Методическая разработка урока истории в 5 классе ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения). Урок истории в 5 классе введение по фгос


Конспект урока истории в 5 классе на тему "Введение. Что изучает история"

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Задачи:

  • Продолжить формировать умение учащихся анализировать исторические факты, делать несложные выводы;

  • Познакомить с новыми терминами

  • Сформировать интерес к изучению исторического материала;

  • Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  • Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.

Планируемые результаты:

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: доска, иллюстрации, рабочая тетрадь, карта мира (настенная), учебник ФГОС, планшетный компьютер, раздаточный материал для самооценки учащихся.

Современные педагогические технологии.

  • Исследовательская

  • Информационно-коммуникационная

  • Здоровьесберегающая

  • Личностно-ориентированная

  • Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения

  • Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний

  • Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В этом году в учебном расписании появился новый предмет – история. Ребята, наверно кто-то уже изучал этот предмет, когда был учащимся начальных классов. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Великий русский писатель А. С. Пушкинтак говорил об истории: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Проблемно-познавательная задача. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории? (учитель заслушивает ответы учащихся, возникает беседа и дискуссия).

План урока. (записаны заранее на доске учителем во время перемены, были закрыты ватманом с магнитиком, учитель открывает всё это в начале урока во время второго этапа)

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

  1. Знакомство со структурой учебника.

  1. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

- Ребята, как вы понимаете выражение «знать историю»?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

- Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

Ребята, а вы бывали в музеях? Расскажите, пожалуйста, в каких, и какие у вас впечатления?

Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого проведем физкультминутку. Повторяйте, пожалуйста, те движения, которые описаны в стихотворении, которое я сейчас буду вам читать.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше. Итак, ребята, в музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Учащиеся узнают, какие типы заданий есть в учебники, как выполнять задания ФГОС, где ответы надо искать в сети Интернет (например, составление мультимедийной презентации или доклада к новому уроку).

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

- Насколько справедливо данное высказывание? - Почему важно изучать историю? - Чему можно научиться на уроках истории?

  • Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? - Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? - Попробуйте дать оценку уроку.

Дети получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, класс, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.

Домашнее задание

Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы.

Организационные условия на уроке.

На уроке должны быть созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Нужна открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке должны полностью соблюдаться санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривается, доска к началу урока готовая, кабинет - чистый, проведение физкультминутки в середине урока. Соблюдение начала и конца урока, рациональное использование времени.. Дети обеспечены учебниками и тетрадями.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Введение. Что изучает история",5 класс.

Конспект урока по истории

5 класс

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

План урока

1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.

- Как вы понимаете выражение «знать историю»?

(При организации работы используем прием «Дерево предсказаний». Суть приема. Рисуем схему: ствол дерева – тема, ветви- предположения, листья – обоснование предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. По ходу выполнения задания составляется схема.).

Знать историю

Уметь отвечать на вопросы

Когда? Где? Почему?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».

Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.

- Где могут храниться источники?

В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.

В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.

Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.

Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».

Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?

Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!

Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Что изображено на источнике.

5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).

6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.

Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.

3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

- Насколько справедливо данное высказывание? - Почему важно изучать историю? - Чему можно научиться на уроках истории?

- Смогли ли мы достичь целей, которые стояли перед нами в начале урока? - Какой материал был трудным, непонятным, а что воспринималось легко? - Попробуйте дать оценку уроку.

Домашнее задание

Дифференцированное задание:

  1. Подготовить презентацию на тему: «Известные события истории Древнего мира».

  2. Провести исследование исторических источников (на выбор).

  3. Привести примеры исторических источников.

infourok.ru

Урок 1. Введение в историю Древнего мира (5 класс)

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

  1. Что изучает история Древнего мира?

  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

    1. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    2. Беседа по прочитанному.

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

  1. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    1. Закрепление изученного материала

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

infourok.ru

Уроки истории

Технологические карты, поурочные разработки по истории, планы-конспекты уроков, методические рекомендации к урокам

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс

История России. 6 класс

ФГОС. Технологические карты уроков.

История России. 7 класс

ФГОС. Технологические карты уроков.

История России. 8 класс

ФГОС. Технологические карты уроков.

