История русского романса. Виды старинного русского романса
Романсом принято называть вокальное сочинение обязательно лирического содержания. По сути – это камерное музыкальное произведение для голоса в инструментальном сопровождении. Исполняются романсы одним исполнителем под аккомпанемент обычно одного инструмента. Появление романса в России Впервые этот жанр возник в Испании еще в XIII-XIV столетиях. Первыми исполнителями таких песен были странствующие поэты, исполнявшие свои произведения на распев. Писались эти произведения на романском языке, отсюда, соответственно, и название «романс». В Россию романс пришел из Франции в XVIII веке. Благодаря тому, что именно в это время процветало русское поэтическое творчество, новый вокальный жанр прижился и быстро распространился, впитав в себя черты русской культуры. При чем сначала романсы писались исключительно на французском. Вокальные произведения с инструментальным сопровождением на русском языке долгое время назывались русскими песнями. Фактически, это был фольклор. Каждый исполнитель дополнял такие песни собственными словами, менял на свой лад музыку. Русский романс Само же понятие "русский романс" появилось намного позже, когда на романс стали обращать внимание профессиональные композиторы. Они видели в русских песнях источник вдохновения и творчества, поэтому русские романсы настолько пропитаны русским духом. Создателями русских романсов были такие композиторы, как Глинка, Мусоргский,Алябьев, Даргомыжский, Гурилев, Варламов, Балакирев, Чайковский, и Рахманинов. Благодаря работе композиторов, в начале XIX века возникает цыганский романс. Впоследствии сами цыгане привносят в него собственную изюминку и доводят до высокого уровня, благодаря уникальному стилю исполнения. Разновидности русских романсов
Многие современные известные романсы написаны в 20-30 годы прошлого века. Композиторы, писавшие их, позднее были запрещенными, поскольку в советское время романс читался мещанским жанром. Это Борис Фомин, Борис Прозоровский, Юлий Хайт. Их произведения были названы старинными романсами и забыты. Но они исполнялись за рубежом, вернувшись в Россию только в 80-е годы. Сейчас на помощь любителям романсов пришел интернет. Тексты Песен на MorePesen.ru дает возможность скачивать любимую музыку, тексты песен в формате mp3. Добавлено: 20 июля 2012 |
Статьи разделаИстория холодильного оборудованияТехнический прогресс играет важную роль в жизни людей, так как во многом облегчает их работу. Например, если раньше при продаже определенных скоропортящихся продуктов вставал вопрос о том, как их хранить, то сейчас решить эту проблему легко благодаря тому, что появились холодильные шкафы. История электродвигателяДостаточно трудно представить свою жизнь без электрического двигателя, который используется в нашей повседневной жизни практически везде: стиральные машины, микроволновые печи, лифты, эскалаторы, наземный, воздушный, водный, подводный и подземный транспорт. Как появились банкиСовременный мир невозможно представить без банков. С их помощью мы можем приобрести много вещей, таких как квартиру, автомобиль, технику и многое другое. Жить в кредит сейчас стало особенно модно, а также очень удобно. Не так давно забыть завести часы и потеряться во времени было чем-то не самым приятным, но вполне привычным. А что сегодня? Сегодня дизайнеры, техники и инженеры, занятые в сфере обслуживания сего аксессуара, закрыли эти "временные дыры". Что необходимо знать при остекление балконов и лоджийБалконы и лоджии, которые имеются практически в каждой городской квартире, являются по своей сути нежилой площадью, но это вовсе не означает, что за этой нежилой площадью не нужен уход. Коллекционирование как страсть: привычное в ракурсе необычностиРазнообразие предлагаемого на рынке товара и растущая популярность сети Интернет породила огромный всплеск коллекционеров. Возможность общаться с коллегами со всех стран, приобретать любимые предметы не выходя из дома, позволила развиться этому направлению из банальной филателии и филокартии до необычных, неординарных высот. Грамотная продажа предметов коллекционированияВсем, кто решил вложить деньги в свой бизнес, следует задуматься о работе с золотом. Именно золото является ценнейшим металлом всех времен и народов, цена на него никогда не падает. Обзор форума Brillianty.netСтатистический анализ и обзор наиболее популярных веток ювелирного форума Brillianty.net Дом Хундертвассера в ВенеПриобретение недвижимости за рубежом – отличное вложение средств. Но недвижимость бывает разной, например,на улице Кегельгассе в Вене (Австрия) находится, пожалуй, самая яркая, в прямом смысле этого слова, достопримечательность города – жилой дом Хундертвассера. |
www.sobirau.ru
Русский романс история появления жанра в России
Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.
Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов. Именно в русском-народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII – XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. В те времена этот жанр передавался устно, поэтому менялись и слова, и мелодия. Со временем стали появляться люди, которые пытались собрать произведения нового жанра воедино и записать их. Возможно, они и сами привносили что-то в эти произведения. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы. Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Гумилёв, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие. Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало влияние А.С.Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.
В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.
Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева. Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом». Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф. Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.
singlikeme.ru
Жанр романса - Классика
Романс схож с песней, но в то же время отличается от неё некоторыми особенностями, что, собственно, и делает романс романсом.
Но сначала немного об истории романса и о происхождении самого термина.
Термин «романс», возникший в средневековой Испании, первоначально обозначал обычную песню на испанском (романском) языке. Romance – по-испански. Содержание стихотворения, положенного на музыку, обычно было любовным, лирическим. Этот термин далее разошёлся по другим странам, но в некоторых так и осталось одно обозначение для песни и для романса: например, в Германии – Lied (песня).
Собственно говоря, романс как жанр сформировался позже, поэтому и не требовал специального термина, хотя очевидно, что он развился из песни. Первые романсы появились примерно в XV в., но настоящий расцвет романса начался во второй половине XVIII в. Причём способствовало этому лирическое творчество поэтов Гёте и Гейне, которые в лирике выражали ту глубину чувств и переживаний, которую невозможно было выразить в простенькой песенке: для выражения глубоких чувств нужна была глубокая музыка. И такая музыка появилась. Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. Но об авторах романсов мы поговорим в следующей статье, а в этой продолжим рассказ о жанре романса.
Признаки романса
Как мы уже говорили, романс схож с песней. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.
Особенности жанра романса
В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.
Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т.д.
В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т.е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.
Близки к романсу инструментальные произведения «песни без слов», в которых преобладает мелодическая линия. Самыми известными являются «Песни без слов» Ф. Мендельсона.
Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.
Русский романс
Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.
Среди лучших и самых известных произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.
А. Варламов создал около 200 романсов. Среди них самые известные - «Горные вершины» на стихи Г. Гейне, «Вдоль по улице метелица метёт», «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова.
