«Математические задания в весеннем огороде» НОД для детей подготовительной группы. Задание по математике в подготовительной группе
Игровое занятие по математике в подготовительной группе
Игровое занятие по математике в подготовительной группе. Автор: воспитатель Сорокина О.В.
Программные задачи:
1.Создать условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.
2.Выявить умения:
- соотносить количество с числом,
- составлять число из двух меньших чисел,
- ориентироваться на листе бумаги,
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
- увеличивать и уменьшать число на один, два, три.
3. Закрепить умение детей составлять простые арифметические задачи, решать задачи; упражнять в обратном счёте, умении сравнивать числа.
4. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
5.Закрепить знание числового ряда, последовательности.
6. Воспитывать у детей навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца.
7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Повышать интерес к математическим занятиям.
Материал: конверты - письма от Королевы страны "Математика", карточки для составления задач, карточки с письменными заданиями, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром я обнаружила на столе эти конверты. Как вы думаете, от кого они и что в них? (ответы детей 2-3). Ребята, я сделаю маленькую подсказку. Вас хотела бы пригласить в гости Королева страны "Математика", чтобы совершить вместе с ней небольшое путешествие по этой удивительной стране цифр, чисел, логики. Ну что ж, это приглашение я думаю вас не испугает. Ведь мы с вами многому научились на наших математических занятиях. Ребята, принимаем приглашение?
Задание 1. Я открываю 1-й конверт.
"Чтобы отправиться в путешествие предлагаю сделать «математическую разминку»: постарайтесь расколдовать мой математический мяч".
Ребята, Королева страны "Математика" предлагает поиграть в игру «Заколдованный мяч». Становитесь в круг. Математический мяч заколдован на +2, -2, -1+ 3, -3 и т.д. Молодцы, вы просто волшебники. А теперь я приглашаю занять места за столами, чтобы вскрыть следующие конверты. Садитесь, не забывайте выполнить правило 1, 2, 3.
Задание 2. Я открываю 2-й конверт.
"Чтобы быстрее добраться на остров «Математических загадок» вам понадобится транспорт. Его необходимо построить. Выполните следующие задания».
Упражнение "Слухомоторный диктант": 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги ).
- Что получилось? (машина).
- Итак, на чём поедем? (на машине). Заводим мотор: обратный счёт от 10 - по цепочке.
- Вот мы и в городе! Следующее задание в этом же конверте.
"Найдите соседей числа и впишите в пустые клетки пропущенные цифры ". Воспитатель: листочки с заданиями проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание у вашего соседа. Молодцы! Ну что, открываем следующий конверт?
Задание 3. Конверт 3.
"Ребята, жители моей страны – «числа» стали новосёлами . У каждого числа появился свой дом, но им надо помочь правильно расселиться. т.к. я очень люблю порядок! Помогите заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, соответствующее номеру дома "(Раздать листочки). Продолжим наше путешествие. Откроем следующий конверт.
Задание 4. Конверт 4.
«Мне интересно узнать, как вы умеете решать задачи. Послушайте внимательно такую задачу: пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке? " Эта задача для нас совсем несложная. Мы можем не только решать задачи, но и сами их придумывать и записывать. Ребята, у вас на столе лежат карточки с картинками. Составьте по ним условие задачи и решите её (составить задачу по карточке и рассказать её: попросить 2-х, 3-х детей прокомментировать).
Физминутка:
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Выйдите из- за столов. Станьте поудобнее. Я буду показывать цифру, а вы слушайте внимательно задание:
- 3 - хлопни на один больше. Дети хлопают. Сколько раз вы хлопнули? Почему?
- 4 - подпрыгните на один больше.
- 5- присядьте на один меньше. Сколько раз вы присели? Почему?
- 6 - поднимите руки столько раз.
- 1 - топните на один меньше. Почему вы ничего не сделали?
Открываем следующий конверт.
Задание 5. Конверт 5.
"Молодцы, задачи вы составлять умеете. А теперь решите такие примеры. Сколько будет если к 5+ 4=, 7+2=, 10-3=, 2+3= ".
Ребята, я довольна вашими ответами, вы справились и с этим заданием. Идём дальше. Открываем следующий конверт.
Задание 6. Конверт 6.
"Для вас я написала в столбик числа. Сравните их и напишите между ними соответствующие знаки " больше ", " меньше ", " равно ". Заданий много, они у всех разные и решить их нелегко, но я думаю вы справитесь "(работа на листочках). Воспитатель: Молодцы : все знаки расставили верно.
Задание 7. Конверт 7.
"Ребята, я очень люблю шутить и веселиться. У меня есть для вас особенное задание: математические задачки не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно". Вспомните правило: ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2. Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: петушок или курочка?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
У нас остался не открытым один конверт. Давайте откроем его.
Задание 7. Конверт 7.
"Ребята, я очень довольна вашими ответами. Думаю, что в школе вы будете получать отличные оценки, если также хорошо будете справляться с заданиями. Желаю, чтобы в ваших дневниках по математике были только "5". Королева страны " Математика ".