  • Урок 1. У истоков российской модернизации (Введение)
  • Урок 2. Россия и Европа в конце XVII в. (§ 1)
  • Урок 3. Предпосылки Петровских реформ (§ 2)
  • Урок 4. Начало правления Петра I (§ 3)
  • Урок 5. Великая Северная война 1700-1721 гг. (§ 4)
  • Урок 6. Реформы управления Петра I (§ 5)
  • Урок 7. Экономическая политика Петра I (§ 6)
  • Урок 8. Российское общество в Петровскую эпоху (§ 7)
  • Урок 9. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий (§ 8)
  • Урок 10. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам (§ 9)
  • Урок 11. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ (§ 10)
  • Урок 12. Повседневная жизнь и быт при Петре I (§ 11)
  • Урок 13. Значение петровских преобразований в истории страны (§ 12)
  • Урок 14. Повторительно-обобщающий урок по теме 1
  • Уроки 15-16. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия (§ 13-14)
  • Урок 17. Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. (§ 15)
  • Урок 18. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. (§ 16)
  • Урок 19. Национальная и религиозная политика
  • Урок 20. Повторительно-обобщающий урок по теме 2
  • Урок 21. Россия в системе международных отношений (§ 17)
  • Урок 22. Внутренняя политика Екатерины II (§ 18)
  • Урок 23. Экономическое развитие России при Екатерине II (§ 19)
  • Урок 24. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. (§ 20)
  • Урок 25. Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва (§ 21)
  • Урок 26. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II
  • Урок 27. Внешняя политика Екатерины II (§ 22)
  • Урок 28. Освоение Новороссии и Крыма (§ 23)
  • Урок 29. Повторительно-обобщающий урок по теме 3
  • Урок 30. Внутренняя политика Павла I (§ 24)
  • Уроки 31-32. Внешняя политика Павла I (§ 25)
  • Урок 33. Общественная мысль, публицистика, литература
  • Урок 34. Образование в России в XVIII в.
  • Урок 35. Российская наука и техника в XVIII в.
  • Урок 36. Русская архитектура XVIII в.
  • Урок 37. Живопись и скульптура
  • Урок 38. Музыкальное и театральное искусство
  • Урок 39. Народы России в XVIII в.
  • Урок 40. Перемены в повседневной жизни российских сословий (§ 26)

История России. 9 класс

ФГОС. Технологические карты уроков.

  • Урок 1. Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. (§ 1)
  • Урок 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского (§ 2)
  • Урок 3. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. (§ 3)
  • Урок 4. Отечественная война 1812 г. (§ 4)
  • Урок 5. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. (§ 5)
  • Урок 6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. (§ 6)
  • Урок 7. Национальная политика Александра I
  • Урок 8. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. (§ 7)
  • Урок 9. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов (§ 8-9)
  • Урок 10. Повторительно-обобщающий урок по материалам главы I
  • Урок 11. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I (§ 10)
  • Урок 12. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. (§ 11)
  • Урок 13. Общественное движение при Николае I (§ 12)
  • Урок 14. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны
  • Урок 15. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. (§ 13-14)
  • Урок 16. Крымская война 1853-1856 гг. (§ 13-14)
  • Урок 17. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование
  • Урок 18. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России
  • Урок 19. Повторительно-обобщающий урок по материалам главы II
  • Урок 20. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России (§ 15)
  • Урок 21. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. (§ 16)
  • Урок 22. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация (§ 17)
  • Урок 23. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период (§ 18)
  • Урок 24. Общественное движение при Александре II и политика правительства (§ 19-20)
  • Урок 25. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России
  • Урок 26. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (§ 21)
  • Урок 27. Повторительно-обобщающий урок по материалам главы III
  • Урок 28. Александр III: особенности внутренней политики (§ 22)
  • Урок 29. Перемены в экономике и социальном строе (§ 23)
  • Урок 30. Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг. (§ 24)
  • Урок 31. Национальная и религиозная политика Александра III
  • Урок 32. Внешняя политика Александра III (§ 25)
  • Уроки 33-35. Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

ayratmusin.ru

Урок по ФГОС 5 класс история

. Олимпийские игры в Греции

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная. Используемые педагогические технологии: проблемного обучения,

Работа в паре , ИКТ

Цели урока:

Предметные:

-сформировать представление о значении Олимпийских игр в жизни древних греков

-познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр;

показать связь древних игр с современностью

-формировать умение анализировать текстовой материал

-познакомить учащихся с основными терминами и понятиями темы

урока: ипподром, атлет ,стадион, олимпионик ,церемония

Метапредметные:

Формировать личностные универсальные личные действия :

-сформировать мировоззрение ,соответсвующее современному

уровню развития науки

- осознавать значение современного Олимпийского движения

воспитание чувства прекрасного, стремления к физическому совершенству;

пробудить интерес к занятиям спортом;

воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре стран и народов.

