Конспект занятия и презентация Песок его свойства и применение. Свойства песка для дошкольников презентация


Презентация "Песок" для детей дошкольного возраста

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

г.Тобольск-2017 г. Немного о песке

2 слайд Описание слайда:

Дети народ любопытный, хочется им знать отчего? и почему? Рассматривая песок, пытаются выяснить, из чего же он состоит. Но даже не все взрослые могут ответить на этот совсем не сложный вопрос. Хотите узнать из чего состоит песок?

3 слайд Описание слайда:

Песок - горная осадочная порода, это маленькие, размером не больше нескольких миллиметров, зерна кварца – самого распространенного на Земле минерала, состоящего из молекул диоксида кремния. Еще может состоять из мелких частиц различных минералов (слюды, полевых шпатов, кальцита, и пр.) образованная в процессе выветривания скальных пород.

4 слайд Описание слайда:

В основном пески состоят из смеси кварца со слюдой, магнетитом, полевым шпатом, гранатом, что позволяет иметь различные оттенки. Но на Земле также есть месторождения, где есть песок без кварца. Так, к примеру, существуют красные коралловые или белые гипсовые. Вулканические пески, например, могут содержать кусочки минералов красного цвета, и тогда пляж будет красным. В мире есть несколько пляжей, где в составе песка встречается зеленый минерал хризолит. Поэтому пляжи там зеленые. А в некоторых странах встречаются черные пески, содержащие много тяжелых минералов, таких как гематит или магнетит.

5 слайд Описание слайда:

Песок в зависимости от места залегания делят на речной, морской и горный (овражный). У морского и речного песка частицы округлой формы, а вот у горных они остроугольные. В отличие от морского и речного, горный песок довольно часто в своем составе содержит сторонние примеси. Ветер и вода способны переносить песок на многие сотни километров. В связи, с чем со временем у возвышений или в низменностях образовываются залежи песков.

6 слайд Описание слайда:

Морской песок часто содержит окаменелые останки или раковины простейших животных и растений, живших миллионы лет назад.

7 слайд Описание слайда:

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он на стройке, и на пляже, Он в стекле расплавлен даже.

8 слайд Описание слайда:

Песок полезный и востребованный материал.

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд
Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:

Существует даже лечение горячим песком -псаммотерапия

15 слайд Описание слайда:

Посреди двора- гора, На горе идёт игра. Прибегайте на часок, Залезайте на песок: Чистый, жёлтый и сырой, Хочешь -рой, а хочешь -строй, Хочешь- куклам испеки золотые пирожки…

16 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-427804

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация «Этот удивительный песок»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

«Этот удивительный

песок»

Составила: воспитатель 1 квалификационной категории

Мельникова Ирина Фёдоровна

г. Урюпинск 2018г

Песок - это мельчайшие частицы исходной горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура, то есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания.

Стадии образования песка

Сначала породы распадаются на зерна, потом эти зерна шлифуются водой и ветром. В состав песка всегда входит кварц как самый устойчивый к выветриванию. Чем песок древнее,

тем больше в нем кварца.

Горы и вода всегда соседствуют. Вода проникает в трещины гор и скал и ведет их к разрушению. Поэтому именно по берегам водоемов больше всего песка.

Свойства песка

Рыхлый, непрозрачный, сыпучий,

хорошо пропускает воду, плохо сохраняет форму, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды

Так выглядит песок под микроскопом

Речной песок

Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.

НА БЕРЕГУ РЕКИ

Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

"

.

А ещё, оказывается, песок может быть не только серым или желтым. Он может быть черным, белым, розовым, фиолетовым, оранжевым и даже зеленым!

Посмотрите на эти картинки – здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира.

ПЕСОК В ПУСТЫНЕ

А вот в пустыне песок собран ветром, или в прошлом они были дном моря. На месте большинства современных песчаных пустынь когда-то были моря.

собран ветром, или в прошлом

 

БАРХАНЫ В ПУСТЫНЕ САХАРА

Пустынные дюны называются барханами.

Поющий бархан

Поющий бархан — феномен природы, знаменит тем, что в сухую погоду пески издают звук, похожий на мелодию органа.