Программные задачи:
1.Создать условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.
2.Выявить умения:
- соотносить количество с числом,
- составлять число из двух меньших чисел,
- ориентироваться на листе бумаги,
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
- увеличивать и уменьшать число на один, два, три.
3. Закрепить умение детей составлять простые арифметические задачи, решать задачи; упражнять в обратном счёте, умении сравнивать числа.
4. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
5.Закрепить знание числового ряда, последовательности.
6. Воспитывать у детей навыки общения в совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга и инструкцию педагога, доводить дело до конца.
7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Повышать интерес к математическим занятиям.
Материал: конверты - письма от Королевы страны "Математика", карточки для составления задач, карточки с письменными заданиями, простой и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром я обнаружила на столе эти конверты. Как вы думаете, от кого они и что в них? (ответы детей 2-3). Ребята, я сделаю маленькую подсказку. Вас хотела бы пригласить в гости Королева страны "Математика", чтобы совершить вместе с ней небольшое путешествие по этой удивительной стране цифр, чисел, логики. Ну что ж, это приглашение я думаю вас не испугает. Ведь мы с вами многому научились на наших математических занятиях. Ребята, принимаем приглашение?
Задание 1. Я открываю 1-й конверт.
"Чтобы отправиться в путешествие предлагаю сделать «математическую разминку»: постарайтесь расколдовать мой математический мяч".
Ребята, Королева страны "Математика" предлагает поиграть в игру «Заколдованный мяч». Становитесь в круг. Математический мяч заколдован на +2, -2, -1+ 3, -3 и т.д. Молодцы, вы просто волшебники. А теперь я приглашаю занять места за столами, чтобы вскрыть следующие конверты. Садитесь, не забывайте выполнить правило 1, 2, 3.
Задание 2. Я открываю 2-й конверт.
"Чтобы быстрее добраться на остров «Математических загадок» вам понадобится транспорт. Его необходимо построить. Выполните следующие задания».
Упражнение "Слухомоторный диктант": 2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево (работа на листе клетчатой бумаги ).
- Что получилось? (машина).
- Итак, на чём поедем? (на машине). Заводим мотор: обратный счёт от 10 - по цепочке.
- Вот мы и в городе! Следующее задание в этом же конверт. "Найдите соседей числа и впишите в пустые клетки пропущенные цифры ".
Воспитатель: листочки с заданиями проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание у вашего соседа. Молодцы! Ну что, открываем следующий конверт?
Задание 3. Конверт 3. "Ребята, жители моей страны – «числа» стали новосёлами . У каждого числа появился свой дом, но им надо помочь правильно расселиться. т.к. я очень люблю порядок! Помогите заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, соответствующее номеру дома "(Раздать листочки). Продолжим наше путешествие. Откроем следующий конверт.
Задание 4. Конверт 4.
«Мне интересно узнать, как вы умеете решать задачи. Послушайте внимательно такую задачу: пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке? " Эта задача для нас совсем несложная. Мы можем не только решать задачи, но и сами их придумывать и записывать. Ребята, у вас на столе лежат карточки с картинками. Составьте по ним условие задачи и решите её (составить задачу по карточке и рассказать её: попросить 2-х, 3-х детей прокомментировать).
Физминутка:
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Выйдите из- за столов. Станьте поудобнее. Я буду показывать цифру, а вы слушайте внимательно задание:
- 3 - хлопни на один больше. Дети хлопают. Сколько раз вы хлопнули? Почему? - 4 - подпрыгните на один больше.
- 5- присядьте на один меньше. Сколько раз вы присели? Почему?
- 6 - поднимите руки столько раз.
- 1 - топните на один меньше. Почему вы ничего не сделали?
Открываем следующий конверт.
Задание 5.Конверт 5.
"Молодцы, задачи вы составлять умеете. А теперь решите такие примеры. Сколько будет если к 5+ 4=, 7+2=, 10-3=, 2+3= ".
Ребята, я довольна вашими ответами, вы справились и с этим заданием. Идём дальше. Открываем следующий конверт.
Задание 6. Конверт 6.
"Для вас я написала в столбик числа. Сравните их и напишите между ними соответствующие знаки " больше ", " меньше ", " равно ". Заданий много, они у всех разные и решить их нелегко, но я думаю вы справитесь "(работа на листочках). Воспитатель: Молодцы : все знаки расставили верно.
Задание 7. Конверт 7. "Ребята, я очень люблю шутить и веселиться. У меня есть для вас особенное задание: математические задачки не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно". Вспомните правило: ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
1. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленькие. Сколько всего шишек на берёзе?
2.Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: петушок или курочка?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понёс их по земле. Какого цвета были листья?
5. Чего на поле больше: ромашек или цветов?
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
У нас остался не открытым один конверт. Давайте откроем его.
Задание 7. Конверт 7.
"Ребята, я очень довольна вашими ответами. Думаю, что в школе вы будете получать отличные оценки, если также хорошо будете справляться с заданиями. Желаю, чтобы в ваших дневниках по математике были только "5". Королева страны " Математика ".
kurch-ds9.ru
«Математические задания в весеннем огороде» НОД для детей подготовительной группы.
