Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" (5 класс). Сказки пушкина 5 класс


Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Список произведений — Сказки. Рассказы. Стихи.

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя. 

Пушкин Александр Сергеевич

/1799, Москва — 1837, Петербург/ 

 
Читаем сказки Пушкина. Полный список произведений

 Руслан и ЛюдмилаСказка о рыбаке и рыбкеСказка о попе и о работнике его БалдеСказка о мёртвой царевне и о семи богатыряхСказка о золотом петушкеПеснь о Вещем Олеге У лукоморья дуб зелёныйСказка о царе СалтанеСказка о медведихеЦарь Никита и сорок его дочерей 

Читать онлайн все сказки ПушкинаПерейти в раздел «Народные сказки»  
Пушкин. Жизнь

 Александр Сергеевич родился в 1799 году. Обучение будущего поэта началось в домашних условиях, благодаря французским гувернерам Пушкин с юных лет отлично говорил по-французски и полюбил книги. Основное обучение проходило в Царскосельском лицее. Именно там начинается творчество великого Пушкина. Товарищи и учителя первыми знакомятся с его работами. В лицее Александр Сергеевич написал первые строки к поэме «Руслан и Людмила», а закончил её лишь спустя три года. Несмотря на колкости юного Пушкина, которые испытывали на себе его товарищи, они хорошо отзывались нем. Самым близким другом с вступительных экзаменов и до конца жизни был Иван Иванович Пущин.Все жизненные этапы, путешествия, мысли и эмоции поэт и драматург отразил в своих трудах. У Александра Сергеевича с его супругой было четверо детей. Потомки величайшего писателя сегодня живут в разных уголках мира. Зимой 1837 года писатель был смертельно ранен. Поводом для дуэли стала жена Пушкина Наталья Николаевна, которая, по слухам завистников, имела роман с Ж. Дантесом. 

Произведения Пушкина – великое наследство русского народа

 С работами Александра Сергеевича знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах посвящают занятия и творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения. Герои его произведений стали любимыми для людей разных поколений. И практически каждый может вспомнить строки из поэмы «Руслан и Людмила» или бессмертного романа «Евгений Онегин». Эти огромные произведения в стихах читаются и запоминаются очень легко. Читатели и книголюбы признаются, что перечитывают его произведения, каждый раз открывают что-то новое. Произведения, не вошедшие в обязательную школьную программу, вызывают не меньший интерес и любовь потомков. Название сказок Пушкина, его романов, поэм и стихов близки и знакомы русскому человеку. 

Пушкин для детей

 Если иностранцы думают, что творчество Александра Сергеевич входит в сердца русских с прочтением Евгения Онегина, они очень ошибаются. С ранних детских лет родители знакомят своих малышей со сказками Пушкина. Причем не только по книгам. В основу фильмов для детей и мультфильмов советского периода легли сказки Пушкина. Полные названия их оставались такими, какими их задумал автор. И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно. 

Сказки Пушкина

 Как и положено автору сказок, Пушкин учит через них самым главным вещам: доброте, терпению и вере в чудеса. Каждая сказка – повод задуматься для взрослого человека. Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста. Если читатель запамятовал, какие есть сказки Пушкина, названия их с удовольствием напомним: «Жених».«Сказка о медведихе».«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».«Сказка о попе и работнике его Балде».«Сказка о рыбаке и рыбке».«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».«Сказка о золотом петушке».«Царь Никита и сорок его дочерей».«Амур и Гимней». 

Вдохновение и сказки

 Сказки относятся к расцвету творчества Пушкина. Смысл, закладываемый автором, описание борьбы добра и зла изначально были рассчитаны на взрослых. Но вскоре золотой петушок, золотая рыбка, прекрасная Лебедь, богатыри, белочка и остальные герои и персонажи сказок завоевали детские сердца и прочно обосновались в детской литературе. Александр Сергеевич Пушкин очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.———————————————-Сказки Пушкина.Читаем бесплатно онлайн 

Читать онлайн все сказки Пушкина.СодержаниеЧитать сказки других известных авторов

skazkibasni.com

Сказки Пушкина

Сказки Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.

О сказках Пушкина

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души. Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.

Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.

Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

Сказки Пушкина список

Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:

  • Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
  • Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.

deti-online.com

Урок в 5 классе на тему: "Сказки А.С.Пушкина"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

А.С.Пушкин.”Сказка о царе Салтане...” Учитель:Калмагамбетова М.К “СОШ имени А.Тихоненко”КГУ

2 слайд Описание слайда:

Цель: научить умению рассказывать содержание сказки,повторить о видах сказки,послушать сообщение о творчестве А.С.Пушкина,о сказках поэта,обратить внимание на чтение незнакомого текста,обобщить знание учащихся о сказке.

3 слайд Описание слайда:

Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок.

4 слайд Описание слайда:

І. Побуждение Слово учителя. Со сказками вы знакомы с раннего детства...... 1.Что такое сказка? 2.Какие бывают сказки? 3.Что такое литературная сказка? 4.Как начинаются сказки? 5. А как начинаются казахские сказки?

5 слайд Описание слайда:

“Что за прелесть эти сказки!” ІІ.Осознание. Сообщение ученицы 6 “б” класса Кыдыровой Аяулым о творчестве великого поэта.

6 слайд Описание слайда:

Саша Пушкин 1802 год

7 слайд Описание слайда:

Родители СО СТОРОНЫ ОТЦА ПУШКИН ПРИНАДЛЕЖИТ К ДРЕВНЕМУ ДВОРЯНСКОМУ РОДУ, УПОМИНАЕМОМУ В ЛЕТОПИСЯХ СО ВРЕМЁН ИВАНА ГРОЗНОГО. МАТЬ ПУШКИНА БЫЛА ВНУЧКОЙ ИБРАГИМА ГАННИБАЛА, «АРАПА ПЕТРА ВЕЛИКОГО».

8 слайд Описание слайда:

Семья ПУШКИН БЫЛ ВТОРЫМ РЕБЁНКОМ В СЕМЬЕ ( СТАРШАЯ СЕСТРА ОЛЬГА). ДО 7 ЛЕТ БЫЛ ТУЧНЫМ НЕПОВОРОТИВЫМ РЕБЁНКОМ, РОДИТЕЛИ СЕРЬЁЗНО ОПАСАЛИСЬ ЗА ЕГО УМСТВЕНЫЕ СПОСОБНОСТИ. ЕДИНСТВЕННЫМИ ДРУЗЬЯМИ ЕГО РАННЕГО ДЕТСТВА БЫЛИ ЕГО БАБУШКА МАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА И ЕГО НЯНЮШКА АРИНА РоДИОНОВНА.

9 слайд Описание слайда:

“Подруга дней моих суровых...” НЯНЯ АРИНА ЗНАЛА МНОГО И ГОВОРИЛА СКЛАДНО. У НЕЁ ПУШКИН ПОЛУЧИЛ ПЕРВЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАСТЕРСТВА.

10 слайд Описание слайда:

Воспитание Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

11 слайд Описание слайда:

Первые стихи С 7 ЛЕТ ПУШКИН НАЧАЛ ИЗУЧАТЬ НЕМЕЦКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК. ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБИЛ АРИФМЕТИКУ. С 9 ЛЕТ У ПУШКИНА НАЧАЛА РАЗВИВАТЬСЯ СТРАСТЬ К ЧТЕНИЮ. ПЕРВЫЕ СТИХИ НАПИСАЛ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ.

12 слайд Описание слайда:

19 ОКТЯБРЯ 1811 ГОДА ПУШКИН БЫЛ ПРИНЯТ В ЧИСЛО 30 ВОСПИТАННИКОВ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ.ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛИЦЕЯ БЫЛИ САМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ СВЕТИЛА НАУКИ И ПЕДАГОГИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ.

13 слайд Описание слайда:

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

14 слайд Описание слайда:

В 1817 ГОДУ ПУШКИН ОКОНЧИЛ ЛИЦЕЙ И ХОТЕЛ ПОСТУПИТЬ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, НО СПУСТЯ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕДУМАЛ И ПОСТУПИЛ НА СЛУЖБУ В МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ. В 1814 ГОДУ ВПЕРВЫЕ СТАЛО ИЗВЕСТНО ИМЯ ПОЭТА ПОСЛЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ В ЖУРНАЛЕ «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» СТИХОТВОРЕНИЯ «К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ».

