первое предложение текста обычно бывает независимым, самостоятельным

7 слайд Описание слайда:

Жаворонок Самая трогательная птица – жаворонок. Наивная и бесхитростная, как ребёнок. И поёт, и радуется, как ребёнок. Простенько, но так чисто!

8 слайд Описание слайда:

Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого (союзы но, а, зато) Содержание второго предложения может пояснять содержание первого (а именно)

9 слайд Описание слайда:

Одно предложение может указывать на причину, следствие, цель или условие того, о чём говорится в другом ( вопросы почему? при каком условии? для чего? что из этого следует?

10 слайд Описание слайда:

Порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые отношения между ними

11 слайд Описание слайда:

Выполняем упражнение 160

12 слайд Описание слайда:

Микротема Часть одной общей темы называется подтемой или микротемой

13 слайд Описание слайда:

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем. Каждый абзац на письме выделяется красной строкой.

14 слайд Описание слайда:

Чтобы определить микротему, нужно в каждом абзаце найти ключевое слово или ключевые слова

15 слайд Описание слайда:

Чтобы составить план текста, действуй по алгоритму: Прочитай текст В каждом абзаце подчеркни ключевое слово Выпиши эти ключевые слова по порядку столбиком Попробуй, опираясь на эти слова, пересказать текст Если у тебя получилось, то план составлен верно

16 слайд Описание слайда:

Работаем над упражнением 163: Разделим текст на абзацы, составим план, запишем текст, каждый абзац начиная с новой строки. Напишите небольшое сочинение «Краски осени»

17 слайд Описание слайда:

Строение абзаца В абзаце обычно выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовка)

18 слайд Описание слайда:

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!

19 слайд Описание слайда:

Работаем над упражнениями 172- 173 Домашнее задание: Упражнение 174 (продолжите сочинение)

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация поможет учителю провести урок русского языка в 5 классе на тему "Текст"  по учебно-методическому комплексу Разумовской М.М. 

  Презентация содержит вопросы для беседы, упражнения, цветные иллюстрации и весёлые картинки, помогающиес сделать урок интереснее. В презентации даны такие понятия, как "абзац", "микротема", "ключевое слово", "тема", "идея", "сигналы зависимости", "основные грамматические средства связи предложений в тексте". Приведён алгоритм составления плана текста. Иллюстрации к упражнению могут быть использованы и для такого вида работы, как сочинение по картине.

Общая информация

Номер материала: 141022

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку "Текст" 5 класс русский язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка-хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глазки, у каждого болтались мягкие маленькие ушки. Щенки все время двигались , залезали друг на дружку, попискивали. Смотреть на них было очень интересно!

2 слайд Описание слайда:

Текст – (от лат. Textus - ткань - соединение) Как вы понимаете это?

3 слайд Описание слайда:

Определять тему текста. Находить основную мысль в тексте, формулировать самостоятельно. Видеть связь предложений. Составлять текст самостоятельно.

4 слайд Описание слайда:

– Что мы знаем о тексте? Проверим. УТВЕРЖДЕНИЯ Текст состоит из предложений. К тексту нельзя придумать заглавие. Все предложения в тексте имеют границы. Предложения в тексте не имеют последовательности. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

В маленькой комнате на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка-хвостик. Из каждого клубочка смотрели серые глазки, у каждого болтались мягкие маленькие ушки. Щенки все время двигались , залезали друг на дружку, попискивали. Смотреть на них было очень интересно!

9 слайд Описание слайда:

Прочитайте написанное пятиклассником объявление. Удачно ли оно? Найдется ли по этому объявлению собака? Объявление. Пропал щенок по кличке Айк! Кто найдет, просьба вернуть хозяевам. Порода - доберман-пинчер. Коричнево-желтоватого цвета, с маленькими ушками и большой головой. Неуклюж, похож на бегемотика. Туловище длинное, а ноги короткие. Глаза похожи на пуговки, большие черные.

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Мы в ответе за тех, кого приручили. Антуан де Сент Экзюпери

17 слайд Описание слайда:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь, проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому-нибудь, вызванная этими чувствами. Синонимы: благосердие, благостыня, благость, благоутробие, гуманность, жалость, сердоболие, сердобольность, сострадание, сострадательность

18 слайд Описание слайда:

Задание: Продолжите текст, выскажите свое мнение к поднятой в тексте проблеме, озаглавьте текст.

19 слайд Описание слайда:

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да, это брошенные людьми собаки, и в глазах их- горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла приносить потомства, а значит дохода.

