Конспект занятия по математике в детском саду во второй младшей группе по фгос. Конспект занятия по математике во 2 младшей группе по фгос


Как заинтересовать малышей математикой: проводим занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

Задачи на формирование элементарных математических понятий во второй младшей группе и приёмы их осуществления

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).

Задачи формирования элементарных математических представлений

Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:

  • Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же — большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача — отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).
  • Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.
  • Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку — это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.
  • Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами — кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

  • Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.
  • Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.
Фотогалерея: математические понятия и навыки, которые должны освоить воспитанники второй младшей группы за год обучения
Фотогалерея: задания на ориентировку в пространстве
Фотогалерея: задания на формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий»

При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.

Приёмы формирования математических представлений

  • Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.
  • Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу — помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму.
  • Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной — воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).
  • Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения. Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меняя в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления).
  • Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности. Недопустимо, чтобы в течение всего занятия дети сидели за столами. Они обязательно должны подвигаться, какое-то задание можно выполнить на ковре. Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу.
  • Каждое новое свойство и понятие педагог закрепляет с помощью точного слова. Причём проговаривать его следует не спеша, с выделительной интонацией. Малыши хором повторяют слово за воспитателем (несколько дошкольников могут сделать это индивидуально по просьбе педагога). Как показывает практика, наибольшие трудности для малышей представляет употребление в речи союзов «а», «и», которые отражают математические отношения. Вначале педагог помогает ребятам наводящими вопросами, а после этого просит обобщить рассказ (Сколько белочек? Сколько шишек? А теперь скажи о белочках и шишках). Если же ребёнок затрудняется с ответом, то можно начать фразу, а он её уже закончит.
  • В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.
Фотогалерея: приёмы обучения, необходимые при работе с малышами
Смена деятельности — обязательный приём для работы с детьми второй младшей группы Привлечь внимание дошкольников поможет игровой компонент, например, появление необычного героя на занятии Педагог должен предоставить малышам максимум наглядного материала

Мотивация познавательной деятельности детей (рассматривание картинок, беседы, игры)

Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.

Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.

К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.

Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики

Другой вариант мотивации — в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята — сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.

Ещё один вариант начала занятия — слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные — котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).

Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки

Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия. К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде — педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.

Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.

«Поезд»

Вот поезд наш едет,Колёса стучат,А в поезде нашемРебята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,Бежит паровоз.Далёко, далёкоРебят он повёз.

Приехали в лес,Остановка опять,Вставайте, ребята,Идите гулять.

Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан

Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде

Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте (формы работы, структура)

Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.

Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:

  1. Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин).
  2. Основная организационно-поисковая часть (10 мин).
  3. Заключительная часть (2 мин).

В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику — это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).

Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия

Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за состоянием и поведением детей — ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.

На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте — коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.

Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность

Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.

Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание. К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же — более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.

Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.

Варианты тем, временной план занятий

Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.

Таблица: тематическое планирование по ФЭМП воспитателя второй младшей группы Л.В. Полетаевой
Таблица: фрагменты конспектов занятий по математике во второй младшей группе

Особенности проведения открытого занятия в соответствии с ФГОС

Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей. Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.

В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются — это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.

Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми. В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.

Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии. В этом случае им не будет интересно — и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.

Таблица: фрагмент сценария открытого занятия на сказочную тематику «Стоит в поле теремок» воспитателя Т. Б. Чернец

Видео: открытый просмотр по ФЭМП во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=NpcrlpdrxwIVideo can’t be loaded: Детский сад «Бакыт-Актау», Открытое занятие в младшей группе «Мишутка» (https://youtube.com/watch?v=NpcrlpdrxwI)

Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка — взрослый и зайчик — его роль исполняет воспитанник группы).

Как провести с малышами анализ занятия

Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным. В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).

Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).

Приведём примерные пункты такого плана.