Составитель:
Романовская Ирина Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ № 22 «Синяя птица» г. Салехард.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе
«Математические задания в весеннем огороде, инновационный опыт»
Тема: «Путешествие в огород».
Обоснование выбора данной темы: занятие направлено на развитие у детей познавательных интересов, креативности мышления каждого ребёнка путём решения задач, примеров, умения ориентироваться в пространстве.
Задачи приоритетной образовательной области «Познание»: развитие у детей познавательных интересов; креативности мышления каждого ребенка путем решения задач, выполняя арифметические действия на сложение и вычитание и ориентируясь на листе бумаги.
Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы.
Программные задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в решении и составлении простых арифметических задач;
- показать отличие задачи от рассказа или от загадки;
- закрепить умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве по схеме, передвигаться по схеме комментируя свои действия, используя слова: направо, налево, вверх, вниз.
Задачи по развитию речи:
- продолжать работать над правильным звукопроизношением;
- понимать значение слов: «прибавить», «плюс», «вычесть», «минус», «равно»;
- согласовывать числительное с прилагательным и существительным;
- развивать связную речь через составление и решение арифметических задач.
Развивающие: развивать внимание, мышление, речь, умение анализировать.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя.
Материал к занятию: схемы задач, схемы примеров; схемы по ориентировке в пространстве.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами (Т. Шорыгина).
Ребята, где люди занимаются этой работой весной? Правильно, в огороде. А хотите сегодня отправиться в путешествие в огород? Тогда отправляемся в наше путешествие. Сегодня мы с вами будем выполнять разные математические задания.
Давайте вспомним, что такое задача?
- Итак, задача - это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.
Я сейчас вам дам первое задание, а вы послушайте и скажите, задача это или нет.
Бабушка высаживала на огороде рассаду, а внуки помогали ей. Они принесли лопату, грабли, лейку. Саша высадил рассаду помидоров на 4 грядки. А Вова помидоры не любил, поэтому решил посадить огурцы. Бабушка принесла проросшие огуречные семена и показала, как их надо сажать. Вова разрыхлил землю и высадил семена на 1 грядку, сел на лавку и стал ждать, когда же будут разрастаться листочки и появятся маленькие огурчики. Бабушка позвала внуков ужинать и сказала, что, сидя на лавке, урожая не дождешься, потому что надо долго ухаживать за посадками, поливать, пропалывать. Вова очень огорчился и хотел заплакать. А мама сказала: «Молодцы, наши помощники. На скольких грядках вырастет у вас урожай?»
Воспитатель: Можно назвать это задачей? Здесь есть два числа и вопрос. (Очень длинная история, много подробностей).
Вывод: Задачи всегда имеют короткое и четкое условие. В рассказе нужны подробности, а в задаче они только мешают.
Воспитатель: Можно из этого рассказа составить задачу? (Показ схем, вопросы по рассказу):
¨ На скольких грядках решил посадить помидоры Саша?
¨ На скольких грядках решил посадить огурцы Вова?
¨ Какое можно составить условие к этой задаче?
Дети: Саша посадил помидоры на 4 грядках, а Вова посадил огурцы на одной грядке.
¨ Какой можно поставить вопрос к этой задаче?
(Сколько всего грядок посадили дети? Или: На скольких грядках вырастет урожай?)
Дети повторяют задачу и решают её.
Воспитатель:
Послушайте ещё один пример: «Кто в году четыре раза переодевается». (Дети определяют, что это загадка).
Воспитатель подводит детей к выводу: в задаче надо произвести арифметические действия и получить числовой ответ, а в загадке арифметические действия не используются, нужно только назвать отгадку.
Воспитатель: показывает детям 5 синих ведер и 1 зеленое.
Попробуйте придумать задачу. Условие должно быть коротким и четким.
Дети составляют с помощью цифр арифметическое действие к задаче.
Затем воспитатель предлагает детям составить задачи по картинкам и записать арифметическое действие.
Физминутка
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растёт: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)
Воспитатель:
Переходим к следующему заданию. На нашем огороде появились гусеницы, они прогрызли в листочках с примерами дырочки. Давайте, восстановим нужные цифры.
Воспитатель:
Молодцы, все правильно справились с заданием. А сейчас мы поделимся на 4 группы, и каждая группа найдет свою дорожку по описанию.
Синим – дорожку, идущую вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вниз, налево.
Зеленым – дорожку, идущую вверх, направо, вверх, налево, вверх, направо, вверх.
Красным – дорожку, идущую налево, вверх, налево, вниз, направо, вверх,, направо, вверх.
Желтым – дорожку, идущую вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
После выполненного задания каждая группа детей по очереди проходят еще раз дорожки и комментируют свои действия. Каждая группа в конце дорожки получает звездочки.
Воспитатель хвалит детей за правильно выполненные задания на огороде и угощает всех витаминками.