Романсы А. Гурилёва проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Наиболее известные – «Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи М. Лермонтова, «Однозвучно гремит колокольчик» на стихи И. Макарова, «Матушка-голубушка» на стихи С. Ниркомского и др.
И. Юрьева
Многие русские романсы имели цыганскую окраску как в содержании, так и в музыке. Из классической русской литературы мы знаем, что пение цыган было любимым развлечением русского дворянства.
Начало XX в. называют «золотым веком» русского романса. Тогда слушателей покорял талант А. Вертинского, В. Паниной, А. Вяльцевой, Н. Плевицкой, а позднее – Пётра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Тамары Церетели и Вадима Козина.
Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)
А. Вертинский
Выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
Жизнь А. Вертинского отражена в его эпохе: знакомство с художниками К. Малевичем, М. Шагалом, поэтами В. Маяковским, И. Северяниным, актрисой В. Холодной, участие санитаром в Первой мировой войне. С эстрадными выступлениями он объехал всю страну, а в 1920 г. эмигрировал сначала в Константинополь, а затем начались скитания по всему миру.
Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». Он жил и работал в Румынии, Бессарабии, Польше, Германии, Париже, который называл своей второй родиной, здесь он познакомился с Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. Близкая дружба связала его на долгие годы и с Фёдором Шаляпиным. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина… И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. Но, несмотря на огромную популярность певца, официальная советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью – вскоре после окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства.
Но его многочисленные песни и романсы стали новым словом в искусстве, положив начало русской авторской песне. Романсы Вертинского популярны до сих пор, но не любой исполнитель может передать их очарование и аристократизм. Назовём наиболее известные: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Танго «Магнолия», «Сероглазочка», «Марлен» и др.
Н. Сличенко
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Многие известные исполнители замолчали, некоторые были репрессированы.
Возрождение русского романса началось лишь в 1970-е гг. В это время яркими исполнителями романсов стали Валентин Баглаенко, Николай Сличенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Борис Штоколов и другие.
Н. Брегвадзе
Разновидности романса
Одновременно с русским камерно-вокальным классическим романсом развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. Здесь можно выделить жестокий романс и городской романс.
Жестокий романс
И. Прянишников «Жестокие романсы»
Возник примерно в середине XIX в., а время расцвета – последняя четверть XIX-начало XX в.
Родился жестокий романс в городской и пригородной среде, где проживали «мещане»: крестьяне, рабочие, небогатые торговцы, мастеровые. Они стали создавать собственную субкультуру, выходящую из частушки, романса, танца (например, кадрили), лубочной живописи и т.д. В XX в. жестокий романс постепенно вытеснял старинную песню и стал любимым жанром. В дальнейшем жестокий романс послужил одним из источников городского романса.
Единого определения жанра жестокого романса нет. Но у него есть особые черты, по которым он выделяется из жанра классического романса: ограниченность сюжета, бытовая трагедия, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, смертью от горя или неразделённой любви и т.д.
Городской романс
Образовался практически в то же время, что и жестокий романс. Отличие от жестокого романса также незначительны: городской романс более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре. Он испытал большее влияние цыганского романса, а также оперетты.
От городского романса развилась блатная песня, авторская песня, а также русский шансон.
Блатная песня
Песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, рассчитанный на заключённых и лиц, близких к преступному миру. Получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный Леонид Утесов.
Л. Утёсов
В 1930-1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГе. Песня о людях, содержавшихся в тяжелых условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих точно не установлено, появилась в конце 1940-х годов и стала гимном заключенных.
Музыковеды находят отдельные мотивы блатной песни в ранних произведениях Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума.
А. Розенбаум
В 90-е годы в России многие музыканты и коллективы исполняли на эстраде блатную песню. Известный поэт-песенник Михаил Танич, во времена Сталина бывший в лагере, создал группу «Лесоповал», исполнявшую блатные песни и ставшую популярной.
Первый состав группы "Лесоповал"
Со временем в жанре блатной музыки стали появляться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, но сохраняют её характерные особенности: мелодику, жаргон, мировоззрение. Такую музыку стали называть «русский шансон».
Русский шансон
Катя Огонёк
В начале XXI в. блатную песню, которая звучит по радио и на телевидении, обычно называют русский шансон. Она стала явлением массовой культуры. Символом нового русского «шансона» является песня «Владимирский централ» Михаила Круга, автор её никогда не сидел в тюрьме, но использует стилизацию жанра.
Вилли Токарев
Кроме названных артистов, исполнителями русского шансона являются Катя Огонёк, Вика Цыганова, Вилли Токарев, группа «Бутырка», Иван Кучин, Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский и многие другие.
Кроме указанных разновидностей романсов, можно выделить ещё дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский и др.
Но вернёмся к классическому романсу. Его включали и включают в свой репертуар многие выдающиеся современные певцы и актёры: Юрий Гуляев, Евгений Дятлов, Сергей Захаров, Людмила Зыкина, Александр Малинин, Людмила Рюмина, Валентина Толкунова, Клавдия Шульженко, Дмитрий Хворостовский и др.
Д. Хворостовский
www.classic-musik.com
Русский романс - это... Что такое Русский романс?
Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах обыгрываются цыганские мотивы (т. н. «цыганщина»). В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
Романс в XVIII веке
В XVIII веке «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней»[1]. «Романсами» также называли стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского, в которых звучали народные напевные мотивы[2].
Романс в XX веке
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы.
Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Виды русского романса
- Классический романс — написанный профессиональными композиторами[3].
- Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
- Цыганский романс
- Жестокий романс
- Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником «казачьего романса», считается песня неизвестного автора 19 века «Не для меня придёт весна…».
Серьёзный вклад в классификацию русского романса внёс коллекционер и исследователь жанра Анатолий Титов. Помимо упомянутых видов, им выделены: дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский, тюремный и другие. Отдельным жанром близким с романсом обозначена мелодекламация.
Авторы романсов
- Алябьев, Александр Александрович,
- Варламов, Александр Егорович,
- Гурилёв, Александр Львович,
- Верстовский, Алексей Николаевич,
- Глинка, Михаил Иванович,
- Даргомыжский, Александр Сергеевич,
- Дюбюк, Александр Иванович,
- Рубинштейн, Антон Григорьевич,
- Кюи, Цезарь Антонович (автор опубликованного исследования о русском романсе, 1896),
- Чайковский, Пётр Ильич,
- Римский-Корсаков, Николай Андреевич,
- Булахов, Пётр Петрович,
- Рахманинов, Сергей Васильевич,
- Свиридов, Георгий Васильевич,
- Метнер, Николай Карлович,
- Прозоровский, Борис Алексеевич,
- Харито, Николай Иванович.
