Конспект занятия Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому). Ушинский четыре желания краткое содержание


Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Занятие 3 Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта Задачи: Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта; грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. Ход занятия Педагог читает рассказ К. Д. Ушинского. «Четыре желания» Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. - Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец. Митя записал.  Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: - Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:  - Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Педагог: — О чем говорится в этом рассказе? — Чем Мите понравилась зима? — Что ему понравилось весной? — Что запомнилось Мите летом? — Какими словами мальчик сказал об осени? — Почему рассказ называется «Четыре желания»? Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды). Далее педагог предлагает новое задание: «Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.) «Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,— говорит педагог. — Лето было хорошее, а осень — лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др. В случае затруднений педагог обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный. «В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» —спрашивает педагог. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п. Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?» — спрашивает педагог (маленьк

schoolfiles.net

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Занятие 3

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Задачи:

Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта;

грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Ход занятия

Педагог читает рассказ К. Д. Ушинского.

«Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал. 

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: 

- Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Педагог:

— О чем говорится в этом рассказе?

— Чем Мите понравилась зима?

— Что ему понравилось весной?

— Что запомнилось Мите летом?

— Какими словами мальчик сказал об осени?

— Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).

Далее педагог предлагает новое задание:

«Какое время года вам нравится и почему?

Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.)

«Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,— говорит педагог.

— Лето было хорошее, а осень — лучше.

Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое;

трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая;

поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно».

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый),

высокий (выше, более высокий),

стройный (стройнее, более стройный),

весело (веселее, более веселый),

теплый (теплее, более теплый),

сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений педагог обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

«В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» —спрашивает педагог. (Наступила.)

Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?» — спрашивает педагог (маленький).

Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой), холодный (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и др.

— Весна пришла! А что она принесла, назовите вы.

Итак, весна пришла... (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.

infourok.ru

Четыре Желания Ушинский Краткое Содержание

Содержание - Дошкольное образование Загнеева Зоя Дмитриевна, Учитель-логопед. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44 «Сказка» комбинированного вида города Белово», Кемеровская область. Занятие направлено на обучение детей пересказу близко к тексту, развитие у детей умения логически выстраивать свое высказывание, воспитание интереса к художественным произведениям. Конспект предназначен воспитателям, учителям-логопедам. Дата публикации: Занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Задачи: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; - развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; - активизировать словарь прилагательных; - упражнять детей в работе над деформированной фразой; - воспитывать у детей интерес к художественным произведениям. Оборудование: текст рассказа К.Д.

Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года, интерактивная кукла Предварительная работа: чтение художественных текстов А. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад», Г.К.

Константин Ушинский Митя накатался на саночках. Четыре желания — рассказ.

Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает». Интеграция областей: «Познание», чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура. Виды детской деятельности: - коммуникативная, - двигательная, - восприятие художественной литературы, - игровая. Содержание • Организационный момент.

Ребята, разгадайте, пожалуйста, загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня поговорим. Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (зимой) - время года ЗИМА. Назовите первый и последний звук в этом слове. Я раскрываю почки, В зелёные листочки.

Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня. (Весна) - Назовите первый и последний звук в этом слове. Мне тепла для вас не жалко, С юга я пришло с жарой. Принесло цветы, рыбалку, Комаров звенящий рой, Землянику в кузовке И купание в реке. (Лето) - Назовите первый и последний звук в этом слове. Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья. С севера туман ползёт, Тучи грозные нависли. Птицы движутся на юг Чуть крылом касаясь сосен. Догадайся, милый друг, Что за время года?.(осень) - Назовите первый и последний звук в этом слове. - молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки. Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

- верно, о временах года. Давайте пройдем за столы и расскажем о них. Игра «подбери признак» -лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное и т.д. - зима (какая?)- белоснежная, лютая, суровая и т.д. - осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная и т. - весна (какая?)- долгожданная, теплая, ранняя и т.д.

Объявление темы. - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости (вношу куклу) кажется, она что-то хочет нам сказать. Давайте послушаем. (голос куклы «Друзья, помогите разобраться, какое любимое время года у мальчика Мити?») -Поможем? - А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей) Чтобы нам разобраться, какое любимое время года у мальчика Мити надо внимательно послушать рассказ К.Д.

Ушинского «Четыре желания». Чтение рассказа. После прочтения рассказа задаю вопросы.

- О чем говорилось в рассказе? - Кто главный герой? Игра «Составь предложение». - на, зимой, кататься, весело, санках. - на, хорошо, лугу, весной, зеленом. - много, в, летом, лесу, ягод.

