"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста до года
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать центр развития речи, который находится в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить. Скорейшее развитие речи значит, что ваш малыш быстрее начнет объяснять вам то, что он хочет, чувствует. Вы поймете ребенка, если его что-то беспокоит. Незабываемое удовольствие получите, когда ваш отпрыск начнет самостоятельно рассуждать на разные темы.
От развития речи может зависеть интеллект. Ведь логично, что если мама разговаривает со своим малышом, отвечает на его вопросы, объясняет ему что-то, то развитие такого ребенка происходит быстрее и глубже, чем у его сверстника, не умеющего общаться. В дальнейшем этот фактор может повлиять на самооценку.
Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.
У плода пальчики согнуты. У новорожденного руки обычно сжаты в кулачки. Начинать развивать мелкую моторику пальцев в столь нежном возрасте можно и нужно путем легкого массажа. Из всех массажных движений для новорожденного можно использовать только один прием – поглаживание. От расслабляющих движений тонус мышц будет постепенно снижаться. При массаже новорожденному желательно уделить внимание каждому пальцу руки, начиная с кончиков.
Когда малыш подрастет, продолжаем развитие мелкой моторики рук. Для этой задачи ребенку до 6 месяцев хорошо подойдут погремушки, которые он сможет взять ручкой. Эти игрушки могут быть разной конфигурации и твердости. Некоторые ребятишки любят подолгу заниматься с подвижными частями – колесиками, шариками, встроенными в погремушку, что тоже способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Грудничкам очень интересны развивающие коврики. На них много игрушек различной формы, цвета, которые под пальцами могут интересно шуршать, звенеть, бренчать. Юный исследователь до года может минут 20-30 заниматься с таким развивающим ковриком. Малыш, познав разные возможности, находит что-то одно, что привлекает его больше других. Особенности различия ковриков в том, что они могут быть для девочек, для мальчиков или универсальные. Различаются, в основном, по цветам и комплектующим игрушкам. Психологами замечено, что даже новорожденные девочки больше обращают внимание на лица, чем на другие предметы. Поэтому большая часть погремушек для девочек округлой формы.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, с детьми до года полезно делать пальчиковую гимнастику. Сначала это «ладушки» — малыш с удовольствием хлопает в ладошки. Позже – «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, накормила каждый пальчик» — грудничок пальчиком водит по ладошке и загибает пальцы по очереди.
Для развития мелкой моторики рук придумано много разнообразных развивающих игр, фишек, игрушек. Полезно чередовать ее с карточками Домана. От таких занятий малыш начнет быстрее говорить.
Так же мама может наряжать пальцы в человечки и играть ими. Сначала она показывает малышу, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем ребенок повторяет действия мамы, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме.
Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе. Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками. Еще малыши любят играть на клавишных инструментах, например, на детском пианино. Надавливая на кнопочки, развиваются не только пальчики, еще слуховое восприятие. Некоторые мультики для маленьких детей тоже способствуют развитию.
Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки.
Развивать мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста можно из доступных вещей. Например, дайте малышу немного разной крупы и макаронных изделий, пусть он выкладывает из них узоры. Не забудьте контролировать весь процесс, ведь он может от избытка фантазии засунуть мелкий предмет себе в нос или ухо! Из макаронных изделий с большим отверстием можно еще сделать бусы, нанизывая их на шнурок. Никто не запрещает раскрасить их потом краской. Рисование, раскрашивание так же полезно для развития мелкой моторики пальцев рук.
Так же полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазлы, мозаику, конструктор. Переливать воду пипеткой, грушей или ложечкой. Все это ребенок должен делать под присмотром взрослых.
Не только интересно, полезно для мелкой моторики, но еще вкусно провести такое занятие: смешать в тарелке несколько видов сухофруктов и орехов. Задача для малыша – разложить все эти вкусности по разным кучкам.
Еще можно делать игрушки с помощью бельевых прищепок. Например, для изготовления солнышка дайте ребенку кусочек картона в виде круга, пусть приделывает к нему лучики. Таким образом можно сделать ежика или другие фигурки.
Развитие мелкой моторики происходит при лепке. Чего только сейчас нет для этого задания! Различный пластилин, жвачка для рук, живой песок. В домашних условиях лепить можно из теста. Причем, если маленький ребенок съест кусочек теста с целью познания, страшного ничего не случится.
В магазине игрушек можно увидеть умные лабиринты, по которым надо катать мелкие шарики. Это упражнение, которое с удовольствием делают дети, тоже улучшает развитие мелкой моторики пальцев рук деток. Полезны разнообразные мячики, которые можно катать или передавать из рук в руки. Мячи с пупырышками особенно действуют на нервные окончания ладоней.
Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка происходит на протяжении многих лет. Маме можно самой придумывать различные задания, чтобы развивать пальчики своего любимого дитя.
В последнее время стали популярны миниатюрные куклы лол с аксессуарами, которые неплохо развивают мелкую моторику.
А вы как играете со своими малышами? Делитесь, написав комментарий или жмите на кнопки соц сетей. Может, другие мамы напишут о своем опыте развития мелкой моторики.
detimy.ru
Особенности развития мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста: методы, пособия и игры
То, насколько велико значение развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, доказывать не приходится – этот научный факт принят за аксиому, и все без исключения педагоги настаивают на том, чтобы подобные занятия проводились с малышом дома едва ли не с пеленок. Для младенцев хорошую службу сослужат погремушки и мягкие игрушки, наполненные специальным крупитчатым составом, ощупывая которые ребенок тренирует чувствительность своих пальчиков. Чтобы развивать мелкую моторику рук у детей постарше, помогут специальные тренажеры и игры, которые к тому же будут являться и развивающими пособиями.
Давно доказан тот факт, что малыши изучают мир на ощупь больше, чем на взгляд. В этом возрасте начинает формироваться умение хватать и удерживать предметы: ложку, карандаш или детали игрушек. Чем рельефней текстура игрового пространства вокруг, тем интенсивнее идет познание окружающей действительности, развиваются умственные способности, формируется творческий потенциал.
Кроме того, развитие мелкой моторики у детей младшего возраста пригодится перед поступлением в школу, когда придется много и долго тренироваться в написании элементов букв, а затем и в письме. Поэтому в данном разделе рассмотрим возможности развития мелкой моторики в условиях пространства детской комнаты.
Прочтя этот материал, вы узнаете, как развивать мелкую моторику у ребенка при помощи несложных занятий.
Роль мелкой моторики в развитии мыслительной деятельности ребенка
Малыши рождаются с хватательным рефлексом, и каждый из нас сталкивался с тем, что, если младенцу протянуть палец, он обязательно его схватит и зажмет в кулак.