20 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Представьте, что вам подарили щенка. Вы пишите письмо другу. Вам очень хочется поделиться своей радостью, хочется, чтобы он увидел, представил себе вашего щенка. Какого типа речи текст вам нужно составить? Напишите дома сочинение.

21 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-582886

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку по развитию речи "Что такое текст?" 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

 Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются. 1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. 2) Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

3 слайд Описание слайда:

Что такое текст?

4 слайд Описание слайда:

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»

5 слайд Описание слайда:

Цели урока: Узнать, что такое текст. Каковы признаки текста. Как правильно строится текст. Потренироваться самим в составлении текста

6 слайд
Описание слайда:

Какой из данных отрывков является текстом? 1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы. 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

7 слайд Описание слайда:

Признаки текста: предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу.

8 слайд Описание слайда:

Признаки текста: В устной речи связь предложений в тексте помогает передать интонация

9 слайд Описание слайда:

Признаки текста: Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен

10 слайд Описание слайда:

МРРР! Здравствуйте, я - Осеннее Котяро. Так назвал меня детский писатель Ю́рий Ио́сифович Кова́ль. Я тоже сочинил предложение про осень: Ветер холодный обрывает последние с деревьев листья. Верно! Холодный ветер обрывает с деревьев последние листья.

11 слайд Описание слайда:

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски. Можно ли поменять их местами? Почему?

12 слайд Описание слайда:

Признаки текста. Предложения в тексте расположены в определенном порядке.

13 слайд Описание слайда:

Сцепляющие слова- это слова в тексте, которые помогают нам связать предложения между собой.

14 слайд Описание слайда:

В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. Да это белка! Как она очутилась в городе?

15 слайд Описание слайда:

Основные способы связи предложений в тексте. повторяющиеся слова слова, близкие по смыслу (синонимы). местоимения

16 слайд Описание слайда:

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Эти неутомимые труженики перегораживают речки плотинами. Плотины помогают бобрам держать воду в реке.

17 слайд Описание слайда:

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Эти неутомимые труженики перегораживают речки плотинами. Плотины помогают бобрам держать воду в реке.

18 слайд Описание слайда:

Признаки текста: в тексте должно соблюдаться временное соотнесение глагольных форм.

19 слайд Описание слайда:

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Игра «Собери текст» Дождь облетавшей листвы

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:

Творческий проект. Представление понятия «текст» через картины-ассоциации.

22 слайд Описание слайда:

Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи в тексте- порядок предложений, порядок слов в предложениях; интонация и др.

23 слайд Описание слайда:

давайте продолжим текст. «Листопад был в полном разгаре…» «Осень. Прозрачные, легкие тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев…»

24 слайд Описание слайда:

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»

25 слайд Описание слайда:

Обобщим Что такое текст? Как связаны между собой предложения в тексте? • какие средства грамматической связи предложений вы знаете?

26 слайд Описание слайда:

Закончите предложения: – сегодня на уроке я узнал… – особенно мне понравилось… – было трудно… – сегодня я понял, что… пригодится мне в дальнейшей жизни.. – я похвалил бы себя за… и поставил себе оценку…

27 слайд Описание слайда:

Д.З.: читать параграф 5 (Р.Р.), принести «практику».

28 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Представленный урок рассчитан на учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Урок проводится в рамках УМК В.В. Бабайцевой. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015 г. по учебнику «Русский язык. Русская речь».5 класс: учебник/ Е. И. Никитина – 5-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2016 г. К данной презентации прилагается технологическая карта урока, которую можно найти на сайте.

Общая информация

Номер материала: ДБ-184888

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по русскому языку "Основная мысль текста" 5 класс

Просмотр содержимого документа «Презентация по русскому языку "Основная мысль текста" 5 класс»

Основная мысль текста

Урок русского языка в 5 классе

Работа с текстом

Тропинка

Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке.

Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года.

Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

Работа с текстом (устно)

  • Что называется текстом?

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить .

  • У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии?

(тема текста)

Работа с текстом (устно)

  • Что называется темой текста?

Тема текста – то, о чем говорится в тексте.

2. Что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.

3. Какова тема нашего текста?

Тема текста – лесная тропинка.

4. Какова основная мысль текста?

Лесная тропинка интересна, любима.

Работа с текстом (устно)

5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их .

1. Начало (1-е предложение).

2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что

мы видим и слышим, гуляя по тропинке).

3. Заключение (последнее предложение. Оно же

конец предложения).

Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Основные признаки текста:

заглавие

тема

Основная

мысль

Делимость

на части

(вступление,

основная часть,

заключение)

текст

Композиционная

завершенность

связность

Работа с текстом (письменно)

Цель: озаглавить, списать текст;

определить тему и основную мысль текста.