- яблоки, осенью, и, поспевают, груши. Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (руками описываем фигуру снеговика), А потом с горы катались (волнообразные движения руками), веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения), В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком- Получился снежный ком! (рисуем круг) Холодно гулять зимой (потираем плечи)- Побежим скорей домой (бег на месте). Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Пересказ рассказа детьми. Итог занятия. - О ком этот рассказ? - Почему все времена года Мите нравились?

- Что Танюша передаст своему другу? Какое любимое время года у Мити? Четыре желания К.Д. Ушинский Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была! - запиши твое желание в мою карманную книжку,- сказал отец.

Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.

Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: - Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: - Осень лучше всех времен года!

sonicletter826.weebly.com

Конспект занятия Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Пересказ рассказа 

«Четыре желания» (по К. Ушинскому)

в подготовительной группе МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска

Разработала

воспитатель Розитис Е.А.

  1. Цель. Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

  2. Задачи и способы деятельности, которые будет осваивать ребенок в процессе (заполняется в табличной форме):

    Задачи

    Образовательные задачи:

    - Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения.

    - Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

    - Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

    - Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

    Развивающие задачи:

    - Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность.

    - Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.

    Воспитательные задачи:

    - прививать интерес к сменам времени года.

    Знать: характерные признаки времен года

    Уметь: пересказывать произведение. Подбирать синонимы и антонимы.

  3. Интеграция направлений развития: познавательное, социально-коммуникативное, чтение художественной литературы

  4. Материалы и оборудование: книга К. Ушинского "Четыре желания", музыка Вивальди «Времена года», картины с изображением времен года; карточка с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. I. Мотивация (самоопределение) к деятельности (заполняется в табличной форме):

Действия педагога

Действия детей

Под звучание музыку

Ребята, разгадайте, пожалуйста, загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня поговорим.

1 Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- время года ЗИМА. Назовите первый и последний звук в этом слове.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ...

- Назовите первый и последний звук в этом слове.

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке.

- Назовите первый и последний звук в этом слове.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - ...

- Назовите первый и последний звук в этом слове.

Педагог: 

- молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки.

Догадались, о чем мы сегодня будем говорить? - верно, о временах года.

Педагог: 

Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? 

Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? 

Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? 

Педагог: А о чем говорим «летние»? 

Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? 

2. Объявление темы.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости (вношу куклу) кукла Таня, кажется, она что-то хочет нам сказать. Давайте послушаем. (голос куклы «Друзья, помогите разобраться, какое любимое время года у мальчика Мити?»)

-Поможем?

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

Давайте пройдем на стульчики.

Дети входят в группу

Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето)

(зимой)

Первый звук (М) и последний (А)

(Весна)

Первый звук (В) и последний (А)

(Лето)

Первый звук (Л) и последний (О)

(осень)

Первый звук (О) и последний (мягкий знак)

Ответы детей

(Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

(Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.) (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

(Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

Времена года

Дети садятся на стульчики

Результат совместной деятельности: систематизировать знания детей об особенностях каждого времени года.

II. Построение процесса детской деятельности (заполняется в табличной форме):

Действия педагога

Действия детей

Чтобы нам разобраться, какое любимое время года у мальчика Мити надо внимательно послушать рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Чтение рассказа

а) Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление навыков подбора синонимов.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Как звали мальчика? 

Что делал Митя зимой? 

Каким он был зимой? 

Какое желание высказал мальчик отцу? 

—Куда записали его желание? 

Игра «подбери признак»

-лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное и т.д.

- зима (какая?)- белоснежная, лютая, суровая и т.д.

- осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная и т. д.

- весна (какая?)- долгожданная, теплая, ранняя и т.д.

(Митя)

(Катался на саночках и на коньках) (Веселым и румяным)

(Он хотел, чтобы всегда была зима.)

(В записную книжку)

Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

Педагог: Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Педагог:

Кто порхал над зеленым лугом?

За кем бегал Митя?

Какие были бабочки?

Что мальчик рвал на лугу?

Как мальчик говорил о весне?

Куда Митя записал свое желание?

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.

Ответы детей

(Над лугом порхали бабочки.)

( Митя бегал за бабочками.)

(Бабочки были пестрые.)

(Мальчик рвал цветы.)

(Что за прелесть эта весна!)

(Митя записал желание в записную книжку.)

4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Закрепление навыка подбора антонимов.

Погода теплая, а наоборот — холодная

Осень ранняя, а наоборот — поздняя

Облако белое — туча черная

День длинный, а наоборот — короткий

Вода замерзает, а лед — тает

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются

День грустный, а наоборот веселый

Настроение плохое, а наоборот — хорошее

Урожай маленький, а наоборот — большой

в) Чтение третьей части рассказа. Пробовать называть предметы, которые подходят к описанию

Педагог: Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Педагог:

Куда отправился Митя с отцом летом? 

