Знакомство детей с натюрмортом. Сравнение двух натюрмортов в доу
Конспект интегрированного занятия "Натюрморт" - Детский сад Аленушка
Цель:
Вызвать у детей активный интерес к произведениям живописи и эмоциональный отклик на художественные произведения; учить анализировать и давать оценки полотнам художников; мотивировать желание самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью.
Задачи:
- продолжать знакомить с жанром живописи – натюрморт;
- продолжать учить детей рисовать с натуры различные фрукты;
- совершенствовать навыки работы акварелью;
- учить подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путем смешивания красок;
- развивать чувство композиции;
- развивать чувство эстетического восприятия;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- развивать самостоятельность и художественно-творческие способности в продуктивной деятельности.
Материал:
Репродукции картин И. Репина «Яблоки», А. Летунова «Овощи»,
П. Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И. Петрова-Водкина «Яблоки и лимон», И. Ф. Хруцкого «Цветы и фрукты».
Бумага для акварели, акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей.
Посылочная коробка, муляжи фруктов, вазы разной формы.
Запись мелодии «Сентиментальный вальс».
Предварительная работа.
Рассматривание репродукций натюрмортов, объяснение значения слова «натюрморт», знакомство с дидактической игрой «Натюрморт» и законами составления композиции для натюрморта.
Организационный момент.
Педагог:Ребята, нам прислали посылку! Но самое интересное, что группа указана наша, а вот «кому» здесь указано: художникам. Вы помните, кто такие художники? (Ответы детей). Как вы думаете, что в ней может быть? (Предположения детей). Давайте, не будем больше гадать, а скорее ее раскроем.
Основная часть.
Педагог:
Что же нам со всем этим делать, и причем здесь художники? (Предположения детей). Конечно, эти все предметы можно нарисовать! Давайте внимательно рассмотрим каждый предмет.
Игра «Какой, какая».
Воспитатель: яблоко какое? (круглое, сочное, желтое), апельсин какой? (круглый, оранжевый, вкусный), слива какая? (темная, продолговатая, спелая), груша – какая? (вытянутая, двухцветная, ароматная), ваза какая? (керамическая, длинная, плоская, светлая).
Педагог:
Друзья, но если мы с вами будем все эти предметы на отдельных листах рисовать, у нас времени не хватит до вечера работу закончить. Как же быть? (Предположения детей). Конечно, можно нарисовать сразу все! Как называется вид живописи, в котором изображено несколько неживых предметов? (Ответы детей).Правильно, натюрморт.
Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай что это натюрморт.
Сейчас мы все эти предметы сложим вместе и нарисуем!
(Воспитатель расставляет вазы и фрукты и предлагает детям оценить, правильность композиции. Предлагает детям переложить предметы)
Педагог:
Друзья, давайте обратимся за помощью к великим художникам. Мы отправимся в художественную галерею, рассмотрим некоторые натюрморты и поймем, как надо разложить предметы, чтобы натюрморт был красивым.
Презентация «Натюрморты».
Педагог:
Перед нами картина Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и фрукты». Что же мы здесь видим? (вазу с цветами…) Да, первое, на что обращаешь внимание – это огромный, пышный букет. Где изображен букет? (в центре картины). Что и где еще находится на этой картине? (справа в корзине - виноград и рядом на столе кисть винограда и лимон). В центре перед букетом стоит стакан с водой, разрезанный персик. Обратите внимание, как много разных плодов нарисовал художник! Какие цвета он использовал для рисования цветов? (георгины – белый и розовый; гвоздики – красный; розы – светло-розовый). А какие цвета художник не использовал для рисования фруктов? (желтый, светло-зеленый, оранжевый). Вся картина написана в холодных зеленовато-желтых тонах. Как можно назвать картину? Художник использовал много красок! Поэтому картина и звучит так нарядно и красиво, и празднично!
Динамическая пауза. Игра «Маляр»
(Дети берут цветные карточки и встают в круг, в центре ребенок – Маляр)
Мы позвали маляра:
Не покрашена стена,
Дверь, окно и потолок
Он докрасить нам помог.
Маляр:
Чтоб закончить все дела,
Краска мне, друзья, нужна …
(называет не основной цвет; розовый, оранжевый, фиолетовый и проч.)
Дети собираются группами так, чтобы набор их цветов давал нужный маляру цвет.
Педагог:
Ребята, мы с вами снова возвращаемся в картинную галерею. И сейчас рассмотрим натюрморты других знакомых художников.
Дети рассматривают натюрморты подгруппами и проводят их анализ. Педагог задает вопросы:
Что больше привлекло в картине?
Какие цвета использовал художник?
Что нравится и что не нравится в картине?
Психогимнастика Чистяковой «Цветок».
