Урок русского языка на тему "Имя прилагательное". 2-й класс. Прилагательное правило 2 класс
Правила по русскому языку для 2 класса
Имя существительное -
часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? обозначает предмет.
Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? (заяц)
Неодушевленные на вопрос что? ( стол)
Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Имена собственные - это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название городов, улиц.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Все остальные имена существительные –это нарицательные. Они называют любой предмет, явление и пишутся с маленькой буквы. ( стол, дождь, собака..)
Имена существительные изменяются по числам.
Бывают в единственном числе ( река, море) или во множественном числе (реки, моря). При изменении числа имени существительного меняется его форма (книга- книги, письмо – письма).
Глагол -
часть речи, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что сделал? Что будет делать? Обозначает действие предмета ( идет, нарисовал, учил…).
Глаголы изменяются по числам, бывают в единственном и во множественном числе. При изменении числа меняется его форма (читают – читает, играет – играют).
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Слово не – это частица.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Имя прилагательное .
Имя прилагательное- это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое? Обозначает признак предмета ( добрый, весёлая, смешные, хорошее).
Имена прилагательные изменяются по числам. Бывают в единственном числе (обозначают признак одного предмета: красивая) и во множественном числе (признак нескольких предметов: красивые).
Местоимение
– это часть речи. Слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
Предлог
– это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги в речи употребляются вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.
у
с
к
о
из
без
на
над
в
при
по
до
через
перед
за
под
для
между
про
около
от
Выделить грамматическую основу предложения - это найти подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения:
Подлежащее- (обозначает, о ком или о чём говорится в предложении)
Отвечает на вопросы: Кто? Что?
Весь класс был на празднике.
В предложении подчеркивается одной чертой.
Сказуемое (обозначает, что говорится о подлежащем)
Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?..
В предложении подчеркивается двумя чертами.
Гроза надвигалась.
Внизу большая река тянется серебристою нитью.
Части речи:
Имя существительное – Кто? Что?
Имя прилагательное – Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол – Что делать? Что сделать?
Предлог
Местоимение (я,ты, мы, вы, он, она, оно, они).
Нераспространенное предложение – это предложение, которое состоит только из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. (Гроза надвигалась.)
Распространенное предложение – это предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов предложения.
(Над городом надвигалась сильная гроза).
Безударную гласную
Например: моря – море, река – реки, смотреть – смотрят.
Парную согласную
в слове нужно проверять, для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
Например: зуб – зубы, глаз – глаза, мягкий – мягок, сладкий – сладок.
infourok.ru
Имя прилагательное 2 класс
Тема: Имя прилагательное как часть речь. (2 класс).
Цель: познакомить с существительными признаками имени прилагательного как части речи.
Задачи:
1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить прилагательные в речи.
2.Формировать умение распознавать роль прилагательных в речи.
3. Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, планшет, интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
-В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайд №1)
2. Минутка чистописания. Отгадайте загадку, и вы узнаете, какую букву мы сегодня будем прописывать.
Брат с братом
Всю жизнь сидят рядом,
Видят целый свет,
А друг друга нет. (Глаза)
- Как называется эта буква? Из скольких частей она состоит? (из одной части) Как называется эта часть? (палочка с закруглением вверху и внизу.) (Слайд №2, №3)
Письмо буквы г-показ учителем на доске с подробным объяснением.
3. А теперь, ребята, с какой частью речи мы познакомились? Что называется именем существительным? Прочитайте еще раз загадку и назовите имена существительные. На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные? Назовите их. Как изменяются имена существительные? Как можно определить род имен существительных?
4. Словарная работа. Дети пишут словарный диктант, подставляют нужную букву. Взаимопроверка работ. (Слайд №4, №5, №6,№7)
5. Подготовка учащихся к осознанию роли имен прилагательных в нашем языке.
Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Сможете ли вы догадаться, что это за ягода? (Нет)
Я вам помогу, загадаю вам загадку, а вы подумайте, какие вам слова помогли догадаться?