Со временем хватательный рефлекс слабеет, уступая тактильному познанию окружающей среды. Малыш учится ползать, щупает игрушки, предметы, знакомится с окружающей действительностью, ощупывая встречающееся текстуры. Ребенок учится держать кружку, ложку, вилку, развивает умение накалывать на вилку пищу, приучается есть, не пронося пищу мимо рта.
Но вот основные действия освоены, и развитие пальцев и мелкой моторики рук у детей значительно замедляется. И дальше только от родителя и педагога зависит, как малыш научится держать карандаш, владеть ручкой, резать ножницами и скреплять мелкие детали.
Ученые доказали: роль мелкой моторики в развитии ребенка настолько высока, что влияет и на совершенствование мыслительной и речевой деятельности, расширение кругозора. Кроме того, мелкая моторика влияет на координацию движений, слаженность действий и на скорость восприятия нового материала.
Поэтому к тренировкам пальцев рук ребенка надо приступать как можно раньше: начинать эту работу нужно с младенчества и обязательно продолжать в более старшем возрасте.
Способы развития мелкой моторики пальцев у детей в домашних условиях
Когда говорят про развитие мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста, первыми на ум приходят тренажеры по системе Марии Монтессори. В отличие от других систем раннего развития, система Монтессори не требует больших финансовых вложений. Для создания развивающей среды в доме достаточно провести ревизию в шкафах, на кухне и даже в ванной комнате.
Какие же способы развития мелкой моторики у детей нужно использовать, чтобы тренировать пальчики малыша? Начинать нужно с самого простого. В методике Монтессори это карточки с вкладышем. Для их изготовления потребуется твердый картон или картонная коробка, несколько цветных геометрических фигурок из твердого картона и канцелярский нож.
Для каждого шаблона потребуется кусок твердого картона размером 10 см х 10 см. На плотную основу наклейте цветную бумагу и после полного высыхания клея разметьте геометрические фигуры. Вырезать фигуры нужно с помощью канцелярского ножа.
Задача ребенка – сопоставить геометрические фигуры с формой в окошках картона.
Еще один простой, но очень действенный тренажер на развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях: доска для шнуровки. Изготовить ее можно также из плотного картона, но лучше использовать фанеру или плотный пластик.
Есть и один универсальный тренажер, направленный на развитие мелкой моторики рук у детей и обучение застегивать пуговицы, крючки и змейку, создается, как и доска для шнуровки: по образу верхней одежды.
К инструментам, преследующим цели тренировки рук ребенка можно отнести пальчиковые краски, безопасный пластилин или обыкновенное сдобное тесто.
Рисование с помощью пальчиковых красок — первый опыт, который получает ребенок от прикладного творчества. Перед тем как устроить такое художественное занятие для развития мелкой моторики у детей, мамам стоит позаботиться о холсте для рисования. Идеально для таких экспериментов подходит бумага в рулонах. Первые занятия с пальчиковыми красками лучше проводить в месте, где нет ковров, лишней мебели или дорогих гобеленов. Сегодня есть прекрасные пальчиковые краски для рисования на акриловых поверхностях. В рисовании нельзя гнаться за методикой. Начинать надо с малого. Сначала — силуэт пальчиков, потом — ладошки или пяточки, и только потом — рисунки ромашек, домиков и фей.
Что касается пластилина, несмотря на свою завышенную цену, этот материал можно с большой натяжкой назвать безопасным. Если вы хотите использовать именно этот метод развития мелкой моторики у детей, то пластилин для маленького ребенка можно сделать самим, не выходя из кухни. Достаточно взять 150 грамм моющего средства, типа «Капля Сорти» или «Фейри», крахмал и нужный краситель. Моющее средство выливается в миску, туда же высыпается три ложки крахмала и добавляются несколько капель красителя. Далее месите массу до тех пор, пока не получится эластичное, тянущееся вещество. Это и есть пластилин. Добавляйте крахмала больше, если хотите пластилин потверже, и поберегите крахмал, если вам нужно мягкое вещество.
Учитывая такую особенность развития мелкой моторики у детей, как желание попробовать результат своего творчества на вкус, самым подходящим материалом для лепки с полуторагодовалым малышом по праву остается тесто. Оно может быть простым сдобным, и тогда результат лепки вы запечете или зажарите, а потом вместе с ребенком съедите. Или оно может быть соленым, специально предназначенным для лепки и создания фигурок. Как делать соленое тесто, знают практически все: стакан соли, стакан муки и вода.
Внимание!То, что материалы для лепки и рисования не токсичны, еще не означает, что их можно есть. Не оставляйте малыша одного за творческим процессом, не давайте пробовать материалы на вкус. Отвлекайте, переключая внимание, рисуйте и лепите вместе.
Занятия с ребенком по развитию мелкой моторики: приемы и пособия (с фото)
Проводя занятия с ребенком по развитию мелкой моторики дома, можно использовать некоторые приемы, которые практикуют педагоги в детских дошкольных учреждениях. Ниже перечислены основные из них.
- Рисование — самый лучший прием в развитии мелкой моторики, о нем мы детально говорили выше, сейчас же рассмотрим другие простые приемы, которые реально воплотить в домашних условиях.
- Пальчики в бассейн — самый простой прием в развитии мелкой моторики. Возьмите небольшую коробку и насыпьте в нее горох вперемешку с фасолью или чечевицей. Предложите ребенку помочь вам рассортировать бобы по двум горкам. Со временем можно усложнить задание: насыпать в коробку гречневую, рисовую, овсяную крупу или пшено и перебрать все по разным мискам. Это упражнение позволяет развивать хватательный навык, тактильное восприятие кончиками пальцев, активизирует мыслительные процессы, учит различать пред’ меты по форме, размерам и даже по текстуре.
- Массажные перчатки — логопеды называют такое пособие для развития мелкой моторики у детей «щетка Ежик». Обычно подобные перчатки делаются из щеток для расчесывания волос. Необходимо, чтобы площадь щетки была равна размеру ладошки ребенка. Щетка крепится к перчатке либо зубцами внутрь — к ладони, либо наоборот. Есть целый комплекс упражнений с этими перчатками, направленный на расслабление пальцев после длительной работы с карандашом или ручкой: потирание ладошек, массаж пальчиков щеткой, массаж руки соседа, хлопки в ладоши в перчатках и т.д. Такое массажное устройство позволяет активизировать работу кончиков пальцев, наладить хватательный рефлекс и снять накопившуюся усталость с руки ребенка.
- Гимнастика для пальцев — любые физические пятиминутки между периодами работы с карандашом или ручкой. Все гимнастические упражнения направлены на расслабляющий эффект и выполняются в игровой форме.
- Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. Современные дети поздно учатся завязывать шнурки на ботинках. Многие мамы на замечание воспитателя детском саду разводят руками: «У него вся обувь на липучках». Липучки — это прекрасно, но они пальцам мало помогут. Сделать простой тренажер на шнуровку сможет любая мама. Достаточно в плотном картоне проделать симметричные отверстия. Здорово, если картонка будет по форме напоминать ботинок. Продеваете шнурок — и вместе с ребенком осваиваете шнуровку и завязывание бантов на шнурках.
Такие упражнения активизируют мыслительные процессы, развивают социальные навыки и дают тренировку кончикам пальцев, что благотворно скажется на «становлении» руки при письме.
Посмотрите, как выглядят простейшие пособия для развития мелкой моторики рук у детей на этих фото:
Развивающие игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста
Самая первая настольная игра, которую мы помним с детства, — домино. Это не только прекрасная игра для развития мелкой моторики рук у детей, но и отличный тренинг сначала для определения цветов, потом форм, затем на нахождение общего признака. Домино настолько плотно вошло в нашу жизнь, что в некоторых образовательных программах начальной школы принцип домино используют на ранних этапах обучения счету и письму.
Другая не менее интересная и полезная настольная игра — «Эрудит». Мало того, что эта игра – развивающая, она ещё и служит развитию мелкой моторики у детей, ведь чтобы составлять из букв слова и верно располагать их на игровом поле, нужно обладать хорошим хватательным рефлексом и координацией движений. Ну и, конечно, зарабатывая дополнительные очки, ребенок исподволь получает возможность расширить свой словарный запас, учится читать в процессе игры. В «Эрудит» можно играть с ребенком на этапе изучения букв и звуков.
Есть игры-пазлы, собирая которые можно решать задачи, находить необходимое число или отыскивать отличия.
Очень хороши в усвоении понятия формы и размеров игры с фишками разных размеров. Также отличными играми на развитие мелкой моторики рук и познавательных способностей у детей являются карточки с командами на выполнение чередующихся заданий на счет, на знание слов или на логическое мышление.
Увидев в магазине настольную игру с пометкой возраст +, не спешите нести коробку на кассу. Внимательно изучите описание игры; если коробка не запечатана, достаньте правила, перечитайте по пунктам, проверьте наглядные материалы на яркость, четкость изображений.
Очень часто бывает так, что игра, купленная для развития мелкой моторики рук у детей, на которую вы возлагали большие надежды, на самом деле «перемудрила» и себя, и пользователя. К таким «настолкам» интерес теряется очень быстро.
Если вы не знаете, чем завлечь маленького ребенка, используйте фантазию. Например, чтобы выучить с ребенком новые слова, понятия или названия животных, просто распечатайте два раза изображение того, что собираетесь учить. Первую часть оставьте без изменений — это будет шаблон. Вторую часть разрежьте на несколько частей, которые вы будете собирать в цельную картинку, но обязательно проговорите названия всего, что собираете.
rebenokrazvit.ru
Мелкая моторика ребёнка: советы по эффективному развитию
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Ещё великий советский педагог-новаторВ. А. Сухомлинский говорил о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Но не все имеют представление, как правильно это делать, и вообще, что такое мелкая моторика и каковы её особенности? Давайте рассмотрим эти вопросы.
Определение понятия
Мелкая моторика — это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.
Часто в быту относительно этого понятия применяют термин «ловкость». К области мелкой моторики относят много различных движений: от простых (например, взять игрушку) до сложных (писать, рисовать).
Особенности мелкой моторики малышей до 1-го года
Мелкая моторика развивается с момента рождения ребёнка и играет огромную роль для общего развития малыша. Сначала кроха разглядывает свои ручки, затем учится ими пользоваться — неумело берёт предметы всей ладошкой, затем только большим и указательным пальчиками и лишь, пройдя все эти этапы, начинает брать игрушку так, как это делают взрослые. Чуть позже мама учит малыша держать в ручке ложку, карандаш, кисточку для рисования.
У мелкой моторики есть одна очень важная особенность — она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребёнка. Учёными давно доказано, что от развития мелкой моторики у детей во многом зависит раннее развитие речи. С научной точки зрения это объясняется просто: речевой и моторный центры в головном мозге человека расположены очень близко.
Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться — вот почему для своевременного развития речи нужно больше внимания уделять упражнениям на развитие моторики кистей и пальчиков. Это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.
Для чего нужны занятия, развивающие мелкую моторику?
Зачастую по особенностям развития мелкой моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе. Считается, что если с ней всё в порядке, то ребёнок умеет рассуждать, мыслить логически, подготовлен к обучению письму, имеет хорошую концентрацию, память, воображение, внимание, устную речь.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале движения ручек ещё неумелые, неловкие и негармоничные. Чтобы помочь крохе развиваться в этом направлении, придумано множество современных методик, развивающих игр и упражнений.
Занятия и игры по мелкой моторике для самых маленьких
Их можно условно разделить на такие группы: пальчиковые игры, массаж пальчиков, игры с мелкими предметами, лепка и рисование.
Многие родители занимаются развитием мелкой моторики детей по системе Марии Монтессори, разработанной более ста лет назад и доказавшей свою эффективность.
Мы рассмотрим самые простые, но действенные и популярные методы:
- Массаж ладошек — универсальный способ развития моторики для детей самого разного возраста. Возьмите ручку ребёнка и водите своим пальцем по ладошке, гладьте, массируйте её, а потом каждый отдельный пальчик по очереди. Дети просто обожают такие забавы. Если из всех вариантов этой игры вы знаете только Сороку-Ворону, тогда вам необходимо пополнить арсенал знаний. На самом деле стишков для пальчиковых игр придумано огромное множество!
- Ладушки — это русская народная потешка, которая научит распрямлять крошечные пальчики и хлопать в ладошки.
- Разрывание бумаги — упражнение подходит детям после 7-ми месяцев. Дайте несколько листов цветной бумаги ребёнку. Он сначала её ощупает, рассмотрит внимательно, затем начнёт рвать. Такое занятие доставляет малышам несказанное удовольствие;
- Листание страниц — этому малыш научится ближе к году. Теперь вам придётся объяснить ему, что нельзя рвать странички в книжках, а нужно аккуратно их перелистывать;
- Бусы — многим детям нравится перебирать пальчиками мелкие предметы. Такое занятие очень полезно. Сделайте или купите себе такое украшение с бусинками разного размера, формы и цвета. Малыш, находясь у вас на руках, будет подолгу рассматривать их и перебирать пальчиками;
- Вкладыши-мисочки — их можно вкладывать друг в друга, выстраивая башенки и пирамидки. Такая игра формирует понятие о размерах предметов;
- Крупы — насыпьте в мисочку любую крупу и дайте маленькому потрогать, просыпать её сквозь пальчики. Прекрасное упражнение для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
- Баночки с крупами: насыпьте понемногу разных круп в отдельные баночки и позвольте малышу опускать в них ручку. Так он сможет прощупывать все крупинки, трогать их пальчиками. Закопайте на глазах малыша какой-нибудь интересный предмет в крупу, а он пусть поищет;
- Рисовать пальчиком по песку — тоже очень интересное и полезное занятие
- Игрушки, развивающие мелкую моторику: горошинка и другие
Для игры нужна горошина и баночка с крышкой. Покажите крохе, как нужно взять баночку, снять с неё крышку, положить туда горошинку, а затем снова закрыть крышкой. Не расстраивайтесь, если это занятие быстро надоест малышу и не заставляйте его делать, а предложите что-нибудь другое.
