Какая мораль в басне Крылова Кукушка и петух? Кукушка и петух басня мораль


Какая мораль в басне Крылова Кукушка и петух?

Какая мораль в басне Крылова Кукушка и петух?

  • В последних строчках этой басни и написана мораль.

    Один хвалит другого только потому, что тот похвалил его. И не важно для них - истина это или просто лесть. Воробей же - не желает быть льстецом и поэтому говорит правду.

    Только глупый не сможет отличить лесть от правды.

  • Крылов на примере героев басни очень смешно показал, что, сколько бы люди занимались подхалимством, это не изменит мнение других людей о качестве из работы. В этой басне Крылова Кукушка и Петух расхваливают пение друг друга. Но пролетающий мимо воробей говорит им правду о их певческим способностях и тем самым намекает им о том, что похвальбы ничего не изменят.

  • В басне Крылова quot;Кукушка и петухquot; высмеивается лесть, которую люди часто используют по отношению друг к другу. А также, что люди говорят часто не правду, а то что им выгодно. Похвала идет не за заслуги, а за такую же похвалу.

  • Басня Ивана Сергеевича Крылова о том, что если нет таланта и умения, то от похвалы они не прибавятся. Лесть- вот главная тема произведения.

    Петух хвалит кукушку, а кукушка хвалит петуха, хотя на самом деле хвалить не за что.

  • Во времена Крылова были на слуху два журналиста Греч и Булгарин. В отличие от прогрессивных литераторов они раболепствовали перед властями. Слепо подчинялись lll отделению, выполняли все его указания. А вдобавок ко всему этому беззастенчиво хвалили друг друга.

    Когда Крылов написал басню Кукушка и петух, то всем стало ясно, что это о Грече и Булгарине. В басне кукушка и петух восхваляют друг у друга несуществующие достоинства. Когда Крылов сам читал эту басню, то он очень натурально передавал скрипучий голос Греча и осиплую речь Булгарина.

    Крылов признавался, что его натолкнул на эту басню памфлет Торжество дружбы Феофилакта Косичкина. Тогда он ещ не знал, что эту статью написал Пушкин.

  • Мораль этой басни в том, что многие люди говорят друг другу, какие они хорошие и талантливые, чтобы угодить. А на самом деле таких людей в нашем обществе много, которые в глаза будут quot;петьquot; о том, что ты умница, а за глаза - рассказывать совсем другое.

  • Кто не помнит содержания басни Крылова quot;Петух и кукушкаquot; можно почитать его здесь. В этой басне два льстеца, в олицетворении петуха и кукушки нахваливают друг друга. Но сколько не льсти другому, не станет он талантливее. Вот в чем мораль басни.

  • Можно говорить, что у героев этой басни были реальные прототипы, подхалимы-журналисты, хвалящие сами себя, но разве от этого басня перестанет быть актуальной в наши дни? По сюжету кукушка и петух занимаются восхвалением певческих талантов друг друга и только воробей им резонно замечает, что музыка их плохонькая. Мораль же этого в том, что и тогда и сейчас лесть будет приятна людям и для того чтобы лишний раз услышать приятное о себе они готовы льстить другому. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого. Хитрые люди используют этот прием для достижения своих целей - помните песню лисы Алисы и кота Базилио из фильма quot;Приключения Буратиноquot; - там основная мысль было, что человеку немножко подпоешь и делаешь с ним что хочешь.

  • Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. Вот и вся мораль. Как выяснилось, эта басня была написана Крыловым по совершенно конкретному поводу и в ней высмеивалось подхалимство журналистов, которых звали - Греч и Булгарин.

  • Хочу рассказать один доказанный факт о том что басню quot;Петух и Кукушкаquot; Крылов написал про двух журналистов: Булгарина и Греча так как в ней описаны точные отношения между ними, в басне говорится о том что Кукушка нахваливала Петуха за то что он е хвалит, а Петух нахваливал Кукушку за то что она хвалила его, мораль такова: Человек с завышенной самооценкой любящий себя и не меньше любит когда его хвалят, ради лести в свой адрес готов хвалить и льстить другому даже если это не правда.