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри. (Арбуз) (Слайды №8,№9,№10)
Круглый, сладкий, полосатый, красный. - На какой вопрос они отвечают?
Запишите в тетрадях: Арбуз (какой?) круглый, красный, сладкий.
- Что мы можем сказать об этих словах? (Слова - волшебники) (Слайд №11)
- Правильно, эти слова украшают и уточняют нашу речь.
6. Объявление темы и цели урока. (Слайд №12)
Сегодня вы познакомитесь с новой частью речи «Имя прилагательное». Узнаем, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, научимся распознавать имена прилагательные в тексте.
Чтение стихотворения о прилагательном. (Слайд №13)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- О какой части речи написано в стихотворении? (О прилагательном)
- А теперь давайте прогуляемся по стране «Прилагательное».
Посмотрите на эту лужайку. (Слайд №14)
- Что вы видите на картине? (тучи, солнце, дом, деревья, цветы).
Какой частью речи являются эти слова? Чего не хватает нашей картине? (разных цветов).
А что нам нужно, чтобы ее разукрасить? (карандаши, краски).
А теперь посмотрите на картину, какие изменения произошли? (Слайд №15)
Какая картина вам больше нравится? Почему? Какое стало солнце, дом, деревья, цветы?
7. Работа с учебником. Чтение правила. (Слайд №16)
- Что нам говорит слово «Прилагательное»? (Прилагается). А к какой части речи прилагается прилагательное? (К имени существительному).
8. Пойдем дальше. Пришли мы к морю. (Слайд №17)
- Что мы видим на берегу? (Бутылку с письмом). Слайд №18.
Ребята, вода размыла некоторые слова в письме. Давайте их восстановим. (Слайд №19).
У лукоморья дуб ____
_____ цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ____
Все ходит по цепи кругом. (Зеленый, златая, ученый).
- А кто автор этих строк? А.С. Пушкин.
- На какой вопрос отвечают эти слова? А какую часть речи характеризуют? (Имя существительное).
8. Ну, пойдем дальше. Куда мы попали? (В лес). Слайд №20.
А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, медведь, белка, волк).
- Хорошо, а какие они? Слайд №21.
Заяц трусливый, серый, косой. Медведь косолапый, бурый, неуклюжий и т д.
9. Работа у доски. Упражнение 474. Выписать прилагательные.
- А какие эти слова? (однокоренные)
10. Физминутка.
11. Посмотрите, мы уже подошли к горам. Нам нужно пройти через горы. Что нам для этого понадобиться? (Лестница). А лестницу мы будем строить из слов, т.е. будем от существительных образовывать прилагательные. Слайд №22.
Снег – снежный,
Гора – горный,
Лес – лесной.
13. Мы успешно спустились с горы. Смотрите, какая красота! Это же ягодная полянка! А кого мы видим там? (Карлсон, Малыш).
- А что любит Карлсон? (Сладкое варенье).
Сейчас мы им поможем из ягод сделать варенье. Но для этого вы должны правильно распределить существительные и прилагательные. Существительные - в корзину, прилагательные – в банку. Слайд №23.
Малина – малиновое;
Клубника – клубничное;
Земляника – земляничное;
Брусника – брусничное;
Яблоко – яблочное.
- Где здесь имя существительное? На какой вопрос они отвечают? Где имя прилагательное? На какой вопрос они отвечают?
- Что можно сказать об этих частях речи, почему прилагательное постоянно находится рядом с существительным?
( Прилагательное не может без существительного. Оно прилагается к существительному.)
14. Игра «Кто быстрее?» Работа по рядам. Какой ряд больше подберет имена прилагательные.
1 ряд – погода 2 ряд – животное 3 ряд – ребенок
15. Диаграмма Венна. Имя существительное. Имя прилагательное. Назовите сходство и различия этих частей речи.
16. Итог урока.
- С какой частью речи познакомились? Кто запомнил, что называется именем прилагательным?
- Без какой части речи не может имя прилагательное.
17. Домашнее задание: стр. 187.Упражнение 474. Выучить правило.