  1. Уровень развития дошкольников, их поведение и атмосфера в коллективе (соответствует возрасту, все дети были активны, хорошая дисциплина, взаимоотношения детей дружеские).
  2. Оценка содержания и структуры НОД (занятие не затянуто, дети усвоили материал и при этом не устали, материал изложен последовательно, все этапы взаимосвязаны).
  3. Подбор дидактического материала (наглядность и раздаточные пособия соответствуют теме занятия, дидактический материал выразительный и интересный).

Картотека занимательного материала (загадки, задачи, стихи, считалки математического содержания)

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал — загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога — одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.Между ними есть гора. Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные, Не глаза, а три огня, Он по очереди имиСверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,И похож на блюдце я,На тарелку и на крышку, Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,Каждый угол в нём — прямой. Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке.Там три стула и три кружки,Три кровати, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить — подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится, Беззаботна, весела. В пёстрой юбке танцовщица,Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка, Но вовсе не зверушка,А овощ-молодец — Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,Есть одно оконце в нём:Словно круглое оконце В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,Из них построил домик.И этому я очень рад:Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,А потом огромный круг.А потом ещё три круга,Треугольный колпачок.Вот и вышел развесёлый чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.Поднимаем руки мы по команде «раз».А над ними весело шелестит листва.Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то разПоглядеть, который час.Раз, два, три, четыре —Мыши дёрнули за гири…Вдруг раздался страшный звон,Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал,Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Что нам делать? Как нам быть?Нужно заиньку ловить.Снова будем мы считать:Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.Все ходили в детский сад,Все садились за обед,Все съедали сто котлет,А потом ложились спать —Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.Кто живёт у нас в квартире?Папа, мама, брат, сестрёнка,Кошка Мурка, два котёнка,Мой щенок, сверчок и я —Вот и вся моя семья!Один, два, три, четыре, пять —Всех начну считать опять.

Досуг и развлечение по математике

Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными — больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.

Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).

Задача педагога — продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.

Яркий игровой персонаж — обязательная составляющая математического досуга в ДОУ

Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга — развлекательная. Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.

Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.

Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.

Таблица: фрагмент конспекта математического развлечения во второй младшей группе

Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе

Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное — поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста. Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.

Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль — разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.

Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.

  1. Роль дидактической игры при обучении детей второй младшей группы математическим понятиям.
  2. Развитие мелкой моторики на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе.
  3. Математические сказки для воспитанников второй младшей группы.
  4. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении младших дошкольников математике.

В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Конспект НОД по математике во 2 младшей группе «Птички-невелички» (по ФГОС)

Конспект НОД для детей 3 – 4 лет по математике «Птички-невелички» (по ФГОС)

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.

Программные задачи:

Образовательные — продолжать учить различать понятия много, один, ни одного; продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами больше — меньше, поровну, одинаково. Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник.

Развивающие — развивать навык подбора пар предметов по размеру; развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитательные — воспитывать эмоционально — положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Материал: Фигурки для магнитной доски: птицы (1 большая и маленькие по количеству детей в подгруппе), 2 гнезда (большое и маленькое), магниты — «зёрнышки». Д/игра «Закрой окошки»: домики и геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) красного, желтого, синего и зеленого цвета. Нагрудные знаки «Кот» и «Автомобиль». Индивидуальные карточки для графического упражнения и карандаши по количеству детей.

Ход:

1. Организационный момент.

— Ребята, кто хочет со мной поиграть?

2. Игра «Один — много».

— Посмотрите, что я приготовила сегодня для игры (воспитатель показывает фигурки птичек). Кто это? Сколько птичек? Хотите с ними поиграть?(раздает по одной птичке каждому ребенку). Сколько у тебя, Лера, птичек? А у тебя, Матвей? А у меня? Возьму и себе птичку (воспитатель берет большую фигурку птички). Что птички умеют делать? (ответы детей)

Покажите, как они летают (движение фигуркой в воздухе). Полетели за мной!

3. Игра «Больше, меньше, поровну»

Дети за воспитателем подходят к магнитной доске, на которой изображена горизонтальная дорожка.