  • info-4all.ru

    Анализ басни Крылова «Кукушка и Петух»

    Басня И.А.Крылова «Кукушка и Петух» была напечатана впервые в 1834 году. Впервые опубликована в издании «Сто русских литераторов», 1841, том II. Для этой басни автор использовал оригинальный сюжет – две птицы, Кукушка и Петух, всячески расхваливают певческие таланты друг друга. Кукушка на все лады восхищается музыкальными дарованиями Петуха, а тот, в свою очередь, умиляется голосом Кукушки. Так продолжается до тех пор, пока пролетавший мимо Воробей не сообщил двум льстецам, что их пение ужасно, как бы они ни нахваливали друг друга. В конце басни Иван Андреевич прописывает мораль, спрашивая, за что же Кукушка тогда хвалит Петуха? Ответ прост – за то, что тот хвалит Кукушку.

    Крылов, собственно, написал эту басню на злобу дня, чтобы посмеяться над двумя посредственными писателями своего времени, которые незаслуженно хвалили один другого в своих сочинениях. В образах Кукушки и Петуха представлены Греч и Булгарин, издатели литературной газеты «Северная Пчела». На страницах этого издания они публиковали хвалебные отзывы о произведениях друг друга. Эти взаимные похвалы оценивали в свое время еще Пушкин, Белинский и Герцен.

    Басня «Кукушка и Петух» написана живым, выразительным языком, свойственным перу Крылова. Образы Кукушки и Петуха переданы ярко через их льстивые сладкие речи, адресованные друг другу.

    Но и без учета этой исторической подоплеки басни «Кукушка и Петух», можно с уверенностью сказать, что до сих пор некоторые люди ценят друг друга только по «кумовству». По кумовству люди не только хвалят один другого, не только потворствуют один другому на словах, но и нередко «рука руку моет» в их совместных делах.

    Что высмеивает И.А.Крылов в басне «Кукушка и Петух»?Кумовство, лесть, угодничество, изворотливость, безнравственность, лукавство.

    detskiychas.ru

    Какая мораль в басне Крылова Кукушка и петух? — Поэты и писатели

    Хочу рассказать один доказанный факт о том что басню "Петух и Кукушка" Крылов написал про двух журналистов: Булгарина и Греча так как в ней описаны точные отношения между ними, в басне говорится о том что Кукушка нахваливала Петуха за то что он её хвалит, а Петух нахваливал Кукушку за то что она хвалила его, мораль такова: Человек с завышенной самооценкой любящий себя и не меньше любит когда его хвалят, ради лести в свой адрес готов хвалить и льстить другому даже если это не правда.

    Можно говорить, что у героев этой басни были реальные прототипы, подхалимы-журналисты, хвалящие сами себя, но разве от этого басня перестанет быть актуальной в наши дни? По сюжету кукушка и петух занимаются восхвалением певческих талантов друг друга и только воробей им резонно замечает, что музыка их плохонькая. Мораль же этого в том, что и тогда и сейчас лесть будет приятна людям и для того чтобы лишний раз услышать приятное о себе они готовы льстить другому. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого. Хитрые люди используют этот прием для достижения своих целей — помните песню лисы Алисы и кота Базилио из фильма "Приключения Буратино" — там основная мысль было, что человеку немножко подпоешь и делаешь с ним что хочешь.

    Во времена Крылова были на слуху два журналиста Греч и Булгарин. В отличие от прогрессивных литераторов они раболепствовали перед властями. Слепо подчинялись lll отделению, выполняли все его указания. А вдобавок ко всему этому беззастенчиво хвалили друг друга.

    Когда Крылов написал басню «Кукушка и петух», то всем стало ясно, что это о Грече и Булгарине. В басне кукушка и петух восхваляют друг у друга несуществующие достоинства. Когда Крылов сам читал эту басню, то он очень натурально передавал скрипучий голос Греча и осиплую речь Булгарина.

    Крылов признавался, что его натолкнул на эту басню памфлет «Торжество дружбы» Феофилакта Косичкина. Тогда он ещё не знал, что эту статью написал Пушкин.