Оказывается

Причиной звучания песка является трение песчинок при его движении (ветер, хождение по нему и т. п.)

Поющие пески с глубокой древности вызывали множество народных суеверий.

В легендах пение песков объяснялось деятельностью духов пустыни, фантастических животных, звучанием колоколов погребённых городов, мощными, бушевавшими под землёй реками и многими другими необыкновенными причинами.

Песчаная буря

.

 

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Карьерный горный песок

Карьерный горный песок — это природный материал,

добываемый открытым способом в карьерах

Песок карьерный

(намывной)

Карьерный мытый песок — это песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды, в результате чего

из него вымывается глина и пылевидные частицы.

Кварцевый песок

Горные породы гранит, мрамор, известняк дробят на специальных машинах, и получается красивый песок.

Это интересно

Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто.

Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах.

Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве.

Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику.

Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка.

Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли.

Песок используют

в строительстве дорог:

Силикатный кирпич

применяется при возведении несущих стен многоэтажных зданий

Им посыпают обледеневшие

дороги, добавляют в грунт

Из песка делают наждачную

бумагу и стекло

Используют в фильтрах для очистки воды.

В ландшафтном дизайне.

В медицине

Благодаря несомненной пользе, доступности песка и простоте процедуры лечения, псаммотерапия распространилась по Европе и России практически мгновенно

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

  • Песочные часы были известны в глубокой древности. В Европе они получили распространение в средние века.

    В настоящее время песочные часы используются лишь при проведении некоторых врачебных процедур, в фотографии, а также в качестве сувениров.

Ну, а если песок полить водой и сделать мокрым, то появляется удивительная возможность построить из него всё, на что хватит фантазии.

Кинетический песок

Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.

Песок является экологически чистым материалом. Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения. Удобнее всего использовать для хранения кинетического песка пластиковые песочницы.

Неисчерпаемый

источник вдохновения!

Дети могут придумывать удивительные сценарии игр, создать на песке интересные сооружения. Это является отличным стимулом для развития воображения и фантазии!

При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора.

Используют в психологической

помощи

Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли.

Рисование руками на песке

Можно научиться фантазировать; создать что-то свое, особенное;

стараться избавиться от тревог и страха; учиться развивать свою речь, память, воображение,

умение делать что-то своими руками.

А ещё можно рисовать не только на песке, но и песком вместо красок.

ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ

  • Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой. Такое представление требует от исполнителя особенного профессионализма и осторожности, так как картина может быть легко испорчена от неверного движения

Закончи предложение:

Песок – это …

У этого полезного ископаемого ….. запаха.

Песок состоит из мелких …..

Песок добывают ….. способом.

Это полезное ископаемое добывают в …..

Песок в воде не …..

…. используют для изготовления стекла.

Песок незаменим в …..

Для детских игр на пляже нужен …..

Это полезное ископаемое нам необходимо в медицине и косметологии …..

    Песочная анимация

    «Чудодейственный песочек»

    .

    Этот удивительный песокPPT / 24.84 Мб

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Проект "Волшебный песок" - дошкольное образование, презентации

    Детский сад № 41 «Ромашка»

    п. Айхал

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно, в сущности, так мало:

    Любовь, желанье, доброта,

    Чтоб вера в детство не пропала…

    Воспитатель: I кв. категории

    Бритвенко Ольга Петровна

    Игра с песком – это телесное удовольствие, игровой способ рассказать о своих проблемах, избавиться от страха, преодолеть эмоциональное напряжение. Проект «Волшебный песок», обусловлен необходимостью решения проблем развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы

    Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования, НОД и т.д) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства песка.

    Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.

    • .Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, пространственное воображение), процессов самореагуляции;
    • Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним.
    • Расширение средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка.

    Формы деятельности:

    Виды деятельности:

    Сюжетные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры.

    игровая

    Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

    продуктивная

    Подвижные игры с правилами, игровые ситуации, досуг.

    двигательная

    Наблюдение. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование.

    познавательно-исследовательская

    коммуникация

    Игровые ситуации. Беседа.

    Поручения. Самообслуживание. Совместные действия.

