Программа внеурочной деятельности "Час чтения"пояснительная записка. Час чтения


Внеурочная деятельность по литературе "час чтения" (5-8 классы)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Контроль читательской деятельности учащихся

  3. Список литературы для 5 класса

  4. Список литературы для 6 класса

  5. Список литературы для 7 класса

  6. Календарно-тематическое планирование 5 класс

  7. Календарно-тематическое планирование 6 класс

  8. Календарно-тематическое планирование 7 класс

  9. Календарно-тематическое планирование 8 класс

  10. Планируемые результаты освоения курса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Час чтения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, программы сред него общего образования по литературе.

Час чтения – время отведенное в рамках внеурочной деятельности ля самостоятельного чтения учащихся.

В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного чтения».

Цель программы: сформировать у учащихся интерес к книге, стойкую привычку к самостоятельному чтению, воспитание грамотного компетентного читателя.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Место курса «Часа чтения» в учебном плане: 1 час в неделюв рамках внеурочной деятельности учащихся, предусмотренной ФГОС ( 34 часа – 5-8 класс)

КОНТРОЛЬ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Одним из форм контроля и руководства чтением является «Дневник читателя».

«Дневник читателя» - это своего рода рабочая тетрадь для самоконтроля читательской деятельности ученика. Учащиеся оформляют его по своему вкусу, но под руководством педагога. В Дневнике есть обязательные поля для заполнения:

  • Список рекомендованной литературы

  • Отчет о прочитанном (оформляется в виде таблицы, содержит графы: № п/п, автор и название, основная тема и сюжет, впечатления о прочитанном)

  • Задания для словарной работы

  • Творческие задания для деятельности после прочтения книги по желанию ученика (рисунки, поделки, электронные презентации, кроссворды, викторины, эссе и т.д.). Возможно расположить творческие материалы как в самом Дневнике, так и в виде приложения к нему.

Периодически учитель собирает Дневники на проверку, а также устраивается выставка лучших «Дневников читателя» с выполненными творческими заданиями и поощрением наиболее интересных из них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА

1. Н. Кун «Мифы Древней Греции».

2. Русские народные сказки «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Мудрая дева»

3. Сказки народов мира: итальянская сказка «Волшебное кольцо», шведская сказка «Замухрышка»

4. Былины: «СтаврГодинович», «Соловей Будимирович»

5. Бажов П.П. «Уральский рассказы»

6. Булычев К. «Приключения Алисы»

7. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

8. Драгунский В. «Денискины рассказы»

9. Л. А. Кассиль «Рассказ об отсутствующем».

10. Лагин Л. «Старик Хоттабыч»

11. Шварц Е. «Дракон»

12. Андерсен Х.К. «Сказки»

13. Дефо Д. «Робинзон Крузо»

14. Твен М. «Приключения Гекельберри Финна»

15. Гумилев «Мик» Африканская поэма

16. Дж. Барри «Питер Пэн»

17. Р. Киплинг «Книга Джунглей»

18. В.П. Крапивин «Летящие сказки»

19. А.Г. Алексин «Повести о дружбе и любви»

20. В.П. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Я хочу в школу!»

21. Ф.А. Искандер «Детство Чика»

22. Ю.И. Коваль «Алый»

23. Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

24. К. Льюис «Лев, колдунья и волшебный шкаф»

25. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

26. В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

27. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса дикими гусями»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 6 КЛАССА

1. Белых Л., Пантелеев Л. «Республика ШКИД»

2. К. Паустовский«Тёплый хлеб»

3. Крапивин В. «Мальчик со шпагой»

4. Олеша Ю. «Три толстяка»

5. О.И. Ларькина "Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком"

6. Гайдар А. «Тимур и его команда»

7. Грин А. «Алые паруса»

8. Кассиль Л.А. «Кондуит и Швамбрания»

9. Катаев В.П. «Сын полка»

10. Короленко В.Г. «Слепой музыкант»

11. Крапивин В.П. «Оруженосец Кашка»

12. Твен М. «Принц и нищий»

13. Лондон Д. «Белый Клык»

14. Ч. Айтматов «Белый пароход»

15. А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»

16. А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Время всегда хорошее»

17. О. Уайльд «Счастливый принц и другие сказки»

18. В.А. Осеева «Динка»

19. Ж. Верн «Таинственный остров»

20. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

21. Д. Пеннак «Собака Пес»

22. В.К. Железников «Чудак из 6 Б»

23. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

24. Свифт «Путешествие Гулливера»

25. О. Генри «Вождь краснокожих»

26. Дж. Роддари «Сказки Италии»

27. А. Конан Дойл «Горбун»

28. К. Станюкович «Максимка»

29. К. Паустовский «Растрепанный воробей»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА

1. Грин А. «Словоохотливый домовой»

2. Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев»

3. братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

4. Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

5. Беляев А.Р. «Человек-амфибия»

6. Васильев Б. «А зори здесь тихие...»

7. Верн Ж. «Пятнадцатилетний капитан»

8. Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»

9. Дюма А. «Три мушкетера»

10. Железников В.К. «Чучело»

11. Мурашова В.К. «Класс коррекции»

12. Толкиен Д.Р.Р. «Хоббит»

13. Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ»

14. Ч. Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря»

15. В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер»

16. Осеева В.А. «Динка прощается с детством»

17. О. Уайльд «Мальчик-Звезда»

18. В. Скотт «Айвенго»

19. М. Рид «Всадник без головы»

20. Р. Брэдбери «Ржавчина»

21. И. Ефремов «На краю Ойкумены»

22. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны»

23. Г. Мартынов «Каллисто»

24. Г. Уэллс «Человек-невидимка»

25. Куприн «Изумруд»

26. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

27. Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев»

28. В.Г. Короленко «Дети подземелья»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 8 КЛАССА

1. УНТ Исторические песни Симбирского края

2. ДРЛ Повесть временных лет. Сказание о Борисе и Глебе.