Просто завинчивать и отвинчивать крышки от баночек — тоже очень хорошее упражнение для развития ловкости рук малыша. А ещё включайте кроху в процесс одевания — застёгивания застёжек, шнуровки ботиночек. Чуть позже учитесь лепить из пластилина, раскрашивать картинки и рисовать, собирать пазлы и мозаику, вырезать ножницами. Всё это ваш малыш обязательно должен освоить ещё до того, как соберётся в школу.
Все занятия, а особенно с мелкими предметами, должны проводиться только под контролем взрослых. И ещё — чтобы почувствовать ощутимую пользу, не ленитесь делать упражнения на мелкую моторику систематически.
www.babyblog.ru
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать центр развития речи, который находится в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить. Скорейшее развитие речи значит, что ваш малыш быстрее начнет объяснять вам то, что он хочет, чувствует. Вы поймете ребенка, если его что-то беспокоит. Незабываемое удовольствие получите, когда ваш отпрыск начнет самостоятельно рассуждать на разные темы.
Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц. У новорожденного руки обычно сжаты в кулачки. Начинать развивать мелкую моторику пальцев в столь нежном возрасте можно и нужно путем легкого массажа. Из всех массажных движений для новорожденного можно использовать только один прием – поглаживание. От расслабляющих движений тонус мышц будет постепенно снижаться. При массаже новорожденному желательно уделить внимание каждому пальцу руки, начиная с кончиков.
Когда малыш подрастет, продолжаем развитие мелкой моторики рук. Для этой задачи ребенку до 6 месяцев хорошо подойдут погремушки, которые он сможет взять ручкой. Эти игрушки могут быть разной конфигурации и твердости. Некоторые ребятишки любят подолгу заниматься с подвижными частями – колесиками, шариками, встроенными в погремушку, что тоже способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Грудничкам очень интересны развивающие коврики. На них много игрушек различной формы, цвета, которые под пальцами могут интересно шуршать, звенеть, бренчать. Юный исследователь до года может минут 20-30 заниматься с таким развивающим ковриком. Малыш, познав разные возможности, находит что-то одно, что привлекает его больше других. Особенности различия ковриков в том, что они могут быть для девочек, для мальчиков или универсальные. Различаются, в основном, по цветам и комплектующим игрушкам. Психологами замечено, что даже новорожденные девочки больше обращают внимание на лица, чем на другие предметы. Поэтому большая часть погремушек для девочек округлой формы.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, с детьми до года полезно играть в пальчиковые игры. Сначала это «ладушки» — малыш с удовольствием хлопает в ладошки. Позже – «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, накормила каждый пальчик» — грудничок пальчиком водит по ладошке и загибает пальцы по очереди.
ак же мама может наряжать пальцы в человечки и играть ими. Сначала она показывает малышу, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем ребенок повторяет действия мамы, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме.
Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе. Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками. Еще малыши любят играть на клавишных инструментах, например, на детском пианино. Надавливая на кнопочки, развиваются не только пальчики, еще слуховое восприятие.
Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки.
Развивать мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста можно из доступных вещей. Например, дайте малышу немного разной крупы и макаронных изделий, пусть он выкладывает из них узоры. Не забудьте контролировать весь процесс, ведь он может от избытка фантазии засунуть мелкий предмет себе в нос или ухо! Из макаронных изделий с большим отверстием можно еще сделать бусы, нанизывая их на шнурок. Никто не запрещает раскрасить их потом краской. Рисование, раскрашивание так же полезно для развития мелкой моторики пальцев рук.
Так же полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазлы, мозаику, конструктор. Переливать воду пипеткой, грушей или ложечкой. Все это ребенок должен делать под присмотром взрослых.
Не только интересно, полезно для мелкой моторики, но еще вкусно провести такое занятие: смешать в тарелке несколько видов сухофруктов и орехов. Задача для малыша – разложить все эти вкусности по разным кучкам.
Еще можно делать игрушки с помощью бельевых прищепок. Например, для изготовления солнышка дайте ребенку кусочек картона в виде круга, пусть приделывает к нему лучики. Таким образом можно сделать ежика или другие фигурки.
Развитие мелкой моторики происходит при лепке. Чего только сейчас нет для этого задания! Различный пластилин, жвачка для рук, живой песок. В домашних условиях лепить можно из теста. Причем, если маленький ребенок съест кусочек теста с целью познания, страшного ничего не случится.
В магазине игрушек можно увидеть умные лабиринты, по которым надо катать мелкие шарики. Это упражнение, которое с удовольствием делают дети, тоже улучшает развитие мелкой моторики пальцев рук деток. Полезны разнообразные мячики, которые можно катать или передавать из рук в руки. Мячи с пупырышками особенно действуют на нервные окончания ладоней.
Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка происходит на протяжении многих лет. Маме можно самой придумывать различные задания, чтобы развивать пальчики своего любимого дитя.
www.baby.ru
Методическая разработка " Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 « Почемучка»
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Методическая рекомендация
Составитель: Думчева Елена Михайловна,
воспитатель
Юрга 2015
Содержание
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
«Истоки способностей и дарований детей --
на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руки, тем ребёнок умнее…»
В.С.Сухомлинский.
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной. Вот поэтому я и взяла её для углубленного изучения.
Главная цель, которую я поставила перед собой – способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка.
Для достижения этой цели наметила следующие задачи:
1.Создать условия для развития мелкой моторики рук (изготовление дидактических игр, пособий, тренажёров).
2.Формировать у родителей навыки сотрудничества и партнёрства во взаимодействиях с ребёнком и педагогами, повышать педагогическую компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Описанные мною методы и приемы помогут в решении данной проблемы и достижении поставленной мною цели.
Основная часть
Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающей среды. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Он стремится исследовать мир вокруг себя, мир взрослых. Ему необходимо всё потрогать, пощупать, понюхать. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку, открыть интересующую его банку или коробку. А чтобы движения его рук стали более совершенными, необходимо предоставить ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности. А помочь ребёнку в этом, как раз и призваны взрослые: педагоги и родители.
«Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Что он хотел этим сказать? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Педагоги психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев уже с первых месяцев жизни ребёнка.