    трудовая

    - - ощущение ребенком эмоционального комфорта;

    - самостоятельные игры детей с песком;

    - проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками;

    - овладение знаниями о свойствах, качествах песка;

    - проявление бережного отношения к игрушкам;

    - повышение речевой активности.

    - обогащение родительского опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.

    Беседы на темы:

    • «Где используется песок?»;
    • «Песок в природе»;
    • «Как играть с песком?»
    • Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека
    •  
    • Опыт 1 Песчаный конус
    •   Опыт 2 Свойства мокрого песка.
    • Опыт 3 Рисунки из песка на стекле.
    •   Опыт 4 Отпечатки на песке.
    •   Опыт 5 Из чего состоит песок
    • Опыт 6 Сравнение мокрого и сухого песка
    •   Опыт 7 Можно ли песок заморозить

    Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах. Песок используется для производства стекла, литейных форм и в строительстве. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику. Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка. Песок стали использовать в своей работе и психологи. Помещенный в специальную психологическую песочницу он играет в ней разные роли.

    Мы доказали, что использование различных методов и форм: игровой, исследовательской, экспериментальной, НОД , при ознакомлении детей со свойствами песка позволили раскрыть важные особенности и свойства этого материала.

    kopilkaurokov.ru

    Презентация для детей старших и подготовительных групп Удивительный песок

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

    2 слайд Описание слайда:

    ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПЕСОК

    3 слайд Описание слайда:

    Речной песок

    4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

    Карьерный песок

    6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

    Кварцевый песок

    9 слайд Описание слайда:

    Песчаные дюны

    10 слайд Описание слайда:

    Морской песок

    11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

    БАРХАНЫ В ПУСТЫНЕ Пустынные дюны называются барханами.

    13 слайд Описание слайда:

    ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСКА Украшение ландшафта

    14 слайд Описание слайда:

    Силикатный кирпич применяется при возведении несущих стен многоэтажных зданий

    15 слайд Описание слайда:

    Производство стекла

    16 слайд Описание слайда:

    ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

    17 слайд Описание слайда:

    ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой. Такое представление требует от исполнителя особенного профессионализма и осторожности, так как картина может быть легко испорчена от неверного движения

    Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Номер материала: ДБ-1068850

    Похожие материалы

    Оставьте свой комментарий

    infourok.ru

    Конспект занятия и презентация Песок его свойства и применение

    Конспект занятия в старшей группе

    Песок, его свойства и применение.

    Программное содержание: Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить внимание детей на то, что камушки имеют разный цвет, как и песчинки. Рассказать, что есть такие места, где цвет песка почти белый, на пляжах, усыпанных таким песком, очень приятно отдыхать и загорать. Показ презентации « Человек и песок».

    Оборудование: Емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, камушки разного цвета, проектор.

    Ход занятия:

    Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И играть.  (песок)

    Воспитатель – Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

    Ответы детей.

    Воспитатель – Совершенно верно. Давайте вспомним, какими свойствами обладает песок.

    Ответы детей.

    Воспитатель – Перед вами стоят емкости с песком. Чем отличается песок в этих емкостях?

    Ответы детей.

    Воспитатель – Совершенно верно, но как вы определили, что в одной емкости песок мокрый, а в другой сухой?

    Воспитатель – Тогда сейчас мы с вами проверим ваши предположения.

    Выходят двое детей и показывают где мокрый, где сухой песок.

    Воспитатель – Давайте потрогаем сухой и мокрый песок, чем отличаются?

    Ответы детей.

    Воспитатель – Давайте его понюхаем, в чем отличие?

    Ответы детей.

    Воспитатель – Правильно, мокрый песок имеет запах, а сухой нет.

    Выходят следующие два – три ребенка.

    Воспитатель – Давайте сравним песок и камушки, которые вы выбрали.

    Ответы детей.

    Воспитатель – А сейчас физкультминутка .

    Начинается разминкаНачинается разминка.Встали, выровняли спинки.Вправо-влево наклонилисьИ ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)Приседаем мы по счёту,Раз-два-три-четыре-пять.Это нужная работа —Мышцы ног тренировать. (Приседания.)А теперь рывки рукамиВыполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

    Воспитатель – А сейчас я хочу показать вам презентацию, в которой показано где и как человек использует песок. Внимание на экран.

