"Четыре желания" К.Д. Ушинский. Ушинский 4 желания
Отзыв о рассказе Ушинского «Четыре желания»
Главный герой рассказа Константина Ушинского «Четыре желания» — мальчик по имени Митя. Однажды зимой он катался на санках с горы, и на коньках по речному льду. Когда Митя пришел домой, он сказал отцу, что зима ему нравится, и он хочет, чтобы она была всегда. Отец предложил записать Митино желание к нему в записную книжку.
Настала весна и Мите очень понравилось бегать по зеленому лугу, гоняясь за бабочками. Он сообщил отцу о своем желании, чтобы всегда была весна. И это желание было занесено в записную книжку отца.
Летом Митя побывал на сенокосе. Он прыгал на душистом сене, ловил рыбу, собирал ягоды. Вечером Митя высказал пожелание, чтобы лето никогда не заканчивалось. Отец записал желание сына к себе в книжку.
А осенью, когда настала пора собирать урожай в саду, Митя начал восторгаться этим чудным временем года. Теперь он хотел, чтобы и осень длилась вечно. Тогда отец достал свою записную книжку и показал сыну, что то же самое он говорил и о других временах года.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить.
Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.
В рассказе мне понравился отец Мити, который придумал записывать пожелания сына в свою записную книжку, с тем, чтобы позже наглядно показать ему, что каждое время года прекрасно по-своему. Симпатию вызывает и мальчик Митя, который в любую погоду способен увидеть хорошее, выбрать себе занятие по душе. Мне нравится его положительный настрой, его добрые отношения с отцом. Митя любит природу, он близок к ней. Природа отдает великое даром — свежий воздух, солнце, красоту. Надо ценить природу и уметь видеть в ней прекрасное.
Какие пословицы подходят к рассказу Ушинского «Четыре желания»?
В зимний холод всякий молод.Весна красна цветами, а осень пирогами.Каково лето, таково и сено.У природы нет плохой погоды.
Ушинский Константин Дмитриевич"Четыре желания"
|
wiki.tgl.net.ru
"четыре желания" К.Д. Ушинский
Конспект НОД развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфтаблицы.
Образовательные задачи:
1. Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
2. Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
3. Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
4.Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,числе и падеже.
5. Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.
6. Совершенствовать правильное произношение определённых звуков в словах
Развивающие задачи:
1.Развивать коммуникативные и речевые навыки.
2.Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
3. Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
1.Формировать доброжелательность, инициативность.
2.Воспитывать умение слушать ответы других детей.
3.Воспитывать интерес к природе.
Методические приемы: беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент .
Виды детской деятельности:
- коммуникативная,
- двигательная,
- восприятие художественной литературы,
- игровая.
Материал: Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», морфтаблица, картинки с изображением разных времён года, картинка с мальчиком, смайлики ,блокнотики для детей.
Оформление доски
(морфтаблица)
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! -Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.
- молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки. Какие времена года вы знаете?,
- А сейчас поиграем в игру. Какие времена года вы знаете? Назовите первый и последний звук в этом слове. (зима,весна,лето,осень)
-А какое лето по цвету, весна по звукам, осень по вкусу, зима по температуре=
1.Игра «подбери признак»
-лето (какое по температуре?)- жаркое, теплое, горячееи т.д. -
- зима (какая по звуку?)- воющая,тихая, и т.д.
- осень (какая по вкусу?)- горькая, кислая,сладкая и т. д.
- весна (какая по цвету?)- зелёная,голубая,немного серая и т.д.
II. Основная часть.
1)Объявление темы.
- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)
- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? ( реплики детей)- Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать?(воспитатель читает рассказ К .Д.Ушинского «Четыре желания»)
2) Первичное чтение
-Ребята ,слушайте внимательно.
-О чем говориться в рассказе?
-кто главный герой?
3)Словарная работа (работа по тексту).
-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. -Что означает слово румяный? (красный, алый).-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)-Что значит, восторг (веселье, радость).
- Что такое сенокос(косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
- А сейчас давайте отдохнем!
4)Физкультминутка
-А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в противоположности.(дети встают в круг, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним- слово противоположное по смыслу)- Большой - маленький; - Хороший - плохой; - Высоко - низко;- Далеко – близко;- Толстый - тонкий.- Чистый - грязный;- Умный - глупый;- Болтливый - молчаливый- Открыто - закрыто.- Мокрый – сухой.- Ночь –день.
- Приходить –уходить- Холодный – горячий;- Идёт-стоит;- Говорит-молчит;- Медленно – быстро;- Тихо – громко;- Длинный - короткий;- Весёлый - грустный;
- Длинный- короткий
5)Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.
-Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.-А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать
Повторное чтение рассказа воспитателем.