18. Комментированное оценивание учащихся.
infourok.ru
Имя прилагательное 2 класс
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом _____________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
_____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ____________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
_____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ___________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ___________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом _____________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
_____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ____________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
_____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ___________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ___________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом ___________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
_____________________________________________________________
Задание: Спишите, вставьте подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Наступил ________________ апрель. Светит ______________ солнце. Небо сегодня _____________. Кругом _________ трава.
Весело бежит _____________ ручей.
Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, зелёная, быстрый, голубое.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
___________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_____________________________________________________________
ИМЯ прилагательное - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
ОБОЗНАЧАЕТ_______________ _______________.
И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.
НАПРИМЕР:_____________? , _____________?, ______________?, _______________?.
_________________________________________________________
Снег (………….…..?) последний.
Трава (………….……?) зелёная.Стекло (………….……?) прозрачноеЦветы (…………….…?) живые.
____________________________________
Снег (……….……..?) последний.
Трава (………..………?) зелёная.Стекло (…………..……?) прозрачноеЦветы (……….…….…?) живые.
_____________________________________
Снег (……………..?) последний.
Трава (……….………?) зелёная.Стекло (……….………?) прозрачноеЦветы (……….…….…?) живые.
__________________________________________
Снег (………….…..?) последний.
Трава (………….……?) зелёная.Стекло (………….……?) прозрачноеЦветы (……….…….…?) живые.
_______________________________________
Снег (………..……..?) последний.
Трава (………….……?) зелёная.Стекло (……….………?) прозрачноеЦветы (……….…….…?) живые.
_______________________________________
какой?
какая?
какое?
какие?
infourok.ru
Создает проблемную ситуацию. - На доске даны слова. Заяц, большое, поспевает, ландыши, яблоко, сладкая, душистые, скачет, упало, белый, расцвели, земляника. Прочитайте их. Найдите среди них существительные. - Какое из них могло бы быть лишним? - Найдите из оставшихся слов глаголы. - Как вы узнали, что это глаголы? - Составьте с одним из глаголов 2 словосочетания так, чтобы в одном из них он употреблялся в переносном значении, в другом - в прямом. - Прочитайте оставшиеся слова. Куда мы их отнесем? К существительным? - Тогда остается их отнести к глаголам? - Какую еще часть речи мы узнали в самом начале раздела, и предположите, какой частью речи могут быть эти слова? - А можем ли мы это утверждать? - Как будем доказывать? Проблема. - Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные. - Значит тема нашего урока…? | (Находят существительные и нажимают на них – они выставляются в первый столбик) - Заяц – одушевленное, остальные неодушевленные. Ландыши – стоит во мн.ч., остальные сущ. в ед. ч. (Находят глаголы и нажимают на них – они выставляются во второй столбик) - Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделало? и т.д. (Н-р, Упало яблоко. Упало настроение.) - Нет, они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы кто? что? - Нет. Они не обозначают действия предметов. - Именами прилагательными. - Нет, не можем. Нам надо доказать, что эти слова относятся к прилагательным. - Нужно узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают. - Имена прилагательные | 1. - Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы. - Сделайте вывод. 2. - Что дальше мы должны узнать об именах прилагательных? - Посмотрите на картинки на слайде. Подберите прилагательные к этим предметам. Предметы одинаковые? Карандаш-карандаш, свеча-свеча, яблоко-яблоко…, но прилагательные получились разные. Почему? - Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое? - Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать? - Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет. - Сделайте вывод. - Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные? Прочитайте в учебнике на странице 88 «Страничка для любознательных». - Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное» - Проверим себя по учебнику на странице 86. 