3. 18 век Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь».

4. 19 век А.С.Пушкин «Повести Белкина» (Выстрел).

5. М.Ю.Лермонтов «Маскарад».

6. Н.В.Гоголь «Женитьба».

7. Н.С.Тургенев «Первая любовь».

8. Л.Н.Толстой «Хаджи Мурат».

9. В.Г.Короленко «Парадокс», «Огоньки».

10. М.Горький «Челкаш».

11. 20 век А.Т.Аверченко Рассказы

12. А. Платонов «Возвращение».

13. В.П.Астафьев «Ангел-хранитель», «Кража».

14. А.С.Грин «Бегущая по волнам».

15. Н.Дубов «Горе одному».

16. Ч.Айтматов «Ранние журавли».

17. В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши».

18. К.Г.Паустовский «Телеграмма».

19. Б.Васильев «В списках на значится», «Завтра была война».

20. А.Лиханов сб. «Благие намерения».

21. А.Алексин «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность».

20. ЗЛ У.Шекспир «Двенадцатая ночь, или что угодно».

21. П.Мериме «Таманго», «Матео Фальконе».

22. Г.Уэллс «Война миров».

23. Э.ПО Рассказы «Золотой жук», «Лягушонок».

24. В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

25. Дж.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

26. А.Дюма «Королева Марго».

27. Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев»

28. Р.Сабатини «Одиссея капитана Блада».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Ученик получит возможность научиться:

  • Ориентироваться в мире художественной литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • Писать отзыв о прочитанной книге.

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности "Час чтения" 5-6 класс

Муниципальное образовательное учреждение

Силикатненская средняя школа имени В.Г.Штыркина

муниципального образования «Сенгилеевский район»

Ульяновской области

Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Час чтения»

5-6 класс

Заместителя директора по информационно-библиотечной работе Трепко В.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Час чтения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования по литературному чтению.

Чтение выполняет важную функцию в становлении и формировании личности человека. Сознавая, что именно чтение воздействует на человека многообразно и активно и, рассматривая поддержку чтения как одну из приоритетных задач Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова, в школе в рамках внеурочной деятельности с 1 сентября 2014 г. введён Час чтения.

Час чтения – время, которое посвящено самостоятельному чтению учащихся.

Для проведения Часа чтения формируется рекомендательный список художественной литературы, включающий в себя книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения». Учащийся вправе выбрать книгу по своему желанию.

В информационно-библиотечном центре организуется выставка книг (в том числе, на электронных носителях).

В классе создаётся зона для чтения «Уголок Чтения»: - место, где ученик может свободно сесть, лечь с книгой в руках. Для этого расстилается ковёр, раскладываются подушки, расставляются нестандартные стульчики. В читательской зоне располагается журнальный столик, на котором лежат карандаши, краски, альбомы, раскраски для детского творчества. На специальном стенде размещается рекомендательный список литературы, памятки читателю. На отдельной полке формируется библиотечка. Книги приносят дети и родители. У полки закрепляется небольшой плакат: «Если хочешь – почитай! Понравилась книга – возьми домой! Хочешь предложить друзьям свою книгу – принеси и посоветуй почитать.»

Цель программы:

  • Знакомство с лучшими произведениями русских и зарубежных писателей, организация самостоятельного чтения учащихся 5 класса.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению художественной и научно-популярной литературы;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Место курса «Часа чтения» в учебном плане

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 35 часов – 5 класс), ( 35часов - 6 класс)

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы, а также с многообразием научно-популярных изданий для детей.

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге.

Содержание программы

Ученик приносит книгу и «Дневник юного читателя». Читает, как ему удобно (сидя за партой в классе или в «Уголке Чтения», в библиотеке). Отвечает на вопросы дневника. Обязательно отмечает количество страниц, прочитанных на уроке. Может заняться творческой деятельностью. Если он продолжил чтение книги дома, то отмечает это в дневнике. После прочтения книги пишет отзыв, готовит электронную презентацию, снимает буктрейлер, рассказ о книге (вид деятельности выбирает сам).

Учитель:

  • предлагает список рекомендованной литературы каждому ученику. При составлении списка учитывается наличие книг в библиотеке, предложения ребят и их родителей. Предоставляется и электронный вариант книги;

  • Организует встречи с писателями и поэтами своей малой Родины.

  • помогает в заполнении «Дневника юного читателя», в написании отзыва, эссе.

Час чтения – это время неформального общения с книгой. Школьники часто говорят, что им не хватает времени на чтение. Главное, чтобы это время не было излишне формализовано и не стало принудительной обязанностью для ребёнка.

Учебно-тематический план «Часа Чтения» 5 класс

Тема занятия

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

списком «100 книг».

  • Составление списка книг, прочитанных летом.

  • Составление списка любимых книг.

2

2

3

Оформление «Дневника чтения».

2

1

1

4

Чтение книг Андрея Медведева

  • «Азбука кошачьих чувств»

  • «Мышиный класс»

  • Мини-сочинения о книгах

6

4

2

5

2

1

1

6

Чтение книги Евгении Быстрицкой

«Поющие травинки»

2

2

7

Встреча с Евгенией Быстрицкой.

2

2

8

Конкурс «Читаем выразительно!» в модельной библиотеке.

1

1

9

Изготовление книжек – самоделок.

4

1

3

10

Слушаем чтение в исполнении авторов

в модельной библиотеке.

1

1

11

Конкурс на лучшую закладку для книги

2

2

11

Читаем вслух и самостоятельно по выбору детей

10

10

ИТОГО:

35

24

11

Учебно-тематический план «Часа Чтения» (6 класс)

Тема занятия

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

списком «100 книг».

  • Составление списка книг , прочитанных летом.