-А сейчас я буду читать по частям и мы будем его с вами записывать схемами.
-Итак, слушайте начало рассказа.
1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
-О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте продолжение.
2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
-О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте дальше.
3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!И это желание Мити было записано в ту же книжку.
-О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
-Ребята, мы записали схемами этот рассказ. -Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно -Я предлагаю вам пересказать рассказ.
-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.
- Кто продолжит?
-Кто может рассказать историю с начало до конца?
III. Заключительная часть.
1)Итог занятия.
-Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)-Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).-Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
-Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
2)Рефлексия
-Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.-Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).
3)Сюрпризный момент
-За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках. -До свидания!
Приложение 1
Константин Дмитриевич Ушинский
Четыре желания.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
infourok.ru
Внеклассное чтение на тему: "К.Д.Ушинский. Четыре желания"
Урок внеклассного чтения 2 класс
Тема. Рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»
Цель: познакомить учащихся с рассказом К.Д.Ушинского «Четыре желания», раскрыть содержание рассказа, совершенствовать навыки осознанного, правильного чтения; учить находить основные признаки четырех времен года; обратить внимание на привлекательность всех времен года;
развивать речь учащихся, уметь правильно излагать свои мысли;
воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: презентация, книги, сюжетные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнем.
- Какими же мы будем на уроке?
У-умными
Р-рассудительными
О-организованными
К-культурными
- Ребята, пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее настроение, хорошие оценки.
II.Актуализация опорных знаний
1.Речевая разминка.
-На уроке мы будем много говорить, читать, поэтому давайте подготовимся к этому.
«Кто хочет разговаривать»
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.Вступительная беседа
- Давайте побываем в гостях у разных времён года. Ваши товарищи приготовили для вас загадки, внимательно послушайте и отгадайте их. Отгадки они покажут вам в картинках.
Айбек. Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
(ВЕСНОЙ ) называется.
- Ребята, кому нравится это время года? Почему?...
Олчей. Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют ( ЛЕТО)
- Кому нравится лето? Назовите месяцы лета…
Данил. Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
(ОСЕНЬ) золотая.
- Чем вам нравится осень?
Миша. Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка – (ЗИМА)
- Кому нравится зима?
- Почему?
III. Мотивация и сообщение темы урока
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц зимы?
- А какой праздник приближается?
- Что вы желаете получить от Деда Мороза?
-У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.
- Кто догадался, о чём будем читать на уроке?
- Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания». Постараемся раскрыть содержание рассказа, будем совершенствовать навыки осознанного, правильного чтения и будем учить находить основные признаки четырех времен года.
ІY.Изучение нового материала
1.Сообщение о К.Д.Ушинском.
- Сейчас Чингиз-Хаан прочитает сообщение о писателе Константине Дмитриевиче Ушинском.
2.Выставка книг.
- К.Д.Ушинский написал много книг для детей. Вот некоторые из них.
3. Метод «Корзина идей». Групповая работа.
- Как вы думаете, о чём идти речь в рассказе «Четыре желания?»
- О каких желаниях может идти речь в рассказе? Свои предположения запишите на листочках по группам.
Физминутка
4.Словарная работа. Слайд 3.
- Прежде чем познакомиться с текстом, давайте разберем незнакомые слова, которые нам встретятся.
Записная книжка - небольшая тетрадь или блокнот в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть.
Прелесть – так называют то, что очень нравится.
Сенокос – время, когда косят сено.
Восторг – радостные чувства.
5. Работа над произношением.
- А теперь поработаем над правильным произношением.
Накатался, замёрзшей, вволю, повеселился, в душистом.
6.Первичное восприятие.
- Ребята, давайте внимательно послушаем аудиозапись рассказа «Четыре желания».
7.Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ?
- Кто главный герой рассказа?
Гимнастика для глаз.
8.Вторичное восприятие и анализ.
А) Чтение вполголоса
- Прочитайте и ответьте на вопрос: «Почему Мите захотелось, чтобы всё время была зима?»
Б) Чтение по цепочке.
- Теперь читаем по цепочке и ответим на вопрос: «За что полюбил Митя весну?»
В) Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте ответы на следующие вопросы.
Что Митя делал летом?
Чем Мите понравилась осень?
10.Пересказ текста.
- Перескажите содержание рассказа по частям.
- Чем занимался Митя зимой?
- Что любил делать Митя весной?
- Что Митя делал летом?
- Почему Мите нравилась осень?
- Какое время года больше всего понравилось Мите? Подумайте и скажите.
- Какое время года нравится тебе? Почему?
- - Каждое время года имеет свои достоинства, свои праздники и отличается своими природными явлениями.