Результат: дети решают простые арифметические задачи, правильно определяют условие и вопрос задачи, умеют давать развёрнутый ответ на вопрос задачи, могут отличить задачу от рассказа и загадки, раскладывают число на два меньших и составляют из двух меньших большее, ориентируются в пространстве по схеме, передвигаются по схеме комментируя свои действия, используя слова: направо, налево, вверх, вниз.
Литература
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. Учебное пособие. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
- Сычева Г.Е. Математика. 3 год. Часть 1. Конспекты занятий. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Изд.: Книголюб, 2014. – 104 с.
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учёба, и игра: МАТЕМАТИКА. Изд.: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Шалаева Г.П. Хочу стать математиком. Изд.: АСТ, 2010. – 64 с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
tmndetsady.ru
Конспект ООД по математическому развитию в подготовительной группе на тему " Решение простых арифметических задач"
Конспект ООД по математическому развитию в подготовительной группе на тему: "Решение простых арифметических задач"
Цель: Формирование начальных математических знаний, представлений об арифметической задаче, о структуре задачи, выделении в задаче 4 – х частей: условие, вопрос, решение, ответ.Задачи:
воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь;
воспитывать умение понимать учебную задачу;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь;
приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействий со сверстниками;
развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах;
развивать диалогическую речь;
развивать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций;
продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
уметь отвечать на вопрос полным ответом.
Материал для занятия. медали "Умницы и Умники (на каждого ребенка).Демонстранионный: набор цифр, знаки, Незнайка(картинка),слово "Спасибо"(отдельные буквы)Раздаточный: «Математический набор», счётные палочки, распечатанные задания "Математический диктант","Соедини точки по картинке"(на каждого ребенка) Ход занятия:Воспитатель.- Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый Выставляю на доску картинку Незнайки.
-Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к нам за помощью. Вы согласны ему помочь? (Да)-Тогда садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да)А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово. 1задание «Подумай и ответь» (Задание устное)
Закрепить у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.• Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?• Какое число меньше 5 на 1?• Назовите соседей числа 8; 4; 6• Какое число идет за числом 5; 1; 7• Какое число стоит перед 7; 5; 3• Сколько месяцев в году?• Какое сейчас время года?• Сколько весенних месяцев? Назовите их.• Сколько дней недели?• Какой день недели сегодня?• Какой был вчера?• Сколько выходных дней? Назовите их.• Какой день недели будет завтра?Воспитатель. Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С»! (выставляю её на доске).
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин!
(Кулачок- «апельсин» перед собой.)
Много нас,
(Левая рука растопырена — это «мы».)
А он один.
(Взгляд переводим на кулачок.)
Эта долька для котят,
(Отгибаем один пальчик.)
Эта долька для утят,
(Отгибаем другой пальчик.)
Эта долька для ужа,
(Отгибаем третий пальчик.)
Эта долька для чижа,
(Отгибаем четвертый пальчик.)
Эта долька для бобра,
(Отгибаем пятый пальчик.)
А для волка кожура!
(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда!
(Руки прячем за спину.)
2 задание Работа в прописях по математике «Расставь знаки»
(Дети выполняют задание)Воспитатель. Отлично. И с этим заданием мы помогли справиться Незнайке. Получаем букву «П».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание»
Игра «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е самый внимательный.
3 задание «Решите задачки»Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («+» или «-») Воспитатель.Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача?. (Условие,Вопрос,Решение,Ответ)-Молодцы!. Кто может составить задачу?» (Воспитатель предупреждает, чтобы число было не больше десяти).Если дети затрудняются в составлении задач, воспитатель выкладывает на доске пример: 6—1 =?Воспитатель: «Составьте задачу, в которой будут такие числа».Дети составляют задачи. Например: «В аквариуме плавало 6 рыбок. Одна рыбка заболела и умерла. Сколько рыбок осталось в аквариуме? (Дети решают ее и «записывают» решение: 6—1=5).Воспитатель выслушивает задачи детей, обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.
В вазе было 6 яблок, 3 яблока съели. Сколько яблок осталось в вазе?
На полянке росло 2 грибочка, после дождя выросло еще 8 грибочков. Сколько грибочков стало на полянке?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «Плюс» или «минус.»Воспитатель.Молодцы! Незнайка дарит нам еще одну букву «А».
а сейчас давайте выйдем из-за столов и поиграем немножко, а заодно и отдохнем.Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!»Руки вверх и руки вниз.Ты давай-ка не ленись!Взмахи делай четче, резче,Тренируй получше плечи.Корпус вправо, корпус влево –Надо спинку нам размять.Повороты будем делатьИ руками помогать.На одной ноге стою,А другую подогну,А теперь попеременноБуду поднимать колени.Отдохнули, посвежелиИ на место снова сели. 4 задание. Игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узор. Рассмотрите рисунок, разложите счетные палочки на столе, как показано на рисунке..Что у нас получилось? (Домик)Посчитайте, сколько квадратов получилось? (один)А теперь,переложите 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок. (Дети выкладывают флажок, если есть затруднения,даю подсказку)
Воспитатель. Молодцы!Вот и еще одно задание позади! И у нас есть еще одна буква «С»!(выставляю букву на доску)
5 задание «Сравни числа и поставь знаки» в прописях( работа за столом)Воспитатель. Молодцы! Видишь Незнайка, какие наши дети сообразительные, не зря ты к нам обратился за помощью. А следующая буква нам в подарок «И».