Известные исполнители
Основная статья: Список исполнителей русских романсов
- Агафонов, Валерий Борисович (1941—1984)
- Агуреева, Полина Владимировна (р. 1976)
- Баглаенко, Валентин Григорьевич (1934—1991)
- Баянова, Алла Николаевна (1914—2011)
- Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982)
- Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
- Вяльцева, Анастасия Дмитриевна (1871—1913)
- Гуляев, Юрий Александрович (1930—1986)
- Давыдов, Александр Давидович (1849—1911)
- Давыдов, Александр Михайлович (1872—1944)
- Дятлов, Евгений Валерьевич (р. 1963)
- Джапаридзе, Кэто Константиновна (1901—1968)
- Захаров, Сергей Георгиевич (р. 1950)
- Зиганшина, Юлия Яковлевна (р. 1970)
- Зыкина, Людмила Георгиевна (1929-2009)
- Иртлач, Стронгилла Шаббетаевна (1902—1983)
- Квик, Георгий Алексеевич (р. 1950)
- Козин, Вадим Алексеевич (1905—1994)
- Кондратьева, Мария Сергеевна
- Крутова, Ирина Витальевна (р. 1980)
- Лабинский, Андрей Маркович (1871—1941)
- Лашманов, Сергей Владимирович (р. 1978)
- Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954)
- Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
- Морфесси, Юрий Спиридонович (1882—1957)
- Морозов, Михаил Александрович (р. 1972)
- Морозова, Ирэна Борисовна (р. 1938)
- Панина, Варвара Васильевна (1872—1911)
- Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
- Полякова, Анастасия Алексеевна (1877—1947)
- Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
- Плевицкая, Надежда Васильевна (1884—1940)
- Пуаре, Мария Яковлевна (1864—1933)
- Раздолина, Злата Абрамовна (р. 1959)
- Ребров, Иван Павлович (1931—2008)
- Рюмина, Людмила Георгиевна (р. 1949)
- Сабинин, Владимир Александрович(1888—1930)
- Светлов, Виктор Петрович (р. 1946)
- Северный-Звездин, Аркадий Дмитриевич (1939-1980)
- Словцов, Пётр Иванович (1886—1934)
- Сличенко, Николай Алексеевич (р. 1932)
- Смольянинова, Евгения Валерьевна (р. 1964)
- Тишининова. Надежда Андреевна (1927—2003)
- Толкунова, Валентина Васильевна (1946—2010)
- Титов, Анатолий Григорьевич (1938—2008)
- Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982)
- Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918)
- Хиль, Эдуард Анатольевич (1934—2012)
- Церетели, Тамара Семёновна (1900—1968)
- Цыганова, Виктория Юрьевна (р. 1963)
- Чабан, Яна Константиновна (р. 1968)
- Шаляпин, Фёдор Иванович (1873—1938)
- Шацкая, Нина Аркадьевна (р. 1970)
- Шишкина, Елена Егоровна (1880-е — 1942)
- Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005)
- Шульженко, Клавдия Ивановна (1906—1984)
- Шумейко Дмитрий Петрович (р. 1965)
- Юкавский, Герман Валерьевич (р. 1970)
- Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000)
- Эрденко, Николай Иванович (1945—2006)
Список романсов
Конкурсы
В современной России существование и развитие этого музыкального жанра централизованно поддерживается проведением мероприятий типа московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада».
Примечания
Литература
- Надир Ширинский. Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. М., 2004.
- Кюи, Ц. А.. Русский романс: очерк его развития. Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)
- Левашова О. Е., Романс и песня.
- А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1956;
- Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
- Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX века, М., 1966;
- Васина-Гроссман В. А., Мастера советского романса, М., 1968
- Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов. М.-Л., 1965
- Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырёх томах. Том 2. Глинка — Петров. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2007.
- Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы составители Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. «МАИ», Москва, 1997 г. Том II. Романсы московского гуляки.
- Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы составители Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. «МАИ», Москва, 1996 г. Том I. Романсы пушкинской поры 1825—1843 гг.
- Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. Распятый на арфе. Судьба и творчество Николая Девитте. — Москва, МАИ. — 2001
- Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. Ехали на тройке с бубенцами. 100 песен-троек. М.: Издательство: Современная музыка, 2009
- Краткая антология городского-бытового романса. Любовь — оружию вод стать. Автор составитель А. Титов. Том 1. Москва 2003 г.
- Краткая антология городского-бытового романса. Между делом безделье. Автор составитель А. Титов. Том 2. Москва 2011 г.
Ссылки
dic.academic.ru
История русского романса - Калейдоскоп
Громадную, часто безжалостную работу по отбору романсового репертуара провело само время. Духовная атмосфера военных и послевоенных годов практически исключила возможность концертного восстановления поверхностных, эмоционально-ущербных романсов. Из моря романсовой культуры на лирической волне 40— 50-х годов возрождались художественно ценные и национально самобытные образцы. В этом облагороженном, обновленном виде он и закрепил за собой название старинного. Название подразумевало не столько хронологическую, сколько эстетическую характеристику. Под ним объединились романсы, которые в разное время назывались дилетантскими или бытовыми, сентиментальными или мещанскими, жестокими или цыганскими, или просто популярными. Эти шедевры, выдержавшие проверку времени, мы и будем иметь в виду, размышляя о трудной судьбе жанра.