15 слайд Описание слайда:

Творчество ПОЭМА « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА», «ПОЛТАВА», «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» СКАЗКИ «О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ», « О ЦАРЕ САЛТАНЕ», «О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», «О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ», «О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ». ПОВЕСТИ « ПОВЕСТИ БЕЛКИНА», «ПИКОВАЯ ДАМА», «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА», «ДУБРОВСКИЙ», «РУСАЛКА» РОМАН В СТИХАХ « ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ДРАМА «БОРИС ГОДУНОВ»

16 слайд Описание слайда:

Сказка о царе Салтане «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. «Сказка о царе Салтане» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

17 слайд Описание слайда:

Сказки Пушкина Второе сообщение “ Сказки Пушкина” сделает Нурберген Азим . 3.Работа по сказке.Пересказ. 1О чем говорится в первой главе? 2.Какое решение принял царь Салтан? 3.Куда уехал царь Салтан? 4 Какая “злая доля” выпала молодой царице и ее сыну? 5 что призошло с царицей и младенцем? Расскажите словами сказки.

18 слайд Описание слайда:

Чтение текста VІ глава. 1Какое чудо призошло с царицей и царевичем после спасения лебеди? 2Как встречает князь Гвидон гостей? 3О каких чудесах рассказывают Салтану? 4Кто такие тридцать три богатыря? 5Как описывает Пушкин жену князя Гвидона?

19 слайд Описание слайда:

Словарная работа Град-город-қала. Колымага-жүк арба. Натощак-аш қарынға Очи-көздері Пристань-айлақ Венец-тәж Изумруд-зұбаржат

20 слайд Описание слайда:

ІІІ.Рефлексия 1.Чему учит сказка Пушкина? Викторина по сказкам: 1.Изукрашен каравай разными хитростями,по бокам видны города,да царские! 2.Пошел к реке, бросил сеть и поймал щуку 3.Зашли ведра в избу и сами стали на лавку,а....полез на печь. 4.Нетерпеливый... решил, что стук в дверь и есть музыка и улетел.

21 слайд Описание слайда:

“Сказка" В мире много сказок-грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них... Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло. Ю.Энтин.

22 слайд Описание слайда:

Д/Зад:прочитатьпоследние главы Выставление оценок.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1051313

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с.Красная Криуша

Тамбовская обл., Тамбовский р-он

Учитель русского языка и литературы: Юрьева Ольга Борисовна

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе.

Цель игры: Развитие эстетического вкуса, расширение кругозора.

Привитие интереса к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.

Оборудование : рисунки детей, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Класс разбит на 4 команды.

Домашнее задание(за 2 недели до турнира):

1) придумать название, девиз.( названия должны иметь непосредственное отношение к тематике игры)

2) подготовить «немое кино» (фрагмент из сказки)

3)каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

1.Организационный момент .

Представление жюри.

Участникам сегодняшней игры в ходе весёлых состязаний предстоит доказать не только то, что они любят сказки, но и что они очень хорошо их знают.

2.Представление команд.

3.Проверка домашнего задания: Команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагменты одной из сказок. Командам –соперницам необходимо назвать сказку.

4. « Из суфлёрской будки»: помогите актёрам, исполнителям ролей героев сказок Пушкина, вспомнить слова роли.

1)А Балда братца гладит, приговаривает…( Братец мой любимый,

Устал, бедняжка!

Отдохни, родимый)

2)Вот мудрец перед Дадоном встал

И вынул из мешка золотого петушка:…(Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой

Буден верный сторож твой)

3)Лебедь около плывёт

Злого коршуна клюёт

Гибель близкую торопит

И царевичу потом

Молвит русским языком:… ( Ты , царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты 3 дня)

4)И привёз гонец хмельной

В тот же день приказ такой:…(Царь велит своим боярам

Времени не тратя даром

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод)

5.Конкурс капитанов(запись ответов на листочке):дать полное название сказке о царе Салтане.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Команды в это время попеременно отвечает на вопросы:

1)Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)

2)Какую песню поёт белочка?( « Во саду ли в огороде»)

3)Сколько времени сидел смирно петушок? (год)

4)На что понадеялся поп , услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу»(Авось)

1)Какие желания старухи исполнила золотая рыбка?(новое корыто, избу, сделала старуху столбовою дворянкой, царицей)

2)Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы?( казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства)

3)В кого превращался Гвидон? (в комара,муху, шмеля)

4) С кем творили зло ткачиха с поварихой? ( с сватьей бабой Бабарихой)

6.Кто это? Вопросы командам задаются по очереди.