6 задание «Соедини точки по картинке»
Воспитатель. Вам необходимо соединить точки по цифрам от 1 до 10. Что у вас получилось? (кораблик)Молодцы! Мы заработали еще одну букву «Б».
Физкультминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики прыгают как мальчики,
Ручками хлопают.
Ножками топают,
Глазами моргают
А после отдыхают.
7 задание «Найди лишний предмет» Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают,"СПАСИБО"Воспитатель. Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.
Посмотрите, что здесь написано? (умницы и умники)
infourok.ru
Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика», ФГОС
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
по математике в подготовительной группе
«Веселая математика»
Составила:
Афанасьева В.Г.
2017г
Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
Задачи:
- закрепить прямой счет до 10, обратный от 10 до 0;-закрепить представления о числовом ряде,уметь называть соседей числа, последующее и предыдущее число. -познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание;- закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;- закрепить знания о днях недели, весенних месяцах;- формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;- уметь сравнивать два числа с помощью знаков. - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Материал: ИКТ,презентация ,карточки с заданиями, карточки монетки разного цвета,, листы бумаги в клеточку, карточки с цифрами, музыкальное сопровождение.
План занятия.
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
Д/и «Цифры потерялись».
Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?»
Логические задачи – шутки.
Физминутка.
Познакомить с числом 7. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Пальчиковая гимнастика.
Графический диктант.
III. Заключительная часть.
- подведение итогов занятия.
Ход занятия.
-Ребята,здравствуйте, давайте встанем с вами в круг и поприветствуем друг друга. Повернемся направо и улыбнемся соседу, а теперь повернемся налево и улыбнемся соседу слева. А теперь скажем всевместе
-Здравствуйте!!!
(1 слайд.На ИКТ появляется изображение Незнайки,который говорит:
«Дорогие ребята, я пошел в школу,а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Мне так много всего задают, а помочь некому... Помогите мне, пожалуйста».
- Ребята, давайте поможем Незнайке.
1 задание. Ответьте на вопросы:
2 слайд. Изображение весны.
-какое время года? (весна)
- назовите весенние месяцы (март, апрель, май )
- какой месяц сейчас идёт? (март)
- сколько дней в недели? (семь)
- назови их;
- какой сегодня день недели? (четверг)
- какой четверг по счету? (четвертый)
- вчера какой был день недели? (среда)
- завтра какой будет день недели? (пятница)
2 задание. - Ребята, Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Цифры потерялись»
3 слайд. Цифры разбросаны..
Предложить детям подходить к доске и передвигать цифры на место…
-Посчитайтесь по порядку, а теперь в обратном порядке.
-назови предыдущее и последующее число, числа 5,7,9,8,
сравни числа 5 и 3;
- сравни числа 4 и 4;
- какие бывают числа? (четные и нечетные)
-Вы справились с заданием.
3 задание. Решить логическую задачу «Какая фигура лишняя в ряду?»
4 слайд. Изображены 2 ряда геометрических фигур)
-Какая фигура лишняя , почему ты так думаешь?
Вы справились и с этим заданием Незнайки.
4 задание. «Друзья, все предыдущие логические задачи были серьезные, а есть еще и задачки – шутки. Будьте внимательны и вы обязательно справитесь с ними».
5 слайд. Игра «Задачи – ловушки».
Воспитатель читает задачи , дети отвечают и объясняют.
-Вот медведица идет,
Медвежат своих ведет.
Сколько здесь всего зверей?
Сосчитай-ка поскорей! (3)
-Вот грибочки на лужайке
В жёлтых шапочках стоят.
2 грибочка, 3 грибочка.
Сколько вместе будет?..? (5)
- Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8)
- На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (5 яблок)
- В вазе 3 тюльпана и 4 нарцисса. Сколько тюльпанов в вазе? (3 тюльпана)
- Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом – ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (зимой деревья не цветут).
- У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8 ножек)
В.- Молодцы! Решив все задачи…
Физминутка. «Зарядка» на ИКТ звучит бодрая музыка
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
5 задание. Какой состав числа 7?
6 слайд. Изображение кинотеатра.
Чтобы ответить на этот вопрос Незнайки, мы сегодня познакомимся с составом числа 7.
Незнайке нужно купить билет -стоит 7 монеток. На столе лежат карточки на них нарисованы кружки двух цветов. - это монетки. Подберите монетки так, что бы у вас было 7 монеток. (Дети работают с карточками и показывают результат)
Вопросы детям:
- Выложите по порядку все варианты состава числа семь у себя на столах.
Как только дети закончат работу, еще раз предложите им рассказать, как можно составить число семь из двух меньших чисел.
Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 7?
6+1, 5+2, 4+3 и 7 единиц)
-Молодцы, теперь Незнайка,обязательно попадет в кино!