Под музыку дети выполняют движения по указанию воспитателя. «На лесной полянке проснулось семечко цветка, и появился из него росток, прошел сквозь землю и увидел вокруг... Солнце яркое. Оно обогрело росток. Тучку серую, она полила дождиком росток. Росток тянулся к небу, распускал листочки, и вот появился у него нежный бутон. В один прекрасный момент бутон раскрылся и превратился в цветок. Увидел цветок яркое солнце, сочную траву и море цветных лепестков своих соседей – других цветов. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей. Теперь он вместе с другими цвел и радовал жужжащих и звенящих насекомых»
Педагог:
Друзья, нас многому научили у великие художники. Теперь мы сами сможем составить композицию для нашего натюрморта.
Дети работают по 4 человека, договариваются между собой, какие предметы и вазы будут присутствовать в их композиции. После составления натюрмортов дети рассказывают о своей позиции. (Какие использовали предметы, где они находятся – слева, справа; дают название своему натюрморту).
Педагог:
Какие удивительные натюрморты вы составили! Теперь можно эту красоту запечатлеть в своих рисунках. Давайте пройдем в нашу художественную мастерскую. Все ссели правильно: спина прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правая рука держит карандаш, левая - придерживаем лист бумаги. Можно приступать к работе. (Показ изображения воспитателя сопровождается рассказом и работой детей) Не забывайте, что ориентиром натюрморта является разделяющая линия. Она поможет вам правильно распределить предметы на листе.
Звучи спокойная музыка, дети рисуют педагог помогает наводящими вопросами или советами, отвечает на возникающие у детей вопросы.
Педагог:
Если кто-то закончил работу, ее можно выставлять в галерею. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт) От ваших рисунков стало вокруг так светло, весело, празднично. Посмотрите, какие сочные фрукты лежат в вазах, словно настоящие. Выберите натюрморт, который вам нравиться больше других. Чем он вас поразил? (Спросить 2-4 детей.) Сегодня вы все постарались, работы великолепны! А, если у кого-то не все получилось, не огорчайтесь, мы после занятия исправит ошибки, и, непременно, получится хорошая работа.
Ребята, что вы сегодня составляли из предметов? (Композицию). Как называется вид живописи, которым вы занимались сегодня? (Натюрморт) Что вам больше всего понравилось на занятии? Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.
Литература.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000.-300 с
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. - М. : Педагогика, 1990.- 326 с.
- Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
- Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект)/В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
- Трофимова, М.В.Изобразительное искусство/М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
- Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
- Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: 1974. – 452 с.
Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
2. Технология ознакомления детей с различными видами искусств
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ О ВИДАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом
2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительное искусство и очень древнее и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый, интересующий их край, - изучают язык живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художника. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства а занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей.
Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Одним из видов изобразительного искусства является живопись. Произведения отражают действительность, оказывают воздействия на мысли и чувства зрителя. Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Одним из жанров живописи является натюрморт. Натюрморт – жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, stilllife или немецкое Stilleben – «тихая жизнь».
Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVII века. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия; рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Они словно поют гимн материальному миру. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Класс, В. Хеда, во Фландрии – Ф. Снейдерс и др.). основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых.
Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
В детском саду ребенок знакомится с таким жанром живописи как натюрморт. Дальнейшее приобщение к искусству происходит уже в школе, где для этого отводятся специальные уроки.
Целью данной работы является изучение методики знакомства детей с натюрмортом.
Задачами работы являются:
- изучить состояние проблемы в теории и практике;
- установить, что знакомство детей с жанрами живописи влияет на всестороннее развитие дошкольника;
- показать, что успешное развитие мелкой моторики рук способствует успешному обучению письму.
Гипотеза: если последовательно знакомить детей с жанрами живописи (натюрморт), это может в дальнейшем приобщить детей к искусству.
Объектом исследования являются особенности знакомства детей с изобразительным искусством.
Предметом исследования является методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом.
Методы исследования:
1) на эмпирическом уровне изучение литературы, изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент.
2) на теоретическом уровне изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей
Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими.
Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой[1, C. 23].
Проблема – ребенок и изобразительное искусство – таит в себе много загадок и вопросов. В последнее время все больше внимания уделяется знакомству дошкольников с изобразительным искусством, однако, в большинстве случаев сохраняется информативный подход в обучении, сухие сведения о жизни и действительности художников, скульпторов и т.д., иногда заменяются на информацию образно-эмоционального содержания произведения искусства общего характера, и мало времени посвящается главному -0 постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и постижению языка различных видов искусства как пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном, чувственном и смысловом многообразии.
Сила воздействия изобразительного искусства на ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда мировой опыт, заложенный в искусстве, соприкасается с опытом ребенка. Педагог, работающий с ребенком, должен досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно-эмоциональную характеристику, должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом.
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи отражение человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображение – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.
Эстетическое воспитание – это сложный и длительный процесс, дети получают первое художественное впечатление, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Изобразительное искусство интересно, увлекательно для дошкольника, так как он имеет возможность об окружающей действительности с помощью карандаша, красок и бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления[1, C. 45].