    После просмотра вопросы детям:

    - Какой бывает песок?

    - Где его используют люди?

    - Где используем песок мы, в детском саду?

    Предлагаю на прогулке попробовать порисовать песком, согласны?

    Дети – ДА!

    sundekor.ru

    Презентация на тему "Свойства песка"

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Замки не воздушные, а песочные

    2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

    По песочку пойдем и камешки найдем

    5 слайд Описание слайда:

    Мы здесь смело Мастерим, нашу маму Удивим.

    6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

    Рамочки для любимой Мамочки.

    8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

    Дети усилия Прилагают, Наши камни Оживают.

    Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Номер материала: ДБ-761924

    Похожие материалы

    Оставьте свой комментарий

    infourok.ru

    Знакомство со свойствами песка и глины

    Разделы: Работа с дошкольниками

    "Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови... Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется..." (Отрывок из сказки   “Чудесная кладовая” Ильина М. и Сегал Е.)

    Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. В нашем дошкольном учреждении был разработан и реализован исследовательско-творческий проект "Изучаем почву", в ходе которого решались задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию экспериментальной деятельности в детском саду. В рамках этого проекта дети подготовительной группы участвовали в интегрированной ООД “Познание. Формирование целостной картины мира” по теме: “Знакомство со свойствами песка и глины”. Практическое использование данной разработки позволит педагогам сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта - почвы, свойствах песка и глины.

    Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.

    Задачи:

    • образовательные: расширять кругозор детей о земле, выделить 4 лексических значения слова “земля” (планета; суша; поверхность, среда, в которой живут растения и животные), закрепить новые знания с помощью демонстрации предметов (глобуса, карты, модели “почвы” из 4-х слоев) и презентации на ноутбуке “Песок и глина”, создать проблемную ситуацию исследования, с помощью игровой деятельности и кукол (Магистра Песочных наук и Профессора Глиняных наук) познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, микроскопы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, ознакомить с экспонатами Музея песка и глины; уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.
    • развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
    • воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.

    Материалы и оборудование: стол для воспитателя, 5 столов для трех лабораторий, стулья, глобус, физическая карта России, черный ящик (в котором лежат песок, глина, письмо), модель земли-почвы из 4-х слоев в круглом аквариуме; презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение, две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук; театральная ширма, ширма с вешалками и халатами, белые халаты для воспитателя и детей; на 1 столе: образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках; на 2 столе: большая и маленькая лупы, одноразовые белые тарелочки, 2 больших стеклянных стакана с песком и глиной, маленькие стаканы с песком и глиной, одноразовые стаканчики с водой, микроскопы с образцами песка и глины, для иллюзии “ветра”: стеклянные колбы и трубочки для коктейля, для свойств сыпучести и рыхлости: тарелочки с песком и глиной, одноразовые тарелочки, пластмассовые палочки, для рисования на песке: демонстрационный стол с кварцевым песком, для лепки: влажный песок, мягкая глина 3-х видов; образцы вылепленных цветов, трубочки, доски для лепки, влажные салфетки, для Музея песка и глины: стеллажи с демонстрационными полками, накрытые занавесом с надписью “Музей песка и глины”, иллюстрации, предметы: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка, песочные часы.

    Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, игровая деятельность.

    Методы и приемы:

    Наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, рассматривание экспонатов Музея глины и песка.

    Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.

    Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

    Игровые: игра-театрализация с игрушками Магистром Песочных наук и Профессором глиняных наук.

    Материалы и оборудование на разных этапах ООД:

      Вид деятельности Материалы, оборудование:
    1. Вводная часть. Сюрпризный момент. Глобус, физическая карта России, черный ящик, в котором песок, глина, письмо, модель земли-почвы с 4 слоями в круглом аквариуме. Презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение.
    2. Введение в проблему. Две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук. Ширма с вешалками и халатами.

    Белый халат для воспитателя, белые халаты для детей.

    3.1 Практическо -исследовательская часть.