В моей группе двухлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. В начале года я провела исследование нервно-психического развития детей. Большинство из них не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказались трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. В начале года восемь из десяти малышей могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр они силой заталкивали предметы в отверстия или ёмкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия. В семье развитию мелкой моторики рук не уделялось должного внимания, всю работу пальцев рук за них делали взрослые. Поэтому тренировку движений пальцев и всей кисти рук я взяла под особый контроль.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Начала эту работу с массажа пальцев.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного- оказывает благотворное влияние на состояние желудочка, среднего- на кишечник, безымянного- на сердце. Так что массаж пальцев рук положительно влияет ещё и на здоровье детей, и является весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Делая массаж ежедневно, я увидела благотворный результат: руки детей перестали быть мягкими, они, словно, наполнились силой. Массаж рук ребёнок может делать самостоятельно, используя различные предметы. Провожу такие игры-упражнения:
« Крути карандаш», « Непослушные шарики», « Не боюсь колючек»…
В работе я использую основной принцип дидактики: от простого -- к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для начала выбираю более простые упражнения для пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с чётким проговариванием текста. Каждое упражнение проводится 2-3 раза в день по несколько минут. Цель пальчиковых игр -- развитие согласованных движений обеих рук и развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Очень хорошую тренировку пальцев рук дают народные игры - потешки:
«Сорока - белобока» - поочерёдное загибание пальцев;
« Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка…»- загибание в кулачок и разгибание пальцев как левой, так и правой руки.
« Этот пальчик хочет спать…»- поочерёдное загибание пальцев, кроме большого.
Если выполнение упражнения вызывает у детей некоторые затруднения, то я помогаю на первых занятиях удерживать остальные пальцы от непроизвольных движений.
Выполняем такие фигурки из пальцев: «Домик», «Очки», «Шарик», «Замок», «Зайка и ушки», «Коза», имитируем игру на различных музыкальных инструментах.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. В дальнейшем упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцев рук.
«У оленя дом большой»,
«Ушки-ушки»,
«Мышка мылом мыла лапу»…
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например - опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохну).
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика ( крупная и мелкая), пирамидки, застёгивание пуговиц, кнопок, наборы колец разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки), втулочки, нанизывание бусин на шнурки…
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника.
При проведении таких игр не допускаю переутомления детей и уровень сложности игр должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Чтобы не потерялся интерес к игре, я, в случае затруднения – помогаю малышу: показываю ему, как нужно выполнить то или иное действие или беру его руки в свои и выполняю действия совместно.
Малышу интересно раскручивать и закручивать пробки. Одним из уникальных изобретений для этого являются развивающие тренажёры. Они дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев рук детей в сочетании со знакомством их с цветом и формирование мыслительной деятельности. С их помощью идёт отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Тренажёры очень просты в изготовлении, разнообразны по содержанию, тематике, по цветовому исполнению и очень нравятся детям.
Не менее интересны для детей раннего возраста такое занятие, как разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача - поддержать это стремление, направить его. Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, печь для них пирожное из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машины и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребёнок пытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дом, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Определённую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет центр «Песок и вода». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:
«Водичка», «Наливаем - выливаем», «Угощение для друзей»,
«Домик для черепашки», «Ловля рыбок», переливание воды,…
В своей работе я широко использую игры-шнуровки. Они не только развивают мелкую моторику, но и творческие способности, пространственное ориентирование, глазомер, внимание. Интересны детям и игры с прищепками. «Наряди елочку», «Сделай солнцу лучики»,
«Укрась цветочек», «прикрепи колючки ёжику».
Для развития мелкой моторики рук эффективны такие упражнения, как перебирание пуговиц, крупы, фасоли, бобов, гороха, нанизывания лапши, окрашенной в разные цвета, на шнурок.
Эффективен для развития тонкой моторики пальцев рук и пальчиковый театр. На пальчики одеваются тряпичные куклы и разыгрываются небольшие сюжеты. В действии может участвовать несколько персонажей.
Неотъемлемой частью для развития мелкой моторики рук является дидактический материал. В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых. Этот дидактический материал очень красочный и малыши с удовольствием играют с ним. Никакие промышленные игры не могут заменить игр, изготовленные вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши с удовольствием играют с ними. Мною изготовлены такие дидактические игры:
«Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева»,
«Солнышко», « Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету».
Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно рисовать, лепить из пластилина или солёного теста, делать аппликацию, собирать пазлы и т.д. Но при этом следует помнить: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. В первую очередь, любое совместное занятие должно вызывать охоту к обучению, а не отбивать её.
Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность в застёгивании пуговиц, кнопок, в одевании и раздевании себя, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. Передо мною встал вопрос: «Как сделать из родителей помощников, союзников в решении данного вопроса?». Моя задача - донести до них значимость развитие моторики рук детей. Для этого были даны консультации: «Рука развивает мозг», «Пальчиковая гимнастика». Была организована выставка пособий с рекомендациями по их использованию. Были даны советы, как в домашних условиях развивать руку ребёнка используя то, что есть под рукой: грецкие орехи, ложки, диски, прищепки, крупы, макароны, пуговицы, счётные палочки, стаканы, вода… Совместно с родителями были для этой цели изготовлены дидактические игры: « Корзины с фруктами», «Ёжики», «Рыбки», « Шахматы», «Аленький цветок». Сшита пирамидка-корова.
В начале и конце года была проведена диагностика развития мелкой моторики рук детей. Результат показал положительное влияние систематической, комплексной работы по развитию рук детей. Диагностика проводилась по 3направлениям:
Самообслуживание: умение одеться и раздеться, самостоятельно обслужить себя в туалете, за столом;
Умение держать правильно карандаш, кисточку, ложку, кружку;
Подражание движениям рук взрослого.
1-начало года-20%, конец года-80%;
2-начало года-30%, конец года-80%,
3-начало года-4о%, конец года-90%.
Многолетняя практика подтвердила выводы специалистов о том, насколько значимы занятия для развития мелкой моторики рук детей уже в раннем возрасте. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития детей. От того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Заключение
Таким образом, глубоко изучив данную проблему, мною сделаны следующие выводы:
1). Развивать мелкую моторику рук следует начинать с первых месяцев жизни ребёнка.
2). Подбор упражнений и игр производить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3). Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, несколько раз в день по 2-3минуты.
4). Дидактический материал должен быть красочным,
привлекать внимание детей и желание с ним играть.
5). Поощрять самостоятельные действия детей по самообслуживанию.
6). Необходимость совместных действий взрослых: родителей и педагогов.
Чтобы результат был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы, разный дидактический материал. В дальнейшем я буду продолжать работу, искать новые приёмы, способствующие развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Данный материал могут использовать как воспитатели детских садов, так и воспитатели детских домов.