3. - Мы уже знаем, как подчеркиваются и обозначаются имена существительные и глагол, а имя прилагательное мы будем подчеркивать волнистой линией ~~~~~ и сокращённо подписывать над словами прил. По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место 4. - Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление». - К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним. - Вернемся к нашим словам и составим из них предложения. - О ком говорится в предложении? - Что сказано о нем? - А что еще сказано? - Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху. - К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»? ( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями) - давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное?5. – А зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете? - А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи? - Прочтите первый текст. О чем говорится в нем? Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение. - Теперь прочитайте второй текст. О чем говорится во втором тексе? Пришла долгожданная весна. На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение. - Можно ли считать их одинаковыми? Почему? - Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? - Отгадайте загадку. Почему отгадать очень сложно. А теперь попробуйте отгадать (появляются прилагательные). Какие слова помогли отгадать загадку. Папа __________, _______________, Мама ___________ вся, Детки ________ у папы, - Чью ж гуляет тут семья? - Какова еще роль имен прилагательных в речи? - Проверьте себя по учебнику на стр. 90 «Обратите внимание» | белый – какой? сладкая – какая? большое – какое? душистые – какие? - Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - Что они обозначают. - Предметы разные по цвету, ширине, размеру. - Цвет, вкус, размер, запах. - Признак предмета. - Имена прилагательные обозначают признак предмета. (Читают информацию о значении имен прилагательных) (Пробуют назвать правило) (Читают правило) - Скачет белый заяц. - О зайце - Что он скачет - Что он белый - Имя прилагательное - К существительному «заяц». - С именем существительным. («Корзина идей») - О весне. - Тоже о весне. - Нет. Второй текст более точный, красивый. В нем есть прилагательные. - Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее. - Гусь, гусыня и гусята. Имена прилагательные. - Помогают описать какой-либо предмет. | Закрепим полученные знания об имени прилагательном. 1. Совместная работа по электронному приложению к учебнику. Анимация. 2. Работа в группе на СПАК. - К каждому имени прилагательному подбери соответствующее имя существительное Яблочное, картофельное… Сахарный, речной… Зеленый, хрустящий… Столовая, чайная… Рыжая, хитрая… 3. Поиграем в игру «Весёлый поварёнок и зайчонок». Поварёнок приготовил фруктовые и овощные соки для зайчонка. Зайчонку очень понравились они! А как называются эти соки, он не знает. Помогите ему!!! 4. Работа по учебнику стр. 89 упр. 153 5. Работа в группах. Кластер «Опиши внешность человека» Проверка по слайду. 6. Поиграем в игру «Кого я загадала?». Описываю внешность девочек. - Какие слова я использовала? 7. Работа в группе. - Теперь попробуйте сами поиграть в группах в такую игру. Опишите мальчиков. 8. Работа в группах. Послушайте отрывок песни «Пропала собака» В. Шаинского и выпишите имена прилагательные. | Работают в группе на СПАК, проверка по слайду. - Пюре - Песок - Огурец - Ложка - Лиса - Из апельсина – апельсиновый - Из сливы - сливовый - Из лимона – лимонный и т.д. - Выполняют упражнение 153 (У каждой команды пустой кластер. Заполняют.) (Дети отгадывают, кого я загадала, и называют имя девочки). - Имена прилагательные (Подбирают имена прилагательные для описания определенного мальчика.) - Белоснежный, рыжие, занятный, глупый, доверчивый. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Имя прилагательное 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Русский язык
2 слайд Описание слайда:Вв Винни Пух Для него прогулка – праздник, И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник Медвежонок …
3 слайд Описание слайда:1группа- ед.ч, 2 группа- мн.ч., 3группа –только во мн.ч. Города, индюки, кастрюля, ножницы, ромашка, пироги, ягоды, билет, деньги, мороз, очки, сапоги, деревня, брюки, штаны
4 слайд Описание слайда:Проверяем. Оцените смайликами Кастрюля , ромашка, билет, мороз, деревня- ед.число Города, индюки, пироги, ягоды, сапоги- мн.число Ножницы, деньги, очки, брюки, штаны- только во мн. числе
5 слайд Описание слайда:Тема: Число имён прилагательных Цель: научиться изменять имена прилагательные по числам Узнать, могут ли прилагательные быть только единственного или только множественного числа?
6 слайд Описание слайда:Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета
7 слайд Описание слайда:Хвост крючком, нос пятачком. Винни Пуха лучший дружок- Поросенок …
8 слайд Описание слайда:Работа по учебнику Правило стр.154.