    1-я лаборатория “Наблюдатели”. Опыты 1, 2. Прозрачность, цвет

    На 1 столе: образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках, таблички “песок” и “глина”
    3.2 Опыт 3. Запах материалов. На 1 столе: образцы песка и глины.
    3.3 Опыты 4.

    Из чего состоят сухие песок и глина

    На 2 столе: для воспитателя – большая и маленькая лупа; для детей – лупы; одноразовые белые тарелочки, песок и глина.
    3.4 Опыт 5. Взаимодействие в водой. На 2 столе:

    для воспитателя – 2 стеклянных стакана с песком и глиной, сосуд с водой, для детей: стеклянные стаканчики с песком и глиной – одноразовые стаканчики с водой.

    3.5 2-я лаборатория “Экспериментаторы”

    Опыт 6. Наблюдение через микроскоп.

    На 3 и 4 столах: микроскопы с образцами песка и глины.
    3.6 Опыт 7. Сыпучесть. Для воспитателя и детей: в стаканчиках песок и глина., одноразовые тарелочки - 9 шт.
    3.7 Опыт 8. “Ветер”. На 5 столе: для воспитателя и детей – стеклянные колбы и трубочки для коктейля (для выдувания)
    3.8 Опыт 9. Рыхлость. Тарелочки с песком и глиной, пластмассовые палочки.
    4. Практическо-художественная часть. 3-я лаборатория “Творцы”.

    а) Рисование кварцевым песком.

    б) Лепка из песка и глины.

    Демонстрационный стол с кварцевым песком, разноцветная мягкая глина 3-х видов, трубочки, образцы цветов из глины
    5. Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины Две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук.
      Последующая работа. Экскурсия в Музей песка и глины. Беседа о значении материалов в жизни человека. Стеллажи с демонстрационными полками, накрытые занавесом с надписью “Музей песка и глины”.

    Предметы для “музея”: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, песочные часы, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка; иллюстрации.

    Ход ООД

    Вводная часть. Сюрпризный момент.

    Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

    Она богаче всех на свете, По ней бегут, несутся дети... А по весне стоит вся в цвете. И так красива на рассвете. И кормит всех людей на свете. Что это? Скажите, дети... (Земля)

    - Ребята, что означает слово “земля”? ( Выделяем 4 значения слова “Земля”: планета, суша или материк, поверхность, среда, в которой живут насекомые, сажают растения...)

    -  Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим... Вам приходилось где-нибудь наблюдать за землей? Какая она?

    Как выдумаете: из чего состоит земля? (Варианты ответов.) Правильно, земля бывает разная. Она состоит из нескольких слоев (Показывает модель почвы из 4-х слоев.)

    - От чего зависит цвет земли? (От того, из чего она состоит.) Сегодня мы начнем изучать землю. С чего мы начнем?...(Обращает внимание детей на черный ящик.) А может ответ на вопрос находится в этом черном ящике? Внимание! Черный ящик. (Дети отгадывают загадки.)

    Если встретишь на дороге – То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе. Он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    - Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (Достает их из черного ящика.) Смотрите, здесь есть еще необычное письмо. Интересно, а что в нем написано? (Воспитатель достает из черного ящика письмо, читает его.)

    ... Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию... Если вы согласны, то начните с просмотра нескольких слайдов. Ваши добрые друзья

    - Итак, внимание на экран... Презентация

    Введение в проблему. Создание игровой ситуации.

    - Сегодня мы с вами будем исследователями. И отправимся в путешествие с новыми друзьями. Один из них - представитель из страны песка. Значит, его страна называется ... (песочная). И зовут его Магистр Песочных наук. А другой - гость из страны глины. Значит, его страна называется ... (глиняная). Его зовут Профессор Глиняных наук.

    - Ребята, с нашими героями произошла забавная история. Встретились они друг с другом и стали спорить: кто из них важнее. Давайте поможем им решить спор. Мы с вами отправимся в лабораторию, где будем исследовать песок и глину. А потом ответим на вопрос: кто из наших друзей главнее. Итак, надеваем специальную одежду с эмблемой и идем в лабораторию.