Несмотря на растущую популярность, для исследователя он до сих пор остается не только белым пятном в истории музыки, но и болевой точкой нашей музыкальной культуры, в которой скрестились ее парадоксы, противоречия и заблуждения.Старинный русский романс, несмотря на свое название, ничуть не старше классического. Как уже отмечалось, они выросли одновременно и из одних и тех же истоков.С выделением и расцветом профессионального, классического романса бытовой романс отнюдь не исчез, не утратил своего места в культуре, а остался жить и живет до сих пор. Развитие классического романса лишь яснее оттенило особенности и отличия романса бытового: его сосредоточенность на любовной теме, нацеленность на бытовое, массовое исполнение, терпимость к исполнительским вариантам и обновлениям, к исполнению без сопровождения и т. д. Красноречивее всего о масштабах распространения бытового романса говорят цифры. По мнению самоотверженного собирателя, исполнителя и знатока этого жанра Андрея Ивановича Широкова, с середины XIX века по 1930 год было издано около 60 тысяч романсов и песен, сочиненных более чем двумя тысячами авторов. На рубеже века их печатали более трехсот нотных издательств.Почва для любительского романса полностью сохранялась, пока он сохранял свою главную культурную функцию. Он не просто ограничивал себя любовной тематикой, а был своеобразным органом совершенствования любовных отношений. Он выражал не условные, а живые, понятные каждому эмоции. Какую бы ситуацию любовного ухаживания ни раскрывал романс, исполнитель пел его от себя, а не от некоего лирического героя. Романс предполагал реальное обращение к любимому или любимой, благодаря чему возникала иллюзия диалога со слушателем. Свойственная бытовому романсу простота и искренность давали возможность слушателю почувствовать себя реальным участником этой сцены — либо героем, либо партнером. Приуроченность к жизненной ситуации не позволяла женщине исполнять мужской романс и наоборот, тогда как в классическом романсе это с самого начала было нормой. Кроме того, профессиональный романс тяготел к монологичности высказывания, в то время как старинный романс был принципиально диалогичным. Этот потенциальный диалог отразился не только на музыке, на поведении и жесте певца, но и на тексте и на названии романса.Нетрудно заметить, что в них всегда звучит обращение, они насыщены глаголами повелительного наклонения: «Не брани меня, родная», «Не уходи, побудь со мной», «Не обмани». Романс мог концентрировать в себе целый роман с главной его сценой, с подразумеваемой предысторией и финальным исходом. Недаром на нотных обложках старинных романсов часто изображались сцены ухаживания, а на их сюжетной основе в начале XX века ставились даже фильмы раннего русского кинематографа.Как воплощение диалогичности старинного романса возникает так называемый романс-ответ. Например, на популярный романс Е. Юрьева «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» Я. Фельдман сочиняет «Ямщик, не гони лошадей», на цыганский романс «Слушайте, если хотите» Яков Пригожий сочинил «Слушать хочу тебя, милый», два ответа было написано на романс Николая Харито «Хризантемы», три ответа — на романс Анатолия Ленина «Забыты нежные лобзанья». И таких примеров можно привести десятки. Ничего подобного не было и не могло быть в классическом романсе.Со второй половины XIX века различие между профессиональным и бытовым романсом превратилось в принципиальное обособление. При этом эволюция классического романса рассматривалась как несомненный художественный прогресс, а попытки продолжить линию бытового романса воспринимали как наивное и жалкое эпигонство. Одних профессионалов раздражала устарелость средств бытового романса, других — банальность содержания, третьих — сосредоточенность на любовной теме, четвертых — массовый успех. Несмотря на жесткие внутренние расхождения, профессиональные круги были едины в уничижительной критике бытового романса, в то время как его сочинители, не имезшие голоса в печати, играли роль беззащитных мишеней.Чаще всего авторов старинного романса ругали за дилетантизм. Это иностранное слово, как и его русский эквивалент — «любительство», наделялось тогда негативным пренебрежительным оттенком. С дилетантизмом связывали несерьезное, поверхностное отношение к творчеству. Критерием же серьезности в условиях отсутствия консерваторий было не наличие академического образования, а соответствие творческим установкам профессионалов. Среди авторов старинного романса были высокообразованные музыканты. Например, Л. Малашкин окончил Берлинскую консерваторию, А. Чернявский — Петербургскую, а А. И. Дюбюк был сам профессором Московской консерватории. Комичнее всего, что дилетантами их называли часто люди, сами не имевшие никакого образования.Профессиональное творчество предполагало использование накопленного опыта и новейших достижений западноевропейской музыки, постоянное обновление средств выразительности, потенциальное владение крупной оперной и симфонической формой. Под дилетантским творчеством подразумевалось сочинение бытовой музыки от случая к случаю для домашнего, салонного музицирования и, главное, с использованием всем известных, уже бывших в ходу выразительных средств. Композитором принято было называть музыканта, постигшего премудрости полифонии, гармонии, крупных композиций. Остальных называли сочинителями. Таким сочинителем считался, например, А. Варламов. Его песни и романсы были столь популярны в России, что в устах официальной прессы его имя становится оскорбительно нарицательным. Термином «варламовщина» долгое время клеймили всех любителей.Несомненно, для создания национальной оперы и симфонии русским музыкантам был необходим ускоренный рост профессионализма. Но это не исключало творческой активности любителей, по крайней мере в жанре песни и романса. Иначе надо было бы запретить сочинение песен и народу. Пора признать, что эта традиция высокомерного отношения к музыкальному любительству была эстетической ошибкой, которая дорого обошлась нашей культуре.Конечно, авторы бытовых романсов далеко не всегда владели необходимой профессиональной техникой. Поэтому у них можно встретить шероховатости в гармонии, фактуре, недописанность и даже неорганичность вступления или заключения. Но, справедливо упрекая старинный романс в технологическом несовершенстве, профессионалы часто не замечали подлинных художественных открытий в сфере их образного содержания. Прошли десятки лет незаслуженных обвинений, прежде чем выдающийся музыковед Б. В. Асафьев высказал мысль, что бардов надо слушать, отбросив только музыкально-эстетические критерии и требования индивидуального почерка и изобретения, что их сочинения всегда заключают в себе ответ на живую потребность и содержат в себе нечто жизненно ценное при всех стилистических несообразностях. Действительно, ценность старинных романсов определялась в первую очередь их мелодией. И если она была яркой, запоминающейся, то никакие технологические огрехи не могли помешать популярности романса. Услышав его однажды, люди уносили напев в своей душе и передавали его из поколения в поколение.О том, что любитель не застрахован от создания шедевра, писал на рубеже века и музыкальный критик Л. Сабанеев: «Было бы несправедливо счесть эти произведения только продуктом самоутешения и любительства. Многое в них исполнено настоящего художественного значения, и многое из этих заклеванных профессионалами авторов нисколько не хуже ни глинкинских песен, ни творений его эпигонов».Наряду с недостатками музыкальное любительство несло в себе и здоровые черты, предохраняя, например, старинный романс от культа технического новаторства, зарождавшегося уже в XIX веке. Открыть новые приемы и средства всегда было легче, чем открыть новое жизненное содержание. Когда же первое отрывалось от второго, возникало ложное новаторство, которое легко превращалось в норму. Если бы человеческий язык развивался с такой же скоростью, с какой развивался язык серьезной музыки с конца XIX века, то люди перестали бы понимать не только своих дедов, но и отцов и даже старших братьев. К сожалению, понятийно неконкретная природа музыкального языка и ореол непознаваемости музыки помогает профессионалам оправдывать причуды такого новаторства. Если в литературе абстрактная поэзия со всей очевидностью выявляет свою нежизнеспособность, то музыке подобного направления легко найти оправдание, обвинив публику в неподготовленности, неразвитости музыкального вкуса.