9 слайд Описание слайда:Кто в сказках всех умней? Угадай её скорей. У неё мудрая голова, А зовут её…
10 слайд Описание слайда:Работаем по учебнику упр.411
11 слайд Описание слайда:Могут ли быть прилагательные только одного числа? Какого цвета предметы?
12 слайд Описание слайда:Физминутка
13 слайд Описание слайда:Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызет морковку.
14 слайд Описание слайда:Составь предложения, найди прилагательные, определи число. 1 вариант: холодная, зима, наступила. морозы, сильные, стоят. 2 вариант: деревья, пушистый, иней, покрыл. серые, плывут, облака.
15 слайд Описание слайда:Взаимопроверка в парах. Оцените смайликами 1 вариант: Наступила холодная зима . Стоят сильные морозы. 2 вариант: Пушистый иней покрыл деревья. Плывут серые облака.
16 слайд Описание слайда:Подведём итог Что нового узнали об имени прилагательном? Могут ли быть прилагательные только во множественном или только в единственном числе?
17 слайд Описание слайда:Герой на день рождения Потерял свой хвост, друзья. Вы, конечно, догадались, Что это ослик…
18 слайд Описание слайда:Неуклюжий, косолапый, плюшевый Умная, мудрая, добрая… Вежливый, умный, внимательный… Весёлый, дружелюбный, розовый… Серый, грустный, длинноухий…
19 слайд Описание слайда:Тест 1. Имя прилагательное – это… А) часть речи Б) часть слова В) часть предложения 2. Имя прилагательное обозначает… А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы… А) какой? какая? какое? какие? Б) кто? что? В) что делать? что сделать? 4. Имя прилагательное может быть… А)только единственного числа Б)только множественного числа В)единственного и множественного числа 5. Число имени прилагательного можно определить… А)по имени существительному, с которым оно связано Б)по имени прилагательному В) по глаголу
20 слайд Описание слайда:Оцените себя, подарите Иа шарики-смайлики Спасибо за урок!!! Всё понял, могу объяснить друзьям Было трудно Всё понял, объяснить друзьям еще не смогу
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-307344
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем Деление класса на 3 группы |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Объявление темы урока | Слайды № 1,2 | Познакомить с темой урока , его образовательными целями | Знакомство. |
Пробное действие | Слайд 3 | Нарисуйте прилагательное Встретили затруднение | Объясняют причину невозможнос ти выполнения пробного действия |
Фиксация затруднения | Слайд 4 | Комментирование слайда 4 | Мы не можем нарисовать прилагательное |
Выяснение причины затруднения | Слайд 5 | Заостряет внимание на слайде. 5 | Высказывание мнений |
Постановка цели урока | Слайд 6 | Подводит к выведению формулировки цели урока | |
Пробное задание №2 | Слайд 7 | Прочитайте первый и второй тексты. Сравните их | Чтение Рассуждение Сравнение Работа в парах Фронтальная работа |
Знакомство с прилагательными.Проблемная ситуация | Слайд 8 | Какой текст дает более полную информацию? И почему? Постановка цели | Работа в парах Фронтальная работа Самостоятельное заключение о том, для чего нужны имена прилагательные? Работа в группах. Цель: формулировка вывода . |
Вывод | Слайд 9 | Учитель выслушивает все мнения и как общее помещает на слайде 10 | Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной и помогают точно описывать предметы Чтение слайда 10 |
Самостоятельное выполнение упр 1. стр. 94Проблемная ситуация | Слайд 10 Учебник упр 1 стр. 94 Задание: прочитайте и назовите прилагательные. | Выполните самостоятельно упр 1 на стр. 94 | Пытаются выполнить упр. Самостоятельно |
Проверка выполненного | Проверьте правильность выполнения упр. 1 | Делают проверку. На слайде постепенно исчезают все существительные, остаются только прилагательные | |
Легко ли было определять прилагательные ? | Ответы детей | ||
Фиксация нового знания | Слайд 1 Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. | Правило, по которому мы будем определять и характеризовать имя прилагательное Выведем правило | Фронтальная работа |
Выполнение упражнения 3 | Слайды 12-15 Сравнение животных | Контролирование, направление | Фронтальная работа |
Домашнее задание | Упр 4 стр 95 | объяснение | Записывают в дневниках |
Рефлексия | Слайды 16,17 | Рефлексия. | Карточки самооценка |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок русского языка " Что такое имя прилагательное"- 2 класс
Русский язык " Школа России" - 2 класс
Тема: Что такое имя прилагательное?