Список литературы
Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.-136 с.
Т.А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г. -80 с.
В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г-31с.
Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г-58с.
Статья из журнала. А. Минаева. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2006г-45-53с.
infourok.ru
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
«Мелкая моторика» — это выражение известно всем родителям. Однако не всегда взрослые понимают, зачем нужно развитие мелкой моторики рук у детей. Умственное развитие малышей, их память, интеллектуальное развитие, внимательность, мышление, речь — все это зависит от того, насколько ловки пальчики рук крохи.
Родители часто интересуются, что подразумевают под мелкой моторикой, как происходит развитие мелкой моторики пальчиков. Интерес вызывает и то, какие занятия, упражнения для развития моторики можно делать, как без ущерба для развития ребёнка проводить такие занятия.
Понятие, отличительные черты
Моторное развитие ребенка начинает активную фазу с момента появления на свет маленького человечка. Моторика — это двигательная активность, двигательные процессы, а также взаимодействующие с ними явления физиологии, психологии.
Развитие моторики у детей особенно важно в связи с тем, что моторный и речевой центр головного мозга расположены очень близко. При стимулировании, развитии моторных навыков происходит активизация способности к речи, формируются интеллектуальные, логические способности.
Моторика подразделяется на 2 вида:
- Мелкая — в процессе по манипулированию небольшими предметами задействованы только мелкие мышцы кистей рук, пальчики ручек, ножек.
- Крупная — это ползание, ходьба, бег, любая двигательная активность всего организма.
На кончиках пальчиков расположено неимоверное количество нервных окончаний. Через поступающие в головной мозг импульсы от этих нервных окончаний кроха получает и обрабатывает огромный объем информации. Чем больше информации получает головной мозг, тем быстрее, активнее происходит умственное совершенствование малышей. Пеленая младенца, поглаживая кожицу крохи, нежно и мягко разгибая пальчики рук, мама уже делает упражнения, которые начинают формировать ловкость, двигательную активность.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Это развитие имеет свои особенности. Прежде всего, кроха не может сообщить словами — больно ему, неприятно, или не нравятся физические упражнения. Мамочка должна сама следить за самочувствием грудничка.
Упражнения, легких массаж пальчиков рук, ножек можно делать до 5 раз в день, когда малыш проснулся, проявляет активность. Для детишек до 3-х лет длительность таких процедур не должна превышать 4-5 минут. Если несмышленыш начинает плакать, кривить губки, дергать ручками — следует прекратить упражнения, вызывающие подобную реакцию.
Только родившийся младенец уже начинает сам заниматься мелкой моторикой: разжимает, сжимает кулачки, рассматривает свои ручки, пытаясь подвести их поближе к лицу. Кроха хватает ручками пустышку, которая выпала, пытается потрогать яркие погремушки. Все эти простые действия уже развивают ловкость пальчиков.
Мамочка может поддержать, направить самопроизвольное развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Перед глазками грудничка, на небольшом расстоянии, чтобы кроха мог дотянуться, можно повесить игрушки разной формы с разнообразной фактурой, чтобы, дотрагиваясь до таких игрушек, малыш получал дополнительную информацию через ощущения пальчиков.
Проблемы, связанные со слабым развитием мелкой моторики
Совершенствованием двигательной активности, ловкости кистей рук, пальчиков могут заниматься специалисты, родители, сам ребенок. Массаж, который могут делать профессионалы, в домашних условиях под силу и взрослым родственникам крохи. В случае самоустранения родителей от дополнительных занятий с детьми у несмышленышей возникает множество проблем в связи с низким развитием мелкой моторики:
- Малыши позже осваивают речь, у таких крох часто образуются дефекты речи, для корректировки которых потребуются длительные занятия с логопедами.
- Слабая внимательность, недостаточная способность логически мыслить. Творческие способности практически не развиты.
- Проблемы с чтением: ребенок долго осваивает чтение по слогам. Трудно запоминает цифры, буквы, не может правильно их повторить на листе тетради.
- Из-за отставания по усвоению нового материала в школе будут возникать трудности с адаптацией к учебному процессу.
- Дошколята со слабо развитой мелкой моторикой не способны провести прямую линию, написать несколько раз буквы в прописи.
- Малыш не умеет или с большим трудом пользуется ножницами. Не сформировано умение правильно держать ручку, фломастер, карандаш.
- Плохая координация движения, малыш делает много лишних движений, быстро устает. Практически не умеет самостоятельно одеваться, раздеваться.
Если ребенок видит свое отставание от других сверстников, у него может развиться чувство неполноценности, которое выплескивается в агрессивное поведение. Детский коллектив может быть достаточно жесток со сверстниками, которые отстают в развитии, особенно в начальных классах.
Необходимо уделять своим чадам дополнительное внимание в раннем возрасте, чтобы не столкнуться с большими проблемами в процессе школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей должно стоять на одном из первых мест у родителей, заботящихся о благополучии своего подрастающего поколения.
Игры для развития мелкой моторики
Через игры малыши получают большой пласт знаний, умений, которые помогут в дальнейшей жизни. Развивать ловкость пальчиков также легче всего в процессе игры с малышом. Одни из самых популярных и доступных — это пальчиковые игры, не требующие специальной подготовки, а также не нуждающиеся в дорогостоящих пособиях.
- Уже в первый месяц жизни грудничка нужно регулярно массировать кисти, пальчики рук, ног крохи. Игра «Сорока-белобока кашку варила» очень нравится крохам. Мама массирует в этой игре ладошки, загибает, разгибает пальчики чада. Детки постарше начинают следом за мамой повторять слова потешки.
- Игра «Ладушки» заставляет несмышленышей распрямлять пальчики, учит хлопать в ладошки. По достижении 6-7 месяцев малышам можно предоставлять для игры мягкие листы бумаги: деткам нравится их сминать, комкать, рвать на кусочки. Для таких действий задействуют все пальчики ребятни.
- Строительство устойчивых башенок из 2-3 кубиков, собирание пирамидки — эти игры подходят непоседам до 2 лет. Ребятня постарше уже собирает башенки из большего количества кубиков. С 3 лет можно собирать с ребенком мягкие пазлы из крупных деталей.
- Непоседам очень нравится играть с мамиными украшениями. Дайте крохе бусы — перебирание бусинок разных размеров хорошо влияет на формирование моторики пальчиков. Игра с бусинками развивает навык брать маленькие предметы двумя пальчиками: указательным и большим.
- Игры с различного вида шнуровками — сейчас одни из самых востребованных специалистами и родителями. Сделать поделки со шнуровкой можно и своими руками, привлекая в качестве помощника собственное чадо.
- Можно развивать ловкость пальчиков с помощью игр с крупой. Можно просто смешать несколько видов крупы, кроха с удовольствием будет ее перебирать. Можно спрятать на дно емкости с крупой какой-нибудь некрупный предмет, предложить непоседе найти этот предмет.
Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, а также развивает интеллектуальные артистические способности крохи. В продаже много куколок, которых можно использовать в пальчиковом театре. Малыш обязательно захочет сам попробовать, продемонстрировать какую-нибудь сценку с куклой, которую надевают на палец.
Развитие мелкой моторики в творчестве
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста включает и формирование, совершенствование творческих способностей. Маленькие непоседы не приемлют скуки и монотонности. Привлечь их внимание может что-то новое, яркое или необычное явление. Легче всего добиться такого внимания, включая дошколят в процесс созидательного творчества. Еще совсем крохи рисуют пальчиками, лепят поделки из теста.
Рисование пальчиковыми красками, которые безобидны для детей по химическому составу, можно начинать с раннего возраста. Для маленьких художников, рисующих пальчиками, лучше всего приготовить место для творчества заранее. Убрать все тяжелые, бьющиеся предметы, приготовить большой стол или выделить место на полу, которое лучше застелить моющейся клеёнкой. Пальчиками лучше рисовать на большом листе бумаги или ватмане.
Рисование красками для пальчиков развивает у детворы понимание цветов, их сочетания, позволяет проявлять свою фантазию в рисунках. После 2-х лет малышам уже можно покупать раскраски, сначала водяные, позже обычные раскраски. Водяные раскраски позволят крохе научиться держать правильно кисть.
Виды творчества
- Лепка. Пластилин — достаточно трудный для маленьких пальчиков материал, поэтому деткам до 3 лет лучше предоставлять возможность заниматься лепкой с мягким тестом. После 3 лет чадо может пробовать лепить поделки из пластилина, так как физически малыш уже более крепок и может работать со сложными материалами.
- Аппликация. Трехлетние детишки уже начинают осваивать ножницы, вырезают квадрат, круг, треугольник. Для развития моторики пальчиков, а также усидчивости можно учить дошкольника делать первые аппликации, пусть пока из 2-3 деталей. Например, сделать аппликацию дома. Вырезать квадрат для домика, треугольник — для крыши.
- Оригами. Если родители не умеют делать поделки из бумаги, существует много кружков для малышей, где их научат основам конструирования из бумаги. Обучение оригами кроме совершенствования мелкой моторики влияет на усидчивость, внимательность крохи. У ребенка развивается кропотливость, а также чувство аккуратности. Для занятий оригами нужны только бумага и твердая поверхность.
- Конструирование. В играх непосед, начиная с 3-х лет, появляются пазлы. Сначала они сделаны из мягкого материала, состоят из 4-6 крупных деталей. С взрослением чада размер деталей уменьшается, а количество — увеличивается. Сами пазлы становятся более сложными.
Первые конструкторы должны быть также из крупных деталей, хорошо и легко соединяющихся между собой. Собирая конструктор, малыш развивает не только ловкость пальчиков, но и свою внимательность, усидчивость, целеустремленность, умение достигать поставленной цели.
Конструкторы относятся к тем играм, которые развивают пространственное мышление ребенка, его внимательность, воображение. Не заставляйте кроху собирать конструктор по инструкции. Соберите несколько раз с ребенком домик, машину, самолет. Предложите малышу самому придумать и собрать то, что он хочет. Конструирование предоставляет множество возможностей для творчества, это один из лучших вариантов совершенствования моторики кисти, пальцев и подготовки чада к школе.
Подготовка к школе
Начиная с 4 лет, в детских дошкольных учреждениях проводится подготовка детишек к школьному обучению. В рамках такого обучения совершенствование мелкой моторики занимает особое место. Маленькие непоседы все так же рисуют, лепят, собирают конструкторы. Только теперь, учитывая, что дети подросли, время занятий увеличивается, усложняются задания.
В возрасте 4-5 лет ребятня стремится заниматься творчеством самостоятельно, без помощи взрослых. Можно дать непоседе задание, пускай покажет свои возможности. На рисовании малыши уже рисуют мелкие детали, раскрашивают их. Например, окошко в доме с занавесками, бантик на прическе у девочки, цветной руль на велосипеде.
Аппликации усложняются. Теперь малыш умеет вырезать несколько геометрических фигур, создавать сам из них картинку, приклеивать полоски бумаги самостоятельно. Кроме пальчикового рисования, ребенок уже рисует гуашью, осваивает акварельные краски. Конструкторы становятся более сложными.
Занятия с детьми 6-7 лет
Ребятня усиленно готовится к поступлению в школу. Работа по развитию мелкой моторики тоже усложняется. Стремясь развивать навыки чтения, письма, счета необходимо больше внимания уделять различным занятиям и упражнениям, развивающим ловкость пальцев малышей.
- В программе занятий у малышей появляются прописи. Упражнение для ребенка — как можно точнее обвести фигурки, буквы, цифры в прописи. От карандаша или ручки должен быть тонкий, чёткий, ярко выраженный след.
- Мозаика, пазлы — маленькие детали, большое количество изобразительных элементов. Ребенок должен уметь собирать картинку, следуя инструкции.
- Конструкторы становятся более сложными — со множеством маленьких деталей. При создании аппликаций уже используются несколько видов материалов. Например, бумага, ткань, засушенный цветок.
- Слепленные из специального теста фигурки малыши раскрашивают, покрывают лаком, могут украсить ракушками, камушками, бусинками.
Психологи, педагоги советуют заниматься развитием малыша регулярно, целенаправленно. Не стоит ждать, когда кроха сам научится, без помощи взрослых. Или, получив замечания от педиатра, что малыш начинает отставать от сверстников, срочно искать воспитателей, которые займутся вашим ребенком.
Проявлять внимательность, заботу, любовь к подрастающему поколению следует постоянно. Нежелание заниматься развитием мелкой моторики крохи, пока он маленький, приведет к проблемам в освоении школьной программы.
pups.su
"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
«Развитие мелкой моторики рук
у детей раннего возраста»
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной. Вот поэтому я и взяла её для углубленного изучения.
Главная цель, которую я поставила перед собой – способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка.
Для достижения этой цели наметила следующие задачи:
1.Создать условия для развития мелкой моторики рук (изготовление дидактических игр, пособий, тренажёров).
2.Формировать у родителей навыки сотрудничества и партнёрства во взаимодействиях с ребёнком и педагогами, повышать педагогическую компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Описанные мною методы и приемы помогут в решении данной проблемы и достижении поставленной мною цели.
Маленький человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающей среды. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Он стремится исследовать мир вокруг себя, мир взрослых. Ему необходимо всё потрогать, пощупать, понюхать. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку, открыть интересующую его банку или коробку. А чтобы движения его рук стали более совершенными, необходимо предоставить ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности. А помочь ребёнку в этом, как раз и призваны взрослые: педагоги и родители.