6 задание. Решите примеры
7 слайд. На доске записаны примеры, предложить решить примеры устно.
5+2=? 3+4=? 9+1=?
8-1=? 6-3+? 7-2=?
Пальчиковая гимнастика.
Как-то маленький удав Захотел залезть под шкаф Он под шкафом растянулся,А потом в клубок свернулся.
7 задание. А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.
8 слайд. Изображение Незнайки, он читает задание , а дети выполняют сидя на своих местах.
-Поставьте карандаш на точку и рисуйте: семь клеток направо ,три клетки вниз, семь клеток налево, три клетки вверх.
Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом
9 слайд. На ИКТ появляется изображение прямоугольника
Воспитатель: Молодцы, ребята!
-Рефлексия: -Вот и выполнили вы все задания Незнайки. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей).
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе
Разделы: Математика
Математика занимает очень большое место в системе образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. В предлагаемом занятии представлены игры и упражнения, важные математические понятия, насыщенные логическим и математическим содержанием, задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у детей простейших логических мышлений и математических представлений. Рекомендуемое занятие направлено на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, вычитают, складывают, решают разного рода логические задачи. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. Данное занятие позволяет обобщить и закрепить умение детей по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, увеличивать (уменьшать) числа, решать примеры, задачи, логические задачи, повторить основные свойства геометрических фигур. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Этому способствуют такие игры, как: «Отвечай – не зевай», «Сравни числа», «Минутка для шутки», «Геометрические фигуры». В ходе решения задач, задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество. Материал для занятий заимствован с незначительными изменениями из отечественных и зарубежных изданий.
Цели: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу: решать примеры, составлять задачи, умение сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число, находить затерянную цифру; уточнить представления детей о геометрических понятиях (точка, линии: прямой, кривой, замкнутой, вертикальной, горизонтальной, наклонной; ломанной; отрезок, луч, точка пересечения, углы: прямой, острый, развернутый).
Предварительная работа: занятия по математике, конструированию, индивидуальная работа, наблюдения за строительством дома на прогулке дидактические игры: «Цветная геометрия», «Фигуры и счет», «Числовые домики».
Материал: карточки с примерами, кроссворд, карточки с цифрами, геометрические фигуры (объемные и плоскостные), карточки «Геометрия». Задачи – шутки, план группы, шкатулка с сюрпризами, игра «Отвечай – не зевай».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Это занятие для самых веселых, самых сообразительных, самых находчивых. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по математическим станциям на поезде из «Рябинки». Садитесь поудобнее, и – вперед! Дети имитируют (руками) движение поезда, припевая слова из песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». Педагог заранее пишет названия остановок. Педагог или ребенок берет в руки «микрофон» и объявляет остановки.
Остановка «Отвечай – не зевай»
- Назови последующее и предыдущее число названному числу. Педагог на карточках показывает детям числа: 9, 4, 3, 11, 17, 19…
- Уменьшить или увеличить число на 2, на 1.
- Цифрам так нравится на остановке, что некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.
5, 6, 7 … 9; 6, 7, 8 … 10; 8, 7, 6, … 4; 5, 4, 3, … 1
– Молодцы! Хорошо справились с заданием!
Остановка «Реши примеры»
2 + 6 = 14 + 2 = 5 + 5 = 5 + 4 = 6 + 4 = 10 – 5 = 12 – 10 = 17 – 7 = 8 – 2 = 20 – 5 = 19 + 1 = 10 – 10 =
Остановка «Сравни числа»
Дети давайте вспомним, какие бывают знаки ( < ; > ; = ) и расставим их правильно.
2 … 8 7 … 2 5 … 5 6 …14 4 … 6 6 … 2 8 … 2 20 …12 15 …12 15 … 12 9 … 5 12 … 8 7 … 12 3 …18 10 … 20
Остановка «Минутка для шутки»
Здесь живут хитрые задачки:
- Два мальчика играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый?
- Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
- Что едят крокодилы на Северном полюсе?
- От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в 5». В каком вагоне летел папа?
- Четыре яйца варятся 4 минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
- По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы – четыре. Сколько ног вместе?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?
- Как петух кукарекает? А в Англии?
- Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог, получить по яблоку и одно осталось в корзине?
Остановка «Геометрия»
Воспитатель: Дети, а что такое геометрия?
Дети: геометрия – это страна, где живут геометрические фигуры, отрезок, луч, линии, углы, точка пересечения, отрезок.
Детям показываются карточки с изображениями:
1. Точка, прямая линия, кривая линия, луч. 2. Горизонтальная, вертикальная, наклонная линии, замкнутый круг. 3. Точка пересечения, отрезок, ломаная линия. 4. Прямой угол, острый, развернутый. 5. Кривые и ломанные линии могут образовать замкнутый круг.
Дети должны рассказать о каждой фигуре и сравнить с остальными фигурами в чем разница и в чем сходство.
Остановка «Задача»
– Давайте с помощью кроссворда вспомним, из каких частей состоит задача.