1)Видят: холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом ( Гвидон и царица)

2)Около царя сидят

Злыми жабами глядят (Ткачиха, повариха с Бабарихой)

3)Без шеломов и без лат ,

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзили друг во друга(Сыновья Дадона)

4)И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала(Царевна)

1)А сама-то величава

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит(Царевна-лебедь)

2)В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на ней кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.(Старуха)

3)Вдруг в толпе увидел он:

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.(Мудрец-звездочёт)

4)Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит (Балда)

7.Проверка 2-го домашнего задания.

Конкурс театральных костюмеров. Каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

8.Бюро находок : Кому из героев вы бы вернули утерянные предметы:

Яблоко,

зеркало,

верёвку,

шёлковый шнурок,

мешок,

спицу,

веретено.

9.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?

1)Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка , и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и

могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о

прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом

петушке»

2)Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

« Сказка о царе Салтане…»

3)Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи , что за меня

Есть не будешь ты три дня. («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе

Салтане…»

4)Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов. («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой

царевне и о 7 богатырях»

10.Подведение итогов.

Урок развития речи .

Литературная игра по пословицам и поговоркам.

Класс 7

Цель: Развивать навыки устной речи

Привить интерес к урокам литературы.

Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

Оборудование: Стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам; выставка книг : В.П.Аникин «К мудрости ступенька»,

Л.Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

Б.В.Шергин «Одно дело делаешь- другого не порть»,

Г.А.Галичев «О пословицах»;

сборники пословиц, поговорок;

плакаты с высказываниями А.С.Пушкина, В.И.Даля,

А.М.Горького.

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото

(А.С.Пушкин)

Пословицы- это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В.И.Даль)

В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А.М.Горький)

Класс заранее разбит на команды.

Домашнее задание(за 2 недели до игры): команды придумывают название, готовят инсценировку по книге Л.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

1.Организационный момент. (обратить внимание ребят на высказывания о пословицах, поговорках, написанные на плакатах.

2.Представление жюри.

3.Представление команд.

4.Игра «Закончи пословицу»

Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Повторенье- мать ученья.

Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

Не спеши языком - торопись делом.

Сделал дело - гуляй смело.

Ученье-свет ,а неученье - тьма.

Куй железо, пока горячо.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Делу – время, а потехе – час.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не всё то золото, что блестит.

5.Проверка домашнего задания.

Яркие , сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку.)Команды подготовили инсценировку рассказов Л.Толстого.

Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.

6.Игра «Восстанови пословицу»

Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.

Дело – безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба-служба

Дружба дружбой, а служба службой.

Лает – кусает

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Руки – скуки

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Труд – лень

Труд человека кормит, а лень портит.

Шило – мешок

Шила в мешке не утаишь.

Родина – постоять

Родина –мать, умей за неё постоять.

Труд- рыбка

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7.Игра «Найди смыслового «близнеца»

Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице « Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая « Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». С нашей пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша». В таблице даны слева немецкие пословицы, справа- русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Немецкие

Русские

Не ленись , ясли сами ко рту не подойдут.

Кто много начинает, очень мало осуществляет.

Ошибки других – хорошие учителя.

Совершённые поступки в советах не нуждаются.

С красноречивым языком не пропадёшь.

Лицо выдаёт негодяя.

Один всё равно, что никто.

Тухлое яйцо портит всю кашу.

Сначала подумай, потом начинай.

Сначала ноша, потом отдых.

В беде сотня друзей весит очень мало.

Свежая рыба – хорошая рыба.

Дожди образуют реки.

Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.

Отсутствие ответа тоже ответ.

Любить и петь заставить нельзя.

Любовь к делу делает труд лёгким.

Глупые руки марают стол и стены.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Язык до Киева доведёт.

Один в поле не воин.

Овёс к лошади не ходит.

Семь раз отмерь, один- отрежь.

Дело мастера боится.

Кончил дело –гуляй смело.

С миру по нитке – голому рубаха.

Дуракам закон не писан.

После драки кулаками не машут.

Молчание –знак согласия.

На голове густо, да в голове пусто.