— Птички полетели и на дорожку сели. Вот так! (воспитатель ставит свою птичку первой на дорожке). Сажайте и вы своих птичек на дорожку (дети по очереди ставят птичек в один ряд). Сколько птичек на дорожке? Все птички по размеру одинаковые? Адиля, сколько больших птичек? Матвей, сколько маленьких птичек? Ксюша, повтори, сколько маленьких птичек?

Птички полетели, на дорожку сели,

На дорожку сели, кушать захотели!

— Чем мы можем покормить птичек? (высказывания детей). Пусть вот эти желтые магниты будут у нас зернышками, давайте покормим птичек. Я дам зернышко первой птичке (воспитатель ставит магнит под первой птичкой). Теперь ты, Ваня, покорми следующую птичку. Теперь ты, Дима…(дети по очереди прикрепляют магниты под птичками, кроме последней). Ой, этой птичке зернышка не хватило! Сколько у нас птичек? Сколько зернышек? Их поровну? Чего больше: птичек или зернышек? Как нам сделать поровну?

Обыгрывание с детьми 2-х способов уравнивания: добавить еще одно зернышко или убрать одну птичку.

Всех мы птичек накормили? (да!)

Может мы кого забыли? (нет!)

А теперь скорей сюда!

Ждет нас новая игра!

4. Игра «Закроем окошки в домиках»

Дети подходят к столам, на которых разложены цветные домики. Воспитатель раздает детям разноцветные геометрические фигуры (по 3 — 6 штук, в зависимости от уровня развития каждого ребенка) и кратко напоминает правила игры, уточняя цвет и форму окон. Затем говорит:

Птички в домиках сидят,

И в окошечки глядят.

Дунул ветер!(дети дуют) Помогите!

Все окошки затворите!

Дети, свободно двигаясь между столами, закрывают все окна цветными геометрическими фигурами.

5. Подвижная игра.

— Ребята, хотите сами стать птичками? А кого или чего птички боятся, когда прыгают по дорожке?

В зависимости от высказываний детей, воспитатель предлагает поиграть в игру «Птички и кот» или «Птички и автомобиль».

6. Графическое упражнение.

— Вы очень хорошо находите гнездышки, улетая от кота (автомобиля). А я знаю двух птичек, которые никак не могут найти своё гнездо. Хотите им помочь?

Воспитатель выставляет на доске двух птичек: большую и маленькую.

— Вот какие птички! Они одинаковые по размеру? Большая птичка наверху или внизу? А маленькая?

Воспитатель выставляет напротив птичек гнездышки.

— Вот и гнездышки! Они одинаковые по размеру? Маленькое гнездо наверху или внизу? А большое? Птички не знают, в какие гнездышки им лететь? Большая птичка может лететь в маленькое гнездо? Почему? Значит ей надо показать дорогу в какое гнездо? А маленькой птичке?

Воспитатель проводит маркером линии, соединяющие птиц с гнездом соответствующего размера. Затем предлагает детям сесть за столы и выполнить аналогичное задание на индивидуальной карточке.

7. Итог занятия.

— Ребята, понравилось вам сегодня играть? Какая игра понравилась тебе, Адиля? А тебе, Матвей? А тебе, Даня? Мне тоже понравилось играть с вами. Вы очень порадовали меня своими ответами и тем, как помогали птичкам. Будем еще им помогать и придумывать новые игры?

Название: Конспект НОД по математике во 2 младшей группе «Птички-невелички» (по ФГОС)Автор: Моткова Людмила ВладимировнаДолжность: воспитатель высшей квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ «Детский сад № 76 г. Йошкар-Олы «Солнышко»Месторасположение: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

portal2011.com

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Один-много»

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Один-много».

Задачи: 1. Закрепить понятия количества: один - много. 2. Развивать умение соотносить свои движения со словами подвижной игры. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Закрепить название геометрических фигур, название цветов (красный, синий, желтый). 5. Учить детей отгадывать загадки.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придут гости, но, чтобы они пришли, мы должны отгадать про них загадки.