16 урок в разделе " Части речи", 1 урок темы " Имя прилагательное".
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: фронтальная, парная.
Цель урока: организация деятельности учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи.
Задачи:
Образовательная: формировать умения распознавать имена прилагательные; устанавливать связи между именем прилагательным и именем существительным, к которому оно относится; формировать умения подбирать по смыслу имена прилагательные.
Развивающая: развивать умения оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции.
Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения.
Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья.
Предполагаемый результат
Предметный результат:
Знать: значение имен прилагательных.
Уметь: устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать по смыслу имена прилагательные к существительным; находить имена прилагательные в тексте.
УУД:
Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
Определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; проверять и оценивать результат, контролировать свою деятельность через анализ результата выполнения задания,
Умение организовать своё рабочее место и работу.
Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;
определять последовательность действий для решения предметной задачи; формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы.
Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, планировать совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.
Педагогические технологии: технология системно - деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, раздаточный материал , электронное приложение к учебнику. презентация ,интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Приём
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Оценивание/формы контроля
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин).
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Представьте, ребята, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…
А давайте мы с ним немного поиграем.
У вас хорошее настроение?
- Проверяет готовность обучающихся к уроку
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, с помощью приёма: эмоциональное вхождение в урок.
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Выполняют самооценку готовности к уроку.
Высказывают собственные мысли.
Настраиваются на предстоящую работу в классе.
Личностные: самоопределение, самооценка готовности к уроку.
Коммуникативные: защищают зрения.
Познавательные: осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Регулятивные: организовывают своё рабочее место и работу; определяют своё эмоциональное состояние на уроке;
оценивают готовность к уроку.
Оценка эмоционального состояния (смайлики настроения).
II.Этап актуализации знаний – 4 мин.
Цель: актуализация знаний об известной части речи.
«Мозговая атака»
Организует беседу о словах – предметах.
Выявляет уровень знаний.
Определяет и устраняет типичные недостатки.
Ребята, нас встречает гномик Всезнайка, который будет помогать нам сегодня на уроке. Прочитайте слова, которые он для вас приготовил.Выделите изученную нами группу слов.
Докажите, что это имена существительные.
Для чего нужны имена существительные?
Кто выполнил задание без ошибок, поднимите зеленую карточку.
У кого есть ошибки, поднимите красную карточку .(Слайд 2)
Делят слова – предметы на группы по вопросу.
Выполняют задание, тренирующее, мыслительные операции и учебные навыки.
Актуализируют ранее изученный материал, выявляют пробелы в знаниях и устраняют их.
Называют имена существительные.
Приводят доказательства (Слова отвечают на вопросы: Кто? Что?, обозначают предметы. )
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
строят речевое высказывание, слушают собеседника и ведут диалог, доказывают свою точку зрения;
-аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.
Регулятивные: планируют собственную деятельность на уроке; контроль, коррекция, оценка своих действий.
Познавательные:
осуществляют актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках ; выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.
Участие в мозговом штурме.
Выяснение готовности класса к изучению нового материала;
Выполняют самооценку с помощь сигнальной карточки.
III. Постановка учебной проблемы -3 мин
Цель: выявления причин затруднения и постановка цели деятельности.
Побуждающий диалог
Организует побуждающий диалог.
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Актуализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Организует познавательную активность.