  • Составление списка любимых книг.

2

2

3

Оформление «Дневника чтения».

2

1

1

4

Чтение сказок Н.М.Карамзина

6

4

2

5

Участие в областном конкурсе «Если бы я был Пластовым» (Иллюстрируем Карамзина)

2

2

6

Чтение книг И.А.Таранова

6

4

2

7

2

1

1

8

Изготовление книжек – самоделок.

4

1

3

9

Конкурс на лучшую закладку для книги

2

2

10

Читаем вслух и самостоятельно по выбору детей

8

8

ИТОГО:

35

24

11

Библиография

  1. Формирование информационной и читательской культуры учащихся на основе социального партнерства как условие развития информационных и образовательных потребностей.: методические рекомендации/авт.- сост.Н.А. Барсукова, М.С. Сорокина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 132 с.

  1. Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного поколения:сборник научных статей/ сост. А.С. Матвеева,М.: РШБА,2011.- 168с.

  1. Н.А.Барсукова, Н.А.Конева Час чтения, методические рекомендации – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 11с.

Предлагаю фото с «Часа Чтения» 2015-2016 учебный год

Встреча с Андреем Владимировичем Медведевым

Встреча с Евгенией Александровной Быстрицкой

Автографы от автора. Особенно был рад Саша Балакшин – инвалид детства, ему Е.А.Быстрицкая подарила свою книгу.

А так ребята читают книги по выбору:

infourok.ru

Метапредметный курс «час чтения» Авторы : Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель высшей категории - Основная образовательная программа

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КУРС

«ЧАС ЧТЕНИЯ»

Авторы: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель высшей категории

МБОУ «СОШ №8 г. Петровска», старший методист кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Горох Надежда Геннадьевна, учитель высшей категории

МБОУ «СОШ с. Ключи» Лысогорского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа метапредметного курса «Час чтения» разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – Стандарт).

В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального закона образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Согласно п. 5 статьи 12 Федерального закона основная образовательная программа основного общего образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования (п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 Федерального закона).

Ценность программы «Час чтения» заключается в том, что учащиеся получают возможность познакомиться с русской и зарубежной литературой IX-ХXI веков, что сегодня является насущной необходимостью, так как «нация, которая мало читает, мало знает. Нация, которая мало знает, принимает неверные решения: дома, на рынке, в суде, на выборах. Необразованное большинство способно при голосовании подавить образованное меньшинство – это очень опасный аспект демократии» (Джим Трелиз «Руководство по чтению вслух»).

Можно ещё добавить, что нация, оторванная от литературы, от искусства, теряет свои моральные, нравственные устои, материальное ставит выше духовного, что, в конце концов, может привести и к потере нации. Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая сегодня должна «читать» детям.

Идея данной программы не нова. Существует даже Премия Асахи – самая крупная и престижная международная награда в области поддержки чтения. Она была учреждена Международным советом по детской книге при спонсорском участии японской газеты «Асахи». Премия вручается раз в два года. Так что данная программа – это часть работы, которая сегодня развернулась по всему миру.

Научные исследования подтверждают, что чтение детям вслух:

  • помогает установить контакт между детьми и взрослыми,

  • обеспечивает необходимое эмоциональное развитие,

  • обогащает словарный запас, развивает память и воображение,

  • учит думать, концентрировать внимание,

  • способствует развитию самоуважения,

  • расширяет знания,

  • облегчает процесс учёбы, улучшает успеваемость в школе,

  • помогает воспитанию моральных ценностей,

  • отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером,

  • нейтрализует негативное влияние массовой культуры,

  • нацеливает на получение новых знаний.

Кроме того, чтение вслух

  • стимулирует умственное развитие детей,

  • способствует познанию мира и себя самих,

  • совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода,

  • любовь к чтению не является врожденной, нужно приобщать ребёнка к этой любви, читая ему каждый день,

  • для ребёнка чтение всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением1.

При этом учащиеся учатся слушать, воспринимать текст на слух, принимать участие в дискуссии, выражать свою точку зрения, но главная ценность – это ценность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Актуальность программы основывается на реализации требований ФГОС, в котором предлагается понятие «смысловое, успешное чтение», представляющее собой особую форму организации деятельности обучающихся. Аналогичные программы есть во многих библиотеках, но, к сожалению, нужно признать, что библиотека не может решить эти проблемы. Это должна быть программа, охватывающая всех школьников, а значит, реализовываться она должна в школе.

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально неразвитыми, малограмотными. Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие вопросы сводятся к одной главной проблеме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе. По словам В.А. Сухомлинского, «школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».

К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд.

Однако чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Цель программы «Час чтения» – научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.

Главная задача – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

gigabaza.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности "Час чтения" (5-9 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА

«ГИМНАЗИЯ № 9»

Рассмотрено

На заседании МО учителей общественных наук

Руководитель МО……. / Шерстнева В.В./

Протокол №1 от 31.08. 2017г.

Согласовано

Заместителем директора по УВР ……/ Немирова В.А./

31.08.. 2017г

Утверждаю

Директор МБОУ г. Мурманска гимназии № 9

…………../ Еремина О.В./

Приказ № 1 от 31.08.2017г.

Рабочая программа

внеурочного курса

Час чтения

5 - 9 КЛАСС

Составитель: Шерстнева В.В., учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска гимназии №9,

высшая квалификационная категория

Мурманск

2017г

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Час чтения» разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностью данного компонента образовательного процесса является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Курс «Час чтения» организуется по духовно-нравственному и общекультурному направлениям развития личности.

Программа рассчитана на 34 часа в неделю.