Истинные друзья познаются в беде.

Насильно мил не будешь.

На воре шапка горит.

Куй железо, пока горячо.

Ложка дёгтя в бочке мёду.

На ошибках учатся.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

(Ответы: Немецкие / Русские

  1. 3

  2. 18

  3. 17

  4. 9

  5. 1

  6. 14

  7. 2

  8. 16

  9. 4

  10. 6

  11. 12

  12. 15

  13. 7

  14. 11

  15. 10

  16. 13

  17. 5

  18. 8

8.Игра»Угадай-ка»

Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде - сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.

Например, в какой поговорке говорится , что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём ?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)

9.Игра « Библейская мудрость»

Источником возникновения пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы. Сравните:

« Кесарю кесарево, а Божие Богу» - Каждому своё.

Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.

  1. « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться)

  2. 2. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые» ( Яблочко от яблони недалеко падает)

  3. « А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой)

  4. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает.

  5. « …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь)

  6. «…Худые сообщества развращают добрые нравы» ( С кем поведёшься, от того и наберёшься)

10.Аукцион пословиц, поговорок о Родине.

11.Подведение итогов.

kopilkaurokov.ru

Урок-игра по теме "Сказки А.С. Пушкина". 5-й класс коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (39,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина.

Задачи:

  • обобщить и углубить знание обучающихся, воспитанников c биографией и сказками А.С.Пушкина;
  • развивать у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; монологическую речь обучающихся, выразительное чтение, театральные данные; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
  • воспитывать любовь к сказкам.

Тип урока: обобщение изученного.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки, сборники произведений А.Пушкина, эпиграф на доске:

Ветер по морю гуляет, Дует в паруса. Никогда не перестанем Верить в чудеса. Где царевна оживает Злу наперекор, Где красавиц похищает Мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, Белочка поет, Где разбитые корыта Рыбка раздает, Где шумит волна морская, Нас туда зовет Лукоморье, цепь златая И ученый кот.

Ход урока

Орг. момент. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас урок необычный. Мы будем изучать творчество великого русского писателя и поэта, прозаика и драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Сегодня мы с вами вспомним его стихотворения и сказки.

Он знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.

Его произведения переведены на разные языки мира, их изучают в разных странах.

Он считается классиком русской литературы.

В детстве он очень любил свою бабушку и няню. Эти две замечательные сказочницы были добрыми гениями великого поэта. Он любил слушать их сказки и песни. Потом, когда он вырос и превратился в великого поэта, он создал множество сказок. Они были похожи на те, которые он слышал в детстве.

- Кто этот знаменитый человек? (А.С.Пушкин)

6 июня - Пушкинский день России

В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин

День рождения поэта Отмечает целый свет, Ведь известнее, Чем Пушкин, Никого на свете нет!

Пушкин великий, величайший из русских поэтов, и когда я произношу это имя, что-то волнительное и доброе вспыхивает в памяти. Стихотворения Пушкина мы знаем и любим с детства. Еще при жизни Пушкин заслужил славу первого русского поэта. И я думаю, что имя Пушкина будут знать и любить многие последующие поколения. Как же прав был Пушкин в своем стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", ведь стихи Пушкина, его поэмы, романы оказали огромнейшее влияние на формирование канонов русского литературного языка.

Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации - драматические театры, институты, станции метро, библиотеки.

Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. В стихах о природе поэт так же многозвучен, как сама природа.

У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень. В стихотворении “Осень” представлен буквально калейдоскоп времён года, но самые красивые строки, конечно, посвящены осени.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга

Румяной зарёю Покрылся восток. В селе, за рекою, Потух огонёк. Росой окропились Цветы на полях. Стада пробудились На мягких лугах

К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы. Всё скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, в 30 лет и 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство свежих красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.(И. Акулинина)

С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна (“О медведихе”) осталась незаконченной. Вспомните, как назывались эти сказки?

  • “Сказка о рыбаке и рыбке”,
  • “Сказка о попе и о работнике его Балде”,
  • “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
  • “Сказка о золотом петушке”

В пушкинских сказках затрагивается социальная тема, говорится о моральных идеалах народа.

Александр Сергеевич любил добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: “Няне”, “Сон”, “Вновь я посетил тот уголок земли”, “Зимний вечер”, “Свят Иван, как пить мы станем...”.

Мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

Крепостная крестьянка названа подругой. Пушкин считал, что люди, вне зависимости от их социальной принадлежности, равны. В словах голубка, моя выражены добрые чувства поэта к Арине Родионовне.

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня.

Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Игра

- Пушкин был очень общительным человеком, любил шутить и играть в разные игры.

В те времена была популярна игра “Центон”. Это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта.

Ваша задача сейчас – отгадать из каких произведений Александра Сергеевича составлен центон.

У самого синего моря... Жил-был славный царь Дадон. С петушком стал княжить он. Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. У ворот блистают латы – То хранят его палаты Тридцать три богатыря... Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница, какая У Дадона невеста есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла. Потихоньку прокусила И кусочек проглотила...

Кто сказки Пушкина читает, Загадки быстро отгадает.

У царицы злой-презлой Со6еседник непростой. Неживой, но говорящий, Скажет правду настоящую.

Чуть опасность затаится - Верный страж на тонкой спице Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся.

Рыбка непростая Чешуей сверкает. Плавает, ныряет. Желанья исполняет.

Живет батрак в поповом доме, Спит обычно на соломе. Полбу ест за четверых, Работает за семерых.

Звездочёт царю Дадону Петушка поднёс с поклоном... -Отвечай-ка, милый друг, Что потом стерёг петух?

Князь Гвидон по океану Трижды плыл к царю Салтану. Незамеченным добрался. А в кого он превращался?

Что за зверь в хустальном доме Князю прибыль создает, “Во саду ли, в огороде...”- Звонко песенку поет? Белка

Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям - подспорье в море. Ветер

Тридцать три года - такие дела - Старуха у моря все пряжу пряла. А дед неудачной рыблакою жил. Что за жилье у них было, скажи? Землянка

Много лет старик рыбачил. Часто был он без удачи. Вы ли вспомнить не могли бы, С чем ходил ловить он рыбу? Невод

В сказке попу обязались черти Что-то платить до поповой смерти. За тем и пошел к ним Балда, не споря, Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре. Оброк

Золотую эту птицу Посадил Дадон на спицу. Коль сидит та птица смирно, То вокруг царя все мирно. Петушок

Сбылась трех сестер мечта. Кем, скажите, стала та, Что мечтала лишь одна Выткать море полотна? Ткачиха

Увенчалась сказка пиром. Угощали медом, пивом. В рот ни капли не попало, Все по ним лишь и стекало. Усы

Вряд ли может зуб простой Грызть орешек золотой. Ай да сказочный орех! Что ж внутри орехов тех? Изумруды

У царя жена вторая, Дни беспутно коротая, Говорила по-секрету С этим маленьким предметом. Зеркальце

Если сказку мы эту знаем, То почешем в раздумьях лоб: На что же, Балду нанимая, Надеялся хитрый поп? Авось

Физ. Минутка.

- А давайте отдохнем под сказки А.С.Пушкина. Я зачитываю отрывки из его сказок, а вы показываете и говорите название сказки.

По страницам сказок А.С.Пушкина. (Дети рассказывают сказки)

  • “Сказка о рыбаке и рыбке”
  • “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
  • “Сказка о попе и о работнике его Балде”
  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  • “Сказка о золотом петушке”.

Итог урока

Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились к уроку - игре. Я рада, что вы знаете сказки Пушкина. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)

«Ах, что за прелесть эти сказки!»

Урок-игра для учащихся 5 класса (по сказкам А.С.Пушкина)

Учитель литературы

Бинтюкова Оксана Николаевна

Школа № 252 Красносельского р-на

Содержание:

1. Цели урока.

2. Определение сказки. Виды сказок.

3. Мир сказок А.С.Пушкина.

4. Арина Родионовна-няня поэта.

5. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина :

-Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…»

-Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Конкурс № 3 «Словесный портрет героя»

-Конкурс № 4 «Продолжи фразу…»

-Конкурс № 5 «В мире цифр…»

-Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир»

-Конкурс № 7 «Разгадай кроссворд»

  • Расширить представления учащихся о сказке как одном из старейших жанров фольклора.
  • Обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина.
  • Отметить художественные особенности сказок А.С.Пушкина.
  • Помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.
  • Пробудить интерес и желание обращаться к произведениям А.С.Пушкина в будущем.
  • Развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.
  • Совершенствование речевых умений учащихся.