    Крылов на примере героев басни очень смешно показал, что, сколько бы люди занимались подхалимством, это не изменит мнение других людей о качестве из работы. В этой басне Крылова Кукушка и Петух расхваливают пение друг друга. Но пролетающий мимо воробей говорит им правду о их певческим способностях и тем самым намекает им о том, что похвальбы ничего не изменят.

    В последних строчках этой басни и написана мораль.

    Один хвалит другого только потому, что тот похвалил его. И не важно для них — истина это или просто лесть. Воробей же — не желает быть льстецом и поэтому говорит правду.

    Только глупый не сможет отличить лесть от правды.

    Кто не помнит содержания басни Крылова "Петух и кукушка" можно почитать его здесь. В этой басне два льстеца, в олицетворении петуха и кукушки нахваливают друг друга. Но сколько не льсти другому, не станет он талантливее. Вот в чем мораль басни.

    Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. Вот и вся мораль. Как выяснилось, эта басня была написана Крыловым по совершенно конкретному поводу и в ней высмеивалось подхалимство журналистов, которых звали — Греч и Булгарин.

    Мораль этой басни в том, что многие люди говорят друг другу, какие они хорошие и талантливые, чтобы угодить. А на самом деле таких людей в нашем обществе много, которые в глаза будут "петь" о том, что ты умница, а за глаза — рассказывать совсем другое.

    В басне Крылова "Кукушка и петух" высмеивается лесть, которую люди часто используют по отношению друг к другу. А также, что люди говорят часто не правду, а то что им выгодно. Похвала идет не за заслуги, а за такую же похвалу.

    Басня Ивана Сергеевича Крылова о том, что если нет таланта и умения, то от похвалы они не прибавятся. Лесть- вот главная тема произведения.

    Петух хвалит кукушку, а кукушка хвалит петуха, хотя на самом деле хвалить не за что.

    rus-poetry.ru

    Петух и Кукушка в льстивом диалоге

    Иван Андреевич Крылов - русский поэт, драматург, переводчик и академик - хорошо известен во всем мире. Жанр, в котором он особенно прославился, - басня. Петух и Кукушка, Лисица и Ворона, Стрекоза и Муравей, Осёл и Соловей - эти и многие другие образы, иносказательно обличающие разнообразные людские пороки, знакомы нам с детства.

    Как Крылов стал баснописцем

    Сочинять басни поэт стал почти случайно: перевел несколько творений француза Лафонтена, которого любил с ранней юности, опыт оказался удачным. Природное остроумие Крылова, тонкое языковое чутье и склонность к меткому народному словцу как нельзя лучше совпали с увлечением этим жанром. Подавляющее число из двухсот с лишним басен Крылова – оригинальные, созданные на основе личного опыта и наблюдений и не имеют аналогов среди трудов других баснописцев.

    У каждого народа есть свой более или менее знаменитый автор, обогативший национальную сокровищницу баснями и притчами. В Германии это Лессинг и Сакс, в Италии – Фаэрно и Вердицотти, во Франции – Одан и Лафонтен. Особую роль в возникновении и развитии жанра играет древнегреческий автор Эзоп. Всюду, где требовалось хлестко и точно высмеять явления, которые искажают и коверкают жизнь, на помощь приходила басня. Петух и Кукушка у Эзопа или иного поэта могут выступать в обличии других животных, насекомых или вещей, но суть басни останется неизменной: она сатирой излечивает безнравственность.

    Басня «Кукушка и Петух»

    Сюжет строится на диалоге двух дурно поющих птиц. Это очень забавная басня. Петух и Кукушка наперебой расхваливают пение друг друга. Все знают о том, что крик кочета совсем не мелодичен, недаром есть выражение «дать петуха», когда речь идет о сорванном голосе. Голос кукушки тоже трудно назвать благозвучным. Тем не менее Петух жалует Кукушку первой певицей леса, а та говорит, что он поет «лучше райской птички». Пролетающий мимо Воробей указывает задушевным собеседникам, что как бы они ни изощрялись в похвале, истина заключается в том, что их «музыка плоха».