В старинном романсе обновление языка шло естественно, без утраты духовного взаимопонимания с широкой публикой. Оно стимулировалось самой жизнью, социальным функционированием, а не профессиональными постулатами. Сравнивая романсы А. Варламова с романсами Т. Толстой и Б. Прозоровского, можно вполне ощутить эту органическую эволюцию. Не выходя за границы жанра, в меру необходимости используя опыт профессионального творчества, авторы бытовых романсов обогащали гармонию, мелодию, достигая большей глубины и богатства содержания. Естественно, они раздражали профессионалов тем, что, не умея сочинять ни опер, ни симфоний, смело и не без успеха брались за романсы. Не все понимали, что опыт оперы и симфонии можно впитывать и на слух, а не только через композиторскую практику. Для сочинения бытового романса достаточно было самых простых средств, которыми вполне владели любители. Когда же музыкальная подготовка соединялась с незаурядной одаренностью этих любителей и с необычайным подъемом и концентрацией их душевных сил, могли возникнуть и шедевры. Творческое воображение профессионала у любителя часто заменялось исключительным жизненным стимулом. Это могла быть большая любовь, счастливая встреча, неизбежность разлуки. В эти редкие, уникальные мгновения и рождался часто первый их романс. Подобные мгновения могли не повториться, и первый романс оказывался тогда самым удачным, с ним и связывалось имя автора. Так, видимо, возникли романсы Б. Шереметева «Я вас любил», Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный», В. В. Абазы «Утро туманное», А. Обухова «Калитка», В. Борисова «Звезды на небе».Положение дилетанта усугублялось в России сетью сословных ограничений, предрассудков, которыми был опутан артистический мир.Еще в начале XVII века игра на инструментах, сочинение музыки было уделом холопов, князья же и дворяне считали достойным себя только наслаждаться музыкой. В XVIII веке музыкальное образование дворян стало входить в обычай, а позднее распространилось и домашнее сочинительство. Однако в дворянской среде оно воспринималось как приятное развлечение, а не как серьезное творчество во имя высоких целей. Решение дворянина посвятить себя музыке было равносильно разрыву со средой, с семьей. Быть чиновником, дворянином было престижнее, чем серьезным композитором или артистом. Если профессиональное творчество постепенно получало общественное признание, то любительскому не придавали большого значения ни среда, ни сами авторы. Это была часть эстетического и нравственного воспитания, часть быта. В атмосфере развитого домашнего музицирования казалось, что каждый может сочинить романс, куплет и подарить его предмету своих воздыханий. И уж совершенно недопустимо было дворянину зарабатывать деньги этими романсами. Поэтому высокопоставленные особы, если и печатали романсы, часто скрывали свои фамилии либо печатали бесплатно, как это делал у Юргенсона Борис Шереметев.Помимо общественного неуважения к труду музыканта, в самой русской музыкальной культуре XIX века фактически действовала почти армейская иерархия жанров. Оперные композиторы и певцы чувствовали себя генералами, опереточные ходили в офицерских чинах, сочинители и исполнители бытового романса довольствовались званием ефрейтора, а авторы и исполнители куплетов тянули лямку рядовых. Когда оперные певцы исполняли бытовой романс или песню, это воспринималось как генеральское баловство. Но и салонного или эстрадного исполнителя, солиста цыганского ансамбля редко интересовало, чьи сочинения они поют. Именно исполнитель был главной фигурой в каждом из этих жанров, ему адресовались аплодисменты и восторги поклонников, о нем писали в прессе. Музыкант же, зарабатывавший себе на жизнь сочинением бытовых романсов, принадлежал к низшему, презренному сословию, публика им не интересовалась, будто его и не было. Его имя часто не указывалось ни в концертных программах, ни в биографических или справочных изданиях — настолько заурядным представлялось его мало почтенное занятие.Хорошо, если фамилия проставлялась в нотах и позднее на пластинке. Так как авторские права этих сочинителей никто не охранял, то и издатели относились к ним небрежно. Сначала путались и забывались инициалы, потом и фамилия. Если же романс издавался в чьей-то аранжировке, то в последующих изданиях аранжировщик мог оказаться уже и автором. Издатели охотно на это шли, когда это повышало авторитет товара. Еще большая путаница начиналась тогда, когда несколько сочинителей имели одну фамилию и один из них пользовался большей популярностью. Тогда издатель намеренно снимал и путал инициалы. Известно, что все трое Булаховых сочиняли романсы, но наибольший успех имел скромный вокальный педагог и бесправный сочинитель Петр Петрович Булахов — автор романса «Гори, гори, моя звезда».Его отец Петр Александрович и брат Павел Петрович были известными и обеспеченными артистами императорских театров. Для того чтобы поднять прибыль, издатели сначала печатали ноты всех троих под именем П. Булахов, к концу века стали обходиться и без инициала. Ни о каком авторском праве тут, конечно, не могло быть и речи. Петр Петрович не дожил до тех пор, когда у одних издателей он трансформировался в Буланова, а у других и вовсе не упоминался. Лучшие его сочинения пошли как анонимные цыганские романсы и народные песни. Что же удивительного, что при всей популярности булаховских романсов ему пришлось испытать полную чашу унижений и настоящей нищеты. От его жизни не осталось и следа в русской прессе, тогда как о двух других Булаховых писали в газетах немало.Бремя неизвестности ожидало всех сочинителей романсов, если они ничем не прославили себя в другой области. Например, про Михаила Яковлева, сочинившего два шедевра — элегию «Когда душа» и песню «Зимний вечер», — мы сейчас имеем биографические сведения только благодаря тому, что он был лицейским другом Пушкина.Единственно, в чем судьба улыбалась старинному романсу, — это огромный успех у публики, во много раз превосходящий популярность классического романса. Этот очевидный факт начал раздражать профессионалов уже со второй половины XIX века. Ведь любители отнимали у них публику, отвлекали ее от тех, как им думалось, более серьезных художественных задач, которые они решали в своем творчестве. Известно, что романс Елизаветы Шашиной «Выхожу один я на дорогу» только до революции издавался восемь раз, что не случалось ни с одним профессиональным романсом. Правда доход от этой популярности имели скорее издатели, чем авторы. Купив у Шашиной романс за пятерку, они наживали состояния. Во всяком случае, именно на прибыль с музыки любителей они издавали профессионалов, как признавался главный русский нотоиздатель П. И. Юргенсон.Отнюдь не отказываясь от получаемой таким путем повышенной платы за свои произведения, профессионалы считали массовый успех показателем низкопробности, антихудожественности. Уверенные в том, что массовый слушатель в силу своего невежества и дурного вкуса тяготеет к низкосортной музыке, профессионалы всю жизнь могли служить высокому искусству, не слишком заботясь о контактах с широкой публикой, предназначая свою музыку неведомым потомкам. Романтический культ непонятого гения, противостоящего «невежественной толпе», до сих пор до конца не изжит в профессиональной музыке. Между тем в действительности бытовой романс любила не только «чернь», но и просвещенная публика — аристократия и выдающиеся деятели культуры. Среди страстных поклонников этого жанра, особенно в цыганской интерпретации, были Пушкин, Л. Толстой, Мочалов, Щепкин, Лист, Фет, Апухтин, Полина Виардо, Блок, Дебюсси, Куприн и многие другие.Закрывая глаза на этот неоспоримый факт, профессиональные критики все равно ставили массовый успех не в заслугу, а в упрек бытовому романсу. Причем об этом «компрометирующем» успехе обычно писали как о временном факте прошлого. Критики были уверены, что если не в настоящем, то уж в будущем наверняка исчезнут из памяти народа и «банальный» дуэт К.Вильбоа «Моряки», и «слабый» романс Л. Малашкина «О если б мог выразить в звуке», и вообще бытовой романс как жанр. Когда же их исполняли такие великие певцы, как Ф. Шаляпин, Н. Обухова, то успех неизменно приписывался гениальной интерпретации, которая компенсировала посредственную музыку. Сколько ни уповали музыкальные метры на страшный суд истории, время все равно решило по-своему, дав оценки, которые не предвидели ни профессионалы, ни даже сами дилетанты.