«Рука – вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Что он хотел этим сказать? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Педагоги психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев уже с первых месяцев жизни ребёнка.
В моей группе двухлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. В начале года я провела исследование нервно-психического развития детей. Большинство из них не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличала общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказались трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. А если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка. В начале года восемь из десяти малышей могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр они силой заталкивали предметы в отверстия или ёмкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия. В семье развитию мелкой моторики рук не уделялось должного внимания, всю работу пальцев рук за них делали взрослые. Поэтому тренировку движений пальцев и всей кисти рук я взяла под особый контроль.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Начала эту работу с массажа пальцев.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного- оказывает благотворное влияние на состояние желудочка, среднего- на кишечник, безымянного- на сердце. Так что массаж пальцев рук положительно влияет ещё и на здоровье детей, и является весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Делая массаж ежедневно, я увидела благотворный результат: руки детей перестали быть мягкими, они, словно, наполнились силой. Массаж рук ребёнок может делать самостоятельно, используя различные предметы. Провожу такие игры-упражнения:
« Крути карандаш», « Непослушные шарики», « Не боюсь колючек»…
В работе я использую основной принцип дидактики: от простого -- к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для начала выбираю более простые упражнения для пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с чётким проговариванием текста. Каждое упражнение проводится 2-3 раза в день по несколько минут. Цель пальчиковых игр -- развитие согласованных движений обеих рук и развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Очень хорошую тренировку пальцев рук дают народные игры - потешки:
«Сорока - белобока» - поочерёдное загибание пальцев;
« Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка…»- загибание в кулачок и разгибание пальцев как левой, так и правой руки.
« Этот пальчик хочет спать…»- поочерёдное загибание пальцев, кроме большого.
Если выполнение упражнения вызывает у детей некоторые затруднения, то я помогаю на первых занятиях удерживать остальные пальцы от непроизвольных движений.
Выполняем такие фигурки из пальцев: «Домик», «Очки», «Шарик», «Замок», «Зайка и ушки», «Коза», имитируем игру на различных музыкальных инструментах.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. В дальнейшем упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцев рук.
«У оленя дом большой»,
«Ушки-ушки»,
«Мышка мылом мыла лапу»…
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например - опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохну).
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика ( крупная и мелкая), пирамидки, застёгивание пуговиц, кнопок, наборы колец разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки), втулочки, нанизывание бусин на шнурки…
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника.
При проведении таких игр не допускаю переутомления детей и уровень сложности игр должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Чтобы не потерялся интерес к игре, я, в случае затруднения – помогаю малышу: показываю ему, как нужно выполнить то или иное действие или беру его руки в свои и выполняю действия совместно.
Малышу интересно раскручивать и закручивать пробки. Одним из уникальных изобретений для этого являются развивающие тренажёры. Они дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев рук детей в сочетании со знакомством их с цветом и формирование мыслительной деятельности. С их помощью идёт отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Тренажёры очень просты в изготовлении, разнообразны по содержанию, тематике, по цветовому исполнению и очень нравятся детям.
Не менее интересны для детей раннего возраста такое занятие, как разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача - поддержать это стремление, направить его. Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, печь для них пирожное из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машины и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребёнок пытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дом, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Определённую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет центр «Песок и вода». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:
«Водичка», «Наливаем - выливаем», «Угощение для друзей»,
«Домик для черепашки», «Ловля рыбок», переливание воды,…
В своей работе я широко использую игры-шнуровки. Они не только развивают мелкую моторику, но и творческие способности, пространственное ориентирование, глазомер, внимание. Интересны детям и игры с прищепками. «Наряди елочку», «Сделай солнцу лучики»,
«Укрась цветочек», «прикрепи колючки ёжику».
Для развития мелкой моторики рук эффективны такие упражнения, как перебирание пуговиц, крупы, фасоли, бобов, гороха, нанизывания лапши, окрашенной в разные цвета, на шнурок.
Эффективен для развития тонкой моторики пальцев рук и пальчиковый театр. На пальчики одеваются тряпичные куклы и разыгрываются небольшие сюжеты. В действии может участвовать несколько персонажей.
Неотъемлемой частью для развития мелкой моторики рук является дидактический материал. В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых. Этот дидактический материал очень красочный и малыши с удовольствием играют с ним. Никакие промышленные игры не могут заменить игр, изготовленные вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши с удовольствием играют с ними. Мною изготовлены такие дидактические игры:
«Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева»,
«Солнышко», « Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету».
Помимо всего перечисленного, для развития мелкой моторики у детей, необходимо регулярно рисовать, лепить из пластилина или солёного теста, делать аппликацию, собирать пазлы и т.д. Но при этом следует помнить: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. В первую очередь, любое совместное занятие должно вызывать охоту к обучению, а не отбивать её.
Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность в застёгивании пуговиц, кнопок, в одевании и раздевании себя, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. Передо мною встал вопрос: «Как сделать из родителей помощников, союзников в решении данного вопроса?». Моя задача - донести до них значимость развитие моторики рук детей. Для этого были даны консультации: «Рука развивает мозг», «Пальчиковая гимнастика». Была организована выставка пособий с рекомендациями по их использованию. Были даны советы, как в домашних условиях развивать руку ребёнка используя то, что есть под рукой: грецкие орехи, ложки, диски, прищепки, крупы, макароны, пуговицы, счётные палочки, стаканы, вода… Совместно с родителями были для этой цели изготовлены дидактические игры: « Корзины с фруктами», «Ёжики», «Рыбки», « Шахматы», «Аленький цветок». Сшита пирамидка-корова.
Многолетняя практика подтвердила выводы специалистов о том, насколько значимы занятия для развития мелкой моторики рук детей уже в раннем возрасте. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития детей. От того, насколько ловко научился ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Таким образом, глубоко изучив данную проблему, мною сделаны следующие выводы:
1). Развивать мелкую моторику рук следует начинать с первых месяцев жизни ребёнка.
2). Подбор упражнений и игр производить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3). Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, несколько раз в день по 2-3минуты.
4). Дидактический материал должен быть красочным,
привлекать внимание детей и желание с ним играть.
5). Поощрять самостоятельные действия детей по самообслуживанию.
6). Необходимость совместных действий взрослых: родителей и педагогов.
Чтобы результат был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы, разный дидактический материал. В дальнейшем я буду продолжать работу, искать новые приёмы, способствующие развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Данный материал могут использовать как воспитатели детских садов, так и воспитатели детских домов.
Список литературы
Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.-136 с.
Т.А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г. -80 с.
В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г-31с.
Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г-58с.
Статья из журнала. А. Минаева. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2006г-45-53с.
kopilkaurokov.ru