    Но может быть, напрасно над ними смеется автор, и несправедлива басня? Петух и Кукушка – добрые друзья и поддерживают друг друга приятным словом – что же в этом плохого? Давайте посмотрим на динамику сюжета. Сначала Кукушка недалека от истины, она говорит, что Петух поет громко и важно. Тот в ответ дарит более вычурную похвалу. Кукушка благосклонно принимает льстивые слова, их она «век слушать» готова. Дифирамбы собеседника становятся еще цветистее и совсем не соответствуют действительности, хотя Петух и божится, что Кукушка поет «что твой соловей». Та благодарит, усердствует во взаимной похвале и тоже «по совести» уверяет, что ее слова подтвердит всякий. И как раз в это мгновение Воробей опровергает неумеренные речи обеих птиц. Автор умело подчеркивает, что угодливые восхваления героев неискренни, что на самом деле ни тот, ни другой не испытывают того восхищения, о котором говорят. Почему же они это делают? Мораль басни «Кукушка и Петух» очевидна: только потому, что получают ответную лесть.

    Как возникло произведение?

    Басня была опубликована в популярном сборнике «Сто русских литераторов» и снабжена карикатурой, изображавшей в виде Кукушки и Петуха двух современников Крылова - беллетриста Николая Греча и писателя Фаддея Булгарина. Этот дуэт был известен тем, что оба литератора неуемно нахваливали друг друга в печатных изданиях. В первоначальном варианте басни намек на реальные события выглядит ярче, а в морали звучит мысль о том, что, сколько бы герои ни «кадили» друг другу, таланту у них не прибавится. В окончательной редакции, однако, идея выведена за рамки частного случая. Благодаря этому и стала так актуальна эта басня Крылова. Петух и Кукушка нередко проглядывают в каждом из нас, когда мы лицемерно расхваливаем кого-то в расчете получить в свой адрес лестные слова.

    fb.ru

    Басня Крылова Кукушка и петух — Поэты и писатели

    Кукушка и петух рисунок

    Читать текст басни онлайн

    «Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —

    «А ты, Кукушечка, мой свет,

    Как тянешь плавно и протяжно:

    Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

    «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». —

    «А ты, красавица, божусь,

    Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

    Чтоб начала ты снова.

    Отколь такой берется голосок?

    И чист, и нежен, и высок.

    Да вы уж родом так: собою невелички,

    А песни — что твой соловей!» —

    «Спасибо, кум; зато, по совести моей,

    Поешь ты лучше райской птички.

    На всех ссылаюсь в этом я».

    Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

    Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —

    Все ваша музыка плоха. «

    За что же, не боясь греха,

    Кукушка хвалит Петуха?

    За то, что хвалит он Кукушку.

    Мораль басни Ивана Крылова Кукушка и петух

    Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —

    Все ваша музыка плоха. «

    За что же, не боясь греха,

    Кукушка хвалит Петуха?

    За то, что хвалит он Кукушку.

    Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

    Сколько ни хвали, а это не показатель таланта. Важен труд и упорство. Подробнее в анализе.

    Анализ басни Кукушка и петух, герои басни

    Сама повесть написана раньше, чем выпущена в 1841 году. Большинство писателей и критиков считают, что важная роль здесь отводится Булгарину и Гречу. Эти деятели льстили между собой без единой на то причины. Они делали это так часто, что данная басня именно о них.

    В данной повести можно увидеть, что не важно, как часто и сильно хвалишь другого, это не повлияет на его мнение к работе. Разные птицы Кукушка и Петух льстят одна другой за то, что как они считают пение одной из них лучше, чем пение другой. Петух хочет показать, что пение Кукушки похоже на пение соловья, а та считает, что Петух поет даже лучше, чем сама райская птичка. Правду они могут узнать только со стороны от кого-то. И этот кто-то является воробей, который говорит, что как бы они не старались петь красиво все равно у каждой, будет тот голосок, который есть.