Сейчас нам совершенно очевидно, что сам по себе успех или неуспех не могут служить оценочным критерием художественности. Среди справедливо забытого есть сочинения и пользовавшиеся, и не пользовавшиеся в свое время успехом. Есть серая профессиональная и серая любительская музыка. Ведь бывают случаи, когда на острую потребность людей отвечает самая плохая музыка и за неимением другой они вынуждены принимать эту. В конечном же итоге история оценивает художественное явление по точности ответа на культурную потребность людей, по плодотворности и долговременности воздействия на общество, по его реальной роли в духовном совершенствовании народа. Пока еще не созданы «приборы» для измерения этого воздействия, но и без них можно утверждать, что воздействие лучших романсов А. Гурилева, Петра Петровича Булахова и других авторов старинного романса было огромным. Он формировал музыкальный климат, эмоциональную атмосферу русского общества XIX века, душевный строй, язык русского человека, наложив глубокую печать и на национальный характер.
Секрет популярности бытового романса заключался все в той же жизненной функциональности. Отвечая на потребность почти всех сословий, он блестяще доказывал, что «любви все возрасты покорны», и с равной значимостью раскрывал как юношеские мечтания, так и предсмертные воспоминания о былом счастье. Вместе с тем он не содержал ничего старческого, музейного. Это было живое море музыки, волнующее каждого. Публика ждала от романса соприкосновения с красотой, с возвышенным идеалом, которые душевно очищали и гармонизовали ее эмоциональный строй. Она ждала наслаждения, рождаемого сотворчеством, которое начиналось на концерте и длилось долго после него, когда в сознании кружилась запавшая в душу мелодия, продлевая сладкое состояние душевного возвышения. Она ждала от романса поэтизации своей обыденной жизни и обогащения своего жизненного опыта. Когда же романс все эти потребности удовлетворял, публика не вдавалась в специальные размышления, насколько были новы используемые автором гармонии, интонации. Новизну публика искала в другом: в открытии новых жизненных ситуаций, новых оттенков любовных переживаний, что не требовало коренного обновления средств выразительности.Парадокс старинного романса заключается в том, что за одни и те же черты его любила широкая публика и не признавали профессионалы. Например, критикуя его за банальность содержания, под этим обычно подразумевали тот уровень эмоциональной открытости, общительности высказывания и простоты чувств, который чем дальше, тем больше утрачивался классическим романсом. Правда, и в профессиональных кругах были исключения. Если музыка Чайковского нашла дорогу к массовому слушателю, то благодаря той же общительности и эмоциональности, за которую его немало упрекали критики. Как великий художник, он чувствовал, что искусство без простоты и искренности теряет нечто очень важное, национально самобытное. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению, он искренне восхищался шедеврами бытового романса первой половины века: "Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева. А по отзыву авторитетов, — это верх пошлости».
К концу века музыка уже так далеко ушла по пути усложнения языка и композиции, что образовался колоссальный разрыв с эстетикой бытового романса, или, как его в то время называли, цыганского романса. Профессиональные композиторы добивались оригинальности средств, почерка, новизны и сложности переживании, любители по-прежнему непосредственно обращались к современнику, выражая на доступном языке близкие, волнующие всех чувства. Известный театральный критик А. Р. Кугель писал: «Искусство стало до того книжно, сложно, логарифмично, ушло в такие математические интегралы и дифференциалы, что стало, н сущности, делом касты, как наука. В душевной жизни нашей, однако, гораздо чаще чувствуют голод из-за недостатка простоты, наивной лирики, беспечного смеха, чем голод по жирным композициям».
Мы до сих пор не изучили оптимальную структуру музыкальных потребностей человека, максимально способствующую его духовному совершенствованию. Ясно лишь то, что на потребность в простой музыке, в песне, бытовом романсе нельзя ответить оперой, кантатой или симфонией. Сфера любовных отношений, воплощаемых в старинном романсе, даже для человека, живущего в самой безрадостной среде, остается островком поэтического чувства.• Материалы: В.Уколов, Е.Рыбакина. «Музыка в потоке времени». М.:1988 г.• Видео: YoutubeАлябьев, Булахов, Варламов, композиторы-дилетанты, русский романс, старинный романс« Русский романс, русское словоalindomik.livejournal.com
Русский романс — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства романса, сформировавшийся на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах обыгрываются цыганские мотивы (т. н. «цыганщина»). В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
Романс в XVIII веке
В XVIII веке «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней»[1]. «Романсами» также называли стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского, в которых звучали народные напевные мотивы[2].
Романс в XX веке
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
[youtube.com/watch?v=G2AeniR1o8Q «Ночь светла»] |
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы, либо вынуждены были покинуть родину.
Возрождение традиционной школы русского романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Виды русского романса
Серьёзный вклад в классификацию русского романса внёс коллекционер и исследователь жанра Анатолий Титов. Помимо упомянутых видов, им выделены: дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский, тюремный и другие. Отдельным жанром близким с романсом обозначена мелодекламация.