Формировать познавательные УУД:

-умение определять понятия и создавать обобщения, устанавливать

аналогии;

-формировать смысловое чтение как осмысление цели чтения и умение

адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной

и письменной речи

-продолжить развитие у учащихся навыков работы с учебником, историческим источником, умения выделять главное, составлять рассказ;

Формировать коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении вопроса ,строить взаимоотношения со сверстниками

- развивать логическое мышление, память, устную монологическую речь при ответах на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

воспитание чувства прекрасного, стремления к физическому совершенству;

Оборудование: карта «Древняя Греция», контурные карты, учебник, рабочая тетрадь; компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

План:

Организационный момент — 1 мин.

Актуализация — 10 мин.

Изучение нового материала — 25 мин.

Закрепление — 4 мин.

Рефлексия — 4 мин.

Домашнее задание — 1 мин.

Слово учителя : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение истории какой древней страны :? (Древней Греции)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснение нового материала учителем сопровождается демонстрацией презентации.

Слайд 1 — эмблемы олимпийских игр разных лет

Учитель. Итак, тема нашего сегодняшнего урока... А впрочем, попытайтесь сами догадаться, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Показ видеоролика (фрагмент)об олимпийских играх

Учитель. Всё верно, это эмблемы Олимпиад., а это показ самих олимпийских игр

А родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.

Тема нашего урока — «Олимпийские игры в древности». (Слайд2)

Ознакомьтесь с планом нашего урока. (Слайд 3)

Попытайтесь сформулировать основные вопросы о том, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке .

Предполагаемые вопросы учащихся:

Где проводились первые Олимпийские игры?

Когда были проведены первые Олимпийские игры?

Кто принимал участие в первых Олимпийских играх?

Учитель. Прежде чем мы начнём нашу работу я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один вопрос, ответ на который вы дадите в конце урок!

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Ответы учеников.

Слово учителя : «Да победят сильнейшие» -этим призывом греки приглашали принять участие в Олимпийских играх. День за днём 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводили их один раз в 4 года, проходили они летом и продолжались 5 дней.

Раз в четыре года по всей Греции объявлялось священное перемирие. Все войны прекращались, и в город Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа. Начинались Олимпийские игры.

Достоверно установлено, что первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Однако, по мнению греков, в этот год состоялось возобновление Игр, а на самом деле самые первые Олимпийские игры организовал в глубокой древности великий герой Геракл. Просто из-за войн их долгое время не проводили.

Ученик ( который получил задание заранее) :

Представьте себе Олимпию в дни игр! По реке Алфей поднимаются корабли до самой Олимпии. По дорогам идут пешком простые эллины, едут верхом или на повозках богачи. Вереницей тянутся священные посольства из разных городов, соперничая в пышности и великолепии. В долине пестреют разноцветные палатки, купцы торгуют съестными припасами. Учёные показывают свои изобретения, художники выставляют картины. На ступенях храмов поэты, ораторы, писатели читают свои произведения. Впереди — пять замечательных дней

Давайте представим себе, что мы с вами являемся участниками древнегреческих Олимпийских игр и направляемся в место проведения игр — Олимпию.

Задания для работы в парах (Слайд 4 — карта):

На контурной карте ( в рабочей тетради ) отметьте место проведения Олимпийских игр .

Вопросы для фронтального опроса (Слайд 5):

Где располагалась Олимпия? (Этот город располагался на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

Почему центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Ответ на данный вопрос может быть предположительным)

Слово учителя : (1297 м) на севере Греции. С ней связывают называние богов «олимпийцами». Но, разумеется, у Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления.

В честь кого древние греки устраивали Олимпийские игры? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр». Откройте учебник, найдите нужный отрывок и дайте ответ на вопрос.