Послушайте первую загадку:

Много бед таят леса.Волк, медведь там и лиса!Наш зверек живет в тревоге,От беды уносит ноги...Ну-ка, быстро отгадай-ка,Как зверек зовется? ...(зайка)

Воспитатель: Правильно. Ой, слышите, кто-то стучится к нам в группу, вы сидите, а я посмотрю.

(выходит и заходит обратно в группу с игрушкой зайца и с корзиночкой).

Заяц: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй.

Воспитатель: Ты сегодня наш первый гость. Проходи, присаживайся. Ребята, а зайчик пришел не с пустыми руками, а принес вам подарок морковки. Вот только посчитать он их не может. Может, мы ему поможем? Ребята посмотрите, сколько морковок у зайчика в корзине?

Дети: Много.

Воспитатель: (Достает по одной морковке и раздает их детям). Ребята, а теперь у вас сколько морковок?

Дети: По одной.

Воспитатель: Сколько у тебя Маша морковок?

Ребенок: Одна.

Воспитатель: А сколько в корзине осталось морковок?

Дети: Ни одной.

Воспитатель: Правильно. Ребята, сложим морковки обратно в корзину.

Дети: Складывают морковки в корзину.

Воспитатель: Ребята сколько же теперь у зайчика морковок в корзине?

Дети: Много.

Воспитатель: А мы про тебя игру знаем. (Воспитатель показывает, дети повторяют)

Дети встают около стульчиков.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Воспитатель: Ну зайка, понравилось?

Зайка: Вот, молодцы, и считать умеете, и все движения знаете.

Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку.

 Кто в лесном дупле живет?

Кто орешки все грызет?

Кто грибы на ветках сушит?

С кисточками ее уши.

Пушистый теплый хвост, как грелка,

Ну, конечно, это…(белка)

Воспитатель: Правильно. Ой, кто-то плачет, я пойду, посмотрю. Да это же, белочка. А, чего же ты плачешь белочка? Присаживайся к нам, да рассказывай, что случилось.

(Белка шепчет что-то воспитателю и показывает на мешочек)

Воспитатель: Да, не плачь (успокаивает белочку). Ребята белочка мечтала собрать себе бусы из грибов, но их в лесу не нашла, а нашла вот что (достаёт из сумки на верёвочке геометрические фигуры). Вы знаете, что это такое?

Дети: Да. Геометрические фигуры.

Воспитатель: Да это же геометрические фигуры, наши ребята знают геометрические фигуры и тебя научат. Маша, что это за фигура? (показывает одну фигуру).

Маша: Круг.

Воспитатель: А какого она цвета?

Маша: Красного.

Воспитатель: Алиса, что это за фигура?

Алиса: Квадрат.

Воспитатель: А какого он цвета?

Алиса: Синего

Воспитатель: Настя, а это что за фигура?

Настя: Треугольник.

Воспитатель: А какого он цвета?

Настя: Желтого.

Воспитатель: Белочка вот видишь и ничего сложного. Посмотри, какие у тебя яркие и красивые бусы. Ребята, вам нравятся эти бусы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята оказывается, геометрические фигуры любят играть в прядки. Они выстраиваются в ряд: круг, квадрат, треугольник. А одна из фигур прячется. Какой фигуры не стало?

Дети: Круга красного.

Воспитатель: Правильно. Давайте сыграем еще, запоминайте какие фигуры. Закрывайте глаза. А теперь открывайте! Какой фигуры не стало?Молодцы!

Воспитатель: Белочка, а мы про тебя знаем пальчиковую гимнастику.

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки. друг о друга попеременно.)

Лисичке - сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с

большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары

кулачками)

Воспитатель: Ребята, зайчику и белочке пора возвращаться домой в лес.

Зайчик и белочка: До свидания ребята!