    Получается, что Кукушка льстит Петуху потому, что он хвалит Кукушку. Воробей, который пролетает рядом знает, что как бы ты не хвалил, петь лучше не станешь. Крылов в данной басне показал мораль именно в конце. Часто если у человека высокая самооценка и он очень любит себя самого, ему нравится, когда его хвалят, то ради этого он готов льстить другим. Можно сказать, что басня является поучительной и в наше время. Чтобы иметь высокую самооценку, где-то утвердиться, то можно найти себе таких друзей где все будут хвалить друг друга и при этом не важно истина это или нет. Чтобы добиться своих целей, то корыстные и хитрые люди как раз, так и делают. Ведь если вспомнить фильм про Буратино, то в нем лиса Алиса и кот Базилио пели песню о том, что если человеку немного спеть, то потом можно с ним делать все что хочешь.

    В этой басне Крылов очень аккуратно показал на те недостатки, которые могут быть у человека. Он сделал это со стороны человека, с его складом ума. Басни Крылова похожи на русские народные сказки. Героями этих басен есть лисы, волки, петухи, птицы. Читатель воспринимает их как реальный образ. Можно встретить в басне пословицы и поговорки, которые часто используются сегодня в наше время. Бывает, что эти пословицы являются названием самой басни. В басне «Кукушка и Петух» зверям свойственны те качества, которые можно наблюдать в наше время у людей. Можно считать, что басни очень поучительны, поэтому стоит после их чтения обязательно размышлять и делать выводы. Ведь те характеры, которые присущи зверям в басне часто присущи людям.

    rus-poetry.ru

    И.А.Крылов. Басня "Кукушка и петух" (7 класс)

    Тема: И.А.Крылов. Басня "Кукушка и петух"

    Цели: 

    - продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

    - добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

    - развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;

    - развивать скорость техники чтения, выразительности при прочтении.

    - воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

    Оборудование: портрет, карточки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    - Прочитайте про себя имена и фамилии записанные на доске, обратите внимание на расстановку ударения.

    Эзоп, Лев Толстой, Сергей Михалков, Иван Крылов.

    Один из учащихся зачитывает вслух, вслух зачитывает и учитель.

    - Что общего между этими фамилиями? Кем были эти люди? (писатели, все они писали басни)

    Сейчас мы затрудняемся ответить на этот вопрос, вернемся к нему чуть позже.

    1. Первичное восприятие

    - Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Может кто-то из вас догадался, кто этот человек?

    Ответ на странице 84.

    - Да, это И.А.Крылов и герои его басен.

    Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника?

    - Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

    - А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.

    - Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему?(потому, что это очень трудный жанр)

    - Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:

    родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп

    Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

    1. актуализация знаний

    - А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)

    1. Речевая разминка

    Чтобы немного отдохнуть я предлагаю вам сыграть в игру "Подбери рифму" Вам надо быть очень внимательными. Каждому я раздаю по карточке, на которой напечатано слово. Прочитайте про себя его очень внимательно, обратите внимание на ударение, прочитайте еще раз. Первый учащийся зачитывает слово, а остальные ищут у кого окажется рифма к данному слову. Слово зачитывается.

    Важно-протяжно, свет-нет, готова-снова, голосок-высок, невелички-птички, я-друзья, греха-петуха.

                                                 Работа над пословицами.

    Хочешь, чтоб были полны закрома вставай с криком петуха. Чтобы достичь результата необходимо максимально выкладываться

       Сусек (засек, закром, сукром) — забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре, житнице. Предназначено для ссыпки зернового хлеба или хранения муки, закладки овощей и т. д. 

    Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот бы диво, кабы свое завела.  

    Многие виды кукушек откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, они в большинстве случаев вытесняют других птенцов. В итоге хозяин гнезда выкармливает только птенца кукушки.

    Работа над смыслом пословиц.

    О ком эти пословицы?

    Характерные особенности поведения птиц.

    - Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль - узнаем чему учит нас эта басня и будем работать над выразительным её чтением.

    1. Словарная работа.

    Куманек - встречается в разговорной речи. Так обращаются близкие друзья друг другу любя, или близкие родственники.