1. Как называется та часть задачи, в котором о чем-то спрашивается, есть неизвестное? (Вопрос) 2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается? (Условие) 3. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? (Ответ) 4. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное? (Решение) 5. Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ? (Задача)
Остановка «Самостоятельная»
Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько стало?». Каким действием будем решать задачу? (Сложением). Нужно самостоятельно составить задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько осталось?». Каким действием решим эту задачу? (Вычитанием).
Остановка «Геометрические фигуры»
На столе лежат геометрические фигуры: (объемные и плоскостные). Уточнить с детьми, какие фигуры объемные, и какие плоскостные. Чем они отличаются? Каждый ребенок берет по фигуре и описывает его. В конце занятия детям предлагается план группы. По плану группы дети должны найти, где спрятан сюрприз.
Итог
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Занятие по математике в подготовительной группе
Тема занятия: «В мире математики». Цель: Сравнение двух множеств и закрепление знаний о составе числа; определение умений ориентироваться на листе бумаги в клетку, используя графическое задание. Задачи: Учебные задачи: Овладение детьми действиями построения графической модели в виде числовой оси для установления соотношения двух множеств. Закрепление навыков сравнения чисел, обозначение знаками «». Научиться определять состав числа путем разложения на два наименьших числа. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно во время проведения графического диктанта. Продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки. Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти. Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка. Способствовать формированию мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), умению аргументировать свои высказывания. Формировать навык самоконтроля. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, целеустремлённость. Воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу. Предварительная работа: Д/и «Составь число», работа на числовой оси, проведение разнообразных графических диктантов. Дидактический материал и оборудование: числовая ось, две группы предметов (кролики и морковки). Раздаточный материал: Лист бумаги с числовой осью, простые карандаши. Карточки с цифрами от 0 до 10. Карточки-таблицы с составом числа, листы в клетку с заданием графического диктанта. Мелкие плоскостные фигурки на каждого ребенка. Текст физминутки. Поощрение: наклейки и фишки. Методические приёмы: Мотивационно-побудительный этап: Словесная игра с мячом на развитие концентрации внимания. Игровая мотивация: создание ситуации занимательности. Организационно – поисковый этап: Познавательная и практическая мотивация. Наглядный (показ образца, демонстрация). Практический (работа с раздаточным материалом, работа с цифрами, игровые упражнения, сравнение, графический диктант). Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, индивидуальные ответы детей, логическая задача). Рефлексивно – корригирующий этап: Поощрение, анализ занятия. Список использованной литературы: 1. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. План занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада – Москва: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000. 2. Л.А.Венгер, О.М Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. 3. Е.С.Демина. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. Барнаул. Издательство БГПУ, 2002. 4. Н.В.Шайдурова. Путешествие по стране загадок.- Барнаул:Издательство БГПУ, 2000. Ход занятия: Разминка Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч ребенку и задает вопрос: -У какой фигуры нет углов? (круг, овал) -Если береза высокое дерево, то куст сирени…(низкий) -Как называется прибор для измерения времени? (часы) -Назови обратный счет от 0 до 10. -Летели 2 воробья и 2 синицы – сколько летело в небе птиц?(четыре) -Сколько месяцев в году? (12) -У какой фигуры три стороны? (треугольник) -Чем можно измерить длину скакалки? (шаг, линейка, сантиметр, рулетка) -После пятницы идет … (суббота) -Скажите, сколько мальчику лет, если год назад ему было 5.(Шесть) - Что бывает зеленого цвета? (яблоко, трава, карандаш, глаза) Дети рассаживаются за столы парами. На столах раздаточный материал, карандаш простой и модель числовой оси. - В мире очень много предметов, все они различны по форме, цвету, величине, весу, по цене, а еще и по количеству. Что мы можем посчитать, пересчитать? (возраст, цветы в букете, пирожное ко дню рождения, ложек к обеду). -Сегодня я предлагаю вам представить, что мы очутились на ферме, где живут кролики, а фермеры еще выращивают и морковь для них. Задание: «Посчитать кроликов и морковок, и отметить на числовой оси количество предметов в виде дуг и чисел. Сравнить два количества предметов». Сначала дети выполняют задание самостоятельно, потом выходит один ребенок и отмечает кроликов на числовой оси, потом другой ребенок фиксирует количество моркови. Все вместе записывают результат сравнения: дети у себя на листе, а педагог у себя на доске. Задание: «Сравни числа, подбирая правильно знак». (карточки: 5 меньше 8 и т.д.) Педагог вызывает желающих детей поработать над заданием. Физминутка: «Дни недели» В понедельник я купался, А во вторник рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал Очень долго танцевал, А в субботу, в воскресенье Целый день я отдыхал (Сели на корточки и руки под голову). Дети вновь рассаживаются за столы, педагог раздает каждому ребенку карточки-таблицы с составом числа и предлагает самостоятельно выполнить задание, напоминает ход выполнения, демонстрируя процесс на доске. Задание: «Засели на этаж нужное число». Педагог предлагает взять простой карандаш и листок в клетку с заданием, предлагает детям внимательно рассмотреть изображение и начать выполнять задание самостоятельно, неторопливо, аккуратно и вдумчиво. Графическое задание: «Повтори узор». В конце занятия дети встают из-за столов и подходят к педагогу, встают в круг. -Вам понравилось занятие? -Что вы делали? -Для чего необходимо считать? -Вы сегодня на занятии были внимательными, старательными детьми, поэтому даю всем наклейки.
nsportal.ru
Какие задачи включает в себя занятие по математике в подготовительной группе?