Сказка - повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Фольклорные (народные) сказки

Например:

Литературные

(авторские)

сказки

Например:

  • «Гуси-лебеди»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Финист-ясный сокол»
  • В.А.Жуковский «Спящая царевна»
  • А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Х.К.Андерсен «Соловей»

Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со сказок А.С.Пушкина, место действия которых – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.

Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно!

Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь.

Самое удивительное, что пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать.

Так давайте же мы с вами окунемся в мир этих сказок! Но для начала вспомним, какую роль в жизни поэта сыграла его няня, Арина Родионовна.

Мастерица ведь была

И откуда что брала.

И куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!..

А.С.Пушкин

В детстве она баюкала его, в юности - делила с ним тяготы одиночества в ссылке в Михайловском. Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в коридоре. «Мамушка…»-думал он с нежностью, и легче становилось на сердце. Он не один. У него есть друг - его старая няня Арина Родионовна. Она с ним, как в детстве. В долгие зимние вечера няня рассказывала ему свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество.

Рассказывала няня прекрасно. Для поэта она была сущий клад. Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша певучим говорком заводила сказку. Когда бывало что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою тетрадь и записывал. А через несколько лет, когда няни уже не было в живых, на основе этих записей Пушкин создал свои знаменитые сказки.

Няня А.С.Пушкина

Арина Родионовна

Черновой рисунок поэта

Барельеф няни

«Cказка ложь, да в ней намек…»

Конкурс № 1

«Все сказки в гости к нам…»

ЗАДАНИЕ : перечислить сказки А.С.Пушкина.

1- «Сказка о царе Салтане»

2- «Сказка о золотом петушке»

3- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4- «Сказка о рыбаке и рыбке»

5- «Сказка о попе и работнике его Балде»

6- «Жених»

7- «Сказка о медведихе» (незаконченная сказка А.С.Пушкина)

Конкурс № 2

«Сказка о рыбаке и рыбке»

ЗАДАНИЕ :перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Корыто … … … … разбитое корыто

( Корыто изба столбовая дворянка вольная царица владычица морская разбитое корыто)

Конкурс № 3

«Словесный портрет героя»

ЗАДАНИЕ: узнать героя сказки А.С.Пушкина по словесному портрету.

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

2. Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Царевна.)

(«Сказка о рыбаке и рыбке», Старуха-столбовая дворянка.)

4. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

( «Сказка о царе Салтане», Царевна-Лебедь )

3. До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

( «Сказка о попе и работнике его Балде», Балда )

Конкурс № 4

«Продолжи фразу…»

ЗАДАНИЕ : продолжить фразы, взятые из сказок А.С.Пушкина.

3. И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Я там был…

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару…

2. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…

( Мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мертвой царевне»)

( Посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и работнике его Балде»)

( Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 5

«В мире цифр..»

ЗАДАНИЕ: в каких сказках А.С.Пушкина встречаются цифры 3, 7, 30, 33 ? Вспомните строки с этими цифрами.

  • « Три девицы под окном…» («Сказка о царе Салтане»)
  • «От третьего щелчка вышибло ум у старика…» («Сказка о попе и работнике его Балде»)
  • «Входят семь богатырей, семь румяных усачей…» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  • « Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • «… Тридцать три богатыря в чешуе, как жар, горя…» («Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 6

«Сказочный Блиц-турнир»

ЗАДАНИЕ: ответить на вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

( «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

2. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность?

( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

3. Как зовут главную героиню сказки «Жених»?

( Наташа )

4. Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?

( Ветер )

5. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?

( На базаре )

6. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

( «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»)

7. Сколько медвежат было у медведихи?

( Трое )

8. Кто был предводителем 33 богатырей?

( Дядька Черномор )

9. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас проклятое племя корчить…?»

( Балда )

10. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?

( «Во саду ли в огороде» )

11. Как звали сына царя Салтана?

( Гвидон )

12. Кто звал Балду тятей?

( Попенок )

13. Какие слова кричал золотой петушок , предупреждая об опасности?

( «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» )

14. Назвать отчество князя Гвидона.

( Салтанович )

15. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

( «Сказка о золотом петушке» )

Конкурс № 7

Разгадай кроссворд

По горизонтали:

1 - Кто чахнет над золотом ?