    Божусь – клянусь богом, говорю правду.

    Невелички – невелик, т. е. маленький.

     Райская птица – очень красивая, хорошая птица.

    Отколь – откуда

    Случась – случайно

    Примолвил – сказал

    Ссылаюсь на всех- мнение остальных.

    1. Чтение басни учащимися вслух по цепочке.

    2. Релаксация. Гимнастика для глаз.

    - Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

    - Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.)

    - Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

    Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

    1. Анализ басни.

    Мы вспомнили что такое басня.

    - Кто действующие лица басни?

    - Чем отличается басня от стихотворения?

    - Что такое мораль?

    - На чьи поступки похожи поступки животных в басне? Иносказание - словарная работа, разбор.

    - Расскажите, как кукушка и Петух хвалят друг друга.

    - Назовите всех персонажей басни.

    - Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?

    - Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

    - А как Кукушка обращается к Петуху.

    - Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

    - Как поют они на самом деле?

    - Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

    - Найдем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (карточки+-).

                    Петушок, кукушечка, куманёк, голосок, невелички, птички,

    1-Найди в тексте слова "петушок", "кукушечка","куманёк"," голосок" , "невелички", "птички".

    2-Найдите слова с суффиксами -ок-, -ечк-, -ичк-, -к-.

    3- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    - Почему их так много в этой басне?

    - Как автор относиться к героям?

    - Почему?

    - Оправдана ли их похвала в адрес друг друга?

    Физкультминутка.

    Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись.А теперь назад прогнулись.(наклон вперед, назад)Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считать, И совсем не уставать.(рывки руками перед грудью)Голова устала тожеТак давайте ей поможем!Вправо - влево, раз и два.Думай, думай, голова.(вращение головой)

    Хоть зарядка короткаОтдохнули мы слегка.

    1. Работа над моралью басни.

    Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.

    - Найдите и прочитайте мораль этой басни.

    давайте, найдем строки, которые стали пословицей.

    + самостоятельно, - по опорным словам.

    Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

    - Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

    Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

    1. Работа по формированию навыка чтения.

                Чтение басни по ролям. Интонационная работа, паузы, логические ударения.

    - Как передать характер Кукушки и Петуха?

    - Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах

              Дыхательная гимнастика.

    Подготовимся к выразительному чтению басни.

    -Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза

    -Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

    -Подуйте на свечку на маленькую, большую.

    Выразительное прочтение басни по ролям (-слова воробья).

    1. Домашнее задание.

    Выразительное прочтение басни по ролям(- отрывок, индивидуальные вопросы)

    1. Итог урока.

    Рефлексия.

    - Давайте подведём итог урока. Приготовьте карточки и выскажите мнение.

    сегодня я узнал:

    было интересно:

    было трудно:

    я выполнял задания:

    теперь я могу:

    я научился:

    infourok.ru

    И.А.Крылов. Басня "Кукушка и петух."

    7 класс

    Тема: И.А.Крылов. Басня "Кукушка и петух"

    Цели:

    - продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

    - добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

    - развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;

    - развивать скорость техники чтения, выразительности при прочтении.

    - воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

    Оборудование: портрет, карточки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    - Прочитайте про себя имена и фамилии записанные на доске, обратите внимание на расстановку ударения.

    Эзоп, Лев Толстой, Сергей Михалков, Иван Крылов.

    Один из учащихся зачитывает вслух, вслух зачитывает и учитель.

    - Что общего между этими фамилиями? Кем были эти люди? (писатели, все они писали басни)

    Сейчас мы затрудняемся ответить на этот вопрос, вернемся к нему чуть позже.

    1. Первичное восприятие

    - Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Может кто-то из вас догадался, кто этот человек?

    Ответ на странице 84.

    - Да, это И.А.Крылов и герои его басен.

    Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника?

    - Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

    - А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.

    - Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему?(потому, что это очень трудный жанр)

    - Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:

    родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп

    Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

    1. актуализация знаний

    - А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)

    1. Речевая разминка

    Чтобы немного отдохнуть я предлагаю вам сыграть в игру "Подбери рифму" Вам надо быть очень внимательными. Каждому я раздаю по карточке, на которой напечатано слово. Прочитайте про себя его очень внимательно, обратите внимание на ударение, прочитайте еще раз. Первый учащийся зачитывает слово, а остальные ищут у кого окажется рифма к данному слову. Слово зачитывается.