Цели:

повысить читательскую активность

повысить качество чтения

способствовать развитию культурной и читательской компетенции учащихся

способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи:

формирование и развитие у учащихся мотивации к чтению

воспитание уважения к книге

включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся вовлечение в круг читателей учащихся разных возрастов

приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

понимание определяющей роли чтения в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности;

осознание эстетической ценности книг.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, понимание темы, основной мысли текста; основной и дополнительной информации)

правильное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты:

осознание значимости чтения для дальнейшего развития личности;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, многоаспектного диалога; гармонизации отношений человека и общества,

понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

По структуре «час чтения» в основном состоит из трех основных блоков:

1. Вступительная беседа.

2. Собственно чтение.

3. Беседа после чтения и творческие задания.

Последовательность блоков может варьироваться. Продолжительность чтения зависит от возраста детей.

Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.

Кроме привычных занятий, предусматривается проведение нестандартных уроков: уроков – путешествий, исследований, конференций, круглых столов, фантазий и т.д.

В программу включены произведения из списка для самостоятельного чтения Примерной программы, из списка «100 произведений для чтения». Для знакомства с современной детской литературой можно предложить произведения лауреатов литературных премий:

Национальный литературный конкурс «Книгуру» (2010-2013 гг.),

Литературный конкурс имени Сергея Михалкова (2008 – 2012 гг.),

Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина (2010 – 2013 гг.),

Литературная премия имени Корнея Чуковского (2007-2013 гг.).

Содержание программы

Для учащихся 5 классов предлагаются произведения, вызывающие у детей данного возраста наибольший эмоциональный отклик.

Для 6 класса включены в круг чтения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанные с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений.

В 7 классе интерес к чтению можно усилить знакомством с произведениями таких жанров, как приключения, фантастика.

Для учащихся 8-9 классов важны произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблемы взаимоотношений человека и общества, человека и государства.

5 класс (34 часа)

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».

В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».

Р.П. Погодин. «Тишина».

А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».

К. Булычев «Приключения Алисы»

6 класс (34 часа)

В.К. Железников. «Чучело».

В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

Ася Петрова «Волки на парашютах»

А. Адабашьян «Хрустальный ключ»

Е. Каретникова «Чакли – это мы»

А. Жвалевский «Смерть мертвым душам!»

А. Олейников «Приключения рыцаря Эльтарта»

О. Корнеева. «Первый на полюсе. Подвиг Водопьянова» (из серии «Великие экспедиции»)

7 класс (34 часа)

А.П. Чехов. Рассказы.

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».

К. Булычев. «Белое платье Золушки».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

В. Каверин «Два капитана»

Е. Шварц «Дракон», «Снежная королева»

Д. Лихачев «Рассказы русских летописей XІІ – XІV вв.» (отрывки)

«Напиши свою книгу приключений» (под ред. Филатовой Г.. изд. Манн, Иванов и Фербер.2016)

8 класс (34 часа)

А. Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

В. Гюго. «Девяносто третий год».

А. Толстой «Князь Серебряный»

Д. Лихачев «Рассказы русских летописей XІІ – XІV вв.» (отрывки)

С. Лурье «Заговорившие таблички»

9 класс (34 часа)

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Карась-идеалист».

Н.С. Лесков. «Запечатленный ангел».

А.П. Чехов. «Дуэль», «В овраге».

Ю. Тынянов «Смерть Вазир – Мухтара»

В.Г. Распутин. «Пожар».

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Л. Петрушевская. Рассказы и повести.

А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Тематическое планирование «Часа чтения» в 5 классе

Кол-во часов

Произведение для чтения

Формы занятий

Приемы чтения и обсуждения прочитанного

2

3

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

3

2

3

2

1

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Любимая литературная сказка

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

КВН по прочитанным произведениям

В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».

В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».

Советуем прочитать

Р.П. Погодин. «Тишина».

А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».

По страницам любимых книг.

К. Булычев «Приключения Алисы»

В мире литературных героев.

Праздник книги.

Беседа

Чтение, беседа

Чтение, инсценирование

Круглый стол

Чтение, беседа

Игра

Чтение, беседа

Чтение, беседа

Чтение, беседа

Конференция

Чтение, беседа

Чтение

Инсценировка

Чтение, беседа

Викторина, игра

Выставка творческих работ

Ознакомительное, изучающее, комментированное, медленное чтение

рефлексивное (используются на каждом занятии).

Концептуальная беседа по тексту.

Словесное иллюстрирование прочитанного, оцессесоставление плана текста, составление вопросов по тексту (применяются в процессе работы с текстом на всех уроках).

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности "Час чтения"пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Час чтения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы основного общего образования по литературе и в соответствии с общими рекомендациями по проведению «часа чтения» кандидата исторических наук Н.А. Барсуковой, зав. учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО.

Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.

Цель курса «Час чтения» состоит в том, чтобы обеспечивать интенсивное совершенствование чтения обучающихся через освоение «смыслов» литературного текста; открывать разные способы понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитывать культуру восприятия текста; стимулировать потребность ребенка в творческом чтении.

Данный курс помогает организовать читательскую деятельность на уроке, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Курс формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания данного предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа внеклассного чтения является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно ребенка научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - это привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ребенок имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

цель программы - создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Цель реализуется через решение следующих задач:

  1. Познакомить со списком книг, рекомендованных для самостоятельного чтения. Обсуждение сроков прочтения произведений.

  2. Составить индивидуальный план чтения.

  3. Организовать посещение школьной библиотеки.

  4. Фиксировать результаты самостоятельного чтения в читательском дневнике.

  5. Организовать заключительное мероприятие по подведению итогов самостоятельной работы и чтения.

Формы работы:

1. Работа в библиотеке.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

Место курса «Час чтения» в учебном плане

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  1. Требования к знаниям и умениям обучающихся

В процессе реализации программа предполагает зарождение у обучающихся:

  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • учебной самостоятельности и познавательного интереса;

  • умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

  • умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

  • умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • понимания и значимости работы в группе.

infourok.ru

"Чтение – путь к успеху"

Чтение – путь к успеху

Книга – учитель,Книга – наставник.Книга – надежный товарищ и друг.Ум, как ручей высыхает и старится,Если ты выпустишь книгу из рук.