Изобразительное искусство – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. На занятиях рисованием дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки трудовой деятельности, планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка.
Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения.
При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется эстетическое чувство. Малышей волнует яркий цвет, блестящая поверхность, старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов.
mirznanii.com
Знакомство детей с натюрмортом
Чугунова Л.Е Переверзева В.А. Зимина М.П. Губанова И.Э. Чугунова Л.Е МБДОУ №26 «Солнышко» Белгородская область, г.Старый Оскол.
Натюрморт – один из самых популярных жанров изобразительного искусства. С момента своего появления на протяжении последних пяти веков истории искусства он был основной гордостью применения таланта для тысяч художников. Это идеальный жанр для тех, кто только учится рисовать, поэтому многие начинающие художники оттачивают мастерство именно в натюрморте.
Ознакомление детей с жанром натюрморта помогает развивать их воображение, эстетические чувства, художественные способности. В начале мы предлагаем ребенку рассмотреть картинку, обращаем его внимание на расположение предметов, их цвет, форму, красоту сочетаний. Спрашиваем ребенка: « А как ты думаешь, о чем художнику хотелось рассказать в своей картинке?». Он сам может придумать название картины, это помогает развивать фантазию.
Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учим их не только узнавать в натюрморте знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине-натюрморте художник передает сои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.
Дети рисуют натюрморты карандашами, фломастерами, красками, пастелью, восковыми мелками и т.д. Для изображения вазы или кувшина иногда используют силуэты, вырезанные из цветной бумаги, газеты, журнала. В этой вазе ребенок рисует красками букет цветов, рядом располагает фрукты и овощи. Такие натюрморты особенно интересны ребенку тем, что в них сочетается техника коллажа и живописи. Перед тем, как рисовать натюрморт, на прогулке мы предлагаем ребенку оглядеться вокруг и выбрать те предметы или растения, из которых можно его составить; спрашиваем у него почему он выбрал именно эти предметы (они нравятся по цвету, форме, очертанию, величине).
Предлагаем ребенку такое же задание дома после прогулки. В комнате он внимательно рассматривает предметы и выбирает некоторые из них для рисования. Чтобы заинтересовать ребенка, стихотворение А. Кушнера:
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт.Ставим в кувшин или в вазу цветы и предлагаем ребенку их рассмотреть, полюбоваться красотой лепестков и листьев. Хорошо, если есть репродукция натюрморта П. Кончаловского «Сирень». Рассматривая её обращаем внимание на тяжелые гроздья, которые хранят запах весеннего дождя. Поговорим о сочетании цветов на каждой ветки сирени. Ребенок должен увидить переходы сиреневого, фиолетового, розового, синего оттенков, которые создают неповторимый колорит душистой сирени. В процессе рассматривания картины дети находят наиболее характерные предметы: «сирень душистая», «картина пахнет, хочется потрогать ее рукой», «сирень чудесная, нежная», «хорошо быть художником, рисовать картины и всем их дарить».
Ознакомление детей с натюрмортом помогает развитию эстетических чувств, обратной речи, о чем говорит появлении ярких ассоциаций, метафор, сравнений. В зависимости от времени года содержание натюрморта меняется, и дети находят новые сюжеты для своих картин.
Осень: «Дары осени» - рисование или аппликация овощей, фруктов, грибов с натуры. «ветки с осенними листьями», «Ветка рябины в вазе», «Корзина с грибами», «Букеты цветов в вазе». Натюрморты рисуем красками, составляем аппликации, соединяем разные приемы изображения (вырезание из бумаги, ткани, рисование кистью, поролоном, пальцем, ватой и т.д.)
Зима: «Елочные украшения», «Ветка елки с игрушками», «Ветка сосны с шишками». Зимние натюрморты вызывают радость у детей потому, что они связаны с новогодними праздниками, подарками Деда Мороза и Снегурочки.
Весна: «Нежные подснежники», «Ветка мимозы», «Комнатные растения», «Рыбки в аквариуме», «Первые весенние цветы – тюльпаны, нарциссы, одуванчики».
Лето» «Летние цветы – ромашки, колокольчики», «Лесные ягоды – земляника, малина, черника», «Грибы – подосиновик, боровик, лисичка, опенок, подберезовик».
Каждое время года дает содержание для рисования натюрмортов. Наблюдение в природе обогащает впечатления и знаний детей, помогают передать эту красоту в рисунках, аппликациях, лепке, конструировании. Вместе с детьми посещаем музеи или выставки, чтобы они увидели натюрморты художников в оригинальном исполнении. Можно так же рассматривать репродукции картин-натюрмортов Ф.Толстого, И.Хруцкого, П. Кончаловского, М. Сарьяна, И. Машкова. В картинах этих художников передана красота предметов быта и плодов земли, настроение человека и его восторженное отношение к окружающему предметному миру.
Эмоционально насыщенные натюрморты вызывают у ребенка эстетические чувства, желание создавать красивые, красочные композиции.
journalpro.ru