Воспитатель: Ребята на этом наше занятие закончилось.

kopilkaurokov.ru

Конспект НОД во 2 младшей группе по математике «Поможем щенку найти маму»

Конспект НОД во 2 младшей группе на тему:«Поможем щенку найти маму» (Игры с кубиками Никитина)

 

Программные задачи:1. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько кубиков, сколько их нарисовано, ставить кубики точно на картинки правой рукой слева направо.2. Закреплять умение сравнивать 2 предмета по длине, высоте, использовать слова: длиннее, короче, выше, ниже.3. Закреплять у детей умение находить кубик определённого цвета.4. Развивать внимание, мышленте.

Материал:1. Альбом заданий от 2 до 5 лет «ЧУДО — КУБИКИ» для игры «Сложи узор»2. Игрушки: 2 собаки большая и маленькая, жираф, зебра, зайчик, белка, ёжик, коврик.3. Наборы кубиков Никитина «Сложи узор».

Также интересное занятие для 2 младшей группы: Конспект занятия по математике во 2 младшей группе ДОУ «Птички-невелички» (по ФГОС)

Ход:В группе расставлены столы, на которых лежат картинки, кубики и сидят игрушки, накрытые платком – это домики зверей.Дети входят в группу. Кто – то плачет.Воспитатель: Посмотрите, ребята, а кто тут плачет? (ЩЕНОК). Чей это ребёнок? (Собаки).Щенок: я потерялся и очень голоден, помогите мне.Воспитатель: А как мы можем помочь щенку?Дети: найти маму- собаку.Воспитатель: А давайте возьмём его с собой и поищем дом, в котором живёт собака. Нам предстоит долгий путь. Вы готовы отправиться в дальнюю дорогу и помочь щенку найти свою маму.1. Воспитатель: Сначала мы пойдём по дорожкам.— Из каких кубиков будете выкладывать дорожку? (из жёлтых и синих)— Какая дорожка длиннее? Короче?

2. Пришли к следующему столу. Воспитатель: — Кто живёт в этом домике? (снимает платок, на столе сидит ЗАЯЦ).— Это мама щенка?Но у зайчика случилось горе. Рассыпался его дом. Построим дом для зайчика.Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли зайчику, но нам надо идти дальше, искать маму щенка.

3.Пришли к следующему столу. Воспитатель: — Кто живёт в этом домике? (снимает платок, на столе сидят жираф и зебра).— Это мама щенка?Но у жирафа и зебры тоже сломались домики. Давайте поможем им построим башни для жирафа и зебры.— Чья башня выше? Почему?— Чья башня ниже? Почему?Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли жирафу и зебре, но нам надо идти дальше, искать маму щенка.

4. Сели на «машину» (на стульчики) и поехали.Пение песни под музыкальное сопровождение «МАШИНА».Приехали на луг. Звучит аудиозапись «Пение птиц». Дети из кубиков путём накладывания выкладывают цветы.Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам надо идти дальше, искать собаку.

5.Пришли к следующему столу. Воспитатель: — Кто живёт в этом домике? (снимает платок, на столе сидят белка и ёжик).Но у белки и ёжика тоже сломались домики. Давайте поможем им построить домики.Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам надо идти дальше, искать собаку.

6.Пришли к следующему столу. (Лист № 14)Воспитатель: — Кто живёт в этом домике? (снимает платок, на столе сидит собака на коврике).Собака благодарит детей за то, что они помогли щенку найти маму. Щенок обрадовался маме, но у него нет коврика.Воспитатель: — Как можно помочь щенку?Дети: —Сделать ему коврик.Дети под музыку выкладывают коврик.

Собака и щенок благодарят детей и угощают их.