Ученики работают с текстом на с. 151, дают ответ на вопрос. (Слайд 6)

Слово учителя :. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. (Слайд 7)

Дату записывают в тетрадь.

Слово учителя:

На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. И только женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.

Почти за год до начала состязаний все участники игр обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. Уже за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжали подготовку.

Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, покровителем которых был Гермес — вестник богов. (Слайд 8)

На Олимпийские игры со всей Греции съезжались атлеты и зрители состязаний. Лучшие атлеты Греции тщательно готовились к соревнования Уже за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжали подготовку. (Слайд 9)

В состязаниях могли участвовать только полноправные, свободнорождённые граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был.

Во время игр объявляли «священное перемирие». Войны прекращались. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться в Олимпии с оружием. Нарушителей карали большим денежным штрафом и только после того, как город, нарушивший мир, вносил штраф, атлетов из этого города допускали к состязаниям. Во время перемирия даже пираты и разбойники не нападали на путников. На короткое время праздник в Олимпии сплачивал всех греков. Итак, состязания начинались...

Порядок проведения Олимпиады был строгим: сначала открытие, затем проходили сами соревнования ,завершался праздник закрытием Олимпиады. (Слайд 10)

Во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Воросы к учащимся ;

Как вы думаете, что являлось обязательным ритуалом на открытии Олимпийских игр? (Зажигание огня)

Сохранился ли сейчас данный обычай?(Да)

Первый и последний дни, в основном, были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвёртый — включали только разного рода соревнования. Программа игр состояла из различных видов спорта: борьбу, бег, заезды на колесницах, метание диска и т. д. (Слайд 11)

Место состязаний, как и сейчас, называлось стадионом. (Слайд 12)

Слово учителя :

Праздник в Олимпии занимал пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Потом назначалась специальная комиссия. Это были главные судьи состязаний. Они следили за тем, чтобы соблюдались все правила игр. Запрещалось прибегать к незаконным приемам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.

Следующие три дня были полностью посвящены соревнованиям. Олимпийские игры включали несколько видов спорта. Основные: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все вместе они назывались пятиборьем.

Итак ,представим ,что соревнования начинаются.

Первый день

В первый день игр обычно проводили состязания бегунов. Выйдя на стадион, они вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Судья распределял спортсменов на группы в соответствии с номерами. Победителем объявляли того, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали судьи. После забегов всех групп атлетов начинались финальные состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика — победителя в простом беге.

Второй день

Во второй день проходили состязания пятиборцев. Они должны были показать своё мастерство сразу в пяти видах спорта: борьбе, беге, прыжках в длину, метании копья и метании диска. Интересно, что прыгунам в длину позволялось для усиления толчка использовать гири — спортсмен резко выбрасывал вперёд руки с гирями, когда отталкивался от земли. (Слайд 13)

Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считали священным предметом. (Слайд 14)

Обнажённые борцы, тела которых были натёрты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, также подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для поединка. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставались двое сильнейших (такую форму проведения турнира до сих пор называют олимпийской). Их схватка решала, кто же будет олимпиоником по борьбе. (Слайд 15)

Третий день

Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были кулачные бои, следовавшие за борьбой и представлявшие собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обёрнутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносили серьёзные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побеждённым или был не в состоянии продолжать бой. (Слайд 16)

Четвёртый день

Четвёртый день был посвящён состязаниям детей.

Пятый день

Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Их устраивали на ипподроме — место для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки. (Слайд 17) На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие получали травмы.

В этот же день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Олимпиоников награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. Зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Слава об олимпиони- ках переживала века. (Слайд 18)

Учитель. Знаменитые атлеты жили долго: они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них участвовали в соревнованиях 8, а то и 10 олимпийских игр. А когда олимпионик возвращался домой, все жители города выходили встречать его. (Слайд 19). В городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почётном месте, до конца жизни его кормили бесплатным обедом.

В 394 году нашей эры император Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр, а в 426 году по приказу Феодосия II был сожжён город Олимпия. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь!