Как мальчик веселился весь день? 

Что сказал Митя отцу вечером? 

—Куда было записано желание мальчика? 

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем называть предметы, которые подходят к описанию. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

Красные, желтые, осенние…(листья) Холодное, белое, сладкое…мороженое

зеленый, сочный, продолговатый… листок

Новая, интересная, библиотечная… сказка

Бурый, косолапый, неуклюжий…медведь

Маленькая, серая, пугливая…мышка

Хитрая, рыжая, лесная …. лиса

г) Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Педагог:

Какое время года наступило? 

Что делали люди в саду?

Какое было настроение у Мити? 

Что мальчик говорил отцу?

Что сделал отец? 

5. 

Физкультминутка:

Мы на саночках катались (полуприседания),

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх),

Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!

Бабочки порхают (руки в стороны),

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки вверх),

Что за прелесть весна (прыжки на месте)!

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),

В речку удочку забросим (руки вперед),

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх),

Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!

Груши, яблоки в саду (руки в сторону

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

Педагог:

Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, при чтении буду использовать серию картинок, вы внимательно слушайте, потом кто-нибудь из вас этот рассказ перескажет.

Повторное чтение рассказа с использованием. Развитие слухового внимания, логической цельности речи.

Пересказ детьми рассказа с опорой на серию картинок

Ответы детей

Ответы детей

(На сенокос.)

(Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

(Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

(В записную книжку.)

Ответы детей.

(Осень.)

(Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

(Митя был в восторге!)

(Осень —лучше всех времен года!)

(Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Дети выполняют совместно с воспитателем физкультминутку.

Результат совместной деятельности:

  1. III. Окончание процесса детской деятельности - рефлексия (заполняется в табличной форме):

Действия педагога

Действия детей

Итог занятия.

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

- О ком этот рассказ?

- Кто написал этот рассказ?

- Почему все времена года Мите нравились?

- Что Танюша передаст своему другу? Какое любимое время года у Мити?

Ребята все времена года встретились в данном рассказе?

Для чего нам нужны были опорные картинки?

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось.

Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Сюрпризный момент

Стук в дверь.

Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки), дети определяют, от какого времени года подарки.

Ответы детей, пробовали последовательно пересказать рассказ.

Результат совместной деятельности: Закрепление последовательности названий времен года с помощью пересказа рассказа, опираясь на наглядные картинки.

  1. Литература.

Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2005

infourok.ru

Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Технологическая карта

Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы

Образовательная область: коммуникация

Раздел:

Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания»

(по К. Ушинскому).

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Учить детей пересказывать литературный текст с опорой на наглядность.

Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Работа над интонационной выразительностью речи.

^

Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение рассказа, сюрпризный момент.

Оборудование:

Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.

Прогнозируемые результаты:

Знать: характерные признаки времен года

Уметь: пересказывать произведение. Подбирать синонимы и антонимы.

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно побудительный Организационный момент. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными

Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)

Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

Организационно поисковый ^ Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».

Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

^
3. Чтение рассказа.

а)Первая часть. Активизация словаря по теме. Закреплениенавыков подбора синонимов. Работа над интонационной

выразительностью речи.

Педагог: Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказалотец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
  • Как звали мальчика? (Митя)
  • Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
  • Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
  • Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)

Педагог:

Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательным знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой!)

Педагог: А теперь придумаем предложения со знаком вопроса.

^

Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

Педагог: Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Педагог:

  • Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
  • За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
  • Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
  • Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
  • Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
  • Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.

4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Закрепление навыка подбора антонимов.

  • Погода теплая, а наоборот — холодная
  • Осень ранняя, а наоборот — поздняя
  • Облако белое — туча черная
  • День длинный, а наоборот — короткий
  • Вода замерзает, а лед — тает
  • Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
  • День грустный, а наоборот веселый
  • Настроение плохое, а наоборот — хорошее
  • Урожай маленький, а наоборот — большой

в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственныхслов к слову рыба.

Педагог: Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы летуконца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Педагог:

  • Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
  • Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
  • Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)

г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и

желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Педагог:

  • Какое время года наступило? (Осень.)
  • Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
  • Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
  • Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года!)
  • Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

5. Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан

Птички, птички, по домам.

  1. Повторное чтение рассказа с использованием графического плана. Развитие слухового внимания, логической цельности речи.
  2. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
Рефлексивно корригирующий 8.Итог занятия.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Закрепление названий времен года.

  1. Сюрпризный момент
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки), дети определяют, от какого времени года подарки.
Ответы детей

tvov.ru