С.Я.Маршак.

Цель:

-Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности.

-Формировать у учащихся мотивации к чтению и образованию как основному инструменту достижения личного успеха и процветания, обогащение своего внутреннего мира, становления и развития активной жизненной позиции.

-Пропаганда чтения книг, помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном потоке информации.

Задачи:

  • Стимулировать учащихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком.

  • Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования.

  • Создавать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию.

  • Создать условия для творческого самовыражения учащихся.

Ход урока

Вступительное слово:

Сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную тем - обсудить, зачем нужно образование и поможет ли нам чтение книг, что для этого необходимо делать.

Беседа «Книга- путь к успеху»

Вы читаете книги? Да или нет? Живые или электронные? А аудио программы слушаете? Реальная польза от чтения полезных книг налицо - Ваше совершенство и успех в жизни!

Открою Вам секрет. Все книги, которые следовало бы прочесть, чтобы стать здоровым, богатым, успешным, - уже написаны. Люди, прошедшие жизненный путь от копейки до миллиарда, от неудачи к успеху, описали свою жизнь, вручив нам свой опыт, мудрость, знания, чтобы мы все это воплотили в себе, выработав свою философию Успеха.

Никому не дано повторить путь другого человека, но, пользуясь советами успешных людей мы можем избежать многих ошибок на пути к совершенству собственному, и как минимум - изменить свою жизнь к лучшему.

То, что нам надо, уже есть. Все сведения и ценности знаний о реальном создании благосостояния, взаимоотношениях с людьми, партнерами, как разбогатеть по совести, не нарушая законов мироздания, как укрепить свое внутреннее и внешнее здоровье, а также примеры и жизнеописания опытных в той или иной сфере людей - всё это собрано в книгах и составляет как раз ту философию Успеха.

 Но, к сожалению, мы забыли о главном, что книга развивает нас, а интернет и телевизор – это путь к деградации. Чтение – это не только черпание полезной информации, расширение мировоззрения, но это и пополнение словарного запаса. Посмотрите вокруг, все люди разные, кто-то умный, а кто-то не очень, кто-то говорун, а кто-то молчаливый, но все в равных правах. Но тот человек, кто может правильно и логично четко изложить свое мнение. Поговорить на любую тему, даже если он в ней не совсем компетентен, то таким людям жить проще и легче, и перед ними открываются новые дороги и большое количество возможностей.

  1. Обсуждение вопросов.

Прежде всего, давайте попробуем ответить на несколько вопросов:

Вопрос №1: "Для чего нужно учиться?"

Вопрос №2: "Чем отличается образованный человек от необразованного?"

Вопрос №3: "Что вы ждете от школы?"

Вопрос №4: "Какую книгу ты читаешь сейчас?"

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные противодействия ей, поскольку чтение играет важную роль для развития любой страны.

Сегодня в обществе снижается статус чтения:

  • Увеличивается доля, вообще не читающих или читающих от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы 1 книгу в год, то сейчас эта цифра составила всего 33%.

  • Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, то сегодня только в 7%.

  • Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности свыше 10% школьников функционально неграмотны, в то время как в странах - лидерах этот показатель не превышает 1%. Абитуриент факультета журналистики сделал во вступительном сочинении 129 ошибок

  • Ухудшается владение родным языком, родная речь становится все более примитивной, идет засилье англоязычных слов.

Ребята, как вы думаете, вытеснит ли техника в ближайшем будущем книгу и вообще – какой быть книге XXI века. Со стороны кажется, что современные молодые люди в большинстве своем отдают предпочтение всему новому и, конечно же, компьютерным технологиям. “Книжные дети” становятся раритетом. Может быть, не нужно по этому поводу лить слезы и говорить о бездуховности молодежи? Новое поколение выбирает не только “Пепси”, но и более гибкую информационную систему.

Учитель: А что думаете вы о высказываниях старшеклассников:

Ученик 1: “Мне нравиться больше всего компьютер. Но он слишком дорогой. И не доступен для всех людей. Компьютеры уникальны и неповторимы по-своему, а книги по-своему. Поэтому я за книги и за компьютеры.

Ученик 2: “Я предпочитаю и книги, и компьютеры. Иногда хочется просто почитать, но зато на компьютере можно сделать домашнее задание. Мое мнение остается нейтральным.

Ученик 3: “Говорят, что книги в скором времени исчезнут. Я не могу в это поверить. Потому что книга для меня – некое богатство, которым я дорожу. Я останусь преданной своему другу по имени книга.

Ученик 4: “Понятие “грамотность” сегодня подразумевает умение пользоваться компьютером. Но компьютер, как и всякая техника, всего лишь упрощает жизнь людей. Если человек считает себя действительно образованным, то он не должен забывать о книгах.

Ученик 5: “Хочу сказать, что книга раньше была единственным источником знаний, а когда появился компьютер, то книга отошла на второй план. Все-таки я думаю, что книга все равно будет играть важную роль в нашем образовании. Как бы то не было, чтение книг нужно совмещать с работой на компьютере, т.к. это развивает интеллект и внимание человека.

2. Конкурс “Литературная викторина”

  1. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

  2. В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за цветами. Как называется эта сказка? Кто автор? (“12 месяцев”, С.Я. Маршак).

  3. Кто написал книги про дядю Федора? (Успенский).

  4. Назовите сказки Г.Х.Андерсена. (Дюймовочка, Гадкий утенок и т.д.).

  5. Главный герой сказки “Снежная королева”? (Кай).

  6. В кого превращался царь Гвидон? (В комара, шмеля и муху).