Авторы романсов
[amochalov.ru/Aleksey_Mochalov-Kalitka_live-get-tune.net-.mp3 «Калитка»] исполняет Алексей Мочалов |
- Алябьев, Александр Александрович,
- Варламов, Александр Егорович,
- Гурилёв, Александр Львович,
- Верстовский, Алексей Николаевич,
- Глинка, Михаил Иванович,
- Даргомыжский, Александр Сергеевич,
- Дюбюк, Александр Иванович,
- Рубинштейн, Антон Григорьевич,
- Кюи, Цезарь Антонович (автор опубликованного исследования о русском романсе, 1896),
- Чайковский, Пётр Ильич,
- Римский-Корсаков, Николай Андреевич,
- Булахов, Пётр Петрович,
- Рахманинов, Сергей Васильевич,
- Свиридов, Георгий Васильевич,
- Метнер, Николай Карлович,
- Прозоровский, Борис Алексеевич,
- Фомин, Борис Иванович,
- Харито, Николай Иванович.
Известные исполнители
- Агафонов, Валерий Борисович (1941—1984)
- Агуреева, Полина Владимировна (р. 1976)
- Баглаенко, Валентин Григорьевич (1934—1991)
- Баянова, Алла Николаевна (1914—2011)
- Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982)
- Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
- Вяльцева, Анастасия Дмитриевна (1871—1913)
- Гуляев, Юрий Александрович (1930—1986)
- Давыдов, Александр Давидович (1849—1911)
- Давыдов, Александр Михайлович (1872—1944)
- Дятлов, Евгений Валерьевич (р. 1963)
- Джапаридзе, Кэто Константиновна (1901—1968)
- Захаров, Сергей Георгиевич (р. 1950)
- Зиганшина, Юлия Яковлевна (р. 1970)
- Зыкина, Людмила Георгиевна (1929—2009)
- Иртлач, Стронгилла Шаббетаевна (1902—1983)
- Квик, Георгий Алексеевич (р. 1950)
- Козин, Вадим Алексеевич (1905—1994)
- Кондратьева, Мария Сергеевна
- Корнеева, Маргарита Борисовна
- Крутова, Ирина Витальевна (р. 1980)
- Лабинский, Андрей Маркович (1871—1941)
- Лашманов, Сергей Владимирович (р. 1978)
- Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954)
- Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
- Морфесси, Юрий Спиридонович (1882—1957)
- Морозов, Михаил Александрович (р. 1972)
- Морозова, Ирэна Борисовна (р. 1938)
- Мочалов, Алексей Александрович (р. 1956)
- Муромцева, Лилия Константиновна (р. 1964)
- Панина, Варвара Васильевна (1872—1911)
- Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
- Полякова, Анастасия Алексеевна (1877—1947)
- Полянская, Юлия Александровна (р. 1970)
- Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
- Плевицкая, Надежда Васильевна (1884—1940)
- Пуаре, Мария Яковлевна (1863—1933)
- Раздолина, Злата Абрамовна (р. 1959)
- Разинова Елизавета Николаевна (ум. 2013)
- Ребров, Иван Павлович (1931—2008)
- Рюмина, Людмила Георгиевна (р. 1949)
- Сабинин, Владимир Александрович (1888—1930)
- Самсонов, Владимир Викторович (р. 1963)
- Светлов, Виктор Петрович (р. 1946)
- Северный-Звездин, Аркадий Дмитриевич (1939—1980)
- Словцов, Пётр Иванович (1886—1934)
- Сличенко, Николай Алексеевич (р. 1932)
- Смольянинова, Евгения Валерьевна (р. 1964)
- Сокольский, Константин Станиславович (1904—1991)
- Тишининова. Надежда Андреевна (1927—2003)
- Толкунова, Валентина Васильевна (1946—2010)
- Титов, Анатолий Григорьевич (1938—2008)
- Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982)
- Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918)
- Хиль, Эдуард Анатольевич (1934—2012)
- Церетели, Тамара Семёновна (1900—1968)
- Цыганова, Виктория Юрьевна (р. 1963)
- Чабан, Яна Константиновна (р. 1968)
- Шаляпин, Фёдор Иванович (1873—1938)
- Шацкая, Нина Аркадьевна (р. 1970)
- Шишкина, Елена Егоровна (1880-е — 1942)
- Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005)
- Шульженко, Клавдия Ивановна (1906—1984)
- Шумейко, Дмитрий Петрович (р. 1965)
- Юкавский, Герман Валерьевич (р. 1970)
- Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000)
- Эрденко, Николай Иванович (1945—2006)
Конкурсы
В современной России существование и развитие этого музыкального жанра централизованно поддерживается проведением мероприятий типа московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада».
См. также
Напишите отзыв о статье "Русский романс"
Примечания
- ↑ Романс — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ [a-pesni.golosa.info/popular20/novikova3.htm Новикова Анна Михайловна. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX в. и народная песня: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1982.]
- ↑ [www.classic-music.ru/romance.html Романс]
Литература
- Надир Ширинский. Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. М., 2004.
- Кюи, Ц. А.. Русский романс: очерк его развития. Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)
- Левашова О. Е., Романс и песня.
- А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1956;
- Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
- Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX века, М., 1966;
- Васина-Гроссман В. А., Мастера советского романса, М., 1968
- Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов. М.-Л., 1965
- Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырёх томах. Том 2. Глинка — Петров. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2007.
- Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы составители Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. «МАИ», Москва, 1997 г. Том II. Романсы московского гуляки.
- Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы составители Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. «МАИ», Москва, 1996 г. Том I. Романсы пушкинской поры 1825—1843 гг.
- Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. Распятый на арфе. Судьба и творчество Николая Девитте. — Москва, МАИ. — 2001
- Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. Ехали на тройке с бубенцами. 100 песен-троек. М.: Издательство: Современная музыка, 2009
- Краткая антология городского-бытового романса. Любовь — оружию вод стать. Автор составитель А. Титов. Том 1. Москва 2003 г.
- Краткая антология городского-бытового романса. Между делом безделье. Автор составитель А. Титов. Том 2. Москва 2011 г.
Ссылки
- [www.youtube.com/watch?v=9Ii9HERjJA0/ Слово о русском романсе] — искусствовед Татьяна Шлык
- [rusklarom.narod.ru/ Русский классический романс] — тексты, биографические справки, mp3
- [a-pesni.org/romans/Romans.php Список романсов и цыганских песен с текстами на сайте a-pesni.org]
- [a-pesni.org/romans/Cygan.php Список цыганских романсов с текстами на сайте a-pesni.org]
- [russian-records.com/ Russian Records] — энциклопедия, каталог дореволюционной грамзаписи
Отрывок, характеризующий Русский романс
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один. – O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ] – O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос. – Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос. – Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер. – Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите. – Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами! Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. – Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями… Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить: – Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей. – О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея. – Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай. Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно. Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки. Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать. Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел». Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева. Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика. Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее. Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
wiki-org.ru
Русский романс — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства романса, сформировавшийся на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах обыгрываются цыганские мотивы (т. н. «цыганщина»). В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
Романс в XVIII веке
В XVIII веке «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней»[1]. «Романсами» также называли стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского, в которых звучали народные напевные мотивы[2].