Слово учителя :

Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. (Слайд 20)

В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. 29 лет де Кубертен был бессменным президентом международного олимпийского комитета. В 1912 году он написал олимпийский гимн «Ода спорту». (Слайд21)

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде пяти переплетённых колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее». Переплетённые кольца символизируют объединённые в Олимпийское движение пять континентов. Цвета

красный — Америка, жёлтый — Азия, зелёный — Австралия. Черный – Африка ,Голубой -Европа

Зажигание олимпийского огня — один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, ему предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Впервые церемония зажигания олимпийского огня была проведена на играх XI Олимпиады в 1928 году в Амстердаме и на зимних играх в 1952 году в Осло. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия. У любой Олимпиады есть свой талисман. Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних играх 1968 года в Мехико талисманом был ягуар. Талисманом Монреальской Олимпиады-76 был симпатичный бобёр. Московской 0лимпиады-80 — бурый медвежонок Миша. (Слайд 23)

участие в играх, проходивших в Советском Союзе. Несмотря на это, в Играх приняли участие 5603 спортсмена из 81 страны. На играх было зарегистрировано 36 мировых, 76 олимпийских, 40 европейских рекордов.

Столицей XXII зимних Олимпийских игр в 2014 году стал г. Сочи. Период проведения: с 7 по 23 февраля 2014 года. Все мы смотрели олимпиаду по телевизору и радовались за наших спортсменов.

Вопросы для закрепления «Да » «Нет» (игра по карточкам Зеленая «нет», красная «да» )

  1. Родина олимпийских игр Египет.? нет2. Женщин допускали на игры?  нет3. 5 дней длились соревнования? да4. В честь бога Зевса проводились игры? (да.)

5 Девиз олимпийских игрв Греции «Быстрее, выше, сильнее»? нет

6. На Олимпийском флаге изоражено 6 колец? нет

Рефлексия : по карточкам прием рефлексии «Выбор»

Слово учителя : А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу: какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Ответы учащихся.

Слово учителя :

. Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу..., которые получают оценки «хорошо» и «отлично». Всем остальным желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Вы хорошо усвоили материал .

Хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, который развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что может быть кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

Домашнее задание : закрепить пройденный материал по параграфу 33. Также вам необходимо выполнить задания на выбор:

1.Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя

2.Нарисовать рисунок «Иллюстрация к теме Олимпийские игры»

infourok.ru

Методическая разработка урока истории в 5 классе ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории и обществознания Лисицина Ольга Николаевна

Методическая разработка урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства.

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета

Основные понятия изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мин)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах

1

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.

На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.

-Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Презентация

7

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно,находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница 11-19

10

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Веселый цыплёнок»

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Презентация «Весёлый цыплёнок»

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познаватель-ной деятельнос-ти, осуществле-ние самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам

Отвечают на вопрос №3 страница 11.

Слайды презентации

3

1

9

Самостоятельная работа в парах

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5: задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям .Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Онлайн –карта

«Территория расселения древнейших людей»

6

10

Коллективная работа с доской

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению.

Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

Онлайн–карта«Территория расселения древнейших людей».

5

11

Дополнительные сообщения учащихся о возникновении первобытного искусства

Формирование интереса к предмету

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях

2

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание №12 реши кроссворд

2

13

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с. 8-17 раб.тетр. стр. 3-14

Задают вопросы по тексту заданий

2

kopilkaurokov.ru

Активизация познавательной деятельности учащихся 5 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

Активизация познавательной деятельности учащихся 5 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

Введение

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

«Ученик на уроке устает не от деятельности,

а от ее однообразия»

К.Д.Ушинский

Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке, учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Ведь ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями и главная проблема обучения—научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.

Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Это избирательная возможность, повышенная восприимчивость  к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. 

Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать их познавательную деятельность.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Как же подготовить современный урок?

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Планирование урока

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это:

определение цели и задач;  

отбор содержания учебного материала;      

подбор методов и приёмов обучения;     

определение форм организации деятельности учащихся;      

подбор материала для домашней работы учащихся;

определение способов контроля;      

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;      

подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие возможные формулировки деятельности:

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

Формирование УУД

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение новых знаний и способов действия

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция знаний и способов действий

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8. Рефлексия

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.-

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учащимся;

  • задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Пятое:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое:

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;

  • процессуальный;

  • рефлексивно-оценочный

Седьмое:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Формирование УУД

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение новых знаний и способов действия

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция знаний и способов действий

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8. Рефлексия

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

infourok.ru