  7. В каком произведение дверь находилась за нарисованным очагом? (Толстой “Приключения Буратино”)

  8. Кто написал сказку “Серебряное копытце”? (П.Бажов)

  9. Из какого произведения эти герои: мальчик и девочка, маленькая разбойница (“Снежная королева. Андерсен)

  10. Тот, кто дал Буратино мудрый совет. (Сверчок)

  11. “Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки”. (Мальвина – Буратино)

  12. . Какой писатель стал автором известной сказки "Приключения Чипполино"? (Д.Родари)

  13. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала. (Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

  14. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

  15. Имя какого очень кислого фрукта, носит принц из сказки о приключениях Чипполино? (Лимон)

  16. Кто такой Каа? (Питон, друг Маугли)

  17. Спутник лисы Алисы. (Базилио)

  18. Грозный разбойник сказок Чуковского (Бармалей)

  19. Средство, при помощи которого доктор Айболит общался со зверушками (Телефон)

  20. Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза . (Г.Х. Андерсен. “Дикие лебеди”)

3. Чтение и обсуждение еврейской притчи «Зачем учиться».

Однажды к раввину Нафтали постучали. Нафтали открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил:

— Ты зачем пришёл?

— Я пришёл учиться у тебя, — ответил человек.

Нафтали захлопнул дверь и сказал:

— Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание.

— Но почему же? — спросила Нафтали его жена. — Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего.

— Те, кто интересуется изучением Писания, по большей части, глупы. Они хотят "спрятаться", — сказал Нафтали.

На другой день постучал другой человек. Нафтали открыл дверь и спросил:

— Почему ты здесь? Чего тебе надо?

— Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, — ответил тот.

— Проваливай, — сказал Нафтали. — Ты ошибся дверью.

Жена была поражена:

— Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное. Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему?

— Тот, кто не знает сам себя, — сказал Нафтали, — не может никому служить. От его служения в итоге — одно несчастье.

На третий день постучал ещё один человек. Нафтали открыл дверь и спросил:

— А тебе чего?

— Я очень глуп, — ответил тот. — Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого?

Нафтали поцеловал его и сказал:

- Входи. Я жду тебя.

Ученик : Вывод: Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему. Все наши знания нам пригодятся.

Ученик: Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший о6ъем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Учитель: Литература – одна из основ человеческой цивилизации. Разве не удивительно, что смесь из тридцати различных знаков может заставить нас смеяться или плакать, дрожать от восторга или трепетать от страха. Обычные буквы могут перенести нас на много веков назад – в героическое прошлое. И разве не замечательно, что алфавит позволяет нам транслировать наши истории в будущее, сохраняя их для тех, кто будет жить после нас

Ученик: О пользе которую приносят книги безусловно известно всем. В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причем оба полушария. Читая книгу (работает левое полушарие) человек постоянно рисует в своем воображении образы и картинки происходящего в сюжете (это уже работает правое полушарие). Благодаря чему, человек не только получает удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности своего мозга.

Ученик: Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила   аргументы в пользу чтения:

1. Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать.  Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.

3.  Книги способствуют развитию нашего мышления. Из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

4. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других народах, о, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

5. Книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где кривда, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

6. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.

Учитель: Пожалуй, к этому можно добавить еще один аргумент, человек, который дружит с книгами, является очень интересным собеседником. Ведь его речь богата афоризмами, интересными сравнениями, фразеологизмами, мудрыми высказываниями великих людей.

4.Упражнение «Мое самовосприятие»

Характеристика

Меня

это

радует

Мне

это

безразлично

Мне

это

неприятно

Я счастливый

 

 

 

У меня ничего не ладится

 

 

 

Я тугодум

 

 

 

Я неуклюжий

 

 

 

Я зануда

 

 

 

Я неудачник

 

 

 

Я добросовестный

 

 

 

Я фантазер

 

 

 

Я оптимист

 

 

 

Я человек надежный

 

 

 

Я раздражительный

 

 

 

Я подвержен настроению

 

 

 

Я общительный

 

 

 

Я религиозный

 

 

 

Я умный

 

 

 

Я слабый

 

 

 

Я опрометчивый

 

 

 

Я добрый

 

 

 

5.Конкурс “Загадкино”

  1. Она конечно вам знакомаБыла подружкою семи гномам. (Белоснежка)Не человек, а рассказывает. (Книга)

  2. У кого ты не спроси – Всем известно на Руси:То он царь, то из крестьян, То дурак, а звать... (Иван)

  3. Была она артисткойПрекрасной, как звезда,От злого КарабасаСбежала навсегда. (Мальвина)

  4. Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.Щуку в проруби поймалИ с тех пор забот не знал. (Емеля. “По щучьему велению”)

  1. Девочка маленькая,Выросла в цветке,И на этой девочкеХотел жениться сын жабы водяной. (Дюймовочка)

  2. Жил со зверями,В волчьей стаи,И все их повадки изучил,А зовут его (Маугли)

  3. В детстве все над ним смеялись,Оттолкнуть его старались:Ведь никто не знал, что онБелым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

  4. Сладкий яблок ароматЗаманил ту птицу в сад.Перья светятся огнём,И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)

6.Самые интересные высказывания о пользе чтения:

-Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

Ф. Вольтер

-Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

© Ф.Жанлис

-Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.

© Жюль Ренар

-Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. © В. Даль

-Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

© Джозеф Аддисон

-Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их.

© Рэй Брэдбери

-Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

-Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.

© Джим Рон

-Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

© Эрнест Хемингуэй

-Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли.

© М. Лашков

-Всё бледнеет перед книгами.

© Антон Чехов

-Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы.

© Лев Толстой

Видео «Боевик о чтении»

Учитель: Какие вы знаете пословицы про учение? В чём их смысл?

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Сперва аз да буки, а потом науки.