    Практическо-исследовательская часть. Опытническая деятельность в лабораториях №1, №2.

    1-я лаборатория “Наблюдатели”

    Опыт 1. На столе № 1 на тарелочках лежат песок и глина. Видите ли вы дно тарелки? (Нет.) Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)

    Опыт 2. Какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От минералов, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.

    Опыт 3. Какие материалы по запаху? (Не имеют запаха.)

    Опыт 4. Из чего состоит песок, глина? Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.)

    Опыт 5. Как песок или глина дружат с водой? (Налить воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну. Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.)

    2-я лаборатория “Экспериментаторы”

    Опыт 6. Почему песок впитывает воду быстрее глины?

    (Дети через микроскоп рассматривают песок и глину. Вывод: у песка частички маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.)

    Опыт 7. Высыпать из стаканчиков на лист бумаги песок и глину. Что высыпалось легче и почему? (Вывод: песок высыпался легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т.к. она слипается комочками при взаимодействии с водой.)

    Опыт 8. “Ветер”. Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.) Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком. (Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.)

    Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.) В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

    Опыт 9. Палочку воткнуть в песок и глину. Вывод: палочка легко втыкается в песок, т.к. он рыхлый, в глину – с трудом, т.к .она вязкая, липкая.

    Практическо-художественная часть. Рисование и лепка в лаборатории №3.

    3-лаборатория “Творцы”

    Опыт 10.

    - Можно ли рисовать на песке и глине? (Можно.)

    - Можно ли лепить из песка и глины? Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.

    Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины

    Воспитатель (обращается к игрушкам Магистру Песочных наук и Профессору Глиняных наук): Друзья, сегодня наши дети побывали в лабораториях и исследовали свойства песка и глины. Теперь они вам расскажут, что они узнали нового об этих материалах.

    (Дети составляют небольшие связные рассказы “Что я знаю о песке и глине...”.)

    - Итак, наши друзья спорили, кто из них главный. А вы как считаете? (Они оба главные, потому что имеют большое значение в жизни человека.)

    Воспитатель и дети снимают одежду для опытов и покидают лабораторию.

    Воспитатель: Дети, наши персонажи остались довольны вашими рассказами. Они приглашают вас совершить экскурсию в “Музей песка и глины”. Там они с вами побеседуют о значении материалов в жизни человека.

    Воспитатель благодарит детей. Магистр Песочных наук и Профессор Глиняных наук прощаются.

    Последующая работа - экскурсия в “Музей песка и глины”.

    Дети рассматривают экспонаты Музея, закрепляют свойства песка и глины, называют сферы деятельности человека, где применяется песок и глина.

    Применение песка и глины:

    Где используется песок Где используется глина
    В производстве стекла. В производстве форфора, фаянса (тарелок, чашек, ваз).
    В строительстве. Песок добавляют в цемент для производства кирпича. В производстве керамической посуды (кувшинов, горшков, ваз). Изделия из глины прочные и долговечные.
    В цветоводстве. При изготовлении кирпича.
    В психологии и работе с детьми как песочная терапия. В строительстве. Глина - хороший строительный материал. Долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки.
    Для здоровья полезно ходить босиком по песку. В строительстве используется как гидроизолятор.
    В художественном творчестве - рисовании кварцевым песком и на песке. В производстве облицовочной плитки и черепицы.
    В лепке – создании песочных скульптур, лабиринтов, панно. В косметике – маски и з глины.
    В медицине используются песочные часы. Является великолепным антисептиком, используется в медицине (лечение грязями).
    Игры в песочнице. В декоративно-прикладном творчестве. Изготовление дымковской игрушки.
    Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар. Глина является прекрасным звукоизолятором.

    Литература.

    1. Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно! – М.: “Линка-Пресс”, 2004.
    2. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами в подготовительной группе. – М.: “Педагогическое общество России”, 2006.
    3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. Блок занятий “Почва”. – М.: ООО “Карапуз-дидактика”, 2005.
    4. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Блок занятий “Песок, глина, камни”. – М.:, ООО “Карапуз-дидактика”, 2007.
    5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы? – М.: Творческий центр “Сфера”, 2005.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai