1. Физические тела. Физические явления. Тело вещество примеры физика 7 класс
1. Физические тела. Физические явления » ГДЗ (решебник) по физике 7-11 классов
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.Физическое тело — самолет, космический корабль, авторучка.Вещество — медь, фарфор, вода.
2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) состоящих из различных веществ одинакового названия и назначения.а) Из одного вещества: стол, карандаш, стул — из дерева,б) Из различных веществ: пластиковая и стеклянная бутылка.
3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.Стекло: колба лампы, бутылка.Резина: покрышка, воздушный шарик.Древесина: дверь, паркет.Сталь: резец, лезвие ножа.Пластмасса: корпус шариковой ручки, калькулятора.
4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.Ножницы — сталь; стакан — стекло; футбольная камера — резина; лопата — сталь; карандаш — дерево.
5. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.
6. Приведите примеры механических явлений.Механические явления: падение тела, колебание маятника.
7. Приведите примеры тепловых явлений.Тепловые явления: таяние снега, кипение воды.
8. Приведите примеры звуковых явлений.Звуковые явления: гром, свист милиционера.
9. Приведите примеры электрических явлений.Электрические явления: молния, искра свечи зажигания.
10. Приведите примеры магнитных явлений.Магнитные явления: взаимодействие двух магнитов, вращение стрелки компаса.
11. Приведите примеры световых явлений.Световые явления: свет лампочки, северное сияние.
12. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради и впишите слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.
13. Назовите два-три физических явления, которые наблюдаются при выстреле из пушки.Полет снаряда, звук выстрела и взрыв пороха.
kupuk.net
"Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты". 7-й класс
Разделы: Физика
Цели урока:
- Дать понятие о предмете физики.
- Создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление).
- Сформулировать цели изучения явлений природы.
- Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
- Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
- Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.
А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Гусли-самогуды, ковер-самолет, топор-саморуб ? вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С.Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:
Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом все будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется.
И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.
Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:
Огонек горит светлее, Горбунок бежит скорее. Вот уж он перед огнем. Светит поле словно днем. Чудный свет кругом струится, Но не греет, не дымится. Диву дался тут Иван, “Что, - сказал он, - за шайтан! Шапок с пять найдется свету, А тепла и дыму нету. Эко чудо-огонек...”
И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.
Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Трудно было человеку миллионы лет назад, Он совсем не знал природы, Слепо верил в чудеса, Он всего, всего боялся. И не знал, как объяснить Бурю, гром, землетрясенье, Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться, Лучше просто все узнать. Самому во все вмешаться, Людям правду рассказать. Создал он земли науку, Кратко "физикой" назвал. Под названьем тем коротким Он природу распознал.
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа".
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.
Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.
Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?
Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Класс. Тела могут различаться веществом.
Учитель. Что такое вещество?
Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.
Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Материя – вещество, поле.
Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.
В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется. различные изменения, происходящие с физическими телами.
Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)
Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)
Механические явления | Оптические явления | Электрические явления | Тепловые явления |
Движение автомобиля, полет парашютиста, морская зыбь, работа пресса | Мираж: в пустыне, мерцание звезд, затмение Солнца, образование тени, радуга, игра цветов тонкой пленки, солнечный зайчик | Молнии при грозе, иллюминация, “путешествие” телеграммы из города в город, горение эл. лампы | Утренний туман, таяние снега, замерзание воды, выпаривание соли, нагревание ладоней при трении |
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,
– Можно применять математические знания
– Обязательно нужно делать обобщения
Закрепление материала
Задача 1. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.
Физические тела | Вещества | Явления |
Стул Звезда Компас Воздух |
Древесина Железо Кислород Масло |
Дождь Ветер Молния Землетрясение |
Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)
Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)
Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).
Запись домашнего задания § 1 ? 3. Ответить на вопросы.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА. МАТЕРИАЛЫ - НАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Химия 7 класс Ярошенко О.Г. - Сиция 2015 год
Тема 1 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
В этой теме вы узнаете о:
• физические тела и вещества, из чего состоят вещества
• многообразие веществ
• физические и химические свойства веществ
• атом, его состав
• химические элементы, их названия и символы
• периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура
• относительные атомные массы химических элементов и относительные молекулярные массы веществ
• химические формулы веществ, вычисления с ними относительных молекулярных масс и массовой доли элемента в сложном веществе
• валентность химических элементов
• связь между размещением элемента в периодической системе и его валентностью
• физические и химические явления
§ 5. ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА. МАТЕРИАЛЫ
Изучение параграфа поможет вам:
· различать физические тела, вещества, материалы;
· приводить примеры физических тел, веществ, материалов
ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА. Как вам известно из природоведения, тела, или физические тела — это все живое и неживое, что создали природа и человек на Земле. Для лучшего осознания этого понятия учтите следующее определение.
Физическое тело всегда имеет форму, ограниченную определенной, свойственной ему поверхностью, и массу.
Твердые тела, которые человек производит для своих нужд, имеют название предметов. На кухне такими предметами е тарелки, ложки, вилки, кастрюли, сковородки и много других. Гостиную обустраивают столом, стульями, телевизором, ковром и тому подобное. То есть предметов очень много, они разнообразны, их используют для создания комфортных бытовых условий.
Ледяная сосулька, капля росы на листьях, снежинка, снеговик, ледяная скульптура (рис. 19) — это примеры физических тел. Они интересны тем, что созданы из одного вещества — воды.
Восстановите в памяти
Приведите примеры небесных тел. Опишите форму, охарактеризуйте размеры и массу одного из них по сравнению с Землей.
Рис 19. Физические тела, состоящие из воды
Рис. 20. Налив воды из делительной воронки в химический стакан
Но, согласитесь, у каждого тела — свои, присущие только ему, форма и размеры.
На рис. 20 изображен налива воды из делительной воронки в химический стакан. Будет неправильно назвать воду в этом случае физическим телом. А все потому, что она не имеет формы, которая бы хранила, как это мы видели на предыдущем рисунке. В данном случае вода — вещество, одна порция которой содержится в воронке, другая— в стакане. В каждом сосуде это вещество приобрела форму сосуда. Не проводя измерений, взглянув на рисунок, видим, что масса и объем этого вещества в воронке и стакане разные.
- Понятие вещества не связывают с конкретной формой и размерами. Веществами называют то, из чего образованы физические тела.
На примере с ледяной сосулькой, снежинкой, снеговиком видим, как из одного вещества образовалось несколько тел. Таких примеров достаточно много, и вы их можете привести самостоятельно.
Такие вещества, как кислород, углекислый газ, йод, глюкоза, етанова (уксусная) и лимонная кислоты, поваренная соль, пищевая сода, вам уже известны. В целом, веществ, которые существуют в природе и созданы человеком, очень много — более 10 млн.
Восстановите в памяти
Что вам известно об использовании названных веществ?
- Из одной и той же вещества могут образоваться или быть изготовлены различные физические тела.
Случается наоборот — предметы одного назначения изготовляют из разных веществ. Так, скрепки бывают стальными и пластмассовыми, пакеты — полиэтиленовыми и бумажными, ложки — стальными, серебряными, деревянными.
Следует помнить, что тела живой природы (растения, грибы, животные и другие) независимо от того, они одноклеточные или многоклеточные, никогда не образуются из одного вещества.
МАТЕРИАЛЫ 1. Довольно часто к веществ или их смесей, из которых изготавливают тела, применяют название материалы.
Восстановите в памяти
Вспомните и приведите примеры одноклеточного и багатоклітинного организмов.
- Материалами называют вещества или смеси веществ, которые образовались в природе или были получены человеком и предназначенные для изготовления тел.
Вы видите примеры тел, изготовленных человеком из различных материалов (рис. 21). Так, карандаш изготовлен по меньшей мере из 4-х материалов — графита, древесины, резины, краски (нанесена на его поверхность). Кухонные ножи имеют стальные лезвия и пластмассовые или деревянные ручки. Деревья созданы природой, а деревянные изделия изготовила человек из их стволов, применив дополнительно клей, железные гвозди, краску и т. п (рис. 22).
СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Сначала человек использовал природные материалы (камень, дерево, волокнистую часть стеблей льна или конопли), а со временем сама начала создавать нужные ей вещества и материалы.
Познавая вещества, человек находил им то или иное применение. В первых водопроводах вода двигалась деревянными желобами, со временем их заменили металлические трубы. На сегодня массовым является изготовление водопроводных труб из полиэтилена. Этот материал, в отличие от предыдущих, легкий и долговечный, не подвергается разрушительному воздействию внешней среды.
Сперва построенные человеком дома были без окон или имели узкие отверстия, которые закрывались на зиму. И только с изобретением способов изготовления материала под названием стекло дневное освещение домов стало привычным явлением. Сейчас впечатляющей является количество веществ, которые не существуют в природе, а изготовленные человеком искусственно. И в этом заслуга химической науки.
В повседневной жизни нас окружают различные материалы, что является веществами или смесями веществ, в основном созданными человеком благодаря достижениям химической науки. На рис. 23 изображены хорошо известные вам предметы, изготовленные из материалов, которых нет в природе. Если бы прекратилось производство этих веществ, мы лишились бы многих предметов, без которых уже не представляем своего быта.
Или еще такой пример. Материал, без которого невозможно производство покрышек для велосипедных, мотоциклетных, тракторных, автомобильных колес, называется резина. В его состав входят такие вещества, как каучук, сера, углерод.
Рис. 21. Тела, изготовленные из различных материалов
Рис. 22. Древесина — распространенный природный материал
Рис. 23. Изделия из созданных человеком материалов
Довольно часто в названии предметов звучат названия и предмета и материала, из которого он изготовлен. Например: серебряная ложка, железный гвоздь, резиновый мяч и тому подобное.
- Химические знания сделали возможным создание веществ и материалов, которых не существует в природе. Благодаря этому человек имеет возможность изготавливать множество разнообразных физических тел, или предметов.
Как видите, современная химия изучает не только вещества, что существуют в природе, но и занимается созданием новых веществ и материалов. В этих исследованиях ученые довольно часто руководствуются желанными, то есть заранее запланированными свойствами, которые отсутствуют у природных веществ.
Что же понимают под свойствами веществ? Об этом речь пойдет в следующем параграфе.
Копилка эрудита
Среди материалов большое значение приобрели сплавы. Такое название имеют твердые смеси нескольких металлов или металлов с неметаллами. Сплав бронза известный людям с III тыс. к н. е. Сейчас его тоже широко используют. В столице нашего государства (Киеве) из этого сплава построен памятник Богдану Хмельницкому (рис. 24).
Сплавы на основе алюминия появились значительно позднее бронзу. Да и сам алюминий добыли в чистом виде только в 1825 г. В XIX ст. металл был настолько дорогим. что стоил дороже золота. В настоящее время алюминий занимает второе место после железа по добыче и стоимость его умеренная. В Украине первый алюминиевый завод был построен в 1933 г. вблизи м. Запорожье.
Сплавы алюминия легкие, прочные, устойчивые к негативному воздействию окружающей среды. Такие их свойства незаменимы в самолето - и ракетостроении. Недаром алюминий называют «крылатым металлом» (рис. 25).
Рис. 24. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Рис. 25. Корпус самолета изготавливают из сплавов алюминия
?
1. Сформулируйте определения понятий: физическое тело, предмет, вещество, материал. Что характерно для тел, но отсутствует у веществ?
2. Приведите примеры современных материалов и изделий из них.
3. Изменится форма железных гвоздей, если высыпать их в ведро? Это дало основания отнести их к: а) тел; б) веществ.
4. Запишите примеры тел, изготовленных из одного вещества.
5. Заполните колонки таблицы, воспользовавшись перечнем: ложка, чашка, резина, вода, снежинка, железо, железный гвоздь, стеклянная палочка, алюминиевая проволока, сахар:
Вещества | Тела | Материалы |
6. Дополните предложения записью двух-трех собственных примеров:
а) из полиэтилена изготовлены тела:_______
б) из стекла производят:________________
7. Составьте перечень веществ, названия которых содержатся в тексте параграфа, и перечень лабораторного оборудования, на рис. 20.
8. Подумайте, чего есть больше — тел или веществ. Свой ответ обоснуйте и подтвердите примерами.
9. Расширьте свои знания о тела и вещества. Для этого поинтересуйтесь у взрослых членов вашей семьи, из каких веществ или материалов изготовлены различные предметы ежедневного обихода, инструменты их профессиональной деятельности. О несколько новых примеров, которые станут вам известны, сделайте сообщение в классе.
schooled.ru