На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

Работа с текстом (устно)

  • Можно ли этот отрывок назвать текстом?
  • Назовите основные признаки текста.
  • Заглавие (Цветущая верба)
  • тема ( цветущая верба)
  • основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
  • связность (верба – она- деревце)
  • композиционная завершенность.

multiurok.ru

Презентация по русскому языку Анализ текста 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

СПИСЫВАНИЕ Анализ текста

2 слайд Описание слайда:

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…жит?ся у телевизора и насл…ждат?ся бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нает?ся фильм. Загорелый юноша прод…рает?ся сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рает?ся на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно д...рёт?ся с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызыва…т на бой самого тигра Шерхана. Фильм законч…лся, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в п…стель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись п…душки, засыпаю. Текст для списывания:

3 слайд Описание слайда:

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…жит?ся у телевизора и насл…ждат?ся бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нает?ся фильм. ЗАДАНИЯ: 1. Обозначить вид глаголов в 1-м абзаце текста

4 слайд Описание слайда:

Загорелый юноша прод…рает?ся сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рает?ся на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. ЗАДАНИЯ: 2. Обозначьте корни с чередованием во 2-м абзаце

5 слайд Описание слайда:

Он смел и силен. Маугли отважно д...рёт?ся с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызыва…т на бой самого тигра Шерхана. ЗАДАНИЯ: 3. Произведите синтаксический разбор 1и 2 предложений из 3-го абзаца

6 слайд Описание слайда:

Фильм законч…лся, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в п…стель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись п…душки, засыпаю. ЗАДАНИЯ: 4. Произведите морфемный разбор глагола совершенного вида прошедшего времени женского рода из 4-го абзаца

7 слайд Описание слайда:

Что я делаю вечером Вечером я соберу все тетради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у телевизора и наслаждаться блестящей игрой актеров. Внимание! Начинается фильм. Загорелый юноша продирается сквозь заросли тропических растений. Он быстро и ловко, как обезьяна, забирается на дерево и замирает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выращенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сжимая в руке блистающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана. Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не вытеревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расстелила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-214218

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Что мы знаем про текст"

Поиск темы урока

Правила общения на уроке .

  • При разговоре не перебивай собеседника.
  • Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.
  • Если говорящий ошибся или о чём-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.
  • Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
  • Говорим всегда на выдохе: чётко, ясно и неторопливо.

Докажите, что перед вами текст

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что мы знаем про текст

Текст

Последовательность

Основная мысль

Тема

Стиль

1

4

3

2

Работа в парах

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Работа с текстом

(1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение-хлопчатник. А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

А) Вот   Б) Поэтому  В) Значит   Г) Однако 

Домашнее задание

Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

Рефлексия

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

videouroki.net

Презентация - Урок русского языка 5 класс «Тема текста

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема текста Основная мысль текстаУрок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 .Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2

Цель Дать понятие о теме текста Проверить знания по теме «Местоимение» Дать понятие об основной мысли текста Показать отличие основной мысли текста от его темы Развивать навыки монологической речи Формировать интерес к познавательной и творческой деятельности

Слайд 3

Вопросы к теме урокаКому из вас легко писать сочинение? О чем писать, даже если тема уже дана? Значит надо выбирать какие-то занимательные, интересные темы? А что такое ТЕМА СОЧИНЕНИЯ? Как вы это понимаете? А как вы думаете, интересно ли писать об обычном чайнике?

Слайд 4

Поэтическая пятиминуткаПузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Пых-пых, горячий вкусный чай Разгонит скуку и печаль. Он – с медом, он – с вареньем, С чудесным настроеньем. Ю.Мориц

Слайд 5

Беседа к текстуКакова тема этого стихотворения (о чем здесь говорится)? А какова основная мысль текста? Почему стихотворение получилось интересным? Что же различает понятия «ТЕМА» И «ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА»?

Слайд 6

Вывод к рассуждениюВ стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты (пузатый), голос (пых-пых), общественное положение (становится знаменит), чай, наполняющий чайник, создает настроение (разгонит скуку и печаль; с чудесным настроением). Автор использует данную тему просто для того, чтобы выразить основную мысль: радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном – и жизнь ваша будет интересной.

Слайд 7

Подумаем вместе!Два товарища Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Деваться ему было некуда – бросился он на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать, он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». (Л.Н.Толстой)

Слайд 8

Подумаем вместе!В каких словах выражена тема текста? А в каких словах выражена главная мысль? Сформулируйте главную мысль текста.

Слайд 9

Домашнее заданиеКонтрольные вопросы на с. 55 Подготовиться к контрольному диктанту

lusana.ru