    Важно-протяжно, свет-нет, готова-снова, голосок-высок, невелички-птички, я-друзья, греха-петуха.

    Работа над пословицами.

    Хочешь, чтоб были полны закрома вставай с криком петуха. Чтобы достичь результата необходимо максимально выкладываться

    Сусек (засек, закром, сукром) — забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре, житнице. Предназначено для ссыпки зернового хлеба или хранения муки, закладки овощей и т. д. 

    Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот бы диво, кабы свое завела.  

    Многие виды кукушек откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, они в большинстве случаев вытесняют других птенцов. В итоге хозяин гнезда выкармливает только птенца кукушки.

    Работа над смыслом пословиц.

    О ком эти пословицы?

    Характерные особенности поведения птиц.

    - Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль - узнаем чему учит нас эта басня и будем работать над выразительным её чтением.

    1. Словарная работа.

    Куманек - встречается в разговорной речи. Так обращаются близкие друзья друг другу любя, или близкие родственники.

    Божусь – клянусь богом, говорю правду.

    Невелички – невелик, т. е. маленький.

     Райская птица – очень красивая, хорошая птица.

    Отколь – откуда

    Случась – случайно

    Примолвил – сказал

    Ссылаюсь на всех- мнение остальных.

    1. Чтение басни учащимися вслух по цепочке.

    2. Релаксация. Гимнастика для глаз.

    - Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

    - Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.)

    - Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

    Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

    1. Анализ басни.

    Мы вспомнили что такое басня.

    - Кто действующие лица басни?

    - Чем отличается басня от стихотворения?

    - Что такое мораль?

    - На чьи поступки похожи поступки животных в басне? Иносказание - словарная работа, разбор.

    - Расскажите, как кукушка и Петух хвалят друг друга.

    - Назовите всех персонажей басни.

    - Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?

    - Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

    - А как Кукушка обращается к Петуху.

    - Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

    - Как поют они на самом деле?

    - Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

    - Найдем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (карточки+-).

    Петушок, кукушечка, куманёк, голосок, невелички, птички,

    1-Найди в тексте слова "петушок", "кукушечка","куманёк"," голосок" , "невелички", "птички".

    2-Найдите слова с суффиксами -ок-, -ечк-, -ичк-, -к-.

    3- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    - Почему их так много в этой басне?

    - Как автор относиться к героям?

    - Почему?

    - Оправдана ли их похвала в адрес друг друга?

    Физкультминутка.

    Вновь у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись.А теперь назад прогнулись.(наклон вперед, назад)Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считать, И совсем не уставать.(рывки руками перед грудью)Голова устала тожеТак давайте ей поможем!Вправо - влево, раз и два.Думай, думай, голова.(вращение головой)

    Хоть зарядка короткаОтдохнули мы слегка.

    1. Работа над моралью басни.

    Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.

    - Найдите и прочитайте мораль этой басни.

    давайте, найдем строки, которые стали пословицей.

    + самостоятельно, - по опорным словам.

    Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

    - Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

    Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

    1. Работа по формированию навыка чтения.

    Чтение басни по ролям. Интонационная работа, паузы, логические ударения.

    - Как передать характер Кукушки и Петуха?

    - Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах

    Дыхательная гимнастика.

    Подготовимся к выразительному чтению басни.

    -Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза

    -Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

    -Подуйте на свечку на маленькую, большую.

    Выразительное прочтение басни по ролям (-слова воробья).

    1. Домашнее задание.

    Выразительное прочтение басни по ролям(- отрывок, индивидуальные вопросы)

    1. Итог урока.

    Рефлексия.

    - Давайте подведём итог урока. Приготовьте карточки и выскажите мнение.

    сегодня я узнал:

    было интересно:

    было трудно:

    я выполнял задания:

    теперь я могу:

    я научился:

    kopilkaurokov.ru