Математика в детском саду представляет собой не только счет до десяти и обратно. Занятие по математике в подготовительной группе подразумевает развитие математических и логических умений у каждого ребенка. В дальнейшем эта база навыков и умений будет фундаментальной в школьном образовании, где важно не только считать, но и выстраивать причинно-следственные связи. Поэтому в ДОУ на математических занятиях больше внимания уделяется логическим задачкам.
Какие логические приемы мышления включает в себя математика?
Для подготовительной группы занятие должно выстраиваться таким образом, чтобы развить у ребенка логические приемы или мыслительные операции: синтез, классификация, абстракция, аналогия, сериация, обобщение, сравнение, конструирование, анализ.
Задачи на анализирование заставляют ребенка выделять один объект из группы предметов. Например, найти фрукт из овощей или собрать только кислые фрукты. Ребенку необходимо проанализировать свойства каждого предмета и выделить один или несколько по конкретным условиям.
Задачи на синтез требуют соединения разных признаков в единое целое. Например, традиционное занятие по математике в подготовительной группе на синтезирование – это поиск мячей из всех предметов, затем нужно отобрать только красные мячи, далее - собрать мячи только не красного цвета. Задания на развитие анализа и синтеза схожи между собой.
Упражнения по сериации требуют от ребенка выстраивания рядов по возрастающему или убывающему признаку. Если в младшей группе такие задания подразумевают построение пирамидок, елочек или матрешек, то в подготовительной группе дети могут работать с цифрами, фигурами, палочками.
Сравнение, конструирование, классификация, обобщение
Особое внимание уделяется развитию сравнительного умения, чтобы ребенок мог выделить одинаковые и различные признаки каждого предмета. В подготовительной группе это могут быть задачи на выделение предметов по 2-3 признакам или поиск многочисленных описательных прилагательных какого-либо предмета (арбуз-солнце, лента-змея).
По конструированию занятие по математике в подготовительной группе также проводится не менее 2-х раз в неделю. Каждый раз дети получают задания с усложненными условиями. Например, на первом занятии дети делали по примеру воспитателя, на втором задании – по памяти, в третий раз – по рисунку, а на последнем этапе дается словесное общее задания «сложи кошку».
Классификация и обобщение по сути сходны, как анализ и синтез. Только в первом случае нужно разделить предметы на группы, а при обобщении нужно найти сходные признаки у предметов. Например, задачки по классификации включают в себя поиск предметов по названию, форме, размеру, цвету или по нескольким признакам (красные пуговицы в круглую емкость, а зеленые бусины в квадратную коробку). При этом педагог может назвать различие между предметами или дать неопределенное задание: «Найди, что общего между предметами» или «Раздели треугольники на две группы», а ребенок ищет признаки сам.
Многие дошкольники выполняют любое занятие по математике в подготовительной группе на отлично, но при этом не могут обобщить результат проделанной работы. Поэтому важно после каждого задания спрашивать: «Почему этот предмет лежит в этой группе, а не в той»? Такие вопросы способствуют развитию причинно-следственной связи, ребенок учиться рассуждать, строить логические умозаключения.
Какими же математическими знаниями должны овладеть старшие дошкольники?
- Дети должны считать до десяти и обратно с любой цифры.
- Дошколята должны знать, как выглядят цифры от нуля до десяти.
- В пределах десяти дети должны быстро назвать «соседей» любого числа.
- Детки должны понимать значение знаков: плюс, минус, больше, меньше, равно.
- Дети должны сравнивать числа в пределах 10 (что больше, что меньше, одинаково).
- Дошкольники должны находить геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
- Дети должны соотносить картинку (количество предметов) с цифрой.
- Дети должны группировать предметы по конкретному признаку.
- Дети должны сравнивать предметы по размеру, цвету, форме.
- Дети должны решать задачки в одно действие на вычитание и сложение.
- Дети должны понимать такие термины, как «позже», «раньше», «вправо», «вверх», «влево», «вниз», «перед», «между», «за» и т. д.
Это примерные математические ЗУНы, которыми должны овладеть дошкольники. В каждом конкретном ДОУ своя программа, которая и определяет, какой будет математика. Подготовительная группа (конспекты занятий пишутся подробно) требует больше демонстрационного материала и интересных логических задач.
Детям неинтересно решать примеры на вычитание и сложение. Им нужно спасать сказочных героев, решая задачки злодеев. Поэтому педагогу нужно тщательно подготовиться к занятию, прописав программное содержание, предварительную работу, методические приемы, демонстрационный и раздаточный материал, структуру и ход занятия с прямой речью и возможными ответами детей.
fb.ru