Номинация: Детский сад ›  Конспекты занятий, НОД , математикаНазвание:  Конспект НОД во 2 младшей группе по математике «Поможем щенку найти маму» Автор: Рощина Наталья Вениаминовнв Должность: воспитательМесто работы: БДОУ г.Омска «детский сад №56 комбинированного вида»Месторасположение: г.Омск

portal2011.com

Конспект занятия по математике в детском саду во второй младшей группе по фгос

Конспект занятия по математике в детском саду во второй младшей группе по фгос

Воспитатель показывает сказку на фланелеграфе. Дети сидят за столами, перед ними на столе стоит домик. Возле домика деревья яблоня и груша, разной высоты. От домика идут 2 дорожки, одна длинная, вторая короткая.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что за домик здесь стоит? А рядом с домиком растут деревья. Кто знает, какие? (ответы детей)

Правильно, это яблоня и груша. Яблоня высокая, а груша низкая. Давайте их сравним с помощью полоски, чтобы увидеть, что они и вправду разные по высоте.

Воспитатель прикладывает полоски к деревьям и сравнивает полоски между собой.

Воспитатель: Какое дерево высокое? А какое низкое? (ответы детей)

Правильно, молодцы.

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу удивительную сказку. Хотите, ребята?

Жили – были дед и баба. И решили они испечь колобок. Удачный получился колобок и сразу запел:

«Я колобочек – колобок,

я грею на солнышке свой бок,

бабушку с дедушкой я очень люблю,

И в сад их чудесный гулять побегу.

Дорожки в саду и тропинки,

И разные травинки,

но я за друзьями в сад побегу,

может сегодня кого- то найду.

Колобок спрыгнул с окна и …

Колобок: Вот незадача, ребята, скажите по какой дорожке мне искать друзей? Смотрите есть две дороги я должен идти по самой длинной, чтобы много друзей встретить, а какая из этих двух дорожек длинная, а какая короткая я не знаю, помогите мне пожалуйста!

Воспитатель: Да, ребята правильно, по короткой дорожке колобок прибежит сразу к скамейке, нам нужно правильно указать ему дорогу к друзьям, а значит где длинная дорожка?

Воспитатель: У вас на столах, у каждого лежат 2 полоски -дорожки разные по длине. Давайте мы их сравним и на самую длинную полоску положим колобка. (Дети сравнивают полоски и кладут на длинную колобка.)

Колобок: Спасибо, ребята подсказали.

Воспитатель: Молодцы ребята , вы правильно указали длинную дорожку, вот колобок катится, катится и встретил там Зайчишку. Воспитатель ставит изображение Зайца.

Зайчишка, Зайчишка, веселый прыгунишка

На длинной дорожке повстречался

И очень сильно удивлялся.

Заяц:

-Ты кто такой круглый, румяный

Веселый да улыбчивый?

Колобок:

Я колобочек – колобок,

я грею на солнышке свой бок

бабушку с дедушкой я очень люблю,

И в сад их чудесный гулять побегу.

Дорожки в саду и тропинки

И разные травинки,

но я за друзьями в сад побегу,

может сегодня кого- то найду.

Заяц:

–Хотел бы я с тобой дружить,

и песни петь и вместе ходить!

Колобок: Давай дружить! И пошли они по длинной дорожке вместе.

Воспитатель: Вдруг на встречу к ним серый волк.

Волк:

Стойте, стойте, кто такие

по дорожке тут бежите и на волка не глядите!

Заяц:

Мы веселые друзья, колобок и Зайчик – я!

Дружим вместе и поем

Очень здорово живем!

Волк.

Я дружить бы тоже мог,

только волка на порог зайцы сроду не пускали…

вот печаль.. а я бы пел…считал…и все бы мог...

Заяц.

Вот всем был какой урок,

ладно ты реши задание,

а решишь, тебя возьмем,

по нашей длинной дорожке поведем.

Задают волку задание.

Посчитай- ка, сколько нас?

Волк: (считает) Колобок-это один, Зайчишка, это два. Правильно ребята? (ответы детей)

Волк: Правильно! Всего два друга, ребята, а если я справился с заданием, то сколько нас стало? Дети отвечают -Три!

Волк.Нас стало три друга! Правильно! Значит можем вместе по дорожке мы идти .

Физкультминутка.

По длинной дорожке бегут наши ножки.

По короткой дорожке идут наши ножки.

До высокой яблоньки дотянемся

До низкой груши, наклонимся

Воспитатель:

Вдруг навстречу идет Медведь.

Да как начал, как начал реветь!

На моей длинной дорожке, ходят еще чьи-то ножки! Вы кто?

Волк:

Мы веселые друзья,

колобок ,Зайчик и волк это - я!

Медведь загрустил и заплакал. (Воспитатель делает вид, что Медведь хныкает)

Медведь:

Никто никогда не дружил ведь со мной

и по длинной дорожке никогда не ходил я гурьбой…

А ведь я могу считать, Например сейчас вас посчитаю .

(Считает.) Один, два, три, всего три друга предо мной

наверно я пошел домой…Грустно (как будто уходит)

Колобок:

Подожди не уходи, будешь другом нашим,

но теперь ты назови все фигурки наши.

Воспитатель протягивает детям «Волшебный мешочек» внутри геометрические фигуры.

Воспитатель: Дети, давайте Медведю поможем отгадать правильно геометрические фигуры. Проводится игра «Волшебный мешочек».

Дети называют и Колобок берет Медведя в друзья.

Воспитатель: Ребята , а вы выложите столько кругов, сколько теперь стало друзей у колобка вместе в колобком!

Дети выкдадывают 4 круга. Считают друзей и круги.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ну что же, с этим заданием вы справились, но вот к сожалению Медведь цвета все позабыл и просит ,чтоб вы ей напомнили, он будет называть цвет , а вы покажите фигуру с таким цветом, будьте внимательны. (Дети выполняют задание). Теперь Медведь доволен и может идти дальше с друзьями.

А вот красавица Лиса.

Лиса:

Я красавица Лисица,

очень я люблю учиться,

и считать и писать

и стихи сочинять!

Здравствуйте, друзья!

Иначе вас назвать нельзя,

идете вместе все гурьбой

и весело поете меж собой.

Воспитатель: Тут на опушку выскочил зайчишка (воспитатель показывает игрушечного зайца), а там ёлочки в ряд стоят.

Ребята, у вас на подносах лежат ёлочки , давайте все елочки выложим в ряд на полоску на верхнюю линейку. Напоминаю, выкладывать ёлочки нужно слева направо. А теперь, не считая, скажите, сколько ёлочек у нас на полоске? (Много.)

Прыгал-прыгал заяц возле наших ёлочек и увидел под одной из них грибок. Ребят, давайте поставим один грибочек под ёлочку. Сколько грибов у нас? (Один.) А сколько ёлочек? (Много.) Чего больше сейчас грибочков или ёлочек? (Елочек.)

Потом заяц опять прыгал-прыгал, потом заглянул под ёлочки и увидел, что под каждой ёлкой выросли грибочки. Давайте и мы поставим грибочки под каждую ёлочку. Сколько грибочков получилось? (Столько же, сколько и ёлочек - поровну.)

А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют, давайте с ним поиграем.

Воспитатель: Тише, тише не шумите, кто-то к нам сюда идет. Это лисичка решила флажками украсить дорожку .(Воспитатель выставляет флажки, а дети запоминают какие флажки и какого цвета выставлены) Наступила ночь - все закрыли глаза. (Воспитатель убирает 1 флажок.) Утро. Все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не хватает. Скажите, дети, какого флажка нет?

(Игра может повторяется несколько раз).

Сколько всего друзей? (4).

Воспитатель: Так и подружились Колобок и звери, а еще они любили играть в игру «Найди такой же», давайте ребята тоже поиграем. Проводится игра.

Игра «Найди такой же»

Раздаются детям карточки по 2 на каждого, на каждой по 4 предмета. Надо выбрать из двух карточек 2 одинаковых предмета.

Рефлексия.

А сейчас скажите в какой сказке вы побывали? Понравилась вам сказка? Что мы делали? Что вы делали в нашей сказке?

Вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы!

Автор: Сазанова Наталья Александровна

pedportal.net