Обратите внимание на оставшиеся слова.Что о них можете сказать? Какую цель поставите перед собой на этот урок? Сегодня мы остановим свое внимание именно на этих словах.Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? Ответив на поставленные нами вопросы, мы сделаем новое открытие.Что видите на слайде? (Схема-памятка.)Можете ли вы воспользоваться ею? Какова же ваша учебная задача? (Слайд 3-4)
Участвуют в диалоге. Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют цель и задачи урока. Вспоминают алгоритм изучения части речи: что обозначают; для чего служат; на какие вопросы отвечают.
( Опора на схему).
Испытывают затруднение в определении новой части речи.
Познавательные:
проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия;
проговаривают причины затруднений;
разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).
Коммуникативные:
-участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения; сотрудничают с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.
Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий.
Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока.
IV.Открытие нового знания -10 мин.
Цель: построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации).
Проблемная ситуация
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Подберите.мёд, трава, поле, дниНа какой вопрос отвечают слова «жаркие, сладкий, зелёная, большое»? На что в предмете указывает слово «зелёная»? «большое»? «сладкий»? «жаркие»? Чем является цвет, размер, вкус для предмета?
Что мы узнали об этих словах?
Кто знает, как называются слова которые мы записали.
Расскажите об имени прилагательном, используя схему-памятку.Сверим наши знания с научными. Прочитайте правило нас.86.Верны ли ваши открытия? Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». Какие признаки могут обозначать прилагательные?
(Слайд5-6)
Подбирают к каждому имени существительному подходящее слово – признак из слов для справок. Записывают в тетрадь с вопросом. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).
В процессе диалога «открывают» знания о новой части речи.
Делают вывод: имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», « какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предмета -формулируют правило .
Заполняют схему. Формулируют тему урока. Сверяются свои выводы с научными по учебнику.
Личностные: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Познавательные :
удерживают учебную задачу; анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск её решения, выдвигают и проверяют гипотезы;извлекают информацию, делают выводы в результате совместной работы;
выделяют необходимую информацию; работают со схемой, с учебником.
Коммуникативные:сотрудничают с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации;
выражают свои мысли ; аргументируют свои мнения и позиции в коммуникации.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль в ходе выполнения работы.
Создание продуктов деятельности.
Контроль усвоения, коррекция.
V. Первичное закрепление - 5 мин.Цель: установка осознанности восприятия нового
Игра «Угадай , кто это?»
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Подводит обучающихся к выводу.
Организует деятельность по применению новых знаний.
Игра «Угадай , кто это?»Какие звери пришли к нам на физкультминутку и спасли нас от злого волшебника? Отгадаем все вместе.
( Приводятся описания зверей с использованием слов-признаков).
Какая часть речи помогла угадать кто это? Докажите, что это имена прилагательные? (Слайд 7)
Применяют новые знания на практике. Выполняют игровое упражнение с проговариванием алгоритма вслух.
Приводят доказательства, используя алгоритм. Осуществляют взаимоконтроль.
Познавательные :
выбирают действия по достижению цели;
доказывают свою точку зрения, действуют по алгоритму;
строят логические цепи рассуждения.
Коммуникативные:
сотрудничают с учителем и сверстниками;
выражают свои мысли с достаточной коммуникацией.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию.
Взаимоконтроль . Умения применять ранее полученные знания при выполнении упражнения.
Физминутка - 2 минуты «Хлопай – топай»
Выполняют движения вместе с учителем.
VI. Применение знаний и способов действия(сам. работа) - 8 мин.
Цель: организация деятельности по применению новых знаний;
индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Самостоятельная работа
Организует деятельность по применению новых знаний.
Направляет и организует деятельность учащихся в выполнении письменного упражнения.
Предлагает поработать в парах.
Дифференцированная работа по вариантам(Выберите тот вариант, с которым вы справитесь.)1 вариант
Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные( пользуясь слайдом).
2 вариант
Дополните подходящими по смыслу именами прилагательным
Сахар (какой?) …, ….
Небо (какое?) …, ….
Санки (какие?) …, ….
Школа (какая?) …, …(Слайд 8).
Работают самостоятельно, в паре(вспоминают правила работы в паре). Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Осуществляют самопроверку, самоконтроль. Пошагово сравнивают свою работу с эталоном.