Видео по теме
Романс в XX веке
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы, либо вынуждены были покинуть родину.
Возрождение традиционной школы русского романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Виды русского романса
Серьёзный вклад в классификацию русского романса внёс коллекционер и исследователь жанра Анатолий Титов. Помимо упомянутых видов, им выделены: дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский, тюремный и другие. Отдельным жанром близким с романсом обозначена мелодекламация.
Авторы романсов
- Алябьев, Александр Александрович,
- Варламов, Александр Егорович,
- Гурилёв, Александр Львович,
- Верстовский, Алексей Николаевич,
- Глинка, Михаил Иванович,
- Даргомыжский, Александр Сергеевич,
- Дюбюк, Александр Иванович,
- Рубинштейн, Антон Григорьевич,
- Кюи, Цезарь Антонович (автор опубликованного исследования о русском романсе, 1896),
- Чайковский, Пётр Ильич,
- Римский-Корсаков, Николай Андреевич,
- Булахов, Пётр Петрович,
- Рахманинов, Сергей Васильевич,
- Свиридов, Георгий Васильевич,
- Метнер, Николай Карлович,
- Прозоровский, Борис Алексеевич,
- Фомин, Борис Иванович,
- Харито, Николай Иванович.
Известные исполнители
- Агафонов, Валерий Борисович КУКАШКА (1941—1984)
- Агуреева, Полина Владимировна (р. 1976)
- Баглаенко, Валентин Григорьевич (1934—1991)
- Баянова, Алла Николаевна (1914—2011)
- Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982)
- Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
- Вяльцева, Анастасия Дмитриевна (1871—1913)
- Гуляев, Юрий Александрович (1930—1986)
- Давыдов, Александр Давидович (1849—1911)
- Давыдов, Александр Михайлович (1872—1944)
- Дятлов, Евгений Валерьевич (р. 1963)
- Джапаридзе, Кэто Константиновна (1901—1968)
- Захаров, Сергей Георгиевич (р. 1950)
- Зиганшина, Юлия Яковлевна (р. 1970)
- Зыкина, Людмила Георгиевна (1929—2009)
- Иртлач, Стронгилла Шаббетаевна (1902—1983)
- Квик, Георгий Алексеевич (р. 1950)
- Козин, Вадим Алексеевич (1905—1994)
- Кондратьева, Мария Сергеевна
- Корнеева, Маргарита Борисовна
- Крутова, Ирина Витальевна (р. 1980)
- Лабинский, Андрей Маркович (1871—1941)
- Лашманов, Сергей Владимирович (р. 1978)
- Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954)
- Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
- Морфесси, Юрий Спиридонович (1882—1957)
- Морозов, Михаил Александрович (р. 1972)
- Морозова, Ирэна Борисовна (р. 1938)
- Мочалов, Алексей Александрович (р. 1956)
- Муромцева, Лилия Константиновна (р. 1964)
- Панина, Варвара Васильевна (1872—1911)
- Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
- Полякова, Анастасия Алексеевна (1877—1947)
- Полянская, Юлия Александровна (р. 1970)
- Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
- Плевицкая, Надежда Васильевна (1884—1940)
- Пуаре, Мария Яковлевна (1863—1933)
- Раздолина, Злата Абрамовна (р. 1959)
- Разинова Елизавета Николаевна (ум. 2013)
- Ребров, Иван Павлович (1931—2008)
- Рюмина, Людмила Георгиевна (1949 — 2017)
- Сабинин, Владимир Александрович (1888—1930)
- Самсонов, Владимир Викторович (р. 1963)
- Светлов, Виктор Петрович (р. 1946)
- Северный-Звездин, Аркадий Дмитриевич (1939—1980)
- Словцов, Пётр Иванович (1886—1934)
- Сличенко, Николай Алексеевич (р. 1932)
- Смольянинова, Евгения Валерьевна (р. 1964)
- Сокольский, Константин Станиславович (1904—1991)
- Субботина Инна Робертовна (р.1965)
- Тишининова. Надежда Андреевна (1927—2003)
- Толкунова, Валентина Васильевна (1946—2010)
- Титов, Анатолий Григорьевич (1938—2008)
- Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982)
- Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918)
- Хиль, Эдуард Анатольевич (1934—2012)
- Церетели, Тамара Семёновна (1900—1968)
- Цыганова, Виктория Юрьевна (р. 1963)
- Чабан, Яна Константиновна (р. 1968)
- Шаляпин, Фёдор Иванович (1873—1938)
- Шацкая, Нина Аркадьевна (р. 1966)
- Шишкина, Елена Егоровна (1880-е — 1942)
- Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005)
- Шульженко, Клавдия Ивановна (1906—1984)
- Шумейко, Дмитрий Петрович (р. 1965)
- Юкавский, Герман Валерьевич (р. 1970)
- Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000)
- Эрденко, Николай Иванович (1945—2006)
Конкурсы
В современной России существование и развитие этого музыкального жанра централизованно поддерживается проведением мероприятий типа московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада».
См. также
Примечания
Литература
- Надир Ширинский. Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. М., 2004.
- Кюи, Ц. А.. Русский романс: очерк его развития. Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)
- Левашова О. Е., Романс и песня.
- А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1956;
- Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
- Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX века, М., 1966;
- Васина-Гроссман В. А., Мастера советского романса, М., 1968
- Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов. М.-Л., 1965
- Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырёх томах. Том 2. Глинка — Петров. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2007.
- Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы составители Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. «МАИ», Москва, 1997 г. Том II. Романсы московского гуляки.
- Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы составители Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. «МАИ», Москва, 1996 г. Том I. Романсы пушкинской поры 1825—1843 гг.
- Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. Распятый на арфе. Судьба и творчество Николая Девитте. — Москва, МАИ. — 2001
- Е. Л. Уколова, В. С. Уколов. Ехали на тройке с бубенцами. 100 песен-троек. М.: Издательство: Современная музыка, 2009
- Краткая антология городского-бытового романса. Любовь — оружию вод стать. Автор составитель А. Титов. Том 1. Москва 2003 г.
- Краткая антология городского-бытового романса. Между делом безделье. Автор составитель А. Титов. Том 2. Москва 2011 г.
Ссылки
www.wikipedia.green