2 - «В темнице там царевна тужит,

А бурый … ей верно служит»

3 - Где встретились поп и Балда?

4 - Кто «на ветвях сидит» ?

5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ?

6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?

По вертикали:

7 - Что является уроком для «добрых молодцев»?

8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ?

9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ?

10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? »

11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ?

12 - Что принес Балда попу от чертей ?

Проверь себя!

Конкурс № 7

Разгадай кроссворд

По горизонтали:

1 - Кто чахнет над золотом ?

2 - «В темнице там царевна тужит,

А бурый … ей верно служит»

3 - Где встретились поп и Балда?

4 - Кто «на ветвях сидит» ?

5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ?

6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?

По вертикали:

7 - Что является уроком для «добрых молодцев»?

8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ?

9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ?

10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? »

11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ?

12 - Что принес Балда попу от чертей ?

kopilkaurokov.ru

Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская средняя общеобразовательная школа

Внеклассное чтение

по сказкам А. С. Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!»

Учитель высшей категории

Лебедева Л.Г.

2011

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;

  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,

  • прививать интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

  • расширять кругозор детей,

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками

Оформление:

  • Портрет Пушкина

  • Выставка книг

  • Иллюстрации учащихся к сказкам

  • Презентация

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, мы закончили изучение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». К этому уроку вы еще раз перечитали все известные сказки А.С.Пушкина .

- Какие? («Сказка о попе..», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Жених»).

Обращение Пушкина к сказке было закономерным. Поэт не мог не прийти к сказке. «Что знаешь в детстве, то знаешь на всю жизнь», — говорила М. Цветаева. Юный Пушкин слы­шал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни, от дворового Никиты Козлова, впоследствии ставшего его дядькой. Знаком был он и с западноевропейской литературой. Поэт живо интересовался фольклором и на Украи­не, и в Кишиневе, и в Поволжье. Самые глубокие художест­венные впечатления от народной поэзии поэт пережил в Михайловском, слушая, записывая сказки Арины Родионов­ны — талантливой русской сказительницы. «... Вечером слу­шаю сказки... что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэ­ма!» — писал он брату.

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно»,- писал поэт.

Ученик читает «Зимний вечер»

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург: «Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученик читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.

Ученик читает стихотворение Н.Доризо:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

  1. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

А сейчас попробуем вспомнить героев сказок А.С.Пушкина.

Конкурс 1. Ответь на вопрос:

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс 2. Угадай, из какой это сказки:

  1. Яблоко – («Сказка о мёртвой царевне…»)

  2. Зеркало – («Сказка о мёртвой царевне…»)

  3. Орех – («Сказка о царе Салтане»)

  4. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)

  5. Верёвка – («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  6. Мешок – («Сказка о золотом петушке»)

  7. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)

  8. Шмель («Сказка о царе Салтане».)

  9. Прялка – («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  10. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  11.  Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  12. Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

  13. Ларец («Сказка о царе Салтане»)

  14. Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  15. Петушок ((«Сказка о золотом петушке»)

Конкурс 3. Добавь слова в фразы:

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть_______________гора,                                            

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

Конкурс 4. Прочитай стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек

1.     Простился, снарядился, у окна, одна

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

2.     Скажи, доложи, милее, белее.

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи;

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

3.     Окном, вечерком

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

4.  Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Конкурс 5. Разгадай кроссворд

1.По горизонтали

1. Царь ….(Салтан) гостей сажаетЗа свой стол и вопрошает,Ой вы, гости-господа,Долго ль ездили? куда?

2. Здравствуй, …(Балда)-мужичок;Какой тебе надобен оброк?

3. Раз он в море закинул……(невод),Пришёл …… с одною тиной.

4. Инда плакал царь…( Дадон),Инда забывал и сон

5. "Свет мой, …. зеркальце! скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?"

По вертикали:

Из какой сказки героиня?

Конкурс 6. Узнай, от кого пришли телеграммы1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.

4. Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

5. Очень жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола”.

6. Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

3. Заключительное слово учителя

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

Читайте Пушкина, друзья!Читайте сказки!И будет жизнь тогда полнаТепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –Вот вам подсказка!И пронесете сквозь годаВы радость сказки.

www.metod-kopilka.ru