Делают вывод: имена прилагательные помогают выразить чувства, показать качества и свойства предметов.
Зачитывают получившийся текст- 1 вариант. Обсуждают. Объясняют орфограммы в словах.
Познавательные:
структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы выполнения задания; работают самостоятельно, в паре по плану;
сравнивают пошагово с эталоном, проговаривая во внешней речи;
делают выводы.
Коммуникативные:
управляют поведением партнера, - договариваются в общности общего решения;
строят высказывания, участвуют в диалоге;
формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные: осуществляют контроль; оценивают результат, проводят коррекцию, самооценку.
осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.
Самоконтроль, самооценка. Проверка решения с эталоном.
VII. Включение в систему знаний и повторение -6 мин.
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Работа с учебником.
Предлагает прочитать высказывание А. Толстого.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью).
Какой по мнению автора, русский язык? С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?
Какой частью речи являются выделенные слова?
Вывод: имена прилагательные помогают выразить чувства, показать качества и свойства предметов.
Самостоятельная творческая работа (Слайд 9).
Составьте красивые распространенные предложения с помощью имен прилагательных.
Обобщают изученный материал.
Читают высказывание Толстого. Делают выводы о богатстве русского языка. Доказывают, что имена прилагательные помогают выразить чувства, показать качества и свойства предметов .
Выполняют самостоятельную творческую работу. Зачитывают предложения.
Познавательные :
извлекают необходимую информацию из учебника; структурируют знания;
самостоятельно создают алгоритм деятельности ;
строят логические цепочки; делают выводы;
выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности;
выполняют творческое задание.
Коммуникативные:
строят устные высказывания;
участвуют в диалоге; формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
осуществляют контроль, оценивают результат, проводят коррекцию, самооценку.
Коррекция, взаимоконтроль, самооценка.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин. Цель: развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Приём
«Светофор»
Организует анализ деятельности учащихся.
Предлагает работу в паре.
Посмотрите на картинки, что их объединяет?
Наш гость гномик Всезнайка задумался? О каком предмете он думает? Снежный, холодный, большой (Снеговик.)А теперь мы поиграем в паре (выберите предмет и опишите его не называя, а ваш сосед постарается его назвать.(Электронное приложение к учебнику).
Слова какой части речи помогают описать предмет?
Чтение стихотворения:
У существительных подчас
Не жизнь , а просто скука
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложитьИм веселее станет жить.
О каких слова рассказывает поэт?
Расскажите об имени прилагательном.
(Можно пользоваться схемой.)Подготовьте вопрос по теме урока для товарища.Какое задание вам было интересно выполнять?
Всё ли вам было понятно?Что не получилось?Оцените себя с помощью «светофора».(Отмечают свое
местонахождение на листе самооценки).Зеленый цвет- я всё понял, знаю, умею. Жёлтый цвет – допускаю ошибки. Красный цвет- мне нужна помощь, испытываю трудности.
Изменилось у вас настроение к концу урока?
Покажите на рисунке , какое у вас сейчас настроение?Солнышко вновь с нами, так же ярко светит и радует нас.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.(Слайд 10).Благодарит за урок.
Работают в паре . Описывают предметы с помощью имен прилагательных. Осуществляют самоконтроль.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Отвечают на вопросы.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные :
обобщают полученные знания, делают выводы;
проводят рефлексию способов действия ;
анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения;
определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Коммуникативные:
выражают свои мысли;
формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.
Регулятивные:осуществляют самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносят цель и результат;
осуществляют контроль, коррекцию, самооценку.
Оценка и самооценка деятельности .
VIII. Домашнее задание -3 мин.
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. (Упр.187 по заданию, творческое задание по карточке).
Комментирует дифференцированное задание.
Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.
Проверяет понимание выполнения домашнего задания Обсуждает возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся. Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.
Личностные: самоопределение.
Познавательные:
применяют алгоритм при выполнении домашнего задания.
Регулятивные:
воспринимают информацию, выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.
Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.
infourok.ru