Человек неученый - что топор неточенный.

Повторенье - мать ученья.

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)

Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)

7.Игра «Рассказ с одной буквы».

Попробуйте придумать как можно больше предложений, в котором все слова начинаются на одну букву А.

Расшифруй слова: школа, класс, урок.

8. Составление портрета, образованного и необразванного человека.

Каждый из нас слышал словосочетание «образованный человек» и знает, что его все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть образованным человеком. Давайте задумаемся — а кто же это такой и какие качества ему присущи?

А что можно сказать про необразованного человека? 9. Заполнение учащимися схемы «Мой путь».

Моя работа

Моя семья

Мои друзья

10.Конкурс “Кроссворд”

По вертикали:

1.Фрукты, которыми однажды объелся Чебурашка из повести-сказки Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Апельсины)

2.Волшебный предмет, который девочка из русской народной сказки “Баба-яга” бросила через правое плечо, и тотчас вырос дремучий лес. (Гребешок)

3.Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. Кто автор этих сказок? (Х.К.Андерсен).

4.Место, где купила самовар героиня стихотворения К.Чуковского “Муха-Цокотуха”. (Базар)

5.Старуха, тянувшая вместе с дедом репку в русской народной сказке. (Бабка)

6.Кто написал книгу “Приключение капитана Врунгеля”? (Некрасов)

7.Волшебные волосы, которыми гордился герой сказочной повести Л.Лагина “Старик Хоттабыч”, (Борода)

По горизонтали:

1.Предводитель Стаи волков в сказочной повести Р.Киплинга “Маугли”. (Акела)

2.Как звали сестрицу братца Иванушки из русской народной сказки. (Аленушка)

3.Яхта героя книги А.Некрасова “Приключения капитана Врунгеля”. (Беда)

4.Деревянный предмет, в который бояре по царскому приказу посадили и пустили в Окиян героев “Сказки о царе Салтане..” А.С.Пушкина. (Бочка)

5.Злой разбойник из книги К.Чуковского “Доктор Айболит”. (Бармалей)

6.Большой танцевальный вечер, на котором потеряла хрустальную туфельку героиня сказки Ш.Перро “Золушка”. (Бал)

7.Вещь, которую герой стихотворения С.Маршака “Вот какой рассеянный” надевал вместо рубашки. (Брюки)

8.Термометр, который доктору Пилюлькину не удалось поставить под мышку герою романа-сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. (Градусник)

11. Заключение.

Учащимся предлагается погадать на ромашке, какой для них будет учебный год. Учитель заранее пишет на лепестках пожелания, учащиеся по очереди вытягивают лепестки.

Ученик: Мини-гимн «Я-чудо!» (памятка)

Я счастливый человек! Я самый счастливы человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня отличное настроение! У меня всегда хорошее настроение!

Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье1 я живу- и поэтому я счастлив1

Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, небо- самое голубое!

На меня всегда можно положиться! Я не подведу!

Я умею дружить! Благо семьи- приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня уважают и ценят мои друзья и близкие. Со мной всегда легко и весело!

Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно!

Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.

Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

 

Заключительное слово учителя: Сейчас во всём мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять креативность.

Скоро вы будете определять своё место в жизни и свою креативность будете проявлять не в играх, а в настоящем деле. И от вас будет зависеть, кем вы станете в своём деле- ремесленником или артистом

В принципе о пользе книги может сказать и каждый человек в отдельности, ведь у каждого свои интересы и положительные моменты. Главное - помните, что книга – это ваш верный друг и помощник на пути к саморазвитию.

Стремление к успешной жизни нужно постоянно стимулировать, а также предпринимать любые действия для выполнения шагов к улучшению своего положения.

Начинать нужно не с трудовых вкладов, а с обучения, ведь богатый человек – это не только владелец «толстого» кошелька, но и умный, образованный и начитанный профессионал в определенной области.

Книги для успешных людей

  • многие люди не используют весь свой потенциал из-за различных страхов, преодолеть их будет намного проще после прочтения книги Джона Вон Эйкена «Никогда не сдавайся»;

  • неудачи в жизни нужно воспринимать правильно, ведь они учат нас действовать правильно, а на эту тему была написана книга «Законы успеха» Наполеоном Хиллом;

  • один из популярнейших авторов книг для людей, желающих добиться финансового благополучия это Дейл Карнеги, советуем прочитать его книгу «Как перестать беспокоиться и начать жить»;

  • известный человек, который заработал свои миллионы на инвестициях Ричард Брэнсон, написал интересную книгу о своем успехе «К черту всё, берись и делай»;

  • всем, кто хочет преодолеть барьеры на пути к успешной жизни, необходимо прочитать «Думай, и богатей» от автора Наполеона Хилла;

  • почему некоторые много трудятся и мало получают, а другие наоборот, мало работают, но много зарабатывают. Ответ на этот вопрос вы найдете в книге «Квадрант денежного потока» Роберта Кийосаки;

  • лидерские качества необходимы всем предпринимателям, чтобы развить их в себе используйте книгу Радислава Гандапаса «Харизма лидера»;

  • у Дейла Карнеги есть много полезных книг, пополняем этот список ещё одной его работой «Как приобретать друзей и оказывать влияние налюдей»;

  • мотивация помогает успешным людям бороться с ленью, а научиться мотивировать себя можно благодаря книге «Пробуй — получится» от автора Сета Година;

  • ответы на множество вопросов типа куда вкладывать деньги или почему не получается заработать вы найдете «Ваш сосед — миллионер» Томаса Стенли.

Сделать первый шаг всегда труднее всего, но если вы скачаете одну из этих книг сразу после прочтения, считайте, что начало положено. Развивайтесь и учитесь быть успешным у тех, кто уже этого добился.

Приложения

1.Пожелания учащимся.