Y.Закрепление и обобщение полученных знаний
1. Инсценировка «Главное время года»
– Сейчас вы посмотрите инсценировку о временах года, которую приготовили ваши товарищи.
Учитель. Поспорили ребята, какое время года главное?
Алина. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
Ай-Белек. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.
Алина. Нет, лето! Летом можно купаться!
Миша. Зима – главное время года! И елка зимой, и Новый год зимой! И на санках кататься можно!
Кирилл. Весна - главное время года. Ведь весной птички прилетают, цветы расцветают.
Алина. А я говорю :- Лето! Ведь летом каникулы!
Учитель: Спорили ребята, спорили и решили к дяде Айыраш пойти, он комбайнер, он все знает.
Все: Дядя Айыраш, какое самое главное время года?
Комбайнер: «Летом и осенью земля трудиться – урожай дает людям. Зимой отдыхает, спит. А весной всходы дает. Поэтому ребята, все времена года нужны.
- А как вы думаете, какое время года самое лучшее?
2.Парная работа. «Угадай, какое высказывание зашифровано» Слайд.
Вывод: Все времена года нужны и важны!
-Вот и подходит наше путешествие по временам года к концу.
YI. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, так почему рассказ называется «Четыре желания?» Посмотрите в свои листочки, чьи предположения верны.
- У каждого из вас есть желание. Напишите свое желание на жёлтых ёлочных игрушках, которые лежат у вас на партах и прикрепите к ёлке на доске. Шепотом произнесите свое желание.
- Посмотрите, какая красивая ёлочка желаний у нас получилась. А чтобы желание сбылось, давайте все вместе произнесем слова: Пусть сбудутся все наши мечты.
- Ребята, понравился вам урок? Урок достиг цели, которую мы поставили в начале урока?
-Оцените свою работу на уроке. Слайд.
- Ребята, если вам на уроке было интересно, вы хорошо работали и помогали другим, поняли материал, то прикрепите к нашей ёлочке – красные игрушки. А если вам было скучно, просто отдыхали и ничего не поняли – синие игрушки.
Прием рефлексии
«Оцени себя на уроке»
Урок был Я на уроке Итог
1.интересным 1.работал 1.понял материал
2.скучным 2.отдыхал 2.узнал больше, чем знал
3.полезным 3.помогал другим 3.не понял
---Оценивание учащихся.
YII. Домашнее задание.
- Нарисовать своё любимое время года.
«Четыре желания».
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец.Митя записал.Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года!Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Константин Ушинский.
девочки – белые блузки, большие белые бантики, тёмно-синие юбки, белые колготки, туфельки.14 декабря учимся в 8 часов. Будет открытый урок по чтению директорам и завучам всех школ города. Поэтому учим все предложения, которые даю. Читайте рассказ «Четыре желания». Учите пересказывать. В этот день приходите в парадной форме: мальчики – белые рубашки, галстуки, тёмно-синие брюки, ботинки; девочки – белые блузки, большие белые бантики, тёмно-синие юбки, белые колготки, туфельки.
14 декабря учимся в 8 часов. Будет открытый урок по чтению директорам и завучам всех школ города. Поэтому учим все предложения, которые даю. Читайте рассказ «Четыре желания». Учите пересказывать. В этот день приходите в парадной форме: мальчики – белые рубашки, галстуки, тёмно-синие брюки, ботинки; девочки – белые блузки, большие белые бантики, тёмно-синие юбки, белые колготки, туфельки.
14 декабря учимся в 8 часов. Будет открытый урок по чтению директорам и завучам всех школ города. Поэтому учим все предложения, которые даю. Читайте рассказ «Четыре желания». Учите пересказывать. В этот день приходите в парадной форме: мальчики – белые рубашки, галстуки, тёмно-синие брюки, ботинки; девочки – белые блузки, большие белые бантики, тёмно-синие юбки, белые колготки, туфельки.
14 декабря учимся в 8 часов. Будет открытый урок по чтению директорам и завучам всех школ города. Поэтому учим все предложения, которые даю. Читайте рассказ «Четыре желания». Учите пересказывать. В этот день приходите в парадной форме: мальчики – белые рубашки, галстуки, тёмно-синие брюки, ботинки; девочки – белые блузки, большие белые бантики, тёмно-синие юбки, белые колготки, туфельки.
14 декабря учимся в 8 часов. Будет открытый урок по чтению директорам и завучам всех школ города. Поэтому учим все предложения, которые даю. Читайте рассказ «Четыре желания». Учите пересказывать. В этот день приходите в парадной форме: мальчики – белые рубашки, галстуки, тёмно-синие брюки, ботинки; девочки – белые блузки, большие белые бантики, тёмно-синие юбки, белые колготки, туфельки.
infourok.ru