Всю жизнь живите и учитесьИ улыбаться не стыдитесь,Дарите радость и тепло,И окружающим добро.

 

Любите близких, берегитеИ относитесь к ним всегда,Чтоб счастье озаряло лица,Блестели в радости глаза.

 

Прощайте, зла держать ненужноИ будьте милостью полны,И всё успехом обернётсяКоль в жизни правильно вести!

Пусть учебный новый год,Вам успехов принесётИ пятёрками дневник,В аккурат раскрасит он.

 

Пусть терпение и труд,Знанья педагогов,Вам проложат в жизни путь,Через тернии к звёздам!

Учитесь прилежно,Читать и писать,Задачи, примеры,Успешно решать.

 

Дружить бескорыстно,Всегда помогатьИ радовать близких,Учиться на пять! 

Дорогим ученикам,Радостно желаем,Чтоб учёба только вам,Всем легко давалась.

 

Чтобы рос ваш интеллект,Был IQ (айкью) высоким,Чтобы знанья помогали,Покорять высоты! 

Пожелать терпения,Я хочу сейчасИ четыре четверти,Потрудиться всласть!

Пожелаю вам успехов,Чтоб учёба задаласьИ конечно поведенье,Ваше было лишь на пять!

Упорство и труд,Внимательность ваша,Всё это основа,Программы познанья.

 

Мы с вами пройдём,Интересной дорогой,Где много найдём,Нужных знаний особых.

 

Желаю, чтоб вам,Интересно здесь былоИ в школе друзей,Скорей обрели вы!

Позвольте вас поздравить с новым годом, 

С учебным годом - новым шагом в жизнь! 

Пусть каждый школьный день пройдет недаром, 

Вам нужно много, очень много знать, 

Чтоб стать такими, как космонавт Гагарин, 

И космос чтобы дальше покорять! 

Желаем отлично учиться 

И в классе со всеми дружить, 

Уметь отдыхать и трудиться, 

Любовью родных окружить, 

Всегда от души веселиться 

И впредь не болеть никогда, 

Стать умным и сильным, стараться 

Быть только прилежным всегда! 

infourok.ru

Конспект внеклассного занятия "Час тихого чтения" По Н. Щурковой

Конспект внеклассного воспитательного занятия

Форма: занятие по Щурковой Н.Е.

Дата:

Занятие рассчитано на 1 урок.

Тема: «Час тихого чтения»

Задачи:

  1. Воспитательно-образовательные: тренировать навыки чтения, воспитывать любовь к чтению, к книгам.

  1. Развивающие: развивать воображение, мышление, речь.

Оборудование: книги для чтения у всех учащихся.

План проведения воспитательного занятия:

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы.

  3. Беседа о чтении с учениками.

  4. Самостоятельное чтение.

  5. Итог урок.

Конспект занятия

  1. У: Здравствуйте, дети. Садитесь тихонечко на свои места.

  2. У:Ребята, прослушайте стихотворение и скажите о чем оно.

У: Как хорошо уметь читать!

Взять книгу в руки и узнать,

Что в мире было до меня

И для чего родился я.

К каким галактикам слетать,

Что посмотреть, кем быть, кем стать

Мне книга может рассказать,

Ведь только ей дано все знать.

У: О чем это стихотворение? ( О том как хорошо уметь читать)

У: Правильно, сегодня у нас не обычный урок, а урок тихого чтения.

  1. У: Я вас всех попросила принести книги, которые вы сейчас читаете. Как вы думаете зачем? (Для того чтобы мы их читали на уроке)

У: Правильно. Ребята, а зачем вообще нам нужно читать другие книги. Вот и читали только то, что задают нам в школе. Зачем вообще нужно читать книги? (Для того чтобы развивать речь. Чтобы больше узнать)

У: Ребята, чтение книг нам дает большую пользу.

• Чтение помогает развивать и улучшать устную и письменную речь, увеличивает словарный запас и улучшает орфографию.

• Когда человек читает, у него увеличивается культурный багаж, так как тексты книг дарят нам информацию и знания. Так что чтение помогает нам раскладывать по полочкам собственные мысли и думать лучше.

• Книги так же делают человека более любознательным и развивают умение судить и анализировать.

• Книги развивают наши моральные качества (хотя это зависит от выбранной литературы).

• Чтение книг формирует нас эстетически, развивая чувствительность и стимулируя артистические наклонности, хорошие чувства.

• Чтение – способ приятно и с пользой провести свободное время. Читая, мы можем узнать немного лучше себя и других.

• Книги и чтение – инструмент работы нашего интеллекта, поэтому читать нужно как можно внимательнее и концентрироваться на идеях, лежащих в основе произведений.

У: Значит читать книги полезно? (да)

У: Ребята, при каком свете лучше читать книги? (при дневном)

Можно ли читать книгу лежа на диване?(Нет) Почему? (искривляется осанка, позвоночник)

У: Ребята, читать нужно так же как и вы сидите за партой – прямая спина., чтобы не искривить позвоночник. Расстояние от книги до глаз должно быть не меньше 25 сантиметров.

У: Ребята, расскажите какие книги вы сейчас читаете, и о чем они? (Спросить 7-8 человек)

У: Молодцы ребята те кто читает книги. А кто не читает, советую вам начать читать, это не только полезное дело но и очень занимательное. Много можно узнать интересного, обогащать свой словарный запас.

  1. У- Ребята, сейчас каждый из вас буде читать книги, которые вы принесли. Читать вы их будете про себя, чтобы не мешать своим одноклассниками. Кто не принес книги поднимите руки. Я вам дам свои книги почитать.

  1. У: Ребята, время нашего тихого чтения подходит к концу.

Вам понравился наш необычный урок? (да)

Какое настроение у вас после урока? Каким цветом его можно обозначить?

- Я вам хочу пожелать новых открытий при чтении интересных книг.

infourok.ru